Многофункциональное пособие по логопедии своими руками. Логопедические игры своими руками. Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм

Структурное подразделение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

«Домик с играми»

(многофункциональное логопедическое пособие своими руками)

Кулакова О. В.

Учитель-логопед

Рузаевка 2016г.

Актуальность.
Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы.
Важным моментом при подготовке к школе становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической, обучающей игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали речевое оздоровление.

Работаю в детском саду учителем -логопедом с детьми с нарушениями речи. В своей работе использую разные игры и пособия , которые делаю сама. Мне нравятся многофункциональные пособия , поэтому изготовила пособие , с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие « Домик с играми » мобильное и легкое в использовании. Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним.

Описание: данное дидактическое пособие деревянное, выполнено в виде «домика». Стенки «домика» съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика».

Цель многофункционального дидактического пособия:

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:

«Солнышко»

Цель: создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.

«Геометрические фигуры» - Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» - это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление .

«Доска настроения» - оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.

    Цель: Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.

    Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.

    Воспитывать уважение друг к другу.

«Фланелеграф»

Какие игры можно придумать с фланелеграфом? Здесь простор фантазии неограничен. С фланелеграфом изучаем цвета, формы, размеры, цифры, учимся читать, группировать, сравнивать, устраиваем различные театры и многое другое. А самое главное:

    Формирование способности детей к самообучаемости.

    Развитие умений не только технически исполнить роль, но и передать свое отношение к ней.

Но самое любимое занятие детей – вешать и снимать картинки с фланелеграфа самостоятельно, по своему сценарию и делать это многократно.

«Теневой театр» - очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.

«Подбери по цвету»

Цель:

    развивать интерес к математической стороне.

    способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей

    воспитывать желание познавать новое.

«Магнитная доска»

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами магнита. Развитие творческой активности, воображения, познавательных способностей.

«Караоке»

На логопедических занятиях использую опыт и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики провожу музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу. Использую для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог). Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.

«Паутинка»

С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.

Цель данной игры: развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.

«Время»

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.

«Волшебная муфточка»

С помощью этой игры ребята могут поприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек».

«Геоконт»

«Геоконт» - это оригинальная игра, направленная на логико-математическое развитие дошкольников, знакомство их с предметным миром, формирование навыков конструирования и решения творческих задач

Цель:

    освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

    развивать умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; различение цветов радуги;

    развивать умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; внимание, память, элементы логического мышления; воображение, творческие способности; пальцевую и кистевую моторику рук.

    формируем способность детей к самообучаемости, также интерес к школе, социальную готовность к ней

    развиваем умение не только технически исполнить роль уже ученика, школьника, но и передать свое к ней отношение;

    способствовать развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

Как играть.

Игра размещается на доске. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам.

«Мы художники, творцы!»

Цель:

    стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности

    развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе и совместной, поддерживать заинтересованность конкретными её видами

    развивать изобразительные способности и одарённость детей

    содействовать обогащению изобразительного опыта детей в создании художественного образа на доступном им уровне

    развивать творческую активность, воображение, познавательные способности средствами изобразительного искусства

    вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней

    воспитывать желание фантазировать и рисовать придуманное на листе бумаги

«Мои пальчики - мои помощники»

    Шнуровка «Гвоздик»

    «Лабиринт»

    Тактильная доска «Добрые ладошки»

    «Разноцветные пробочки»

Цель:

    развивают фантазию ребёнка,

    внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,

    развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»

    способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

    формируют способность детей к самообучаемости.

    развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

    воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства .

Идеи многофункционального пособия небезграничны. Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.

Описание : Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель : Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са - ша, со - шо, су - шу, сы - ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка - миска, пушок - носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка - у Миши миска

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу - несу, ваш - вас, шило - сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч - ч - ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча - ча - ча, чу - чу - чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач - ач - ач, уч - уч - уч и так далее.

Дидактическая игра «Осень».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ - щ - щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры:

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.


Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.


На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).


На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.


Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.


Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Ольга Кулакова

Актуальность.

Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы.

Важным моментом при подготовке к школе становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической, обучающей игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали речевое оздоровление.

Работаю в детском саду учителем-логопедом с детьми с нарушениями речи. В своей работе использую разные игры и пособия , которые делаю сама. Мне нравятся многофункциональные пособия , поэтому изготовила пособие , с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие «Домик с играми » мобильное и легкое в использовании. Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним .

Описание : данное дидактическое пособие деревянное , выполнено в виде «домика » . Стенки «домика » съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика » .

Цель многофункционального дидактического пособия :

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

Это пособие помогает решать множество задач : развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т . д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием :

«Солнышко»

Цель : создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.

«Геометрические фигуры» - Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» - это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие) . Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

«Доска настроения» - оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.

«Теневой театр» - очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.

Цель : Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.

Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.

Воспитывать уважение друг к другу.

«Подбери по цвету»

Цель :

Стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности

Развивать интерес к математической стороне.

способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей

Вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней

Воспитывать желание познавать новое.

«Паутинка»

С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.

Цель данной игры : развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.

«Время»

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.

«Волшебная муфточка»

С помощью этой игры ребята могут поприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» .

«Мои пальчики - мои помощники»

Шнуровка «Гвоздик»

«Лабиринт»

Тактильная доска «Добрые ладошки»

«Разноцветные пробочки»

Цель :

Развивают фантазию ребёнка,

Внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,

Развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»

способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний .

Формируют способность детей к самообучаемости.

Развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

Воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства.

Идеи многофункционального пособия небезграничны . Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх ). Это могут быть игры для развития : мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.









Игра - мощнейшая сфера самовыражения. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.
Предлагаемое пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.
«Артикуляционная гимнастика»
Цель: развивать артикуляционного аппарат ребенка.
Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.
Игра «Назови картинки»
Цель: автоматизация звука (Р, С, Ш и др.) в словах.
Описание: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и называть изображенные предметы (рыба, корова, лиса, шарф и так далее). На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок повторяет, далее ребенок самостоятельно называет предметы.
Игра «Найди слово на заданный звук»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.
Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.
Игра «Фрукты»

Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве), что из них можно приготовить.
Игра «Найди все фрукты»

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Овощи»
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).
Игра «Найди все овощи»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?
Игра «Найди всех морских обитателей»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены морские жители. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Найди одежду»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображена одежда. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Расскажи сказку «Колобок»
Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку «Колобок» по картинкам (перед занятием сказку читает взрослый).
Игра «Собери сказку»
Цель: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается выбрать персонажей сказки «Колобок», расставить их последовательно по сюжету, рассказать сказку.
Игра «Продолжи сказку»
Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.
Описание: предложить ребенку расставить картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Рассказать сказку.
Игра «Что делают дети?»
Цель: расширение глагольного словаря, развитие связной речи.
Описание: предложить ребенку рассмотреть все картинки и назвать, что делают дети (катаются на коньках, играют в хоккей, танцуют и т.д.)