Санитарные поезда первой мировой войны. Железнодорожный санитарный транспорт

Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году по приказу императора Николая I. В начале ХХ в. Российская империя обладала весьма многочисленными и одними из лучших в мире железнодорожными войсками. В составе российской армии насчитывалось 12 железнодорожных батальонов, сведенных в 4 железнодорожные бригады. Барановичская железнодорожная бригада отвечала за Европейскую часть России и боевую подготовку личного состава для всех бригад. Туркестанская железнодорожная бригада обеспечивала функционирование и охрану Закаспийской железной дороги, Уссурийская бригада - Уссурийской железной дороги, а одна из наиболее боеспособных Заамурская бригада - Китайско-Восточной железной дороги.

К началу Первой мировой войны, был создан хорошо оборудованный железнодорожный санитарный транспорт: в сентябре 1914 г. на фронте было задействовано 74 военно-санитарных поезда, а к в декабрю 1916 г. их было уже около 400...

Ниже подборки фотографий санитарного поезда ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны, военно-санитарного поезда Вятской губернии, сформированного местным отделением Красного Креста и санитарного банно-прачечного поезда созданного на деньги императрицы Александры Федоровны, времен Первой Мировой войны.

Санитарный поезд ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны.

01. Внутренний вид аптеки

02. Внутренний вид вагона-палаты санитарного поезда


03. Врачи и медсестры за обедом в вагоне-столовой


04. Внутренний вид вагона-палаты санитарного поезда поезда


05. Операционная санитарного поезда


06. Медицинский и обслуживающий персонал санитарного поезда


07. Кухня санитарного поезда


08. Вагон для тяжелораненых


09. Внутренний вид вагона для легкораненых


10. Внутренний вид вагона-кухни


11. Группа медицинского персонала поезда


Военно-санитарный поезд Вятской губернии, сформированный местным отделением Красного Креста

12. Группа личного служебного состава поезда с председателем местного управления Красного Креста губернатором А. Г. Чернявским (четвертый слева в первом ряду) и супругой его -попечительницей Общины сестер милосердия О. К. Чернявской (пятая слева в первом ряду)


13. Общий вид военно-санитарного поезда


14. Группа членов Вятского местного управления Красного Креста и личного служебного состава поезда


15. Внутренний вид вагона для тяжелораненых военно-санитарного поезда


16. Внутренний вид вагона третьего класса для легко раненых военно-санитарного поезда


17. Внутренний вид вагона четвертого класса для легко раненых военно-санитарного поезда


18. Внутренний вид операционной комнаты военно-санитарного поезда


19. Внутренний вид вагона для персонала военно-санитарного поезда; на первом плане - уголок столовой


20. Рабочий стол в купе старшего врача военно-санитарного поезда


21. Внутренний вид вагона-кухни военно-санитарного поезда


Поезд-прачечная, который использовался во время Первой Мировой войны и был создан на деньги Императрицы Александры Федоровны.

23. Платформа для перевозки санитарного автомобиля.


24. Вагон-цистерна для перевозки воды.


25. Паровоз с тендером.


26. Вагон-электростанция.


27. Парикмахерское отделение.


28. Вагон-баня.


29. Вагон-баня.

Через всю войну. До Берлина

Яков КОЛЕСНИК (на снимке) прошел войну от Ворошиловграда до Берлина. В его наградах - долгий путь стрелкового полка к Победе: два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией»…

Фронтовые аптеки

Родом Яков Сидорович из Украины. До войны поступил учиться заочно на фармацевтический факультет Киевского мединститута. Работал ассистентом в аптеке № 79 в родном райцентре Изюме.

«В августе 1941 г. был направлен в Ворошиловград (ныне - Луганск) помощником начальника аптеки в стрелковый полк, - ветеран рассказал о фронтовых дорогах на встрече с брестскими фармацевтами. - В ноябре 1941 г. переведен фельдшером на станцию Венгеровка Ростовской области, где оказывали первую медпомощь раненым. Располагались в землянках, в условиях полнейшей антисанитарии: от грызунов заразился туляремией. В январе 1942 г. после лечения прибыл в Сталинград; назначен начальником аптеки 853-го стрелкового полка.

Весной 1942 г. переведен под Харьков, который с начала июня бомбили немцы. Шли тяжелые бои, но врагу удалось прорвать линию фронта - мы отступили. Переправы разрушены. Через реку Оскол вплавь - под обстрелом. До города добрались поздней ночью. Нам было приказано ждать дивизию и держаться любой ценой…

Потом были бои за Сталинград, от которого и началось наше наступление. Ожесточенные бои за гору Кремянец в районе Изюма: немцы приковали своих пулеметчиков, чтобы те не сдавали позиций. Изюм взяли летом 1943-го.

К концу зимы 1944 г. освободили Запорожье, весной - Одессу, летом - Кишинев. Потом дивизию перебросили на 1-й Белорусский фронт, которым командовал Георгий Жуков. Двинулись на Западную Украину, затем - на Варшаву, Кюстрин, Одер, Лансберг, Берлин…»

Доблесть в мирное время

После войны Яков Сидорович продолжал служить в войсках.

В 1956 г. стал зам. заведующего приемным отделом Брестского областного аптечного склада. В 1963 г. - заведующий Брестским областным аптечным складом. Построил 2 складских помещения. Внедрил информационные технологии, улучшил материально-техническую базу. В 1970 г. Я. Колесник награжден медалью «За доблестный труд». В 1985–1992 г.г. работал провизором-технологом Брестского аптечного управления.

Партизанский «щит» здоровья

Врачу из Гомеля Максиму Ермакову было 27 лет, когда началась Великая Отечественная война. С первых дней - на фронте: командир санроты, начальник медслужбы полка, медсанбата дивизии… В ноябре 1942 года получил контузию и попал в плен. Чудом выжил в фашистском лагере смерти «Гросслазарет» (См. «МВ» за 08.05.2008 г., № 19). После побега из концлагеря оказался в Шитовском партизанском соединении, был назначен начальником медслужбы одного из отрядов, затем - всего формирования.

Публикуем воспоминания ветерана здравоохранения о партизанских буднях медиков.

К концу 1942 года отряд Ивана Шитова вырос в крупное партизанское соединение, имевшее свою медслужбу. Квалифицированных кадров поначалу не хватало, но ряды партизан пополняли врачи, фельдшера, медсестры, волей судьбы оказавшиеся в тылу врага, бежавшие из фашистского плена.

Врачи Григорий Кочетов, Николай Макаров, фельдшер Леонид Чебыкин возглавили медподразделения в отрядах им. Кирова, «За Родину», им. Чапаева. Елена Струк, до войны работавшая в хирургическом отделении Туровской больницы, стала старшей медсестрой госпиталя, а через некоторое время с помощью хирурга Федора Гончарова овладела навыками операционной сестры. С обязанностями и сама справлялась отлично, и обучала перевязочных медсестер для работы в лазаретах.

До середины 1943 г. медоснащение получали с Большой земли от случая к случаю. Елена учила своих помощниц делать бинты из простынного полотна, подушечки для перевязочных пакетов, в которых вместо ваты использовали льняную паклю, растущий на болотистых местах ситник и др. Несмотря на сложные условия партизанского быта, настойчиво требовала от медсестер соблюдать правила асептики и антисептики. Когда раздобыли трофейный автоклав с биксами и примусами, Елена обучила девочек работать с ним.

Фельдшер Степан Лещенко (до фашистской оккупации - аптекарь в пос. Василевичи) стал начальником аптеки. Вел строгий учет лекарств, следил, чтобы отрядные лазареты вовремя пополнялись медикаментами. Стараниями хирургов освоил технику масочного наркоза и помогал при операциях.

С активизацией боевых действий раненых стало больше, справляться с возросшим объемом работы медики не успевали. Мы обучили партизан навыкам само- и взаимопомощи при ранении в бою: наложению повязок, остановке кровотечения жгутом с закруткой из любой мягкой ткани, фиксации поврежденной кости и др.

За короткий срок подготовили 69 санинструкторов, 102 санитара; в каждом взводе создали санзвено, в ротах - санотделения. Это улучшило медобслуживание партизан, в отрядах установили санконтроль за убоем скота, хранением продуктов питания, работой пищеблоков, выполнением правил личной и общественной гигиены.

Ежедневно несколько групп по 3–4 чел. уходили на боевые задания. Они действовали на большом расстоянии от основной базы, поэтому в каждой находился санактивист, который оказывал помощь раненым, эвакуировал в лазарет или партизанский госпиталь. Случалось, пострадавших несколько суток несли на самодельных носилках. Если удавалось раздобыть лошадь - доставляли верхом или на телеге, зимой - на санях. Фашистские гарнизоны обходили ночью, а днем раненых укрывали крестьяне.

Полевая хирургия

Эффективно действовала хирургическая группа усиления (ХГУ), в которую входили хирург, ассистент, наркотизатор, операционная сестра, санитары. За ними был закреплен транспорт. ХГУ имела все необходимое для 2–3 операций и работала в полевых условиях. Если раненые после операции были нетранспортабельны, разворачивали временный стационар.

На базе хирургического отделения госпиталя организовали для врачей и фельдшеров курсы по военно-полевой хирургии. Как ведущий хирург медслужбы я принимал у курсантов экзамены, наиболее подготовленные получили разрешение самостоятельно проводить в лазаретах первичную хирургическую обработку ран, участвовали в несложных операциях.

Вместе с начаптеки мы раздобыли отличный самогонный аппарат и приспособили его для приготовления дистиллированной и бидистиллированной воды. Стали готовить 0,25%, 0,5%, 2% растворы новокаина, физраствор, 5% - глюкозы, 10% - поваренной соли. Это дало возможность широко внедрять квалифицированное хирургическое лечение. Операции проводили в крестьянской хате, шалаше, землянке, случалось - и на телеге. Если оперировать приходилось на открытом воздухе, над раненым развешивали простыню, смоченную 0,2% раствором хлорамина или карболовой кислоты. Операционным столом служил щит из досок или теса. Раненый Григорий Харитоненко приделал к нему складные железные ножки, а потом навесил с двух концов деревянные щитки: можно было менять положение тела во время операции.

Для медслужбы выделяли лучших лошадей, телеги, упряжь; ездовым назначали санитара, который помогал медсестре ухаживать в пути за ранеными. Партизаны часто меняли дислокацию, переезжая с места на место по тряским, ухабистым дорогам. Мы старались, чтобы транспортировка не доставляла раненым и больным вреда. При переездах вводили внутримышечно обезболивающие средства, тяжелым - по 2 разовых дозы, иногда - по 3, уменьшая опасность травматического шока.

Фельдшер Владимир Колобков придумал сетку из веревок. Под нее на телегу стелили сено, солому, летом - зеленые ветки; сверху - постель, на которую укладывали раненого. Со временем над повозкой установили каркас (его делали из прутьев лозы или из проволоки), накрыли плащ-палаткой - это защищало от дождя и снега, а летом - от палящего солнца.

Коса вместо скальпеля

Нередко использовали для лечения проверенные народные средства (см. «партизанские» рисунки). Медработники и выздоравливающие раненые собирали зверобой, бессмертник, подорожник, ландыш, валериану, чернику, малину и др. целебные растения. Из них в госпитальной аптеке готовили настои, отвары и др. Измельченные листья алоэ с ежовым жиром использовали как противовоспалительное средство при гнойных ранах и кожных заболеваниях.

Не забывали и о физиотерапии. Фельдшер Максим Митичкин до войны работал в ФТО Лепельского военного госпиталя; отлично владел техникой массажа, знал, как применять торфо- и грязелечение. Тепловые процедуры разогретым песком, картофелем, льняным семенем, согревающие компрессы, растирания помогали выздоровлению раненых в послеоперационном периоде, особенно - при восстановлении функций конечностей.

В хозчасти из подручных материалов делали шины; парашютные ранцы приспособили для изготовления санитарных сумок, полотнищ и лямок для носилок. Полотно косы в руках умельцев превращалось в хирургические скальпели или ампутационные ножи. Из оцинкованной жести мастерили стерилизаторы.

Партизаны Сергей Уткин, Семен Воробей, Иван Семуткин с фельдшером Евгением Осиповым сконструировали разборную дезкамеру. По образцу изготовили еще 4 и установили в нескольких деревнях. Дезкамеры помогли снизить инфекционную заболеваемость среди жителей.

За время действия Шитовского партизанского соединения оказана медпомощь 431 раненому; при хирургической активности 60,4% послеоперационная летальность составила 1,9%; 73,3% пострадавших партизан возвращены в строй.

Максим ЕРМАКОВ, ветеран партизанского движения, Гомель.

К победе - на санитарном поезде

Галину ПОГОРЕЛОВУ, ветерана Великой Отечественной войны, бывшую старшую медсестру райполиклиники Щучинской ЦРБ, пришли поздравить с 86-летием главврач Станислав АМБРУШКЕВИЧ, председатель профкома Елена ПОДЕЛИНСКАЯ и нынешняя старшая медсестра райполиклиники Людмила ХРЕПТОВИЧ.

Галина Погорелова, бывшая старшая медсестра райполиклиники Щучинской ЦРБ, прошла Великую Отечественную войну до последнего дня. Точнее - проехала в прифронтовом санитарном поезде № 1151.

Минуло 68 лет, но память сохранила мельчайшие подробности.

Утро 22 июня. Шутя и переговариваясь, бежит Галя с подружками через луг к лесу - за земляникой. Солнце только вынырнуло из-за горизонта. Ноги приятно холодит чистая роса. Солнечная поляна вся в душистой ягоде. Одну горсть - в рот, вторую - в кружку. Вкуснотища! Быстро наполнили гладыши доверху. Возвращались в родной поселок Черноисточинск, что в 20 километрах от Нижнего Тагила, перемазанные душистой сладостью, веселые, довольные. Удивило, что все окна в домах - настежь. Откуда-то донеслось: «Война началась».

На следующий день 17-летние девчонки пошли проситься на фронт. В ответ: «Рановато вам!» Штурмовали военкомат трижды, повестку Галина, успевшая закончить Нижнетагильское медучилище, получила лишь в июне 1942-го.

Местом службы стал санитарный поезд. Забирали раненых с линии фронта и доставляли к тыловому составу. Так и курсировал, как челнок, в горячей прифронтовой зоне ее 1151-й. От бомбежек прятались в придорожной траве и редких перелесках вдоль «железки». На себе тащили в укрытие и беспомощных раненых. Галина опекала 3 вагона: перевязывала, поворачивала, обмывала, поила, кормила бойцов, и даже... сворачивала им самокрутки. Умершим закрывала глаза...

Уже 4 месяца на фронте. Жесточайший обстрел на станции Хвойная. Ранение в ногу, сильная контузия (в 100 метрах разорвалась 500-килограммовая фугаска). За секунду до этого увидела: напарнице, молоденькой девушке-фельдшеру, осколком, как бритвой, срезало голову. От шока и контузии Галина на неделю потеряла речь и слух, но в госпиталь ехать отказалась. Выходили свои врачи с 1151-го.

Еще одно трагическое воспоминание. 1943 год. Поезд из Ленинграда, на котором в Москву вывозили обессиленных блокадников, под массированной бомбежкой превратился в настоящее пекло (1151-й шел ему навстречу). Роковой, нелепый поворот судьбы: люди, уцелевшие от голодной смерти, погибли в огне. Среди обугленных тел большинство было детских...

Где начиналось наступление, туда нас и бросали, - вспоминает Галина Ивановна. - Бывало, сутками не смыкали глаз. Поесть некогда, да и не видали разносолов. Кроме ранения, и язву на фронте заработала.

Утром проснулись от стрельбы. Услышали радостное сообщение по радио: «Победа!» Сразу пошли на Невский. Нас, девушек в гимнастерках, прохожие обнимали, целовали, благодарили. Это самое яркое воспоминание в моей жизни!

Но для Галины война не закончилась. Поезд отправили на Дальний Восток. Затем - в Маньчжурию. По пути в Харбин встретила свою любовь: свадьбу со старшиной Василием Погореловым сыграли прямо в родном составе 1151.

В Щучин приехала в 1954 году. Беларусь стала второй родиной, райбольница - единственным местом ее уже мирной службы. 40 лет проработала в райполиклинике (из них 12 - будучи на пенсии). Сначала - медсестрой в хирургическом кабинете.

Тогда не было сестер процедурных, перевязочных - все делала сама. С 9 до 12 - перевязки и другие манипуляции, затем - на приеме. Доктор Сергей Ильич Преснов принимал без отказа - больных и терапевтических, и гинекологических, и онкологических, и даже туберкулезных. Доставалось мне. Хорошо, помогала санитарочка Евгения Жук - материал стерилизовать, гипсы катать. Сейчас все это есть, а раньше - подготавливали сами.

Потом выделили ставку старшей. Проработала на этой должности четверть века. Столько было забот! Построили поликлинику, больше стало медсестер, но все же не хватало. Выполняешь обязанности старшей - и бежишь к врачу-онкологу Александре Семеновне Мерзликиной помогать ей на приеме...

На пенсии Галина Ивановна стала трудиться в инфекционном кабинете. Нужно было написать санпросветматериалы и оформить их. Поехала в Гродно за опытом, добавила своей фантазии. За цветами, горшочками ездила в Скидель. Живую зеленую стену сотворила из традисканций. Словом, создала уют, цветы даже в тени распускались! Месяца 4 «колдовала». Стенды получились информативными, красочными. Всесоюзная проверка оценила работу кабинета как образцово-показательную.

Помню, главврач Гаврильев ведет гостей. Зам. министра спрашивает у меня: «Сколько же Вы ночей не спали, чтобы такую красоту создать?» Действительно, не в бровь, а в глаз попал. Я и вправду брала ночью карандаш, рисовала на бумаге, как и что где сделать.

Главным правилом в работе, как и на фронте, было - помогать людям. Просила молоденьких медсестер, чтобы видели нужды больного человека, относились к нему чутко, сердечно, ободряли, поддерживали. Нерадивым подчиненным могла сказать резко: «Человеку не стало легче после общения с вами, подумайте над тем, чтобы заняться другой профессией».

Сегодня Галина Ивановна из-за катаракты плохо видит. Порой и не узнает кого-то на улице, но благодарные щучинцы всегда окликнут, остановятся, расспросят о здоровье, предложат помощь. Правда, в последней Галина Ивановна не нуждается: о матери заботится сын. И коллеги. При малейшем недомогании навестят, назначат лечение, нужно - положат в стационар. Приглашают на праздники, в последние годы - навещают сами. В день рождения и День медицинских работников - обязательно. Главврач Станислав Амбрушкевич покупает красивые, яркие цветы и едет с председателем профкома и нынешней старшей медсестрой райполиклиники к Галине Ивановне, чтобы выразить свое восхищение женщиной, которая вынесла на своих хрупких плечах тяготы военного мужского дела.

Она и сегодня побеждает - старость, подкрадывающуюся немощь, болезни. По утрам - обязательно делает зарядку, хлопочет по дому. И нынче, к своему 86-летию, накрыла праздничный стол для коллег. Посидели, почаевничали, Галина Ивановна вспоминала военные годы. Ее по-прежнему молодой звонкий голос задрожал лишь однажды, когда рассказывала о Дне Победы в Ленинграде. Как не растрогаться: доехала все-таки живой на 1151-м санитарном. А сколько красивых и молоденьких полегло...

Подпольная фармация

В Бресте на жилом доме № 18 по улице Советской, в котором раньше размещалась аптека № 4, установлена мемориальная доска в память Галины Аржановой.

В нескольких строках на металле - трагическая судьба и подвиг медицинского работника: «Здесь в годы Великой Отечественной войны по заданию партийного подполья работала в аптеке Галина Александровна Аржанова - связная партизанских отрядов. В декабре 1943 года после зверских пыток гитлеровцы повесили отважную патриотку».

…Галина родилась в 1922 году в селе Ивановское под Волоколамском. После семилетки поступила в Московскую фармацевтическую школу, которую окончила с отличием в 1940 году.

Выпускницу Аржанову направили в Брест, в аптеку № 4. Меньше года девушке довелось поработать в мирное время. Война застала в малознакомом городе.

Последнее Галино письмо родным датировано 20 мая 1941 года. «Совсем не имею времени... целыми днями нахожусь или в аптеке, или в управлении, готовлю к 1 июня сводку работы, чтобы послать в Минск. Это простой подсчет рецептов, но сейчас уже больше недели стоят такие жаркие и сухие дни, что нет сил работать, голова ничего не соображает.

Река все дни наполнена людьми, а я еще не купалась и не загорала. С наступлением теплой погоды ожил весь город. Брест стал шумным: и днем, и ночью люди ходят по улицам, весело разговаривают или поют…

В общем, в Бресте сейчас не скучно, но все-таки хочется побывать в родных краях. Отпуск мне обещают с 20 июля, продолжительностью, как у всех фармацевтов, кроме заведующих, - 2 недели».

В начале войны Галина установила контакт с подпольщиками, вместе с ними разносила листовки, следила за передвижениями вражеских воинских частей. По заданию Брестского подпольного комитета партии в 1942 году вернулась в аптеку. Девушка, которая уже была связной партизанского отряда имени Чернака, получила возможность снабжать бойцов лекарствами, медицинскими инструментами, перевязочным материалом.

В 1942 году родные получили последние весточки о дочери: в село Ивановское приезжал представитель штаба партизанского соединения, который и рассказал о Гале. А в октябре 1943 года по доносу предателя ее арестовало гестапо; в декабре девушку повесили.

Алексей Аржанов разыскивал дочь. 8 августа 1944 г. написал на имя заведующего брестской аптекой. Спустя 3 месяца семья получила ответ от Галиной подруги - Ольги Филиппович, возглавившей после освобождения Беларуси аптеку № 1 Бреста: «Мне очень неприятно давать Вам такие известия о дочери, но приходится писать, что есть. Дочь Ваша честно погибла за Родину. Она была связана с партизанским отрядом и все время помогала медикаментами. А в 1943 году была поймана немецкими собаками и расстреляна».

Указом Президиума Верховного Совета СССР Галина Аржанова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. С 1972 года имя подпольщицы носит одна из брестских улиц.

Елена АЛЕКСИЮК, Брестское ТПРУП «Фармация». Фото из архива Брестского ТПРУП «Фармация».

Галина АРЖАНОВА поработала фармацевтом в мирное время меньше года. До Победы девушка не дожила - за помощь партизанам связную в 1943 году повесили фашисты.

За годы Великой Отечественной войны военно-санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов, пробиваясь из «котлов» и самых горячих мест передовой.

Мобилизация

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников. Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов. Кроме ВСП, огромную роль в эвакуации раненых сыграли, так называемы, санитарные летучки. Они передвигались на небольшие расстояния, и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых. Военно-санитарные поезда обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, поездные вагонные мастера, поездной электромонтер и машинист электростанции.

17 июля 1941 года из Саратова в свой первый рейс, отправился военно-санитарный поезд № 87. А вот редкое фото – на фоне этого состава позирует его начальник — капитан медицинской службы Табаков Павел Кондратьевич.

Вскоре раненые красноармейцы прозовут этот поезд «Счастливый», а еще через 64 года о ВСП № 87 снимут документальный фильм, в котором примет участие сын военврача Табакова – знаменитый актер и режиссер Олег Павлович Табаков. Легендарный поезд совершил 135 рейсов в самое пекло военного ада и за все это время потерял лишь хвостовой вагон и одного человека убитым! При этом в поезде № 87 спасли тысячи солдатских жизней.

Боевое крещение

1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка «Счастливый» впервые попал под обстрел вражеских самолетов. Медработники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Второй налет личный состав поезда встретил огнем из винтовок.

«Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) наш поезд должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей. Однако раненых стали подвозить на мотоциклах и машинах непосредственно с поля боя. Вскоре их число увеличилось до 147. Я узнал, что в одном из госпиталей были оставлены носилочные раненые, и сразу принял меры к вывозу этих больных, и все они были доставлены на поезд», — вспоминал потом Павел Табаков.

Подвиги железнодорожников

Несмотря на четкие опознавательные знаки Красного креста, гитлеровские летчики с первых дней войны охотились за военно-санитарными поездами. Только в 1941 году на эти поезда совершено 224 нападения.

5 декабря 1941 года военный комендант станции Ворошиловград отдал приказ: «Санитарную летучку № 5 с паровозом Э 709–65, машинистом в котором работал Иван Коваленко, направить в Депрерадовку за ранеными бойцами и командирами». Поскольку Депрерадовка почти беспрерывно подвергалась огневым налетам, летучка остановилась в условленном месте. Сюда оврагами и балками, чтобы не заметил враг, доставили раненых — более 120 человек. Когда можно было отправляться, пришла страшная новость: в Депрерадовку вошли войска противника, — пути для отхода отрезаны.

«Я решил, что будем пробиваться! Накачали воды в котел, заправили углем топку и тронулись в путь. При подходе к Депрерадовке заметили на перроне группу гитлеровцев. «Открывай продувочный кран!» – приказал я своему помощнику. Бежавших навстречу поезду фашистов обдало горячей водопаровой смесью. Раздались крики и стоны, затем беспорядочная стрельба. Но санлетучка уже миновала станцию, выскочила из вражеского кольца», — вспоминал потом машинист санитарного поезда Коваленко. Еще один подвиг железнодорожниками был совершен на участке Купянск – Валуйки. На санитарную летучку с ранеными бойцами, следующую в тыл, налетели вражеские самолеты. Защищаться нечем – на военно-санитарных поездах установка зениток не предусмотрена. Противник знал, что можно действовать безнаказанно.
Машинист А. Федотов резко затормозил, вопреки всем инструкциям, таким образом, он спас сотни жизней, — все бомбы упали впереди, а поезд уцелел.

Через минуту бомбы все же угодили в состав, загорелись сразу четыре вагона, раненые стали сгорать заживо. Тогда паровозная и кондукторская бригады расцепили вагоны, начали сбивать с них пламя. В борьбе с огнем погиб кочегар Самсонов, получил ожоги машинист Федотов, загорелась одежда на главном кондукторе Ефимове, но члены поездной бригады продолжили борьбу за жизнь людей. Самолеты прекратили бомбежку только, когда у них закончился их смертоносный груз. Вскоре удалось окончательно погасить пожар. Путь был исправлен и военно-санитарный поезд пошел дальше.

Диверсанты и предатели против санитарных поездов

С первых дней Великой Отечественной войны в нашем тылу начали «работать» диверсанты и вредители. Вот только два свидетельства их бесчеловечных «подвигов».

«На моих глазах немцы разбомбили санитарный поезд», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Коваленко. — Когда все эвакуировались из Днепропетровска, я была в составе санитарного поезда. На станции Нижнеднепровск-Узел стояли, ждали, что дадут «зеленый» свет. А нам надо было всего чуть-чуть проехать — под Новомосковском, в Орловщине, был наш эвакогоспиталь. Но диспетчер на станции оказался вредителем: он не только не выпустил наш эшелон, который стоял на путях между двумя топливными составами, но еще и подал знак немецкой авиации, кого надо бомбить».

Санитар Левицкий Леонид Семенович рассказывал о том, как работали в нашем тылу диверсанты: «Во время погрузки раненых, в воздухе появились два истребителя — один наш, а другой немецкий. Немецкий самолет сбил нашего пилота как раз над Васильковским аэродромом, и через некоторое время к нам был доставлен этот раненый летчик. Когда немецкий «мессер» повернул назад, из ракетницы, с земли, ему был подан сигнал зеленой ракетой. Поблизости от нас стоял местный житель, который сказал: «Не ночуйте в вагонах детки, так как этот поданный ему сигнал известия, что здесь находятся военные составы — они вас будут бомбить».

На следующий день, в 7 часов утра военно-санитарный поезд № 1078 атаковали сразу 18 немецких бомбардировщиков.

«Первая девятка самолетов поравнялась с железной дорогой и начала нас бомбить, а затем прилетела другая девятка — так продолжалось до 11 часов дня», — вспоминал ветеран войны.

Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Эшелоны формировались, в том числе, и за счет граждан — на это требовались огромные, по тем временам средства, — 170 тысяч рублей на состав. Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов.

В годы Великой Отечественной войны большое значение для своевременной эвакуации раненых и больных воинов имели военно-санитарные поезда (ВСП), справедливо получившие название «госпитали на колесах». Их рейсы часто сопровождались налетами авиации противника, артобстрелами. Случалось, что личный состав этих поездов вступал в открытую схватку с врагом.

Уже 24 июня 1941 г. Наркомат путей сообщения дал указание управлениям железных дорог сформировать 287 ВСП (149 постоянных и 138 временных). Однако их число ввиду возросших масштабов перевозок раненых и больных пришлось значительно увеличить. Вместо 149 предусмотренных планом к началу декабря было сформировано 286 постоянных ВСП. Таким образом, парк постоянных и временных ВСП к указанному периоду в общем насчитывал 424 железнодорожных состава. 60 ВСП, т.е. почти 14% от их общего количества, было приписано к дислоцировавшемуся в Вологде управлению распределительного эвакуационного пункта (РЭП-95). В госпитали РЭП поступали раненые и больные воины с Ленинградского, Карельского и Волховского фронтов. В период наиболее ожесточенных боев в эвакогоспиталях эвакопункта, расположенных в основном на территории Вологодской области, размещалось одновременно до 45 тыс. раненых и больных.

В начале июля 1941 г. на Северо-Западном направлении сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Немецко-фашистские войска захватили почти всю Прибалтику, бои шли на территории Ленинградской области. В создавшихся условиях резко увеличился поток раненых в тыл. Положение осложнялось тем, что к началу блокады Ленинграда в армиях Ленинградского фронта (23, 42 и 55-я) имелось всего по 3-4 полевых подвижных госпиталя.

В эти дни в Вологду ежедневно прибывали 9-10 санитарных поездов. Нередко в пути следования они подвергались артобстрелам, налетам вражеской авиации, Так, 29 августа 1941 г. ВСП-110 (начальник поезда А.С. Рожков, комиссар М.П. Мокрецов) эвакуировал в Вологду из Ленинграда 754 раненых. В отчете об этом рейсе записано: «С 12 ч 30 мин до 21 ч поезд подвергался беспрерывной бомбардировке. Прямым попаданием бомбы были зажжены два вагона, оба сгорели. Из вагонов извлечены три трупа. Все остальные раненые, находившиеся в вагонах, были спасены». Документы свидетельствуют о мужестве и самообладании, которые проявили военфельдшер Таисия Останина и проводник вагона Александра Кузнецова. Первая, несмотря на вражеский обстрел, продолжала оказывать помощь раненым, а вторая с помощью ручного тормоза предотвратила катастрофу поезда, когда тот, потеряв управление, шел под уклон.

В этот день ВСП-110 успел проехать разбитую бомбами станцию Мгу, а уже 30 августа Мгинский узел, откуда поезда шли в трех направлениях (на Москву, Мурманск, Вологду), оказался в руках врага. Военно-санитарные поезда, приписанные к ФЭП-50 (Ленинград), были от него отрезаны. С учетом оперативной обстановки Главное военно-санитарное управление Красной Армии передало их РЭП-95. Именно они должны были теперь осуществлять эвакуацию раненых и больных с Ленинградского и Карельского фронтов, а также из 4, 7 и 54-й армий.

8 сентября сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, а в разгар подготовки советских войск к деблокаде 16 октября 1941 г. противник перешел в наступление на Тихвинском направлении. В Тихвине в это время находились эвакоприемник и один из сортировочных госпиталей РЭП-95. Девятым рейсом сюда прибыл ВСП-312. Не успела команда начать погрузку раненых, как налетели фашистские самолеты. Были повреждены вагон-ледник, вагон-вещевой склад, а в вагоне-электростанции и трех вагонах для раненых возник пожар. Начальник поезда военврач 2 ранга Н.П. Даничев и комиссар П.С. Махонин первыми бросились ликвидировать опасность, увлекая своим примером других. Особо отличилась медицинская сестра Александра Евстигнеева: трех раненых она сумела вытащить из-под обломков вагона, перевязала им раны и доставила в безопасное место.

В не менее сложных условиях шла в эти октябрьские дни эвакуация раненых с Карельского фронта. Так, вблизи станции Вирма севернее Петрозаводска в момент транспортировки раненых 7-й отдельной армии нападению с воздуха подвергся ВВСП-1014. Начальник поезда военврач 2 ранга И.А. Новиков докладывал: «...4 октября 1941 г. на СП вновь совершено нападение двух «Юнкерс-88», намеревавшихся уничтожить поезд... Но ружейно-пулеметным огнем один бомбардировщик был сбит и упал в 8 км от СП, у другого было перебито управление, и он был вынужден совершить посадку, экипаж взят в плен». За отличное выполнение заданий командования по медицинскому обслуживанию и защите раненых 8 человек из личного состава поезда были удостоены высоких государственных наград, орденом Красной Звезды награжден начальник поезда И.А. Новиков, орденами Красного Знамени – техник-интендант 2 ранга Г.Д. Трофимов и рядовой П.В. Рокотов, медалями «За отвагу» – военврач 3 ранга С.Г. Вунш, медицинские сестры В.С. Якубовская, А.М. Голышева, Л.П. Сорокина, медалью «За боевые заслуги» – бригадир проводников К.Г. Приставка.

В мае 1942 г. сложившаяся практика работы военно-санитарных поездов была обобщена и закреплена в Руководстве по организации и работе военно-санитарных поездов, которое приказом ГВСУ №190-а вступило в силу с 28.5.1942 г. В нем, в частности, говорилось: «Начальник и комиссар поезда несут ответственность за политико-моральное состояние, высокую дисциплину команды и перевозимых больных и раненых, за сохранность имущества, оборудования и подвижного состава вверенного им военно-санитарного поезда и за всю работу поезда в целом».

В конце лета 1942 г. обстановка под Тихвином оставалась сложной. Главный хирург Волховского фронта А.А. Вишневский 2 сентября писал в своем дневнике: «Раненых в Тихвине полно, многие действительно хирургически не обработаны, начальники госпиталей просят разрешение часть раненых эвакуировать прямо в Вологду в РЭП. Опять не хватает санитарных поездов». В такой ситуации значительно осложнил своевременную эвакуацию раненых приказ Наркомата путей сообщения № 1127 от 24.10.1942 г., предусматривавший в случае нарушения графика работы железной дороги отправку военно-санитарных поездов с распорядительных станций только в седьмую очередь. В начале 1943 г. ЦК ВКП(б) отменил этот приказ и восстановил прежний график движения. Военно-санитарным поездам вновь предоставлялось право первоочередной отправки на всем пути следования. Порожние ВСП шли на фронт в четвертую очередь, сразу же после воинских эшелонов.

Такой порядок движения был особенно важен для военно-санитарных поездов РЭП-95, обслуживавших ленинградское направление, поскольку рейсы в Ленинград отличались не только длительностью, но и опасностью. 18 января 1943 г. было прорвано кольцо блокады, и уже через 19 дней сдана в эксплуатацию железнодорожная линия на участке Жихарево – Шлиссельбург. РЭП-95, находившийся в Вологде, получил возможность прямого железнодорожного сообщения с Ленинградом, однако на практике оно было сопряжено с большими трудностями. 8 марта противник значительно активизировал здесь действия своей авиации и артиллерии, поэтому движение поездов часто прерывалось. Эвакуацию пришлось временно приостановить. Она возобновилась только 23 мая с пуском в эксплуатацию после многочисленных проверок обходной железнодорожной ветки вдоль южного берега Ладожского озера. Транспортирование раненых в тыл проводилось военно-санитарными поездами РЭП-95, так как немногочисленные военно-санитарные поезда ФЭП-50 после прорыва блокады Ленинграда были переданы другим фронтам. Немецкая авиация делала все, чтобы нарушить железнодорожные перевозки на линии Ленинград – Тихвин. За период со второй половины марта до июня около 2000 немецких самолетов произвели 61 групповой налет на поезда, станции и другие объекты этого участка железнодорожной магистрали. В таких условиях командованию ВСП было очень важно подготовить личный состав поезда к любым неожиданностям в предстоящем рейсе, предусмотреть возможные экстремальные ситуации.

Ярким примером беззаветного выполнения долга могут служить действия сандружинницы ВСП-162 Л.А. Козиной. 18 февраля 1944 г. во время воздушного налета в результате прямого попадания двух зажигательных бомб охватило пламенем восьмой вагон. Сама Лидия Алексеевна была ранена осколками в плечо и бедро, получила множественные осколочные ранения лица, ожоги обоих глаз. Тем не менее осталась внутри горящего вагона, чтобы оказывать помощь раненым, сумела вынести пять тяжелораненых бойцов. За мужество и героизм командованием поезда она была представлена к награде.

Одним из лучших заслуженно считался ВСП-312. Опыт его работы, по решению ГВСУ, стал достоянием всего личного состава медицинской службы. В 1943 г. политотдел РЭП-95 выпустил небольшую книгу «ВСП-312». В целях более широкой пропаганды достижений коллектива сюда была командирована писательница В.Ф. Панова. Она вспоминала: «Поезд был один из лучших в Советском Союзе, и командование решило, что поездной коллектив должен написать брошюру о своей работе – для передачи опыта коллективам санитарных поездов. Пермским отделением Союза советских писателей я была направлена им в помощь как профессиональный журналист...». Эта, уже вторая, брошюра о ВСП-312 была написана, но издать ее не успели – война к этому времени закончилась. Переплетенная в красный бархат, рукопись стала почетным экспонатом Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР. После войны на основе своих воспоминаний об этом военно-санитарном поезде В.Ф. Панова написала повесть «Спутники».

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - специальный или приспособленный железнодорожный транспорт, предназначенный для перевозки раненых и больных. Из ж.-д. вагонов, используемых для этих целей, формируют военно-сан. поезда (ВСП) и военно-сан. летучки (ВСЛ), являющиеся учреждениями военно-мед. службы, в которых осуществляется лечение раненых и больных и их бытовое обслуживание в пути следования.

Благодаря ряду преимуществ (большая емкость, скорость, относительные удобства в размещении эвакуируемых) Ж. с. т. считается основным средством эвакуации раненых и больных из действующей армии в глубокий тыл страны (см. Эвакуация медицинская).

Впервые эвакуация раненых и больных по ж. д. была осуществлена в Австрии и Италии во время австро-итало-французской войны (1859). Первый военно-сан. поезд был создан в Германии (г. Вюртемберг) в 1862 г. Во все возрастающих размерах ж.-д. транспорт использовался для эвакуации раненых и больных в ходе гражданской войны в США (1861 - 1865), в австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870-1871) войнах. Для перевозки раненых и больных использовались пассажирские и товарные вагоны.

В России Ж. с. т. впервые был использован для эвакуации раненых в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Согласно «Положению о военно-санитарных поездах» в 1876 г. формировались постоянные и временные ВСП. Постоянные ВСП состояли из приспособленных пассажирских вагонов, в которых можно было разместить от 200 до 300 раненых и больных, вагона-кухни, вагона-прачечной и др.; временные ВСП - из приспособленных для перевозки раненых грузовых и пассажирских вагонов, в которых в зависимости от числа вагонов можно было разместить от 200 до 400 раненых и больных.

В русско-японскую войну 1904- 1905 гг. формирование военно-сан. поездов осуществлялось на основании «Положения о военно-санитарных поездах» 1904 г. Согласно этому положению создавались постоянные ВСП из приспособленных пассажирских вагонов 3-го класса. Они включали вагоны для тяжелораненых (по 18 мест в каждом), в которых пассажирские сиденья заменялись специальными станками для установки носилок в два яруса, а также вагоны для размещения легкораненых (по 32 места в каждом). Дополнительно к этим вагонам в состав постоянных ВСП включали по 10-15 приспособленных грузовых вагонов, что позволяло увеличить емкость поезда до 420-450 мест. Временные ВСП обычно включали 7 пассажирских и ок. 28 грузовых вагонов, общей емкостью от 400 до 600 мест. В связи с недостаточным количеством ВСП для эвакуации раненых широко использовались «теплушечные» поезда, состоявшие обычно из грузовых вагонов, оборудованных двухъярусными нарами, а зимой - и печами.

«Положением о военно-санитарных поездах», введенным в действие в 1912 г., постоянные ВСП по устройству и назначению разделялись на полевые и тыловые. Для них предусматривалась постоянная часть поезда, включавшая вагоны для размещения личного состава поезда, а также вагоны, оборудованные под кухню, аптеку-перевязочную, склад и так наз. переменную часть, состоящую из пассажирских (или грузовых) вагонов, которые включались в состав поезда и соответствующим образом оборудовались лишь на период рейса ВСП с ранеными. Полевые ВСП предназначались для перевозки раненых на короткие расстояния, в пределах тылового района армии, фронта. Тыловые ВСП, кроме того, использовались для эвакуации раненых во внутренние районы страны. Положение предусматривало также формирование временных ВСП в случаях недостатка полевых или тыловых военно-сан. поездов.

Принципы использования и организация работы военно-санитарных поездов регламентировались «Временным положением об эвакуации раненых и больных», утвержденным в 1914 г.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции по приказу Народного комиссара по военным делам в 1918 г. все сан. поезда перешли в ведение военного ведомства, а постановлением Совета Труда и Обороны от 30/111 1921 г., подписанным В. И. Лениным, имеющиеся тогда 154 сан. поезда были переданы в распоряжение Главного санитарного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГСУ РККА).

В ходе гражданской войны ВСП использовались не только для эвакуации раненых и больных, но и в качестве приемников, госпиталей на колесах, перевязочных летучек.

В 1923 г. Комиссариатом путей сообщения были разработаны «Альбом чертежей приспособлений для перевозки раненых и больных в военно-санитарных поездах», а в 1925 г.- «Альбом чертежей оборудования подвижного состава тыловых и полевых военно-санитарных поездов» (приложение к «Правилам составления и оборудования тыловых и полевых военно-санитарных поездов»). Порядок использования ВСП в армейском, фронтовом и внутреннем районах страны был определен «Руководством по санитарной эвакуации РККА» (1929).

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии для эвакуации раненых по ж. д. предусматривалось иметь постоянные и временные ВСП. Оборудование, порядок формирования и организация работы в них регламентировались согласованными между Народным Комиссариатом обороны СССР и Народным Комиссариатом путей сообщения СССР и введенными в действие в 1941 г. документами: «Положением о военно-санитарных поездах», «Правилами составления постоянных и временных военносанитарных поездов и оборудования для них подвижного состава», «Инструкцией по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов». В дополнение к этим документам Главным военно-санитарным управлением Красной Армии в 1942 г. было введено в действие «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов», в к-ром определялись функциональные обязанности должностных лиц и организация леч. работы в ВСП.

Постоянные ВСП использовали в основном для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными приспособлениями - станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных (рис. 1). В зависимости от типа станков в вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек.

Всего постоянный ВСП принимал от 400 до 500 раненых и больных.

Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и больных на короткие расстояния, гл. обр. из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта (см. Госпитальная база). Они состояли из постоянной части и переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ранеными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.

Для легкораненых использовали обычные четырехосные пассажирские вагоны, в каждом из которых можно было разместить при нормальной загрузке 46, а при использовании верхних (багажных) полок 60 человек.

В 1942 г. в дополнение к постоянным и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать BCЛ. Их использовали гл. обр. для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу BCЛ составляла постоянная часть вагонов, к-рая включала вагоны для аптеки-перевязочной, кухни, продуктового склада и склада санитарно-хозяйственного имущества, для личного состава и канцелярии.

Переменная часть BCЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В каждом вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек. Вагоны для перевозки тяжелораненых были оборудованы съемными подрессоривающими приспособлениями - пружинами Кружилина (рис. 2), на которые устанавливали сан. носилки. В каждом вагоне размещалось 12-16 человек. В зависимости от числа вагонов емкость BCЛ составляла 500-600 раненых и больных и более.

Порядок формирования, оборудования и использования ВСП и ВС JI определяется соответствующими документами. ВСП предназначаются преимущественно для эвакуации пораженных и больных на большие расстояния из госпиталей действующей армии в тыл страны и их лечения в пути следования. В составе ВСП обычно оборудуют вагоны для тяжелораненых, легкораненых, изолятор, под аптеку-перевязочную, вагоны для материального и хозяйственнобытового обслуживания эвакуируемых пораженных и больных (кухня, продовольственный склад, вещевой склад и др.), а также для личного состава ВСП.

Для формирования ВСП и BCЛ используют существующий парк пассажирских и грузовых вагонов. При переоборудовании пассажирских вагонов для перевозки тяжело-пораженных из них удаляют все продольные полки и перегородки между ними.

Средние поперечные полки оборудуют предохранительными ремнями и столиками-лотками (рис. 3). В одном из вагонов для тяжелораненых может быть оборудована перевязочная.

В вагонах, предназначенных для легкораненых, дополнительно устанавливают лишь предохранительные ремни и столики-лотки.

Предметы ухода за ранеными (судна, утки и др.) хранятся в туалете. На краны умывальников дополнительно устанавливают гибкие шланги, по к-рым подается вода для мытья суден и уток.

Аптеку-перевязочную оборудуют в цельнометаллическом вагоне межобластного сообщения, из к-рого удаляются кресла для сидения. В аптеке предусмотрено иметь необходимое количество медикаментов, аптечной мебели и предметов (ассистентские столы, шкафы для медикаментов) и другое оборудование, обеспечивающее ее нормальную работу.

В перевязочной устанавливают соответствующее мед. оснащение (столы, шкафы для медикаментов и инструментов, наркозную аппаратуру, операционный стол и др.), обеспечивающее выполнение установленного объема медицинской помощи эвакуируемым в пути следования.

Вагон-изолятор оборудуют в цельнометаллическом пассажирском вагоне открытого типа. Из вагона удаляют все продольные диваны, полки и разделяющие их перегородки, за исключением продольных багажных полок. Вагон разделяют на две половины (для разных инфекций). В крайних купе каждой половины устанавливают электроплитку, шкаф для медикаментов и бак для грязного белья. В туалетах вместо унитазов устанавливают стульчаки с ведрами, там же хранятся судна, утки, дезинфицирующие р-ры. Для дезинфекции инвентаря и помещений вагона имеется гидропульт. При погрузке (выгрузке) раненых и больных на носилках в вагонах открывают створную перегородку, расположенную между туалетом и тамбуром.

В ВСП имеется телефонный коммутатор и радиоузел, с помощью которых обеспечивается связь дежурного медперсонала и командования поезда со всеми подразделениями как на стоянках, так и при движении.

BCЛ формируются из грузовых вагонов и состоят из постоянной и переменной части. Постоянная часть включает вагоны под аптеку-перевязочную, кухню, личный состав ВСЛ и вагоны для сан.-хозяйственных нужд. Переменная часть вагонов придается только на период рейса BCЛ с ранеными и включает вагоны для тяжелораненых и легкораненых, а также вагон-изолятор.

Штатный личный состав с использованием табельного мед. оснащения ВСП может обеспечить лечение раненых и больных, а также оказание первой врачебной и квалифицированной медпомощи по жизненным показаниям.

Объем медпомощи в ВСЛ в связи с кратковременным пребыванием раненых в летучке и из-за отсутствия межвагонных переходов во время движения может ограничиваться неотложными мероприятиями первой врачебной помощи.

Погрузка раненых и больных в ВСП и BCЛ должна проводиться в ограниченные сроки. В качестве приспособлений для ускорения погрузки при отсутствии погрузочных платформ (сан. рамп) следует использовать табельные сборно-разборные мостки, а также сходни, трапы, временные аппарели из шпал и рельсов.

В целях создания условий, облегчающих обслуживание пораженных и больных в пути, необходимо их размещать в вагонах ВСП или ВСЛ с учетом характера и тяжести поражения или заболевания.

Во избежание погрузки в ВСП или ВСЛ нетранспортабельных пораженных и больных такой погрузке предшествует эвакотранспортная мед. сортировка (см. Сортировка медицинская), к-рая осуществляется в сортировочном госпитале (см.), эвакуационном приемнике (см.) или ином леч. учреждении. Ко времени прибытия ВСП или ВСЛ на станцию погрузки часть подлежащих эвакуации пораженных и больных заблаговременно сосредоточивают в прирельсовом приемнике, который предназначен для временного их размещения до погрузки на ВСП или ВСЛ.

В пути леч. мероприятия (перевязки, переливание крови, медикаментозная терапия и др.) осуществляются на месте размещения. Лишь для более сложных манипуляций пораженных и больных переносят в перевязочную (операционную).

Рейсом из тыла в действующую армию В СП и ВСЛ могут использоваться для доставки войскам необходимого мед. имущества.

Библиография Аролович С. М. Работа врача в военно-санитарном поезде, Воен.-сан. дело, № 3, с. 50, 1942; Бару Э. С. Санитарные летучки в армейском районе, там же, № 5-6, с. 50, 1943; Богатырев М. Ф. Работа фронтового санитарного поезда в дни Великой Отечественной войны, Сов. мед. № 10, с. 28, 1942; Военная медицина в Великую Отечественную войну, под ред. Е. И. Смирнова, в. 2, с. 346, М., 1945; Заглухинский В. В. Орудия санитарной тактики, полевые прикрытия, переносочные и перевозочные средства, М., 1912; Капитонов Г. И. иБарановскийГ. Я. Комплект для установки санитарных носилок в грузовых крытых вагонах, Воен.-мед. журн., № 10, с. 77, 1975; T и-м о ф e e в с к и й П. П. Транспортные средства санитарной эвакуации, М.-Л., 1940; В о s e H. Der Verwundetentransport aiif der Schiene, Schweiz. Z. Militarmed., Bd 46, S. 65, 1970.

Ф. А. Иванькович.