Сын марины мнишек. Эпизод из истории Смутного времени. Ивашка-Воренок

Марианна родилась в 1588 году в родовом замке своего отца, сандомирского воеводы Ежи Мнишека. Ее ожидала обычная жизнь польской панны с богатством и развлечениями, пирами, охотой и семейными хлопотами. Но в 1604 году в имении Мнишека неожиданно объявился незнакомец, утверждавший, что он чудом спасшийся сын русского царя Иоанна — царевич Дмитрий. «Царевич» влюбился в Марину и попросил ее себе в жены. Девушка была не в восторге такого не очень привлекательного собой жениха, но на нее оказал влияние отец и католическая церковь. Клирики надеялись, что с помощью Марины они смогут наконец-то провести католичество в Русское царство. Отец тоже выдвинул Лжедмитрию ряд условий: его дочь становилась русской царицей, получала в вотчину города Новгород и Псков, сохраняла католичество и в случае неудачи затеи Лжедмитрия могла выйти замуж за другого. Только так воевода согласился поддержать самозванца.

Лжедмитрий I и Марина Мнишек Гравюра Г. Ф. Галактионова начало XIX века

В 1605 году молодых заочно обручили, Лжедмитрия тогда представлял дьяк Власьев. А вот после того, когда Лжедмитрий занял Москву, Марина с пышностью и в сопровождении большой свиты приехала к своему жениху. Вместе с ней приехали и около двух тысяч поляков. Празднества начались задолго до свадьбы, Лжедмитрий осыпал невесту подарками — только одна шкатулка стоила 500 тысяч золотых рублей. «Царевич» подарил ей карету, украшенную серебром, для нее и ее свиты под Москвой разбили два шатра, балы и обеды сменялись один другим. И вот 8 мая 1606 года состоялось венчание и коронация Марины, которая стала единственной женщиной, коронованной в России до Екатерины I. Говорят, Мнишек впервые привезла в Россию вилку и ела ей на свадебном пиру, чем вызвала недовольство бояр, поскольку на Руси ели ложками. Со дня свадьбы Марина начала радостную жизнь царицы, но продлилась она чуть больше недели. Уже 17 мая вспыхнул мятеж, в результате которого ее мужа убили, над его телом многократно глумились и по преданию сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши. Марине удалось чудом избежать гибели, потому что бунтовщики ее не узнали.


Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек в Москве 8 мая 1606 года

Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до 1608 года. Согласно перемирию между Польшей и Россией, Марина переставала быть русской царицей и ее обязались доставить домой. Однако по пути ее перехватили бунтовщики и доставили в Тушинский лагерь. Там ее представили Лжедмитрию II, утверждавшему, что был теперь уже дважды чудом уцелевшим царевичем Дмитрием. Марина, хоть и испытывала отвращение к Тушинскому вору, вынуждена была признать в нем своего мужа и даже тайно обвенчаться. Жилось ей в лагере и так несладко, а с бегством Лжедмитрия II из Тушина стало еще хуже. Она опасалась быть убитой, поэтому, переодевшись гусаром и в сопровождении донских казаков, Марина бежала в Дмитров, а затем в Калугу к Тушинскому вору. Позднее они вместе перебираются в Коломну. Там под защитой атамана донских казаков Заруцкого, который остался при Мнишек и после смерти Тушинского вора в 1610 году, она прожила до 1611 года и родила сына Ивана, которого именовали «воренком».


Марина Мнишек с отцом под стражей

Марина пытается объявить своего сына наследником престола, но безуспешно. После того как к Москве подступило земское ополчение, Мнишек бежит сначала в Рязань, затем в Астрахань, и потом вверх по Яику. Но у Медвежьего острова ее нагнали стрельцы и, заковав, отправили вместе с сыном в Москву (1614). А между тем трехлетний «воренок» представлял реальную угрозу для избранного народом Миши Романова, он был сыном царицы, рожденным в законном браке. От мальчика решено было избавиться, да так, чтобы ни у кого даже помыслов не возникло об очередном чудесно спасенном «царевиче Иоанне». Из рук матери забрали спящего ребенка и прилюдно повесили. Говорят, обезумевшая от горя Мнишек прокляла весь род Романовых и заявила, что ни один мужчина в их роду не умрет своей смертью.


Мнишек с сыном Иваном «Воренком»

Что же касается самой царицы, то данные о ее судьбе разнятся. По сообщениям русских послов польскому правительству, что «Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнен, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла». Другие источники утверждают, что ее повесили или утопили. Даже существует версия, что ее заточили в Круглой башне Коломенского Кремля, где Мнишек и умерла. Так бесславно закончилась жизнь первой коронованной русской царицы.

Марина Юрьевна Мнишек оставила значимый след в истории России как первая женщина, которую короновали до Екатерины I. Она родилась в 1588 г. в Польше в прикарпатском городке Самборе. Ещё в раннем детстве её мать Ядвига Тарло умерла. Отец Марины Мнишек Ежи (Юрий) Мнишек был знатным польским шляхтичем и сандомирским воеводой.

Её биография содержится в «дневнике Марины Мнишек» – рукописи одного из приближённых к ней придворных поляков, имя которого так и не установлено.

Марина была четвёртой дочерью в семье. По отцовской линии род Мнишек был очень старинным и знатным, имел корни в Чехии и Моравии. Благодаря знатному происхождению, высокому положению отца, роскоши и богатству Самбора, рассказам о великих подвигах предков перед немецкими императорами, Марине с детства прививались такие черты характера как честолюбие и гордость. В своей семье она обучилась грамоте, изучала католическое богословие.

После смерти жены, отец Марины повторно женился, но стал терять своё влияние и богатство. Для поправления пошатнувшегося положения он выдал свою дочь Урсулу замуж за старого князя Константина Вишневецкого. Такая же участь (спасение отца из долговой ямы посредством замужества) ожидала и её сестру Марину. По воспоминаниям современников девушка была грациозной, настойчивой и загадочной с чёрными волосами и тонкими очертаниями лица.

Лжедмитрий I и хитрый план отца Марины Мнишек

После того как в 1604 г. появились слухи о чудесном спасении русского царевича Дмитрия среди шляхтичей Речи Посполитой, отец Марины был окрылён. Он придумал гениальный, беспроигрышный, но при этом простой план: выдать Марину замуж за Лжедмитрия, чтобы она стала царицей Московского княжества (одного из богатейших государств того времени). Отец знал про истинное происхождение Лжедмитрия I от Адама Вишневецкого, которому Лжедмитрий в своё время открылся. Отец приглашает к себе в дом Дмитрия. Тот влюбляется в 16-летнюю Марину с первого взгляда и сразу же предлагает жениться на ней. Но отец предусмотрительно требует гарантий, для чего в Самборе 25 мая 1604 г. заключает договор с Дмитрием, согласно которому клятвенно обещал:

  • жениться на Марине сразу после воцарения;
  • одарить её драгоценностями;
  • передать ей в полное владение Псков и Новгород;
  • Марина могла беспрепятственно исповедовать католическое христианство;
  • в случае провала авантюры Лжедмитрия, Марина могла повторно выйти замуж за другого;
  • отцу Марины для покрытия долгов и снаряжения дочки в Москву переслать миллион злотых (а 12 июня также передать отцу Марины во владение Северское и Смоленское княжества).

Среди историков существует предположение, что Дмитрий открыл будущей жене своё настоящее имя. Но эта правда её не страшила, т.к. она преследовала свои меркантильные и честолюбивые интересы.

Другая часть историков утверждают, что любовь была взаимной, т.к. в русских летописях есть свидетельства о том, что Дмитрий был храбр, остроумен, красив, силён и что Марина была в него влюблена.

Несомненно, отец Ежи Мнишек сыграл огромную роль в организации так называемой экспедиции «царевича Димитрия».

В ноябре 1605 г., несмотря на отсутствие жениха, Марина Мнишек была обручена с дьяком Власьевым, который изображал лицо супруга (так называемое обручение «через представителя). Она получила богатые дары, и собралась отправляться в Москву. Отъезд неоднократно откладывался. 3 мая 1606 г. в сопровождении отца и богатой свиты она прибыла в Москву.

Спустя 5 дней произошла коронация и венчание, которые сопровождались провокационными поступками для русских людей со стороны польских авантюристов:

  • был нарушен обычай не заключать браки перед пятницей – постным днём;
  • над Мариной была вознесена шапка Мономаха, которая предназначалась лишь для царей, а не для цариц;
  • Марина без разрешения Папы Римского не могла венчаться по православному обряду, но политические обстоятельства были для неё важнее;
  • на свадьбе молодожёны демонстративно использовали вилки, что было шоком для русских бояр, которые пользовались лишь ложками.

Целую неделю первая в России царица правила в Москве. Но после скорой кончины мужа её ожидает тяжёлая, полная лишений новая жизнь.

Лжедмитрия Первого возмущённые подданные низвергли. После этого инцидента Марина Мнишек желала остаться в России и отказалась возвращаться на свою родину в Польшу. Тогда же появился и второй её муж, который также выдавал себя за чудом спасённого Дмитрия. Марина Мнишек была честолюбива и всеми способами стремилась удержать свою власть в России. От Лжедмитрия она зачала сына, которого назвала Иваном. Его в народе ещё во время беременности прозвали «воренком» (Иван Воренок – в честь отца «вора», а вором тогда называли также всех бунтовщиков и злоумышленников). Но это лишь одна из версий, т.к. доподлинно неизвестно кто был его отец. Сама Марина объявила его отпрыском истинного наследника российского престола.

Под покровительством донских казаков

После убийства Лжедмитрия Второго начался хаос. Народ был агрессивно настроен ко всем иностранцам. Беременная Марина призывала народ отомстить за убитого мужа, но народ был глух. На её просьбу отозвались только донские казаки под предводительством Ивана Заруцкого, который к тому же испытывал к ней симпатию. Казаки под его командованием напали на калужских татар и всех убили. Спустя несколько дней после этих событий Марина родила сына Ивана и призвала всех горожан присягнуть ему на верность как легальному наследнику российского престола. Но народ считал её колдуньей и врагом. И даже армия Яна Сапеги, прибывшая сюда по просьбе Марины Мнишек, не смогла её спасти.

Польская подданная Марина оказалась под защитой казаков Ивана Заруцкого. В казачьей вольнице рос и воспитывался её трёхлетний сын. Но кроме этих казаков никто не желал признавать в мальчике царя.

После освобождения от польских оккупантов Москвы в 1612 г. и венчания на царство Михаила Романова в 1613 г. приближённый к атаману Ивану Заруцкому князь Дмитрий Трубецкой получил во владение богатейшую область Вагу, бывшую во владении у Шуйских и Годуновых.

Но внутренняя смута не была ликвидирована. Часть разбойничьих отрядов со всей России приближалось к Лебядни – ставке Ивана Заруцкого. Кроме того, его поддерживал черкасский народ.

Царь Михаил направил на подавление мятежа князя Одоевского Ивана Никитича. К концу апреля 1613 г. была собрана новая армия из рекрутов ближайших к Москве городов. Одоевский с этой армией направился к ставке Ивана Заруцкого – к Лебедяни. Но тот с казаками и черкассами ушёл в сторону Воронежа. Одоевский развернулся и нагнал противника в конце мая под Воронежом, где на протяжении двух суток сражался с мятежниками. В результате войско мятежников было разбито, а сам Заруцкий был вынужден сбежать за Дон. Царский воевода Одоевский решил, что на этом с бунтовщиками закончено и остановился в Туле. Но через время Заруцкий направился в Астрахань, где нашёл множество единомышленников. Там же он основал свою новую ставку.

Казак Заруцкий был уверен, что ему удастся заручиться поддержкой персидского шаха Аббаса, волжских казаков, бродячих разбойников Московской области, ногаев, юртовских татар и пойти с этими объединёнными силами вверх по течению Волги, подчиняя себе всё новые города. По причине обнищания государства ему удалось захватить приволжские области, которые служили источником рыбных промыслов, а также Астрахань.

Иван Заруцкий перебил всех сопротивляющихся дворян и бояр Астрахани. С помощью татар он перехватывал посыльных и убеждал, что якобы вся Россия уже давно присягнула на верность не Михаилу, а самозванцу. Так ему удалось заручиться влиятельными союзниками.

Также он послал своего подданного Тимофея Чулкова пройтись с грамотой, на которой все жители Астрахани должны были «приложить руку», но не читать содержания грамоты. Кто отказывался – подвергался пыткам. Большинство не задавало лишних вопросов. Но многочисленные кровопролития и казни заставляли Марину Мнишек (которая всё это время была с атаманом Заруцким) опасаться неожиданного восстания горожан. Она просила не звонить на заутреню, т.к. это якобы может разбудить сына. Реальная же причина была в боязни «приходу». Атаман Заруцкий мечтал заручиться поддержкой Персии, для чего передавал ей Астрахань. Но большая часть казаков была не согласна с таким решением.

Подавление мятежа

В это же время к концу зимы царь Михаил предпринимал активные меры по подавлению многочисленных мелких мятежных групп в России. Он поручил князьям Одоевскому и Головину очистить Астрахань от мятежников. Одновременно с этим царь послал авантюристу Заруцкому письмо с полным помилованием в случае прекращения военных действий. Но тот отказался.

В качестве превентивной меры против расправы над безоружными жителями, астраханцы сами подняли бунт изнутри. И при этом на Астрахань шла царская армия. Узнав об этом от мятежных казаков, отпали юртовские татары и часть казаков (ставших перебежчиками). При этом против них выступил из Терка отряд Хохлова, разбивавший оставшиеся части мятежного войска.

Марина Мнишек вместе с Иваном Заруцким и малолетним сыном была вынуждена бежать и скрываться в обычных камышах. Узнав про это, местные рыбаки тут же сообщили про них властям.

После осады мятежных казаков стрельцами, сами казаки связали своего атамана, Марину и её сына и передали их стрельцам. При этом присягнули на верность Михаилу Романовичу и были помилованы. Стрельцами были взяты в плен также и дети ногайского князя Иштерека и мурзу Джан-Арслана.

Для предотвращения потенциального бунта и попыток их освобождения, 13 июля Одоевский отослал Ивана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына в Казань. С ними были посланы большие войска сопровождения.

В кандалах и под конвоем Марина Мнишек была доставлена в Москву, где она так мечтала властвовать. Там, за Серпуховскими воротами Москвы, стрельцы осуществили расправу над Иваном Заруцким, которого посадили на кол.

Казнь четырёхлетнего сына Ивана

В то время в столице уже был избран на царский трон Михаил Романов. Стрельцы посчитали, что четырёхлетний ребёнок может стать причиной новой смуты, т.к. он был отпрыском официально коронованной и всенародно признанной Марины. Поэтому от него было необходимо избавиться. Его ожидала страшная и жестокая публичная казнь. Забрав четырёхлетнего сына из рук спящей Марины Мнишек, его публично повесили.

Что стало с самой Мариной Мнишек, её дальнейшая судьба доподлинно неизвестна. Согласно польским источникам, она была также казнена. Согласно российским – скончалась в тюрьме от перенесённого горя.

После этого неурядицы стали незначительными и эпизодическими.

Казнь четырёхлетнего ребёнка не имела смысла и не привела ни к каким историческим результатам кроме одного: больше никакой «Иван Дмитриевич» не претендовал бы на российский престол.

Самое противоречивое и парадоксальное в казни этого ребёнка в том, что царских «бастардов», как правило, не казнили лишь за факт их рождения. Обычно их ссылали в монастыри, или подстраивались «несчастные случаи». Публичная казнь в этом случае – непомерная мера, которая до сих пор вызывает яркие эмоции у исследователей.

Остаются неразрешёнными многие вопросы:

  • С какой формулировкой были осуждены на казнь приговорённые? По какому приговору?
  • Кто был в составе судей?
  • Какое могли предъявить обвинение 3-х летнему ребёнку (кроме потенциальной возможности в далёком будущем стать причиной новой смуты)?

Легенды, предания, поверья

Сегодня эта история обрастает всё новыми и новыми легендами. Так, в коломенском кремле укоренилось поверье о призраке Марины Мнишек: якобы её не обретшая покоя душа навечно осталась в здании. Многие посетители говорили о мрачности кремлёвских коридоров, в которых они якобы чувствовали невидимый, пристальный и пронизывающий взгляд кого-то.

Но это поверье родило ещё одно предание, согласно которому для обретения взаимной любви (особенно касается тех, кто страдает от безответности в отношениях) надо попросить у призрака Марины Мнишек помощи и удачи в любви.

Есть ещё одна легенда о способности Марины Мнишек превращаться в птицу. По легенде она вылетала из Коломенской башни в окно, когда ей вздумается, а страже строго-настрого запрещалось даже просто смотреть в глаза заключённой. Это объяснялось тем, что посмотрев на неё можно моментально влюбиться и просто сгореть от пылкой страсти.

До нашего времени в Коломенском кремле сохранилась круглая башня, которую до сих пор называют Маринкиной (в честь Мнишек). Также известен на весь мир её портрет из Вишневецкого замка, который называется «1604».

Про эти события повествует одна из известнейшей отечественных пьес «Борис Годунов», которая впервые ставилась в 1870 году в Мариинском театре. Затем многократно экранизировалась. В частности, в 1987 г. Марину Мнишек сыграла Ирина Малышева, а в 2011 г. – Агния Дитковските.

Проклятие династии Романовых Мариной Мнишек

Есть мнение, что сами бояре нашли в убийстве маленького сына Марины Мнишек Ивана определённый символизм: с гибели ребёнка началась смута, с гибели невинного ребёнка она должна завершиться.

Однако символично, что и само падение династии Романовых в 20 веке, спустя 3 века после этих событий также произойдёт посредством убийства невинных маленьких детей!

Это связано с народным преданием о существовании проклятия, которое Марина Мнишек наслала на всю династию Романовых. По легенде, Марина предсказала, что все Романовы будут умирать не своей смертью и, в конце концов, власть династии будет свергнута. Можно верить в то, что Марина Мнишек прокляла род Романовых, или нет. Но история и факты эту легенду только подтверждают.

Леон Ян Выжолковский. Бегство Марины Мнишек

Малый словарь Брокгауза-Ефрона
http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/19/19195.html
Ивашка царевич, сын Марии Мнишек от второго самозванца, родился в 1611. Калуга, Казань и Вятка признавали его царем. Схваченный 1614 с матерью и Заруцким, удавлен в Москве.

Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона
http://www.cirota.ru/forum/images/108/108982.jpeg
Родился в декабре 1611 г. после гибели отца, ум. в августе 1614 г.

"Ворёнок", как прозвал его народ, был схвачен вместе с Мариной и Заруцким на Яике, привезён в Москву и удавлен

1. Архиепископ Арсений Елассонский

Лета 7123 года ноября в... день великий государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всеа Русии самодержец велел (...) А нечто англинский посол Иван Ульянов учнёт спрашивати про вора про Ивашка Зарутцкого, и про Маринку, и про сына её, не ведая того, что они поиманы и Астрахань от воровской смуты очистилась, где они ныне, и что над ними государевых людей промысел (...) Ивашка Зарутцкой за своё воровство кажнен смертью, а Маринка с сыном в животе, и в том волен Бог да Государь: живот ли им велит дати, или их, по их злым делом, велит их казнити".

5. Наказ послу в Польше (ноябрь 1614):
http://lib.rus.ec/b/80005/read
«Вора Ивашку Заруцкого и воруху Маринку с сыном для обличенья их воровства привезли в Москву. Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнены, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла, а государю и боярам для обличенья ваших неправд надобно было, чтоб она жила. И теперь отчина царского величества от воровской смуты очистилась и воровская смута вся поминовалась».

Судьба царевича Ивана Дмитриевича (годы жизни 1611 - 1614), которого в Москве именовали не иначе как «ворёнок» и «выблядок», оказалась трагичной. Его отца, провозгласившего себя вторично чудесно спасшимся царем Дмитрием Ивановичем, сыном Ивана Грозного, в исторической литературе обычно называют Лжедмитрием II , а также «Тушинским вором». Он объявился в городе Стародубе весной 1607 года, через год после свержения и гибели первого самозванца и стал выдавать себя за спасшегося царя.

Новый авантюрист был человеком неизвестного происхождения, хотя существует немало версий на этот счет. Одни утверждают, что это поповский сын Матвей Веревкин, другие, что он сын стародубского стрельца. Имеет хождение и версия, что самозванец был сыном еврея из города Шклова в нынешней Белоруссии.

Встреча Марины Мнишек с «воскресшим» царем принесла разочарование. Это был грубый и невоспитанный человек, но она признала в нем своего мужа. Несмотря на молодость (ей тогда было 19 лет), она решительно выбрала опасный путь борьбы за возвращение московского престола. Однако, в декабре 1610 года второй самозванец был убит одним из его приближенных, князем Петром Урусовым. А через месяц Марина родила сына, которого крестили по православному обряду и назвали Иваном, а казацко-дворянское войско и его руководители объявили младенца законным наследником Московского престола.

У Марины теперь появился верный и преданный ей человек — Иван Мартынович Заруцкий, атаман казачьего войска, решительный противник польских интервентов, один из предводителей первого народного ополчения.

После утверждения на престоле Михаила Романова, новая династия больше всего опасалась атамана Заруцкого, Марины Мнишек и ее сына, потенциального претендента на Московское царство.

В начале 1613 года Марина Мнишек заявила о правах своего сына в качестве наследника престола Земскому Собору, который рассматривал её среди прочих (собор постановил призвать на царство Михаила Фёдоровича Романова).

Последний акт трагедии разыгрался в 1614 году. Казачий атаман бежал из Астрахани, к которой приближались превосходящие по численности и вооружению, но прежде всего по организованности, царские войска. Среди беглецов начал верховодить его многолетний сподвижник Треня Ус. Они уходят на Яик, но, спасая свою голову, лучший друг атамана выдает Заруцкого, Марину и ее сына царским воеводам. Сам он сумел скрыться.

И.М.Заруцкий после допросов и пыток был подвергнут ужасной казни — посажен на кол. Был казнен и малолетний сын Марины Мнишек. Об этом, например, можно прочитать в записках голландского путешественника Элиаса Геркмана, использовавшего рассказы очевидцев, которые он собрал во время пребывания в Москве в царствование Михаила Федоровича. Цитата великовата, но она заслуживает, чтобы ее прочитать.

«Затем публично повесили Димитриева сына… Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою [на место казни]. Так как в это время была метель и снег бил мальчику по лицу, то он несколько раз спрашивал плачущим голосом: "Куда вы несете меня?"...

Но люди, несшие ребенка, не сделавшего никому вреда, успокаивали его словами, доколе не принесли его на то место, где стояла виселица, на которой и повесили несчастного мальчика, как вора, на толстой веревке, сплетенной из мочал. Так как ребенок был мал и легок, то этою веревкою по причине ее толщины нельзя было хорошенько затянуть узел, и полуживого ребенка оставили умирать на виселице". Э. Геркман. "Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России". СПб, 1874 год, стр. 331.

Убийство людей, включая детей, которые могли бы помешать укреплению власти, особенно новой власти, вынужденной доказывать законность, или как любят сейчас говорить, легитимность своих притязаний, обычное явление в Средневековье. Случается такое, хотя и не часто, и в наше время. Но и для тех жестоких лет Смуты не совсем обычно было то, что казнь четырехлетнего ребенка совершилась публично. И окружение Михаила Романова не остановило то, что отец царя Филарет был провозглашен патриархом как раз Лжедмитрием II, отцом несчастного ребенка. Очевидно, что в данном случае было важно пресечь возможные версии "чудесного спасения" (тем не менее, историкам известен, по крайней мере, один ЛжеИван). Кроме того, убивая Ворёнка, Романовы рассчитывали, таким образом, задним числом дезавуировать лжедмитриев: ведь не может же закончить свою жизнь столь "воровским" способом природный внук Ивана Грозного!

Муза истории Клио, несомненно, самая мрачная и злопамятная из всех муз: завязанные ею кровавые узлы иной раз развязываются через века не менее кроваво. Смертью детей в прологе и эпилоге Смуты дело не закончилось: бессудной казнью одного невинного мальчика началось царствование Романовых, бессудной казнью другого оно через три столетия и завершилось. Пуля и штык, убившие цесаревича Алексея Николаевича, были прямыми потомками верёвки, триста лет назад удавившей Ивана "Ворёнка".

Мне по-человечески жаль и убитого цесаревича Алексея, и повешенного Ивана "Ворёнка" - они всего лишь дети. Им просто не повезло оказаться на самом острие российского политического кризиса.

В Смутные времена на вершину государственной власти нередко взбираются совершенно неожиданные персонажи, главными качествами которых являются решительность, смелость и авантюризм.

В разгар русской Смуты начала XVII века Россия на непродолжительное время оказалась во власти человека, споры о личности которого идут по сей день, и гордой польской красавицы, готовой на всё ради царской короны. И пусть их правление было недолгим, след в истории они оставили на века.

В конце XVI века, после смерти Ивана Грозного , Россия оказалась перед угрозой династического кризиса. На трон взошёл Фёдор Иоаннович , средний сын Грозного, не отличавшийся крепким здоровьем и не имевший наследников.

Кроме Фёдора Иоанновича, оставался только один претендент на престол из правящей династиицаревич Дмитрий , сын Ивана Грозного от Марии Нагой . Царевич вместе с матерью и окружением был отправлен в Углич, который был отдан ему во княжение.

Строго говоря, Дмитрий Иванович не мог претендовать на престол, так как был рождён от шестого или, по другой версии, седьмого брака Ивана Грозного, который не был признан церковью.

В мае 1591 года Дмитрий Углицкий погиб при невыясненных обстоятельствах — по одной версии, в результате несчастного случая, по другой, став жертвой убийц.

«Чудесно спасшийся» неизвестный

После гибели Дмитрия и смерти не оставившего наследников Фёдора Иоанновича новым русским царём был избран Борис Годунов , которому молва приписывала организацию убийства маленького царевича.

В то же время по стране ходили слухи о том, что царевич Дмитрий был спасён «верными людьми» и со временем вернётся, чтобы занять трон.

Подобные слухи особо активно распространяли противники Бориса Годунова, рассчитывавшие с их помощью добиться свержения царя.

В 1603 году на фоне трёхлетнего голода в России, повлёкшего гибель сотен тысяч людей и сильное недовольство Борисом Годуновым, в Польше появился человек, объявивший себя «чудесно спасшимся» русским царевичем Дмитрием.

Согласно материалам расследования, проведённого по приказу Годунова, «царевичем» был беглый монах Григорий Отрепьев , сын галичского дворянина Богдана Отрепьева . Григорий был близок к семейству бояр Романовых , служил дьяком в Чудовом монастыре, одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове . Всё это позволило собрать ему нужные сведения для того, чтобы сделать собственную легенду правдоподобной.

Несмотря на то, что версия, представленная комиссией, созданной по приказу Бориса Годунова, большинством исследователей признаётся наиболее убедительной, стопроцентной уверенности в том, что самозванцем был именно Григорий Отрепьев, нет. Поэтому человека, появившегося в Польше в 1603 году, чаще всего называют Лжедмитрием I.

Григорий Отрепьев. Фото: Public Domain

Роман по расчёту

Лжедмитрий, устроившись в городе Брагин на службу к князю Адаму Вишневецкому , через некоторое время «открылся» ему, заявив, что является наследником русского престола.

Адам Вишневецкий вместе с родственником Константином Вишневецким взялись опекать «царевича». Поляки вряд ли поверили в высокое происхождение Лжедмитрия, однако хотели его использовать для реализации собственных амбициозных планов, заключавшихся в завоевании части русских территорий.

В 1604 году Константин Вишневецкий повёз Лжедмитрия в Краков, чтобы представить его королю Речи Посполитой Сигизмунду ІІІ . По пути Вишневецкий заехал в Самбор к своему тестю, воеводе сандомирскому Юрию Мнишеку , представив ему Лжедмитрия. В Самборе Лжедмитрий познакомился с семейством Юрия Мнишека , в том числе и с его младшей дочерью Мариной Мнишек .

Юрий, он же Ежи Мнишек, был по натуре авантюристом. Его финансовые дела шли неважно, и в затее Вишневецких он увидел прекрасную возможность их поправить. Тем более, Лжедмитрий неожиданно стал оказывать знаки внимания его дочери Марине.

Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у «царевича» в этом случае не было. Неказистый внешне «наследник русского престола» просто влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу.

Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве. Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу.

Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Гравюра Г. Ф. Галактионова начало XIX века. Фото: Public Domain

Это изменило отношение Марины к воздыхателю, и она проявила к нему свою благосклонность.

Большие обещания

На частной аудиенции Сигизмунд III «приватно» признал Лжедмитрия наследником Ивана IV, назначил ежегодное содержание в 40 тысяч злотых и позволил вербовать добровольцев на польской территории. В ответ от Лжедмитрия были получены обещания после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костёлы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать Сигизмунда в его притязаниях на шведскую корону.

Лжедмитрий в Польше вообще был щедр на посулы и обещания. Для того чтобы добиться согласия на брак с Мариной, он тайно принял католичество, пообещал выплатить Юрию Мнишеку 1 млн злотых, не стеснять будущую жену в вопросах веры и отдать ей «вено» — Псков и Новгород, причём города эти должны были остаться за ней даже в случае её «неплодия», с правом раздавать эти земли своим служилым людям и строить там костёлы. Вдобавок самому Мнишеку была обещана также Чернигово-Северская земля без 6 городов, которые передавались Сигизмунду III, а Смоленская земля разделялась между королём и Мнишеком.

После этого состоялась помолвка Лжедмитрия и Марины Мнишек, а сама свадьба была отложена до момента занятия «царевичем» московского престола.

В этот момент в успех предприятия не верили многие даже в Польше. Коронный гетман Ян Замойский открыто называл Лжедмитрия самозванцем, полагая, что вся эта авантюра ничем хорошим не закончится.

Заочный брак царя

В августе 1604 года наёмное войско Лжедмитрия I, собранное Вишневецкими и Мнишеком, вступило в пределы Русского государства. Война шла с переменным успехом вплоть до смерти в апреле 1605 года Бориса Годунова. После этого сын Годунова Фёдор оказался не в состоянии удержать власть, армия и дворянство перешли на сторону Лжедмитрия. В начале июня 1605 года в Москве были убиты Фёдор Годунов и его мать, а также многие их сторонники, после чего 20 июня Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.

30 июля 1605 года самозванец был венчан на царство, что является уникальным случаем в российской истории.

Добравшись до престола, Лжедмитрий, к неудовольствию Сигизмунда III, не спешил выполнять ранее данные обещания по передаче земель и превращению России в католическую страну.

Иное дело Марина — её он действительно хотел видеть своей царицей.

22 ноября 1605 года в Кракове состоялась пышная церемония заочного бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, на которой жениха представлял специальный посол Афанасий Власьев .

Заочное обручение Марины и Димитрия в Кракове в 1605 году. Фото: Commons.wikimedia.org / Shakko

Весной 1606 года Марина Мнишек вместе с отцом в сопровождении большой свиты отправилась в Россию. Её встречали торжественно, как подобает царице. 3 мая Марина въехала в Москву и встретилась с мужем.

10 дней царицы Марины

Наплыв поляков и надменное поведение Марины не понравились москвичам, однако Лжедмитрий не обращал на подобные мелочи внимания.

Предстояло венчание и коронация Марины. Но тут возникло затруднение — ревностной католичке, которой её духовные наставники в Польше поручили добиваться перехода России в «римскую веру», необходимо было пройти через православные обряды.

И тут Марина показала свой характер, ради короны наплевав на все догмы и принципы и венчавшись по русскому обряду.

Счастливая жизнь Марины Мнишек в качестве русской царицы продлилась десять дней. Недовольство и брожение в народе относительно польского засилья при дворе Лжедмитрия, а также надменной полячки в качестве царицы было умело использовано организаторами нового переворота, во главе которого встал Василий Шуйский .

В помощь заговорщикам было и затянувшееся празднование свадьбы, во время которого приезжие поляки вели себя, мягко говоря, вызывающе.

Русское милосердие для польской красотки

27 мая 1606 года против Лжедмитрия вспыхнул мятеж, участники которого объявили, что «царь не царь, а самозванец». Лжедмитрия такой поворот застал врасплох. Он бежал, бросив жену на произвол судьбы, крикнув ей только что-то вроде: «Дорогая, измена!».

На сей раз удача его покинула — спасаясь от преследования, он выпрыгнул из окна и повредил ногу, попав в руки мятежников. После недолгих издевательств его убили, а затем продолжили глумиться уже над трупом. В конечном итоге изувеченное тело сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону польской границы.

Если Лжедмитрию не повезло, то Марине невероятно посчастливилось. Её, которую тревога застигла в одном исподнем, поначалу попросту не узнали. Ей удалось укрыться в одной из палат, где от расправы спасло лишь мужество охранника, пожертвовавшего своей жизнью в схватке с погромщиками.

Затем на помощь подоспели русские бояре, которые при всей антипатии к Марине не желали её гибели. Свергнутую царицу отправили в дом к отцу, Юрию Мнишеку.

Пришедший к власти Василий Шуйский сослал Мнишеков в Ярославль, где они прожили до июля 1608 года.

В это время Василий Шуйский заключил договор с Сигизмундом III, одним из пунктов которого постановлялось, что Мнишеки возвращаются в Польшу, а Марина более не претендует на русский престол.

М. П. Клодт. «Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле». Фото: Public Domain

Вторая попытка

Но к тому моменту Москва уже была взята в осаду войском Лжедмитрия II . О личности этого самозванца известно ещё меньше, однако его лагерь в Тушине к 1608 году превратился в альтернативную русскую столицу.

В глазах своих сторонников Лжедмитрий II, разумеется, был вновь «чудесно спасшимся» царём Дмитрием Ивановичем, а значит, Марина Мнишек являлась его законной супругой. Чтобы подтвердить это, сторонники самозванца перехватили отправившихся на Родину Мнишеков и доставили их в Тушинский лагерь.

Марина прекрасно видела, что Лжедмитрий II — это не её муж, но за такие откровения её могли убить на месте. Но мало того, теперь от неё требовалось в полной мере исполнять супружеские обязанности. Несмотря на всё своё властолюбие, к такому она не была готова.

Однако Юрий Мнишек, у которого появился новый шанс получить некогда обещанное первым Лжедмитрием, начал уговаривать дочь, убеждать её в необходимости переступить через себя ради торжества католической веры в России…

«Прибытие Дмитрия Самозванца (Тушинского вора) после бегства из Тушина». Картина русского художника Дмитриева-Оренбургского, гравюра Рашевского. Фото: Public Domain

В конце концов Марина сдалась. Это было тяжёлым испытанием — если первый Лжедмитрий был человеком начитанным, имевшим представление о хороших манерах и к тому же пылко влюблённым в неё, то второй Лжедмитрий, человек грубый и недалёкий, рассматривал её исключительно как предмет обихода. Несмотря на это, Марина даже родила от него ребёнка, который был объявлен царевичем Иваном Дмитриевичем .

В декабре 1610 года Лжедмитрий II был убит в Калуге. Польский король Сигизмунд III предлагал Марине отказаться от притязаний на московский престол, взамен получив власть над одним из двух городов — Самбором или Гродно.

Мать «наследника престола»

Но Марина, немало пережившая в России, отказалась подчиниться, настроив против себя и поляков. Её козырем был сын, который в глазах многих являлся царевичем Иваном Дмитриевичем, законным наследником русского престола.

Её главной опорой стал атаман донских казаков Иван Заруцкий , ранее служивший Лжедмитрию II. Марину тянуло к этому сильному человеку, который стал, как принято сейчас говорить, её гражданским мужем. Есть версия, что Заруцкий был настоящим отцом Ивана Дмитриевича.

Марина и Заруцкий, закрепившись в Калуге, рассылали по России грамоты с призывом объединиться вокруг «царевича Ивана Дмитриевича». Затем в 1611 году они перебрались в Коломну.

Несмотря на то, что ряд городов присягнул Ивану Дмитриевичу, широкой поддержки Марина Мнишек и Заруцкий не получили. За маленьким «царевичем» закрепилось прозвище Ворёнок.

После того как ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина взяло Москву, мечты Марины Мнишек о русском престоле если не для себя, то хотя бы для сына, окончательно рассыпались.

Земский собор 1613 года избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова . Заруцкого, не признавшего это решение, объявили врагом государства и направили против него войска.

Проклятие обречённой

Атаман и Марина Мнишек стали терять поддержку сторонников. Они отступали на юг страны и к концу 1613 года достигли Астрахани. Друзей у них становилось всё меньше, а врагов всё больше. Весной 1614 года их осадили в Астраханском кремле.

«Бегство Марины с сыном». Художник Леон Ян Вычулковский. Фото: Public Domain

Последним убежищем Марины Мнишек с сыном и атамана Заруцкого в мае 1614 года стал Медвежий остров на реке Яик, где они были захвачены стрелецким головой Гордеем Пальчиковым и головой Севастьяном Онучиным .

В июле 1614 года все трое были доставлены в Москву. Новые власти стремились поскорее покончить с остатками Смуты, поэтому с пленниками не церемонились. Атамана Заруцкого после пыток посадили на кол. Отобранного у Марины сына, которому было всего три года, в декабре 1614 года повесили около Серпуховских ворот Москвы. По утверждению современников, петля не затянулась на шее мальчика, и он погиб от холода лишь несколько часов спустя.

О судьбе самой Марины Мнишек достоверных сведений нет. Известно, что польским послам в конце 1614 года было заявлено, что «Маринкин сын казнён, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла».

По легенде, Марина Мнишек содержалась в заточении в Круглой башне Коломенского кремля, которая впоследствии стала именоваться Маринкиной.

В России за этой женщиной закрепилась очень дурная слава. Говорили даже, что она умела обращаться в ворону и вылетала из своей темницы, когда ей этого хотелось.

Ещё одна легенда гласит, что перед смертью Марина прокляла весь род Романовых, предсказав, что их убийства будут продолжаться до тех пор, пока не будет уничтожен весь царский род. В подобное проклятие со стороны женщины, у которой Романовы отняли всё, в том числе маленького сына, вполне можно поверить.

С другой стороны, Марина Мнишек сама выбрала свою судьбу. Ввязавшись в борьбу за власть, она проиграла в ней. А к проигравшим в подобной схватке редко проявляют снисхождение.