Транспорт кровеносная система российского хозяйства. "кровеносная система". Сформировать представление о транспортном комплексе Архангельской области. Определить его влияние на природу

Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.

Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.

Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный.

В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура. Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта.

Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения.

Железнодорожный транспорт - основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира.

Основная функция железнодорожного транспорта РФ - обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги.

В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири - Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.

Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.

Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок.

Россия обладает крупным торговым флотом(более 5000 судов), на её берегах расположеноЗЭ морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.

Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино.

Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск - крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

В Финском заливе намечено строительство трех новых портов.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море.

После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Происходит устаревание эксплуатируемых судов из-за нехватки средств на их ремонт, остановлено строительство десятков крупных военных и транспортных судов на верфях страны. В России дефицит газовозов, рефрижераторов, паромов, лихтеровоэов, универсальных судов.

Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте - 3,9%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной - Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломоро-Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части, а Москва - портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие в транспортом отношении реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева.

Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России - Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико.

Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.

Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час.

Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки.

Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки.

Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье - Центр - Северо-Запад, Коми - Центр, Поволжье -Сибирь).

Основные газопроводы: «Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь - Центр, Западная Сибирь - Западная Европа.

В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.

Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.

Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие.

Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно.

Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.

Следует также отметить, что автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения.

Разделы: География

Класс: 10

География – удивительная комплексная наука, соединяющая в себе основы многих естественнонаучных, экономических и социальных дисциплин. Школьная география является прекрасным инструментом реализации образовательных, воспитательных, и, что самое, на мой взгляд, главное – развивающих задач.

Принципы построения любого урока географии – строгая научность, фундаментальные знания, составляющие основу мировоззрения (без излишней детализации, перегрузки фактами) и вместе с тем практическая направленность, связь с повседневной реальной жизнью. При подготовке урока стараюсь совместить географическую, культурную, историческую, экономическую и экологическую, а порой и философскую составляющие науки. На данном уроке важно показать значение транспорта в мировой истории, современной экономике и экологии средствами учебного географического материала.

Основные образовательные задачи:

  1. Сформировать у школьников представление о мировой транспортной системе, современных изменениях ее структуры.
  2. Познакомить с особенностями развития транспорта в различных странах и регионах мира.
  3. Осознать значение транспорта для экономики, социального развития и экологии.

Урок построен как слайд-шоу. В нём совмещены уроки вводного повторения и презентации темы. Он состоит из 4-х этапов:

  1. Организационно-мотивационный.
  2. Актуализация полученных в курсе географии 9 класса знаний по теме “Транспорт”.
  3. Изучение нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного.
  4. Закрепление знаний и применение изученного материала (в виде групповой работы). Рефлексия. Коррекция.
  5. Подведение итогов учебного занятия.

На организационно-мотивационном этапе тему и предмет изучения дети формулируют самостоятельно. Работа на этом этапе проводится в форме беседы.

Этап изучения нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного занимает большую часть урока. Изучение нового материала организовано в форме:

  1. Индивидуальной работы с картой, статистическими материалами.
  2. Фронтальной беседы с опорой на слайды.

Важным моментом урока является этап закрепления и применения изученного, во время которого учащиеся за несколько минут совместно решают практические задачи, предлагают меры по решению экологических и других проблем, создаваемых транспортом, представляют свой предложения. Дети показывают умение работать в группе, распределять роли (юрист, экономист, социолог, инженер, представитель городской администрации).

В воспитательном плане наиболее сильная часть этого этапа – обсуждение последствий деятельности транспорта и выработка рекомендаций для их уменьшения.

В течение всего времени учащиеся могут заполнять инструктивную карточку, где к концу урока будет собрана самая необходимая информация по теме (структурная схема, определения, круговые диаграммы, практические задачи и их решение, предлагаемые меры воздействия, итоги в виде текста с заполненными пропусками). Это и важный элемент работы (особенно для детей с кинестетическими особенностями памяти), и конспект темы у каждого на руках по завершении урока.

В качестве основного средства обучения на уроке используется компьютер, мультимедиапроектор и экран, которые дают возможность иначе, чем в учебниках и других пособиях структуировать материал содержания исходя из поставленных учителем целей и особенностей учащихся. Визуальный материал отчасти взят как из конструктора из уже существующих по всем параллелям электронных учебников, а отчасти сканирован самостоятельно и оформлен как Power Point презентация. В случае необходимости статистический материал (использовано пособие В.П.Максаковского “Географическая картина мира”) может быть обновлён из Интернета и других источников.

План-конспект урока “Кровеносная система экономики”
(ФОПД – слайд-шоу)

Конспект урока № слайдов
Учитель не называет с первой же минуты тему урока, а учащиеся, видя на первом слайде заголовок “Вечная проблема человечества”, проявляют заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке. 1
На слайде – политическая карта мира с вопросом “Что это?” Учитель с помощью несложных описаний подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока. Например: “Эта сфера деятельности человечества (отрасль экономики) имеет многовековую историю, но значительно видоизменилась в XX веке и продолжает совершенствоваться. При ее описании можно пользоваться категориями “пространство” и “время”, она позволяет многое экономить и одновременно приводит к большим расходам, мы пользуемся продукцией этой отрасли ежедневно и от того, как она работает зависит для нас очень многое, в том числе порой жизнь и здоровье. То есть проблема эта и решается и усложняется одновременно”. Если догадаться сразу не удается, можно упростить формулировки и сказать, что это помогало при географических открытиях, освоении пространств планеты, а сейчас благодаря совершенным его видам делает нашу Землю маленькой и доступной. 2
На следующем слайде появляется наконец заглавие “Транспорт” и несколько иллюстраций наиболее старых его видов – гужевого и парусных судов. На этом этапе можно актуализировать знания о географах и путешественниках. 3
На слайде – незаполненная схема классификации транспорта, а учащиеся называют основные его виды, группируя их в три колонки. 4
Проверить правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта можно по заполненной уже схеме. Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный. 5
На слайде с заголовком “Транспортная система” три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом нет никаких пояснений, а учащиеся формулируют понятие, исходя из зрительных образов. “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. 6
На слайде с картинкой, изображающей автомагистраль и с вопросом “Что такое транспорт?” определение транспорта не появится до тех пор, пока ученики не сформулируют его самостоятельно.

“ТРАНСПОРТ - ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда”.

7
“Географические различия в мировой транспортной системе”. Анализ учащимися карты из школьного атласа. Карта продублирована на слайде. Обсуждение. Выводы. * 8
“Влияние НТР на развитие транспорта” Несколько изображений (сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль “Freedom Ship” длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) позволяют ученикам самим сообразить, что эти изменения – увеличение скорости, грузоподъемности и появление принципиально новых современных видов транспорта. 13
“Как измерить работу транспорта”
  • ГРУЗООБОРОТ - экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно-километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км).
  • На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели - ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором - в числе пассажиров за какой-либо период.

Работу с воспроизведением этих уже знакомых учащимся из курса 9 класса экономических показателей можно проводить по разному в зависимости от наличия времени.

14
“Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”. Круговые диаграммы мирового грузооборота и пассажирооборота можно дать проанализировать с подробным объяснением, а можно дать составить самостоятельно по статистическим данным.

Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%.

Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%.

15, 16
Далее оценивая работу транспорта, учитываем одновременно несколько показателей, таких как скорость, единичная грузоподъемность, грузооборот, пассажирооборот и зависимость от погоды. Виды транспорта с минимальными и максимальными показателями заносим в таблицу и на экране и в инструктивных карточках учащихся.** 17, 24
Следующий этап урока – групповая форма работы. На основании уже имеющихся знаний о видах транспорта, их достоинствах и недостатках учащиеся решают очень близкие к реальной жизни практические задания.

Выполните задания по группам: (например)

– Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора.

– Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.

При наличии времени можно дать задание для продвинутых групп – придумать аналогичные задачи для другого класса.

25
“Транспорт и экология”. Визуальный ряд – загрязнение транспортом водного, воздушного бассейна, пробки на дорогах, велосипеды в городе и др. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, говорят о важности проблемы. 26
Чтобы учащиеся почувствовали себя уверенными в освоении данной темы, а также для формирования гражданской и нравственной жизненной позиции (немаловажная воспитательная задача), дадим им возможность реально поучаствовать в практической жизни и в решении актуальной проблемы.

Предложите меры по решению экологических проблем (групповая работа)

  • для государственной Думы (юридические)
  • для конструкторского бюро (технические)
  • для правительства города Москвы (организация городского хозяйства)
27
Итоги подводят учитель и учащиеся совместно (возможно использование спроецированного на экране текста с пропусками)

Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему:

1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте– и газопроводов, железных магистралей;

2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет “автомобилизации” стран “новой индустриализации”, Китая, Индии, стран СНГ и др.;

3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада);

4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, “новые индустриальные” страны.

28
* Примечание . Рассмотрение и анализ карты полезно дополнить статистическими материалами о длине и густоте железных и автомобильных дорог, количественных характеристиках разных видов транспорта, тоннаже морского флота, крупнейших портов и др. При недостатке данной статистики в школьном учебнике можно воспользоваться пособием В.П.Максаковского “Географическая картина мира” и отразить ее на слайдах. 9, 10, 11, 12, 13 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)
** Примечание . При наличии времени можно предложить учащимся охарактеризовать (фронтальная работа) каждый из видов транспорта по отдельности по следующему плану:

– скорость
– грузоподъемность
– зависимость от погодных и климатических условий
– себестоимость
– экологичность
– маневренность
– универсальность к перевозке грузов.

18, 19, 20, 21, 22, 23 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)

















Как совершенствуется транспорт сегодня?


Как измерить работу транспорта? ГРУЗООБОРОТ экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно- километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км). На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором в числе пассажиров за какой-либо период.




















Оцениваем работу транспорта, подводим итоги скорость грузоподъемность (единичная) грузооборот пассажирооборот зависимость от погоды и сезонность min min max max км/ч реч. и мор. авиа. тавто.мор. т/км труб. пасс/км авто. зависит от погоды труб. реч. и мор.


Выполните задания по группам: Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.


Итоги Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет «автомобилизации» стран «новой индустриализации», Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, «новые индустриальные» страны.

Считаете ли вы, что какие-то виды транспорта более предпочтительны для России в современных условиях?

В современных условиях предпочтительным транспортом в России являются автомобильный и железнодорожный транспорт.

Вопросы в параграфе

1)Выявите преимущества каждого вида транспорта.

Автомобильный – быстрый, удобный, окупается на небольших расстояниях, однако зависим от природных условий, загрязняет окружающую среду и невыгоден на больших расстояниях.

Железнодорожный – ниже скорость, но не зависит от природных условий, дешевый.

Морской – низкая скорость, низкая себестоимость перевозки, но загрязняет окружающую среду, зависим от природных условий.

Трубопроводный – высокая скорость, слабое воздействие на окружающую среду, низкая себестоимость перевозки.

Авиационный транспорт – очень быстрый, но высока себестоимость перевозки, зависим от природных условий, оказывает значительное воздействие на оружающую среду.

2)Какие грузы (массовые виды, громоздкие, ценные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить?

Ценные, скоропортящиеся, срочные грузы лучше перевозить автомобильным или авиационным транспортом.

Массовые, громоздкие грузы можно перевозить железнодорожным или морским транспортом.

Вопросы и задания

1. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт - это «кровеносная система» хозяйства страны?

Транспорт связывает между собой все хозяйственные объекты, как кровеносные сосуды связывают органы.

2. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX век? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?

Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки. Еще в XIX в. основную роль играл гужевой, морской и речной транспорт, железнодорожный только начал появляться. Первый паровой локомотив появился в Англии в 1801 г., а первая железнодорож­ная линия между Стоктоном и Дарлингто­ном была построена в 1820-х гг. В России первый паровоз был изготовлен Е. А. и М. Е. Черепановыми на заводе в Нижнем Тагиле (1832-1834). Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и работал на шахте как вывозной локомотив. В 1912 г. на Луганском заводе был построен паровоз серии «Э» мощностью 1000 лошади­ных сил и максимальной скоростью 50 км/ч для грузовых перевозок. Этот паровоз для своего времени был лучшим в мире по экономному расходованию топлива и простоте обслуживания.

Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока). Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.

Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. В современном мире большое значение приобретает скорость доставки грузов, людей и особенно информации. Самый скоростной транспорт - авиационный, очень быстро развивающийся во второй половине XX в. Конечно, объем перевозок пассажиров и грузов по воздуху гораздо меньше, чем по суше или по воде.

3. Используя карту «Транспорт России» в атласе, выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее территории.

В нашей стране сложились три основных магистральных направления транспортной системы. Широтное Сибирское направление «запад-восток». Включает железнодорожные, трубопроводные и частично водные пути. Меридиональное Центрально-Европейское направление «север-юг», образованное преимущественно железнодорожными путями. Выходит за пределы России на Украину, в Молдову и республики Закавказья. Меридиональное Волго-Кавказское направление «север-юг» вдоль Волги, по железнодорожным и трубопроводным путям связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Европейским Севером и Уралом, а также странами Средней Азии и Казахстаном. Если сравнивать транспортные системы восточной и западной части страны, то сразу же следует отметить резкое отличие. Транспортная система европейской части России отличается высокой густотой автодорог, ж/д путей, можно отметить радиальное направление дорог, которые расходятся от Москвы во все стороны. Транспортная система восточной части имеет крайне низкую плотность. Северные районы Азии вообще местами не имеют дорог и ж/д путей. На юге региона транспортная сеть гуще. Направление транспортных путей широтное и чаще они соединяют отдаленные районы с центром.

4. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого океана и в морях Тихого океана.

Важной морской транспортной магистралью страны является Северный морской путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через Северный Ледовитый. Использование морей Северного ледовитого океана осложнено тем, что большинство из них замерзают на достаточно длительный период. Моря Тихого океана могут использовать для плавания круглый год.

5. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?

Порты Дальневосточного бассейна - Владивосток, Находка, Восточный. Они снабжают северо-восток страны промышленными и продовольственными товарами, а также осуществляют внешнеэкономические связи со страна­ми Азии и Австралией. Балтийский бассейн с портами Выборг, Санкт-Петербург, Калининград, который обеспечивает связь со странами Европы и Америки. Северный бассейн имеет большое значение для освоения районов Крайнего Севера. Крупнейший порт - единственный незамерзающий на Северном Ледовитом океане - Мурманск, Архангельск. Через порты Черноморско-Азовского бассейна в основном ведется экспорт нефти (Новороссийск, Туапсе). Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок хлеба, леса, металлов, поваренной соли, рыбы, хлопка, строительных материалов (основные порты - Астрахань, Махачкала).