Краткая биография: Шевченко Тарас Григорьевич. Краткая биография тараса шевченко

Гайдамаки

Все идет, все проходит - и края нет.

Куда же оно делось? Откуда взялось?

И дурак, и мудрый ничего не знает.

Живет... умирает... Равно зацвело,

А второе увядало, навеки увядало...

Поэт обращается к гайдамаков, что когда-то гуляли Украиной, ища свободы, просит их вернуться.

Теперь слава казацкая забывается, люди живут мелкими интересами, обычными бытовыми делами. Никто уже не слушает с таким вниманием старцев-кобзарей, которые поют о казачьи подвиги.

И лирический герой не обращает на это: он сам, в своем доме, будет петь старых песен, будет вспоминать. Как будто сама величественная история разговаривает с ним, и от этого становится легче.

Интродукция

Поэт высмеивает чванливой некогда Польши, которая считалась равной Московщине и Турции, пока королем не стал Понятовский. Теперь Польша потеряла свою государственность. Против короля подняли восстание Пулавський и Пац. Вместе с ними поднялись сто конфедератов. От них очень пострадал украинский народ, потому разбрелись они Украиной и "забыли волю спасать", а наоборот начали разрушение. А в это время "гайдамаки ножи освятили".

Ярема служит у жида, который очень угнетает парня-сироту, не имеет в мире родной души. Единственное, что приносило утешение, - любимая девушка.

Поэт рассказывает о тяжелой сиротскую судьбу Яремы, бесконечные образы, которые тот испытывал.

Старый жид в своем доме подсчитывает деньги, судьбы спит его жена Хайка, а на кровати лежит красавица-дочь. Ярема в это время отправился в Вильшану.

Конфедераты

Конфедераты врываются в дом еврея и бьют его нагайкой, все хотят узнать, куда он спрятал дочь. Жид отвечает, что дочь умерла, и конфедераты не верят ему, продолжают пытать, заставляют креститься и смеются.

Поят жида водкой и велят петь. Затем требуют денег. Когда же жид рассказывает, что не имеет денег, его начинают хлестать кнутами. Старик не признается, но предлагает конфедератам поехать в Ольшаны, потому что там у ктитора очень хорошая дочка.

Конфедераты приказывают ростовщику ехать с ними, чтобы показать дорогу.

Ярема идет к Ольшаны, чтобы встретиться с Оксаной, дочерью тытаря. Ждет ее в роще, поет песни. Девушки долго нет, и вот наконец она приходит именно в то время, когда парень спел грустную песню про свою несчастную судьбу.

Происходит радостная встреча влюбленных. Ярема рассказывает, что собирается прибиться к казакам, чтобы снискать славы и денег. Оксана опечалилась, услышав такую весть. Ей жалко расставаться с любимым, ведь он может ее забыть.

В это время к дому тытаря врываются конфедераты, которые ищут денег и девушки. Не услышав от тытаря ничего, они убивают его, затем зажигают церковь. Прибегает Оксана, которая падает в обморок, увидев мертвого отца. Конфедераты подхватывают и уносят с собой.

Ярема в настоящее время идет в Чигирин.

Праздник в Чигирине

Снова лирический герой сожалеет по потерянным героическими годами. Мыслью он возвращается в Чигирин, где все готовятся к "празднику". Собралось очень много людей из всех уголков Украины, все это казаки.

Между старшинами происходит разговор, в котором они вспоминают своих вожаков и радуются, что собралось здесь так много людей.

Между людьми расхаживает слепой кобзарь Волох, который поет о том, как гуляли казаки с Максимом Железняком.

В это время зазвонили колокола, которые зовут к бою. Гайдамаки сразу же бросили все дела и собрались. За ними медленно ковыляет старый кобзарь и поет.

Возле церкви гайдамаков встречают попы, которые призывают защитить родную землю, что страдает от надругательства. Украина страдает, уничтожаются молодежи ее силы, умирают люди.

Казаки начали молиться, а священники освящают им ножи.

Третьи петухи

После праздника Маковея гайдамаки ждут только ночи, чтобы начать резню. Украиной текут кровавые реки.

Теперь о тех временах напоминают лишь старые могилы. Но кто посмотрит на них, кто вспомнит? Внукам безразлично, потому что они "господам рожь сеют".

Поэт вспоминает славу Гонти, Зализняка.

Ярема идет к Черкасс, чтобы бить врага. Дорогой вспоминает он свою любимую девушку и сокрушается, что может никогда ее не увидеть.

Красный пир

По всей Украине звонят колокола - то "по аду гуляют" гайдамаки. Зализняк только призывает "мордовать бешеных" ляхов.

Ярема летает - "по три, по четыре так и кладет". Дрались, пока совсем не осталось врагов, тогда стали отдыхать.

Зализняк выделяет среди всех отважного Ярему, и спрашивает, откуда тот пришел. Узнав, что парень с Ольшаны, вспоминает, как там убили ктитора и украли его дочь.

От страшной вести Ярема теряет сознание, а затем наполняется еще большей ненавистью к конфедератов.

Зализняк дает ему фамилию Галайда, что означает "бездомный бродяга".

Отряд приезжает в Черкассы. Ярема страдает от страшного горя, вспоминает Оксану.

Гайдамаки прячутся в лесу.

Гупалівщина

Когда восходит солнце, Украина лишь кое-где дотлевает. В домах прячется испуганная шляхта. Везде трупы.

У гайдамаки идет каждый, даже женщины и дети.

Когда отряд прибывает в Вильшану, Ярема подробно расспрашивает о смерти ктитора и похищения Оксаны.

По дороге к Лисянки отряд прихватывает с собой конфедератов, которые охраняли сокровище. Сокровище забирают.

Пир в Лысянке

Уже начало смеркаться, а гайдамаки все наказывают шляхту. Убивают даже женщин и детей. Галайда все никак не может утолить жажду мести за свою Оксану. Над городом занимается пожар.

Гайдамаки празднуют победу. Зализняк просит Волоха спеть веселой песни. Гайдамаки танцуют.

К расстроенного Яремы подкрадывается жид и рассказывает, где находится Оксана. Он вызывается помочь парню.

Гонта собирается штурмовать дома господ, не обращает внимания даже на просьбу Яремы не делать этого, потому что там его возлюбленная.

Галайда исчезает - вместе с жидом он отправляется спасать девушку. Без сознания они вывозят Оксану в Лебедин.

Оксана рассказывает старой монахини о событиях в Вильшане. Она совсем больна и ничего не помнит.

Только упоминание о любимом отвлекла девушку от попытки самоубийства.

Бабушка рассказывает, что сюда ее привез Ярема Галайда, который обещал вернуться через неделю. Девушка обрадовалась, потому что то, пожалуй, ее Ярема.

Через неделю Ярема обвенчался с Оксаной, но уже вечером вынужден был покинуть жену и драться с ляхами.

Гонта в Умани

Украина все еще пылает в огне битвы. Дети в селах остались у родителей, нигде не видно людей, лишь воет зверь.

Максим Зализняк получил в лице Яремы вірногасина, который выполняет его приказы, режет ляхов без сожаления.

В полночь гайдамаки вступают в Умань. К Гонты и Железняка приводят ксендза, вместе с которым следуют дети-католики Гонты.

Гонта злится, что его дети стали католиками, он считает, что должен их убить, потому что так велит его военная присяга.

Гайдамаки страшно наказывают всех католиков, а потом начинают пить и гулять. Кобзарь поет песни.

Гонта ищет своих сыновей, чтобы похоронить их. Кладет их в яму, целует и крестит, а потом плачет от горя.

Все это было очень давно, никто из живых не видел воочию. Еще дед когда-то рассказывал о Колиивщине, о Зализняка и Гонта. Почти год убивали они ляхов.

Потом умер Гонта, за ним и железную руду. Остался только Ярема. Гайдамаки разошлись кто куда.

Предисловие

Предисловие подается в конце поэмы. Еще раз напоминает поэт про старые времена, просит потомков жить дружно.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Гайдамаки были участниками народно-освободительного движения против польского гнета на Правобережной Украине.

Восстания 1768 г. возглавили Зализняк и Гонта.

Поэма "Гайдамаки" - крупнейшая по объему поэма Тараса Шевченко. Написана она на историческом материале. Центральный образ поэмы - восставший народ, горящая в огне Украина. Примером для поэта становятся прошлые годы, историческое прошлое угнетенной теперь Украины. Участники восстания изображаются как герои. Они не жалеют отдать свою жизнь за родную землю.

Ярема Галайда - это не историческая личность, но об этом человеке записаны народные предания и песни. Поданный его образ в романтическом духе. Парень наделен исключительными чертами: сказочной силой, неслыханной храбростью. Прославился Ярема своей преданностью народу и своему делу. Максим Железняк и Гонта - лица исторические. В поэме подчеркивается их храбрость, любовь к ним гайдамаков.

По жанру "Гайдамаки" - лиро-эпическая поэма героического характера. Она состоит из двух вступлений, одиннадцати глав и эпилога, послесловия.

Ведущая идея произведения - возвеличивание национально-освободительного движения на Украине.

Кохайтеся, чорнобриві,

Та не з москалями,

Потому что москали - чужие люди,

Делают беда с вами.

Москаль любит, шутя,

Шутя бросит;

Пойдет в свою Московщину,

А девушка погибает...

Катерина влюбляется в москаля и выходит к нему вечером в садик, не слушая родителей. Так она свою судьбу "погубила", ночуя с москалем, пока селом не пошли поговори.

Пришла недобрая весть, что москали должны отправляться в поход. Любимый обещает Екатерине, что вернется. Влюбленная девушка не обращает внимания на людские пересуды, ведь москаль с ней женится. Она слышит под сердцем новую жизнь, поэтому выходит из дому только ночью, ходит садом, вспоминает своего возлюбленного. Девушка грустит, но не теряет надежды.

Через некоторое время Екатерина рожает ребенка. Она все еще выглядит своего возлюбленного. Люди же в селе смеются над ней насмехаются.

Родители Екатерины обиженные тем стыдом, который нанесла им дочь. Ведь родить ребенка без мужа - большой грех, тем более на селе.

Мать и отец решают избавиться от извечного стыда, изгнав пропащую дочь из дома. Они говорят, чтобы Катерина шла в Московщину, искала своего мужа, свекровь.

Сказав дочери последнее слово, мать без сознания упала на пол, а отец даже не стал слушать, когда дочь стала его умолять.

Еле живая, Екатерина пошла в садик, набрала земли, чтобы нацепить на крест. Теперь она никогда не вернется домой, так и умрет на чужой земле, а сын будет страдать из-за нее, искупить ее грех.

Село еще много говорило о Катерине, но ее родители уже этого не слышали.

Приходит ночь. Екатерина идет вперед, ищет своего москалика. Спрашивает она у чумаков пути на Московщину, просит милостыню и идет себе дальше.

Женщине приходится пережить много страданий. Уже и зима началась, свищет метель, а она плохо одета.

Вдруг Катерина видит, что едут москали. Она бросается к ним, начинает расспрашивать, не видели ли они ее Ивана. Те только смеются, потому что многих обманул их брат.

Заплакала Екатерина и с грустью осмотрелась вокруг себя. С страданием обратилась к сыну:

Сын мой Иван!

Где же ты будешь ночевать,

Как меня не станет?

С собаками, мой сыночек,

Люби улице!

Собаки злые - покусают,

И не заговорят,

Не расскажут сміючися...

Никто в мире не пожалеет ребенка-незаконнорожденного ребенка, ее ждет страшная сиротская бесправная судьба.

И вот однажды среди москалей, что ехали мимо нее, Катерина вдруг увидела своего Ивана, что был за старшего. Бросилась она к любимому с радостью, но тот только ответил:

"Дура, отвяжися!

Возьмите прочь безумную!"

В безтямі Екатерина просит бывшего возлюбленного не бросать ее, взять хотя бы за служанку, предлагает показать ему сына. И вернувшись, видит, что москаля уже нет.

Отчаявшаяся женщина отдает ребенка товарищам Ивана, чтобы они передали старшему, и бросается в лес. Не видя никакого выхода из положения, в котором оказалась, Екатерина утонула.

Чернобровая Екатерина Нашла, что искала. Дунул ветер более прудом И следа не стало.

В Киев идет слепой кобзарь, возле которого ютится мальчик-поводырь. Кобзарь начинает петь, прохожие дают ему деньги.

Вдруг на пути появляется карета и останавливается у старцев. Зовут мальчика к себе, госпожа удивляется его красе.

А господин отвернулся, потому что узнал в мальчике Екатерину.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Образ Катерины центральный в поэме. Изображается ее внешняя красота, доверчивая душа, истинная удача. Она переживает страшный душевный излом, который приводит к гибели девушки. Родители отрекаются збезчещеної дочери, любимый не принимает ее, чужим людям она не нужна, односельчане только клевещут Екатерину и смеются. Она понимает, что ее ребенка ждет безрадостное будущее, потому что сын всю жизнь будет искупить его грехи.

Большую роль в поэме играют лирические отступления. Сопровождая эпическую, часто драматическое повествование, отступы проявляют оценку автора, его личное отношение к изображаемых событий.

По жанру "Екатерина" - лиро-эпическая социально-бытовая поэма из народной жизни.

(1814 - 1861)

Шевченко Тарас Григорьевич (1814 - 1861), украинский поэт. Родился в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного кресть янина. Детские годы прошли в родном селе, затем в селе Кириловка. Рано осиротев, познал бесправную долю крепостного. Грамоте его учил сельский дьячок.
В 1828 попал в услужение в дом помещика П.Энгельгардта в селе Вильшана, через год служил в его доме в Вильно, а с 1831 - в Петербурге. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 в обучение к художнику В.Ширяеву.
В 1836 Шевченко познакомился с украинским художником И.Сошенко, а через него - с К.Брюлловым, В.Григоровичем, В.Жуковским, которые решили б освободить молодого художника из крепостной зависимости. В 1838 портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и на полученные 2500 руб. Шевченко был выкуплен у Энгельгардта. В том же году был принят в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова. Учился жадно, много читал, изучал искусство, овладел мастерством рисунка и живописи. Хорошо знал творчество украинских и русских писателей.
В 1840 в Петербурге был опубликован первый украинский сборник стихов Шевченко - "Кобзарь", начавший новую эпоху в истории украинской литературы. Ранние произведения Шевченко написаны в жанре баллады, поэмы, "думки". Значительные произведения этого периода - поэмы "Катерина" (1838) "Гайдамаки" (1841). На русском языке им были написаны поэмы "Слепая" (1842), "Бесталанный" (1844), драма "Назар Стодоля" (1843).
В 1843 возвращается на Украину, в течение года путешествует, посещает родных, наблюдает жизнь народа, много рисует. Выпустил альбом "Живописная Украина".
В 1844 Шевченко окончил Академию художеств, получив звание "неклассного (свободного) художника", и вновь едет на Украину, решив поселиться в Киеве. К этому времени определяются его революционно-демократические взгляды (знакомится с некоторыми из петрашевцев), рождаются замыслы больших произведений обличительного характера: поэма (комедия) "Сон" (1844); "Кавказ" (1845); "Еретик".
В 1840-е написал множество прекрасных стихотворений, вошедших в сборник "Три года", который завершался стихотворением "Как умру, похороните..." (1845). В 1846 вступил в тайное политическое общество - "Кирилло-Мефодиевское братство", члены которого были арестованы по доносу провокатора. Шевченко был арестован в 1847 и, пройдя каземат Третьего отделения, за революционные стихи в сборнике "Три года", найденные при аресте, был сослан в солдаты в Орскую крепость с приговором Николая 1: "Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать". Но Шевченко продолжал тайно писать стихи, пряча их: поэмы "Варнак" и "Марина" (1848), цикл "Цари" и целая серия лирических стихов, выразивших горячую любовь к Украине, написаны в крепости.
В 1848 Шевченко как художник был включен в состав экспедиции по обследованию Аральского моря, где он много рисовал и создал 350 акварельных пейзажей и портретов. В 1850 по доносу одного из офицеров поэт был арестован в Оренбурге, по этапу отправлен в Орскую крепость и заключен в каземат. Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление.
В 1851, несмотря на усиленный надзор, Шевченко вновь включен как художник теперь в состав геологической экспедиции в горах Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления поэт в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом в русских журналах. Так были написаны повести "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854), "Несчастный" (1855) и др. Здесь же было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.
После смерти Николая 1 Шевченко был освобожден по амнистии, но не сразу, а лишь после настойчивых хлопот друзей. По дороге в Петербург вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы. Здесь была написана поэма "Неофиты" (1857), триптих "Доля", "Муза", "Слава".
Друзья Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге, и по приезде туда он оказался в центре внимания. Сблизился с кругом "Современника", "Искры", со многими русскими и польскими революционными демократами (Чернышевским, Курочкиным и др.). В 1860 Совет Академии художеств присвоил ему звание академика по классу гравюры.
В годы революционной ситуации в России Шевченко использовал библейские и евангельские сюжеты для воплощения революционных идей: "Подражание II псалму", "Подражание Иезекиилю. Глава 19" (1859), поэма "Мария" и др. В 1860 написал смелое и сильное стихотворение "Свете тихий! Свете ясный!.."
В 1861 день своего рождения Шевченко встретил тяжелобольным (расстройство печени, сердца, водянка). Под утро он скончался. Это случилось 26 февраля (10 марта н.с.) в Петербурге.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Нынешние украинские власти нарочито выпячивают образ Тараса Шевченко как национального поэта. Между тем, большая часть того, что написано Шевченко, - написано по-русски. Из 47 лет жизни 25 он провел в России. Дневник и проза – тоже русскоязычные. Есть, о чем задуматься, не правда ли?!

Биография и деятельность Тараса Шевченко

У мальчика из степного украинского села – Тараса Шевченко – возможности посвятить всего себя любимому занятию – рисованию – возможности не было. Семья была бедной и многодетной. Рано умерла мать Тараса, появилась мачеха, которая почему-то сразу крепко его невзлюбила. Потом умер отец. Тарас пас овец и коз. Словом, всё было против того, чтобы украинский хлопец стал выдающимся художником. Главным же препятствием была крепостная зависимость от помещика Энгельгардта.

В какой-то момент Тараса сделали дворовым человеком и еще более привязали к месту. Однажды вместе с барином юноша попадает в Петербург. Утрами, когда еще не было гуляющей публики, Шевченко приходил в Летний сад, садился на ведро из-под краски и срисовывал статуи. Однажды за этим занятием его застал ученик Академии Художеств Иван Сошенко. Они оказались земляками. Сошенко привел Тараса в Академию. Так Шевченко стал посещать классы. Правда, во внеурочное время. Поступить туда он, будучи крепостным, разумеется, не мог.

В марте 1837 года у прославленного художника Карла Брюллова собралась компания знакомых. Художник Мокрицкий заговорил о Шевченко. К делу решили привлечь и поэта В.А.Жуковского. Хозяин Шевченко заломил за того баснословную сумму – 2500 тысяч рублей, стоимость небольшого поместья в то время. Проблему решили очень изобретательно – Брюллов написал портрет Жуковского, который затем разыграли в лотерею среди членов императорской фамилии. Нужная сумма была собрана. Шевченко был свободен. Жуковскому Шевченко в знак благодарности посвятил поэму «Катерина».

40-е годы становятся расцветом таланта Шевченко. Он много пишет и рисует, становится профессиональным художником, заканчивает Академию, получает признание как поэт. Выходит обессмертивший его имя сборник «Кобзарь», название которого спустя годы прочно приклеится к личности самого автора. В Киеве Шевченко становится членом тайной организации – Кирилло-Мефодиевского братства. Третье жандармское отделение оперативно среагировало. Уже через месяц полиция знала об обществе всё, равно как и об особой роли в нем Шевченко. Последовали аресты.

Шевченко арестовали прямо на берегу Днепра, у парома. Полтора месяца длилось следствие. Ситуацию усугубили сатирические выпады Шевченко против членов императорской фамилии в поэме «Сон». Личным указом императора Шевченко был сослан солдатом в оренбургские степи с запрещением писать и рисовать. В этом унылом захолустье прошло еще десять лет. Шевченко срывался, пристрастился к алкоголю. Завел т.н. «захалявные» книжки, куда заносил строки новых стихов. В этот же период он пробует свои силы в прозе, пишет ряд повестей.

За него хлопотал вице-президент Академии художеств Ф.П.Толстой. Только после смерти Николая I освобождение стало возможным. Так Шевченко второй раз обрел свободу. Он поселился при Академии. Комната служила ему и мастерской, и гостиной, и спальней. Он совершенствуется в области гравюры, становится академиком. Тщетно пытается устроить личную жизнь. Он не ведет затворнический образ жизни. В нем видят героя, борца с деспотизмом.

Его приглашают всюду, на званые обеды, на вечера, литературные чтения. Принимают так, что он, будучи человеком простым и сердечным, часто смущался. Шевченко посещает родные места. Он с нетерпением ждет отмены крепостного права и умирает в феврале 1861 года, не дожив до царского манифеста всего нескольких недель.

  • Современный литератор Олесь Бузина несколько лет назад издал скандальную книгу с не менее вызывающим названием «Вурдалак Тарас Шевченко». В ней «кобзарь» украинского народа низвергнут с пьедестала, показан мелким, жалким, скупым и охочим до зеленого змия. Что ж, «переоценка ценностей», похоже, продолжается…

«ВЕСЕЛКА»


Художественное оформление

ВЛАДИМИРА ЮРЧИШИНА

Предисловие члена-корреспондента

АН УССР Е. П. КИРИЛЮКА

Составление и примечания

доктора филологических наук

С. М. ШАХОВСКОГО

Сканирование, распознавание, вычитка и конвертация в FB2 - Alien

(корректура неполная)


©Издательство «Веселка», 1984,

предисловие, составление, примечания, иллюстрации, художественное оформление.

РУССКАЯ ПРОЗА ШЕВЧЕНКО

Человеческий гений проявляет себя во многих областях. Шевченко был крупнейшим поэтом современности и в то же время замечательным художником, удостоенным звания академика. После ареста за участие в тайном революционном обществе он был сослан в солдаты в далекий пограничный корпус с запрещением писать и рисовать. Но и здесь он продолжал тайно писать свои революционные стихи. Спустя три года последовал второй арест. Несмотря на то, что поэт успел передать миниатюрную книжечку со стихами верным друзьям, его все же ждала вторичная ссылка в далекий прикаспийский гарнизон.

Хотя и здесь поэт нашел благородных друзей, он решил не испытывать больше судьбу и в свободные от караульной службы часы в течение семи лет украдкой писал только повести на русском языке. К сожалению, не все они дошли до нас. Так нам известно название одной из них - «Повесть о безродном Петрусе», ученые догадываются о ее содержании, но сам текст произведения утерян.

Поскольку произведения Шевченко было строжайше запрещено печатать, он попытался передать свои повести через друзей в Петербург для публикации под псевдонимом «Кобзарь Дармограй». Однако осуществить этот замысел не удалось. И дело не только в цензуре. Замечательный русский писатель Сергей Аксаков был искренним другом поэта, но он полагал, что повести Шевченко уступают его украинским стихам. Когда Шевченко возвратился из ссылки, Аксаков не посоветовал ему печатать повести, и хотя Кобзарь и мог бы предложить издателям свои прозаические произведения, он прислушался к мнению друга.

Только спустя два десятилетия после смерти Шевченко друзья поэта напечатали его повести. Об этом речь впереди.

Мы предлагаем вниманию юных читателей лишь четыре повести Шевченко. Первой написана «Наймичка».

В этом произведении автор использовал фабульные ситуации одноименной поэмы, но сюжет несколько видоизменил. Героиню повести он назвал Лукией, ввел новые эпизоды, показал встречу с офицером-соблазнителем. В образе Лукии мы видим новые черты - ее высокую моральную стойкость. Соблазнитель предлагает ей руку, но Лукия отвергает предложение: «Не хочу я быть офицершей. Я мать офицерского сына, с меня довольно!» Автор раскрывает силу простой девушки: «Каких усилий, какого тяжкого труда ей стоило переломить себя. И только одна благородная, возвышенная любовь матери спасла тебя от разверзавшейся в другой раз перед тобою пропасти».

В повести шире, чем в поэме, раскрыта высота народной морали. Яким и Марта, безусловно, догадываются о судьбе Лукии, но принимают ее у себя с маленьким сыном: «О роду и племени ее они как бы боялися с нею речь заводить, инстинктивно понимая, что у несчастного не должно спрашивать о его прежнем счастии».

В тексте повести встречаются важные моменты, о которых, конечно, не было и упоминания в поэме. Шевченко прекрасно понимал всю тяжесть жизни подневольного крестьянства и как выдающийся мыслитель мечтал об облегчении крестьянского труда: «О агрономы-филантропы! Выдумайте вы вместо серпа какую-нибудь другую машину. Вы этим окажете величайшую услугу обреченному на тяжкий труд человечеству», - писал он в повести «Наймичка». Как известно, лишь после победы социализма в нашей стране была осуществлена мечта великого писателя.

Иногда Шевченко прибегает к историческим экскурсам, четко выделяя при этом свои собственные взгляды. Так, упомянув о кургане «Королева могила», он добавляет: «Последние, быть может, окопы Карла XII, потому что он в этих местах когда-то шлялся со своими синекафтанными шведами». В другом месте, уточняя название «Ромоданов шлях», он сначала писал, что делает это «по долгу списателя народного быта». Затем автор снимает два последних слова, подчеркивая этим, что он ставит перед собой более широкие задачи, а не только воспроизведение быта. Шевченко раскрывал типические образы в типических обстоятельствах, не раз упоминая своего предшественника в прозе Гоголя. (Так, он сравнивает старого Якима с Афанасием Ивановичем после смерти Пульхерии Ивановны).

В повести «Наймичка» мы видим широчайшую палитру художника: «Солнце близилося к горизонту и золотило своим желто-багровым светом и без того золотые, уставленные копнами поля благодатного села. Широкая долина покрывалася прозрачным светло-фиолетовым туманом и спрятала прекрасную линию своего горизонта в тумане. Сула зарделася матовым румянцем, как загоревшая на солнце молодая жница при встрече с милым косарем своим. По желтому пурпурному мату извилистой Сулы кое-где тянутся за рыбачьим челноком светлые блестящие струйки. Тянутся - и пропадают в темно-зеленом очерете».

Вслед за «Наймичкой» по фабуле одноименной поэмы была написана повесть «Варнак», а немного позже - повесть «Княгиня» по фабуле поэмы «Княжна». В конце 1854 и начале 1855 г. Шевченко пишет повесть «Музыкант» по оригинальному сюжету. Произведение посвящено крепостной интеллигенции. В русской литературе 30-40-х годов тема эта уже разрабатывалась В. Белинским («Дмитрий Калинин»), А. Тимофеевым («Художник»), Н. Павловой («Именины») и др. Образ талантливой крепостной артистки особенно сближает произведение Шевченко с повестью Герцена «Сорока-Воровка» (1848), в основу которой положен эпизод, рассказанный М. Щепкиным. К сожалению, мы не знаем, была ли известна Шевченко повесть Герцена, опубликованная в журнале «Современник». Действительность того времени давала много подобного материала. Не случайно Шевченко называет конкретные села, в которых про- исходят*события: Дигтяри, Сокиринцы, Качановка, называет почти собственными именами помещиков-крепостников. Ведь каждый читатель в образе Арновского легко мог узнать весьма популярного мецената Г. Тарновского, владельца Качановки.

В свое время к середине 30-х годов мне пришлось работать в Харькове в Институте Тараса Шевченко Нарком- проса УССР и готовить академическое издание его сочинений. Мне поручили подготовить текст повести «Музыкант».

Известно было, что эта повесть впервые была опубликована после смерти автора в киевской газете «Труд» за 1882 г., а немного позже вторично напечатана в журнале «Киевская старина» за 1887 г.

Комплект газеты «Труд» я не мог достать в Харькове и сверял текст автографа с журнальной публикацией. И что же оказалось? Буржуазные фальсификаторы пытались скрыть от читателей название сел, в которых происходило действие, а также фамилии помещиков-крепостников. Впоследствии во время командировки в Киев я сверил текст и по газете «Труд». Оказалось, что отклонений от оригинала в журнале было не меньше, чем в газете. В газете текст публикации подготовил известный в свое время критик В. П. Горленко. Он старательно затушевывал от читателей, где именно происходит действие. Вместо «Прилуки» - ставил букву «П», вместо «Дигтяри» - «Д», а вместо «Качановка» - писал «Кленовка». Шевченко в автографе дал почти подлинную фамилию помещика-крепостника: «Арновский», а публикатор везде заменил ее «Кленовский». Только в академическом издании 1948 г. текст повести напечатан по подлинной рукописи Шевченко.

Факт этот весьма показателен: помещики реакционного толка пытались скрыть от читателей названия сел, где происходили эти мерзостные истории, а также имена их владельцев.

Главная идея повестей и Герцена, и Шевченко общая: показать, что страдания талантливых крепостных - не единичное явление, а закономерность крепостнической действительности. Композиционно повесть «Музыкант» имеет форму путевых заметок автора, который по поручению Киевской археографической комиссии описывает в селах исторические памятники. Часть повествования имеет характер писем крепостного музыканта Тараса Федоровича и воспоминаний другого персонажа произведения Ивана Максимовича. Нам кажется, что Шевченко не случайно назвал своего героя Тарасом. Сирота-крепостной оказался музыкантом-виртуозом, скрипачом и виолончелистом. С большим мастерством он исполняет сложные классические произведения Мендельсона, Шопена, Вебера, Беллини. В повести говорится, что его исполнение высоко оценил великий Глинка. И в то же время герой повести Тарас вынужден, как и раньше, выполнять за столом обязанности лакея.