Козьма Солдатёнков: русский медичи и щедрый спонсор. Жизнь достойная восхищения. Солдатенков Козьма Терентьевич

22 октября 1818 года в Москве родился — московский предприниматель, текстильный фабрикант и крупный книгоиздатель. Владелец художественной галереи и старинного нарышкинского имения «Кунцево» .

Когда вышел манифест об отмене крепостного права, по крестьянской стране пошел слух: на самом деле царь ничего не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил всех крестьян и отпустил на волю. Эта история о том, как фатально внешнее заслоняет главное — своего рода благотворительная притча. Козьма Терентьевич Солдатенков — одна из наиболее необычных фигур в истории российского меценатства. Современник Павла Михайловича Третьякова , он занимался вроде бы примерно тем же самым — зарабатывал деньги, а на заработанное покупал картины выдающихся или, по крайней мере, перспективных художников. Подчас одних и тех же художников. Тем не менее отношение в богемном обществе к ним было разное.

Павла Михайловича любили, уважали и побаивались. Когда он появлялся в чьей-то мастерской, его встречали с трепетом. Демонстрировали все самое яркое и интересное. Сами готовы были приплатить, лишь бы картина оказалась в знаменитой галерее. Да и не надо было Третьякову посещать все эти мастерские — сами к нему шли, и сами приносили, и показывали, и с трепетом ждали решения. Совершенно равнодушный к алкоголю, презирающий любую праздность, Павел Третьяков дорожил каждой минутой своего времени. Когда к супруге приходили гости, сразу же уходил в свой кабинет. И этот образ жизни, эта неземная, а какая-то космическая отстраненность от мирских благ, делали знакомство с Третьяковым еще более заманчивым, более статусным.

Совсем другое дело — Солдатенков. Он был старше Третьякова на 14 лет, но когда Павел Михайлович решил заняться коллекционированием в 1850-х годах,он даже не вспомнил о существовании Козьмы Терентьевича. А между тем в своем особняке по нынешнему адресу Мясницкая, дом № 37 , царствовал Козьма Терентьевич Солдатенков, «мясницкий меценат », как его прозывали художники. Или «мясницкий Медичи », но это уже с оттенком иронии.

Вера Павловна , дочь Третьякова, так описывала Солдатенкова:

Он всегда летом ходил в сером сюртуке, в серой накидке и серой фетровой шляпе с большими полями. Он был небольшого роста, плотный, широкий, с некрасивым, но умным, выразительным лицом… Носил небольшую бородку и довольно длинные волосы, зачесанные назад; в нем чувствовалась большая сила, физическая и душевная, нередко встречающаяся у русских старообрядцев.

А вот еще одно описание внешности Козьмы Терентьевича:

Это был человек лет сорока, довольно тучный и некрасивый, рябой, с небольшими свиными глазками; говорил он очень поспешно и как бы путаясь в словах; размахивал руками, ногами семенил, похохатывал… вообще производил впечатление парня дурковатого, избалованного и крайне самолюбивого. Сам он почитал себя человеком образованным, потому что одевался по-немецки и жил хотя грязненько, да открыто, знался с людьми богатыми — и в театр ездил, и протежировал каскадных актрис, с которыми изъяснялся на каком-то необычайном, якобы французском языке. Жажда популярности была его главною страстью: греми, мол, Голушкин, по всему свету! То Суворов или Потемкин — а то Капитон Голушкин! Эта же самая страсть, победившая в нем прирожденную скупость, бросила его, как он не без самодовольства выражался, в оппозицию (прежде он говорил просто «в позицию», но потом его научили) — свела его с нигилистами: он высказывал самые крайние мнения, трунил над собственным староверством, ел в пост скоромное, играл в карты, а шампанское пил, как воду. И все сходило ему с рук; потому, говорил он, у меня всякое, где следует, начальство закуплено, всякая прореха зашита, все рты заткнуты, все уши завешены.

На такое можно было бы и в суд подать, да только автор этих строк подстраховался. Это описание купца Голушкина , выведенного И. С. Тургеневым в романе «Новь» . Все прекрасно понимали, с кого именно был списан Голушкин, подхихикивали в кулуарах, но предпочитали молчать, дабы не отвести от себя тех щедрот, которыми Козьма Терентьевич охотно одаривал своих богемных современников.

Казалось, Солдатенков сам не верил, что достоин общаться с этими волшебными людьми, дышать с ними одним воздухом, разделять общую трапезу. Он вообще был склонен принижать свои заслуги. Все, что затевал Козьма Терентьевич, казалось ему несерьезным и вторичным.

Известен случай, как он выпустил роскошнейший сборник Некрасова с цветными иллюстрациями высочайшего качества и золотым обрезом. Ему советовали отдать тираж по 5 рублей с книги, но Солдатенков лишь посмеивался — вот, дескать, шутники. Отдал по полтора рубля, имея прибыли по двадцати копеек с экземпляра.

Тираж разошелся в два дня. На третий день у букинистов тот Некрасов шел уже по шесть рублей. Цена продолжала расти, и приехавший в Москву писатель Александр Дюма ужасно радовался выгодному приобретению — он нашел эту книгу за шестнадцать рублей, а везде она стоила сорок.

На упреки в такого рода промахах, а также на пренебрежительное отношение к себе, купец не обижался. Он вовсю радовался жизни, и не без оснований считал, что ему повезло. Актер Михаил Щепкин раскрывал причину этой радости, поясняя заодно и некоторую наивность в делах, связанных с искусством:

Солдатенков родился и вырос в очень грубой и невежественной среде рогожской окраины Москвы, не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах». Он был счастлив тому, что имеет, и напутствовал своего сына: «Пиши, Ванька, станешь писателем — все состояние на тебя отпишу».

Один из современников описывал «жилью » Козьмы Терентьевича:

В спальне над кроватью хозяина висит «Мадонна» работы Плокгорста, а в одной из комнат мезонина — оригинал «Магдалины», молящейся перед распятием, работы Маеса, которая в литографиях и разных копиях обошла всю Россию. В кабинете хозяина, в углу задней стены, найдете Вы всем известные по рисункам оригиналы двух федотовских жанров: «Вдовушка» и «Завтрак аристократа». Между ландшафтами можно встретить «Зиму» Мещерского, «Морские виды» Орловского, «Сорренто» Боголюбова и четыре картины Айвазовского: «Обоз чумаков в степи», «Остров Патмос», «Морской вид» и «Ялта»: две картины Лагерис принадлежат к его лучшим вещам: «Капри» и «Понтийские болота». Постоите Вы и перед «Лесом» Шишкина.

А знаменитый собиратель Алексей Бахрушин писал:

Дом его — музей, в котором я был один раз, что считаю за честь и удовольствие, как и посещение Третьяковской галереи.

Денег на картины Солдатенков не жалел, в отличии все от того же Третьякова, который любил торговаться с художниками до копейки. Тратил их щедро и с легкостью. Гонорарами не ограничивался — столы ломились на Мясницкой от угощения для богемных деятелей.

А в благодарность получал по большей части издевательства. «Чо же это вы, Козьма Терентьевич, спаржей нас не угостите? » — съязвил как-то один из многочисленных нахлебников. «Спаржа, батенька, кусается,— пять рублей фунт », — ответил простоватый Солдатенков. И породил тем самым новую волну анекдотов.

Когда же на просьбу никому не известного археолога финансировать абсолютно бессмысленную, но при этом весьма затратную экспедицию, Солдатенков ответил отказом, то получил прямо при всем присутствовавшем обществе: «Вы не Козьма Медичи, а какой-то Козьма-кучер ».

Актер Малого театра Д. Т. Ленский сочинял стишки:

Обед нам был весьма негоден,
немного было и ума;
нам речи говорил Погодин,
а деньги заплатил Кузьма.

Да что там говорить: сам Чехов , который на протяжении многих поколений почитается образцом русского интеллигента (вспомним довлатовское «однако похожим быть хочется только на Чехова »), присоединился ко всеобщему смеху. Однажды, явившись в особняк на Мясницкой, Антон Павлович принялся рассматривать последнюю коллекцию картин и при этом похмыкивал. «Что, картины плохи? » — расстроился меценат. «Нет, картины-то хороши, но что же вы, Козьма Терентьевич, так дурно их развесили? ».

А Солдатенков между тем считал свои затраты на искусство недостаточными для оправдания собственного пребывания на земле. Ведь все эти картины, книги и скульптуры покупались, по большому счету, для себя. А что же для других?

А теперь — о главном. Конечно, интересно знать, что наш герой был первым владельцем «Леса» Шишкина, но разве это так уж важно?

Козьма Терентьевич был членом попечительского совета Художественно-промышленного музея, действительным членом общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, членом совета благотворительного общества при Басманной больнице, членом Попечительского комитета женских курсов Герье, основателем Богадельни коммерции советника К. Т. Солдатенкова.

После смерти Козьмы Терентьевича, согласно его завещанию, большая часть его капитала пошла на строительство одной из крупнейших московских больниц — бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. В советское время эта больница была известна как Боткинская, и лишь сравнительно недавно ей было возвращено историческое название — Солдатенковская. А в 1990 году здесь, на территории больницы, открыли памятник меценату. То есть наш Солдатенков построил Боткинскую больницу.

А когда в 1861 году вышел царский манифест об отмене крепостного права, по стране сразу пошел слух — дескать, на самом деле царь ничего такого не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил у помещиков всех крестьян и отпустил их на волю. И этот случай говорит о личности Козьмы Терентьевича гораздо больше, чем все многочисленные мемуары, анекдоты, цифры и прочие исторические документы.


Солдатёнков Козьма Терентьевич (1818, Москва — 1901, Кунцево , близ Москвы), предприниматель, издатель, библиофил, коллекционер, один из крупнейших московских благотворителей, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, академик петербургской Академии художеств. Коммерции советник. Из купеческой старообрядческой семьи. Систематического образования не получил. С детства участвовал в деле отца, унаследовал его и в 1850-х гг. стал одним из наиболее крупных торговцев хлопчатобумажной пряжей в России. Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы — Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий (1857, член правления), Московского страхового от огня общества (1858, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). Один из главных организаторов мануфактурных фирм — «Товарищество Гюбнера Альберта» (1871), Товарищество «Эмиль Циндель» (1874), Товарищество Даниловской мануфактуры (1876), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К о » (1873).

Член Коммерческого суда (1854—58), член и старшина Московского биржевого комитета (1855—58); во время Крымской войны 1853—56 член Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855—56). Состоял членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборным Московского купеческого общества, гласным Московской городской думы (1863—73), членом попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), почётным членом совета Московского коммерческого училища, членом совета благотворительного общества при Басманной больнице.

В начале 1850-х гг. Солдатёнков сблизился с кружком московских западников во главе с Т.Н. Грановским. С 1856 занимался издательской деятельностью (до 1862 совместно с Н.М. Щепкиным), затем под единоличной фирмой «К.Т. Солдатёнков». Издавал: сочинения писателей Д.В. Григоровича, А.В. Кольцова, С.Я. Надсона, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарёва, Н.А. Полевого, Я.П. Полонского, И.С. Тургенева, А.А. Фета и др.; историков — Т.Н. Грановского, И.Е. Забелина, Н.И. Зибера, В.О. Ключевского, переводы трудов иностранных учёных; памятники мировой классики. С 1840-х гг. увлёкся коллекционированием. Основу его художественного собрания составляла картинная галерея. После покупки полотна К.П. Брюллова «Вирсавия» (1852) Солдатёнков начал собирать картины исключительно русских художников. В том же году во время первой заграничной поездки Солдатёнков познакомился с русскими художниками в Риме. Приобрёл 7 этюдов у А.А. Иванова, в том числе эскиз картины «Явление Христа народу». При составлении собрания пользовался советами Иванова. В коллекцию Солдатёнкова входили произведения В.А. Тропинина («Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль »), П.А. Федотова («Завтрак аристократа»), В.Г. Перова («Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»), И.И. Левитана («Весна — большая вода») и др., сотни гравюр и рисунков, а также скульптуры М.А. Чижова, М.М. Антокольского, Н.А. Лаверецкого, Н.А. Рамазанова (скульптурные бюсты А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова). В художественное собрание входило и несколько десятков произведений западноевропейского искусства — картины и копии с античных скульптур.

Библиотека Солдатёнкова к 1901 насчитывала около 20 тыс. книг на русском языке (историческая, философская, художественная литература, книги по искусству).

Коллекция Солдатёнкова, со временем получившая широкую известность в Москве, с середины 1850-х гг. размещалась в его доме (Мясницкая улица , 37) и была доступна для обозрения. Этот особняк, построенный в 1770—80-х гг., включал в себя палаты конца XVII в. После Отечественной войны 1812 был перестроен (архитекторы О.И. Бове и А.Г. Григорьев) и получил ампирный облик. Вторично перестроен, став собственностью Солдатёнкова. По его заказу архитектор А.И. Резанов возвёл дополнительный объём для парадного вестибюля, придал новое декоративное оформление фасадам, изменил колоннаду портика. В соответствии с желанием Солдатёнкова наилучшим образом разместить своё художественное собрание в особняке появились комнаты с пышным декоративным оформлением — «помпейская», «византийская», «античная», «мавританская», «светёлка».

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы главным образом строгановской школы. К числу ценнейших относились подписные иконы XVI в. — «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина. Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублёва, приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре.

В доме Солдатёнкова бывали И.С. Аксаков, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, И.Е. Забелин и др. В его подмосковном имении Кунцево (приобретено у В.Л. Нарышкина в 1865) устраивались славившиеся изысканностью обеды, шумные фейерверки и балы.

Свою коллекцию русской живописи, книги по искусству (8 тыс. томов) и 15 тыс. экземпляров журналов Солдатёнков завещал Румянцевскому музею, где они экспонировались в двух залах до ликвидации музея в 1925; затем переданы в Третьяковскую галерею, Русский музей и др., книги — в Государственную библиотеку имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Часть икон по завещанию поступила в Покровский собор Рогожского кладбища.

В 1866 Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К.Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (Мещанская улица, 15) и капитал в 15 тыс. рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем. В 1870—82 передал Московскому купеческому обществу средства на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. В 1889 внёс средства в Московское городское общественное управление на призрение душевнобольных, в 1900 — на постройку богадельни Яузского попечительства о бедных . По духовному завещанию Солдатёнкова на его средства построены городская больница для бедных «без различия званий, сословий и религий» (носила его имя; ныне Городская клиническая больница имени С.П. Боткина (Боткинская больница), 2-й Боткинский проезд, 5; в 1992 у здания администрации установлен памятник Солдатёнкову), ремесленное училище имени К.Т. Солдатёнкова (открыто в 1909 в трёхэтажном здании на Донской улице).

Солдатёнков пожертвовал также средства на содержание Богаделенного дома при Рогожском кладбище, на стипендии и пособия нуждающимся студентам Московского университета, на стипендии учащимся московских гимназий, Арнольдо-Третьяковскому училищу глухонемых, на пособия невестам и рекрутам, а также на уплату земских повинностей крестьянского общества деревни Прокунино Московской губернии. Похоронен на Рогожском кладбище.

Литература: [Андреев А.], Картинная галерея К.Т. Солдатёнкова, в книге: Картинные галереи Европы, т. 1, СПб., 1862; Иллюстрированный каталог картинной галереи Московских Публичного и Румянцевского музеев. Собрание К.Т. Солдатёнкова, М., 1901; Отчет Московских Публичного и Румянцевского музеев за 1901 год, М., 1902; Московские Публичный и Румянцевский музеи. Каталог картинной галереи, завещанной поч. чл. музеев коммерции советником К.Т. Солдатенковым, М., 1901; П.Б. [Боборыкин П.Д.], Письма о Москве. Письмо третье, «Вестник Европы», 1881, № 7; Толстяков А.П., Издатель К.Т. Солдатёнков и русские писатели, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, в. 25, М., 1972; Белов С.В., Толстяков А.П., Русские издатели конца XIX — начала XX вв., Л., 1976; Толстяков А.П., Люди мысли и добра. Русские издатели К.Т. Солдатёнков и Н.П. Поляков, М., 1984; Боханов А.Н., Коллекционеры и меценаты в России, М., 1989, с. 17—20.

Н.М. Полунина, А.И. Фролов, Г.Н. Ульянова.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Солдатёнков Козьма Терентьевич" в других словарях:

    Солдатёнков, Козьма Терентьевич - Козьма Терентьевич Солдатёнков. Солдатенков,Козьма Терентьевич СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818 1901), российский предприниматель, издатель, владелец художественной галереи. Из купцов–старообрядцев. Имел текстильные предприятия. В 1856… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1818 1901), предприниматель, меценат. Основал в Москве в 1856 издательство. Выпустил первое собрание сочинений В. Г. Белинского, произведений Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, Н. П. Огарёва, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Д. В. Григоровича,… … Энциклопедический словарь

    Солдатёнков Козьма Терентьевич - (1818 1901) деятель культуры, коммерсант миллионер, меценат, книгоиздатель. Род. в семье купца старообрядца. С течением времени стал крупным текстильным фабрикантом. Не получив систематич. образования, С. отличался незаурядным природным умом и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь Русская история

    Козьма Терентьевич (1818 1901), российский предприниматель, издатель, владелец художественной галереи. Из купцов старообрядцев. Имел текстильные предприятия. В 1856 основал издательство в Москве, выпустил первое собрание сочинений В.Г. Белинского … Современная энциклопедия

    Солдатёнков К. Т. - СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818–1901), предприниматель, меценат. В 1856 основал в Москве изд во, выпустившее первое собр. соч. В. Г. Белинского, произв. Н. А. Некрасова, А. А. Фета, А. В. Кольцова, И. С. Тургенева и др., труды Т. Н.… … Биографический словарь

    Козьма Терентьевич , русский прогрессивный книгоиздатель, владелец художественной галереи. Родился в семье купца. Был крупным текстильным фабрикантом. В начале 1850… … Большая советская энциклопедия

    Предприниматели. Родоначальник — Егор Васильевич (около 1752 — не ранее 1830), выходец из крестьян деревни Прокунино, московский купец 2 й гильдии (с 1797). В 1810 имел собственный дом в Рогожской части Москвы, в 1819, продолжая жить в … Москва (энциклопедия)

московский предприниматель, старообрядец, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи

Биография

Козьма Солдатёнков родился в Москве, в купеческой семье. Его дед Егор Васильевич родился в деревне, расположенной близ Павловского Посада , организовал там же в 1874 году небольшое шёлкоткацкое производство, где сам работал на станке вместе с двумя сыновьями Терентием и Константином. Сыновья вскоре переселились в Москву. Дела вели толково и стали владельцами ткацкой фабрики, где трудились около сотни наёмных рабочих, выпускавших шёлковые ткани. Торговали они также бумажной пряжей и хлопком.

К. Т. Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.

В 1852 году после смерти старшего брата Ивана Терентьевича стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847-1910).

Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (К. П. Брюллов , А. А. Иванов , В. Г. Перов , П. А. Федотов и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат В. П. Боткина искусствовед Николай Петрович Боткин и художник Александр Андреевич Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи».

Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы - Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). Один из главных организаторов мануфактурных фирм - «Товарищество Гюбнера Альберта» (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).

Солдатёнков: член Коммерческого суда (1854-1858), член и старшина Московского биржевого комитета (1855-1858); во время Крымской войны - член Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855-1856), член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборный Московского купеческого общества, гласный Московской городской думы (1863-1873), член попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительный член Общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, член совета благотворительного общества при Басманной больнице, член Попечительного комитета женских курсов В. Герье. В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (Бывшая 4-я Мещанская, теперь - Мещанская улица, 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем. В 1894 году Солдатёнков перевёл 2 400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки И. В. Цветаеву , собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств.

Скончался 19 мая (1 июня) 1901 и погребен на Рогожском кладбище. К сожалению, советские годы не пощадили ни могилу Козьмы Терентьевича Солдатенкова, ни большую усыпальницу купцов-старообрядцев Солдатёнковых (участок 4 кладбища).

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Иллюстрация: Портрет К.Т.Солдатенкова (офорт, Рундальцев)

Солдатёнков Козьма Терентьевич (10.10.1818 - 19.05..1901) - предприниматель, издатель, библиофил, коллекционер, один из крупнейших московских благотворителей, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, академик петербургской Академии художеств. Коммерции советник.

Родился в купеческой старообрядческой семье, систематического образования не получил, большую часть своего времени проводя (как и его старший брат Иван) в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела. В двадцать один год Солдатёнков стал самостоятельно вести дела и, кроме торговли пряжей, занялся дисконтом и стал пайщиком ряда крупных торгово-промышленных фирм. Унаследовал дело отца и в 1850-х гг. стал одним из наиболее крупных торговцев хлопчатобумажной пряжей в России.

В начале 1850-х гг. Солдатёнков сблизился с кружком московских западников во главе с Т.Н.Грановским. В 1856г. Солдатёнков в партнёрстве с Николаем Михайловичем Щепкиным открыл Товарищество книгоиздания К.Солдатёнкова и Н.Щепкина (Первой книгой компании стали «Стихотворения» А.В. Кольцова, выпущенные в феврале 1856 года), а в 1857 - открыл книжный магазин.

Издательская фирма не преследовала коммерческих целей: партнёры издавали труды передовых и малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов. Здесь было выпущено первое в России 12-томное собрание сочинений В.Г.Белинского, а также сочинения Т.Н.Грановского, стихи Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, Н.П.Огарёва, Д.В.Григоровича, сборники «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» А.Н.Афанасьева. С 1895 года по инициативе и под редакцией М.П.Щепкина выходила «Библиотека экономистов» (11 выпусков: произведения А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Милля, Д.Юма). Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоимость была невысокой, поэтому тиражи быстро раскупались.

К 1862 году партнёрство Щепкина и Солдатёнкова распалось, и Козьма Терентьевич продолжил издательскую деятельность один, под единоличной фирмой «К.Т.Солдатёнков» , сохранив просветительскую политику предприятия. Он издавал произведения И.С.Тургенева (первое издание «Отцов и детей» - были первой книгой, выпущенной Солдатенковым в 1862 году под своей единоличной фирмой), стихи А.А.Фета, Я.П.Полонского, С.Я.Надсона, исторические труды Василия Ключевского. Солдатенковым было издано более 30 оригинальных трудов русских ученых. Ученые чаще всего издавали свои работы на собственные средства. Выпустил немало книг российских историков, в том числе труды Ключевского. Им были выпущены «Очерки первобытной экономической культуры» Зибера, «Всеобщая история» Вебера (в переводе Николая Чернышевского), «Римская история» Моммзена, «История упадка Римской империи» Гиббона. К тому же Солдатёнков издавал дешёвые учебники и книги для чтения для крестьянских детей.

В доме Солдатёнкова бывали И.С.Аксаков, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, И.Е.Забелин и др. В его подмосковном имении Кунцево (приобретено у В.Л.Нарышкина в 1865) устраивались славившиеся изысканностью обеды, шумные фейерверки и балы. Ряд исследователей указывают, что Тургенев использовал, сатирически заострив, некоторые черты характера и факты биографии Солдатенкова при создании образа купца Капитона Голушкина в романе «Новь». Собственная домашняя библиотека Солдатёнкова к 1901 году насчитывала около 20 тыс. книг на русском языке (историческая, философская, художественная литература, книги по искусству).

С 1840-х гг. увлёкся коллекционированием. Основу его художественного собрания составляла картинная галерея. После покупки полотна К.П.Брюллова «Вирсавия» (1852) Солдатёнков начал собирать картины исключительно русских художников. В том же году во время первой заграничной поездки Солдатёнков познакомился с русскими художниками в Риме. Приобрёл 7 этюдов у А.А.Иванова, в том числе эскиз картины «Явление Христа народу». При составлении собрания пользовался советами Иванова. В коллекцию Солдатёнкова входили произведения В.А.Тропинина («Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»), П.А.Федотова («Завтрак аристократа»), В.Г.Перова («Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»), И.И.Левитана («Весна - большая вода») и др., сотни гравюр и рисунков, а также скульптуры М.А.Чижова, М.М.Антокольского, Н.А.Лаверецкого, Н.А.Рамазанова (скульптурные бюсты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова). В художественное собрание входило и несколько десятков произведений западноевропейского искусства - картины и копии с античных скульптур.

Коллекция Солдатёнкова, со временем получившая широкую известность в Москве, с середины 1850-х гг. размещалась в его доме (Мясницкая улица, 37) и была доступна для обозрения. Этот особняк, построенный в 1770-80-х гг., включал в себя палаты конца XVII в. После Отечественной войны 1812 года был перестроен (архитекторы О.И.Бове и А.Г.Григорьев) и получил ампирный облик. Вторично перестроен, став собственностью Солдатёнкова. По его заказу архитектор А.И.Резанов возвёл дополнительный объём для парадного вестибюля, придал новое декоративное оформление фасадам, изменил колоннаду портика. В соответствии с желанием Солдатёнкова наилучшим образом разместить своё художественное собрание в особняке появились комнаты с пышным декоративным оформлением - «помпейская», «византийская», «античная», «мавританская», «светёлка».

Свою коллекцию русской живописи, книги по искусству (8 тыс. томов) и 15 тыс. экземпляров журналов Солдатёнков завещал Румянцевскому музею, где они экспонировались в двух залах до ликвидации музея в 1925; затем переданы в Третьяковскую галерею, Русский музей и др., книги - в Государственную библиотеку имени В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека).

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы главным образом строгановской школы. К числу ценнейших относились подписные иконы XVI в. - «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина. Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублёва, приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре. Часть икон по завещанию поступила в Покровский собор Рогожского кладбища, где К.Т.Солдатёнков и был похоронен.

После смерти Солдатёнкова его издательство продержалось всего два года. Все не распроданные издания по завещанию были переданы в дар городу Москве. Так же согласно завещанию на средства Солдатёнкова построена городская больница в Москве (им. С.П.Боткина).

=================

Еще о доме К.Т.Солдатёнков на ул. Мясницкая, 37:

В 1926 г. по адресу ул. Мясницкая, 33 в квартире 2 жила Варвара Васильевна Солдатенкова – преподаватель иностранных языков (по-видимому, она была внучатой племянницей Солдатенкова). Затем в усадьбе устроили санаторий, а в Отечественную войну разместили Ставку Верховного главнокомандующего И.В.Сталина. Ныне в здании находится приемная министра обороны.

© (по материалам сети)

Литература:

Толстяков А.П., Издатель К.Т. Солдатёнков и русские писатели, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, в. 25, М., 1972;

Белов С.В., Толстяков А.П., Русские издатели конца XIX - начала XX вв., Л., 1976;

Толстяков А.П., Люди мысли и добра. Русские издатели К.Т. Солдатёнков и Н.П. Поляков, М., 1984;

Боханов А.Н., Коллекционеры и меценаты в России, М., 1989, с. 17-20.

- [Андреев А.], Картинная галерея К.Т. Солдатёнкова, в книге: Картинные галереи Европы, т. 1, СПб., 1862; - Иллюстрированный каталог картинной галереи Московских Публичного и Румянцевского музеев. Собрание К.Т. Солдатёнкова, М., 1901;

Отчет Московских Публичного и Румянцевского музеев за 1901 год, М., 1902;

Московские Публичный и Румянцевский музеи. Каталог картинной галереи, завещанной поч. чл. музеев коммерции советником К.Т. Солдатенковым, М., 1901; П.Б.

- [Боборыкин П.Д.], Письма о Москве. Письмо третье, «Вестник Европы», 1881, № 7;

Козьма Терентьевич Солдатенков родился 10 (22 октября по новому стилю) 1818 года в Кунцево, в семье зажиточного купца-старообрядца. Козьма Солдатенков вошел в историю как предприниматель, книгоиздатель и просветитель, владелец художественной галереи.

О детстве Козьмы Солдатенкова сведений почти не сохранилось. Известно, что рос он в благочестии, строгости и послушании, основную часть времени помогая своему отцу в лавке и изучая токности купеческого дела. Несмотря на то, что мальчик рос в простой обстановке, в удалении от культурной жизни общества, среди его интересов были не только материальные ценности, но и другие, более духовные потребности. Деловые способности Солдатенкова способствовали его успехам в бизнесе, а устремления души привели его к увлечению коллекционированием картин и путешествиям.

Общие интересы сблизили Козьму Солдатенкова и Николая Петровича Боткина — еще одного представителя изестной купеческой династии. Боткин познакомил Солдатенкова со своими друзьями из мира искусства, что помогло ему собрать прекрасную коллекцию русской живописи, которую признают первой в сравнении с собранием Павла Третьякова.

После смерти своего старшего брата Козьма Солдатенков стал управляющим семейным предприятием и опекуном его единственного сына. Сам Солдатенков был неженат, и жил в гражданском браке с красавицей-француженкой Клеменс Дюпуи. По Москве ходило много слухов о необычности этой пары — Солдатенков не фладел французским, а Клеменс почти не говорила по-русски. Самое удивительное, что языковой барьер вовсе не мешал их долгой и счастливой жизни.

Середина 19 века стала для Солдатенкова временем расцвета как предпринимателя и мецената-просветителя. Чрезвычайно талантливый коммерсант был еще и самоотверженным человеком, который умел применять свои способности во благо развития общества. На социальные проекты Солдатенков жертвовал огромные суммы, которые не сказывались отрицательно на его состоянии. В отличие от многих меценатов, несмотря на свою щедрость, его проекты не разорили его, способность к бизнесу находилась в равновесии с благотворительностью.

Приблизительно в это же время Солдатенков познакомился с Тимофеем Николаевичем Грановским — представителем движения западников, и это знакомство послужило началом просветительской деятельности Козьмы Терентьевича. В 1856 году Козьма Солдатенков вместе с сыном великого актера Михаила Щепкина Николаем Щепкиным открыл Товарищество книгоиздания К. Солдатенкова и Н. Щепкина. Изначально проект задумывался как некоммерческий, но, как это случаслось со всеми проектами Солдатенкова, он неожиданно стал прибыльным.

Партнеры по бизнесу начали издавать произведения передовых российских и зарубежных литераторов, ориентируясь в основном на труды по истории, экономике, классическим произведениям. В частности, здесь вышли в свет первое в России 12-томное собрание сочинений Виссариона Белинского, сочинения Тимофея Грановского, стихи Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Николая Огарева, борники "Народные русские сказки" и "Народные русские легенды" Александра Афанасьева, труды Адама Смита и многое другое. Все издания были прекрасно оформлены, а стоили очень дешево, поэтому читатели очень быстро раскупали тиражи.

Спустя некоторое время партнеры расстались, и Солдатенков стал заниматься издательством один. В этот период он выпустил первое издание "Отцов и детей" Ивана Тургенева, Стихи Афанасия Фета, исторические труды Ключевского и прочее. В издательстве Солдатенкова выходили и учебники для крестьянских детей — очень доступные по цене.

В отличие от социальной сферы, в коммерции Солдатенков был очень прагматичным. Он владел одним из самых крупных в России текстильным предприятием, вел торговлю хлопатобумажной продукцией, был участником многих известных мануфактур.

Параллельно с коммерческой деятельностью, Солдатенков никогда не оставлял свое увлечение коллекционированием. В основе собрания Козьмы Солдатенкова лежали произведения многих русских художников. В этом собрании были и работы западноевропейских художников, но в очновном это были копии. Важное место в собрании Солдатенкова занимали иконы, среди которых был и уникальный "Спас" кисти Андрея Рублева. Помимо живописных работ Козьма Терентьевич коллекционировал книги. В его библиотеке числилось 20 000 тыс экземпляров книг и журналов.

Свое собрание Козьма Солдатенков хранил в своем особняке на Мясницкой улице, в состав которого входили палаты 17 века. Произведения искусства хранились в роскошных комнатах с названиями "Помпейская", "Византийская", "Античная", "Мавританская", "Светелка". Побывать здесь мог любой желающий с разрешения хозяина. В доме Солдатенкова часто бывали Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев и многие известные общественные деятели, ученые, артисты, художники.

Несмотря на отстутствие систематического образования, Солдатенков свободно общался с самыми выдающимися интеллектуалами своего времени. Он умел тепло и радушно принять любого гостя, даже если эти люди придерживались совершенно различных взглядов.

В 1860 году Солдатенков приобрел у князей Нарышкиных усадьбу и 130 десятин земли под Москвой в Кунцеве. Здесь появились новые залы для размещения коллекции, а также устраивались веселые праздники для друзей. Козьма Терентьевич помогал и местным крестьянам, например, в Кунцеве он открыл школу для детей. Среди других благотворительных проектов Козьмы Солдатенкова была помощь многим московским музеям, например, публичному Румянцевскому музею, Художественно-промышленному музею и другим. На средства Солдатенкова в Москве было открыто две богадельни, также он финансировал дома призрения для вдов и сирот, душевно больных, учреждал стипендии студентам и гимназистам.

Козьма Терентьевич Солдатенков, купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, академик петербургской Академии художеств, коммерции советник умер 19 мая (1 июня по новому стилю). В последний путь его провожала вся Москва, а гроб с телом несли на руках от имения до Рогожского кладбища.

За несколько месяцев до своей смерти Козьма Солдатенков составил завещание, согласно которому почти половина из 8 миллионов рублей была предназначена для благотворительны нужд. Около 2 миллионов рублей предназначалиь для строительства бесплатной больницы "для всех бедных без различия званий, сословий и религий". Спустя некоторое время власти Москвы выделили для строительства больницы 10 десятин земли на Ходынском поле, а в 1910 году была открыта больница имени Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Позднее это заведение стало известно как Боткинская больница, и только в 1990-х годах на ее территории появился памятник Козьме Солдатенкову — основателю больницы.

Более 1 миллиона рублей Солдатенков завещал на создание ремесленного училища в Москве, которое также было названо в честь своего учредителя. Остаток средств ушел на финансирование социальных учреждений, которые были основаны еще при жизни Козьмы Терентьевича, развитие Кунцева и поддержку крестьян деревни Прокунино Богородского уезда, откуда началась история рода Солдатенковых.

Румянцевскому музею отошло 258 картин и 17 скульптур, а также 8 тысяч экземпляров книг и 15 тысяч журналов. Когда в 1925 году Румянцевский музей расформировали, коллекцию разделили медду Третьяковской галереей, Русским музеем, Государственной библиотекой имени В.И. Ленина и другими музеями Советского Союза. Большая часть икон из собрания Солдатенкова была отписана Покровскому собору Рогожского кладбища. Издательство Солдатенкова после смерти основателя прекратило работу, а права на издание книг и готовые тиражи пешли к городским властям.