Тайные залы эрмитажа. Неразгаданные тайны эрмитажа

Мистика Эрмитажа

Российский Эрмитаж является одним из самых крупных и знаменитых музеев в мире, что неудивительно: ведь этот комплекс занимает больше десятка строений, каждое из которых - памятник истории и архитектуры. Основными элементами этого музейного ансамбля считаются: Зимний дворец (бывшая резиденция русских императоров), Эрмитажный театр, а также здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей.

Кстати, практически каждый зал и даже коридор вышеупомянутых зданий - тоже экспонаты, ведь они были свидетелями многих исторических событий и «наблюдали» немало интересных фактов из жизни монарших особ и их приближенных. Взять хотя бы Зимний дворец - именно в нем скончался Александр II, получивший смертельные раны после покушения народовольцев. А за год этого дворец пережил сильный взрыв, который также устроили член движения «Народная Воля», пытаясь добраться до императора.

Разумеется, такое богатое прошлое музея не могло не породить множество легенд о призраках Эрмитажа. Не забыты и духи живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, попадаются им на глаза.

Особенно часто рассказывают о последнем хозяине Зимнего дворца императоре Николае II. Музейщики уверяют, что по вечерам, когда стихает гомон туристов, в темной галерее среди старинных шпалер и гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по стертому паркету.

В Эрмитаже сегодня обитает и другое знаменитое привидение. В темном коридоре появляется время от времени призрак Николая I. Его легко можно узнать по прямой осанке, золотым эполетам и ледяному взору… И хотя он предпочитает хранить молчание, не снисходя до общения с простолюдинами, все с первого взгляда понимают, что перед ними - царственная особа.

Говорят, что в коридорах и залах Эрмитажа вообще бродит много неуспокоенных душ и странных теней: то дама под вуалью, то молчаливый великан. Главное - не бояться и не беспокоить призрачных гостей - тогда они не причинят вреда.

Кстати, знаменитые эрмитажные кошки тоже нередко замечают нечто «невидимое»: бежит, например, котяра - и вдруг остановится, уставится куда-то в потолок и напряженно прислушивается. Или внезапно вся пушистая стая разбегается врассыпную, как будто бы кто-то идет, а в дверном проеме - ни души.

Из книги Дневник одного гения автора Дали Сальвадор

Приложение 4 ДАЛИАНСКАЯ МИСТИКА ПЕРЕД ЛИЦОМ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ После первой мировой войны, словно сметающий все на своем пути бурный прилив, внезапно нахлынуло сюрреалистическое движение. Бок о бок с возрождением воображения (и по необходимости связанная с ним, дабы дать

Из книги Ария: Легенда о динозавре автора Трой Дилан

МИСТИКА ИЛИ СОВПАДЕНИЯ? «ВСЕ,ЧТО БЫЛО, - РОК МОЙ… ВСЕ, ЧТО БУДЕТ, - КРЕСТ МОЙ…» Вообще, надо сказать, что заигрывания с нечистой силой (осо бенно если они серьезные, философски обоснованные и мало напоминают детский сад некоторых околотрэшевых групп) обязательно

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

Глава III МИСТИКА БОМБЫ Русские эсеры действовали в ту пору в двух независимых направлениях – готовили теракты и вели пропаганду. Они считали себя наследниками «Народной воли», но, опасаясь того, что их партию будет ждать судьба народовольцев, чья деятельность в конце

Из книги Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы автора Левицкий Геннадий Михайлович

Мистика в Вавилоне Нельзя оставить на свете голову, на которой была царская диадема. Квинт Эппий Флавий Арриан. Поход Александра Александр был уже не тем восторженным отроком, что завидовал успехам отца и печалился, что на его долю останется мало великих дел. Смертельно

Из книги Любовь Полищук. Безумство храброй автора Стронгин Варлен Львович

Глава четвертая Против течения, к тайнам «Эрмитажа» Миграция между артистами эстрады и театра существовала с давних времен, с того момента, когда возникли эти концертные организации, и носила в основном односторонний характер – из театра на эстраду, где артисты могли

Из книги Бейкер-стрит на Петроградской автора Масленников Игорь Федорович

Глава восьмая Советская мистика В тот год, когда в театре «Эрмитаж» (тогда «Миниатюр») начались разговоры о постановке грандиозного романа, постановке еще никем невиданной, должной потрясти мир, если не весь, то советский, в помещении театра, вокруг него и с его актерами

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

РИМСКАЯ МИСТИКА Янковский опять у меня на пути. - Корова не знала, что ее убьют. - Прикосновение понтифика. - Я торгую «Холмсом» и «Пиковой дамой». - Осенняя роскошь.Настоящие тайны, даже мистика, подкараулили меня далеко от дома - в Италии.Октябрьским днем 1982 года я

Из книги Ошо: Будда-хулиган, который «никогда не рождался и никогда не умирал» автора Раджниш Бхагван Шри

Завоеватель и мистика победы При известии о победе при Тапсе в честь Цезаря на Капитолии были установлены изваяние и колесница, что являлось исключительной почестью.В 48 году после Фарсала Цезарь уже удостоился ряда изваяний, но то, что было сооружено на Капитолии,

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Я живу в ту войну. Поисковые рассказы автора Ивакин Алексей Геннадьевич

Из книги Григорий Перельман и гипотеза Пуанкаре автора Арсенов Олег Орестович

Васант Джоши Ошо История жизни независимого мистика

Из книги Загадки советской литературы от Сталина до Брежнева автора Оклянский Юрий Михайлович

10. ПОИСКОВАЯ МИСТИКА 2008. Старая Русса.- Знаешь, как понять - курил боец или нет?- Не понял...- Когда могила сделана - прикуриваешь сигарету, втыкаешь ее в могилу и смотришь.- И что?- Смотри...Петрович достает сигарету. Прикуривает. Делает затяжку. Втыкает сигарету в землю

Из книги автора

Часть 4. Мистика топологических абстракций «Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощущений что-либо распознать, все равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания

Из книги автора

СУПРУЖЕСТВО И МИСТИКА ЛЮБВИ Черты личности, а тем самым отчасти и профиль будущей человеческой судьбы в какой-то мере закладываются в детстве.Федин происходил из религиозной семьи. Его отец - сын крепостного крестьянина, после двадцати лет на побегушках в торговых

Саркофаг (""Гробница Гомера""). Ахилл среди дочерей Ликомеда. Древний Рим. II в. н. э. Мрамор. Этот саркофаг находится в зале Юпитера в Эрмитаже.


Интересна история приобретения этого саркофага, вывезенного из Средиземноморья в ходе 1-й Архипелагской экспедиции графа Г. А. Орлова-Чесменского (1769-1774) либо с о. Андрос, либо с о. Хиос. Владельцем саркофага стал граф Александр Сергеевич Строганов, впоследствии - президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки, «заводитель дел необыкновенных». Это приобретение сразу выдвинуло Строганова среди коллекционеров на первый план. Саркофаг был привезен в Петербург и поступил в Строгановский дворец. В описании своей художественной галереи сам А.С.Строганов так повествует об этом событии: «В первую турецкую войну 1770 г., когда русское оружие торжествовало на морях, русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: “Не памятник ли это Гомера?” Эта фраза стала переходить из уст в уста, и без всякого основания, все заключили, что я владею гробницею Гомера».
Гробница Гомера — красивая историческая легенда, такая же, как Атлантида или золото Трои из коллекции Генриха Шлимана. За ее несметными богатствами авантюристы гонялись по свету не одно столетие. Величайший из них — граф Калиостро — искал древнегреческий саркофаг даже в Петербурге. Забавно, что журнал "Минерва" в 1807 г. сообщал, что вместе с саркофагом были найдены также скелет и чернильница Гомера.

Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.
«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812)


Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.


Начнем осмотр саркофага с правой стенки. На ней изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием. Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)


Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.


Сначала вспомним историю Ахилла, предшествующую сцене, изображенной на фронтальной стенке саркофага. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя. Теперь полюбуемся фронтальной стенкой саркофага. Сцена представляет Ахилла, стремительным движением схватившего оружие, и Дейдамию - дочь Ликомеда, его возлюбленную, в страхе павшую на одно колено.


Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.


Таким образом, композиция передней стенки саркофага была свободная, динамичная, но уравновешенная. Действие, стремительное в центре, постепенно замирает и заканчивается спокойно стоящей фигурой Диомеда, с одной стороны, и сидящей в кресле дочерью Ликомеда, с другой. Композиция, несомненно,заимствована и повторяет какой-то прославленный памятник монументальной живописи. Свободное расположение фигур на гладком фоне дает возможность показать живой жест, движение и этим усилить выразительность сцены. Комбинируя одетые и полуобнаженные фигуры, мастер, не применяя сложных приемов обработки камня, добивается разнообразия его поверхности и игры света и тени. Стремясь к большей естественности, он чередует стоящие и сидящие фигуры.
Сотрудники отдела античного мира Эрмитажа изучили саркофаг с барельефом «Ахилл на Скиросе» и абсолютно уверены: по манере исполнения и даже складкам на одежде героев можно утверждать, что античная гробница относится ко II веку нашей эры. Знатный житель греческого острова, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.


У саргофага есть неразгаданная тайна - его задняя стенка не соответствует по стилю лицевой. На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой. Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.



В национальном римском музее, который расположен в термах Диоклетиана, есть мраморный саркофаг, 2-й половины 3-го века нашей эры, на фронтальной стенке которого изображен Хирон, обучающий Ахилла.


Юный Ахилл в руках держит кифару.

Напоследок еще два саркофага из Лувра с изображениями Ахилла среди дочерей Ликомеда,



Войтех Замаровский «Боги и герои Античных сказаний» Словарь перевод с чешского Ю.В.Преснякова Москва Изд. «Республика» 1994г.

Каждый бывал в Эрмитаже, в здании главного штаба.
Но никто никогда не был в корпусах напротив. Никто не знает что там.
Но сейчас мы развеем тайну и проникнем в секретные места.


В этом нам поможет сотрудник Эрмитажа - Виктория.


Внутри здание овеяно тайной. В узких проходах и на лестницах никого нет.



Оказывается внутри есть секретные дворики.


Выяснилось, что здесь проходят выставки. И порой весьма интересные. фотосьемка строго запрещена.


Но я втихаря поснимал. Это выставка фотографий реставраторов Эрмитажа за работой.



Здесь же проходила выставка фотографа. Он договорился с охраной и по-ночам, когда никого нет,
ходил по Эримитажу и в сумеречном свете делал черно-белые фотографии. Потом распечатал
их размером 2х3 метра и повесил здесь. Получилось очень интересно.


Призраки.


Лестница не лишена пафоса.

На втором этаже залы оказались более барочными.

Здесь я наткнулся с большому удивлению на коллекцию плакатов хадожников А. Муха,
Тулуз-Лотрек. Оказывается их афиши на самом деле размером полтора на два метра.
Это очень популярные работы. Я был поражен, их здесь никто никогда не увидит.
За мной по пятам ходила бабушка и не давала фотографировать.


Вид из окна на площаь.

Закончив экскурсию мы прошли во двор Эрмитажа. Там была выставка разрисованных львов.

Березка


Маковый беспредел.

Ангел Петербурга. Характерно, что правое крыло отвалилось.

Этот называется "Тотем над Невой"


Моряк. Черной краски на полоски и штаны на хватило.
Художник так и не определился что делать с шаром.


Мне сказали что это все рисовали дети.

Но я не поверил.


С аркофагов в Эрмитаже много. Но в зале Юпитера есть уникальный саркофаг. Это неразгаданная до сих пор загадка Эрмитажа - возможно сама «гробница Гомера».

Гробница (саркофаг) была вывезена с острова Андрос (возможно с острова Хиос) в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки и «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне.

При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).

Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя.

В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.

Впрочем, возможно «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.

На правой стенке изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием.

Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)

Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.

Перед осмотром передней (фронтальной) стенки стоит вспомнить Ахилла и его судьбу:
Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя.

На фронтальной стенке саркофага виден Ахилл, который стремительным движением хватает оружие и Дейдамия - дочь Ликомеда, его возлюбленная, в страхе павшая на одно колено.

Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.

Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага.

На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой.

Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.

Каким образом, где и когда эти стенки соединились - непонятно. Учитывая нестыковки и различные мнения, является ли данный саркофаг "Гробницей Гомера" или нет - вопрос до сих пор нельзя считать закрытым.

(С) Сайт Эрмитажа, Википедия и другие места интернета.

Один из самых зловещих экспонатов Эрмитажа - статуя египетской богини Сехмет. Раз в году в полнолуние на коленях фигуры якобы появляется кровавая лужица. Замечает её только охрана - к утру жидкость успевает высохнуть. По другой версии, влага выступает не каждый год, а лишь накануне каких-то больших бед и потрясений. Вообще Сехмет - богиня кровожадная и суровая, покровительствовала войне и палящему солнцу. Согласно мифу, она хотела уничтожить род людской, но вмешались другие боги. Они разлили красное вино, которое Сехмет приняла за кровь и принялась жадно пить, после чего опьянела и заснула.

Дворцовая площадь, д. 2

В Египетском зале Эрмитажа хранится мумия жреца Па-ди-иста - уникальный экспонат, которому более трёх тысяч лет. У людей впечатлительных он может вызвать отвращение, а иногда и довольно странные видения. В 2004 году одна смотрительница заявила, что мумия оживает. По её словам, на левом плече жреца внезапно начала сокращаться мышца, а потом там появился нарост размером с орех. Через несколько дней он пропал, и мумия больше не двигалась. Эта история только подогрела интерес публики к загадочному экспонату.

Часы «Павлин» - визитная карточка Эрмитажа, посмотреть на них съезжаются тысячи туристов со всего мира. В 1777 году их купил князь Григорий Потёмкин, чтобы сделать подарок для Екатерины Второй. Но сюрприз не удался: часы сильно пострадали при перевозке и ко двору попали в нерабочем состоянии. Реанимировать механизм князь поручил гениальному русскому мастеру Ивану Кулибину. Тот разобрал часы, понял их устройство, починил и заново собрал, добавив некоторые детали. Оживающий «Павлин» произвёл фурор при дворе. Когда часы заводили, птица распускала хвост, поворачивалась спиной к публике, ненадолго так замирала и возвращалась в исходное положение. По одной из версий, этим жестом Кулибин хотел выразить своё отношение к правящему дому.

Об одном интересном случае в стенах Эрмитажа написал Михаил Веллер в «Легендах Невского проспекта». Секретарь обкома выдавал замуж дочь и решил украсить свадебный стол царским золотым сервизом из запасников. О его возмутительных планах якобы узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. Когда группа товарищей из Смольного приехала в Эрмитаж, их встретил рыцарь в гремящих латах и с мечом. Но потом вышла промашка - в те времена залы музея охраняли овчарки, которые накинулись на воителя. У конника было только одно незащищённое латами место, куда и вцепились собаки. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению сервиза оказалась провалена.

По легендам, под Эрмитажем есть множество подземных ходов, которые соединяют дворец с другими местами. Один из них, как считается, ведёт к - балерины Мариинского театра, которая была известна романтическими связями с мужчинами из царской семьи. Другой тайный ход начинается за престолом в Малом тронном зале и связывает Эрмитаж с . Согласно преданию, перед смертью каждый император видел тень своего предшественника, выходящую из-за трона.

Ореолом загадок окутана восковая фигура Петра Первого, которую горожане иронично называют чучелом царя. По одной из версий он оживает только по ночам, но многие утверждают, что свели знакомство с императором днём. По словам гостей музея, восковой правитель вставал, кланялся и указывал на дверь - видимо, хотел сказать, что пора бы и честь знать. Внутри фигуры действительно спрятаны шарниры, которые позволяют сажать её в кресло и ставить на ноги. Но никаких механизмов, которые приводили бы её в движение, реставраторы не нашли.

Исполняющие желания атланты

Десять фигур атлантов поддерживают портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. Петербуржцы уверены, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания. Возможно, такое поверье пошло ещё со времён блокады Ленинграда, когда снаряд угодил прямо в портик. Атланты сильно пострадали, но выстояли. Теперь к несгибаемым колоссам приходят люди со своими чаяниями. Если вы хотите заручиться поддержкой гиганта, то дотянитесь до большого пальца правой ноги и загадайте желание.

Миллионная ул., 35

В Эрмитаже выставлена авторская копия «Чёрного квадрата» 1932 года. Первую версию картины Малевич создал в 1913 году для оперы «Победа над солнцем». Чёрный квадрат был полной противоположностью красному солнечному кругу, он символизировал подчинение природы человеку. Споры вокруг «иконы безбожного времени» не утихают и сейчас, но одно несомненно: «Чёрный квадрат» обладает мощной энергетикой. Кто-то рядом с картиной падает в обморок, кто-то, напротив, приходит в сильное возбуждение. Впрочем, многих посетителей он оставляет равнодушными или пробуждает только эстетический интерес.

В зале Юпитера хранится несколько античных гробниц, и одна из них, как утверждает народная молва, принадлежит Гомеру. Саркофаг привезли из экспедиции графа Орлова-Чесменского и показали Александру Строганову - страстному коллекционеру диковинок. Он окрестил памятник «гробницей Гомера», это название стало переходить из уст в уста и окончательно закрепилось. Но это не более чем красивая легенда. Учёные выяснили, что гробницу сделали во II веке нашей эры, а Гомер жил на несколько столетий раньше. Но это не объясняет другой загадки памятника: почему задняя и лицевая стенки выполнены в разных стилях? До сих пор неизвестно, была гробница такой изначально или её переделывали.

Другой загадочный предмет античной коллекции - золотая посмертная маска из погребения Рескупорида. В 1837 году в Керчи археологи обнаружили каменный саркофаг с женским скелетом. Останки были усыпаны украшениями, череп венчал золотой обруч, а лицо прикрывала маска. Археологи предположили, что это гробница жены царя Рескупорида. Такая точка зрения была общепринятой до середины XX века, а после Второй мировой войны учёные засомневались. Некоторые из них считают, что гробница принадлежала самому царю. Чьё же лицо скрывала золотая маска, неизвестно до сих пор.

Эта история вполне реальная, но всё равно удивительная. Несмотря на революцию, Гражданскую войну и страшную блокаду, в Зимнем дворце уцелело несколько окон с дореволюционными стёклами. На одном из них рядом с Малахитовой гостиной нацарапана надпись: «Ники смотрит на гусар». Её сделала императрица Александра Фёдоровна, подразумевая императора Николая Второго. Рассмотреть «граффити» вряд ли получится: оно находится довольно высоко и скрыто занавеской.

Петербуржцы любят рассказывать истории о призраках, которые живут чуть ли не в каждом дворце. В Эрмитаже обычно встречают членов царской фамилии, чаще всего - императора Николая Первого. Туманная фигура показывается только по ночам и явно не жаждет общения с простолюдинами. Впрочем, царственной особе говорить необязательно: призрака Николая Первого узнают по военной выправке и мундиру с эполетами. Ещё ходят байки о персонажах разных картин, которые будто бы оказались в нашей реальности и ищут дорогу назад.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵