Рассказ п платонова неизвестный цветок. Андрей Платонов. ​Неизвестный цветок. Самые прекрасные цветы растут из грязи

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний

Почему рассказ имеет подзаголовок «Сказка-быль»? (Есть и сказочное, и реальное). - Что в рассказе сказка, а что быль? (Сказка – когда цветок и девочка разговаривают, а быль – всё остальное).

В статье учебника ещё одно название жанра- притча.

Кто-нибудь знает, что это за жанр? В каком словаре будем искать? (Работа со словарём: «Моральное поучение, или нравственная заповедь»). А ещё можно сказать «нравственный урок».

4. Работа по теме урока

Кого бы вы назвали главным героем сказки? (Это цветок). Где отражено? (Это отражено в заглавии).

Обратимся к началу сказки. Прочитайте 2 первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

Каким чувством пронизаны эти строчки? (Грусти, печали, тоски, щемящего одиночества).

Найдём ключевые слова в этих двух предложениях, которые помогут нам понять настроение автора? (Маленький – никто – на земле). Это ключевые слова первых строчек. Какую картину вы бы нарисовали по этим ключевым словам? (Словесное рисование).

- (Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? (Цветок маленький - земля огромная). Маленький цветок на огромной Земле. Земля – Вселенная – Пространство. Понятия «время» и «пространство» всё время будут появляться в рассказе.

Одинокий цветок на огромном пространстве или одинокий цветок в огромной Вселенной). Обратите внимание: понятия «время» и «пространство» всё время будут появляться в рассказе.

Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» («Меня никто не зовёт, я один живу»). Он переосмысляет глагольную форму множественного числа «зовут» в форму единственного числа «никто не зовёт». Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщённости. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. «Мир словно разбит на кусочки» («Афродита»).

И вот появляется в сказке девочка Даша. Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? («Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери». Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой.

Давайте вспомним, как помогли дети цветку? Прочитайте в тексте. (Работа с текстом).

Обратите внимание: поддержали маленький и одинокий цветок в трудную минуту именно дети, то есть именно детям автор предоставляет право изменить несовершенство мира. Почему? (Дети добры, не ожесточены, не испорчены, чисты; поэтому они особенно остро чувствуют всеобщее сиротство).

Платонов даже писал: «Дети – спасители Вселенной».

Обращаемся к тексту. Как описывает Платонов расцветший цветок? («Венчик у него был составлен из лепестков простого и светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».

С чем сравнивается цветок? (Со звездой).

Это сравнение неслучайно. В статье «О любви» Платонов пишет: «Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьётся и дышит в звёздах и траве».

Как вы понимаете смысл этих слов? (Человек, природа, вся Вселенная – это единое целое). И если во Вселенной непорядок (А это именно так. Что является в рассказе символом распавшейся Вселенной? (пустырь), что может спасти распавшуюся Вселенную, положить конец всеобщему сиротству?

Кажется, сложный вопрос. Но давайте подумаем, что сделали дети с пустырём? (Они преобразили его своим трудом).

Итак, первое ключевое слово – труд.

А почему они это сделали? (Они пожалели и полюбили цветок).

Второе ключевое слово – любовь. Значит, что спасёт Вселенную, по мнению Платонова? (Любовь и труд).

Сформулируйте первую заветную идею писателя. (Если возникнут затруднения, можно найти её в готовой карточке-подсказке «Заветные идеи А. П. Платонова».

Запись в тетради:

Заветные идеи Платонова.

Только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную.

А для преодоления зла что нужно? Одна девочка справилась бы? (Нет).

Сформулируйте вторую заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Для преодоления зла люди должны объединиться.

Какие люди могут победить зло? В рассказе Платонова это кто? (Дети). Какие у них сердца? (Добрые).

Сформулируйте третью заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и добрым сердцем.

Скажите, какой была жизнь цветка? (Трудной). Почему? (Потому что он постоянно сопротивляется таким враждебным силам, как голод, боль, усталость, то есть он постоянно трудится).

Понятие труд занимает в сказке важное место. Оно – одно из ключевых. В тексте много однокоренных слов к нему.

А кроме физической силы, что ещё нужно, чтобы преодолеть все трудности? (Сила духа).

Сформулируйте четвёртую заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.

Перечитаем два последних абзаца. В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? (Нет). Почему? (Он нашёл продолжение в своём потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильными и прекрасным).

Обобщение. Мечту о чём высказал Платонов в своей сказке? (В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества).

5. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала.

Так на чём же должно держаться это будущее? Что лежит в основании этого будущего? Мы будем класть кирпичи в фундамент нашего будущего, а для этого посмотрите в свои записи и найдите ключевое слово в каждой строчке. (Работа в парах).

Любовь, труд, единение, добро, сила духа.

Остался ещё один кирпич в фундамент нашего будущего.

Давайте рассуждать. Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу).

Так происходит и среди людей. Прекрасно, если дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? (О родителях, о предках).

Какой же это кирпичик? Что поможет нам не забыть о родителях и предках? (Память). В совершенном обществе должна быть свята память о предках.

Такие ценности завещал Платонов не только своей дочке, но и всем читателям.

6. Закрепление знаний

А теперь вернёмся к понятиям «время» и «пространство», о которых говорили в начале урока.

У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).

Почему? (Он был одинок).

А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).

Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым).

Понятно ли из рассказа, в какое время происходит действие в нём? (Нет, время действия неопределённо.)

А важно ли это? (Нет) Почему? (Потому что счастье цветка не зависит от времени, в котором он живёт?)

Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

Человек, так же, как и этот цветок, живёт во времени и пространстве. Можно ли сказать, что важнее для жизни: время, пространство или сам человек? (Важнее сам человек).

А любой ли человек остаётся во времени (т. е. в памяти людской) (Нет).

А какой только человек? (Который что-то полезное делает для своего времени и пространства).

Вывод. Такой человек, как А. П. Платонов, который много сделал для своего времени, прошёл сквозь время благодаря своему творчеству и не пропадёт в бездне пространства (то есть во Вселенной).

7. Подведение итогов. Рефлексия

Так какой же нравственный урок вы получили сегодня от писателя?

8. Д/з Письменно ответить на вопрос: «Чему научила меня сказка?»


Неизвестный цветок. Андрей Платонов. (Сказка-быль) Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали. А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти. Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть. В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою. И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть. «Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» - подумала Даша. Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его: - Отчего ты такой? - Не знаю, - ответил цветок. - А отчего ты на других непохожий? Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием. - Оттого, что мне трудно, - ответил цветок. - А как тебя зовут? - спросила Даша. - Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу. Даша осмотрелась в пустыре. - Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой? - Не знаю, - ответил цветок. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала: - Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит. Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде. Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали. А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его. Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических сил.

Быль - то, что в действительности происходило, реальные события.

Произведение (рис. 2)

Рис. 2. Произведение ()

Автор подчеркивает борьбу цветка за свою жизнь, его радости. В тексте мы наблюдаем за чувствами девочки Даши, которая скучает по матери, за ее восприятием цветка. Мысль автора заключается в том, что не каждый человек может почувствовать, разглядеть красоту, а Даша может.

Рассказ наводит читателя на мысли об упорстве и стремлении преодолеть трудности на своем пути, ведь человек ждут испытания, и их нужно переносить с достоинством и мужеством, бороться за свое счастье.

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. - М.: 2013. - 396 с.
  2. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. - 13-е изд. - М.: 2012. - 256 с.
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: 2011. - 272 с.
  4. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. - 20-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 319 с.; Ч.2 - 2009, 303 с.

Сказка «Неизвестный цветок» Платонова была написана в 1950 году, за год до смерти писателя. Будучи одной из последних работ автора, этот рассказ-сказка заставляет читателей задуматься о том, насколько может быть трудной человеческая жизнь и насколько важна помощь и неравнодушие окружающих людей.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 6 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Неизвестного цветка». Также пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Цветок – маленькое, но очень трудолюбивое растение, которое смогло вырасти и расцвести только благодаря своей настойчивости.

Даша – добрая и отзывчивая девочка, которая не осталась в стороне при виде тяжелой жизни цветка.

Другие персонажи

Пионеры – друзья Даши, которые не отказались помочь и «оживить» заброшенный пустырь.

На глухом пустыре, где даже « трава не росла, а лежали одни старые серые камни », рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а « в камне и глине семена умирали ».

Жизнь цветка также началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины « долго томилось это семечко» , но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики.

Цветку было очень трудно бороться за жизнь. Он бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и « всю ночь сторожил росу », чтобы по капельке смочить ею листья. В его жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре.

Летом цветок « распустил венчик вверху », и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней.

Как-то раз мимо пустыря проходила девочка Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Девочка несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась.

Неожиданно « Даша почувствовала благоухание » и, осмотревшись, заметила цветок. Она нигде раньше не видела такой необычный цветок – « ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде ». Девочка удивились, как он смог вырасти на пустыре. Поговорив с цветком, она узнала, как трудно ему живется.

Даша была доброй, отзывчивой девочкой, и на следующий день она привела с собой всех пионеров. Ребята решили привезти на пустырь навоз и золу, « чтобы и на пустыре земля стала доброй ». На плодородной почве цветок сможет, наконец, отдохнуть, и дать жизнь своим детям – таким же красивым благоухающим цветам, как и он сам.

На следующий год Даша вновь приехала в пионерский лагерь, и сразу же решила навестить знакомый цветок. Старый пустырь теперь зарос травами и цветами, но крошечной «звезды» нигде не было. Даша расстроилась, но вскоре увидала между двумя тесными камнями точной такой же цветок – он был такой же « живой и терпеливый, как его отец ».

Заключение

В сказке Андрея Платонова гармонично переплетаются правда и вымысел. Сам автор определил жанр произведения как сказка-быль, которая учит сопереживанию и стойкости духа.

После ознакомления с кратким пересказом «Неизвестного цветка» рекомендуем прочесть сказку Платонова полностью.

Тест по сказке

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 403.

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК
(Сказка-быль)
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
"Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
- Отчего ты такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
- А как тебя зовут? - спросила Даша.
- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
- Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.