Священное писание в православии. Священное Писание - Библия. Священные писания мира. Толкование Священного Писания

Священные православные книги являются своеобразным компасом для духовного продвижения христиан в познании воли Бога. Библия - Священное Писание, подаренное Творцом человечеству. Исторические достоинства текстов Священного Писания заключаются в том, что они написаны конкретными людьми, жившими в определенное время, по ведению, дарованному Самим Всевышним.

Великие пророки , имеющие дар общения с Богом, записали послания человечеству, чтобы на конкретных примерах показать реальность и силу Господа.

Апостол Иоанн Богослов

Что включает Библия

Библия включает в себя 66 книг:

  • 39 посланий Ветхого завета;
  • 27 книг Нового Завета.

Эти книги являются основой библейского канона. Священные книги в православии богодуховны, ибо написаны под руководством Духа Святого. Библию обязательно надо читать и изучать каждому христианину.

В Библии, Святом писании, творец 365 раз сказал «Не бойся!» и столько же «Радуйся!». Великое обетование от Создателя дано на каждый день благодарить Творца, постоянно пребывая в радости.

Только познав тексты Священного Писания и найдя подтверждения в историях святых, можно научиться чему и как радоваться и за что благодарить Бога. Не познав истоков создания мира невозможно до конца поверить в реальность событий, происходящих в Новом Завете.

О Библии:

Зачем православному верующему читать Ветхий Завет

Ветхий Завет начинается основой основ, описанием событий от создания мира до 400 г. перед пришествием Иисуса Христа на землю. Пятикнижие (5 первых книг) или Тора по-еврейски написана пророком Моисеем.

Пророк Моисей

Первая книга Бытие описывает длительный период от первого человека, всемирного потопа, создания Богом Своего еврейского народа, рождение Исаака, Иакова, вход в Египет и выход из него через 400 лет. У некоторых людей возникает вопрос, откуда же человечество узнало об Адаме, если был всемирный потоп. Ответ находится в самом Священном Писании, если его читать внимательно, обязательно помолившись при этом Всевышнему.

У евреев сохранилось хорошее правило, идущее от первых людей, знать своих предков до 14 колена. Дед Ноя был еще жив во время последних дней Адама. Безусловно, маленький мальчик не один раз слышал историю создания земли и первых людей, а потом Ной передал ее сыновьям. Вот так можно исторически доказать праведность каждого послания, переданного Богом человечеству через пророков.

1500 лет, от Авраама, первого еврея на земле, до Малахии через жизненные обстоятельства Бог являлся царям и пастухам, пророкам и священникам, воинам и судьям.

Удивительным фактом является то, что написанные в разное время разными людьми библейские священные тексты согласованы между собой, представляются продолжением и дополнением один другого.

В Исходе показана забота Бога о Своем народе, который из-за ропота 40 лет блуждал по пустыни, но при этом Творец ни на мгновение не оставлял евреев без Своего руководства.

По пустыни евреи передвигались под ведением столпа, который днем был пылевым, а ночью огненным. Это Дух Святой выводил Божий народ из рабства. В пустыне, на горе Синай, Бог даровал свои 10 заповедей, ставших основой всего христианства, законом и путеводителем.

Десять заповедей (скрижали)

Основываясь на исторических фактах, легко проследить прообраз Иисуса Христа, например, в тот момент, когда на народ напали змеи, спасся тот, кто держал взгляд на посохе Моисея, так и православные люди никогда не погибнут, если будут постоянно смотреть на Христа.

Законы благословения и проклятия записаны во Второзаконии. Верный Бог всегда выполняет то, что обещал. (Второз.28)

В книгах Пророков дано описание развития еврейского народа, их царствование и красной нитью через них идут пророчества о рождении Мессии. Читая книгу пророка Исаии, не покидает чувство нереальности, ведь живший почти 600 лет до прихода и смерти Иисуса, он детально описал рождение Христа, убиение младенцев, распятие.

В 42 главе через Исаию Бог дает обещание всегда быть рядом с верными Своими детьми.

12 книг малых пророков показывают реальное общение смертных людей, верных Богу всей своей жизнью, с Творцом. Они умели слышать Создателя и были послушными в выполнении Его повелений. Через верных пророков Бог говорил с миром.

Царь Давид был верным Господу, за что удостоился звания мужа по сердцу Божьему. Псалмы, записанные по песням Давида и пророков, легли в основу многих молитв. Каждый православный знает, что в час испытаний Псалмы 22, 50, 90 помогают преодолеть страх и почувствовать Покров Божий.

Царь Давид

Соломон не был старшим сыном Давида, но именно его Творец выбрал быть царем. За то, что Соломон не просил у Бога богатства и славы, а только мудрость, Творец даровал ему самое богатое царствование на земле.

Псалмы Давида:

Просите у Бога мудрости, чтобы земная жизнь была наполнена полнотой:

  • Божьего ведения;
  • страха перед Спасителем;
  • семейного счастья;
  • детского смеха;
  • богатства;
  • здоровья.

Книги Даниила, Малахии, Ездры несут в себе зашифрованные послания человечеству до конца земного существования, они перекликаются с Откровением Иоанна из Нового Завета . После Малахии нет сведений о посланиях Бога.

400 лет перед рождением Иисуса Творец молчал, наблюдая за соблюдением Его законов избранным народом.

Человечество в это время представляло множество народов, у них были свои божки, поклонения, ритуалы, что в глазах Творца являлось мерзостью.

Видя ожесточенные сердца населения земли, которые убийством животных в виде жертвы стараются заработать прощение грехов, Бог посылается людям Своего Сына, Иисуса Христа. Спаситель стал последней жертвой, ибо каждый, кто верит в Него, спасется. (Иоан. 10:9)

Новый завет - путеводитель по жизни с Христом

С рождения Спасителя начинается новая эра в истории человечества. В Новом завете описаны основные этапы пребывания Христа на земле:

  • зачатие;
  • рождение;
  • жизнь;
  • чудеса;
  • смерть;
  • воскрешение;
  • вознесение.

Иисус Христос является сердцем всей Библии. Нет другого пути обрести жизнь вечную, кроме веры в Спасителя, ибо Сам Иисус назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью (Иоан. 14).

Каждый из двенадцати апостолов оставил послание миру. Богодухновенными, каноничными признаны только четыре Евангелия, вошедшие в Новые Завет.

Двенадцать учеников Иисуса Христа

Новый Завет начинается Евангелиями, Благой вестью, переданной через простых людей, ставших впоследствии апостолами. Известная всем христианам Нагорная проповедь учит верующих, как стать блаженными, чтобы приобрести царство Божье уже на земле.

Только Иоанн был среди учеников, которые постоянно находились около Учителя. Лука в свое время врачевал людей, все сведения, переданные им, были собраны во время Павла, после распятия Спасителя. В этом послании чувствуется подход исследователя к историческим событиям. Матвей был избран в число 12 апостолов вместо предателя Иуды Искариота.

Важно! Послания, не вошедшие в Новый Завет из-за сомнения в их подлинности, называют апокрифическими. Самыми известными из них являются Евангелия от Иуды, Фомы, Марии Магдалины и другие.

В «Деяниях святых апостолов», переданных апостолом Павлом, никогда не видевшего Иисуса - человека, но которому была дарована милость слышать и видеть яркий Свет Сына Божьего, описана жизнь христиан после воскрешения Христа. Учительские книги Нового Завета содержат послания апостолов конкретным людям и целым церквям.

Изучая Слово Божье, переданное Его учениками, православные люди видят перед собой пример для подражания, преобразования в образ Спасителя. В первом послании Павла коринфянам записан гимн любви(1Кор. 13:4-8), читая каждый пункт которого по-настоящему начинаешь понимать, что такое любовь Божья.

В послании Галатам 5:19-23 апостол Павел предлагает тест, по которому каждый православный верующий может определить, он поступает по плоти или по духу.

Апостол Иаков показал силу слова и необузданность языка, через которых истекает как благословение, так и проклятие.

Заканчивает Новый Завет книга Откровений апостола Иоанна, единственного из всех двенадцати учеников Иисуса, умершего своей смертью. В возрасте 80 лет за поклонение Христу Иоанн был создан на остров Патмос для тяжелых работ, откуда он был перенесен на небо для получения Откровения для человечества.

Внимание! Откровение является самой «тяжелой» для понимания книгой, ее послания открыты избранным христианам, которые имеют личные отношения со Святой Троицей.

Откровение святого Иоанна Богослова

Многие люди говорят, что начинали читать Святое Писание и ничего не поняли. Чтобы избежать этой ошибки, чтение Библии следует начинать с Евангелий, отдав первоочередность посланию от Иоанна. Затем прочитать Деяния и перейти к Посланиям, после чего можно начинать читать Ветхий Завет.

Нельзя понять некоторых высказываний, наставлений, не исследовав историческое время и место написания.

Наука Герменевтика учит каждый текст рассматривать с точки зрения того времени.

Все свои послания апостол Павел писал во время христовых походов, переходя из города в город, и это описано в Деяниях. Святые отцы Церкви на основании исследований дают четкие толкования послания, показывая богодухновенность каждого текста.

Библия пишет, что Писание дано человечеству, чтобы исправлять, научать, обличать и наставлять. (2Тим. 3:16). Библия, состоящая из Ветхого и Нового завета, переведена на многие языки и является самым читаемым посланием Бога человечеству, открывающая характер Всевышнего и путь в Небеса через веру в Сына Божьего, Иисуса Христа при ведении Святого Духа.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу - святую Библию, которая хранит множество рецептов познания Всевышнего и примеров из жизни святых.

Священное Писание. Библия

Слово Божие пусть сеется у вас обильно
священник Алексий Хотеев

Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел (). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания (), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно.

Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу.

«Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ().

«Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.

«Псалтирь» – это единственная богослужебная книга Ветхого Завета, полностью вошедшая в богослужение Новозаветной, Христианской, Церкви. «Псалтирью» на греческом языке называли струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения. В этой книге содержатся гимны, в которых прославляется попечение Божие о мире и человеке. Псалтирь, по сути, – это древнейший молитвослов, причем по глубине и поэтичности описываемых чувств, пожалуй, самый лучший из молитвословов. Недаром с давних времен христианские подвижники говорили: «Скорее солнце прекратит свое шествие по небу, чем остановится чтение Псалтири».

Из других книг Ветхого Завета практически полностью прочитываются Бытие, Притчи Соломоновы и книга пророка Исаии. Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание покаяться. На богослужении великих праздников также читаются отрывки из разных книг Ветхого Завета. Эти отрывки называются «паремии», что в переводе с греч. означает «притчи». Поскольку многие события Нового Завета прикровенно или явно предсказаны в Ветхом в форме прообразов или пророчеств, то естественно слышать на праздничной службе предсказание и радоваться его исполнению. Например, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) читается пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека Иисуса (), пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме (). На праздники Богородицы читается из книги Бытие видение Иаковом чудесной лествицы, прообразовавшей Божию Матерь, Которая рождением Божественного Сына соединила небо и землю ().

В церковном календаре на каждый год указываются ежедневные чтения из Священного Писания. Каждый христианин может подготовиться к слышанию того или иного библейского отрывка, прочитав его в своей домашней Библии. Сейчас имеются различные толкования и руководства к изучению слова Божия, которые помогают понять смысл богодухновенного текста. «Потому-то, – говорит свт. , – церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паремий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или апостола, или евангелиста, а потом читает написанное ими, чтобы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и того, кто сказал это».

Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем».

Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания.

Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие.

На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов (), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей (). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.

Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т.н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал.

Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Каждый раз их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои.

Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.

Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необходимо всегда. И это знание у святых было удивительно глубоким и целостным. Приучить себя к церковному богослужению – значит хорошо узнать Священное Писание. Как говорит в одной из своих бесед свт. : «Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно».

Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания (Деян. 17:11), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно. Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам ». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец.

Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу. Евангелие – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим (Ин. 1:1). Апостол – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Псалтирь – это единственная богослужебная книга Ветхого Завета, полностью вошедшая в богослужение Новозаветной, Христианской, Церкви. «Псалтирью» на греческом языке называли струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения. Эта книга содержит гимны, в которых прославляется попечение Божие о мире и человеке. Псалтирь, по сути, – это древнейший молитвослов, причем по глубине и поэтичности описываемых чувств, пожалуй, самый лучший из молитвословов. Христианские подвижники говорили: «Скорее солнце прекратит свое шествие по небу, чем остановится чтение Псалтири».

Из других книг Ветхого Завета практически полностью прочитываются Бытие , Притчи Соломоновы и книга пророка Исаии . Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание покаяться. На богослужении великих праздников также читаются отрывки из разных книг Ветхого Завета. Эти отрывки называются «Паремии », что в переводе с греч. означает «притчи». Поскольку многие события Нового Завета прикровенно или явно предсказаны в Ветхом в форме прообразов или пророчеств, то естественно слышать на праздничной службе предсказание и радоваться его исполнению.

Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем».

Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания.

На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов (Мф. 2:1-12), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей (Гал. 4:4-7). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.

Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т. н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал.

Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Каждый раз их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои.

Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.

Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Теперь по установившейся традиции за Великий Пост православные христиане келейно (т. е. дома, самостоятельно) прочитывают Четвероевангелие, или хотя бы одно из Евангелий, подряд, не по зачалам. Соединенное с постом, говением вдумчивое чтение, с молитвенным размышлением очищает и укрепляет душу в ее покаянном подвиге.

В отличие, например, от протестантских конфессий, где для каждого человека допускается вольное понимание Священных Книг и каждый толкует слова Библии по-своему, для православных христиан чрезвычайно важно обращаться к святоjтеческому толкованию Священного Писания.

Мы подобрали сайты, где благодаря удобной навигации, можно прочитать толкование святых отцов на строки Ветхого и Нового Завета:

Толкование Святых отцов на книги Ветхого http://bible.optina.ru/old:gen:01:start

Толкование свт. Феофилакта Болгарского на книги Нового Завета:

Святое Евангелие от Матфея с толкованием св. отец:

(В статье использован

Я долго ходил в православную церковь, и не раз лично общался с батюшками. Учить меня и наставлять на путь истинный они не отказывались, в том числе, приводя примеры из Священного Писания. Но ни разу мне не было предложено самостоятельно изучать Слово Божие.

Интересен и тот факт, что в православных церквях сложно было купить Библию. Конечно, я не могу говорить за все населенные пункты, где имеет свои храмы православная конфессия, а только за свой город – крупный областной центр России, но слышал, что такая ситуация типична для всей территории бывшего СССР. Помню, тогда я долго искал недорогое издание Священного Писания в храмах нашего города, но так его и не нашел. Точнее, иногда встречались, но только огромные по размеру книги с огромной ценой, которую тогда я не мог себе позволить. Но зато во всех церквях в изобилии имелась другая самая различная духовная литература – недорогие издания про святых, о постах, молитвенники и т.д.

Во время работы над этой книгой я решил проверить, изменилась ли ситуация за прошедшее десятилетие с лишним. Почти никак. Те же редко встречающиеся «гросбухи» с относительно немалой ценой. К примеру, в нашей церкви Библия есть всегда: издания большие и карманные, дорогостоящие и совсем недорогие, доступные даже малообеспеченному человеку.

Такая ситуация с Библиями в православных храмах должна заставить задуматься. По моему мнению, данный факт как раз является и следствием и подтверждением того, что в этой конфессии знание Священного Писания не стоит на первом месте.

Однако Бог говорит, что Его Слово необходимо изучать :

Также среди прихожан исторических конфессий бытует мнение, что Библию сложно понять простым людям, без дополнительного образования. Однако не понятно на чем основывается данное умозаключение. Ведь в ветхозаветние времена, как уже было отмечено в главе «Предания» , Слово Божье должен был знать весь народ - каждый человек независимо от его социального статуса: от царей до неграмотных женщин и даже детей.

«Из всего, что Моисей заповедал Иисусу (Навину. - Прим. авт.), не было ни одного слова , которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них » (Иис. Нав. 8:35).

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и внушай их детям твоим и говори о них , сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6,7 , см. также Втор. 17:18,19 , Втор. 31:11,12 , 2 Пар. 17:7-9 , Иер. 36:6 , Ездр. 7:10 , Ос. 4:1).

Новозаветные тексты также обращены к простым людям. Христос постоянно учил народ, включая детей.

«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ , чтобы они пошли в селения и купили себе пищи … а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей » (Мф. 14:15,21).

Евангелие рассказывает, что Иисус постоянно ходил в синагогу читать Писание:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему , в день субботний в синагогу, и встал читать » (Лук. 4:16).

А в синагогу разрешалось (и до сих пор разрешается) приходить изучать Священное Писание абсолютно всем желающим, в том числе и детям.

Большинство посланий апостолов адресованы церквям. Из их содержания абсолютно понятно, что обращены они не к служителям, а ко всем христианам этих общин. Даже те письма, которые написаны непосредственно к служителям Титу и Тимофею несложны в своем изложении. Значит, читая Библию, мы напрямую соприкасаемся со словами, которые проповедовали пророки, а затем Иисус и апостолы простым людям. А было ли у их слушателей дополнительное образование? У подавляющего большинства - нет.

Иисус призывал всех людей:

«Исследуйте Писания , ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Апостолы продолжали наставление:

«Вникай в себя и в учение ; занимайся сим постоянно : ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания , точно ли это так» (Деян. 17:11 , см. также Деян. 17:2 , Иак. 1:25 , 1 Тим. 2:4).

Несмотря на такие прямые призывы Христа и апостолов, далеко не все христиане им следуют. Из моего небольшого опыта общения с православными священниками, я для себя сделал вывод, что и они не достаточно хорошо знают Библию. Я думаю, они прочитают её один или два раза, а потом возвращаются только к тем текстам, которые используют в службе. Либо читают те главы, которые им приятны, понятны и не вызывают никаких противоречий. Но более глубоким изучением всей Библии не занимаются.

С вышеизложенным мнением согласны и некоторые авторитетные представители православия. Так известный православный деятель архиепископ Михаил Мудьюгин (1912 - 2000 гг.) доктор богословия, профессор, ректор С.- Петербургской духовной академии в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века» (Глава «Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина») писал:

«Факт горестный, но несомненный: русский православный народ не знает Слова Божьего и не стремится, даже не считает нужным знать. Подавляющее большинство духовенства, пройдя его в семинарии (именно "пройдя", а не изучая), очень редко к нему обращается для домашнего чтения и даже проповедовать предпочитает на общеизвестные темы церковных праздников или житий чтимых святых».

Протоиерей Александр Борисов (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:

«Считать Священное Писание чем-то совершенно недоступным для верующих… - значит принимать Библию за какой-то таинственный эзотерический текст, доступный лишь для посвященных. Но едва ли Бог замыслил принести Благую Весть в каком-то хитроумном зашифрованном виде, чтобы только избранные могли правильно понимать ее. Евангелия писались верующими для верующих, с целью зафиксировать в письменном виде проповеди о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса из Назарета.

К сожалению, мысль о необходимости иметь Евангелие и читать его с большим трудом внедряется в сознание наших сограждан, возвращающихся в Церковь или приходящих в нее впервые.

Самый распространенный у нас тип священника - «центр» - это батюшка вполне здравой и, что называется, «простой» веры… Евангелия практически все эти батюшки, кроме как за службой, не читают , Ветхий Завет и Послания Апостолов, как правило, почти не знают (разве то немногое, что осталось в памяти от семинарского курса). Соответственно они редко проповедуют (многие вообще - никогда)».

Иногда на укор христианам исторически распространенных конфессий в плохом знании Библии от некоторых из них можно услышать ответ примерно такого содержания: «Изучение Писания - это далеко не главная задача верующего человека, ведь фарисеи и книжники его хорошо знали, и, несмотря на это, часто подвергались критике со стороны Иисуса. Отсюда вывод – для хорошего христианина достаточно быть духовным, посещать церковь, читать жития святых и стараться жить по их примеру». Однако, такой вывод невозможно сделать, анализируя непосредственно слова Христа, на которые они ссылаются. Наоборот, Иисус упрекал духовных лидеров своего времени именно в плохом знании Писания , в его неисполнении и прибавлении к закону Бога своих человеческих преданий:

«Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого » (Мар. 7:8).

«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения… Иисус сказал им в ответ: » (Мф. 22:23,29).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны … Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе : суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:15,23)

«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали » (Лук. 11:52 , см. также главу «Предание» ).

Дорогой читатель, прочитав эту книгу, я надеюсь, вы убедитесь, что очень важно вникать в написанное для всех людей Послание Создателя, в котором ни одно слово не напрасно:

«Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное » (Пс. 11:7).

«И узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я » (Иез. 6:10).

«У Бога не останется бессильным никакое слово » (Лук. 1:37 , см. также Прит. 8:6,7).

При всей простоте Библии, заниматься ее изучением нужно серьезно. Посмотрите, после того, как Иисус учил народ притчами, Он потом пояснял их значение всем, кто не понял, но желал разобраться в учении Господа:

«Окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся » (Мар. 4:10-12).

В те времена, нужно было следовать за Иисусом, чтобы понять глубину Божьих наставлений. Сегодня же, как уже было отмечено, все учение Господа находится в Библии и любой желающий может открыть эту удивительную Книгу и постигать волю Творца.

Плохое же знание Слова Божьего может привести к очень негативным последствиям. Ведь вырванному из контекста стиху Священного Писания можно придать противоположное значение. Иногда, чтобы понять истинный смысл какого-либо текста Библии, нужно знать: кем и когда он написан, кому адресован, какие обстоятельства этому сопутствовали и о чем в целом идет речь в послании. Чтобы в этом убедиться, зачастую достаточно просто прочитать предыдущие, данную и следующие главы целиком – и непонятный до этого текст «встанет» на свое место. Стоит отметить, что ранее разделения Писания на главы и стихи не было. Это способствовало пониманию фраз пророков и апостолов только в контексте всего их послания, то есть не располагало к выделению какого-то стиха из Библии для его отдельного толкования в отрыве от остального повествования.

Но если, исследовав близлежащие главы, Вы продолжаете сомневаться по поводу определенного стиха, не отчаивайтесь – понимание придет со временем. Бывает так, что для того чтобы правильно истолковать фразу, нужно иметь представление о привычках и обычаях того времени, об исторической обстановке. Иногда, нужно знать иные места Священного Писания, где повествуется о том же. А иногда, необходимо проанализировать текст в свете общего учения Господа. Ведь Библия – это единое Послание Бога! Значит, информация в Нем «систематизирована». По общим правилам: если какой-то элемент выпадает из системы, то значит - или система ложна (что в нашем случае, исключается) или данный элемент в этой системе имеет другую функцию. Поэтому, благодаря правилу «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16), после определенного исследования любой текст Священного Писания находит свое объяснение.

Библию также можно сравнить с мозаичной картинкой. Имея совокупность пазлов можно выложить изображение. Но, если, хотя бы несколько фрагментов поменять местами или подменить другими (ложными) – правильная картинка не получится. При этом, мы должны понимать, что Бог есть Мудрость (см. Пс. 103:24 , Пр. 3:19 , Дан. 2:20 , 1 Кор. 3:19 , Иуд. 25), поэтому Он не мог дать людям Свое Послание либо в виде сильно сложной головоломки, либо наспех собранного сборника текстов.

Эти примеры иллюстрируют утверждение, что Библия цельна и в Ней можно найти ответы на все возникающие вопросы. Но для этого нужно изучать Священное Писание - прилагать усердие, а не довольствоваться редким выборочным прочтением глав или текстов.

В Евангелии приведен хороший пример, подтверждающий важность глубокого знания Слова Божьего. После крещения, во время поста в пустыне, Иисуса искушал сатана. Лукавый обольщал Мессию, на что Христос давал ему твердый отпор. Диавол даже пытался обмануть Иисуса вырванной из контекста цитатой из Писания, но Христос, конечно, лучше сатаны знал Свое Слово.

Посмотрите, что сказал сатана Иисусу:

«Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано : Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6).

В Писании же этот текст звучит так:

«Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих : на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12).

Отличие всего в нескольких словах, а в итоге - огромная разница. Бог через псалмопевца обещал охрану на жизненных путях праведникам, а сатана вырвал стих из контекста, внес в него изменение и предложил Иисусу сброситься с крыла высокого храма, мол, Ангелы тебя подхватят. Поэтому Иисус ответил ему другой, но уже точной цитатой Писания из книги Второзаконие 6 гл. 16 ст.: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Из этого примера хорошо видно, сколь опасным может быть ошибочное толкование вырванных из контекста отдельных стихов Библии и плохое знание в целом учения Творца. Диавол отлично изучил Слово Божие, чтобы в искаженном виде преподносить людям волю любящего, справедливого, мудрого Создателя.

Иисус предупреждал о возможности заблуждений, связанных с плохим знанием Священного Писания:

«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний » (Мф. 22:29 , см. также Мар. 12:24).

При этом, Христос говорил, что истина неглубоко сокрыта:

«Ищите, и найдете ; стучите, и отворят вам» (Лук. 1:9).

«Кто имеет уши слышать, да слышит! » (Мф. 13:9).

Однако множество людей не желают искать истину и исполнять волю Творца. Иисус, сожалея, сказал о них, цитируя пророка Исаию 6 гл. 9,10 ст.: «Видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите , ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15).

Для достижения любой цели нужны действия - стремление. Мы знаем, что данное утверждение применимо ко всем аспектам жизни. Относится оно также и к духовному росту. Иисус говорил: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16:16 , см. также Мф. 11:12). Возьмем, к примеру, Гражданский кодекс. Любой человек, даже не имеющий образования, при необходимости может им воспользоваться и найти нужные ему статьи. Но все ли нюансы он учтет? Скорее всего, его вывод будет неверным или неполным. Только человек, постоянно обращающийся ко всем статьям этого кодекса, может сделать компетентное умозаключение с учетом всех нюансов. То же касается Библии.

Важность изучения Слова Божьего может подтвердить любой человек, серьезно занимающийся исследованием Священного Писания. Сначала в Библии многое кажется непонятным, затянутым или просто ненужным. Часто трудно воспринимаются тексты, даже сложно уловить их смысл. Но со временем, при повторном и последующих прочтениях одних и тех же стихов, с учетом уже полученной информации, начинаешь глубже понимать заложенную в них мудрость и важность. А при прошествии большего времени, в любом месте открывая Священное Писание, начинаешь Его читать сразу бегло, складывая из доселе малопонятных фраз, стройные предложения с понятным смыслом.

Объясняется это просто: Господь ценит, когда человек пытается постигнуть Его волю. Тогда Творец через Духа Святого помогает ищущему открывать для себя в Священном Писании то, что сейчас человеку больше всего нужно, то - что его разум и душа в этот момент готовы и смогут принять.

Кроме этого, нужно осознать, что чтение Библии – это не только стремление узнать волю Господа. Это и общение с Создателем «ибо слово Божие живо и действенно» . (Евр. 4:12). А значит, каждое чтение Писания является открытием своего сердца водительству Духа Святого. Поэтому перед чтением Библии нужно обязательно искренне помолиться Богу об освобождении от земного «груза» - человеческой гордыни, багажа знаний, стереотипов, предубеждений, скептицизма, недоверия… То есть к изучению Библии нужно приступать с чистым сердцем и разумом … и внимать простым, доступным словам любящего Творца.

Дорогой читатель, Вы можете помолиться уже сейчас, так как далее мы с Вами начнем более детально анализировать текст Слова Божьего - Библии.

Справедливости ради, нужно отметить, что в последнее время в православии и католицизме наблюдается смещение в сторону изучения Библии, как священством, так и мирянами. Но, зная скорость, с которой в «консервативных» церквях идут перемены, сложно ожидать, что в ближайшем будущем христиане этих конфессий откроют для себя то, что вы узнаете, прочитав до конца эту книгу.

22.1. Как и в каком порядке читать Библию? Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений. 22.2. Что можно читать из Священного Писания в пост? К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. 22.3. Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно? Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь – поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой – является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию.

Признавая свою ограниченность и греховную нечистоту, препятствующие проникновенному познанию слова Божия, надо смиренно молиться Богу, дабы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

22.4. Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

– Книгу, рассказывающую о богослужебном Уставе Православной Церкви.

22.5. Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

– В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах : о посте, молитве, Таинствах и др.

22.6. В какой литературе можно прочесть десять заповедей?

– Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

22.7. Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

– , Псалтирь, Закон Божий, православный молитвослов, жития святых, Акафистник, Каноник.

– Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Не довольствоваться одним чтением Евангелия – стараться исполнять его заповеди.

Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно: даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитывать. С другой стороны, известен совет святых людей, соблюдать при чтении умеренность: она поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением отвращает от него.

– Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения, поскольку тексты священных книг не содержат ничего неправославного. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

– Христианство не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии, но уже через новую призму восприятия. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

– Надо читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере еще и потому, что окружающие, зная, что он верит в Бога, периодически задают ему вопросы о вере. И надо уметь дать ответ. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15).

Прежде чем что-то исполнить, это надо узнать. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, можно приблизиться к той глубине их веры, которую они стяжали своей подвижнической жизнью.

– Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропустил церковную службу, тот отлучается от Церкви.

22.14. При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

– Это невидимые враги – лукавые злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

22.15. Что делать с неправославной литературой?

– Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение – тогда приобщение такой литературе христианину не только дозволительно, но и необходимо.

Поэтому к неправославной литературе надо подходить рассудительно. Светские книги (учебники, справочники и т.п.) использовать по назначению, явно духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры надо предать огню. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (свт. Василий Великий).

Просто выбрасывать в мусор душевредные книги нельзя: во-первых, их могут прочитать другие люди, что может им повредить, а во-вторых, во многих из этих книг есть цитаты из Священного Писания и бросать в грязь такие книги нехорошо.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.