Пружинные качалки для малышей своими руками. Какие качели для детей можно сделать из автомобильной рессоры? Справочные размеры используемой пружины

Качели нужны не только для удовольствия. Взрослым они успокаивают нервы, улучшают настроение и приводят в порядок мысли; особенно, если, покачиваясь, созерцать облачка в небесах. Дети и подростки на качелях тренируют вестибулярный аппарат, вырабатывают координацию движений, и, что называется, всем телом чувствуют физику. Школьники, умеющие хорошо качаться на качелях, как правило, лучше успевают и с ходу хватают такие непростые понятия, как напр., момент инерции тела.

Сделать садовые качели своими руками дело нехитрое. Кто в детстве не качался на дощечке, подвешенной к суку дерева на веревках? Или не бултыхался в речку или пруд, раскачавшись на тарзанке? А имея в своем распоряжении некоторое количество материала, простой инструмент да не совсем кривые руки, можно в любой обстановке соорудить уголок отдохновения, по своему действию не уступающий устроенному по всем правилам саду камней, см. рис.

Дачная благодать

Уличные и дворовые качели ставят, где место есть. На даче его тоже, в общем-то, не в избытке, но для себя стоит смекнуть, как бы собрать дачные удовольствия в один эдем: и место экономится, и, если уж расслабляться, то чтобы грядки, от которых руки в мозолях, глаза не мозолили. Тут, как заведено, каждый себе хозяин. Однако есть очень хороший универсальный вариант: повесить качели для дачи в перголу, см. рис. Если она, разумеется, достаточно прочна для этого. Выкопать еще и обустроить рядом декоративный прудик – и готов райский уголок своими руками менее чем на 1 сотке.

О металлических качелях

Свои собственные качели чаще всего делают из дерева: роднее оно, уютнее и работать с ним проще. Но если, скажем, всем миром оборудовать детскую площадку, тут нужна уже конструкция попрочнее и несгораемая, чтобы и сорванцов не приходилось то и дело одергивать, и хулиганью, которое, увы, никак не переведется, повредить качели было трудно. На такой случай – на рис. ниже чертеж классических, так сказать, дворовых качелей из металла: труб, уголка, полосы, проволоки-катанки, с навесом. Мы же в дальнейшем больше внимания уделим деревянным качелям, кроме тех случаев, когда металл необходим по прочности: для спортивного уголка подростку и др.

Примечание: бывают и случаи, когда металл как конструкционный материал для качелей выбирают по другим критериям. Напр., на поз. 1 рис. справа – кованые качели. Их изготовление требует высокого мастерства, а на заказ очень дорого, но – престиж налицо. А вот на поз. 2 там же – металлические качели из обрезков швеллера. Для умеющих обращаться со сварочным аппаратом и болгаркой их постройка – дело половины дня, а яркая раскраска маскирует утилитарность материала.

Лучшее – детям

Качаться на подвесных качелях начинают не сразу. Малышам, только-только научившимся переставлять как следует свои нижние две, впору покататься на качелях-маятнике. Что, кстати, также развивает моторику и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Родители, соорудившие своим отпрысками детские качели-маятник, скоро убеждаются: ссадин на коленках и локтях, разбитых носов, реву и обиды от того и другого заметно поубавилось. Хотя, конечно, все равно не без того. Но качели помогут детям выработать разумную осторожность и здравый смысл, не допуская серьезного травматизма.

Как устроены качели-маятник, известно. Представленный на рис. вариант интересен тем, что металлического крепежа на него требуется аж 11 гвоздей:

Детали, отмеченные (!), выполняются из твердого мелкослойного лиственного дерева – дуба, бука, граба, ореха. Концы оси маятника можно не обтачивать до идеально круглого: достаточно обстругать более-менее ровно, чтобы встали в гнезда с небольшим натягом, и несколько раз покачать доску, приработаются. Если же волокна в оси и опорных стойках ориентированы взаимно перпендикулярно (что соблюсти элементарно, вырезав их из одной доски), то качели прослужат много лет, а трущиеся поверхности скоро станут зеркально-гладкими и прочными, как из стали на станке выточены.

Качели-маятник можно сделать переносными, чтобы, скажем, на зиму заносить на веранду. 2 способа для этого показаны там же, поз. а и б. По способу а концы стоек бетонируют в негодной шине; способ б очевиден и проще, но оба седока могут повалиться набок вместе с качелями. Кстати, из старых шин для качелей можно извлечь немало другой пользы; далее мы к ним еще вернемся.

Качели для детей постарше делают подвесными, как для взрослых (см. далее), с некоторыми особенностями:

  • Несущую балку качелей из бруса делают с выносом, на который ведет лестница, см. рис. справа.
  • Еще лучше, если места достаточно, поставить сбоку дополнительную опору пониже, чтобы в придачу получился и турник, см. рис. ниже. В таком случае весь спортивный уголок, кроме перекладины турника, предпочтительнее сделать из профильной трубы, тогда все сооружение получается прочнее, дешевле и проще технологически.
  • Подвес качалки детям, уже умеющим раскачиваться, лучше всего подойдет веревочный схемы 2-2 (см. далее). Тогда можно не нем можно будет, не рискуя защемить, а то и сломать палец цепью, раскачаться, аж дух захватывает. А правильно выбранные материалы и конструкция подвеса не позволят «крутнуть солнце» и спикировать вниз из его верхней точки, или превратиться в выпущенный из пращи снаряд, не умея группироваться для приземления, как акробаты.

Примечание: выбирая или конструируя качели, не пренебрегайте техникой безопасности! При раскачивании во весь мах скорость качалки в критических точках траектории превышает 50 км/ч! Соответственно, результат срыва или падения с качелей будет равнозначен ДТП на той же скорости.

Существуют еще качели для новорожденных и грудничков. Пользы от них немало, но – это медицинское оборудование. Делать такие качели самому настоятельно не рекомендуется, а выбирать покупные и пользоваться ими нужно только по назначению педиатра.

Для малышей примерно от полугода, глазенки которых смотрят уже осмысленно (это значит, что зрение сформировалось и видят они отчетливо), полезны будут детские качели для маленьких, см. рис. справа. Стоят они немало, но сделать подобные самому очень просто из труб, ПВХ или пропиленовых, и обрезка фанеры, см. видео:

Видео: детские качели для малышей

Не забудьте только заглушить концы труб пенопластом: в таком возрасте пальчик в мелкую дырочку пролазит, и сунуть его туда хочется. Качают ребенка в таких качелях, держа подвес руками; в квартире в качестве поперечины подойдет такая же пластиковая труба, вес невелик.

Примечание: именно качели чаще всего основа детского уголка. Что для него еще нужно, и как все это скомпоновать, требует отдельного описания по частям. Для примера, можете посмотреть следующий ролик:

Видео: детская площадка с качелями в программе “Фазенда”

Взрослым и всем-всем-всем

Теперь уместно спросить: а как устроены качели для всей семьи? Чтобы и взрослым покачаться уютно было, и детям тоже понравилось? Компромисс найти вполне возможно: сиденье должно быть со спинкой двойным, но не очень массивным. Седалище – достаточно прочным, чтобы на него можно было становиться ногами уже большому ребенку. Подвес берем цепной, т.к. веревочный при такой нагрузке потянется. Его схема должна обеспечить достаточно легкое раскачивание без помощи со стороны, ограничение угла и скорости раскачки и долгое покачивание после нее.

Делать семейные качели желательно из дерева по указанным выше причинам: уютнее они, для изготовления не требуется сложный инструмент или спецоборудование. Также весьма желательно обойтись 1-2 типоразмерами пиломатериала, причем того, что подешевле – обычной обрезной доски. Для долговечности заготовки пропитывают биоцидами (антисептиками) и гидрофобизаторами (водоотталкивающими средствами).

Поскольку качели – не жилое здание и на воздухе очень быстро просохнут, тратиться на дорогие фирменные средства нет смысла. В качестве биоцида подойдет отработанное моторное масло (отработка), а гидрофобизатора – водно-полимерная эмульсия либо взамен нее клей ПВА или для плитки на водной основе, разбавленный в 3-5 раз. Пропитывают нарезанные в размер заготовки сначала отработкой, а спустя 3-7 дней – эмульсией.

Чертежи семейных качелей такого вот «классического» типа приведены на рис; длина ножек дана в расчете на их заглубление в землю на 0,5 м:

Их особенность в том, что построены они целиком из досок, без использования более дорогого строевого леса, как видно из материальной ведомости, поз. 2. На поз. 3 показан способ подгонки опор перед сборкой: в качестве стапеля используется доска ригеля. Ноги, обрезанные в размер и на угол (см. ниже), прикладывают к стапелю, разводят на нужную ширину (заодно проверяется точность обрезки). Затем накладывается заготовка нижней распорки, выставляется параллельно стапелю по расстоянию ее концов от него, и размечается под обрезку по месту. Из обрезков нижней распорки делают верхние.

Примечание: на рис. справа – способ разметки заготовок ног в расчете на угол между ними в 30 градусов. Маркеры на стальном слесарном угольнике делают из нескольких витков мягкой проволоки с отогнутыми концами.

Качели собственной конструкции

У вас, возможно, возник вопрос: как сделать качели полностью самостоятельно? Схемы, чертежи – это хорошо, но если уже есть материал (допустим, от стройки осталось), которого на качели явно хватит, но в данную конструкцию не укладывается? И не хочется типового изделия, хочется чего-то своего. Наконец, на рис. в начале видно, что шикарнейшие оригинальные качели получаются вообще из сухостоя и отходов от обрезки сада. Как из всего этого сделать красивые, удобные, долговечные и безопасные качели? Что ж, приступим. Порядок следования:

  1. Размеры;
  2. Основание и способ крепления к грунту;
  3. Несущая рама;
  4. Способы и конструкции подвеса;
  5. Узлы подвески;
  6. Качалка, она же сиденье;
  7. Способы подвеса качалки.

Напоследок рассмотрим еще несколько нетривиальных конструкций и особенные, но устроенные на основе обычных, качели специального назначения.

Размеры и пропорции

Размеры качелей считаются, во-первых, исходя из ширины сиденья парковой скамейки на 1 персону – 60 см; минимальное значение – 40 см. Высоту сиденья над землей берут немного больше стандартной высоты стула 40 см, чтобы можно было, с одной стороны, раскачиваться, не задевая ногами за землю и в то же время, вытянув ноги, можно было затормозить; с другой – чтобы садиться/вставать было еще удобно. Обычно берут 50-55 см, но вообще-то подгоняют под себя, регулируя высоту подвеса, см. далее.

Примечание: для парных качелей с продольной раскачкой высоту подвеса доски (лодочки) берут 0,7 ее длины. Для посадки-высадки тогда необходим помост, а для качалки – плавно действующий тормоз (вдруг кого-то на ней замутит, или он/она испугается и запаникует), приводимый в действие оператором с земли. Поэтому парные качели с продольной раскачкой в быту почти не применяются.

Подвесные качели состоят из несущей рамы (2 опорные стойки + поперечина), подвесной системы и качалки, она же сиденье. Расстояние от краев сиденья до боковых опор берут не менее 150 мм при цепном подвесе типа 2ш-4 или 4-4 (см. далее), для любого другого цепного подвеса от 250 мм, для обычных веревочных подвесов от 350 мм, а для любого подвеса с 1 точкой крепления вверху – не менее 0,7 общей высоты подвесной системы. Эти требования исходят из того, что у любых качелей боковое раскачивание неизбежно, а задевание качалки за опору неприятно и при сильном раскачивании травмоопасно. Т.е., если у нас, к примеру, 40-см сиденье подвешено на веревках, то ширина пролета между опорами должна быть не менее 35+40+35=110 см.

Расстояние от сиденья до поперечины должно быть не меньше роста человека на качелях, чтобы, во-первых, можно было раскачиваться стоя, во-вторых, чтобы, внезапно вставая, не стукнуться головой. Его берут в пределах 190-220 см, смотря по имеющемуся материалу.

Угол между ногами боковых опор берут 30-40 градусов; чаще всего – 30. Тогда, если брать заготовки в половину стандартной длины 6 м, т.е. 3 м, то с учетом заглубления ног и толщины заготовки на сиденье как раз можно будет встать во весь рост. Кроме того, уменьшается занимаемая качелями площадь.

Примечание: толщину материала несущих частей берут исходя из 3-кратной перегрузки при раскачивании. Для качественного деревянного бруса это будет от 150 мм в высоту, а для стальных труб – от 40 мм по диаметру или стороне квадрата.

Крепление к грунту

Ноги деревянных качелей либо вкапывают в землю на 1 м и более, либо бетонируют на глубину 0,5 м. Тогда, с учетом 10 см гравийной подушки, ямы под ноги нужно рыть на 2 штыка лопаты, т.е. 60 см. В тои и другом случае концы ног перед установкой в ямы с запасом в 15-20 см по длине или пропитывают битумной мастикой (40% битума и 60% уайтспирита либо сольвента), или проливают разогретым почти до кипения битумом, и, едва остывшие, обсыпают песком; этот способ лучше предохраняет от гниения.

Для проливки битумом под ногу подкладывают кирпичи, чтобы можно было облить и торец. Льют тонкой струйкой, для чего битум удобно греть в негодной жестянке с оттянутым носиком. Облив одну сторону, ногу немедленно переворачивают и обливают другую сторону, стараясь, чтобы тоже натекло на торец. Песком обсыпают в том же порядке.

С металлическими качелями дело обстоит сложнее: тонкая по сравнению с бревном или брусом труба может со временем или вывернуться из грунта, или надломиться на самым бетоном, т.к. здесь при раскачивании концентрируются нагрузки. Поэтому металлические уличные качели общего пользования нужно делать с опорными рамами в виде цельного треугольника и бетонировать в траншею, тогда заложенная в ней металлическая балка примет на себя значительную часть усилий и разгрузит ноги.

Ноги качелей без дополнительных опорных элементов, наподобие показанных выше из швеллера, бетонируют на глубину не менее 1,2 м независимо от глубины промерзания в данной местности, тогда швеллер сможет передать бетону часть нагрузок. Обычные же качели из металла лучше всего связать по низу дополнительной несущей рамой и прикрепить к земле анкерами не менее 1 м длиной, см. рис. Это, кстати, позволит, если понадобится, без проблем вернуть землю в хозяйственное пользование.

Рама

Дачные качели чаще всего делают на раме из 2-х А-образных опор, связанных поперечной балкой. Иногда, если качели снабжены жестким тентом, раму делают на 4-х столбах с навесом, см. далее. В жарких солнечных местах, где тент необходим все лето, это дает некоторую экономию материала.

В последнее время все большую популярность приобретает рама на λ-образных опорах, слева на рис.:

При постройке она дает экономию древесины в целый брус, что при теперешних ценах на пиломатериалы существенно. Но это качели только для взрослых: при раскачке во весь мах несущие балки могут не выдержать – деревянные сломаться, металлические погнуться. Кстати, делать λ-раму из обычной конструкционной стали нельзя, погнется сразу. Нужна очень дорогая спецсталь.

Рамы с траверсой (в центре на рис.) известны всем: качели на суку оно и есть. Специально траверсные рамы делают для качелей акробатических с 1-й точкой подвеса качалки; на них, освоив как следует технику раскачивания, можно выписывать замысловатые пируэты. В таком случае дерево на раму берут двойной толщины, а на забетонированных концах ног должны быть прочно прикрепленные поперечины.

Разновидность траверсной рамы – металлическая передвижная. Делаются они из качественной стали, нагрузки, моменты, центр тяжести и пр. механические премудрости точно рассчитываются. Подобным способом изготовляют популярные (и очень дорогие) качели-шезлонги, справа на рис.

Деревянные рамы

Бревно

Самые эффектные и во многих случаях недорогие качели получаются из бревен. Брать окоренные и оцилиндрованные необязательно: пойдут, как уже сказано, отходы обрезки и сухостой. Рама из последнего, если стволы еще прочные и мощные, в дополнительном подкреплении не нуждается, поз. 1 на рис. Рамы качелей из делового бревна, особенно если они передвижные, т.е. не вкопаны и не забетонированы, нужно укрепить подкосами, поз. 2 и 3. Материала в последнем случае нужно столько же, но рама небо меньше закрывает. Спрашивается, а почему же рамы не заглубляют? Чтобы не портить газон или мощеную площадку, на рис. видно.

Если же качели вкапываются или бетонируются, то самая экономная и прочная рама – как у китайских качелей, поз. 4. Хотя такие качели давно известны и в России; их часто делали в березниках, связывая попарно верхушки деревьев. «Русско-китайские» качели также можно сделать незаглубленными, снабдив внизу дополнительной рамой. Чертеж такой конструкции дан на след. рис: ноги – бревна или квадратные брусья, ригель – брус 180х80, нижняя рама – из досок 150х40.

Брус

Обычный, непрофилированный деревянный брус дает возможности сооружения качелей большие, чем бревно. Из бруса легче и дешевле сделать качели с постоянным навесом для жарких стран, поз. 1 на рис. Обычная рама на А-образных опорах из бруса (поз. 2) также получатся проще и прочнее: под весом качалки ноги сжимают ригель (поз. 3) и, чем сильнее нагружены качели, тем крепче держится рама. В раме «русско-китайских» качелей из бруса вверху нужен, как и для бревен, всего 1 крепежный узел, поз. 4, а устройство навеса над качелями из бруса на А-образных опорах также не составляет сложностей, поз. 5.

Более того, ригель из бруса можно взять того же, что и на ноги, т.е. уменьшенного сечения (100х100 мм), если по концам подкрепить его накладками из доски, а точки повеса качалки расположить вплотную к ним, поз. 6. Тогда изгибающие ригель моменты как бы перетекут в сжимающие ноги, а нагрузку на сжатие дерево держит хорошо.

Чтобы усилить этот эффект, ригель иногда ставят ниже верхушек опор, поз. 7, но выигрыш в прочности выходит иллюзорным, зато лишний крепеж бросается в глаза, да и денег стоит. Пользуясь этим принципом, лучше верхушки опор обрезать и ригель сверху дополнительно закрепить накладками, поз. 8. Тогда можно будет, если ригель 150х150, а ноги 200х200, сделать выносы ригеля до 1,5 м, а к ним привесить детские качели на веревках, пристроить лестницу с горкой и т.п. Получится семейный качельно-спортивный уголок при расходе материала лишь немного большем, чем на одни качели.

И еще вопрос: а нельзя ли брус заменить доской, скажем, 150х40? Можно, как показано на поз. 9, только выносы делать уже нельзя и высоту опор придется ограничить примерно 1,8 м. Качели будут так же прочны, но намного дешевле, чем брусовые. Ну, и работы уйдет больше – размечать, обрезать, сшивать.

Примечание: описанные выше «классические семейные» качели еще экономнее, но их ноги обязательно нужно бетонировать, иначе дощатая рама окажется непрочной. А показанные на поз. 5, 6 и 9 – передвижные, их можно просто ставить на землю или на пол.

Как поставить раму?

Ригель качелей должен быть горизонтален, иначе качалка будет неприятно вихлять на любом подвесе. Выставлять его пузырьковым уровнем сложно и хлопотно, шланговым ненамного проще, а лазерный нивелир – построитель плоскостей, понятное дело, на хозяйстве просто так не держат.

Выставить ригель качелей можно, воспользовавшись одним из древнейших нивелировочных приборов – египетским отвесом, см. рис. Он вышел из употребления еще в древности вследствие невысокой точности, но на качели его хватит. В качестве нижнего груза можно использовать ведерко с песком, а на верхний пойдет, кроме обычного строительного отвеса, любая железина – болт, гайка.

Подвесы и подвески

Подвес качалки определяет удобство, комфортность и безопасность качелей. Этот достаточно сложный узел должен:

  • Как можно меньше препятствовать раскачиванию в безопасных пределах.
  • Мягко поглощать энергию качалки, если скорость/угол раскачивания выходят за допустимые.
  • Обеспечивать качание без рывков и с как можно меньшими виляниями вбок.
  • Акробатический подвес должен обеспечивать то же самое в 2-х плоскостях.

Схемы подвеса качалки обозначаются формулами вида n-m-k, где n – количество точек подвеса вверху, m – количество промежуточных точек подвеса, а k – количество их на качалке. Несколько похоже на колесные формулы паровозов, но это чистое совпадение: у паровоза m не может быть равным 0, т.к. обозначает количество движущих осей, а у качелей – запросто.

Некоторые виды подвесов качалок показаны на рис:

Подвес вида 1-2 с мягкой гибкой качалкой (на рис. нет) называется летучей трапецией. Подвесы видов 1-m-k применяются в качелях на траверсах. Садовые и дачные качели подвешивают чаще всего способами 2-4 (самый простой), 2-2-4 (не дает чрезмерно раскачиваться) и 2ш-4 (тоже сильно не раскачаешься и никаких вихляний).

Особо следует упомянуть подвес 4-4. Он вообще-то не качельный: как на таком раскачиваться? Однако иногда применяется для оригинальных садовых скамеек (слева на рис.):

Некоторых умиротворяет небольшое беспорядочное покачивание. Но чаще всего способом 4-4 подвешивают беседки-качели, справа там же. Дело вкуса, кое-кому по нраву. Восточные владыки прошлого, да и теперешнего, говорят, в таких просто млеют в обществе своих наложниц.

Цепь, канат или тяги?

Подвес качелей на канате проще всего и, если вы умеете вязать некоторые морские узлы (см. далее), не требует дорогого дополнительного крепежа. Но канат, как известно, тянется, а спирального повива никак не ограничивает раскачивание. Поэтому, во-первых, на канатах лучше подвешивать простейшие детские летние качели, поз. 1 на рис. ниже. Во-вторых, канат брать крестовой свивки, см. рис. справа. В нем большое внутреннее трение, из-за чего его не любят такелажники (падает КПД грузоподъемных механизмов), но для качелей как раз того и нужно, чтобы чадо неразумное не устроило себе сальто-мортале. Диаметр капронового крестового троса для качелей – от 24 мм.

Цепной подвес, поз. 2, дорогой, но по совокупности характеристик оптимален во всех отношениях: цепь прочна, ее износ виден сразу, небольшую раскачку почти не тормозит, а чрезмерную вследствие трения в звеньях гасит. Однако из-за последнего обстоятельства самые маленькие в качелях на цепях для взрослых могут серьезно защемить пальчик; для детских качелей цепи берут мелкокалиберные.

Качалку на жестких тягах (поз. 3 и 4) подвешивают, как правило, на подшипниках. Качается она очень плавно, без малейших виляний, и раскачается на ней, как говорится, и комар. Но такие качели без дополнительных мер безопасности опасны: врезаться головой в каменный забор или бордюр на скорости под 60 км/ч – это уже не происшествие, это трагедия. Поэтому свои, на участке, качели на жестких тягах для детей должны, во-первых, снабжаться качалкой с ограждением, как в качелях для малышей, поз. 3. Во-вторых, пускать на них ребенка без присмотра взрослых все равно нельзя.

В дворовых качелях общего пользования на подшипниках обязательно должен быть предусмотрен ограничитель раскачивания – мало ли кто туда залезет и как он умеет раскачиваться? О простой ограничитель из трубы (см. рис.) качалка бьется, что неприятно. В хороших фирменных моделях качелей на жестких тягах подшипниковые подвесы делают со встроенным гидротормозом, действующим по принципу вискомуфты автомобилей с приводом AWD, но стоят такие узлы подвеса дорого.

Иногда еще раскачивание ограничивают, соединяя жесткие тяги качалки с рамой отрезками цепей, поз. 5. Но, вообще говоря, это выход не из лучших: вследствие разных механических характеристик звеньев подвеса даже небольшое и вполне безопасное раскачивание на таких качелях происходит с ощутимыми рывками.

Примечание: есть еще целый класс подвесов люксовых качелей на системах уравновешенных рычагов, пружин, гидроамортизаторов. Понятно, что дорого и самому не сделать.

Узлы подвески

Критические точки подвеса качелей – узлы крепления. На них приходятся очень большие знакопеременные нагрузки, они подвержены истиранию. Небольшой заусенец на трущейся поверхности крепления даст весьма заметные рывки при раскачке. Поэтому к выбору конструкции узлов крепления нужно подходить со всей ответственностью.

Самый дешевый, но и самый плохой вариант – S-образные крюки, поз. 1 на рис. В их поперечинах концентрируются огромные нагрузки, вероятность внезапного разрушения высока, поэтому такое крепление допустимо только для качелей-лавочек, подвешенных не выше 0,5 м и конструкция которых позволяет покачиваться еле-еле.

Самое надежное крепление – на хомутах с карабинами, поз. 2. Основная нагрузка приходится в них на верх балки ригеля, что абсолютно безопасно. Нужно только, чтобы карабины были со страховочными зубьями и антифрикционной вставкой: скольжение тяги подвеса в проушине карабина – это уже аварийный режим при чрезмерном раскачивании.

Надежные хомуты все-таки портят вид качелей, поэтому крепления чаще всего делают на рым-болтах, поз. 3. Непременные условия их максимальной надежности – болт должен проходить сквозь ригель, под гайку, независимо от материала ригеля, должна быть подложена стальная шайба не менее 60 мм диаметром и 4 мм толщиной, и гайка должна быть накрепко законтрена. Пружинные шайбы всех видов при раскачивании не препятствуют постепенному самопроизвольному отворачиванию одинарной гайки!

Надежность рым-болта на абсолютна – на шейку рыма (кольца) приходятся большие напряжения. Абсолютно надежны немного более дорогие U-крюки и такелажные скобы, поз. 4. Под ус крюка в ригеле сверлят глухое отверстие и вводят его туда натуго. Не имея возможности хоть чуть-чуть разогнуться, крюк выдержит невероятную нагрузку, т.к. разрушение металла начинается с микронарушений связей между его кристаллитами.

Рым-болт, U-крюк и, в несколько меньшей степени, такелажная скоба заметно ослабляют ригель, т.к. приложенное сверху сосредоточенное усилие стремится надломить его как раз там, где балка ослаблена отверстием, а штырь крепления при раскачке как бы «раздалбывает» его. Шайба ослабляет этот эффект, но не устраняет его полностью. В результате там, где можно было бы обойтись 100х100 мм цельной балкой, приходится ставить 150х50 мм, а в расчете на раскачку в полный мах и все 200х200 мм.

Бросаются в глаза, но идеальны по всем качествам сквозные крепления с накладкой и верхним подвесом, поз. 5 и 6. Сдвиговые усилия от них свободно растекаются в стороны по балке и стремятся не разорвать, а наоборот, сжать отверстие, его как бы и нет; балка теперь становится равноценной цельной. Кроме того, хотя такой подвес на вид 4-4, кинематически он равносилен цепному 2-2-4, но еще лучше и плавнее гасит чрезмерную раскачку. Если подвес с накладками веревочный, то между карабином и огоном (петлей) троса нужно поставить цельное кольцо, поз. 6.

Также кольцами соединяют ветви цепного подвеса 2-2-4. Верхнюю ветвь приваривают к кольцу или припаивают твердым припоем, а нижние скользят по нему свободно, поз. 7. Только тогда цепной подвес 2-2-4 приобретет нужную кинематику.

Веревочные подвесы хороши тем, что позволяют легко регулировать высоту качалки, но, выполненные «по-цепному», требуют довольно большого количества недешевых крепежных, стопорных и регулировочных деталей и узлов, поз. 6,8 и 9. Однако все их, за одним легко доступным для самостоятельного изготовления исключением, можно заменить морскими узлами соответствующего назначения. Надежность морских узлов проверена тысячелетиями морской практики, а их сложность существует только в расхожем представлении.

Знать 200-400 узлов, как боцману парусного флота, или хотя бы 20-40, как теперешнему яхтсмену, для постройки качелей не нужно, за все про все хватит и 7-9, см. рис:

А – якорный узел, или рыбацкий штык, для крепления троса к карабину с антифрикционной прокладкой или промежуточному кольцу. В рым можно проводить до 5 шлагов (витков). На ходовой (свободный) конец троса накладывают простую марку и ею же соединяют ходовой конец с натянутым, показано в красной рамке. Крепление держится, пока трос не сгниет или рым не проржавеет. Якорный узел незатягивающийся, развязать его несложно: достаточно снять или разрезать стягивающую концы марку.

Б – коечный узел, тоже незатягивающийся. Подойдет для верхнего подвеса временных, скажем, на выходные, детских качелей.

В – штык с обносом, то же, что и Б, но уже для взрослых.

Г – стопорный узел, или восьмерка. Для нижнего крепления детских качелей через отверстия в доске.

Д, Ж – заделка конца троса репкой и простым дисковым кнопом. То же, что и Г, но для взрослых, и хвосты троса не болтаются. Хотя вообще-то качалку на веревках за низ крепить лучше вообще без узлов, как описано далее.

З – сетный узел, для связывания 2-х веревок накрест в любом месте без разрезания.

И – так вяжется незатяжная петля на цельной веревке. Можно повесить зонтик, сифон с газировкой, приспособить полочку или что-то еще.

Примечание: есть еще простые узлы для связывания 2-х веревок, одинаковых или разных, напр. ткацкий узел. Однако собирать веревочный подвес качелей из кусков настоятельно не рекомендуется.

Осталось решить вопрос регулировки качалки на веревках. Для этого нужны 2 обрезка прочной твердой доски от 30 мм (дуб, бук, вяз, орех), из которых делают бегучие, или висячие, канатные стопоры – юферсы, см. рис. справа. Такими штуковинами регулировалось натяжение такелажа старинных парусников, и ничего – океаны переплывали, Америки-Индии открывали. Используются юферсы совместно со способом подвески качалки, описанным ниже.

Качалка и ее крепление

Качалка для взрослых – это, в общем, садовая скамейка без ножек. Выбирают ее себе по вкусу да по спине с пятой точкой. Снизу взрослую качалку подкрепляют парой поперечных брусьев, а в их концы вводят насквозь рым-болты или U-крюки, как на поз. 4 чертежа «классических семейных» качелей в начале. Крепление за любые точки верха, как на поз. 1 рис., крайне ненадежно. Центробежная сила при раскачивании должна сжимать качалку и прижимать ее к опорам, а не растягивать и отрывать от них.

Дети очень любят качаться на летучих трапециях, поз. 2 на рис. ниже. Сделать такую можно самому из брезента, укрепив концы деревянными планками, вложенными в нашитые снизу карманы и снабдив люверсами. Но ставить люверсы для штор нельзя, слабы. Если нет в распоряжении парусных люверсов, можно нашить их заменители из стального кольца и суровой, как следует провощенной или смоленой нитки, поз. 3.

Детскую качалку из доски с двухточечным подвесом, поз. 3, делать не рекомендуется любыми способами, велика вероятность переворачивания. Если уж делать качалку на 2-х точках, то из бревнышек, как на поз. 4, а качалку из доски подвесить в 4-х точках, пропустив трос в отверстия, поз. 5.

Однако лучший веревочный подвес и для детей, и для взрослых – петлей в пазах, поз. 6. Для взрослых нижние опорные брусья качалки делают шире, с выносом по 100-200 мм. Они не мешают, наоборот, при легком покачивании на них можно класть книгу, ставить банку пива и т.п. А вдруг пойдет поперечная раскачка, они же послужат хорошими отбойниками-амортизаторами. Подвес в пазы абсолютно надежен, элементарно собирается-разбирается. Регулировка высоты промежуточных точек юферсами позволяет в довольно широких пределах менять не только высоту качалки, но и кинематику подвеса.

Качели из шин

Едва ли не самые любимые детьми качели – из покрышек. Причины тут не только психологические или эргономические, качалка из покрышки – прекрасный амортизатор в экстренных случаях, а взрослому мастеру-папе – отличный качельный материал. Негодную шину можно просто подвесить на сук, поз. 1 на рис., из ее обрезка без особых сложностей получается летучая трапеция: наличие в массе прочной резины стального корда позволяет обойтись без люверсов. Цельная покрышка пойдет на качалку-гнездо для коллективных посиделок мелкоты, поз. 3. Когда двое-трое раскачиваются каждый по-своему, траектория качалки-гнезда на подвесе 1-3 или 1-4 заставляет задумчиво чесать затылок и человека, хорошо знающего математику с физикой.

Наконец, из разрезанных и сложенных разными способами покрышек получаются одинарные качалки-кресла не только для детей, но и для взрослых, поз. 4-6. Популярность качелей из покрышек так велика, что некоторые спортивно-игрушечные и специализирующиеся на товарах для детей фирмы выпускают, специально для качелей… квадратные шины, поз. 7! Остается только воскликнуть вслед за автором «Тартарена из Тараскона»: «Слыхал ли кто-либо когда-то о чем-то подобном?»

Курьезы, но по делу

Раз уж речь пошла о забавных качелях, коснемся еще кой-чего из них, но вполне пригодного для употребления по назначению. Напр., качели-гамаки, слева на рис., хотя гамак уже сам по себе лежачие качели. Наверное, есть в покачивании с дополнительными степенями свободы что-то, что владельцам нравится. Во всяком случае, вреда не будет.

Устройство в центре наверняка понравится детям, но поименовать его, не погрешив против русской грамматики, невозможно. Качель, же, не качели. А фото того, что справа, автор выложил с примечанием: самый простой способ утилизации старого автомобиля. Комментарий был по-английски, так что вполне возможно – во многих странах запада доставить машину на свалку или сдать на металлолом стоит многих хлопот. А тут большая инерция тяжелой качалки позволяет, раскачавшись,покачиваться очень долго, навес сам собой получается, да и мягкий диван комфорта не убавит.

Не те, но качели

Напоследок – о качелях, прямых потомках детских качелей-маятника, но вполне взрослых. И не для развлечения, они помогают справиться с артритом, остеохонрозом, радикулитом без дорогостоящего лечения. Отзывы врачей – положительные.

Все родители заботятся о том, чтобы их дети интересно и весело проводили свое время. И не существует такого ребенка, который не любил бы кататься на качелях. Это не только отличное развлечение, качели вдобавок тренируют вестибулярный аппарат и улучшают координацию движений. На сегодняшний день придумано огромное множество вариантов качелей с использованием различных механизмов, материалов и конструкций, так что каждый родитель может подобрать вариант, отвечающий всем его требованиям (внешний вид, габариты, цена). Однако не нужно спешить в магазин за покупкой, ведь качели достаточно просты по конструкции, и их легко и недорого можно сделать своими руками.

Разновидности

Конструкция качелей для детей и взрослых немного отличается. Качели для самых маленьких можно делать из пластика, который выдерживает небольшой вес, также их обычно оборудуют спинкой и перекладиной, чтоб ребенок не упал во время катания. В качелях для детей постарше пластиковые элементы не присутствуют, а конструкция становится более открытой. В любом случае основное требование к детским качелям – это их надежность и безопасность.

По способу крепления качели могут быть подвесные или напольные. Последние в свою очередь делятся на качели на пружине и балансирные качели. На пружине устанавливаются различные сиденья в форме животных или транспортных средств. Благодаря тому, что пружина не сжимается, а только раскачивается, этот тип качелей уменьшает вероятность получения травмы ребенком.

Балансирные качели могут быть одиночными или двойными, простой формы или с необычным дизайном.

Подвесные качели могут быть различной конфигурации:

  • Самая простая конструкция качели, знакомая всем с детства, - это тарзанка. Состоит из веревки, закрепленной наверху на прочной перекладине, и дощечки для сидения. Самый примитивный вариант – вместо дощечки внизу веревка просто завязывается прочным объемным узлом.

К простейшим качелям также можно отнести качели из покрышек. Их можно подвешивать вертикально или горизонтально, вырезать необычные формы, что позволяет создать массу разнообразных вариантов.

  • Конструкция посложнее – дощечка подвешивается на две веревки, закрепленные симметрично по ее краям. Вместо дощечки может использоваться кусок плотной ткани (например, брезента), а веревку можно заменить цепями.

фотографий

  • В отдельный вид можно выделить качели, сделанные по принципу кресла-качалки. Они наиболее безопасны для малышей. Но встречаются варианты и для детей постарше.

Из чего делать

Качели могут быть деревянными, металлическими, пластиковыми или представлять собою комбинацию этих материалов. Если вы решили сделать качели своими руками, сначала необходимо понять, какими навыками нужно обладать и какой инструмент понадобится для работы.

Если вы никогда не работали со сварочным аппаратом, болгаркой, ножовкой, то качели из металла не ваш вариант. Хоть они и считаются самыми прочными и надежными, хорошие деревянные качели имеют ряд преимуществ. Дерево проще обрабатывать, с этим могут справиться даже новички. Для лучшей прочности своей постройки выбирайте дуб, кедр, березу, ель, при этом проверьте, чтобы на бревнах не было сучков, отверстий или других дефектов – это гарантия безопасности вашего ребенка.

Единственным плюсом пластика как материала для качелей является его низкая цена. Он не выдерживает больших нагрузок, как дерево и металл. Хотя очень часто качели строят из подручных материалов, остатков от ремонта и т.п. Главное, проявить немного фантазии, и потратить немного времени.

Как сделать своими руками

Соорудить качели собственноручно под силу каждому. Независимо от выбранной вами модели, помните, что все элементы качели должны плотно прилегать друг к другу и располагаться так, чтобы при катании руки и ноги ребенка не могли застрять между ними. Главное требование к детским качелям – это их безопасность и надежность, поэтому продумывайте конструкцию и тщательно закрепляйте и проверяйте все узлы крепления элементов качели. Запасайтесь хорошим настроением и необходимыми для постройки материалами и приступайте.

На пружине

Качели на пружине можно устанавливать на даче или на площадке возле дома – главное, чтоб была возможность выкопать яму необходимого размера. Пружиной является рессора грузового автомобиля, которую можно приобрести на авторынке или пункте приема металлолома. Размер пружины для таких качелей должен быть не менее 35 см в высоту. Снизу к пружине с помощью бобышки крепится анкер. Он представляет собой трубу длиной 50-60 см, к которой снизу приварена крестовина из арматуры диаметром 20 мм. Анкер с арматурной крестовиной опускаются в яму, выравниваются и заливаются бетоном.

Сверху к пружине приваривается бобышка, к которой крепится корпус качели. Корпус к бобышке крепится металлическими полосами 30х4 мм (хомутами) и фиксируется болтами. Форма корпуса может быть любой, сначала рисуем ее очертания на ватмане, потом переносим на фанеру и вырезаем. Также необходимо предусмотреть ручки, за которые ребенок будет держаться, и подставки под ноги. Их конфигурация зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов. Последний штрих - раскрасить качели яркими красками.

На подшипниках

Детям постарше качели на пружине уже не подходят. Теперь нужна более основательная конструкция, сама по себе не сложная, но требующая больше ресурсов. Для качелей на подшипниках необходимо сначала построить опорную раму. Она представляет собой две параллельные стойки, соединенные перекладиной.

Для обеспечения безопасности вашего ребенка рама должна быть устойчивой. Этого можно добиться разными способами в зависимости от ваших возможностей и места установки качелей. Первый вариант – стойки закопаны глубоко в землю и забетонированы. Второй вариант – каждая опорная стойка представляет собой треугольник, одна сторона которого лежит на земле. Такие стойки необходимо соединить между собой во всех трех вершинах треугольника для обеспечения жесткости конструкции. К нижним трубам привариваем анкерные штыри, чтобы закрепить конструкцию в земле.

На верхней перекладине рамы качели устанавливаем подшипники. С обеих сторон от каждого подшипника привариваем небольшие кусочки металла, чтобы закрепить их от горизонтального смещения. К подшипникам крепим тросы (цепи), на которых висит сиденье. Сиденье может быть полностью деревянным или на металлическом каркасе, со спинкой или без, одиночное или в виде скамейки, возможен даже вариант двух сидений напротив друг друга. Главное, чтобы опора и узлы крепления выдержали.

Подшипники можно закрепить не на самой верхней трубе, а приварив к ней небольшую конструкцию для крепления подшипников.

Металлические качели можно сделать и без использования подшипников. К верхней перекладине привариваются полукольца, на которые можно повесить качели с помощью крюка или U-образного крепления.

Подвесные

Основой для уличных подвесных качелей является опорная стойка. Можно повесить качели на крепкую ветку дерева или потолочную балку веранды.

Однако если такой возможности нет, опорную стойку можно сделать самостоятельно, подобрав наиболее подходящий для вас вариант:

Ставим два бруса под углом друг к другу в виде буквы Х. В месте их пересечения вбиваем крепеж. Сверху в V-образную часть горизонтально кладем еще один брус и закрепляем его на опорах.

Два бруса ставим под углом друг к другу и соединяем в верхней точке. Верхнюю перекладину, на которую будут подвешиваться качели, крепим к стойкам с помощью дополнительных коротких досок либо металлического патрубка. Внизу делаем горизонтальную перекладину для фиксации (если вы планируете переносить качели с места на место и не будете особо укреплять их в земле). Если же это стационарные качели и опорные стойки вы надежно углубили в землю и зацементировали, то нижнюю перекладину можно не устанавливать.

В квартире качели обычно весят на турнике в детском спортивном уголке или на металлическую трубу, закрепленную в дверном проеме. Если такой возможности нет, можно использовать крюки. Их устанавливают по обеим сторонам двери либо вбивают в потолок. Не забывайте учитывать, что вокруг качели должно быть много свободного пространства, чтоб ребенок при катании ни во что не врезался и не травмировался.

Конструкция самих подвесных качелей может быть абсолютно любой. Вы можете сделать мягкое сиденье из ткани и подушек (оно недолговечно, боится плохой погоды, зато уютно и комфортно), найти применение заброшенному старому скейту (его доска очень прочная) или ярко раскрасить и повесить старые покрышки.

Яркий и мобильный вариант – качели-гамак.

фотографий

Вариант для рукодельниц – натянуть на обруч ткань либо сплести качели из бечевки на обруче. Такие качели вполне можно повесить и в помещении, если достаточно свободного пространства.

Лошадь-качалка для самых маленьких

Конструкция такой качели примитивна. Всё, что нужно сделать, это нарисовать на ватмане самому либо распечатать готовые выкройки необходимых деталей, затем перевести их на фанеру или деревянные доски и вырезать. Обычно такие качели делают в форме лошадки, но можно нарисовать любое другое животное или транспортное средство.

Поскольку такие качели предназначены для малышей, использовать можно только гипоаллергенные материалы. Необходимо учесть, что дуга боковин не должна идти по окружности, потому что тогда ребенок будет сильно раскачиваться, может перевернуться и травмироваться. Учитывать размеры качели нужно для того, чтобы малышу было комфортно забираться на качалку и сидеть на ней. Усредненные размеры составляют 110 см в длину и 25-30 см в ширину, высота от пола до седла 60 см.

Добрый день! Основной элемент для обустройства детской качалки у Вас уже есть. Такая пружина вполне способна выдержать вес вашего ребенка, при этом она будет свободно раскачиваться и не сжиматься, предотвращая тем самым травмирование наездника.

Остается только подготовить:

1. Металлическую трубу d=90 мм длиной 700 мм;
2. Арматуру d=20 мм длиной 600 мм;
3. Фланцы d=180 мм;
4. Лист влагостойкой фанеры толщиной 18 мм;
5. Хомуты.

Поскольку обязательным условием обустройства любой детской качели является безопасность ребенка, который будет на ней раскачиваться, особое внимание следует уделить прочности закрепления основания конструкции на поверхности.

Изготавливают анкер из отреза металлической трубы d=90мм, к нижней части которой приваривают арматурные прутья. Их располагают у основания трубы таким образом, чтоб они образовали крестовину. На месте обустройства качели выкапывают яму диаметром, соответствующим габаритам анкера с приваренной к нему крестовиной, и глубиной около 80-100 см. На дно ямы устанавливают анкер, выравнивая его по уровню, а затем заполняют ее цементным раствором и оставляют до полного застывания на 2-3 дня.

После того как основание застыло, приступают к сборке надземной части конструкции. К верхнему концу анкера приваривают фланцы, к которым впоследствии прикрепляют с помощью болтов М6 бобышку d=90 мм. Фланцы необходимы для прочного соединения пружины с анкером. На бобышку вертикально надевают пружину, верхний конец которой также оборудуют такой же бобышкой. Лишь после этого устанавливают корпус сидения качалки. Для повышения прочности соединения пружины с бобышками места сварки дополнительно оборудуются хомутами 30х4 мм.

Корпус с сидением к качалке прикрепляют с помощью болтов М6 и хомутов, которые представляют собой полосы 50х6 мм, вырезанные из листового металла. Сам корпус проще всего сделать из влагостойкой фанеры. Форма корпуса и сидения зависит только от предпочтений мастера: это может быть сказочный конек-горбунок, причудливый лесной зверек или маленький кораблик.

Для изготовления сидения сначала выполняют на листе бумаге выкройку изделия, а затем переносят ее поверхность фанеры, и по намеченному контуру с помощью электролобзика вырезают детали. Все срезанные края изделия необходимо тщательно зашкурить, чтобы маленький наездник не поранился во время игры.

Для изготовления опор под ножки и ручки всадника на месте их размещения можно приварить шпильки М18, сверху которых надеть отрезы резинного шланга соответствующего диаметра. Это позволит предупредить соскальзывание ног ребенка во время раскачивания.

Закрепив сидение на пружине, можно приступать к оформлению качели: украсить конструкцию фанерными накладками и раскрасить на свой вкус. Поскольку качалка будет все время находиться под открытым небом, все деревянные и металлические элементы необходимо окрасить масляной краской. Продумывая оформление качели, не забудьте посоветоваться с ребенком. А еще лучше – доставьте ему удовольствие выполнить пару завершающих штрихов кисточкой самостоятельно.

Реализация такого аттракциона требует очень мало материала. Пружина от автомобиля, кусок фанеры и несколько отрезков водопроводных труб - это все, что требуется.

Схема сборки - нажать для увеличения!

Пружина в данном случае взята от задней подвески разбитого фургона Renault master. Для крепления качалки использована стандартная опорная чашка от того же автомобиля. Под пустотелой частью опорной чашки пружины приварены отрезки водопроводных труб длиной по 20 мм. Самый верхний виток спирали втягивается в эти три кольца вращательным движением и фиксируется болтами или сваркой.

Нижний виток пружины приварен к трем стальным скобам, вмурованным в бетонный якорь основания.

Качалка делается из дюймовых водопроводных труб. «Голова скакуна» и сиденье выпиливается из многослойной фанеры толщиной 22 мм. Если толстой фанеры нет, можно склеить в несколько слоев тонкую фанеру.

«Голова» вставляется между двумя стойками-ручками и фиксируется U-образной скобой через накладку с отверстиями диаметром 9 мм.

Сиденье привинчивается болтами к пластине, приваренной к трубе и опорной чашке. Для этого в сиденье и пластине предусмотрены по два отверстия диаметром 8 мм.

Внимание: не забывайте о том, что этот аттракцион предназначен для детей, поэтому позаботьтесь, чтобы все
детали качалки были хорошо закреплены, а острые кромки скруглены.

Своими руками изготавливается из простых подручных материалов.

Как сделать конструкцию качалки, которая будет отличаться из множества разнообразных форм, рассмотрим в представленной статье.

На рисунке изображены составные части конструкции:

1. Пружина.
2. Опора.
3. Рама.
4. Сиденье.
5. Пробки.
6. Ручки.

ПРУЖИНА

Для качалки можно использовать пружину 1086-0751 ГОСТ 18793-80 или от переднего моста автомобиля ГАЗ- 31.

Справочные размеры используемой пружины:

Высота 400…450 (мм)
. наружный диаметр 90 (мм)
. диаметр прутка 14…15 (мм)

ОПОРА

Состоит из металлической трубы и металлической пластины, которые соединены между собой при помощи сварки. В пластине просверлим четыре сквозных отверстия под используемый крепеж.
Нижняя опора крепится к бетонному основанию анкерными болтами с гайками.
Верхняя опора крепится к деревянному сиденью евровинтами.

РАМА

Сварим из квадратной металлической трубы 20х20х2 ГОСТ 8639-82.
Скруглим торцевые поверхности труб.

СИДЕНЬЕ

Вырежем из деревянного бруска форму, на которой будет удобно сидеть малышу. Хорошо отшлифуем. Покроем антисептиком и защитным декоративным покрытием.

ПРОБКИ

Изготовим из дерева или резины.

РУЧКИ

Отрезается резиновая трубка 22,0х2,0 ГОСТ 5496-78 длиной 100 (мм).

Как сделать качалку на пружине - атрибут для активных игр на .

Порядок сборки:

1. Садовым ручным буром выкопаем яму под фундамент глубиной 800…1000 (мм).
2. Армируем фундамент перед заливкой.
3. Зальем фундамент бетонным раствором.
4. Выровняем верхнюю часть фундамента по уровню земли.
5. Закроем фундамент полиэтиленовой пленкой на время его застывания.
6. Через две - три недели приступаем к дальнейшим работам.
7. Закрепим нижнюю опору к фундаменту.
8. На трубу опоры наденем пружину и приварим ее к пластине нижней опоры.
9. На пружину оденем верхнюю опору и приварим ее к пружине.
10. Приварим раму на пластину верхней опоры.
11. Абразивным кругом сгладим сварные швы.
12. Нанесем лакокрасочное покрытие на металлические детали.
13. К верхней пластине прикрепим деревянное сиденье.
14. Пробки вставим в отверстия труб.
15. На ручки и ножки конструкции наденем (натянем) резиновые трубки.