По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях. Я живу в купеческом доме в започаинье Старинные купеческие дома

В Муроме, как и в любом другом купеческом городе, сохранились гражданские здания XVIII-XIX вв., в основном, это - усадьбы и особняки муромских купцов и купчих. К сожалению, многие старинные здания были уничтожены, поскольку после больших пожаров рубежа XVIII-XIX вв. город был полностью перестроен.

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ УЛИЦА

От усадьбы Ермакова можно пройтись по Успенской улице (современная ул. Красноармейская). Улица небольшая, с двух сторон ее замыкают церковные строения: с одной стороны Благовещенский и Троицкий монастырь, с другой – Успенская (Георгиевская) церковь, построенная в 1792 г. на средства купца Дмитрия Ивановича Лихонина. Это одна из немногих улиц современного Мурома, которая в какой-то мере сохранила настроение и внешний облик уездного города нач. XX в. Здесь и одноэтажные домики деревенского вида «в три окна», и двухэтажные с деревянным верхом и каменным низом. Такие полукаменные дома были очень удобны и для проживания, и для ведения своего дела или промысла. Рядом расположен Штапский овраг (или Успенский - по названию храма).
Среди рядовой застройки на Красноармейской улице (бывшая Успенская) выделяются богатые каменные особняки. Один из них (ул. Красноармейская, д. 25) принадлежал потомственному почетному гражданину Федору Васильевичу Суздальцеву. Этот красивый двухэтажный дом с колоннами до сих пор является украшением всей улицы. Федор Васильевич купил его в 1846 г. Домов подобного типа в Муроме практически не осталось. К сожалению, здание требует реставрации.
Хозяин дома Ф.В. Суздальцев занимался торговлей полотнами и хлебом, имел полотняное заведение. В 1848 г. был выбран бургомистром в магистрат, а затем и городским головою (с 1857 по 1859 гг.). Должность городского головы занимали его отец Василий Тимофеевич и старший брат Иван.

Ул. Красноармейская, д. 25. Дом купца Зворыкина, XIX в.

Ул. Красноармейская, д. 27. Дом купца Зворыкина, XIX в. (в муниципальной собственности).

ПЕРВОМАЙСКАЯ УЛИЦА

Современная первомайская улица Мурома протянулась с севера на юг на два с лишним километра. Свое начало она берет от древнего административного центра города - кремля над Окой. Параллельно ей расположена одна из центральных артели города - ул. Ленина.

В XVII в., уже после того как город давным-давно потерял значение военного форпоста и кремль пришел в запустение, на северо-западной стороне его была построена Николо-Зарядская церковь. От нее и улица называлась Никольской.
Много веков прошумело над улицей, но ветры времени мало изменили ее облик. И тем легче мысленно представить события давно минувших лет, свидетелем которых стала старая улица.

Каких-то сто лет назад, на Первомайской лишь отдельные кварталы когда-то были покрыты булыжником. На дороге, да и на тротуарах увязали в грязи не только прохожие, но и лошади с повозками. Но вот уже как несколько десятилетий проезжая часть улицы оделась в асфальт. Со временем менялся внешний облик. На юге некоторые крохотные деревянные дома пали под натиском строителей. К середине улицы от реки тянулся глубокий овраг. По дну его пролегали почтовые тракты из Москвы на Нижний Новгород и в Сибирь. По Никольской они выходили на Московскую и за город к Москве.
В октябре 1790 г. по этой улице везли в сибирскую ссылку А.Н. Радищева. Обесчещенный, больной, закованный в кандалы, он видел вокруг себя жизнь, подтверждавшую его правоту. В 1826 г. по этой же скорбной дороге ехали к мужьям жены декабристов, сосланных в Сибирь, на каторгу. Княжеские кареты провезли Е.И. Трубецкую, М.Н. Волконскую, А.Г. Муравьеву. По той же дороге отправился в ссылку, разлученный с родными и невестой 23-летний .

В нескольких местах кварталы улицы отступают вглубь. Вот на пересечении с улицей Комсомольской еще с тех давних пор, когда здесь стояла одна из водоразборных будок, построенных вместе с водопроводом в сер. XIX в., образовался пустырь, В 60-х гг. нашего столетия его пытались превратить в молодежный парк, но не получилось. Изменилось это место и стало одним из примечательных уголков города после того, как приняли решение установить здесь бюст дважды Героя Социалистического Труда Ростислава Аполлосовича Белякова.

Дом Зворыкиных

Адрес: ул. Первомайская, д. 4
Дом Зворыкиных - это главное здание муромского историко-художественного музея. Трехэтажный особняк с мезонином XIX в. - один из самх больших и красивых домов в городе. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, "отец телевидения", (1889-1982 гг.). В особняке Зворыкиных в Муроме установлена мемориальная доска, а перед его родным домом расположен памятник. Долгое время в доме Зворыкиных находилась экспозиции по истории и культуре Мурома. Сейчас здание закрыто в связи с предстоящей реконструкции.


Дом Зворыкиных

Здание бывшей городской думы

Адрес: ул. Первомайская, д. 6
Художественная галерея - это еще одно примечательное здание. Находится рядом с домом Зворыкиных и занимает двухэтажное здание начала XIX в. (1815 г.), принадлежавшее ранее Городской думе.
В экспозиции художественной галереи представлены лучшие художественные коллекции музея. В основе собрания русского и заподноевропейского искусства XVII - XIX вв. лежит коллекция графов Уваровых из их карачаровского имения "Красная Гора" (ул. Кирова). В галерее посетители смогут увидеть фамильные портреты, коллекционную мебель, фарфор, а также полотна русских и заподноевропейских мастеров, находится в .


Художественная галерея


Дом купцов Лихониных, 1816 г. ул. Первомайская, д. 14


Дом купца Вощинина, 1846 г. ул. Первомайская, д. 22


Здание торговой лавки купца Мяздрикова. XX в. ул. Первомайская, д. 5


Здание магазина служащей Войтас, XX в. ул. Первомайская, д. 11


Дом купца Киселева, XVII-XIX вв. ул. Первомайская, д. 23


Дом мещанина Серебренникова XX в. ул. Первомайская, д. 31


Палатка купца Мяздрикова, XIX в. ул. Первомайская, д. 37


Дом купца Киселева, 1860 г. ул. Первомайская, д. 39

Дом Шведовых-Каратыгиных



На бывшей Благовещенской улице (ныне ул. Тимирязева, д. 3) стоит один из интереснейших домов города. Брошенный на произвол судьбы и всеми забытый, он производит удручающее впечатление, зияя пустыми глазницами разбитых окон. Старожилы называют его "Дом Каратыгина". Однако в краеведческой литературе бывший особняк купцов Каратыгиных упоминается только с провозглашением Советской власти. Единицы знают, что в 1875 г. в нем располагалось . О судьбе дома и его владельцах долгое время ничего не было известно. Архивные изыскания показали, что Дом Каратыгиных имеет очень интересную историю.

Первоначально дом принадлежал купцу первой гильдии Григорию Александровичу Шведову. Г.А. Шведов родился в 1804 г. Сначала он жил во Владимире, а потом в Оренбурге. Накопив капитал, в 1831 г. вступил в купцы второй гильдии г. Симбирска. Через четыре года Г.А. Шведов стал купцом первой гильдии В 1835 г. вместе с семейством купец перебрался в Ставрополь, а еще через два года - в Муром. 17 мая 1837 г. став муромским купцом, Г.А. Шведов приобретает в 16 квартале на Благовещенской улице участок земли и возводит красавец дом. Внизу, в овраге, находилась полотняная фабрика, купленная 29 сентября 1836 г. Через три года фабрика Шведова считалась одной из лучших в городе. О ее владельце краевед А.А. Титов восторженно писал: "Купец Г.А. Шведов, вновь устроив фабрику в лучшем виде, по своему капиталу и познанию в делах химии и механике обещает хороших успехов по этой мануфактурной промышленности". Также известно, что Г.А. Шведов занимался переработкой свеклы и производством сахара. 13 мая 1843 г. Сенат возвел Г.А. Шведова и его семейство в потомственное почетное гражданство. Семья купца первой гильдии была большой: супруга Елена Ивановна и пятеро детей - Петр (р. 1829 г.), Михаил (р. 1832 г.), Елена (р. 1834 г.) Николай (р. 1837 г.), Анна (р. 1841 г.) и Иван (р. 1844 г.). После смерти отца братья Шведовы не смогли самостоятельно вести торговые операции. Постепенно они разорились. 7 декабря 1862 г. родовое имение Шведовых перешло к купцу третьей гильдии Максиму Афанасьевичу Каратыгину.
См.


Дом Шведовых-Каратыгиных

Дом Журавлевых


Ул. Воровского, д. 2. . 1970–1975 гг.

Несколько лет он стоял беспризорный - с разбитыми окнами и заколоченными дверьми, брошенный на произвол судьбы.

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ


Торговые ряды
Площадь 1100-летия Мурома, д. 2

Торговые ряды в Муроме были построены в 1816 г. Это довольно простое, классическое сооружение, при этом не лишенное величественности, которую ему придают арки и массивные колонны дорического ордера. Под рядами устроены глубокие подвалы со сводчатыми перекрытиями, где хранилось зерно. Качество постройки торговых рядов такого, что они сумели выдержать почти 200 лет практически без ремонта. Колоритные Торговые ряды неоднократно появляются в различных фильмах. Но быть декорациями в кино − отнюдь не единственная и не главная их функция. Здесь по-прежнему идет торговля, а за рядами расположился большой городской рынок.
В этом здании расположены следующие объекты: Центральная библиотека, Кафе "Баринъ".

УЛИЦА МОСКОВСКАЯ

Улица Московская - центральная улица Мурома. Сформировалась в нач. XIX в. после утверждения нового плана города.



Ул. Московская, д. 13

Выставочный центр расположен в двухэтажном особняке купцов Голубевых XIX в., замыкающий первый квартал улицы Московской. В залах Центра проводятся временные выставки, а в двух больших верхних залах развернута выставка, посвященная истории города. Здесь можно увидеть как бытовые вещи, так и сакральные предметы - иконы, церковную утварь.
См. .


Ул. Московская, д. 11


Ул. Московская, д. 9


Ул. Московская д. 7


Ул. Московская, д. 5







Дом купцов Вощининых.
Ул. Московская, д. 2. Бывший "Детский мир"


Ул. Московская, д. 4


Дом купцов Зворыкиных. Дом мещанки Константиновой (XIX в.)
Ул. Московская, д. 33

Старое здание полиции. «В год 1743 магистрат города Мурома учредил первую во Владимирской губернии полицмейстерскую контору, положившую начало службе охраны общественного порядка».

Примерно на этом месте начинались массовые беспорядки 30 июня 1961 г.
Ныне - здание УВД округа Муром.

Дом купца И.В. Корщикова

Адрес: ул. Московская, д. 26
В 1886 г. газета "Современные известия", комментировавшая ход следствия, писала, что муромский купец И.В. Корщиков имел очень темную репутацию. Бывший нищий села Карачарово вдруг стал богатеть. Ходили разговоры о сбыте фальшивых денег. Еще в нач/ 1880-х гг. он купил в Муроме два каменных дома - на Рождественской улице (не сохранился) и на Московской (№ 26).
В 1885 г. вчерашний крестьянин стал купцом. Известно, что первоначально И.В. Корщиков занимался винным откупом (одна из самых доходных в России статей предпринимательства). В 1890-е гг. купец И.В. Корщиков и его сын Иван владели каменной лавкой в Гостином дворе. Накопив капитал на винной деле, к концу 90-х гг. Корщиковы занялись не менее выгодной хлебной торговлей. После смерти главы семьи (а умер он в 1905 г.) торговыми делами стал заправлять Михаил Корщиков. В 1911 г. ему принадлежало девять хлебных лавок. .
.


в мкр. Вербовский.




Copyright © 2016 Любовь безусловная


Размер: Текущий 900*635 (222.08 KB) |

Дом А.В Пятковой.Этот дом, расположенный на пересечении улиц Советской (бывшей Никольской) и Спасской, – характерный образец рядовой купеческой застройки второй половины XIXвека. Дом принадлежал первоначально тарскому купцу-чаеторговцу и пароходовладельцу Василию Ивановичу Серебренникову. Впоследствии этот двухэтажный полукаменный особняк перешёл в собственность дочери В.И. Серебренникова Анфисе Васильевне Пятковой, которая сдавала его в аренду уездному казначейству. В советское время в здании размещались финотдел, казначейство, детсад №4, станция юных туристов, Тарское отделение Омского регионального КПРФ, следственный комитет при прокуратуре, в настоящее время пустует. Решением Омского облисполкома от 26 июня 1980 года №239/10 зданию присвоен статус памятника архитектуры местного значения.


Размер: Текущий 900*557 (191.01 KB) |


Размер: Текущий 900*622 (173.99 KB) |

Дом А.И. Щербакова. Одним из наиболее примечательных памятников деревянной архитектуры XIX в. в Таре был \"дом Щербакова\" по улице Никольской, а потом Советской. Именно в нем размещались долгое время важнейшие учреждения разных времен. После смерти Алексея Ивановича, которая наступила 4 января 1912 г., дом был передан Поземельно-устроительной партии, а с приходом Советской власти, его долгое время занимали городской и районный партийные комитеты, управление сельского хозяйства. Не уберегли его тарчане, он потерян после пожара в 1983 году.


Размер: Текущий 900*574 (175.68 KB) |

Дом А.И. Щербакова. Одним из наиболее примечательных памятников деревянной архитектуры XIX в. в Таре был \"дом Щербакова\" по улице Никольской, а потом Советской. Именно в нем размещались долгое время важнейшие учреждения разных времен. После смерти Алексея Ивановича, которая наступила 4 января 1912 г., дом был передан Поземельно-устроительной партии, а с приходом Советской власти, его долгое время занимали городской и районный партийные комитеты, управление сельского хозяйства. Не уберегли его тарчане, он потерян после пожара в 1983 году.


Размер: Текущий 900*551 (225.41 KB) |

Дом И.Ф. Нерпина (Городская больница), (фото с почтовой открытки 1914 г.) Поликлиника, медучилище. Большой и просторный трёхэтажный дом по Никольской улице (так до 1920 года называлась улица Советская) для своей семьи тарский купец и предприниматель Иван Фёдорович Нерпин построил (приблизительно) в 1794–1796 годах. Это первое частное каменное строение на территории современной Омской области. Здание построено в архитектурном стиле, характерном для того времени, – классицизм. На усадьбе помимо дома были сооружены различные постройки: каменная и бревенчатая кухни, баня, каменная завозня и часовня. Иван Федорович Нерпин (род. ок. 1757 г. – ум. в 1813 г.) – потомственный тарский купец, самый богатый коммерсант и промышленник Тары конца XVIII– начала XIXвека, входил в десятку крупнейших кожевенников в Сибири. Миллионер И.Ф. Нерпин был известен в Сибири и в России как активный благотворитель. В 1812 году он внес самый большой благотворительный вклад – 5 тыс. рублей – на войну с Наполеоном, за что был награждён императором памятной бронзовой медалью на Аннинской ленте. На средства И.Ф. Нерпина в Таре было построено три церкви: Тихвинская, Пятницкая и Казанская. За благотворительные деяния тарчане присвоили ему звание Почётного гражданина г. Тары. В настоящее время одна из улиц города носит его имя. Впоследствии помещение дома не раз подвергалось перепланировке, в результате чего были утрачены многие элементы внутреннего убранства. Во второй половине XIXвека облик дома существенно изменили пристройки с северной и восточной стороны. В 1875 году белокаменный красавец-дом у наследников Нерпина купил уроженец г. Тары, крупнейший золотопромышленник и чаеторговец Сибири Яков Андреевич Немчинов для своей дочери Елизаветы, вышедшей замуж за тарского купца, пароходовладельца и чаеторговца, Михаила Фёдоровича Пяткова. В 1913 году Елизавета Яковлевна Пяткова с согласия своих дочерей, Татьяны и Александры, подарила дом со всеми усадебными постройками родному городу под городскую больницу. При этом последняя владелица особняка выдвинула несколько условий перед городской думой: в доме должна была размещаться больница и связанные с ней учреждения: аптека, амбулатория, родильный покой, квартиры для медицинского персонала – и «чтобы город ни в коем случае не устраивал ни в доме с постройками, ни на всем пространстве владений никаких других предприятий и учреждений». В 1936 году стационар из этого строения был перемещён в другое здание – в бывшие казённые винные склады, располагавшиеся по ул. Советской. В 1983 году, после открытия в больничном комплексе нового здания поликлиники, в «нерпинском» доме расположилось медицинское училище (ныне филиал Омского областного медицинского колледжа). Облик этой старинной купеческой усадьбы за прошедшие годы значительно изменился: каменный забор, окружавший её, был разрушен в 1927 году. Но некоторые из построек сохранились до сих пор. Да и дом в настоящее время выглядит не таким высоким, как раньше, – за два века значительно возрос культурный слой. Строение находится под государственной охраной: решением Омского облисполкома №239/10 от 26 июня 1980 года этому зданию присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.

Размер: Текущий 600*794 (168.26 KB) |

Дом купца Балыкова. Этот двухэтажный дом – один из образцов краснокирпичных зданий, выдержанных в духе эклектики, характерной для периферийных городов начала XXвека, – построен тарским и омским купцом Константином Васильевичем Балыковым в 1903–1906 годах. Крупный оптовый и розничный купец К.В. Балыков торговал в своём магазине мануфактурой, галантереей и другими промышленными товарами, а также в пределах Тарского уезда занимался торговлей хлебом, маслом, лесом. В 1909 году он организовал в Таре лесопромышленное товарищество «Балыков и Ко», был директором Тарского городского общественного банка. Это здание – памятник, связанный со становлением советской власти в Тарском Прииртышье: в 1919–1920 годах в нём размещался уездный революционный комитет (ревком). В середине XXвека облик здания, которое в то время уже занимал районный отдел внутренних дел, изменился, так как к нему был сделан двухэтажный пристрой. Этому строению решением облисполкома от 26 июня 1980 г. №239/10 был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.


Размер: Текущий 900*490 (188.56 KB) |

Дом купца Л.М. Глизмана. Купец первой гильдии Л.М. Глизман, хорошо известный благотворитель начала XX в., еврей по национальности, принял православие и стал на некоторое время старостой кладбищенской Тихвинской церкви.


Размер: Текущий 900*606 (209.59 KB) |

Дом купца Н.Я. Носкова. Двухэтажный деревянный дом, обшитый тёсом, с архитектурными формами каменного зодчества был построен на ул. Никольской (ныне ул. Советская) в 1916 году потомственным тарским купцом Нилом Яковлевичем Носковым – крупным торговцем мукой, создателем лесопромышленного товарищества «Нил Носков и Ко». На территории усадьбы имелись многочисленные постройки: флигель, конюшня, сеновал, коровник, навес, крытый железом, четыре элеваторных амбара, баня. В 1917 году двухэтажный дом Нил Яковлевич продал омскому фармацевту Михаилу Денисову. Многодетная семья Носковых в это время проживала рядом – в одноэтажном деревянном доме (ул. Советская, 22). Весной 1918 года Нил Носков был обвинён в участии в подготовке военного переворота в Таре. Он был расстрелян в 1921 году как один из сподвижников колчаковского режима, в конце улицы Карбышева, за городом. В советский период в одноэтажном доме долгое время размещалась детская библиотека и клуб общества глухонемых, двухэтажное здание занимали образовательные учреждения: школа №3, Дом пионеров. В настоящее время здесь расположен Центр детского творчества. Решением Омского облисполкома от 26 июня 1980 года №239 зданию присвоен статус памятника архитектуры местного значения.


Размер: Текущий 899*546 (223.33 KB) |


Размер: Текущий 900*656 (218.14 KB) |

Дом купца Н.Я. Носкова. Двухэтажный деревянный дом, обшитый тёсом, с архитектурными формами каменного зодчества был построен на ул. Никольской (ныне ул. Советская) в 1916 году потомственным тарским купцом Нилом Яковлевичем Носковым – крупным торговцем мукой, создателем лесопромышленного товарищества «Нил Носков и Ко». На территории усадьбы имелись многочисленные постройки: флигель, конюшня, сеновал, коровник, навес, крытый железом, четыре элеваторных амбара, баня. В 1917 году двухэтажный дом Нил Яковлевич продал омскому фармацевту Михаилу Денисову. Многодетная семья Носковых в это время проживала рядом – в одноэтажном деревянном доме (ул. Советская, 22). Весной 1918 года Нил Носков был обвинён в участии в подготовке военного переворота в Таре. Он был расстрелян в 1921 году как один из сподвижников колчаковского режима, в конце улицы Карбышева, за городом. В советский период в одноэтажном доме долгое время размещалась детская библиотека и клуб общества глухонемых, двухэтажное здание занимали образовательные учреждения: школа №3, Дом пионеров. В настоящее время здесь расположен Центр детского творчества. Решением Омского облисполкома от 26 июня 1980 года №239 зданию присвоен статус памятника архитектуры местного значения.


Размер: Текущий 900*588 (234.76 KB) |

Дом купца Якова Андреевича Немчинова. Этот дом, расположенный в подгорной части города, имеет богатую историю. Его построил в начале XIXвека (предположительно в 1803 году) тарский купец-миллионер Иван Фёдорович Нерпин, затем владельцами этого трёхэтажного каменного особняка являлись его потомки. Некоторое время им владел томский золотопромышленник Асташев, впоследствии дом перешёл в собственность тарской казне. Начавший разрушаться дом у казны за 5 тысяч рублей выкупил тарский и кяхтинский купец-миллионер Яков Андреевич Немчинов, который также выделил 10 тысяч рублей на ремонтно-восстановительные работы. 21 апреля 1875 года в этом здании состоялось открытие сиропитательного заведения и общественного банка. Сиропитательный дом был укомплектован детьми-сиротами Тарского уезда, которых здесь обучали ремёслам. Во дворе построили кухню, баню, квартиры для обслуживающего персонала. Сиропитательное заведение действовало и в годы гражданской войны – его продукцией (сапогами, лыжами, овчинами, рукавицами и т.д.) пользовались как красные, так и белые. В 1920-е годы здесь размещались различные учреждения, в 1930-50-е годы – детский дом. В 60-х годах прошлого века здесь открыли профессионально-техническое училище №48. Около двух десятков лет здание занимает учебно-производственный комбинат. В настоящее время здесь работает также и станция юных туристов. Таким образом, несколько поколений тарчан было обучено в этом здании различным ремеслам. Дом взят под государственную охрану: решением облисполкома от 22 января 1991 г. №20 ему присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Этот дом – характерный образец каменной купеческой застройки XIXвека – один из немногих сохранившихся в Омской области кирпичных жилых домов, выполненных в стилистике позднего классицизма. Улица, на которой находится этот овеянный легендами дом, несколько раз меняла свои названия: до 1910 года она называлась «Нерпинская», затем – «Немчиновская»; в 1920 году ей присвоили имя немецкого революционера К. Либкнехта; в 1994 году вернули историческое наименование «Нерпинская».


Размер: Текущий 900*528 (273.55 KB) |

Дом Я.В.Орлова. В конце XIX века на Базарной площади тарские купцы братья, Осип и Киприан Волковы возвели солидное двухэтажное кирпичное строение, в котором открыли торговый дом. В 1911 году этот дом и ещё один полукаменный трёхэтажный торговый корпус на Базарной площади у Осипа и Киприана Волковых выкупил их приказчик Яков Васильевич Орлов. В двухэтажном здании на втором этаже Яков Васильевич проживал со своей семьёй, на первом этаже был магазин, где торговали мануфактурой, бакалейными, галантерейными и другими товарами. В советский период здесь долгие годы располагался магазин, в котором тарчанам предлагались спортивные товары. В 1991 году в это здание из помещения Спасской церкви был перемещён историко-краеведческий музей.


Размер: Текущий 900*563 (194.97 KB) |

Щербаковские дома на ул. Александровской. Владелец винокуренного, кожевенного, свечного и салотопенного заводов Иван Ефимович Щербаков построил два полукаменных дома на ул. Александровской в середине XIXвека, приблизительно в это же время заложил городской сад, который жители города называли «щербаковским». В 1859 году подарил один из домов (большей площади) под уездное училище. В начале XXвека сын Ивана Ефимовича Фёдор расширил городской сад и нанял для ухода за ним садовника. В начале 1920-х годов дома Щербаковых были национализированы, в них располагались милиция, типография, редакция газеты, собес, финотдел окружного исполкома. В последующие годы здания занимали различные учреждения, в том числе спортивная школа, школа №9 и вечерняя школа. В 1980-е годы эти дома, которым присвоен статус памятников истории и культуры местного значения (решение облисполкома от 23.05.1989 г. №139), вошли в комплекс городского сада. В 1950-е годы вход в горсад был платным, здесь были оборудованы танцевальная и спортивная площадка, бильярдная, работал летний театр, в 1980-е появились различные аттракционы. Городской сад – любимое место отдыха тарчан во все времена.


Размер: Текущий 900*602 (195.34 KB) |

Дом купца Балыкова. Этот двухэтажный дом – один из образцов краснокирпичных зданий, выдержанных в духе эклектики, характерной для периферийных городов начала XXвека, – построен тарским и омским купцом Константином Васильевичем Балыковым в 1903–1906 годах. Крупный оптовый и розничный купец К.В. Балыков торговал в своём магазине мануфактурой, галантереей и другими промышленными товарами, а также в пределах Тарского уезда занимался торговлей хлебом, маслом, лесом. В 1909 году он организовал в Таре лесопромышленное товарищество «Балыков и Ко», был директором Тарского городского общественного банка. Это здание – памятник, связанный со становлением советской власти в Тарском Прииртышье: в 1919–1920 годах в нём размещался уездный революционный комитет (ревком). В середине XXвека облик здания, которое в то время уже занимал районный отдел внутренних дел, изменился, так как к нему был сделан двухэтажный пристрой. Этому строению решением облисполкома от 26 июня 1980 г. №239/10 был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. (Фото 1970г из фондов Тарского Краеведческого Музея)


Размер: Текущий 899*349 (124.61 KB) |

Дом Я.В.Орлова. В конце XIX века на Базарной площади тарские купцы братья, Осип и Киприан Волковы возвели солидное двухэтажное кирпичное строение, в котором открыли торговый дом. В 1911 году этот дом и ещё один полукаменный трёхэтажный торговый корпус на Базарной площади у Осипа и Киприана Волковых выкупил их приказчик Яков Васильевич Орлов. В двухэтажном здании на втором этаже Яков Васильевич проживал со своей семьёй, на первом этаже был магазин, где торговали мануфактурой, бакалейными, галантерейными и другими товарами. В советский период здесь долгие годы располагался магазин, в котором тарчанам предлагались спортивные товары. В 1991 году в это здание из помещения Спасской церкви был перемещён историко-краеведческий музей. (Фото 1971г из фондов Тарского Краеведческого Музея)


Размер: Текущий 900*554 (253.4 KB) |

Щербаковские дома на ул. Александровской у городского парка. Владелец винокуренного, кожевенного, свечного и салотопенного заводов Иван Ефимович Щербаков построил два полукаменных дома на ул. Александровской в середине XIXвека, приблизительно в это же время заложил городской сад, который жители города называли «щербаковским». В 1859 году подарил один из домов (большей площади) под уездное училище. В начале XXвека сын Ивана Ефимовича Фёдор расширил городской сад и нанял для ухода за ним садовника. В начале 1920-х годов дома Щербаковых были национализированы, в них располагались милиция, типография, редакция газеты, собес, финотдел окружного исполкома. В последующие годы здания занимали различные учреждения, в том числе спортивная школа, школа №9 и вечерняя школа. В 1980-е годы эти дома, которым присвоен статус памятников истории и культуры местного значения (решение облисполкома от 23.05.1989 г. №139), вошли в комплекс городского сада. В 1950-е годы вход в горсад был платным, здесь были оборудованы танцевальная и спортивная площадка, бильярдная, работал летний театр, в 1980-е появились различные аттракционы. Городской сад – любимое место отдыха тарчан во все времена.

Совершенно случайно, по пути на другой объект было найдено, как мне показалось кое-что историческо-интересное...
Исторические подвалы одного купеческого дома 17 века, а точнее палаты 17 века.
Естественно был найден сначала дом. Его состояние я бы оценил на 2 из 5. Одна стена дома полностью сложилась, остальные три еле держатся. Сами палаты являются памятником архитектуры федерального значения, но по причине того, что отсутствует собственник, здание никто не берется восстанавливать или сносить.
Дом находится на относительно охраняемой территории, лезть пришлось тихо и осторожно, через сломанную стену сразу на второй этаж, оттуда, достаточно сохранившаяся лесенка спускается на первый, а далее вниз, в исторический сводчатый подвал.

Пока пытался найти, как попасть внутрь, подошла женщина, работающая в магазине неподалеку, рассказала, что недавно тут снимался фильм, что здание в опасном аварийном состоянии и лезть туда нельзя, на вопрос охраняет она его или нет, она сказала, что нет.

Второй этаж. Крыша совсем прохудилась и готова вот-вот обвалится.

Вообще все здание находится в крайне аварийном состоянии.

Спуск в исторические сводчатые подвалы. Сами подвалы достаточно замусорены, как и здание в целом. Шины, стройматериалы, кабели, разный мусор и хлам.

Здание палат относилось к Кожевнической слободе, которая сгорела в 1773 году. На плане слободы здание палат изображено с большой каменной пристройкой, включающей как сохранившуюся и ныне часть палат, так и утраченную пристройку со стороны соседнего владения.
Во время пожара 1812 года здания сильно пострадали. В связи с этим своды при восстановлении перестраивались, а отделка фасадов была изменена в пользу классического стиля.

Палаты на протяжении 18-19 веков эксплуатировались как фабричные строения.

В начале 20 века палаты занимало фабрично-торговое товарищество «Николай Сергеевич Растеряев», выпускавшее свинцовые трубы.
В 30-х годах 20 века на этой территории находилось одно известное предприятие Мостранса.
В 1950 году активизировалась застройка участка и перестройка корпусов для различных хозяйственных нужд. Работы велись хаотично и небрежно, вследствие чего первозданный облик палат сильно пострадал.

По -сути это своды подземной части уже не существующего здания, так как от дома, на сегодняшний момент мало что осталось, лишь пару стен.

Подвалы небольшие, в некоторых ответвлениях откровенный бардак и бомжатник, видно, что за памятником федерального значения никто не следит вообще!

Предположительно, первым застройщиком и владельцем палат был купец Иван Васильевич Лихонин.

Непонятно куда выходящие окна в подвальном комплексе.

Фото из интернета. На нем здание еще относительно целое и с целой крышей.

Фотография из интернета. Другая сторона еще целого здания.

Спасибо за прочтение поста.

Постараемся быть беспристрастными — шаг за шагом рассмотрим «бытие и сознание» этого интереснейшего сословия, а выводы — делать вам!

Бытие через быт

Быт является одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Мы создаем быт, подстраивая под себя окружающее пространство. Мы практически не можем существовать вне быта. Бытие определяет сознание, в конце концов, каким бы спорным ни было это утверждение.

Тем не менее целенаправленным изучением быта историки занялись не так давно. И здесь купечество дает огромное количество материала для исследования, особенно для тех, кто изучает традиционную русскую культуру или просто ею интересуется.

Обязанности и особенности

В XIX столетии купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства, не желавшие или не имевшие возможности идти по духовной стезе.

Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок «старинной» русской жизни по заветам отцов и дедов, патриархальную среду, где любые новшества принимались, как минимум, с подозрением, а традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений — театров, выставок, концертов. Это помогало завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т.д. Но это проникновение культуры европейской практически никак не влияло на бытовую культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара.


Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья и двунадесятые праздники считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной (а точнее, почти никому не приходило в голову, что может быть как-то иначе) была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде считалась благотворительность, жертвование на храмы и монастыри, ктиторство.

Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды общественное мнение порицало и считало предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия распространялась на все сферы частной жизни: дома были не очень большими, стол — достаточно скромным и т.д.

Дом

В Москве купцы селились в основном в Замоскворечье. Дом строился из камня, вокруг него размещались службы — конюшня, сараи, баня и сад. Баня как необходимый элемент купеческого дома в XIX веке уже отмирала, теперь мыться ездили в общественные бани. В сараях хранились самые разнообразные инструменты, упряжь для лошадей и т.д. Конюшни старались строить прочными, теплыми и без сквозняков, чтобы лошади не простудились. Лошади были двух видов, крепкие и выносливые для поездок в другие уезды и губернии; красивые и породистые — чтобы щеголять в театре и на ярмарках. Ну а кладовые были целым царством домашних запасов, приготовленных по старинным рецептам: квасили капусту, солили и мариновали грибы, овощи, мочили яблоки, солили мясо и рыбу, варили варенье, иногда по нескольку суток подряд, и т. д.

Сам дом состоял из двух частей — парадной и жилой. В парадной части обязательна была гостиная, но вообще парадных комнат могло быть несколько, ведь в то время некоторые купцы уже устраивали светские приемы и балы — для пользы дела, разумеется. По описаниям современников, в первой половине XIX века в большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись богато, даже роскошно, но не всегда со вкусом. Потолки расписывались: райские птицы, сирены, купидоны. Из мебели обязательными были диваны, диванчики нескольких разновидностей, обитые неяркой тканью — синей, бордовой, коричневой и т.п.


В парадных комнатах хозяева старались повесить свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах радовали глаз красивые и дорогие безделушки. Интерьеры купеческих домов обладали интересной особенностью: в парадных комнатах все подоконники были заставлены разнокалиберными бутылями с домашними наливками, настойками, медами и прочим. Из-за этого окна в комнатах плохо открывались, и проветривали редко, открывая форточки. В таких условиях воздух приходилось освежать искусственно: курили мятой, уксусом (вспоминаем «Лето Господне»), «смолкой». Смолкой называли конус из бересты, куда насыпали сосновую смолу с ароматными веществами, а сверху клали тлеющий уголек.

Жилые комнаты располагались в задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками и выходили во двор — еще одно проявление скромности в быту. Часто в них вешали пучки целебных трав и цветов, которые отгоняли насекомых и также освежали воздух. Есть сведения, что такие пучки травы могли привозиться из различных монастырей, и, перед тем как повесить, их кропили святой водой.

С тем, что мы называем «бытовыми удобствами», в купеческих домах было еще хуже. «Удобства», то есть туалеты, располагались во дворе, имели непрезентабельный вид, плохо строились и редко ремонтировались, провалиться в такой туалет было вполне реально.

...к врачам относились с подозрением

В целом в купеческой среде к врачам относились с подозрением, считая, что они более стремятся получить высокий гонорар, чем вылечить больного. Это вкупе с невысоким уровнем тогдашней медицины заставляло купцов и их домашних предпочитать в лечении домашние средства. При простуде грудь и горло оборачивали шерстяным чулком, внутрь принимали пунш, при расстройствах желудка лечились квасом с солью, огуречным рассолом, моченой грушей, а с приступами гипертонии боролись кровопусканием и пиявками. Народные средства тоже иногда могли принести вред, тот же цирюльник, пускавший кровь, мог занести инфекцию в ранку. Желудочные болезни напрямую зависели от рациона. Так что же ели московские купцы?

Еда

Еда вообще — одна из важнейших составляющих национальной культуры. Купеческая среда стала одной из хранительниц русской кулинарной культуры.

Прежде всего, сколько раз в день ели? В девять часов утра подавался чай, около двух обедали, примерно в пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали. Теперь можно подробно рассмотреть, что конкретно ело и пило купечество за каждой трапезой.


К чаю полагалась выпечка, самая разнообразная, постная или скоромная, из разного теста и с десятками начинок, а также непременно — мед разных сортов, домашнее варенье, покупной мармелад. Пышки, пирожки, булочки, ватрушки, большие пироги подавались также к обеду и ужину.

Обед традиционно состоял из нескольких горячих блюд и закусок. На первое был суп, чаще всего щи, борщ, уха затем подавалось несколько горячих блюд, а после них — разнообразные закуски и сладкое. Звание любимого купеческого супа прочно удерживали щи с сушеными грибами. Так как в купеческой среде строго соблюдались посты, то борщ варили на мясном или постном бульоне, а уху ели не всегда. Все рецепты были традиционными, полученными от отцов, а новые практически не заимствовались. Все блюда состояли из простых ингридиентов, которые можно было купить на московских рынках. На второе подавали блюда сытные и не сложные в приготовлении. В посты это каши и овощи с грибами, приготовленные с постным маслом. В обычные дни — запеченное мясо, птица, кулебяка с большим количеством начинки (морковь с луком, рыбный и мясной фарш, грибы и т. д.). Основными приправами были соль, перец, лук, лавровый лист.

Что касается напитков, то пили купцы домашние наливки, настойки, квасы, сбитни, иногда домашнее пиво. Все это делалось дома и не требовало больших расходов. Покупные вино и водка появлялись на столе только по воскресным и праздничным дням.

Сладкое состояло прежде всего из выпечки — больших пирогов с начинкой из свежих фруктов или домашнего варенья, маленьких пирожков, булочек, коврижек, пряников.

В промежутке между четырьмя основными трапезами купцы и купчихи ели орехи, мармелад и домашнее варенье. Делалось оно на сахарном и медовом сиропе из различных фруктов и ягод. Варка могла занимать сутки или больше. Отдельного разговора стоит купеческая любовь к чаю и чаепитиям, ставшая чуть ли не хрестоматийным признаком принадлежности к этому сословию благодаря известной картине Кустодиева. Действительно, купечество и чаепитие почти неразделимы.


В XIX веке на территории России пили несколько сортов чая — «ординарный», «кирпичный с солью, маслом и молоком», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный ханский». Вероятно, что цена «ординарного» чая была намного ниже, чем чая «жемчужного ханского». Но даже «ординарный» чай был высокого качества. Огромное значение имело правильное приготовление чая. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В чай могли добавляться сливки, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая, если он добавлен непосредственно в чашку. Сахар подавался отдельно, и чай пился «вприкуску». К чаю могли подаваться различные сладости, такие, как варенье, выпечка, а могло быть просто чаепитие с одним лишь сахаром. За чаем могли разговаривать на разные темы, начиная с обсуждения городских новостей и заканчивая выдачей дочерей замуж. Купцы заключали сделки на миллионы рублей, сидя за чаем. Чаевничали в купеческих семьях много раз в день (обязательно утром и вечером). Гостям всегда предлагалось выпить чаю, это было в каком-то роде проявление радушия и гостеприимства. Обязательным атрибутом чайной церемонии был самовар. По традиции он ставился в центр стола, вокруг него располагались чайные чашки и тарелки с выпечкой. Первым наливал себе чай глава семьи, а за ним остальные по старшинству.

Купеческая мода

В первой половине XIX века купцы постепенно начинают делиться на две группы — «модников», носивших европейскую одежду, бривших или стригших бороду, пользовавшихся духами и т.д., и приверженцев «русского платья». Нередко разделение на эти две группы проходило и по возрастному принципу. Отец мог ходить в «русском платье», а сын одеваться по французской или немецкой моде. Женская одежда включала в себя как традиционные, так и привнесенные из Европы черты. «Золотая купеческая молодежь», или «модники», практически не интересовалась торговой или какой-либо другой деятельностью, предпочитая тратить капиталы своих отцов, придерживавшихся традиций предков, на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры. Одежда их могла и не отличаться от аристократической, но держались они в ней неуверенно. Кроме того, их выдавала неправильная искаженная речь и практически полное отсутствие знания иностранных языков (в первую очередь французского). Постепенно они отвыкали от подобной речи, в то время как их отцы продолжали говорить «оттелева», «отселева», «ахтер», «камплиент», «эвося», «эвтот», «намнясь» и носить сюртуки, шинели и фуражки.

В домашней обстановке купцы «с бородой» любили надевать просторные рубахи, напоминающие крестьянские (особенно популярен был красный цвет). Иногда они надевали и халаты, но это встречалось достаточно редко, по крайней мере в первой половине XIX века. Средств на одежду они тратили немного, предпочитая донашивать одежду отца, а то и деда.

Наиболее своеобразной была женская купеческая одежда. Платье кроилось по европейским лекалам, но поверх него часто надевали шали, душегрейки, на голову повязывали платки. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева. Чаще всего их покупали задешево, на известных всей Москве распродажах в Фомин понедельник, где можно было купить только что вышедшие из моды платки, шали и кружева. Платья, разумеется, делились на праздничные и повседневные. Повседневные носили дома, в гости к родным или соседям, при походе на рынок. Праздничные надевали в церковь и на ярмарки. Количество платьев у купчих зависело от доходов семьи, но и здесь расточительство не поощрялось. В первой половине XIX века женщины из купеческого сословия, особенно молодые, начинают носить чепцы и шляпки.

Невозможно обойти вниманием вопрос об украшениях купчих. Как правило, зажиточные купцы дарили женам и дочерям довольно дорогие украшения — золотые кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, золотые серьги, сделанные ювелирами золотые или серебряные гребни для волос тонкой работы. Если взглянуть на «парадные» портреты состоятельных или богатых купцов и их жен, то скромная темная одежа мужей контрастирует с ярким платьем жены, а если на портретах изображена немолодая пара, то уж во всяком случае в женском костюме присутствуют украшения. На каждом пальце — по золотому кольцу с камнями или без них. У пожилых — жемчужный воротник платья, сплетенный в традиционной русской технике «поднизи», у молодых — жемчужные ожерелья, золотые цепочки, у всех — серьги в ушах, часто браслеты. В церковь украшения не надевали.

Досуг

Купцы со своими семьями посещали театр, гостей, гулянья, ярмарки просто как обычные покупатели. Ярмарка была традиционным местом развлечения, а театры только входили в моду у купцов. В середине XIX века театры в Москве были в основном домашними. Число их только в Москве достигало 20. Можно назвать несколько самых известных: князя Н.П. Юсупова в Харитоньевском переулке, графа Н.П. Шереметьева в Кускове и Останкине, а также графа С.П. Апраксина на Знаменке. Императорскими театрами в Москве были Большой и Малый (открылся в 1825 году). Особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, в то время как оперы и балеты купцы недолюбливали. Если постановки в Малом театре чем-то отдаленно напоминают представления на ярмарках (не имеется в виду сходство действия, костюмов, игры актеров, а похожая направленность постановок — и там и там разыгрываются бытовые сюжеты), то опера и балет — совершенно новые явления, для купечества непонятные. Странные костюмы (особенно для балета) и поведение актеров на сцене — все это вызывало недоумение и иногда довольно критическую оценку у купцов. В свою очередь, купцы любили слушать (да и сами исполнять) традиционные русские песни на гуляньях или во время праздников. Они были им ближе, к тому же важную роль играл тот факт, что песни эти «услаждали слух» дедов и отцов. В первой половине XIX века купечество начинает устраивать торжественные обеды, иногда даже балы.


Летние гулянья, в которых участвовали и купцы, проходили по главным московским улицам, вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной роще, а также в тогдашних окрестностях города — в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском. Зимние гулянья (утренние прогулки и «катанья») были в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки и Новинскому валу. На гуляньях, проходящих весной, всегда присутствовали паяцы, фокусники. 1 мая открывалось загородное гулянье в Сокольниках и Марьиной роще. Необходимо отметить, что летом в гуляньях участвовали в основном купцы и прочий городской люд, так как дворяне разъезжались по своим имениям за пределами Москвы. В садах или парках играла полковая и инструментальная музыка, пели и плясали цыгане, жители города катались в лодках, по вечерам устраивались фейерверки.

Можно сказать, что в первой половине XIX века быт московского купечества представлял собой ни на что не похожий синтез традиционной русской культуры с начинающими проникать в нее элементами культуры европейской, появившейся в России в начале XVIII века. Тем не менее Православие мыслилось фундаментом частной и общественной жизни. Процесс можно абстрактно изобразить как смену внешней оболочки без изменения внутреннего ядра, основ.

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с , которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – ). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное ). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.