Резолюция Всемирной тематической конференции соотечественников «Столетие Русской революции: единение ради будущего. Осмысливать серьёзно, глубоко и честно… Конференция соотечественников «Столетие Русской революции: единение ради будущего

31 октября 2017 года в Москве в конференц-зале гостиницы «Азимут» состоялось торжественное открытие Всемирной тематической конференции соотечественников, проживающих за рубежом «Столетие Русской революции: единение ради будущего», сообщает Патриархия.ru .

В президиум конференции вошли: министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом С.В. Лавров; ректор МГИМО(У), председатель Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100-летием революции 1917 года в России А.В. Торкунов; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; заместитель министра иностранных дел Г.Б. Карасин; директор Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом О.С. Мальгинов; председатель Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом М.В. Дроздов.

В числе посетивших открытие конференции были старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Русская Православная Старообрядческая Церковь), архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев).

В зале также присутствовали: уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, князь Д.М. Шаховской, князь А.А. Трубецкой, президент РГГУ и председатель Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии Е.И. Пивовар.

Обращаясь к участникам форума, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, в частности, отметил, что революция 1917 года стала поворотным моментом «в истории не только нашего государства, но и человечества в целом». По его мнению, обращение к урокам событий столетней давности необходимо, прежде всего, для упрочения достигнутых в обществе примирения и общегражданского согласия.

Одним из последствий трагического 1917 года стало появление многочисленных российских общин за рубежом, констатировал глава внешнеполитического ведомства России. «Оказавшись за пределами Родины, наши соотечественники в подавляющем большинстве не только стали достойными членами обществ принявших их государств, но и внесли весомый, очень важный вклад в их развитие, ― подчеркнул С.В. Лавров. ― При этом им удалось сохранить свою национальную идентичность, язык, культуру, ценности и веру. По зову сердца они объединялись, открывали школы, строили церкви, издавали газеты и журналы, создавали музеи, тем самым поддерживая тесную духовную связь с исторической Родиной, обогащая сокровищницу отечественной и мировой культуры».

Обращаясь к соотечественникам, проживающим за рубежом, он отметил: «Мы высоко ценим вашу сопричастность ко всему, что происходит в России, неизменную готовность способствовать ее успеху и процветанию». Министр иностранных дел Российской Федерации также засвидетельствовал: «Самого глубокого уважения заслуживает тесное плодотворное сотрудничество между соотечественниками и Русской Православной Церковью. В состав многих ваших организаций входят священнослужители, а храмы становятся местом проведения многочисленных мероприятий, сплачивающих нашу общину за рубежом».

Далее прозвучало выступление А.В. Торкунова, который рассказал о значении революции 1917 года для истории России и мира, о научных подходах к изучению революционных событий, о вкладе русского зарубежья в мировую культуру.

Участники торжественного заседания также услышали слово митрополита Волоколамского Илариона. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата передал присутствовавшим приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Обратившись к теме форума, владыка Иларион напомнил, что революции 1917 года предшествовал более чем двухвековой этап в истории страны, который характеризовался отказом от основ жизненного уклада русского народа. «Постепенный отход интеллигенции от Церкви в XIX веке, увлечение образованных классов нигилизмом и атеизмом неумолимо влекли Россию в пропасть. К началу XX века не осталось силы, удерживающей Россию от крушения. По слову Христа Спасителя, «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мк. 12:25). Так произошло и с нашим Отечеством, разделившимся на консерваторов и либералов, а потом и на красных и белых», ― подчеркнул архипастырь. Он также напомнил, что одной из важнейших задач новой большевистской власти стала борьба с религией: сразу же после победы октябрьской революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей.

Драматические события в стране породили такое явление, как русская эмиграция, отметил митрополит Иларион: «Живя на чужбине, эмигранты стремились использовать накопленный в Отечестве опыт, проявляя все свои лучшие качества и таланты, неизменно храня веру и самобытную культуру. Русской эмиграции удалось добиться высоких достижений в области науки, литературы, живописи, музыки, театра, кино и балета. Русское рассеяние познакомило зарубежную общественность с выдающимися богословами и философами, чьи труды вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой мысли. Представители русского рассеяния сберегли многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской». В повседневной жизни, в общении с новыми соседями они становились проповедниками духовной культуры своего народа, засвидетельствовал владыка, подчеркнув, что наибольшим «иммунитетом» к ассимиляции, растворению в чужом обществе, обладают люди верующие, которые выстраивают свою жизнь вокруг религиозных ценностей, центром духовной жизни которых является храм Божий, церковные таинства.

«Сегодня Россия более не является советской. Но насколько глубоко и полно вернулись в сознание ее граждан фундаментальные ценности русского христианства? Где Россия пребывает в исконном, первозданном и чистом ее виде: в сознании и мировоззрении современных граждан Российской Федерации или в памяти и бережно оберегаемой традиции эмигрантов? Эти непростые и чрезвычайно чувствительные вопросы необходимо осмыслять. Осмыслять серьезно, глубоко и, главное, честно. Без этого едва ли возможно сохранить и возродить Святую Русь и подлинную духовно-национальную идентичность русского народа», ― сказал иерарх, пожелав участникам конференции плодотворных дискуссий и призвав на их труды Божие благословение.

В программе форума ― проведение пленарных заседаний, панельных дискуссий по темам «Революция и Русский мир» и «Соотечественники в современном мире», а также секций «Русская революция и российская община за рубежом», «Вклад молодого поколения соотечественников в сохранение русского языка, русской культуры и исторического наследия России за рубежом», «СМИ соотечественников в мире современных технологий».

31 октября - 1 ноября 2017 г. в Москве пройдет Всемирная тематическая конференция соотечественников, проживающих за рубежом, «Столетие Русской революции: единение ради будущего».

Участникам предстоит проанализировать, что происходило в революционные годы и как россияне ощущают себя сегодня за рубежом; возможна ли консолидация диаспоры вокруг стоящих в нынешнее время перед Россией целей без потери чувства общности. Речь на конференции в основном пойдёт о настоящем и будущем.

«В форуме примут участие практически все ветви нашей зарубежной диаспоры: потомки эмигрантов первой волны, молодежь, активисты организаций соотечественников», – рассказал директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Олег Мальгинов.

На Конференцию будут приглашены 155 руководителей и активистов общественных организаций соотечественников из 91 страны мира. Цель намечаемого мероприятия заключается в «формировании в среде нашей диаспоры более широкого понимания характера одного из эпохальных событий отечественной истории во всей его сложности и многогранности, осознания недопустимости новых расколов и необходимости дальнейшей консолидации российской зарубежной общины на основе общих подходов к столетней годовщине революции и к строительству современной мощной России». В течение двух рабочих дней намечено проведение пленарных заседаний и работа в следующих тематических секциях.

С 31 октября до 1 ноября 2017 года в Москве проходит конференция соотечественников, посвященная теме «Столетие Русской революции: единение ради будущего». На открытии форума выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Уважаемый Сергей Викторович!
Дорогие братья и сестры!

Прежде всего хотел бы передать всем участникам высокого собрания слова приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Нынешний форум, собравший соотечественников из многих стран мира, проходит в год 100-летия русской революции, изменившей ход не только отечественной, но и мировой истории.

Революции 1917 года предшествовал более чем двухвековой этап в истории страны, который характеризовался отказом от основ жизненного уклада русского народа. Постепенный отход интеллигенции от Церкви в XIX веке, увлечение образованных классов нигилизмом и атеизмом неумолимо влекли Россию в пропасть.

К началу XX века не осталось силы, удерживающей Россию от крушения. По слову Христа Спасителя, «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мк. 12. 25). Так произошло и с нашим Отечеством, разделившимся на консерваторов и либералов, а потом и на красных и белых.

Митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о революции так: «Она всегда зарождается в умах и постепенно электризует разные общественные слои, начиная, скорее, с верхних. Таким образом, сфера идейная, духовная имеет и в данном случае определяющее значение, а социально-экономические предпосылки лишь ускоряют или замедляют процессы, происходящие в умах. Главная пружина – порочная идея, проникающая в толщу общества и поражающая в первую очередь верхи».

Февральскую революцию называют буржуазно-демократической, однако нужно обратить внимание на ее плоды: буржуазный строй перестал существовать, а демократия была уничтожена. Те, кто стоял за февральской революцией, не смогли удержать полученные полномочия, и в октябре 1917 года к власти в России пришли большевики, которые не пощадили и своих предшественников, уничтожив их либо изгнав из страны.

Одной из важнейших задач новой большевистской власти стала борьба с религией. Сразу же после победы октябрьской революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. В первый же день после захвата власти большевики издали «Декрет о земле», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель. Далее последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак, а затем формально отделившие Церковь от государства и школу от Церкви.

Аресты и расстрелы духовенства приобрели массовый характер. В 1918 году были убиты несколько архипастырей, сотни священнослужителей, многие миряне. Был расстрелян отрекшийся от престола государь император Николай II вместе с супругой, детьми и слугами. На следующий день неподалеку от Алапаевска была заживо погребена великая княгиня Елисавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия.

Митрополит Антоний (Храповицкий) писал в эти дни: «Можно надолго уничтожить Россию, нельзя уничтожить Русь. И если бы приходилось выбирать одно из двух, то лучше пусть погибнет Россия, но будет сохранена Русь, погибнет Петроград, но не погибнет обитель преподобного Сергия, погибнет русская столица, но не погибнет русская деревня, погибнут русские университеты <…> но не погибнут в памяти народной Пушкин, Достоевский, Васнецов и Серафим Саровский».

Все эти драматические события в стране породили такое явление, как русская эмиграция. Отъезд из родной страны всегда связан с болью, ностальгией, сожалением, раздумьями. Ощущение потери Родины, почвы под ногами, уходящей привычной жизни, ее защищенности и благоустроенности неизбежно накладывает тяжелый отпечаток на человеческую личность.

Русская эмиграция послереволюционной поры – эмиграция особого рода, имеющая свою специфику. Эмигранты этого времени были людьми, вынужденно оказавшимися за пределами своей страны. Необходимость покинуть Россию определял сложившийся строй убеждений, утрата привычных условий жизни, неприятие революции и связанных с ней преобразований, экспроприация собственности и разруха на всех уровнях. К этому добавлялись преследования новой властью инакомыслия, аресты, тюрьмы и, наконец, насильственная высылка из страны интеллигенции.

Пределы Отечества покинули, по разным оценкам, от двух до пяти миллионов человек. Это стало и трагедией, и испытанием, и историческим вызовом для нашего народа. Вихрь террора разбросал по всему миру самых разных представителей российского общества – интеллигенцию, дворянство, духовенство, военных, предпринимателей, государственных служащих, а также членов их семей.

Живя на чужбине, эмигранты стремились использовать накопленный в Отечестве опыт, проявляя все свои лучшие качества и таланты, неизменно храня веру и самобытную культуру. Русской эмиграции удалось добиться высоких достижений в области науки, литературы, живописи, музыки, театра, кино и балета. Русское рассеяние познакомило зарубежную общественность с выдающимися богословами и философами, чьи труды вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой мысли. Представители русского рассеяния сберегли многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской.

Главная характерная черта русской послереволюционной эмиграции заключается в способности противодействовать угрозе ассимиляции и сохранять цивилизационную самобытность. Русские эмигранты в большинстве своём никогда не становились американцами, французами, англичанами, немцами и прочими. Они всегда оставались русскими, православными, верили в возрождение России, хранили надежду на возвращение в родную землю. В повседневной жизни, в общении с новыми соседями наши соотечественники становились проповедниками духовной культуры своего народа.

Важно отметить, что наибольшим «иммунитетом» к ассимиляции, растворению в чужом обществе, обладают люди верующие, которые выстраивают свою жизнь вокруг религиозных ценностей, центром духовной жизни которых является храм Божий, церковные таинства. Церковь из поколения в поколение передает непреходящие ценности, которые не могут устареть, потерять актуальность в зависимости от внешних обстоятельств и уровня технического прогресса. Народ может потерять свое национальное самосознание, может утратить духовные и культурные ориентиры, но тогда он станет либо другим народом, приняв новую систему ценностей, либо превратиться в «население», утратив старую идентичность и не обретя новой.

Сегодня Россия более не является советской. Но насколько глубоко и полно вернулись в сознание ее граждан фундаментальные ценности русского христианства? Где Россия пребывает в исконном, первозданном и чистом ее виде: в сознании и мировоззрении современных граждан Российской Федерации или в памяти и бережно оберегаемой традиции эмигрантов? Эти непростые и чрезвычайно чувствительные вопросы необходимо осмыслять. Осмыслять серьезно, глубоко и, главное, честно. Без этого едва ли возможно сохранить и возродить Святую Русь и подлинную духовно-национальную идентичность русского народа.

Желаю участникам конференции успехов и плодотворных дискуссий. Призываю на ваши труды Божие благословение.

Светлана Сметанина

31 октября - 1 ноября в Москве прошла Всемирная тематическая конференция соотечественников, проживающих за рубежом, «Столетие Русской революции: единение ради будущего». Главный вопрос: смогут ли «две России» примириться и сотрудничать во имя Русского мира.

«На нашу помощь и поддержку можете всегда рассчитывать»

Впервые подобная конференция транслировалась в режиме онлайн на сайте Всемирного координационного совета российских соотечественников, что позволило значительно расширить её аудиторию.

Председатель Всемирного конгресса российских соотечественников Михаил Дроздов объявил конференцию открытой. Прозвучал гимн России. С приветственной речью к присутствующим обратился министр иностранных дел России, глава Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Сергей Лавров.

Отмечая, что русская революция - поворотный момент в истории не только нашего государства, но и человечества в целом, Сергей Лавров напомнил слова президента Путина, сказанные им на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», о том, что результаты революции были неоднозначными, а негативные и позитивные последствия оказались тесно переплетены.

«Сегодня, когда Россия успешно решает масштабные задачи по обеспечению динамичного внутреннего развития, последовательно укрепляет свои позиции на международной арене, обращение к урокам событий столетней давности необходимо прежде всего для упрочения достигнутых в обществе примирения и общегражданского согласия», - подчеркнул министр.

По его словам, сделав выводы из далеко не самых простых страниц прошлого, необходимо осознать всю бессмысленность насаждения какой-либо идеологии, «экспорта» моделей развития без учета местной специфики. «Наша страна никому ничего не навязывает, никого не учит жизни. Исходим из того, что народы мира имеют право и должны сами распоряжаться своей судьбой», - отметил Сергей Лавров.

Он напомнил, что одним из последствий трагического 1917 года стало появление многочисленных российских общи́н за рубежом. Не случайно «нансеновский паспорт», разработанный комиссаром Лиги Наций по делам беженцев и давший развитие новому направлению международного гуманитарного права, сначала был рассчитан на выходцев из России. В числе его обладателей, многие выдающиеся, входящие в «золотой фонд» нашего Отечества люди: писатели, художники, композиторы, такие, как Иван Бунин и Владимир Набоков, Илья Репин и Зинаида Серебрякова, Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский.

«Оказавшись за пределами Родины, наши соотечественники в подавляющем большинстве не только стали достойными членами обществ принявших их государств, но и внесли весомый, очень важный вклад в их развитие. При этом им удалось сохранить свою национальную идентичность, язык, культуру, ценности и веру. По зову сердца они объединялись, открывали школы, строили церкви, издавали газеты и журналы, создавали музеи, тем самым поддерживая тесную духовную связь с исторической Родиной, обогащая сокровищницу отечественной и мировой культуры», - подчеркнул министр.

Тема нынешней конференции - «Единение ради будущего» - говорит сама за себя. По словам Сергея Лаврова, за последние несколько лет взаимодействие с соотечественниками за рубежом вышло на принципиально новый уровень. «В рамках наших программ удалось объединить представителей исполнительной и законодательной власти, российских регионов, привлечь к сотрудничеству экспертные структуры, неправительственные организации и фонды». - отметил министр.

Особенно важен вклад соотечественников в продвижение объективного образа России, в отстаивании исторической правды - на фоне развязанной нечистоплотной информационной войны в отношении нашей страны. «Широкое признание получили ваши инициативы по уходу за памятниками и местами захоронения российских и советских воинов. Особо отмечу проведение за рубежом таких масштабных акций, как «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», собирающих десятки тысяч людей почти в сотне государств мира», подчеркнул министр.

Понятно, что такая деятельность не может быть всем по душе. Как отметил Сергей Лавров, вновь и вновь предпринимаются попытки очернить деятельность соотечественников, внести раскол в их ряды, оторвать от России. В ряде государств, прежде всего на Украине и в Прибалтике, не прекращается их прямая дискриминация. «Министерство иностранных дел, наши посольства и консульства последовательно защищают права соотечественников. Используем для этого как двусторонние механизмы, так и потенциал различных международных организаций. На нашу помощь и поддержку можете всегда рассчитывать. На особом контроле у нас вопросы, связанные с сохранением позиций русского языка, в том числе в системе образования в соответствующих странах», - подчеркнул Сергей Лавров.

Особую роль в работе с соотечественниками министр отводит молодёжным проектам. «Сегодня как никогда важно укреплять у молодого поколения соотечественников чувство принадлежности к общему великому наследию. В течение нынешнего года под эгидой нашей Правительственной комиссии проведено более 20 молодежных мероприятий разного уровня, значительно расширены их спектр и тематика», - рассказал министр.

Он отметил крупнейшее событие в этой сфере - состоявшийся в Софии третий Всемирный молодежный форум «Судьба России: вчера, сегодня, завтра». Кроме того, молодые соотечественники приняли участие в третьих Всемирных играх в Казани, в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов. При содействии МИД России в эти же дни в Москве проходил и Пятый слет молодых соотечественников, организованный Росмолодежью и Россотрудничеством. Прорабатываются новые формы взаимодействия, включая проведение «онлайн» встреч молодых соотечественников с участием известных российских экспертов и блогеров.

Сергей Лавров уверен, что такие усилия приносят практическую отдачу. Молодежь энергично подключается к работе организаций и объединений соотечественников за рубежом, активно участвует в развитии экономических и гуманитарных связей с Россией. «Думаю, что есть все предпосылки для создания молодежной сети соотечественников. Если вы примете такое решение, будем готовы его поддержать и способствовать его реализации», - добавил министр.

Так же, по его словам, самого глубокого уважения заслуживает тесное плодотворное сотрудничество между соотечественниками и Русской Православной Церковью. В состав многих организаций входят священнослужители, а храмы становятся местом проведения многочисленных мероприятий, сплачивающих нашу общину за рубежом.

Говоря о планах на будущее, министр напомнил, что в марте будущего года состоятся выборы Президента Российской Федерации. «Мы считаем весьма важным, чтобы граждане России, которые проживают за рубежом, приняли самое активное участие в этом ключевом для жизни страны событии. Рассчитываем на энергичное подключение страновых координационных советов организаций соотечественников к информационному сопровождению процесса подготовки и проведения голосования», добавил Сергей Лавров.

Завершая своё выступление, Сергей Лавров призвал всех к слаженной совместной работе, процитировав слова Владимира Путина: «Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна!».

Увезти в себе частичку России

Председатель Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию Революции 1917 года в России, ректор МГИМО Анатолий Торкунов в свою очередь отметил, что это событие - неотъемлемая часть национальной истории, которое определило развитие нашего государства. Для общественного сознания характерен тезис о двух революциях - буржуазной и социалистической. Но, как отметил Анатолий Торкунов, согласно новой концепции российских учёных, события октября - ноября 1917 года и последующие за ними Гражданская война - всё это этапы единого процесса, который достиг крайней радикализации.

По его словам, в нынешней России широко отмечается столетие революции. По рекомендации президента был создан общественный Оргкомитет. Прошли сотни мероприятий по этой теме - международные конференции, семинары в школах, университетах, выставки. В ноябре состоится тематический форум в Петербурге.

Революция надвое расколола Россию. По мнению Анатолия Торкунова, несправедливо называть эмигрантов той первой волны «Белой эмиграцией». Это в первую очередь беженцы, который бежали от преследования и рассчитывали вскоре вернуться назад. «Хочется ещё раз отметить жизнестойкость наших граждан, их огромный созидательный потенциал, их умение сохранить многое из привычного уклада жизни - того, что в самой России подвергалось поруганию и забвению», - подчеркнул Анатолий Торкунов. По его словам, русским беженцам удалось увезти в себе частичку России, пересадить её на другую почву и ухаживать за ней. Это явление и получило название Зарубежная Россия.

Долгие годы преодолеть пропасть между двумя Россиями не получалось. Но перемены в российском государстве дали такой шанс. «Нет сомнений, что четверть столетия назад гражданская война, наконец, закончилась, установился мир, плодами которого мы должны воспользоваться в интересах российского народа». - уверен Анатолий Торкунов.

Слова приветствия от Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла передал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он напомнил, что революции 1917 года предшествовал более чем двухвековой этап в истории страны, который характеризовался отказом от основ жизненного уклада русского народа. «Постепенный отход интеллигенции от Церкви в XIX веке, увлечение образованных классов нигилизмом и атеизмом неумолимо влекли Россию в пропасть», - отметил священнослужитель.

Также он подчеркнул, что одной из важнейших задач новой большевистской власти стала борьба с религией. Сразу же после победы октябрьской революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. В первый же день после захвата власти большевики издали «Декрет о земле», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель. Далее последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак, а затем формально отделившие Церковь от государства и школу от Церкви.

Митрополит Иларион привёл слова митрополита Антония (Храповицкого), который писал в эти дни: «Можно надолго уничтожить Россию, нельзя уничтожить Русь. И если бы приходилось выбирать одно из двух, то лучше пусть погибнет Россия, но будет сохранена Русь, погибнет Петроград, но не погибнет обитель преподобного Сергия, погибнет русская столица, но не погибнет русская деревня, погибнут русские университеты <…> но не погибнут в памяти народной Пушкин, Достоевский, Васнецов и Серафим Саровский».

Все эти драматические события в стране породили такое явление, как русская эмиграция. Пределы Отечества покинули, по разным оценкам, от двух до пяти миллионов человек, что стало и трагедией, и испытанием, и историческим вызовом для нашего народа.

«Живя на чужбине, эмигранты стремились использовать накопленный в Отечестве опыт, проявляя все свои лучшие качества и таланты, неизменно храня веру и самобытную культуру. Русской эмиграции удалось добиться высоких достижений в области науки, литературы, живописи, музыки, театра, кино и балета. Русское рассеяние познакомило зарубежную общественность с выдающимися богословами и философами, чьи труды вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой мысли. Представители русского рассеяния сберегли многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской». - подчеркнул митрополит Иларион.

И главная характерная черта русской послереволюционной эмиграции, по его мнению, заключается в способности противодействовать угрозе ассимиляции и сохранять цивилизационную самобытность. Русские эмигранты в большинстве своем никогда не становились американцами, французами, англичанами, немцами и прочими. Они всегда оставались русскими, православными, верили в возрождение России, хранили надежду на возвращение в родную землю. В повседневной жизни, в общении с новыми соседями наши соотечественники становились проповедниками духовной культуры своего народа.

«Важно отметить, что наибольшим «иммунитетом» к ассимиляции, растворению в чужом обществе, обладают люди верующие, которые выстраивают свою жизнь вокруг религиозных ценностей, центром духовной жизни которых является храм Божий, церковные таинства», - отметил владыка.

На его взгляд, сегодня крайне важно искать ответы на вопросы: насколько глубоко и полно вернулись в сознание граждан России фундаментальные ценности русского христианства? Где Россия пребывает в исконном, первозданном и чистом ее виде: в сознании и мировоззрении современных граждан Российской Федерации или в памяти и бережно оберегаемой традиции эмигрантов? «Эти непростые и чрезвычайно чувствительные вопросы необходимо осмыслять. Осмыслять серьезно, глубоко и, главное, честно. Без этого едва ли возможно сохранить и возродить Святую Русь и подлинную духовно-национальную идентичность русского народа», - закончил своё выступление митрополит Иларион.

Продолжение следует

31 октября 2017 года в Москве в конференц-зале гостиницы «Азимут» состоялось торжественное открытие Всемирной тематической конференции соотечественников, проживающих за рубежом «Столетие Русской революции: единение ради будущего», сообщает Патриархия.ru .

В президиум конференции вошли: министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом С.В. Лавров; ректор МГИМО(У), председатель Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100-летием революции 1917 года в России А.В. Торкунов; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; заместитель министра иностранных дел Г.Б. Карасин; директор Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом О.С. Мальгинов; председатель Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом М.В. Дроздов.

В числе посетивших открытие конференции были старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Русская Православная Старообрядческая Церковь), архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев).

В зале также присутствовали: уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, князь Д.М. Шаховской, князь А.А. Трубецкой, президент РГГУ и председатель Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии Е.И. Пивовар.

Обращаясь к участникам форума, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, в частности, отметил, что революция 1917 года стала поворотным моментом «в истории не только нашего государства, но и человечества в целом». По его мнению, обращение к урокам событий столетней давности необходимо, прежде всего, для упрочения достигнутых в обществе примирения и общегражданского согласия.

Одним из последствий трагического 1917 года стало появление многочисленных российских общин за рубежом, констатировал глава внешнеполитического ведомства России. «Оказавшись за пределами Родины, наши соотечественники в подавляющем большинстве не только стали достойными членами обществ принявших их государств, но и внесли весомый, очень важный вклад в их развитие, ― подчеркнул С.В. Лавров. ― При этом им удалось сохранить свою национальную идентичность, язык, культуру, ценности и веру. По зову сердца они объединялись, открывали школы, строили церкви, издавали газеты и журналы, создавали музеи, тем самым поддерживая тесную духовную связь с исторической Родиной, обогащая сокровищницу отечественной и мировой культуры».

Обращаясь к соотечественникам, проживающим за рубежом, он отметил: «Мы высоко ценим вашу сопричастность ко всему, что происходит в России, неизменную готовность способствовать ее успеху и процветанию». Министр иностранных дел Российской Федерации также засвидетельствовал: «Самого глубокого уважения заслуживает тесное плодотворное сотрудничество между соотечественниками и Русской Православной Церковью. В состав многих ваших организаций входят священнослужители, а храмы становятся местом проведения многочисленных мероприятий, сплачивающих нашу общину за рубежом».

Далее прозвучало выступление А.В. Торкунова, который рассказал о значении революции 1917 года для истории России и мира, о научных подходах к изучению революционных событий, о вкладе русского зарубежья в мировую культуру.

Участники торжественного заседания также услышали слово митрополита Волоколамского Илариона. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата передал присутствовавшим приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Обратившись к теме форума, владыка Иларион напомнил, что революции 1917 года предшествовал более чем двухвековой этап в истории страны, который характеризовался отказом от основ жизненного уклада русского народа. «Постепенный отход интеллигенции от Церкви в XIX веке, увлечение образованных классов нигилизмом и атеизмом неумолимо влекли Россию в пропасть. К началу XX века не осталось силы, удерживающей Россию от крушения. По слову Христа Спасителя, «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мк. 12:25). Так произошло и с нашим Отечеством, разделившимся на консерваторов и либералов, а потом и на красных и белых», ― подчеркнул архипастырь. Он также напомнил, что одной из важнейших задач новой большевистской власти стала борьба с религией: сразу же после победы октябрьской революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей.

Драматические события в стране породили такое явление, как русская эмиграция, отметил митрополит Иларион: «Живя на чужбине, эмигранты стремились использовать накопленный в Отечестве опыт, проявляя все свои лучшие качества и таланты, неизменно храня веру и самобытную культуру. Русской эмиграции удалось добиться высоких достижений в области науки, литературы, живописи, музыки, театра, кино и балета. Русское рассеяние познакомило зарубежную общественность с выдающимися богословами и философами, чьи труды вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой мысли. Представители русского рассеяния сберегли многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской». В повседневной жизни, в общении с новыми соседями они становились проповедниками духовной культуры своего народа, засвидетельствовал владыка, подчеркнув, что наибольшим «иммунитетом» к ассимиляции, растворению в чужом обществе, обладают люди верующие, которые выстраивают свою жизнь вокруг религиозных ценностей, центром духовной жизни которых является храм Божий, церковные таинства.

«Сегодня Россия более не является советской. Но насколько глубоко и полно вернулись в сознание ее граждан фундаментальные ценности русского христианства? Где Россия пребывает в исконном, первозданном и чистом ее виде: в сознании и мировоззрении современных граждан Российской Федерации или в памяти и бережно оберегаемой традиции эмигрантов? Эти непростые и чрезвычайно чувствительные вопросы необходимо осмыслять. Осмыслять серьезно, глубоко и, главное, честно. Без этого едва ли возможно сохранить и возродить Святую Русь и подлинную духовно-национальную идентичность русского народа», ― сказал иерарх, пожелав участникам конференции плодотворных дискуссий и призвав на их труды Божие благословение.

В программе форума ― проведение пленарных заседаний, панельных дискуссий по темам «Революция и Русский мир» и «Соотечественники в современном мире», а также секций «Русская революция и российская община за рубежом», «Вклад молодого поколения соотечественников в сохранение русского языка, русской культуры и исторического наследия России за рубежом», «СМИ соотечественников в мире современных технологий».