Традиции российского образования. Устойчивое развитие и сохранение. развитие навыков работы в команде

Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Исходя из этого образование -- способ передачи социально-культурного опыта человечества, одним из основных компонентов которого является наука. (5, с.186)

В любом образовании очень многое возлагается на память, на процесс знания, хранения и воспроизводства традиции, на повторение прошлого.

Традиция, в отличие от памяти, работает с историческим прошлым, с прошлым когда-то бывшего, с прошедшим настоящим. Традиция не дает прошлому пройти, она стирает грань между прошлым и настоящим, она хранит присутствие реального прошлого в длящемся настоящем. (4, с.123)

Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей -- мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узкооперационально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания -- человеческое достоинство -- в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, -- в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели.

В постсоветской России можно наблюдать два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.

Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования - обеспечить историческую преемственность поколений -- сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.

Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение следующих содержательных элементов:

  • 1. Опыт трудовой деятельности;
  • 2. Опыт творческой деятельности;
  • 3. Ценности и смыслы традиции;
  • 4. Опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
  • 5. Опыт духовной жизни, условия, обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.

Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке Закона об образовании, как система учреждений, образовательных программ и управления.

Человека воспитывает культура - совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.

Однако институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль. Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она передает не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче противоречащие традиционным, -- она становится инструментом разрушения традиции.

Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на определенном включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдипломным. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель -- системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.

Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.

Подводя итог этому краткому обзору тенденций, поисков, неизбежных конфликтов между неизведанным и привычным в трудном и противоречивом процессе перехода к новой эпохе развития российского общества и его образовательной сферы, можно утверждать, что этот итог - в целом положительный. Надежду на лучшее поддерживает уже то, что есть возможность свободно обсуждать и оценивать происходящее. Все больше людей, и педагогов в том числе, приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Факультет биологии, географии и химии

Традиции в педагогическом образовании

Выполнила студентка 1 курса

Трибуц Е.С.

Проверила: Журавлева О.П.

Красноярск, 2015

воспитание педагогический дистанционный обучение

Введение

1. Традиционное образование

2. Инновации в образовании

Заключение

Список литературы

Введение

Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.

Инновации же -- это новые явления в образовании, возникшие в самый современный (поздний) период его развития

Встречаются такие умозаключения, когда стабильность в образовании выступает как синоним традиций, а, следовательно, стабильность есть негативное явление в образовании. Некорректность подобных рассуждений очевидна.

Таким образом, изучение традиций как устоявшихся элементов и инноваций как новых явлений в педагогике определило проблему контрольной работы.

Актуальность данной проблемы необходимостью создания широкой концепции образования и воспитания, которая бы апеллировала к живому человеку, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека.

Проблема и актуальность позволили сформировать тему по педагогике: «Традиции и инновации в образовании».

Цель работы - изучить традиции и инновации в образовании.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) дать характеристику традиционного образования;

2) выявить сущность инновационного образования;

3) определить критерии педагогических инноваций.

1. Традиционное образование

Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Исходя из этого образование -- способ передачи социально-культурного опыта человечества, одним из основных компонентов которого является наука. (5, с.186)

В любом образовании очень многое возлагается на память, на процесс знания, хранения и воспроизводства традиции, на повторение прошлого.

Традиция, в отличие от памяти, работает с историческим прошлым, с прошлым когда-то бывшего, с прошедшим настоящим. Традиция не дает прошлому пройти, она стирает грань между прошлым и настоящим, она хранит присутствие реального прошлого в длящемся настоящем. (4, с.123)

Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей -- мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узкооперационально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания -- человеческое достоинство -- в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, -- в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели.

В постсоветской России можно наблюдать два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.

Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования - обеспечить историческую преемственность поколений -- сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.

Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение следующих содержательных элементов:

1. Опыт трудовой деятельности;

2. Опыт творческой деятельности;

3. Ценности и смыслы традиции;

4. Опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;

5. Опыт духовной жизни, условия, обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.

Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке Закона об образовании, как система учреждений, образовательных программ и управления.

Человека воспитывает культура - совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.

Однако институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль. Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она передает не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче противоречащие традиционным, -- она становится инструментом разрушения традиции.

Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на определенном включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдипломным. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель -- системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.

Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.

Подводя итог этому краткому обзору тенденций, поисков, неизбежных конфликтов между неизведанным и привычным в трудном и противоречивом процессе перехода к новой эпохе развития российского общества и его образовательной сферы, можно утверждать, что этот итог - в целом положительный. Надежду на лучшее поддерживает уже то, что есть возможность свободно обсуждать и оценивать происходящее. Все больше людей, и педагогов в том числе, приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике.

2. Инновации в образовании

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. АИ. Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведение как процесс целенаправленной деятельности людей-инноваторов.

Изучая теоретические положения инновационного процесса, можно выделить концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени. Этот процесс проходит определенные этапы, различающиеся по видам деятельности, которые обеспечивают создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема подразделения инновационного процесса на этапы:

Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

Этап изобретения, то есть создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, Материальный или духовный продукт - образец.

Этап нововведения, на котором полученное новшество находит практическое применение, его доработка; завершается этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству.

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы:

Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении в новые сферы.

Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его Новым продуктом. (9, с.408)

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современныхтехнологий учитель и воспитатель все более осваивают функцииконсультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. (7, с.492)

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение: инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы u формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.(7, с.492)

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема на изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, то есть результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. (6, с.215)

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только самостоятельном выборе новых программ, учебников но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и реализации.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. (7, с.494)

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающий новый опыт.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую - внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсyтcтвия своевременной информации. В специальных работах В.Е. Гмурмана, В.В. Краевскоro, П.И. Карташова, М.Н. Скаткина и других показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.

В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и пропагандистом новых педагогических идей и технологий. Изучать и распространять опыт отдельного педагога и опыт школы, результаты научных исследований должны группы подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или завуча школы.

Необходимость создания таких групп объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, автор педагогического новшества, или какой-либо конструктивной педагогической идеи или технологии не всегда отдает отчет в их ценности и перспективности. Во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени. В-третьих, новшество в изложении автора не всегда получает обоснованную научную и методическую инструментовку. В-четвертых, при изложении автором своих инноваций и путем их внедрения со стороны учителей-коллег может появиться реакция «отторжения» в силу личностных особенностей, как автора, так и его коллег. В-пятых, указанная группа способна взять на себя функции не только внедрения, но и последующего анализа и коррекции как в отношении отдельного учителя, так и педагогического коллектива. В-шестых, такая группа осуществляет педагогический мониторинг - систематический отбор, отсеивание новых идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы вузов. Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуально-творческих возможностей. (7, с.496)

Таким образом, инновационную педагогическую деятельность преподавателя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса в учебном заведении и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности. В условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности.

3. Критерии педагогических инноваций

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таков может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.(7, с.496)

Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни к организационном, ни в техническом, ни в психологическом отношении. (7, с.497)

Так, четкое представление о содержании критериев педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Заключение

Процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и процесс забывания и многие другие общепсихологические закономерности изучаются в специальном разделе психологии - психологии памяти, являющейся в настоящее время одной из наиболее развитых областей психологии. Все они, безусловно, значимы для любой профессиональной, в том числе и управленческой деятельности.

Общим для всех этих многообразных процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности - с настоящего оно распространяется и на прошлое.

К сожалению, нередко, когда говорят об инновационном пути развития образования (а разве может быть иное развитие?), отбрасывают традиции как таковые. При этом традиции отождествляют с отсталостью, косностью в образовании.

Встречаются и такие умозаключения, когда стабильность в образовании выступает как синоним традиций, а следовательно, стабильность есть негативное явление в образовании. Некорректность подобных рассуждений очевидна.

Традиции, как и инновации, бывают различные, то есть как позитивные, так и негативные. Более корректно, грамотно говорить о диалектическом единстве традиций и инноваций в образовании.

Все больше людей, и педагогов в том числе, приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике.

Инновационную педагогическую деятельность преподавателя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса в учебном заведении и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности. В условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности.

Четкое представление о содержании критериев педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Дистанционное обучение как нововведение получает все большее развитие в мировой образовательной практике, что обусловлено переходом от информатизации образования и других видов деятельности общества его постиндустриального периода развития к построению информационного общества и базируется на успехах развития информационных и телекоммуникационных технологий. Можно с уверенностью говорить о том, что ДО сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться. Ведь для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так и в интеллектуальном.

Список литературы

1. Е.К. Краснухина Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 - с. 215

2. Интернет-журнал "Эйдос". Краевский В.В. Инновации и традиции - два полюса мира образования - 2003.

3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагог. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов - 3-е издание. М.: Школа-Пресс, 2000 - 512 с.

4. Т.И. Симоненко Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 - с.215

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Преимущества альтернативных форм воспитания и обучения дошкольников и их внедрение в дошкольном образовании г. Кунгур Пермского края.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2008

    История становления и развития технологии дистанционного обучения, область его применения, преимущества и недостатки. Сущность и характерные черты технологии дистанционного обучения, её формы и средства. Применение системы руководящих критериев.

    лекция , добавлен 26.05.2014

    Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Научные концепции обучения с применением мультимедиа. Изучение сущности, содержания и видов мультимедиа в образовании. Принципы применения и требования к отбору мультимедийных материалов для обучения иностранному языку. Системы дистанционного обучения.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2013

    Понятие и теория педагогической технологии. Исторические корни технологий воспитания и обучения. Структура и основные качества современных педагогических технологий, их классификация. Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Основные этапы становления и развития педагогических взглядов С. Френе. Сущность и анализ содержания педагогических идей С. Френе. Роль и значение идей С. Френе для современной школы и педагогики. Реализация идей С. Френе в школьном образовании России.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2010

    Неинтерактивные технологии дистанционного обучения. Преподаватель в системе дистанционного обучения. Доступность и открытость обучения. Основные преимущества и недостатки ДО. Развитие дистанционного обучения в РБ. Анализ технических возможностей ДО.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Анализ технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала. Обзор интерактивного взаимодействия учеников и преподавателей в процессе обучения. Характеристика дистанционного обучения, осуществляемого с помощью компьютерных телекоммуникаций.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Описание опыта реализации технологии дистанционного обучения в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского. Возможности применения такого обучения, позитивные стороны данной формы работы для преподавателей и студентов.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Преимущества использования информационных технологий мультимедиа на уроках. Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций. Понятие и технологии дистанционного обучения. Типы учебных материалов, используемых при дистанционном образовании.

Дана сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Именно инновационная деятельностьне только создает основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, способствует личностному росту обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Матузова Светлана Владимировна

Преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова», с. Слобода

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании».

Изменения в характере обучения в последнее время происходят в системе глобальных образовательных тенденции. К ним относятся: массовый характер образования и его непрерывность, значимость для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация процесса образования к потребностям личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и принимать активную позицию в обществе.

Учебный процесс охватывает следующие типы обучения: "поддерживающее обучение" и "инновационное обучение". "Поддерживающее обучение" - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта. Такой тип обучения относится к традиционному. "Инновационное обучение" - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций связан с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Главной целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Данные педагогических исследований показывают, что общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на изложение нового материала, его закрепление учениками, оценивает результаты. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде. Учитель является единственным действующим лицом учебного процесса.

На протяжении ряда последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, создание для обучаемого возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но и активно познавать мир, самому искать ответы. В этом направлении ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.

Традиционная педагогическая система, эффективность которой согласно статистическим исследованиям составляет не более 60%, не может быть реорганизована единовременно по всем параметрам. Требование постепенности - одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере .

Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивное обучение направлено прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, которое гарантирует эффективные результаты в рамках традиционной ориентации. Проблемное обучение направлено на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности на основе рефлексии. Соответствующий поисковый подход к обучению формирует опыт самостоятельного поиска обучаемыми новых знаний и применения их в новых условиях, опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Основными вариантами модели поискового подхода являются модель обучения на основе систематического исследования, игрового моделирования, дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений. Поисковый подход ставит педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся. Обучаемый же играет активную роль участника исследования, игры, дискуссии в учебном процессе.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности . Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания .

Наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-ориентированного подхода, коммуникативно-диалоговой, проектной, учебно-игровой деятельности. Без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Практика показывает, что для реального профессионального роста недостаточно простого знакомства с теми или иными образцами педагогического опыта, ощущения секретов и тонкостей педагогического мастерства. Практическое освоение данных технологий должно давать результат. На занятиях педагог должен заниматься формированием гражданских качеств, социально-ответственного поведения, конструктивного участия в обмене мнениями, ориентировать на внимательное, непредвзятое отношение к событиям, фактам, а это значит, такими качествами он должен обладать сам. Ведь нельзя развивать и формировать у учеников то, что внутренне чуждо или безразлично самому учителю. Возникает проблема профессиональной и личностной готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю.

Какими же качествами должен обладать педагог в современном образовании? Во-первых, испытывать искренний интерес к ученику. Невозможно имитировать терпеливое выслушивание, заинтересованное внимание, стремление узнать его точку зрения, интерес к его суждениям, впечатлениям. Во-вторых, обладать гибкостью в ведении обсуждения, обмене мнениями, сжатому, лаконичному подведению итогов, выражать свои мысли, не подавляя мнение окружающих. В- третьих, быть терпимым. Спокойно воспринимать ошибки в фактах, логике рассуждений. Уметь побуждать учащихся к уточнению мысли без стремления одернуть, оборвать инициативу.

Положительное отношение к личности ребенка, восприятие его мыслей, интересов, чувств, доброжелательность, принятие личности ребенка должно быть приоритетным в образовательном процессе.

Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям .

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.

Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Список литературы:

1. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

2. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php (дата обращения: 22.10.2012)

4. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.

Обращение к рассмотрению соотношения традиций и инноваций в современном образовании является результатом осознания размаха и динамизма происходящих в современной школе преобразований. Мы являемся очевидцами интереснейших процессов, обнажающих способность культуры к самовоспроизведению и внутреннему самодвижению. Важнейшими приметами таких культурно-созидательных процессов в сфере образования является возрождение общественно-педагогического движения в 80-е гг. ХХ столетия, проявившегося в возникновении уникального явления учителей-новаторов и «педагогики сотрудничества» и обусловившего постановку вопроса о необходимости научной разработки педагогических средств гуманизации и гуманитаризации школы. Не меньший интерес в этом плане представляет период 90-х гг., ознаменованный расцветом активности педагогов – создателей альтернативных и авторских школ. Таким образом, способом и механизмом существования современной школы становится ее саморазвитие , источником которого выступает творчество учителей, их инновационная деятельность , реализующаяся в создании школ нового типа, в разработке и введении в педагогическую практику элементов обновленного содержания образования и новых образовательных технологий, в установлении более тесных связей между наукой и практикой, наконец, в изучении и достаточно масштабном использовании мирового педагогического опыта. Как видим, современная образовательная ситуация обнаруживает массовый характер применения нового. В связи с этим обостряется потребность в осмыслении понятий «новшество», «инновация», «инновационный процесс» и др., а также в постижении особенностей процесса распространения инноваций в образовании.

Слово «инновация» (innovatio) имеет латинское происхождение, и в переводе оно означает «возобновление», «изменение», «обновление», «введение чего-либо нового». Понятие «инновация» (нововведение) определяется и как новшество и как процесс введения этого новшества в практику (инновационный процесс).

Инновация (нововведение) в той или иной сфере жизни и деятельности человека – это целенаправленное изменение, связанное с созданием, распространением и использованием новых относительно стабильных элементов, называемых новшествами . Целью такого нововведения является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами , что приводит к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности. Важно отметить, что инновационный процесс предполагает не вообще какие-то изменения, т.е. новшества ради новшеств, а только такие, которые обеспечивают появление качественно иного состояния , пересмотр устаревших норм и положений, способов действия, а зачастую и полный их пересмотр. Следует подчеркнуть, что сущностными характеристиками инновации является ее производность от творческих затрат человека и противоречивость ее содержания существующей традиции , представляющей устойчивый и значимый компонент культуры.

Содержание традиций в различных сферах жизни человека является базовой характеристикой культуры общества. Наиболее существенными из них овладевает каждый человек в процессе социализации. Роль традиций в культуре определяется тем, что они являются носителями культурного богатства общества, выработанного предшествующими поколениями. Традиции несут в себе содержание, связывающее времена посредством передачи из поколения в поколение аккумулированного опыта с помощью механизмов преемственности. Вместе с тем традиция живет лишь в деятельности людей, которые её осваивают, «пропуская» предшествующий опыт через свое собственное понимание мира, свои цели, стремления, ценности. Тем самым образуется основа для возникновения определенных противоречий с существующей традицией, поскольку творчески-созидательная природа человека не может удовлетворяться только сложившимся порядком вещей. Поэтому любая инновация возникает только в контексте основательно укорененной традиции. При этом сама традиция, породившая инновацию, никогда не остается неизменной. В зависимости от степени творческости инновационных усилий человека традиция может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться, порождая новые традиции. Как видим, традиции и инновации являются взаимонеобходимыми с точки зрения развития культуры. Более того, сама творческая деятельность выступает по существу как творческое развитие традиций, обеспечивающее их непрерывность и обогащение культуры.

Какими же могут быть инновации в области образования? Французский ученый Э. Брансуик различает три возможных вида педагогических новшеств, обусловливающих инновации в образовании:

    полностью новые и ранее неизвестные образовательные идеи и действия; таких полностью новых и оригинальных идей очень мало; в качестве примера можно привести интенсивно разрабатываемую сегодня идею взаимодействия человека и машины и обусловленные этим подходы к организации образования на основе использования нового средства – компьютерной техники;

    самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные и переформулированные идеи и действия, которые приобретают особую активность в определенной социокультурной и образовательной среде и в определенный период; к примеру, в связи с этим можно говорить об идеи дифференциации, которая существенно актуализировала свою значимость и приобрела обновленные способы реализации (в частности, технология уровневой дифференциации или классы педагогической поддержки) сегодня, в условиях повышенного внимания образования к интересам развития индивидуальности ребенка;

    педагогические новшества, обусловленные образовательной ситуацией, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях актуализируются некоторые ранее существовавшие действия и технологии, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех реализующихся в них образовательных идей; например, коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко) или обучение в парах сменного состава, который был разработан в 20-х гг. ХХ столетия Александром Риманом и успешно используется сегодня в связи с вновь возникающей необходимостью решения задач обучения школьников сотрудничеству в условиях обучения.

Анализ инновационных процессов в образовании требует обратить особое внимание на то, что использование нововведений далеко не всегда дает положительный результат. Так, например, использование семинарских занятий в старших классах школы вместо предполагаемого повышения качества результата образования – вывод учащихся на уровень проблемного освоения учебного материала, расширение степени познавательной свободы и переход на диалоговый характер обсуждения выдвинутых на семинарское занятие вопросов – на самом деле зачастую не привносит никаких качественных изменений или даже оборачивается негативными последствиями. Из-за этого некоторые учителя, иногда даже незаметно для себя, сводят методику проведения семинаров к методике проведения урока или зачастую вообще отказываются от семинарских занятий, не видят их специфических особенностей по сравнению с уроком и поэтому не могут обеспечить их должной реализации. Подобная ситуация, как нам представляется, возникает из-за игнорирования ряда обстоятельств, внимание к которым позволяет по возможности снять возникающие затруднения и в большей степени предопределить появление положительного результата образовательных инноваций.

Во-первых , вводимые новшества не всегда являются средством решения задач, актуальных для данного ребенка, данного класса, данной школы . Это объясняется тем, что зачастую реальные противоречия, возникающие у школьников, не выступают истинной причиной образовательных нововведений. В этом смысле небезынтересны результаты исследований, 27 которые, в частности, фиксируют, что доминирующими мотивами обновления педагогической стратегии и тактики для многих учителей является не стремление решать кардинальные проблемы детей и школы, мешающие им развиваться, а стремление апробировать как таковые новые методы и приемы работы, без четкого осмысления их целевого назначения, без понимания концептуальных идей и подходов, реализующихся через них и т. п. По нашим данным более трети опрошенных учителей на вопрос о том, чем продиктован выбор той или иной образовательной инновации, давали примерно следующие ответы: «хочу попробовать …», «завучи требуют нововведений …», «моя коллега так делает …», «методисты ИУУ рекомендовали использовать …» и т.п. Другим не менее распространенным мотивом (около 36% учителей по данным приведенного исследования) является стремление сделать учение интересным для детей. При этом забывается самое главное. А именно, что новые подходы к организации образования могут быть опробованы, но с их помощью не устранены конкретные противоречия и несовершенства, которые и должны стать предметом специальной заботы педагога. Или существует немало педагогических «хитростей», с помощью которых учитель имеет возможность вызвать интерес школьников к учению, однако еще более значимым и важным в педагогическом отношении является вопрос о том, какими средствами это достигалось. Действительно, можно сделать учение ситуативно-привлекательным для учащихся, не обращаясь к глубинным сторонам их личности, когда проявление интереса обусловлено непосредственным влиянием специальных усилий учителя (к примеру, использование занимательных фактов, акцентирование «прагматического» значения изучаемого материала и т.п.). Однако это не может гарантировать перехода интереса на смысловой уровень, превращение его в характеристику устойчивого положительного отношения школьника к учению и, следовательно, качественного обновления его познавательной позиции. Поэтому, осуществляя инновационную деятельность, учитель должен выявить реальные противоречия, характеризующие проявления школьников, и отобрать новшества, ориентированные на их преодоление.

Во-вторых , нельзя не принимать во внимание, что каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и направлено на решение вполне определенных задач. Поэтому нельзя выбирать средства обновления образовательного процесса на основе только личных вкусов, симпатий, по принципу «нравится – не нравится». Взамен требуется грамотный профессиональный анализ ситуации и анализ педагогических возможностей предполагаемых средств ее обновления .

В-третьих , следует подчеркнуть, что любое педагогическое средство имеет две стороны: собственно технологическую , связанную со спецификой используемых действий и операций, и личностную , проявляющуюся в том, что индивидуальные особенности учителя (уровень его профессиональной компетентности, степень коммуникабельности, уровень обаяния и эмоциональности и т.п.) влияют на эффективность его введения в образовательный процесс. Причем отмечались случаи, когда освоение новой идеи с невыраженными педагогическими возможностями давало гораздо больший эффект, нежели ожидалось, если этим занимался педагог-мастер, обладающий мощным внутренним потенциалом и личностной масштабностью. И, наоборот, случается, что потенциально богатая образовательная идея гибнет, попадая в руки к неглубокому профессионалу и неяркой личности. Например, реализация в школе идей развивающего обучения требует не только освоения соответствующей технологии, но и совершенно иных по сравнению с сообщающим обучением личностных проявлений учителя – готовности к сотрудничеству с ребенком, личностной открытости учителя, естественности эмоциональных проявлений, готовности к многовариантности, гибкости в перестройке реального хода образовательного процесса и т.п. Опыт показывает, что если при этом технологический аспект развивающего обучения не усиливается его личностной составляющей, то в результате мы наблюдаем минимальный образовательный эффект, не позволяющий говорить о полноценном воплощении педагогических возможностей развивающего обучения. Поэтому, используя педагогические новшества, необходимо учитывать соответствие личностных характеристик создателей новшеств и их пользователей, ибо личностная сторона педагогических средств оказывает существенное влияние на результативность обновления образовательного процесса.

Таким образом, анализ обстоятельств, обусловливающих грамотное использование в образовательном процессе нововведений, убеждает в том, что не все новое целесообразно отождествлять с прогрессивным и современным. Этот вывод оказывается предельно значимым для нас именно сегодня, когда школа и вся система образования буквально охвачены инновационным «подъемом». В таких условиях учителю важно понимать, что прогрессивны и современны такие методы, формы и средства образования, которые эффективны с точки зрения влияния их на развитие личности школьника. Иными словами, современны все те педагогические средства, которые позволяют учителю оптимальным для школьников путем поднимать их на более высокий уровень образованности, при этом исходить из необходимости оказания ребенку надежной педагогической помощи и поддержки в преодолении противоречий, возникающих в ходе его личностного становления. Поэтому можно сказать, что по своему смыслу понятие «инновация» связано не столько с созданием и распространением новшеств, сколько с изменениями в образе деятельности учителя, в стиле его профессионального мышления, в системе его педагогических ценностей , требующих осознанного обновления педагогических способов действия. В таком контексте вопрос о соотношении традиций и инноваций в образовании приобретает особое звучание: по отношению к чему происходит изменение, от каких профессиональных приоритетов мы отталкиваемся, начиная творческий педагогический поиск, каковы точки отсчета и принципиальная схема нашего инновационного действия. Отвечая на эти и другие аналогичные вопросы самым общим образом, позволим утверждать, что традиции в образовании связаны с просматриванием и истолкованием его через призму просвещенческой образовательной парадигмы, представляющей образование как процесс социализации человека, ядром которого является передача подрастающим поколениям необходимого для жизни социального опыта. Вместе с тем источник инновационных образовательных возможностей лежит сегодня в плоскости гуманистической образовательной парадигмы, ориентирующей педагогическое сообщество на акцентирование не столько адаптационной, сколько окультуривающей миссии образования, центром которой становится обогащение духовных и творчески-созидательных возможностей человека.

Архипова Ольга Валерьевна,доктор философских наук, доцент кафедры гостиничного бизнесаСанктПетербургского государственногоэкономическогоуниверситета(СПбГЭУ), г.СанктПетербург[email protected]

Захарова Марина Валентиновна,кандидат педагогических наук, учитель английского языка ГБОУ школа № 300,г.СанктПетербург[email protected]

Ильина Юлия Борисовна,директор ГБОУ школа № 300, г. СанктПетербург[email protected]

Традиции отечественного образования:осмысление идей сквозь призму современности

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы современного российского гуманитарного образования, осмысливаются традиции российского образования ипути развития в современной культуре.

Ключевые слова:образование, идеи образования, гуманитарность, идентичность. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Образование является органической частью культуры человечества и вместе с тем творит культуру. Культура и образование‬сложное целое. Постижение феномена образования, определение его специфики и раскрытие потенциала для решения комплекса проблем современности приобретают сегодня особый смысл. Одной из важнейших задач становится задача осмысления самой сущностиобразования в широком контексте культуры общества и ее воспроизводства. Ценность и значение образования для современной культуры безусловны. «Современная технократическая компьютерная цивилизация, развитие рынка, потребления, успеха, внешнего обустройства человека неизбежно теснят то, что мы обозначаем как гуманитарное начало» . Теснят и гуманитарное образование... Сегодня мы с досадой констатируем наличие негативных тенденцийи фактов в системе образования всех уровней. Глубокий кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества ‬образование, искусство и науку, привел к фактическому расколу единого материальнодуховного пространства цивилизации, оказывая особенно сильное влияние на состояние и развитие образования, которое все более очевидно теряет свои культурообразующие функции, свое влияние на нравственные составляющие индивидуального и общественного менталитета. Такова реальность. А на реальность нельзя сердиться ‬ее надо изучать, «не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать» (Б. Спиноза). И сегодня назрела необходимость осмысления сущности и специфики гуманитарного образования в современной культуре с позиций аналитических, исследовательских, концептуальных. Особенность положения гуманитарногообразования в современной культуре заключается в том, что старая система доминантных признаков, ценностей ушла в прошлое, а новая еще не оформилась. Сейчас мы находимся в состоянии, когда старая идея образования пошатнулась, стала зыбкой, сделалась принципиально проницаемой для различных, зачастую разнонаправленных влияний, а новая не найдена или не получила еще своего отчетливого звучания. В силу этого затруднены преобразования, не сформированы теоретические и методологические траектории реформ и модернизации сферы образования. В настоящее время опереться на зарождающуюся идею гуманитарного образования еще исключительно трудно. Но‬необходимо. Сегодня «идея образования единственно может скрепить все. Не только конкретная форма образования, но и сама идея‬это ответ на поставленный историей вопрос. И наступает момент, когда на новые вопросы уже не ответишь, опираясь на старые способы действия» .В современной культуре происходят глобальные изменения. По словам Ю.М.Лотмана,«истина эта могла бы показаться тривиальной, если бы частота повторений была пропорциональна глубине понимания... Нам предстоит научиться жить в непривычном для нас мире, мире быстро меняющемся, по сравнению с которым динамический XXвек покажется уютнонеподвижным» . Да, сегодня, прожив одну десятую XXIвека, нельзя не согласиться с этим высказыванием.

Культурная ситуация современности представляетсобой картину постоянного рождения множества и множества форм, явлений, новшеств, феноменов, какментальных, так и духовных, как реальных, так и виртуальных. Мир меняется стремительно,поройне позволяя даже обозначиться рефлексии над происходящим. Трансформации в современной культуре носят как глобальный, так и локальный характер и, как правило, затрагивают «мир вокруг человека»,значительно меняют внешнюю, формальную, технологическую сторону жизни, зачастую оставляя самого человека в растерянности,неприспособленности, неготовности к подобным изменениям. Сегодня, благодаря развитию техники и технологии, человек знаетответ на вопрос «как?», но часто не находит ответы на вопросы «что?» и «зачем?», «ради чего?» в его жизни. И в системе образования сегодня происходят значительныеизменения.Несомненно, растетинтерес к вопросамобразования, проявляются тенденции к популяризации концепции непрерывного образования, появлению многовариантности образовательных моделей и технологий. В тоже время усиливается прагматическая тенденция, когда образование ориентируется прежде всегона подготовку квалифицированного, компетентного специалиста, профессионала. Нужно сказать, что эта идея сегодня популярна как среди учащейся молодежи, так и среди педагогического сообщества. Выражается она в стремлении сделать образование ориентированным преимущественно на запросы рынка, узкоспециализированным, прикладным. Новые системы и модели образования, предлагаемые сегодня обществу, формируются во многом стихийно. Система образования, педагогика, как и другие гуманитарные науки, в большинстве случаев лишены возможности непосредственной практической проверки своих теоретических выводов,или такая проверка требует значительного времени. Тем большее значение приобретают косвенные способы определения степени убедительности концепций и состоятельности образовательных моделей. Среди таких способов ‬теоретическое осмысление сущности и специфики гуманитарного образования в современной культуре, а также соотнесение выдвигаемых предположений, концепций, теорий и моделей с историей мысли и культуры. Думается, можноутверждать,что вообще образование по своей природе гуманитарно. «Действительное образование действительно в той мере, в какой оно гуманитарно»,‬говорит Ю.В. Сенько» . Мы солидарны с этой позицией и полагаем, что подлинное образование негуманитарным быть не может. И так называемая «гуманитарная составляющая» ‬это нонсенс, ставший общимместом образовательных концепций. Никакой «гуманитарнойсоставляющей» нет, образование по сути своейгуманитарно. Не только гуманитарное образование, но и медицинское, техническое, естественнонаучное, военное. Либо это не образование, а чтото другое.

Одним из важнейших признаков гуманитарного образования является его мировоззренческая направленность. Гуманитарное образование, в отличие от прагматического обучения, призвано не только и не столькопередавать и интерпретировать согласно актуальным представлениям систему знаний о мире, сколькоформировать личностное мировосприятие человека, выстраивать собственно мир личности. Неслучайна, повидимому, метафора, нередко употребляемаяв истории педагогической мысли, когда образование сравнивают с возведением здания, строительством. В гуманитарном понимании подлинное образование ‬это действительносозидательная деятельность по «строительству» личности и миракак пространства для выявления и реализации внутреннего смысла существования человека.

В образовании сегодня идут неоднозначные процессы. И современные исследователи дают им свою оценку. Так, подчеркивается, что цели Болонского соглашения ориентированы на создание крупного общеевропейского образовательного сообщества, на повышение качества и привлекательности европейского высшего образования. Однако в ряде случаев правильнее будет идти по своему собственному пути развития. Кроме того, использовать образовательные модели зарубежных стан следует более внимательно, поскольку в этих странах принципиально иная социальноэкономическая среда и совершенно иной менталитет общества. Определение собственного пути развития российского образования не декларация, не лозунг, не поиски своеобразия ради своеобразия. Это насущная необходимость, потому что исторически «русская культура не перенимала, а творчески распоряжалась мировыми культурными богатствами. Огромная страна всегда владела огромным культурным наследством и распоряжалась им со щедростью свободной богатой личности. Да, именно личности, ибо русская культура, а вместе с ней и вся Россия является личностью, индивидуальностью». Сегодняшние примеры прямого заимствования, слепого копирования чуждых отечественной педагогике образцовне имеют ничего общего с творческой интерпретацией. Российская и европейская гуманитарные науки и образование тесно связаны, однако подходы к образованию в них существенно отличаются. Сегодня непродуманная и недостаточно обоснованная политика в сфере реформирования отечественного образования может породить необратимыеи даже катастрофические последствия.Современные реформы отечественного высшего образования во многом показывают свою несостоятельность в силу неразработанности теоретикометодологическихоснов реформирования, недооценки влияния социальнокультурных факторов на сферу образования, тотального пренебреженияк учету специфики исторического развития отечественного высшего образования. В качестве главного ориентира современной политики реформ выбрана система высшего образования «рыночного» типа. Эта система действует в большинстве индустриальных стран мира. Образование в данной традиции понимается как сфера образовательных услуг для удовлетворения потребностей населения и производственных структур, ориентированная на личностный выбор в зависимости от индивидуальных целей, социальных притязаний и финансовых возможностей граждан. Образовательное учреждение «рыночного типа» становится в основном управленческой структурой, предприятием. И это предприятие характеризуетсяпрежде всего«способами отыскания средств для достижения какихто конкретных целей» . Западная модель образования, западный подход к образованию базируются на практических потребностях современного общества, ориентируются на подготовку прикладных специалистов. Характерной особенностью является практическая направленность обучения, где основной акцент делается на специальное образование. Россия таких традиций не имеет. Напротив, ее система образования никогда не была толькосферой производства, инструментом функциональной «обработки» человеческого ресурса,услугой. Образование в России традиционно было делом государства и церкви, определялось идеей образования «совершенного человека», духовного воспитания гражданина. Традиция эта укоренена в русской культуре. В нашей стране образование всегда значило неизмеримо больше обучения.Настоящее подлинное образование в России‬этопрежде всего и изначально просвещение в самом глубоком и точном смысле слова. Заметим, что само понятие «образование»не калька с английского “education”или немецкого “bildung”. Это слово происходит от старославянского «образить»‬придать лик, создать образ, т.е. уже в своей семантике оно несет идею образования, направленного на сотворение человека. Особенность отечественного образования заключается в созданииособого концепта направленности личностина формирование целостного научноматериалистического мировоззрения. Еще одна яркая культурноантропологическая особенность отечественного образования связана с архетипом целостности образования, понимаемой как соединение собственно образовательной, прикладной обучающей, культурноидентифицирующей воспитательной и антропологической развивающей функций. Традиционным для русской культуры всегда было рассмотрениекультуры как «среды, растящей и питающей личность» (отец Павел Флоренский). В отличие от западноевропейской, русская гуманитарная мысль иначе решала проблему смысла человеческого бытия, свободы, любви и т.д. Значение образования в русской культуре определялось направленностью не столько на «ум», «знания», «научение», сколько на «строительство душ и совести человеческой» (Г. Флоровский). Сама же культуракак процесс «индивидуальный и идущий вглубь»изначально «связана с личностью и духом…Культура означает обработку материала актом духа…»(Н.А.Бердяев). Гуманитарное начало стояло в центре внимания российской педагогики, в нем реализовывались гуманитарные принципы, которые предполагали воспитание разума, совести, чувства гражданственности и ответственности. Образование понималось как культура, представленная в виде педагогически адаптированного опыта.Специфические черты отечественной культуры ‬антропокосмизм, экзистенциальность, «онтологический реализм» целостность и соборность, ее ценности и потенциалы определяются ее антропологической направленностью, а также характером идеала,который выступает основой личностного самосовершенствования. Это направление русской мысли, терминологически определившееся как «русская идея», объединяет в одну философскую традицию мыслителей, принадлежавших к самым разным направлениям гуманитарной мысли России,‬славянофилов, западников, евразийцев, революционных демократов и др. Антропологическая направленность философских исканий отечественных философов (выразившаяся в антропоцентристской модели человека, разрабатываемой в фундаментальных трудах В.С. Соловьева, Н.Ф. Федотова, В.И. Несмелова, Н.А.Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Вяч. Иванова, И.А. Ильина, С.Л.Франка, В.В. Розанова и других)была характерна и для российской педагогической мысли, выразившейся в различных образовательных теориях и концепциях.Специфика российской культуры и духовности в отношении к передаче опыта посредством образования всегда подразумевала в том числепонимание особой миссии учителя ‬носителя не только знаний, но и нравственного образца. Образование в отечественной традиции понималось целостно, универсально, оно включало в себя и воспитание, и учение, и обучение. Воспитание неизбывно сопутствовало процессу образования, поскольку сама деятельность учителя, его слова, поступки, мысли всегда волейневолей оказывают воспитательное воздействие на ученика. Другое дело, каким становится это воспитание. Не следует забывать, чтоподлинное образование, подразумевающее синтез обучения и воспитания,имеет свои законы. Образование и воспитание протекают поразному, осуществляются разными способами и требуют от учителя разных способностей и умений, понимания идеи образования. М.С. Каган отмечает, что «само понятие “Учитель”имеет два смысла: “тот, кто учит познанию чегото”и “тот, кто учит определенным образом жить”. Эффективность этих форм педагогической деятельности обусловлена имманентными каждой специфическими средствами: коммуникацией, в одном случае, и общением‬в другом, или монологической и диалогической формами связи учителя и ученика. На самом отвлеченном‬философском‬языке это различие формулируется как связь субъекта с объектом и субъектносубъектные (межсубъектные) взаимоотношения людей» . Таким образом, научение познанию требует особого средства‬коммуникации (связи субъекта с объектом), а научение жизни требует общения, диалогаучителя и ученика (связь субъекта с субъектом) . К сожалению, сама идея диалога подверглась у нас обеднению. Все оказалось «диалогом». На самом деледиалог ‬драматичная, внутренне противоречивая форма, он и полифония, и диссонанс, и слияние,и противостояние, и единство,и разобщенность. Он ведет не к однозначности истолкования, а к формированию некоего весьма сложно устроенного «единого поля», в пространстве которого оказывается возможным понимание.

Отметим, что для российской традиции особенно характерна особого рода патриархальность, восприятие образовательного учреждения‬школы, университета, института ‬как Дома. В нем складываются теплые отношения, возникает чувство идентичности и сопричастности к общим идеалам и ценностям, происходит отождествление себя с достижениями, зарождаются переживания по поводу трудностей и недостатков, родственное отношение к преподавателям, братство и товарищество.Для русской культуры и отечественного образования сущностным вопросом всегда был вопрос формирования и сохраненияцелостности духа.Эта целостность во многом обусловливалась нормативноценностными ориентирами культуры и включала в себя понимание гуманитарной сущности педагогики, приоритетность задач формирования целостной личности посредством процесса образования. Человек как духовная целостность был предметом отечественной педагогики, и потому особое внимание уделялось не только интеллектуальному и профессиональному,но и нравственномуи физическому развитию личности. Заключим, что в целом отечественной культуре свойственна традиция, объединяющая векторы направленности образования и культуры. Традиция,которую можно трактовать как традицию «единого поля отечественного культурнообразовательного пространства».

Самой российской культуре органично присущи ценности именно гуманитарного свойства. И сегодня стоит задача полноценного возрождения гуманитарных ценностей нашей культуры, их заботливого взращивания и сбережения. В конечном счетесудьба российского образования определяется масштабом и степенью актуализациинашей культурной памяти.

Ссылки на источники1.Шор Ю.М. Гуманитарность культуры и проблема российской самобытности//Диалог культур и цивилизацийв глобальном мире: VIIМеждународные Лихачевские чтения, 24‬25 мая 2007 года.‬СПб.: Издво СПбГУП, 2007. ‬С. 152.2.Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. ‬М.: Издво МГУ, 2003. ‬С. 5.3.Никитин В.А. Идея образования или содержание образовательной политики. ‬Киев: Оптима, 2004. ‬С. 10.4.Лотман Ю.М. Воспитание души. ‬СПб.: «ИскусствоСПб», 2005. ‬С. 174.5.Сенько Ю.В. Гуманитарное основание стандартов высшего образования//Диалог культур и цивилизацийв глобальном мире: VIIМеждународные Лихачевские чтения, 24‬25 мая 2007 года. ‬СПб.: Издво СПбГУП, 2007. ‬С. 377.6.Гущин В.В., Гуреев В.А. К вопросу о современном состоянии автономии вузов в России//Almamater. ‬2010. ‬№1. ‬С. 8‬9.7.Лихачев Д.С. Книга беспокойств.‬М., 1991. ‬С. 12.8.Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? //Вопросы философии. ‬2000.‬№7.‬С. 39.9.Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. ‬М.: «Канон+», 2008.‬С. 232.10.Каган М.С.Системносинергетический подход к построению современной педагогической теории

// Синергетическая парадигма. Синергетика образования.‬М.: Прогресстрадиция, 2007. ‬С. 222.11.БимБад Б.М.Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения.‬М., 1994. ‬С. 17‬20.

Olga Arkhipova,Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professorat the chairof Hotel Managemet, St.Petersburg State Economic University, St.Petersburg [email protected] Zakharova,Candidate of Pedagogic Sciences, English teacher, School№[email protected] Ilina,

Head, School №[email protected] of domestic education: ideas consideration through themodern perspectiveAbstract.The paperdeals with the problems of the contemporary Russian humanitarian education, Russian educational traditions and their development in modern culture are overviewed.Keywords: education, educational ideas, humanitarity,identity.References1.Shor,Ju. M. (2007) “Gumanitarnost" kul"tury i problema rossijskoj samobytnosti”,Dialog kul"tur i civilizacij v global"nom mire: VII Mezhdunarodnye Lihachevskie chtenija, 24‬25 maja 2007 goda,Izdvo SPbGUP, St. Peterburg,p. 152(in Russian).2.Aleksandrova,V. G. (2003) Hristianskoe uchenie i razvitie pedagogicheskoj mysli,Izdvo MGU, Moscow,p. 5(in Russian).3.Nikitin,V.A. (2004) Ideja obrazovanija ili soderzhanie obrazovatel"noj politiki, Optima, Kiev,p. 10(in Russian).4.Lotman,Ju. M. (2005) Vospitanie dushi,“IskusstvoSPb”, St. Peterburg,p. 174(in Russian).5.Sen"ko,Ju. V. (2007) “Gumanitarnoe osnovanie standartov vysshego obrazovanija”, Dialog kul"tur i civilizacij v global"nom mire: VII Mezhdunarodnye Lihachevskie chtenija, 24‬25 maja 2007 goda,Izdvo SPbGUP, St. Peterburg,p. 377(in Russian).6.Gushhin,V. V., Gureev,V. A. (2010) “K voprosu o sovremennom sostojanii avtonomii vuzov v Rossii”,Alma mater,№ 1,pp. 8‬9(in Russian).7.Lihachev,D. S. (1991) Kniga bespokojstv,Moscow,p. 12(in Russian).8.Afanas"ev,Ju. N. (2000) “Mozhet li obrazovanie byt" negumanitarnym?”,Voprosy filosofii,№ 7,p. 39(in Russian).9.Bermus,A. G. (2008) Modernizacija obrazovanija: filosofija, politika, kul"tura,“Kanon+”, Moscow,p. 232(in Russian).10.Kagan,M. S. (2007) “Sistemnosinergeticheskij podhod k postroeniju sovremennoj pedagogicheskoj teorii”,Sinergeticheskaja paradigma. Sinergetika obrazovanija,Progresstradicija, Moscow,p.222(in Russian).11.BimBad,B. M. (1994) Antropologicheskoe osnovanie teorii i praktiki sovremennogo obrazovanija. Ocherk problem i metodov ih reshenija,Moscow,pp.17‬20(in Russian).

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»