Левиафан значение слова в библии. Левиафан — чудовище, демон или божественное творение. По одной из версий мифическое существо левиафан является красным драконом, имеет семь голов и десять рогов. Нередко левиафана называют Сатаной в одном из обличий

  • Зимой (уже в декабре 2010 года) Олегом Негиным была написана первая версия сценария под рабочим названием «Батя», действие которого разворачивалось в России, но повторяло события американской трагедии, в том числе и бунт главного героя. Сценарий изобиловал ненормативной лексикой, что в некоторой степени смутило продюсера картины Александра Роднянского , и помешало запустить проект сразу по завершении работы над фильмом «Елена » (2011).
  • Вторая версия сценария, уже под названием «Левиафан», была закончена осенью 2012 года и объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
  • «Левиафан» – самый «многолюдный» фильм Андрея Звягинцева . Круг центральных персонажей составляет 8 человек. В целом в картине более 15 персонажей, постепенно вовлекаемых в полную драматизма воронку сюжета.
  • Поиск актеров занял почти год. Между пробами Владимира Вдовиченкова и его утверждением на роль прошло несколько месяцев. В этот период времени Вдовиченкову поступило предложение о съемках в британской картине под названием «Чёрное море » режиссера Кевина МакДональда с Джудом Лоу в главной роли. Вдовиченков уже дал устное согласие англичанам, и тут ему сообщают, что он утвержден на роль в «Левиафане». Для Вдовиченкова это явилось серьезным испытанием, которое он все же преодолел в пользу работы со Звягинцевым .
  • В поисках места действия фильма творческая группа картины посетила более 70 городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Окончательный выбор пал на поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря (Мурманская область).
  • В поселке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состоящая из двухэтажного деревянного дома, автомастерской и теплицы. Строительство велось с мая по июль 2013 года силами художественного департамента под руководством художника-постановщика картины Андрея Понкратова .
  • Съемочный период картины продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года и составил 67 съемочных дней. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировск, Мончегорск, Апатиты и Оленегорск Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Некоторые интерьеры, с целью экономии средств на экспедицию, сняты были в Москве.
  • Для того, чтобы сродниться со своим персонажем Алексей Серебряков брал костюм своего героя накануне съемочного дня и обживал его, приезжая и уезжая со съемочной площадки в нем. Отказавшись от участия в других проектах, он не выезжал из Териберки два с половиной месяца, посвятив себя целиком съемкам в фильме «Левиафан». То же сделала и Елена Лядова , весь съемочный период оставаясь с группой в экспедиции, и не покидая места съемок фильма. Это было очень важно для того, чтобы «нажить» отношения, сделать дом Николая живым, наполненным духом самой жизни.
  • Актриса Анна Уколова по просьбе режиссера поправилась для съемок на 15 кг.
  • Первый съемочный день ознаменовался неприятным событием. Во время съемки первого кадра, в котором Николай и Ромка проезжают сквозь каменное ущелье, у автомобиля Nissan Terrano лопнуло переднее колесо. Находящийся за рулем Сергей Походаев и Алексей Серебряков , контролирующий управление автомобилем с пассажирского сидения с помощью специальной дублирующей системы, не справились с управлением. Автомобиль врезался в машины съемочной группы. К счастью, в аварии никто не пострадал. Находящийся в этот день на съемочной площадке Вдовиченков сказал, что это событие стоит рассматривать как хороший знак. Из-за повреждений игровой машины, съемочный план в срочном порядке пришлось изменить. Несколько первых дней пришлось снимать не по запланированному заранее графику. Для продолжения съемочного процесса, спустя несколько дней, в Петербурге был приобретен еще один автомобиль той же марки и выкрашен в тот же цвет. Параллельно с этим ремонтировалась пострадавшая в аварии машина. В результате в картине снимались две машины, обе они постоянно присутствовали на съемочной площадке. Через две-три недели, в том же самом месте, во время съемки похожей сцены, когда рано утром Николай проезжает сквозь каменное ущелье, чтобы встретить на вокзале Дмитрия, ситуация повторилась. В первом же дубле у игровой машины лопнули сразу два колеса, но Алексей Серебряков справился с управлением и аварии удалось избежать.
  • В одной из сцен, не вошедших в окончательный монтаж фильма, героиня Елены Лядовой отъезжает от парковки. Сдавая назад, Елена врезалась в стоящий позади автомобиль. Все отделались легким испугом, кроме того, что режиссер фильма возместил незначительный ущерб хозяину пострадавшей машины. Таким образом, все актеры, управлявшие игровой «машиной Николая» попадали в аварию. Причем происходило это всегда именно в кадре.
  • В сцене первой встречи Николая с Пашей на посту ДПС, в роли напарника Паши снялся отец Сергея Походаева – Алексей.
  • В сцене, где Ромка выбегает из дома встретить приехавшего Дмитрия, режиссер намеренно не предупредил Сергея Походаева , играющего Ромку, о том, что Вдовиченков будет дарить ему подарок (модель самолета для самостоятельной сборки). Эта импровизация была введена начиная с третьего дубля и в итоге вошла в фильм.
  • Во время съемок сцены завтрака в доме Николая после приезда Дмитрия, Ромка дерзит Лиле, за что получает подзатыльник от отца. Снято было восемь дублей. На вопрос о том, как ему удается столь натурально изображать реакцию на подзатыльник, Сергей Походаев ответил: «Он бьет их по-настоящему».
  • Кадр со старой фотографией дома, которую Николай кладет на стол, показывая ее Дмитрию, был снят уже на этапе монтажа прямо в московском офисе, когда стало ясно, что сцена подвергнется значительному сокращению. Для этой съемки были вызваны и Алексей Серебряков , и Владимир Вдовиченков . Эта панорамная фотография, сделанная еще в 1929 году, найдена была исполнительным продюсером Екатериной Маракулиной в краеведческом музее поселка Териберка. Но удивительным совпадением является то обстоятельство, что точка кинокамеры с видом на поселок и дом Николая определена была на том этапе подготовки, когда у группы не было еще в руках этой старой фотографии. То есть, кто-то еще 85 лет назад поставил фотоаппарат почти на ту же точку, с которой съемочная группа решила снять эту панораму.
  • Сцена «Пикник у озера» снималась пять дней. Кадр, в котором брошенный Дмитрием камень «блинчиком» скачет по воде (начало сцены «Пикник у озера»), снимался отдельно от вышеупомянутого пятидневного блока. Мастерство запуска блинчиков демонстрировал лично Андрей Звягинцев по очереди с дольщиком группы Леонидом Доленко. Чей именно бросок попал в монтаж никому не известно.
  • Скелет синего кита весом в полторы тонны и длиной 24 метра, изготовленный бутафорами на металлическом каркасе по заказу художника-постановщика Андрея Понкратова , был смонтирован в бухте рядом с поселком Териберка в течение шести дней.
  • Сцена, в которой Лиля и Анжела разделывают рыбу на конвейере, снималась в реальной рабочей обстановке рыбоперерабатывающей фабрики непосредственно во время ночной смены. Актрисы предварительно прошли инструктаж и встали за конвейер вместо двух работниц. Вместе с Лилей в «пазике» рыбзавода ехали жительницы поселка Териберка, настоящие работницы фабрики.
  • За весь съемочный период фильма было отснято три с половиной часа полезного материала, на что было потрачено 85000 метров пленки Kodak.
  • Монтаж фильма занял 50 дней.
  • Фильм был показан отборщикам 67-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания процесса монтажа, а также работ по сведению звука и был принят в основную конкурсную программу. Премьера фильма состоялась в последний день фестиваля, 23 мая 2014 года.
  • Один из американских кинокритиков Тодд МакКарти в декабре 2014 года составил список из самых главных десяти фильмов уходящего года. В этой десятке первую строчку занял «Левиафан» (2014).
  • В фильме два раза упоминается «панк-молебен» Pussy Riot (российская панк-рок-группа, действующая на принципах анонимности и осуществляющая свои выступления в форме несанкционированных акций в не предназначенных для этого местах) — ближе к концу фильма название группы мелькает на экране телевизора, а в концовке эту акцию упоминает архиерей в своей проповеди.
  • В фильме используются популярные в России песни: «Владимирский централ» (Михаил Круг), «Городской шалман, жизнь пропащая» (Любовь Успенская), «О Боже, какой мужчина!» (Натали). По словам режиссёра, он подбирал «песни, которые звучат в каждом кабачке и в каждом ресторанчике» и составляют нашу звуковую среду.
  • Фильм «Левиафан» должен был открывать программу российского кино на 36-м Московском международном кинофестивале. Но показ не состоялся — из-за ненормативной лексики фильму не было выдано прокатное удостоверение в России. В конце июня прокатное удостоверение было получено с ограничением по возрасту «18+» в связи с наличием нецензурной лексики.
  • Прокатное удостоверение «Левиафан» получил до 1 июля 2014 года, то есть до вступления в силу закона о запрете нецензурной лексики в кино, и может быть показан в первоначальном виде. Однако продюсер картины Александр Роднянский заметил, что мат в фильме всё равно придётся править. «Прокатное удостоверение мы действительно получили, но это не освобождает нас от ответственности за соблюдение закона РФ». Мат в фильме будет переозвучен или попросту «запикан».
  • По словам режиссёра Андрея Звягинцева , мат в фильме пришлось вырезать «по живому»: «Артикуляция есть, а звука нет — это травма. Эти два дня я сидел и чертыхался, вспоминал их всех, этих депутатов, прозаседавшихся, весь этот идиотизм. Я надеюсь, что будет инициатива к пересмотру этого закона, потому что совершенно очевидно, что есть запретительные меры, есть острожный ненорматив, есть „18+“ — этого достаточно. Кинозал — это место, где взрослый, ответственный человек приобретает в кассе билет. Билет является нашим с ним соглашением. Я хочу показать картину вот в таком виде, а он готов её посмотреть в таком виде. Почему сюда вмешивается третья сторона? Откуда? Что это за дичь такая?».
  • В январе 2015 года, за месяц до предполагаемого начала кинопроката в России, пиратские копии фильма были нелегально выложены в Интернет и просмотрены многими зрителями и кинокритиками. Роднянский подозревал в этом отборщиков одного из кинофестивалей. Писатель Дмитрий Быков ввиду сомнительных, по его оценке, шансов на успех российского проката, советовал продюсерам радоваться тому, что фильм в пиратской копии увидят хотя бы жители северных территорий, в которых он снят, и даже подозревал их самих в распространении фильма таким способом.
  • Для посмотревших пиратскую копию фильма и желающих отблагодарить его создателей открылся сайт www.leviathan-film.ru. По словам продюсера фильма, полученные денежные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари жизнь».
  • Фильм получил резко негативные отзывы от политолога Сергея Маркова, назвавшего его «антироссийским политическим заказом, снятым на российские бюджетные деньги» и «фильмом новой холодной войны Запада против России».
  • Татьяна Трубилина, глава села Териберка (Мурманская область), в котором снимался фильм, 12 января 2015 года выступила против показа ленты на больших экранах: «Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть». Позднее в некоторых СМИ прошла информация о том, что администрация Мурманской области настоятельно рекомендовала кинотеатрам отказаться от показа фильма, однако губернатор Марина Ковтун опровергла эту информацию: «Всех пишущих о запрете показа фильма «Левиафан» прошу успокоиться. Такого запрета просто не может быть. И потом мы живем в век Интернета».
  • Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) (в пределах митрополии, которой он управляет и снимался «Левиафан») в ответ на просьбу радиостанции «Говорит Москва» оценить фильм Звягинцева сказал: «Он мне понравился. Фильм честный» — и отметил, что запрещать показ фильма не следует. Говоря о наличии в фильме ненормативной лексики Симон заметил, что «Мат, на который в данной ситуации ссылаются, к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью, и в фильме его не больше, чем в жизни, чего уж тут лицемерить» и «Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нём указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьёзное врачевание».
  • Православные активисты обращались к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой запретить показ фильма в России.
  • Власти Самары получили коллективное письмо с просьбой наказать исполнителя роли архиерея Валерия Гришко, который в то время работал главным режиссёром в Самарском театре драмы имени М. Горького, за участие в «клеветническом опусе» и «изощрённом поношении Российской власти и Православной Церкви».
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • История создания фильма Левиафан началась в 2008 году. На съемках новеллы Апокриф для киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя » (2008), переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда управление завода попросту огородило его забором. Отчаявшись бороться за свою собственность, пройдя все круги бюрократической судебной и исполнительной системы, он оборудовал многотонный бульдозер пуленепробиваемой броней, буквально запаяв себя в кабине трактора, и выехал на нем из своей мастерской. Он разрушил все постройки цементного завода, полностью снес забор, отгородивший его от внешнего мира и направился в город. Полиция пыталась препятствовать ему чем только могла, в него было выпущено более двухсот пуль, были сооружены заслоны из тяжеловозов, но все их старания были совершенно напрасны, он сметал на своем пути все, а по въезду в город методично снес около десятка административных зданий и, завершив свое возмездие, в громкоговоритель сказал, что «до сих пор никто не хотел его слышать, теперь же услышали все». После чего в кабине своего бульдозера он покончил с собой. В этом инциденте не пострадал ни один человек, кроме самого Химейера.
  • После того, как он узнал историю Химейера, режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет этой новеллы, написанной Генрихом фон Клейстом , был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова. Потому совершенно не имеет значения, где именно могли бы разворачиваться события этой драмы. История о столкновении человека и власть имущих универсальна. Скоро была найдена и еще одна аллюзия – параллель с текстом английского философа XVII века Томаса Гоббса. Между этих сюжетов и идей и выстроен скелет «Левиафана».
  • В фильме есть сцена, в которой герои Алексея Серебрякова , Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова приезжают на центральную площадь вымышленного города Прибрежный, на которой расположен памятник Ленину. Любопытно, что на одной из детских фотографий, предоставленной Еленой Лядовой для съемок, она вместе с матерью стоит на точно такой же площади. Это фото стоит на трюмо в доме Николая и его можно увидеть в сцене, когда к Николаю приезжает Паша, чтобы сообщить о том, что пропавшую Лилю нашли.
  • Сцена застолья после оглашения приговора по делу об имущественной тяжбе, в которой участвуют Николай, Дмитрий и Лиля, на этапе монтажа была сокращена вдвое.
  • Кадр с мухой, бьющейся о стекло в начале сцены, когда Дмитрий перечитывает только что набранную им на компьютере жалобу на мэра, снят был спонтанно, когда режиссер случайно заметил насекомое во время подготовки к сцене.
  • В одном из эпизодов сцены «Пикник у озера», персонажи Алексея Серебрякова , Владимира Вдовиченкова , Сергея Бачурского и Алексея Розина выпивают по полному стакану водки в честь дня рождения Степаныча (Сергей Бачурский). В результате ошибки реквизитора в первом же дубле актерам была дана бутылка с настоящей водкой, которую они и выпили. Только после команды «стоп» актеры сообщили о том, что водка настоящая. Все четверо решили, что это был розыгрыш режиссера, и едва ли верят до сих пор, что это было не так. Таким образом, актеры испытали на себе «суровый российский обычай» пить водку стаканами.
  • Сцена в вагоне поезда, в которой Дмитрий возвращается в Москву, была значительно сокращена при монтаже. Снималась она в реально движущемся поезде. Однако маршрут его движения был коротким, посему съемочной группе предоставили два вагона, прикрепленных друг к другу «зеркально». Таким образом, когда поезд достиг пункта прибытия, съемочная группа просто перешла в соседний вагон. Поезд последовал в обратном направлении, однако направление движения в кадре осталось правильным.
  • Во время съемки сцены, в которой Анжела и Паша приезжают предложить Ромке свое опекунство, в декорации «дом Николая» прямо во время дубля начался пожар. К счастью, в тот день было решено отложить обеденный перерыв, чтоб не прерывать съемку сложной сцены, и потому группа не ушла из декорации и вовремя обнаружила дым, идущий из-под стены, что позволило нейтрализовать источник возгорания и предотвратить преждевременную гибель декорации.

Выяснить точно, что означает левиафан сейчас не так-то просто, поскольку слово «левиафан» служило обозначением для многих существ в разные времена.

Значение слова «Левиафан»

Лингвист из Германии В. Генезиус определил, что значит слово левиафан. Liviah, если прибавить к нему окончание an, то получится: «тот, кто закручивается в спираль», при более полном изучении этого слова liviah+tan означает «гирлянда».

В отдельности tan, может подразумевать:

  • Крокодила.
  • Кита.
  • Гигантскую рыбу.
  • Дракона.

Изначально левиафаном называли гигантское библейское существо, но такое же, название, могли дать целому виду других тварей, поскольку с течением времени слово левиафан стало нарицательным для любых существ, живущих в море и обладающих большими размерами. Китов часто называют «левиафанами морских глубин», а сейчас так именуют нечто грандиозное и невероятное. Впоследствии такое имя давалось большим кораблям и пароходам.

Кто такой левиафан в библии?

В христианстве левиафан часто символизирует дьявола. В Ветхом завете (книга Иова) он появляется в виде могучего морского чудовища и описывается как гигантский змей, крокодил или дракон, который будет сокрушен Богом.

  • Господь - тот, кто создал левиафанов, согласно библейскому преданию Бог создал еще одно страшное сухопутное чудовище - бегемота (демона плотских желаний). В конце времен эти два существа должны сразиться и убить друг друга, а мясо их будут есть праведники на пиру Мессии.

Еще одно имя Левиафана, которое часто упоминается в книге Иова - «змей пронизывающий» и «змей кривой» что дает основания считать, что именно Левиафан был змеем, соблазнившим Еву в райском саду. Враг света, Божьих откровений, и всего пророческого - вот что такое дух левиафана.

  • Он подталкивает христиан к тому, чтобы предаться плотской жизни, наталкивает на эгоистичность, на привлечение к себе славы и внимания. Левиафан заставляет людей держаться за старое мышление и называть правильным то, что Бог четко и определенно призвал считать неправильным.

Еще одна распространенное мнение гласит, что левиафаны были динозаврами. В книге Иова встречается упоминание о трех левиафанах: живущем в воде, прямобегуще и изгибающимся. Можно предположить, что прямобегущий имел длинные ноги, а изгибающийся - короткие, как у ящера или крокодила. Считается, что динозавров не взяли на Ноев ковчег, поскольку они представляли собой опасность для человека.

Как выглядит библейский Левиафан?

Левиафан кто такой: кит, змей или морское чудовище. Если проанализировать отрывки из псалма Давида и прибавить к этому описание из книги Иова, то левиафан предстает пред нами в виде красного дракона с семью головами, на каждой из которых венец, и десятью рогами.

Тело левиафана защищает непробиваемая чешуя, его крепкие зубы вселяют ужас, а из пасти - вырывается пламя. От его дыхания закипает море, и нет на земле существа, которое было бы сильнее его.

Описание:

  • На многих средневековых картинах можно встретить изображение Левиафана в качестве гигантского кита.
  • Разомкнутые челюсти левиафана символизируют врата в ад, на многих картинах можно увидеть, что в пасти чудовища стоит адский котел.

Описания существ, похожих на левиафана, встречаются не только в христианской мифологии:

  • В египетской мифологии Сет (бог ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти) обратился в Левиафана во время своей борьбы с Гором (бог неба и солнца).
  • В угаритской мифологии семиголовый Латану (Левиафан) сражался против Балу и Анат и был побежден.
  • В хананейской мифологии левиафан является олицетворением первобытного хаоса.
  • Согласно арамейским преданиям, Творцом сотворил левиафана без пары, поскольку его размножение могло стать губительным для всего мира.
  • Упоминается о морском чудовище левиафане в греческом мифе о Ките и Андромеде; - в геополитическом символизме символизирует власть моря.

Часто левиафан отождествляется с нильским крокодилом, которого можно было встретить в Палестине, в окрестностях Кесари (в книге Иова он назван «зверем в тростнике»). К югу от горы Кармил располагались "город крокодилов" и "река крокодилов", вот что упоминают.

Страбон и Плиний о левиафане. Город давно разрушен, но известно, что река - это Нахал-Танниним. В фольклоре левиафан встречается редко, за исключением сказаний о царе Соломоном.

Левиафан в демонологии

Есть несколько классификаций, каждая из которых отвечает на вопрос что такое левиафан (см. Демон Белиал и его связь с Левиафаном). Немецкий инквизитор П. Бинсфельда составил классифицировал демонов, разделив их по категориям греха, которые совершает человек. Так, Левиафан отвечает за зависть.

Еще одна классификация основана на ангельских чинах, она дает другой ответ, на вопрос кто такие левиафаны . Поскольку демоны являются падшими ангелами, их чины восходят к ангельским рангам. Левиафан относится к первому лику ангелов (Серафимы), он склоняет людей к ереси и другим грехам, противоречащим вере. Также, Левиафан четвертый коронованный принц ада и второй князь в иерархии серафимов, он возглавил восстание против Господа вместе с Люцифером и Вельзевулом.

Философский ответ на вопрос: левиафан кто это

Большую известность библейский монстр приобрел благодаря книге английского мыслителя Томаса Гоббса. На обложке книги, где изображен левиафан, можно увидеть гигантского человека, тело которого состоит из тысяч других человеческих тел.

В руках он держит крест и меч. В своей книге Гоббс обосновал теорию возникновения государства и общества, человек, по его мнению, изначально обладает злой природой, в этом причина постоянной «войны всех против всех».

Государство - это левиафан, чудовище, уничтожающее все на своем пути. Образ левиафана у Гоббса двойственный, с одной стороны, это сила, которой невозможно противостоять, а с другой - эта сила необходима для поддержания жизнеспособности общества.

Способы противостоять духу Левиафана:

  • Человек уязвим перед духом, когда его одолевают боль и гнев, поэтому важно умение признавать свой гнев и, при этом, принимать решение о прощении и не уделять слишком много времени обидам и злости.
  • «Страдание любит компанию»- гласит поговорка. Не окружайте себя людьми, которые будут «сострадать» Вам. Общайтесь с теми людьми, которые будут сдерживать Вас и не побоятся сказать правду, даже если она болезненна.

Существовал ли левиафан в реальности

На земле действительно существовало существо, называемое ныне левиафаном. В 2008 году на юго-западе пустыни Ика (Перу) проводились археологические раскопки. Исследователи нашли останки существа, населявшего океаны более 12 миллионов лет назад. Предположительно, останки имеют сходство с современными кашалотами.

Млекопитающее было свыше 17 метров в длину, а зубы его были 36 см в длину и 12 см в ширину, это самые большие зубы, которыми обладал кто-либо из земных хищных животных. Фото найденных останков можно посмотреть в интернете. Существо назвали «Leviathan melvillei», первая часть имени взята из Ветхого Завета, вторую же приписали кашалоту в честь Германа Мелвилла (он написал роман «Моби Дик»).



Левиафаном в библейской мифологии зовется чудовищное, огромное и сильное существо. Обиталище его где-то в глубине, но не морской, ибо библейское понятие глубины – космос. То есть глубина как раз над головами, а не под ногами. И именно в самом низу высшей глубины и проживал Левиафан, порою опускаясь в моря и океаны человеческие, где разрушал и топил лодки и корабли.


Если брать смысл прямой, то в Библии Левиафан означает «изгибающийся, извивающийся». По сути, огромное чудовище, обитающее в море. Это чудовище, которое олицетворяет собой самые страшные силы земли. В некоторых местах это понятие обозначают как дракон, крокодил, бегемот. Он является символом тайны Божественного сотворения, ее непостижимости.

Его зовут и большим чудовищем из воды, на Ниле оно наводило ужас на жителей, и по всей вероятности, являлось крокодилом. О чудовище среди моря и кораблях говорится у Иова. В данном случае речь может идти об огромном ките, поскольку крокодил в морях не живет. Левиафаном можно также назвать огромных змей, которые извиваются и образуют клубок. Так можно называть и дракона.

Кто написал левиафан?

Произведение «Левиафан» создал Томас Гоббс, и оно стало его основной литературной работой. Томас Гоббс жил в Новое время в Англии, был философом, политиком, знал право. В этом произведении автор разрабатывает и систематизирует мысли, касающиеся права и государства. Его «Левиафан» очень серьезным образом повлиял на Европу, ее общественное настроение, и по сей день является источником, где люди черпают неординарные социальные идеи.

Как он выглядит?



Если рассматривать внешний вид Левиафана Гоббса, то это государство, сметающее и уничтожающее на своем пути все, что попадется, это тоже чудовище, многоликое и всесильное, система подавления. Противостоять ей не может никто, но без нее невозможно поддерживать общество, оно будет нежизнеспособно.

В книге Иова вид Левиафана таков: ужасный круг зубов, чих его вызывает проблеск света, от дыхания раскаляются угли, пасть изрыгает огонь, пучина морская вскипает от испускаемого его дыханием пара. Голову украшают 300-мильные рога. В некоторых источниках Левиафан имеет 7 голов, 10 рогов, на голове по венцу.

У режиссера Звягинцева Левиафан является уроком человечеству, а не просто монстром. Он мощен, шокирует правдой, несет огромный заряд сатирической энергетики.

Узнать во всех подробностях, кто такой левиафан можно, прочитав Ветхий Завет. Именно там впервые упоминается это мифическое чудовище. Согласно упомянутой книге, левиафан является морским змеем, который обладает чудовищными размерами.

Кто такой левиафан в Библии?

Как уже было сказано выше, это мифическое чудовище, которое способно уничтожить не только все человечество, но и планету Земля как таковую. Некоторые религиозные тексты называют левиафана , который несет смерть и разрушения. В некоторых же текстах более подробно рассматривается вопрос того, как выглядит данный мифический персонаж и что он делает.

Согласно Библии, чудовище ливиафан имеет тело змеи, обитает в море. Он обладает огромными размерами, и справиться с ним обычному человеку не под силу. Левиафан существо мужского пола. Согласно одному религиозному источнику самки в природе не существует, а по информации из другого текста, женская особь есть, но размножение этих тварей невозможно. Обе книги сходятся в одном. Именно Бог понял, что морской демон может уничтожить человечество и лишил его способности иметь потомство. Это означает, что левиафан в природе если и существует, то только в единственном экземпляре. Он спит в морской глубине, но может проснуться, после чего выберется на землю и уничтожит человечество. Разбудить демона может что угодно, например, это может быть промышленный шум или исследования различных океанских впадин. Точное место пребывания чудовища не указано ни в одном из текстов Библии. На данный момент никто не знает, в каком море или океане согласно легендам и мифическим рассказам спит демон.

Как убить левиафана?

В Библии есть несколько текстов, которые говорят о том, как будет уничтожено это чудовище. Согласно одному из них Бог поразит демона. По информации из другого отрывка архангел Гавриил уничтожит левиафана, проткнув его копьем, после чего будет устроен пир для всех праведников, на котором будет поедаться мясо демона. Согласно этому же тексту, праздник будет проходить в шатре, сделанном из кожи демона.

В Библии утверждается, что уничтожить данное чудовище человек не может. Только сам или архангел Гавриил способны сделать это. В фильмах и литературе нередко используется такой персонаж, как левиафан. Но, в некоторых художественных сюжетах именно человек убивает данное чудовище, что, как уже понятно, противоречит религиозным текстам.

Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.

Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.



Изображение Левиафана из Византийской книги , XI век.

В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Левиафан изображен в виде большой рыбы с чешуей и плавниками, его рот полон острых, угрожающих зубов. Его тело образует петлю, а хвост почти касается головы. Франция, XIII вв.

Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра, XII век.

Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания , но от веры не отрекался.



Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.

Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова : «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости» . Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.



Левиафан. Гравюра 18 века.

В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.



Изображения Левиафана, созданные для карты Америки гравером Иеронимом Коком (1510-1570) из Антверпена. / Левиафан на гравюре 1710 года. Библиотека Сент-Джеймс, Великобритания.

Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.

Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.