Конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей. Великий Новгород делится со страной таким опытом вместе с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения «тико». Что такое тико? Консультации для воспитателей в детском саду
Консультации для педагогов "Технология ТИКО - моделирования для развития детей дошкольного возраста"
Лучший способ сделать ребенка хорошим - это сделать его счастливым О. Уайльд.Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного возраста.
Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО?
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34
«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»
Консультация
на тему:
«ТИКО – моделирование в детском саду»
Подготовила:
Т.А. Комарова воспитатель
старшей группы
г.Никольское
2017 г.
ТИКО – моделирование
в детском саду
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
Создание развивающей среды;
Организация развивающих занятий;
Реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.
Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34
«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»
Консультация
на тему:
«ТИКО – моделирование в детском саду»
Подготовила:
Т.А. Комарова воспитатель
старшей группы
г.Никольское
2017 г.
ТИКО – моделирование
в детском саду
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
Создание развивающей среды;
Организация развивающих занятий;
Реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.
Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Приложенные файлы
Ирина Иванова
Инновационная образовательная технология «Тико - моделирование» в развитии детей дошкольного возраста
«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта»
Жан Жак Пиаже
(Швейцарский психолог и философ)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству .
Задача современного педагога : научить дошкольников основам технического творчества : конструирования, легоконструирования, техно- моделирования , робототехники , используя современные виды конструкторов.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.
В конце прошлого учебного года в нашей группе появился первый ТИКО –конструктор . Что такое ТИКО ?
ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС» , автор технологии ТИКО - моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников .
Актуальность работы с ТИКО :
обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
развитие мелкой моторики ;
развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
обеспечение развития детского технического творчества .
Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как :
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие );
позволяют педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;
формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна : формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором ТИКО , дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида) .
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.
Как известно, развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития . Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО .
ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях :
1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО -конструктора детали декораций и персонажи для сказок;
2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО -деталей ;
3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель , транспорт ит. д. ;
4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;ит. д.
Таким образом , созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками , инструкциями, чертежами,
развивается логическое мышление , коммуникативные навыки.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста . Увлеченные в процесс моделирования и конструирования , дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи .
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника . Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов , решая проблемы по созданию развивающей среды ; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей , а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками .
Веснина Ольга Николаевна
Должность:
педагог дополнительного образования
Учебное заведение:
МАУ ДО Дом детского творчества г. Тобольска
Населённый пункт:
город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала:
статья
Тема:
"Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"
Дата публикации:
13.12.2017
Раздел:
дополнительное образование
Тема: «Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для
развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста»
Веснина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Дом детского творчества г.Тобольска»
Формирование мотивации развития и обучения младших школьников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня
перед педагогом в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов,
концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие
компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных
сферах дальнейшей жизни. Активность ребенка признается главной основой его развития
– знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной
деятельности,
организуемой
педагогом.
Образовательная
заключается
организации
провоцирующих
действие.
огромное
значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится
конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы,
деятельности,
способствующий
развитию
исследовательской
деятельности,
творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый
ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательской,
творческой
деятельности,
технического
творчества,
развития
конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС требует от педагогов организации инновационной
развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом
конструктивно-модельная
деятельность
является
идеальной
которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре,
посредством
образовательных
конструкторов
значительно
разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие
конструкторско-модельной
деятельности
школьников,
позволил
познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) педагогов г. Великий Новгород.
Логинова
программы
внеурочной
деятельности
Геометрика»,
руководитель
городского
«ТИКО-мастера»
детского
(юношеского)
творчества
Голикова
В.Новгород,
аспирант
Санкт-Петербургской
академии
постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов В. Новгорода и
С-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода
этот конструктор обрел статус эффективного педагогического
инструмента в глазах
педагогов дошкольных учреждений и школ.
Образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО - это
развивающий
материал,
позволяющий разнообразить процесс обучения,
замечательный
инструмент
научно-технического
моделирования
(конструирования).
В основе нашего инновационного проекта: идея внедрить технологию ТИКО-
моделирования
образовательный
учреждения
дополнительного
образования,
ТИКО-конструкторами
целенаправленным
процессом,
внедрения
конструкторов
поколения,
привлечь
родителей
совместному техническому творчеству.
Цель проекта: создание современной образовательной среды, способствующей
развитию творческих способностей, конструктивного мышления у младших школьников,
применение
технологии
ТИКО-моделирования
интеграции
образовательных
областей.
Задачи проекта:
Разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы
конструктором
ориентированной
мотивационно-деятельностный
характер
взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и
деятельности;
психолого-педагогические
способствующие
интеграции
образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса,
направленного
развитие
творческих
способностей,
конструктивного
мышления
воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования;
Разработать и апробировать на практике дополнительную образовательную программу
конструкторско-модельной направленности «ТИКО-моделирование»
с использованием
конструкторов ТИКО для детей начиная со старшего дошкольного возраста;
разработать
диагностический
инструментарий,
позволяющий
определить
сформированности
конструктивного
мышления
младшего
школьного
возраста;
повысить
родителей
ТИКО-конструированию
организацию
активных
форм работы с родителями и детьми.
Актуальность технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, т.к.
является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников,
обеспечивающих
интеграцию
образовательных
областей;
познавательное
развитие:
техническое
конструирование,
воплощение
ТИКО-конструктора;
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из
ТИКО-конструктора;
физическое
развитие:
координация
движения,
моторика рук; социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка
взрослыми,
становление
самостоятельности,
целенаправленности
саморегуляции
собственных действий; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), т.к. процесс конструирования
часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом
многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-
активной
личности,
формирует
сотворчества;
объединяет
исследовательской
экспериментальной
деятельностью,
предоставляют
возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.