Признаки синтаксических единиц. Синтаксические единицы языка. Предложения простые и сложные

Синтаксическими единицами принято называть устойчивые единства, обладающие определенной синтаксической структурой, значением и функцией.

Полный список синтаксических единиц приведен в «Грамматике русского литературного языка» (1980). К синтаксическим единицам относятся:

1) слово, словоформа;

2) словосочетание;

3) предикативная единица;

4) простое предложение;

5) сложное предложение;

6) сложное синтаксическое целое;

Кратко охарактеризуем каждую из этих единиц.

Слово – это представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением.

Словоформа – конкретное употребление слова, конкретная реализация слова в речи. Форма слова – это прежде всего элемент словосочетания. Например, купить книгу, интересная книга. Однако роль и назначение её не ограничиваются этим. Словоформа может выступать в качестве «строительного элемента» не только словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что словоформа участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание.

Существование словоформы как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем её функционирования, когда словоформа преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров – множество русских мужиков и баб (Бунин).

Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов или форм слов на основе подчинительной связи. Например: светлая аудитория, статья по лексикологии, человек среднего роста, читать вслух . Являясь, наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетание – это синтаксическая единица докоммуникативного (допредложенческого) уровня, которая служит средством номинации.

Словосочетание строится по определенному образцу: существительное + согласуемое прилагательное, глагол + управляемая словоформа и т.д.

Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое), т.е. слово грамматически независимое и 2) зависимое слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова (письменный стол, ходить на работу, бегать босиком и др.).

Предикативная единица – это синтаксическое построение, в котором формально выражены объективная модальность и синтаксическое время, т.е. предикативность.



Рассмотрим два случая:

приезд отца – нельзя определить время и наклонение

Отец приехал – можно определить время (прош. вр.) и наклонение (изъявит.).

Объективная модальность – это отношение сообщаемого к реальной действительности.

– Отец приехал?

– Отец приехал.

Предикативная единица становится предложением, если приобретает коммуникативную функцию.

Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы – предикативности.

Предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Существенным признаком предложения является модальность , так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и своё отношение к содержанию высказывания (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.). Средствами выражения модальности являются: 1) категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное) и 2) особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация . Различаются интонации вопроса, сообщения, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Простое предложение является основной центральной синтаксической единицей. Оно имеет в своем составе одну предикативную единицу.

Сложное предложение – предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

Сложное синтаксическое целое, или межфразовое единство , – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

Текст – организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое.

Информация, которая передается в речи, распределяется меж­ду различными структурными элементами языка, одну информа­ционную “нагрузку” несут фонемы, эти самые мелкие “кирпичи” высказываний, его распознавательные знаки, другую - морфемы, это не “кирпичи”, а первичные “блоки”, обладающие уже своим значением, третью - слова, более крупные “блоки”, существую­щие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока что не могут образовать собственно высказывания, сообщения.

Что же в языке позволяет ему выполнять его главнейшую роль - функцию общения? Это синтаксис (синтаксис - от греческого syntaxis - “составление”).

Именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации.

В чем же состоит коммуникация? В том прежде всего, что одно названное определяется другим. В этом случае название как пер­вый момент понятого содержания действительности получает до­бавочное определение, т. е. более высокую ступень определения (не только через “имя”, но и через “характеристику” и “оценку”). Но этот первичный момент коммуникации еще не дает ее полноты.

Возникает вопрос, когда же коммуникация будет “полной” и когда “неполной” и от чего это зависит?

Для этого надо разобраться в том, что же может быть членами коммуникативного отношения и каково может быть это отноше­ние, выраженное по-разному языковыми средствами, т. е. чем может быть выражен член данного коммуникативного отношения и чем может быть выражено само отношение. Это “зерно коммуника­ции” - первое отношение двух членов - назовем синтагмой.

Синтагма - это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой - определяющим.

Членами синтагмы могут быть: 1) слова, поэтому самое про­стое определение этого явления, вошедшее в школьную практи­ку, - это “два слова, из которых одно определяет другое” (белый хлеб, ем хлеб, жадно ем, я ем), 2) морфологические части слов - морфемы и сочетания морфем (водо-воз, дом-ик, перевоз-чик, мо-роз-ит), 3) словосочетания, выступающие как один член (Видел “Горе от ума”; Работает спустя рукава; Ваня и Петя пошли гу­лять; Это был бродяга, который украл лошадь; “Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине”) и более сложные “блоки”. Рас­смотрим, какие бывают типы синтагм в зависимости от характера их членов.

I. Разновидности членов синтагмы

1) Наиболее простой вид синтагмы - это производное слово:

дом - домик, гдедом- - определяемое, а-ик - определяющее;

это “внутренняя синтагма”, что для синтаксиса не пред­ставляет интереса, поскольку в синтаксисе тип предложения не меняется от того, будет ли сказано: дом стоит или домик стоит.


2) То же касается и другого типа “внутренних синтагм” - слож­ных слов, где обычно одна половина определяет другую: паровоз, земледелие, колхоз, эсминец, профсоюз.

3) Иной тип представляют собой случаи, как Морозит. Мороз. Это уже не члены предложения, а предложения. А если так, то в каждом из этих “отдельных слов” есть не только слово, но и син­тагма.

В Морозит, есть определяемое, выраженное основой мороз-, и определяющее, выраженное флексией-ит, показывающей время и наклонение, что нужно для законченной коммуникации; кроме того, высказывание (а не слово) Морозит, сопровождает нужная интонация, показывающая утверждающую (или иную) модальность.

Труднее, казалось бы, понять случай Мороз, (как ответ на чей-то вопрос: “Ну, как, мороз?” - “Мороз”.). Однако и здесь все ясно: отсутствие связки был, будет показывает настоящее время, а от­ветно-утвердительная интонация - модальность и “наклонение” (которого, конечно, при употреблении одного существительного быть не может).

Это скрытые синтагмы. И они для синтаксиса пред­ставляют большой интерес, потому что образуют особый тип одно­составного предложения (см. ниже, § 63).

4) Самый обычный тип синтагм - это “пары слов, из которых одно определяет другое”, т. е. собака ест, ест мясо, рыжая собака, свежее мясо, жадно ест и т. п., что уже прочно вошло в школьную практику “синтаксического разбора”. Это внешние син­тагмы.

5) Бывают и такие случаи, когда в качестве членов синтагмы выступают целые словосочетания:

а) когда знаменательное слово сопровождается служебным: ве­чер на рейде - одна синтагма, хотя есть и третье слово, предлог на;

Отец был намерен лечь спать - одна синтагма, так как был намерен лечь спать - один член;

6) когда в состав предложения входят лексикализованные со­четания, например Работает спустя рукава, где одна синтагма, то же и в таких случаях, как Видел “Горе от ума”, и с участием слу­жебных слов: Ходил на “Не в свои сани не садись”;

в) когда в составе предложения есть распространенные обо­собленные обороты (см. ниже, § 62);

г) такие случаи, когда в качестве члена синтагмы выступают целые предложения (см. ниже о сложном предложении, § 64).

II. Типы отношений между членами синтагмы

Между членами синтагм (из морфем, слов, словосочетаний) могут быть разные отношения.

1) Из этих отношений главное -предикативное (предикативный - от лат. praedicaSvus из praedicatum - “сказуемое”).

Это отношение выражает зависимость двух членов с обязатель­ной связью времени и наклонения.

Время в грамматике - это не просто “объективно” реальное время, а результат отношения двух “времен”: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью - Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Волга впадает в Кас­пийское море. Птицы высиживают птенцов из яиц и т. п.) - это настоящее время; если время события предшествует времени речи - Я писал - это прошедшее время; если время события долж­но следовать после времени речи - Я буду писать, Я напишу - это будущее время. Поэтому временное отношение может быть уста­новлено только во время самой речи. Все прочие времена или показывают отношение одного времени к другому, как плюсквамперфект - прошедшее, предшествующее другому прошедшему, или же присоединяют к отношению времени отношение вида (как имперфект, пер­фект и др.).

Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказа­ния, пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реаль­на и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна.

Итак, через категорию времени речь связывается со своим содер­жанием, а через категорию наклонения - со своей целевой уста­новкой. Это и составляет предикативное отношение, или предикаци ю. Некоторые грамматисты включают в предикацию и третий обязательный признак - категорию лица; однако это может входить в предикацию, но не обяза­тельно (например, без выражения лица: Здесь - хорошо; Жить стало лучше и т. п.).

Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит; Сестра пришла; Отец был намерен лечь спатьк т. п.), так и скрытые (Мороз; Морозит), но не могут быть синтагмы внутрен­ние (домик, водовоз, кривошип, домосед и т. п.) и синтагмы, где членами являются целые предложения (имеющие внутри себя свою предикацию).

2) По характеру выраженного в них отношения непредикатив­ные синтагмы могут быть:

а) атрибутивными, определяющий член которых является а т р и б у т о м (атрибут - от лат. attributum - “присовокупленный”), т. е. называет какой-нибудь признак опре­деляемого вне категорий времени и наклонения: черный негр, зеле­ная трава, красивая девушка, воровская хватка, Петины игрушки и т. п.; в качестве определяемого здесь выступает именное слово;

б) объективны ми, определяющий член которых являет­ся о б ъ ё к т о м (объект - от лат. objectum - “предмет”), т. е. называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объект­ным отношением: ест суп, выпил чаю, пожимая руку, любящий отца, залог успеха, счастье старика и т. п.; в этих случаях определяемое слово чаще бывает глагольным, реже - именным;

в) релятивными, определяющий член которых является релятивом (релятив - от лат. relatlvus- “относительный”), который либо называет какой-нибудь признак оп­ределяемого или называет что-либо не содержащееся в самом оп­ределяемом, но связанное определенным отношением: быстро бе­жит, красиво пел, фальшиво напевая, работал весной, гулял в полях”. т. п.; в качестве определяемого члена здесь выступает глагольное слово.

Отношения между членами синтагмы выражаются всегда ка­ким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения; о способах выражения отношений в сложном предложении см. ниже.

Выражение отношения членов друг к другу для простого пред­ложения может быть обозначено тремя возможностями: согласо­ванием, управлением, примыканием.

а) Согласование - это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого по­вторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны;

например, белому хлебу - согласование в мужском роде в датель­ном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией -у, а в белому иной флексией --ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так, в она играет есть со­гласование только в числе и лице, а в она играла - согласование в числе и роде; в обоих этих случаях нет согласования полностью. В первом случае согласование только в лице и числе, но не в роде;

во втором случае - в числе и роде, но не в лице.

Однако для понимания нужного контекста этого грамматичес­ки вполне достаточно.

В случае английского she loves - “она любит” это -s показыва­ет только 3-е лицо и косвенно - число, так как во множествен­ном числе they love - “они любят”. Но в каждом таком случае нужные категории грамматики выявляются с достаточной пол­нотой.

б) Управление- это тот вид связи определяемого и опре­деляющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грам­матические значения. Так, переходность есть грамматическое зна­чение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом до­полнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть пря­мым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опос­редствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, по­шел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управле­ния, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

При нормальной интонации в предложении Сильно черный тру­бочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согла­соваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шата­ет, то, несмотря на “дальность расстояния”, в синтагму связыва­ются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может иг­рать и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пау­за после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем са­мым - предложение распространенное (см. ниже, § 62).

Понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

Конструкция - это синтаксически значимое объединение слов, обладающих непосредственной связью.

Например, в предложении "Мои друзья поздравили меня с новой победой" сочетания: мои друзья, друзья поздравили, поздравили меня, новой победой, поздравили с победой являются конструкциями. Конструкцией является и все предложение.

А такие сочетания словоформ, как: меня с победой, меня с новой, друзья с победой и т.д. не являются конструкциями, т.к. связь между словами здесь не непосредственная, а опосредованная, например: поздравили меня с победой (связь словоформ меня с победой осуществляется через слово поздравили).

Иногда конструкциями называются модели (структурные схемы), по которым строятся предложения и словосочетания.

Например, два совершенно различных по содержанию предложения: "Бабушка спит". " Солнце светит" с точки зрения синтаксического моделирования считаются идентичными. Они построены по одной и той же модели: N1 - Vf (существительное в именительном падеже + глагол в личной форме, между которыми устанавливается предикативная связь).

Американский ученый Ч. Филлмор предложил новое понимание конструкций (constructions). Это такие языковые выражения, у которых есть аспект плана выражения или плана содержания, не выводимый из значения или формы их составных частей.

Примерами конструкций, согласно Филлмору, могут служить такие языковые выражения, как обороты не говоря уже (англ. let alone) Он не дал бы мне и десяти центов, не говоря уже о десяти долларах; He would not give me ten cents, let alone ten dollars.

К конструкциям относятся сравнительные, условные конструкции и др. Филлморовская идея конструкций отрицает принцип композиционности, согласно которому значение всякого языкового выражения сводится к сумме значений составляющих его лексических единиц и синтаксических правил, их соединяющих. Конструкции, по мысли Филлмора, не сводятся к составляющим (словоформам) и отношениям между ними. В них есть еще значение самой конструкции, которое может накладывать те или иные ограничения на состав конструкции.

Например, конструкция Вот - Vf - N1 возможна с предикатом идет: Вот идет Иван, но вряд ли уместна с предикатом, например, читать: Вот читает Иван. В английском языке в конструкции Here is John в качестве предикатов возможны не любые глаголы, а лишь некоторые, например: be "быть", sit "сидеть", stand "стоять", lie "лежать" и некоторые другие.

Отметим, что синтаксические модели принадлежат языку только как абстрактные модели, а их конкретное наполнение тем или иным лексическим материалом зависит от речевых условий, является фактом речи, оп­ределяется содержанием высказывания, намерением говорящего. Однако следует отметить, что есть определенные правила заполнения структурных моделей предложения словами определенных семантических разрядов, иными словами, языку принадлежат не только сами схемы, но и правила их лексического заполнения. В речи осуществляется заполнение данной модели конкретными словами в соответствии с потребностями коммуникации.

Синтаксическая функция . Синтаксическая функция - это роль слова или формы слова в синтаксической конструкции. Функция синтаксических единиц определяется как их роль в построении коммуникативной единицы - предложения. Функция выражает отношение синтаксической единицы к коммуникативной единице.

Примерами синтаксических функций являются: функции членов предложения (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.), функции вводных слов, функции определяемого и определяющего в словосочетании и др.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой). В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения. Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц (конструкций): словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако большинством ученых рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

Словосочетание и предложение. Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. А.А. Шахматов определяет словосочетание как: "...такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других»

Есть и другие многочисленны трактовки понятия «словосочетание»: 1. Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Так Ф.Ф. Фортунатов под словосочетанием понимает любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. "Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения, или выражение его части". Значит, предложение причисляется к одному из разрядов словосочетаний.

2. А.М. Пешковский еще шире понимает словосочетание: "Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединенных в речи и в мысли". При таком подходе считается возможным рассматривать как одно словосочетание объединение двух или нескольких предложений.

3. М.Н. Петерсон рассматривает словосочетание как "соединение слов, равное простому предложению", исключив, таким образом, из синтаксиса учение о предложении. В этом случае рассматриваются отношения второ­степенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, то есть словосочетания выделяются из предложения. При этом само предложение также причисляется к разряду словосочетаний, но в отличие от других такие словосочетания объявляются законченными.

4. Сложившаяся грамматическая традиция нашла отражение и во взглядах В.П. Сухотина на проблему словосочетания. Под словосочетанием ученый понимает "минимальное грамматическое и смысловое единство в со­ставе предложения, отражающее связи реальной действительности".

Такое определение приводит к следующим выводам: 1) словосочетание вычленяется из предложения; 2) сочетание подлежащего и сказуемого тоже является словосочетанием, которое выполняет функцию сообщения или высказывания о действительности, остальные словосочетания непредикативные; 3) в некоторых случаях словосочетания могут быть равны простому предложению; 4) словосочетания делятся на однородные (с сочинительной связью: учитель и инженер) и неоднородные (с подчинительной связью: учитель инженера)").

Из сказанного выше следует, что словосочетание понимается как такое синтаксическое единство, которое вычленяется из предложения и существует только в предложении.

5. Систематизируя исследования в области словосочетания, В.В. Виноградов предлагает иной взгляд на эту единицу и разграничивает понятие словосочетания и понятие предложения, опираясь на функциональный подход к обеим. В результате оказывается, что предложение является единицей коммуникативной, а словосочетание - единицей номинативной.

В.В. Виноградов пишет: "Словосочетание и предложение - понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей. Они соответствуют разным формам мышления. Предложение - вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют слова-предложения. Словосочетание не имеет грамматических признаков, которые бы указывали на законченность сообщения. Словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему средств сообщения, но оно так же, как слово, относится к средствам обозначения и является строительным материалом в процессе языкового общения".

Из такого понимания словосочетания следует, что не всякое объединение полнозначных слов является словосочетанием, а лишь такое, которое представляет собой "продукт семантического распространения слова", т.е. построено по правилам распространения слова. Следовательно, в теорию словосочетания включаются вопросы, связанные с выяснением грамматических отношений между компонентами сложного наименования, каким является словосочетание, и определением значения, которое выражается данным наименованием. Отсюда следует, что взаимоотношения подлежащего и сказуемого, взаимоотношения рядов слов, объединенных сочинительной связью (однородных членов), а также полупредикативные словосочетания, выражающие добавочное сообщение, целиком относятся к теории предложения и к проблемам словосочетания никакого отношения не имеют.

Нельзя не сказать, что существует и другая, полярная точка зрения, которая отражена в суждении о полном отрицании словосочетания как синтаксической единицы, однако дальнейшего развития эта точка зрения не получила.

Из сказанного следует, что проблемы, связанные со словосочетанием (их объем, границы, возможности сочетаемости лексических единиц и т.д.), не решены до конца и продолжают развиваться в современной лингвистике, однако в настоящее время господствующей точкой зрения на словосочетание остается точка зрения В.В. Виноградова.

Итак, мы опираемся на следующее основное определение словосочетания В.В. Виноградова: "... исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия".

Поскольку синтаксические единицы иерархизированы, следует учитывать сходства и различия между ними:

1. Слово и словосочетание. Признаками, которые объединяют понятия слова и словосочетания, являются:

1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения;

2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения;

3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия;

4) имеют парадигму изменения.

Признаки различия проявляются в структуре и в значении: слово - лексическая единица, состоящая из морфем, словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных под­чинительной связью.

Слово называет предметы и явления действительности в нерасчлененном виде. Оно может иметь большой набор потенциальных сем, который определяет количество возможных словосочетаний, где потенциальные семы уточняются и раскрываются

Например: писать письмо, писать красиво, писать ручкой, писать на доске,

писать другу; спать на диване, спать крепко, спать два часа и т.п.)

Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Эта особенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы

Например: обеденный стол, письменный стол, диетический стол, паспортный

стол и т. п.

2. Словосочетание и предложение. В соотношении понятий словосочетание и предложение основным признаком, различающим их, является наличие предикативности, модальности, синтаксического времени и интонаци­онной завершенности у предложения и отсутствие названных признаков у словосочетания. Предикативностью называется то, что «делает предложение предложением». Если сочетание словоформ является законченной, отдельной и независимой грамматически и интонационно частью текста, то это словосочетание обозначается как «предикативное».

Для словосочетания как единицы низшего уровня синтаксической системы целесообразно выделить следующие различительные (дифференциальные) признаки словосочетаний и предложений и учитывать их при анализе словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управле­ния, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова.

Классификация словосочетаний:

1. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушка шестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.

К типу простых словосочетаний близки сочетания с фразеологизированными глагольными элементами канцелярского или книжного характера: проявлять интерес к делу, вести борьбу с разгильдяйством. Их можно рассматривать как переходный тип между простыми и сложными сочетаниями.

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. Возможны некоторые обобщения таких комбинаций.

а). Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа:

Например: часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.

Особенность этих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически, поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.

б) Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание.

Например: здание с белыми колоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на язык девочка.

Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание - с белыми колоннами, старик - с седой бородой и т.п.

в). Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (то есть не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными.

Например: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу, превратить воду в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.

Подобные словосочетания, в отличие от первых двух групп, не являются продуктом соединения целых словосочетаний. Их образование объясняется лексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способны распространяться несколькими предложно-падежными формами, то есть обнаруживают двойную синтаксическую связь.

Например: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздь и вбить в стену.

Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.

Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном.

Например: готовый бороться - готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа - скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.

Несмотря на большой объем таких словосочетаний, они не теряют своего семантико-грамматического единства, так принципы соединения составляющих их компонентов сохраняются: они опираются на принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными.

Возможность построения сложных многословных словосочетаний отнюдь не свидетельствует о безграничности их объема. Усложнение простых словосочетаний ограничено рамками некоммуникативных объединений слов.

Следовательно, объем словосочетаний ограничен его грамматической природой, его качественным отличием от предложения.

2. В соответствии с морфолого-синтаксическими особенностями выделяют следующие лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

а). Глагольные словосочетания имеют следующие модели:

Глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;

Глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;

Глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.

б). Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, с главным словом числительным и с главным словом местоимением.

Основные модели субстантивных словосочетаний:

Существительное +согласуемое слово: ясный день, мой мир;

Существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;

Существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;

Существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.

в) Основные модели адъективных словосочетаний:

Прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;

Прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;

Прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый со­противляться.

Последние типы словосочетаний с главным словом числительным и

с главным словом местоимением являются синтаксически несвободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

в). Словосочетания наречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:

Наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;

Наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.

3. В зависимости от степени спаянности компонентов, которая обусловлена полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности. В предложении каждый компонент свободного словосочетания выполняет самостоятельную роль.

Компоненты свободных словосочетаний могут заменяться, поскольку синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными:

Например: поздняя осень, ранняя..., холодная..., дождливая...; поздняя осень, ...

весна, ...любовь.

В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость:

Например: слушать... и подслушать..., что отражается на количестве вариантов словосочетаний с одним и тем же словом.

Известно, что сочетаемость - одно из фундаментальных понятий языковой системы, поскольку отражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, - синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значение слов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например, существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные - с наречием, глаголы - с существительным и т.д., а лексическое значение предопределяет количество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы или группы лексем с одной ведущей семой.

Анализ словосочетаний с точки зрения особенностей сочетаемости в них лексем приводит к интересным выводам и результатам, которые позволяют выделять новые семантические разновидности словосочетаний в рамках известных синтаксических отношений, обнаруживать новые, не выделенные ранее, типы лексических единиц и т.д. Проблема семантической и синтаксической сочетаемости в языковой системе остается весьма интересной и актуальной.

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурно нечленимыми в данном контексте:

В любом случае все словосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературе выделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся в контексте на отдельные компоненты:

Сравните: "Два мальчика игралки "Я наблюдал за игрой двух мальчиков". "Мать с сыном отправились в лес" и Мать отправилась с сыном в магазин"; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову:

Например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукава и т. п.

Семантика словосочетаний. Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к следующим:

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными сущест­вительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.

Комплетивные синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.

Синтаксические отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обя­зательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов.

Например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.

На уровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.

Синтаксические отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью ат­рибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений

Сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот,

широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п.

Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят от 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений, 2) от лексического значения сочетающихся слов, 3) от кон­текста, более широкого, чем словосочетание.

При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание как синтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя не учитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, как и слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями между компонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениями с другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должно специально уточняться.

Схема анализа словосочетания является традиционной:

1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).

2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).

3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).

4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).

5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).

6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).

Предложение. В науке нет единого определения предложения, тем не менее, делаются попытки определить предложение в плане:

1) логическом - Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение»;

2) психологическом:- Д. Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»);

3) формально-грамматическом - Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамма­тических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, ко­торые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

В качестве рабочего примем следующее определение: предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью, называющая не единич­ный предмет действительности, а некую ситуацию как связь предмета с действительностью.

По выражению французского синтаксиста Л. Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (актанты) и обстоятельства (сирконстанты). Помимо того, что каждый актант в каждой ситуации обладает некоторой присущей ему ролью, имеются также и «амплуа» - некие стандартные семантические роли, которые выступают в разных ситуациях. В число таких ролей входят:

Агенс - одушевленный инициатор действия, контролирующий его (мальчик бежит; мальчик ломает стол);

Пациенс - участник, сильнее остальных вовлеченный в ситуацию и претерпевающий в ней наиболее существенные изменения (мальчик падает; отец бьет мальчика);

Бенефактив - участник ситуации, чьи интересы в ней затронуты (даю книгу мальчику; хвалю мальчика);

Экспериенцер - носитель непроизвольного чувства или получатель информации при глаголах восприятия (мальчик видит; мальчику нравится);

Инструмент - неодушевленный объект, при помощи которого осуществляется действие (писать карандашом) и некоторые другие.

Синтаксическая организация предложения характеризуется двумя различными уровнями и предполагает два различных объекта исследования: структурная организация предложения, и его актуальное членение.

Синтаксическая структура предложения - это множество синтаксических связей данного предложения. Структурные схемы, синтаксические модели - это узаконенные в данном языке модели, по которым строятся предложения. Структурная схема - это образец, шаблон.

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формирова­нии сложного предложения и текста.

Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению. Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Па­радигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам.

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений.

Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. - Род.п. сущ. + гл. в ф. 3-го л. ед.ч. Схе­ма выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. - Им.п. сущ. - констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром.

Предикативность - отношение содержания предложения к действительности, т.е. является ли отражаемая действительность реальным фактом, находится ли действие в процессе или оно уже завершилось, кто является действующими лицами в предложении.

Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществля­ется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого, глагольные грамматические категории времени, лица, наклонения, залога, вида и т.д..

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В. Виноградова и его школы термином "предикативность" обозначают также свойство сказуемого как син­таксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий "предикативная связь", "предикативные отношения", которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин "предикативность" понимается как синтаксическая категория.

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во- первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов.

Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит - субъект и его наличие, существование; Светает - наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости - субъект и его количественный признак и т.д. Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения.

Таким образом, семантическая структура - это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект - носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например:

Наступает вечер - Вечереет; Сын учится - Сын - учащийся.

План:

1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 3

1.1. Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка 3

1.2. Словосочетание – единица синтаксиса 4

1.3. Словосочетание – единица синтаксиса 7

2. Морфемика. Основные словообразовательные нормы 11

Список литературы 13

1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

1.1. Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.

1.2. Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетаниями не является:

¾ грамматическая основа;

¾ однородные члены предложения;

¾ служебная часть речи + существительное;

¾ фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

Синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

1.3. Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

    Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

    Основные синтаксические единицы

    Виды синтаксических отношений

    Виды синтаксических связей

    Словосочетание

    Предложение

    Формальная сторона устройства предложения

    Семантический аспект предложения

    Коммуникативный аспект предложения

Литература

_____________________________________________

    Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

Синтаксис (греч.sýntaxis ‘построение, порядок’):

    вся область грамматического строя языка, охватывающая

    различные конструкции , и

    совокупность правил построения и функционирования этих конструкций;

    научная дисциплина , которая изучает синтаксические конструкции и правила их построения и функционирования.

В синтаксисе выделяются три взаимосвязанные части :

    синтаксис словосочетания,

    синтаксис предложения,

    синтаксис текста.

Синтаксический ярус – самый высокий в системе языка. Сфонетикой синтаксис связан посредствоминтонации : основная синтаксическая единица языка – предложение – всегда интонационно оформлено. Интонация выражает утверждение, вопрос, побуждение, восклицание; интонационно выделяются вводные слова, конструкции и т.д.

Синтаксис тесно связан с лексикой : ЛЗ слов обусловливают их сочетаемость, синтаксическую семантику и функции. Ср.:

    стрелять из ружья (инструмент)– стрелять из кустов (место действия);

    торговать (объект действия)идти лесом (трасса движения).

В зависимости от лексического наполнения при одной и той же внешней форме выражения могут различаться типы предложений :

    Идет. – двусоставное, неполное;

    Светает. – односоставное, безличное.

Морфологические свойства слова слов разных частей речи определяют их синтаксическиепризнаки (прилагательные сочетаются с существительными, меняя, соответственно, род, число и падеж; переходные глаголы требуют от существительных формы В.п. без предлога).

    Основные синтаксические единицы

Вопрос о составе и количестве синтаксических единиц решается по-разному.

Традиционно главными синтаксическими единицами признают лишь те, которые принадлежат только синтаксису :

    словосочетание и

    предложение (простое и сложное ).

При этом одни ученые считают основной единицей синтаксисапредложение , а другие –словосочетание .

В сферу синтаксиса входят также единицы, принадлежащие лексике и морфологии и участвующие в образовании синтаксических единиц. Это

    слово и

    форма слова .

В синтаксисе они характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.

В число синтаксических единиц включают также сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки [ЛЭС, с. 435].

Синтаксические единицы образуют определенную иерархию : от формы слова к сложному синтаксическому целому.

сложное синтаксическое целое

сложное предложение

простое предложение

словосочетание

форма слова

Основные синтаксические единицы характеризуются каждая своим набором дифференциальных признаков .

    Виды синтаксических отношений

Между компонентами словосочетания существуют следующие типы отношений:

    субъектные ,

    объектные ,

    обстоятельственные ,

    атрибутивные ,

    комплетивные .

Отношения между главными членами предложения предикативные .

1. Субъектные отношения возникают в словосочетании, в которомглавное слово выражено неличной формой глагола (напр., причастием) или отглагольным существительным со значением действия, азависимое – существительным, обозначающимпроизводителя действия (лицо или предмет):

    опрокинутый ветром (ср.:Ветер опрокинул… );

    приезд актрисы (ср.:Актриса приехала ).

2. Объектные отношения – это отношения между действиями и объектами.Главное слово обозначает действие, азависимое – объект, на который действие направлено:

    составить пересказ, любоваться закатом, чтение книги.

3. Обстоятельственные отношения характеризуются как отношения между действиями и различными обстоятельствами этих действий.

Существует несколько видов обстоятельственных отношений:

а) образа действия :ехать верхом ;

б) пространственные :ехать за границу ;

в) временные :приходить поздно ;

г) причинные :не разглядеть сослепу ;

д) целевые :сделать назло ;

е) условные :сделать при желании.

Обстоятельственные отношения могут осложняться объектными и иметьобъектно-обстоятельственный характер:

    находиться возле дома (где? возле чего?).

4. Атрибутивные отношения – это отношения между предметом и признаком; главное слово называет предмет, зависимое – признак: летний вечер , платье из шерсти.

Разновидности атрибутивных отношений:

а) объектно-атрибутивные: игра на гитаре (какая? на чем?);тоска по дому (какая? по чему?);

б) обстоятельственно-атрибутивные: дом на окраине (какой? где?);езда верхом (какая? как?).

5. Комплетивные (восполняющие ) отношения (лат.completus ‘полный’) устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении):

    два окна (ср.: *В комнате было два. );

    слыть чудаком (*Он слывет ), считаться оригиналом, назваться груздем, оказаться трусом.

6. Предикативные отношения возникают междуподлежащим исказуемым . Это самый сложный тип отношений, на который нет единой точки зрения.

    Одни ученые считают, что между подлежащим и сказуемым – отношенияподчинения. Вопрос о том, какой член предложения является главным, тоже решается по-разному.

    Другие рассматривают эти отношения какравноправные .

    Виды синтаксических связей

Синтаксическая связь – формальное выражение отношений между синтаксическими единицами или их компонентами [Касаткин и др., с. 332].

В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи: сочинение и подчинение .

Сочинительная связь наблюдается при соединенииравноправных компонентов:

    на земле и в небе ; быстро, но осторожно.

Сочинение может быть представлено в виде:

а) соединения :дождь и ветер ;

б) противопоставления :не снег, а дождь ;

в) разделения :не то снег, не то дождь ; не только взрослые, но и дети.

При подчинительной связи отношения между компонентаминеравноправные : один компонент является главным (господствующим), другой – зависимым (подчиненным).

К основным видам подчинительной связина уровне словосочетания относятся

    согласование,

    управление,

    примыкание,

1) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений главному:

    модн ый фасон, модн ое платье, модн ая прическа, модн ые брюки; модн ого фасона…

    нем.: kalte r Wein, kalte Milch, kalte s Wasser ;

    франц.: un livre intéressant [ã], une pièce intéressan te [t];

    англ.: th is flower, th ese flower s .

2) Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной грамматической формы, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова:

    выступление актрисы ,

    к выступлению актрисы ,

    выступлением актрисы

В зависимости от того, участвует ли вы выражении связи предлог (послелог), управление делится на беспредложное ипредложное (послеложное ):

    He loves his country .

    He looks at the picture .

3) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость выражается не формами слов, а семантически, интонацией и порядком слов. Примыкаютнеизменяемые слова и формы слов: наречие, инфинитив, деепричастие, компаратив:

    много читает,

    способность мыслить ,

    идет спотыкаясь ,

    пошел быстрее .

Примыкание широко распространено в аналитических языках:

    an interesting book , а strong man английские прилагательные, в отличие от русских, примыкают к опорному существительному, т.к. они неизменяемы.

Термин примыкание используется преимущественно в отечественной лингвистике.

4) Изафет (от араб.алъ-идāфату ‘добавление’) – это прежде всего определенный тип атрибутивных (определительных) конструкций в некоторых иранских и тюркских языках.

Напр., тадж.:

    китоб - и хуб ‘хорошая книга’ (букв. ‘книга хорошая’),

    китоб z о- и хуб ‘хорошие книги’.

В тюркологии термин ‘изафет’ обозначает именные определительные сочетания, оба члена которых являются существительными, ипоказатель подчинительной связи – на определяемом (главном !) слове. Напр., в турецком:

    türk dil- i ‘турецкий язык’,

    азерб.: ат баш- и ‘голова лошади’ [ЛЭС, с. 172].

В предложении реализуется синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, которая называется «координация ».Специфика этого вида связи состоит вдвусторонней направленности . Напр., в русск. яз.:

    Солнце светит.

Глагол в функции сказуемогосогласуется с подлежащим в числе и лице, а с другой стороны,управляет именительным падежом подлежащего.

Это не значит, что во всех языках связь между подлежащим и сказуемым – координация (если слова не изменяются, то о координации речь не идет).

    Словосочетание

Существует широкое и узкое понимание словосочетания, соответственно, по-разному решается вопрос ограницах словосочетания .

В рамках широкого подхода подсловосочетанием понимаетсялюбое грамматическое соединениезнаменательных слов.

Таким образом, понятие словосочетания включает и (1) предложение или его предикативный центр (подлежащее и сказуемое), а также (2) сочетания слов на основесочинительной связи :

    книги и журналы ; солнечный, но холодный ; то весело, то скучно.

В узком пониманиисловосочетание – это синтаксическая конструкция, которая образуется сочетанием форм двух или болеезнаменательных слов на основеподчинительной связи (согласования, управления, примыкания, изафета и др.).

В этом случае в структуре словосочетания выделяется стержневой (главный ) компонент (грамматически и семантически главенствующее слово) изависимый компонент [ЛЭС, с. 469]:

    заниматься музыкой,

    выше брата.

При таком подходе словосочетание занимает промежуточное положение между словом и предложением. Как и слово , оно

    является номинативной , ане коммуникативной единицей,

    служит строительным материалом для предложения

    и выделяется из него при синтаксическом анализе.

Аналогично предложению словосочетание – этоконструкция , хотя предложение, в отличие от словосочетания, может состоять из одного компонента (Светает ). Словосочетание противопоставлено предложению по ряду дифференциальных признаков (о них речь идет в п. 6).

Сочетания слов на основе сочинительной связи исключаются из состава словосочетаний, т.к. они нередко образуютоткрытый ряд :

    и книги, и журналы, и газеты, и проспекты…

    то весело, то скучно, то игриво, то серьезно…

Словосочетания в каждом языке строятся по определенным образцам (моделям , структурным схемам ). Структурная схема обычно записывается в виде формулы, компоненты которой передаются символами, имеющими морфологическую основу. Напр.:

    V N 4 :готовить обед, поливать цветы ;V – глагол (лат.verbum ),N – существительное или его аналог (лат.nōmen ‘имя’);

    А N : теплый день, a round table ;А – прилагательное (лат.adjectīvus ).

Современные зарубежные лингвисты понятием словосочетания пользуются ограниченно.Терминусловосочетание более или менее соответствуют терминысинтагма (англ.syntagm ) илифраза (англ.phrase ) [ЛЭС, с. 469].