Украшения из янтаря. Оригинальная кровля и дизайнерские крыши: Yantar. Как самостоятельно обрабатывать янтарь в домашних условиях своими руками. Резка, гранение и полировка янтаря, а также изготовление различных изделий из янтаря. Как изготовить искусстве

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно обрабатывать янтарь в домашних условиях своими руками. Так же рассмотрим методику и технологию резки, гранения и полировки янтаря, а также изготовление различных ювелирных и поделочных изделий из янтаря. Узнаем, как изготовить искусственный янтарь в домашних условиях

Янтарь является минералом органогенного происхождения, это окаменевшая смола уже не существующих деревьев. Данный самоцвет был образован в результате эволюции земной флоры.

За счет глобального потепления хвойные растения увеличили объем выделяемых смол, понизив при этом вязкость вещества. Спустя несколько веков, отмершая древесина разложилась, водой вымылись все растворимые части в ее составе. После чего процесс окаменения был завершен и живица (смола) покрылась молодыми отложениями.

Насекомые, листья деревьев и прочие включение попали в смолу, когда та еще была жидкой. Химический состав минерала – это 78% соединения углерода, 11% кислорода и 10% водорода, также замечено небольшое количество включений (не больше 1%). В природе самоцвет встречается в виде фрагментов разного размера.

Чаще всего внешний вид минерала зависит от степени солнечного прогрева. Прозрачность и равномерная окраска характерна для самоцвета, который прогревался солнцем при стекании по стволу. Затвердевая, смола застывала в массивных каплях. Если смолянистые выделения не совсем сливались, то минерал получался ломким и слоистым. Но этот вид янтаря почти всегда получался прозрачным, и в нем чаще остальных встречаются включения. Наибольшей популярности камень достиг в XVII-XVIII вв.

В это время возникла новая методика обработки янтаря. Его пластины соединялись друг с другом по бескаркасной технологии. Благодаря такому способу появилась возможность создать скульптуры больших размеров, огромные вазы, крупные подсвечники и декоративные сосуды. Все свои умения по обработке янтаря мастера того времени применили при создании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Санкт-Петербурге, чьи поиски ведутся по сей день. В такой отделке были использованы изделия из янтаря, декоративные элементы и 22 панели.

Для снятия наружной корочки выветривания и придания заготовке приблизительной формы будущего изделия можно воспользоваться ножом, трехгранным напильником, стамесками и шлифовальной шкуркой. Чтобы изготовить изделия, имеющие форму тел вращения, можно воспользоваться настольным токарным станком. Шпиндель станка должен вращаться со скоростью 1500—2000 об/мин. Для распиловки и обработки янтарного сырья помимо обыкновенной ножовки по металлу, применяют циркулярные пилы и бормашины. Шлифуют и полируют янтарные изделия на войлочных и фетровых кругах, установленных на бытовом электроточиле. Из-за значительной вязкости янтаря его обрабатывают при повышенных скоростях вращения. Например, для сверления янтарных заготовок нужно применять перовое или спиральное сверло, а число оборотов его должно составлять до 2500 в минуту, поэтому циркулярные пилы следует устанавливать непосредственно на валы быстроходных электродвигателей. Для экономии сырья толщина циркулярных пил должна быть не более 0,4 мм, диаметр — 100—150, шаг зуба — 1, 5 мм. Затачивают зубья пилы на профильном абразивном круге или напильником.


Полировать янтарь можно не только фетровым, войлочным, но и бязевым кругом с нанесенной на него пастой из янтарной стружки, мела и парафина (мела — 47 %, парафина — 50 %, зеленого крокуса — 3 %).

Всегда важно знать, покупая янтарь, где находят этот минерал. А находят его на Камчатке, в Сибири, Румынии, Голландии, Венгрии, Германии, Чехии, Португалии, Испании, Франции, Швеции, Хорватии, Австралии. Очень красивые образцы были обнаружены в Сицилии, в Африке и Австрии. В Доминикане был найден зеленый янтарь.

На протяжении последних 50 лет Калининградский янтарный комбинат успешно занимается добычей самоцвета. Именно здесь производство янтаря целесообразно, так как это уникальное место, где осуществляется, как добыча минерала, так и его переработка. Калининградский камень известен на весь мир.

До сороковых годов прошлого столетия добыча была примитивной, но с началом нового промежутка времени, с появлением новой техники и более современного способа добычи этот процесс стал более совершенным. Добыча разделилась на несколько этапов, которые намного ее упростили. Для этого сначала выкапывали карьер, используемый на протяжении следующих 30 лет. При помощи землеройных машин снимался земляной слой в несколько десятков сантиметров. Мощными гидромониторами размывались горные породы. Землесосами породы откачивались.


После этого янтарная порода загружалась при помощи экскаваторов на электропоезда и отправлялась к местам переработки. Там на эстакаде янтарное сырье измельчалось и отправлялось на фабрику для дальнейшего обогащения. На этом этапе порода разделяется на янтарь и пустую породу.

С появлением современной компьютеризированной техники добыча стала более совершенной, оптимизировались затраты на работу.

Обработка янтаря предполагает использование токарного станка, резцов, напильника и лобзика. Каждый камень полируется с помощью пемзы, наждака, мела и мыльной воды. Места, слабо поддаваемые обработке, покрывают янтарным лаком. Если посмотреть на натуральный камень под микроскопом, видны прозрачные поры небольших размеров. После воздействия горячего масла, минерал размягчается, а поры пропадают, с заменой на чешуйчатые трещинки. Склеенные янтарные фрагменты распадутся, если их обдать кипятком.

Для повышения декоративных характеристик используется специальная обработка. Для этого самоцвет прокаливают при температуре более 200 градусов в печи с морским песком. В результате этого, минерал становится прозрачным, а его окраска меняется от светло-золотистой до темно-вишневой (в зависимости от времени нагревания). Кроме того, при таком воздействии внутри камня появляются веерные трещинки, делающие янтарь искрящимся. При нагревании без доступа воздуха окаменевшая смола становится более пластичной. Это свойство ювелиры используют во время обработки прессованием. Добавление специального красителя и определенный режим давления позволяют получить камень разной окраски и структуры. Из такого материала изготавливают ювелирные украшения, а в технике используют в качестве изолятора. Такой «плавленый» янтарь используется в мебельном производстве для покрытия мебели, а также покрытия музыкальных инструментов. Типографские краски и канифоль тоже производится из этого материала.

Самоцвет для ювелирных украшений часто подвергается предварительной обработке. Самый дорогой, игристый камень получается в процессе термообработки в автоклавах с дальнейшим охлаждением. Украшения из янтаря (бусы, кольца, кулоны, серьги) такого качества отдают невероятно красивым «солнечным» сиянием.

Непрозрачные камни вывариваются в масле льна с дальнейшим прокаливанием. Пузырьки внутри образцов наполняются жиром и приобретают свойство пропускать свет. Издавна большой популярностью обладал самоцвет, окрашенный в красно-бурые и сине-фиолетовые оттенки. Низкокачественный камень применяется в религиозных обрядах. При сгорании он источает фимиам, больше известный как ладан.

Наряду с натуральными камнями-самоцветами ювелирные мастера работают с амброидами – химически обработанными и прессованными мелкими янтарными кристаллами.

Янтарь является популярным материалом для изготовления ювелирных украшений. Легкость в обработке, разнообразием форм позволяет создавать самые разные ювелирные украшения.

Большая популярность янтарных изделий обусловило изготовление искусственного камня кустарных условиях. Для этого используется специальное оборудование, скипидарная смола, шеллак и белая канифоль. Учитывая стоимость натурального камня, производство имитации – очень прибыльное дело. Поэтому, приобретая украшение или другое изделие, очень важно, как отличить янтарь от искусственной подделки.

Чаще всего для изготовления имитации используются дешевые смолы, которые очень легко отличить от натурального самоцвета. В отличие от природного материала, подделке свойственна мягкость и своеобразный «лесной» запах. Кроме того, их можно поцарапать ногтем, в то время как с янтарем это сделать невозможно. Отличить можно и с помощью обычного десятикратного увеличительного стекла. Для смоляной подделки характерны волнистые образования, которые образованы в процессе спекания частиц. Намного сложнее отличить имитацию из копала – твердой смолы, похожей на янтарь, но малоисследованного происхождения. Стоимость таких изделий, как правило, ниже, чем у натурального самоцвета. Однако цена, может быть, и завышена – для более точного соответствия янтарным изделиям. Поэтому по ценовому фактору сориентироваться трудно.

В магазинах часто можно встретить стеклянные подделки, которые отличить легче всего. Для этого по камню можно провести медной иглой – на настоящем минерале след останется, на искусственном – нет.

Если имеются подозрения, что в руках пластмассовая имитация – попробуйте отломить кусочек. Пластик будет отслаиваться, а настоящий камень – крошиться. .

Существует еще один способ определения натуральности самоцвета. Для этого берется стакан обычной воды с тремя ложками соли. В такой среде янтарь будет плавать, а имитация – пойдет ко дну. После подобных процедур необходимо обязательно промыть камень от соли, которая может испортить поверхность натурального минерала.

Различают три сорта сырья янтаря: поделочный, прессовочный и лаковый.

Поделочный – это крупные куски хорошей формы и цвета, используются для резьбы, высокохудожественных ювелирных украшений.

Прессовочный (амброид) – переплавленный янтарь из мелкоразмерного, некондиционного янтаря и отходы янтарного производства (пыль, обрезки и т.п.). Применяется с конца XIX века. После измельчения янтарная мука подвергается холодному прессованию, а затем нагреванию до 220-230 град. при давлении 14 килобар. Его также используют в ювелирных изделиях и резьбе. Характеризуется такой янтарь, наличием ориентированных свилей и пузырьков и, как правило, более темным, насыщенным цветом, что ценится в отдельных странах – например в Германии непрозрачный янтарь цвета темного коньяка – антик.

Лаковый – весь оставшийся несортовой янтарь идет на изготовление янтарных лаков, канифоли

Большая часть изделий из янтаря – недорогая бижутерия, реже используется как резбовой материал или для инкрустации. Весь янтарь на сибирском рынке, используемый местными ювелирами, привозной. Обрабатывается легко медным и стальным инструментом. Обычно используют ручные инструменты – ножовки с узкими и тонкими полотнами. Придание формы изделию может осуществляться вручную – опиливанием тонким напильником. Сверление янтаря производится с помощью ручной или электрической дрели, или бормашинки – стальными сверлами при небольших оборотах. Периодически сверло очищается от янтарной стружки во избежании налипания на инструмент.

Янтарь можно гранить. Для этого используются тонкозернистые ограночные алмазные круги с зерном 10/15 мкм. В случае использования при огранке свободного 8-12 мкм абразива (карбида кремния) применяются чугунные или свинцовые планшайбы. Боится перегрева. При температуре 150 градусов становится пластичным («течет»), а при250-300 градусах интенсивно плавится. Нужно учитывать, что прозрачные разновидности янтаря более хрупкие, чем непрозрачные, поэтому желательно использовать подогретые заготовки янтаря. При большой скорости обдирочного круга могут возникнуть участки точечного плавления. Обдирку ведут тонким свободным абразивом (карбидом кремния 12 -мкм порошком) на свинцовом или чугунном круге. Для шлифования также применяется пемза на ткани или дереве. После обработки тонкого шлифования абразивной тканью, используется также трепел или крокус на войлоке, ткани или дереве. Из подручных средств, как тонкий шлифовочный абразив, используется зубной порошок (мел) на ткане. Для полирования – крокус на масле, с последующим сухим крокусом на миткалевом круге. Также используют окись олова на коже, с окончательной полировкой вручную тем же составом на фланели. Полируется окисью алюминия на деревяном (покрытым восковым слоем) или восковом круге. На конечных этапах полировки может использоваться паста ГОИ на сукне или фетре. Для исключения плавления при полировке и обдирке для охлаждения применяется вода. Способность янтаря плавится используют при утилизации отходов производства янтаря. Кстати существует вероятность, что большая часть сырья янтаря с включениями насекомых и растений – новоделы и имитации.

В зависимости от степени прозрачности и цвета ювелиры делят янтарь на прозрач­ный — имеет все оттенки желтого цвета; дымчатый — мутноватый, с «запыленными» участками и просветами; костяной — не­прозрачный, светлый, схожий со слоновой костью; пеноянтарь — непрозрачный, свет­лый, похожий на застывшую пену...

Очень ценным является янтарь, содержа­щий в себе включения: насекомых, мелких животных, мох, пыльцу растений, кусочки коры, минеральные образования, песок, пирит, кальцит и т.д. Все они захвачены во время выделения смолы, что дало им возмож­ность сохраниться до наших дней. Такие эк­земпляры, помимо ювелирной и коллекцион­ной значимости, представляют собой науч­ный материал величайшей важности, дающий представление о жизни и ее развитии в дале­кие геологические времена.

Есть у второго, хранящего солнечное тепло камня еще ряд преимуществ: мягкость (твердость по шкале Мооса 2—3), отсутствие спайности, вязкость, мягкая полируемость, дающие возможность обрабатывать его под­ручными средствами.

Изготовление изделий из янтаря в типич­ном случае сводится к таким приемам, как обдирки, раскрой, «формовка», шлифование и полирование. Прежде чем браться за работу, следует очень внимательно изучить имею­щийся материал, вполне вероятно, что в не­которых образцах могут оказаться включения. С этой целью выбирают прозрачные камни (просматривают на сильный источник света), а затем сначала с одной, потом с другой сто­роны спиливают ножовкой тонкие ломтйки. Полученные грани прошлифовывают мелкой шкуркой и просматривают, как через призму, на просвет... Характер будущей работы и при­емы обработки полностью зависят от особен­ностей имеющегося сырья. У прозрачных камней лицевая сторона всегда более ровная, без заметных углублений; у мутных (до белых) — имвет более выраженную волнистую или об­лачную фактуру. Крупные — мысленно рас­секают на заготовки, необходимые для ком­плекта поделок, учитывая и возможность включения янтарной корочки. Проведя диа­гностику камней и определив содержание бу­дущей работы, переходят непосредственно к технологическим операциям.

Обдирка — снятие корки-патины, образо­вавшейся в результате выветривания, с помо­щью крупнозернистой шкурки, напильника, легкого прикосновения к вращающемуся камню электрогочила Образующуюся янтар­ную «муку» собирают в отдельную емкость для получения (по мере накопления) само­дельного лака. Обдирку всегда начинают с прозрачной стороны куска, которая когда-то была обращена к солнцу. Нижняя корковая часть может стать прекрасным фоном буду­щего изделия, рисующего уголок подводного царства, пещеры, гроты, сказочные цветы...

Формовка — придание заготовке заду­манной формы. С помощью тех же инстру­ментов и приспособлений камню придается определенный объем, силуэт, пространст­венный рисунок.

Раскрой (пиление) — прием, используе­мый для получения пластин различной тол­щины, заготовок определенного размера. Инструментом служит слесарная ножовка по металлу с коротким полотном, лобзик. Камень зажимают в струбцине или в тисоч­ках, предварительно обернув в бумагу, ткань. Во всех случаях распил не доводят до конца примерно на 1/4—1/5 толщины материала, чтобы избежать скола. Затем ка­мень освобождают от зажима, переворачи­вают и делают встречный запил. Движения «режущего» инструмента легкие, свободные, без заметных усилий. Сделав несколько дви­жений, пилку вынимают из пропила и счи­щают в емкость налипшие опилки.

Выравнивание — полученное после обдир­ки, формовки или раскроя изделие имеет до­вольно грубый, с заметными царапинами, ше­роховатый вид. Шкуркой средней зернистости (Ns 40—16) тщательно заглаживают всю по­верхность. Ровные участки — подложив под шкурку гладкую пластину, закругленные — в руках, изогнув шкурку желобком, трубочкой. Движения шкурки или камня — легкие, без нажима, круговые, вращательные.

Шлифование — прием, который в точ­ности копирует предыдущий, только шкурка берется более мелкой зернистости. Жела­тельно этот прием осуществлять в несколько заходов, постепенно, снижая степень зер­нистости. Шкурку брать водостойкую, об­работку вести, увлажняя камень или шкур­ку. Старые мастера для шлифования с ус­пехом использовали увлажненный порошок пемзы, нанося его на ткань или древесину.

Еще некоторые сведения об обработке янтаря:

Полирование — заключительная операция, придающая изделию законченный «товар­ный» вид. Выполняется вручную на войлоке, коже, фетре, фланели, миткале или электроточиле, вращающихся кругах, изготовленных из того же материала. На основу наносится имеющийся полирующий состав: паста ГОИ (окись хрома), окись олова, «Крокус» (окись железа) на масле, зубной порошок, паста, мел. В производстве янтарные изделия полируют на

Бязевом круге, натертом специальной пас­той из янтарной стружки, парафина и мела.

Полировка вручную выполняется легкими круговыми или восьмеркообразными дви­жениями. На вращающихся кругах — легким прикосновением и постоянным перемеще­нием полируемой поверхности. При слиш­ком больших оборотах полировального круга или при сильном нажатии на него, поверхность камня как бы пригорает, обра­зуется оплавленная корочка. Это происхо­дит от того, что при температуре свыше 100°С янтарь начинает размягчаться, а при 300°С — плавиться. Чтобы избежать оплав­ления камня, прибегают к уменьшению обо­ротов, подавая на электроточило, дрель 1/3 напряжения (примерно 70 В) или охлаждая заготовку водой. Устранить появившийся при полировке дефект можно, лишь повто­рив обработочные операции: грубое и тон­кое шлифование (шкурками со средним и мелким зерном) и полирование.

Окончание полировки определяют по принципу зеркального эффекта: при каче­ственно выполненной полировке, в гладкой поверхности камня, как в зеркале, отража­ются все предметы. У старых мастеров ян­тарного дела есть маленькая хитрость, за­имствованная у умельцев Древнего Востока. Закончив полировку камня, поверхность его некоторое время натирают сухими пальцами рук (этот прием можно провести в дороге, между делом, не тратя специально время). Окончательно протерев камень кусочком замши или фланели, его укладывают в от­веденное место коллекции, вставляют в оп­раву, нанизывают на нитку, скрепляют це­почкой, наклеивают на основу и т.д.

При сборке ювелирных изделий из янтаря нередко приходится делать отверстия — сквоз­ные или на определенную глубину. Сверяете осуществляют ручной дрелью или бормаши­ной (на низких оборотах), сверлом диаметром около 1 мм Сверло можно заменить швейной иголкой со сломанным ушком, короткой за­каленной стальной проволокой с заточенным наконечником и т.д. В момент сверления после каждого заглубления на 1—2 мм свер­ло извлекают и очищают от стружки. Вы­сверливание лучше производить до приема окончательной полировки, что дает воз­можность хорошо удерживать камень в руках и избежать появления царапин от ост­рия сверла. Чтобы камень (особенно мел­кий) при сверлении не треснул, его иногда во время работы опускают в воду или масло. При сквозных отверстиях высверливание желательно вести встречное, до половины камня с одной стороны, а затем с другой. Это позволяет избежать образования сколов в момент выхода сверла из заготовки.

В некоторых случаях бывает необходимо прочно соединить детали из янтаря друг с другом. При склеивании прибегают к одному кз клеевых составов: пятидесятипроценг- ным водным раствором едкого натрия или калия (гидроксид калия или натрия) смазы­вают поверхность деталей, слегка нагревают и плотно прижимают друг к другу; спирто­вым раствором канифоли или янтаря (ян­тарный лак); раствором твердого копала в эфире; раствором целлулоида.

Некоторые кусочки янтаря, если они не удовлетворяют своими декоративными свойствами, можно облагородить, повысив их прозрачность (удаляются воздушные пу­зырьки и включения жидкости). С этой целью янтарь подвергают кипячению, прока­ливанию в льняном или сурепном масле. При кипячении важно, чтобы разогревание и охлаждение масла шло как можно мед­ленней. Замутненный янтарь просветляют также с помощью сухого прокаливания. В течение длительного времени кусочки ян­таря прогревают в песке при температуре свыше 100° С. При охлаждении просветлен­ных камней внутри их происходят микро­взрывы пустоток, в результате чего образу­ются веерообразные блестки-чешуйки, а сам янтарь приобретает красивый красновато- вишневый оттенок В литературе встреча­ются сведения о способах окрашивания ян­таря в красный, синий, фиолетовый, пур­пуровый, зеленый и другие цвета. Напри­мер, для получения красноватого и других оттенков янтаря его проваривали в меду или растительном масле в присутствии органи­ческих красителей. Однако рецептура, со­ставы красителей не приводятся.

Среди механических приемов обработки мягких камней есть вполне доступный и про­стой, но очень продолжительный по времени, гактоака — обкатка мелких кусочков янтаря во вращающемся барабане. Получающиеся окатыши — великолепное сырье для изготов­ления украшений. Вместе с камнями в бара­бан засыпается абразивный порошок (время от времени его заменяют на более мелкое зерно) и все это обильно смачивается водой или спиртовым раствором для лучшего по­верхностного сцепления абразива и янтаря.

В производстве из отходов переработки «смолы» получают прессованный янтарь. Не­пригодные мелкие кусочки, после дополни­тельного дробления, нагревают под значитель­ным давлением в гидравлическом прессе до температуры 140—15(гС без доступа воздуха. Расплавившийся янтарь прессуют в крупные блоки или изготавливают бруски (прутья), продавливая через круглые отверстия нужного диаметра. Бруски, кубики, прутки распили­вают на более мелкие заготовки, из которых вытачивают бусины или делают другие ук­рашения, уступающие по своим декоратив­ным свойствам натуральному камню.

Ювелирные украшения из янтаря в домашних условиях

Кольца. В прошлом довольно широко были распространены кольца, выточенные из целого куска камня. Простейшие из них вы­резаются из пластинки, приближающейся по форме к будущему изделию. Выпиливается внутреннее отверстие (удобнее его д елать труб­чатым сверлом), после чего кольцо доводится шкуркой или напильником до необходимого размера, тщательно шлифуется и полируется.

Более прочны массивные каменные коль­ца с расширяющейся верхней частью, закан­чивающейся ровной площадкой, на которой выгравировываются вензеля, вырезаются ми­ниатюры или просто оставляют зеркально гладкой. Для таких колец напиливают кубики первоклассного янтаря, высверливают или выпиливают отверстия, придают соответст­вующую форму, выравнивают кромки, после чего — финиш — обработка.

В кольцах из цветных металлов очень часто в качестве вставок используется янтарь. Он имеет правильную овальную, приплюснутую форму с ровной нижней площадкой (кабо­шон). Кабошоны удобно изготавливать с по­мощью простейшего приспособления — де­ревянной палочки (оправки) с гладким тор­цевым срезом На него с помощью клея ПВА нижней подшлифованной площадкой накле­ивается подобранный камешек и круговыми движениями (вручную на шкурках или электроточиле) доводится до законченного вида. Чтобы снять кабошон с палочки, до­статочно его опустить в теплую воду.

Янтарную вставку при желании можно огранить. Однако «вручную» выдержать со­отношение плоскостей и углов очень труд­но, поэтому следует изготовить хотя бы про­стейшую опорную втулку, фиксатор оправ­ки. Оптимальные углы при огранке у пави­льона 43°, коронки — 40—50°. После об­дирки на тонком абразиве приступают к ог­ранке. Ее лучше вести на мелкозернистом алмазном круге или порошком карбида кремния на свинцовом или чугунном круге (планшайбе). Полировку осуществляют на деревянном круге.

Серьги из янтаря в домашних условиях

Отличительная особенность этого излюбленного женщинами изделия — изготовление в паре. Во всем: в размере, цвете, рисунке, массе, материале, вставках — они идентичны. Поэтому выбранный камень для вставок должен быть достаточно крупным, без дефектов, с однородным рисунком, цветом, прозрачностью. Подготовка янтаря (как и любого другого материала) может идти двумя путями. В первом — камень обрабатывается до стадии полировки целым куском, после чего его распиливают на две одинаковые половинки, шлифуют место раскроя, высверливают отверстия или паз для крепления дужек и доводят до зеркального блеска. Во втором — в напиленных или имеющихся пластинах находят два абсолютно одинаковых участка. Склеивают их друг с другом (клеем ПВА, предварительно отшлифовав плоскости), а затем обрабатыва­ют на глаз или предварительно разметив карандашом контур украшения. Изредка, когда серьги имеют усложненную форму, вставки изготавливают по отдельности, постоянно сравнивая друг с другом или проверяя по шаблону. Очень оригинально смотрятся серьги, представленные несколькими, смешанными в обработке или однотипными деталями из янтаря. Здесь остается ют же принцип — пар­ность, хотя непосредственно в отдельной «подвеске» могут быть представлены камни, разные по цвету, прозрачности, форме в зависимости от замысла художника.

Броши из янтаря в домашних условиях

Подбирают наиболее интересные, уникальные по рисунку и цветовой гамме крупные, прозрачные или полупро­зрачные плоские камни. Впечатляюще смот­рятся прозрачные самоцветы с «лимонной» корочкой, которые как бы раскрывают внут­ренний затаенный мир камня. Форма броши: овальная, уплощенная, угольная, слегка ограненная и т.д. во многом зависит от имеющегося минерала. Для всех, однако, характерно значительное по площади зер­кальное «пятно» украшения. Имея под ру­ками такую «благородную» поверхность, ее можно использовать для вырезания камей (выпуклое над фоном изображение), инта­лий (погруженного в фон изображения).

Кулоны из янтаря в домашних условиях

Технология изготовления этих украшений полностью совпадает с получением вставок для серег. Задача даже упрощается, поскольку нужен всего лишь один камень хотя и большего размера. Он имеет обычно уплощенную, обтекаемую, капле­видную форму, прозрачный или полупро­зрачный, часто с приятным мягким рисун­ком. Для законченного кулона подбирают цепочку или бечевку, используя такой ма­териал, который бы наиболее полно под­черкнул красоту самоцвета.

Бусы из янтаря в домашних условиях

Эти изделия наиболее ценимы женщинами. Некоторые отдают предпочте­ние им из соображений, что янтарь приносит облегчения от различных недугов, да и по красоте своей они мало чем уступают бусам из твердых камней. Классическая форма бус — округлая (шаровидная, оваль­ная), поэтому их в основном вытачивают на станках, так как получить вручную одинаковые бусины очень трудно. Для янтар­ных бус хорошо подходят галтованные ока­тыши, граненые кругляши, мелкие кубики с заглаженными ребрами, небольшие пластинки, а также обычные камешки, в обилии собираемые после шторма на побережье Балтики. Последние сортируют по размерам, форме, цвету. При необходимости при­шлифовывают на прочную тонированную капроновую нитку или леску. Бусины в изделиях могут быть нанизаны и в несколько рядов. Сами ряды — плавно изгибаться, образуя порой узор под стать кружевам. Отдельные камешки будут выделяться своей нетипичной формой, цветом, свешиваться искрящимися каплями дождя, сосульками, отражаться дрожащими лучиками...

Кроме упомянутых янтарных украшений, можно встретить или попробовать изготовить самому декоративные заколки, оригинальные зажимы для галстука, браслеты. Поскольку янтарь как поделочный материал наиболее доступен, предпочтение в работе отдается целой группе изделий — гарнитурам. Они дают возможность максимально реализовать творческие возможности художника, загадочную красоту камня. Не последнюю роль здесь играют сопутствующие материалы: металл, древесина, кожа, текстиль.

В свою очередь, в творческом ряду работ немало таких, где янтарь сам играет вспо­могательную роль. Используемый в роли цв.говых, фактурных пятен, оригинальных вставок, деталей украшений (дамские сумки, портмоне, альбомы, курительные принадлежности и т.д.), он позволяет под­черкнуть своеобразие авторского замысла, полнее раскрыть красоту предмета, напол­нить его новым содержанием.

Янтарь в прикладном творчества

Мозаика. Картины, «выписанные» из ку­сочков янтаря, подобранные по цвету, раз­меру. рисунку, имеют богатую историю. Наиболее значительным памятником этого вида искусства являлась янтарная комната, возведенная в Екатерининском Царскосель­ском дворце (XVIII в.) под Санкт-Петер­бургом, названная «восьмым чудом» света. Варварски разрушенная и вывезенная из страны фашистами в годы Великой Отечественной войны. Общая площадь каменных рисунков составляла десятки квадратных метров. На их изготовление пошли сотни килограммов отборного камня. Ныне пред­принимаются попытки воссоздать утерян­ное чудо из солнечного камня. Лучшие мас­тера янтарного дела заняты возрождением потерянного шедевра.

Как и всякой мозаике, работе предше­ствует тщательная разработка эскиза, вы­полненного во всем богатстве янтарной па­литры. Подбираются соответствующие об­разцы (с предварительно снятой коркой) и распиливаются на пластины толщиной при­мерно в 3 мм. Основой д ля небольших работ может служить слоеная фанера, оргалит, доска, древесностружечная плита, металличес­кая пластина и т.д., толщина которых зависит от размеров «картины». Края основания об­рамляются полосками металла или тонкими рейками, продающими изделию законченный вцд. Кроме того, они не дадут клею и кусочкам камня выступать за край мозаики. Если пре­дусматриваются декоративные кромки, то по­лоски устанавливаются съемные.

В зависимости от выбранного рисунка, ко­торый сразу переводят на основу, определяют тип мозаичной техники: обычная — кусочки камня имеют приблизительно один и тот же размер, форму (в небольших работах пример­но 5—6 мм) и закрепляются на основе с за­зором в 1,5 мм или флорентийская (интарсия) — кусочки камня как можно плотнее, без про­светов, прилегают друг к другу. Для простой мозаики «нарезают» или осторожно раскалы­вают кусочки янтаря, клеем смазывают не­большой участок рисунка, имеющий один цвет, и укладывают детальки, оставляя тонкий ровный просвет. Работы начинают с цент­ральной части рисунка, перемещаясь посте­пенно к его краям. В флорентийской — ри­сунок разрабатывают так, чтобы каждая цве­товая деталь была полностью вырезана из одной пластины. Бумажное изображение рас­краивают на отдельные детали, каждую из ко­торых наклеивают (клей ПВА) на подходя­щего цвета и размера пластинку. Затем плас­тинку по изображению опиливают лобзиком или обтачивают напильником, на электрото­чиле. «Вырезав» каменную деталь, осторожно снимают бумагу (предварительно размочив). Набор «картины» удобнее вести на стеклян­ной пластинке, подложив лист кальки (чтобы клей не прилип к стеклу), сверяя получаемое изображение с оригиналом. Закончив сухой набор деталей, полученный рисунок скрепля­ют по краям полосками, заливают клеем, на­кладывают основу и помешают под пресс.

Клеевым составом могут быть: шпаклев­ка, эпоксидный клей, клей БФ-2, БФ-4, ПВА и другие. Клей БФ-2 больше подходит к интарсии: набранная поверхность рисунка и основа обезжириваются спиртом, смазы­ваются тонким слоем клея, подсушиваются в течение 15—20 мин, затем вторично на­носится клей и через 3—5 мин пластину ос­новы накладывают на мозаику и прижимают грузом. Сушка длится 1—2 суток. Очень удо­бен в работе клей ПВА. При испарении воды он образует твердую, вязкую, просвечиваю­щуюся и почти бесцветную пленку, обла­дающую, однако, низкой водостойкостью. На основе этого клея можно приготовить за­мазку (шпаклевку) для заполнения пустот в законченном изделии и в ремонте их. С этой целью толченый порошок камня смачивают клеем и тщательно перемешивают. После просушки наклеенных кусочков янтаря акку­ратно, шпателем заполняют паутинку просве­та, окончательно просушивают, шлифуют и полируют лицевую сторону изделия.

Инкрустация из янтаря в домашних условиях

Представляет собой разно­видность так называемой врезной мозаики, когда в основе (твердые породы древесины, мягкий камень, металл, кость) по размяг­ченному рисунку вырезаются углубления с плоским дном, предназначенные для вкла­дывания в них тонких пластинок из камня. Края углублений подрезают под прямым углом, стараясь избегать сколов, задиров. С помощью бумаги снимают точные контуры деталей (бумагу накладывают сверху и при­тирают карандашом), вырезают ножницами и наклеивают их на пластинку или пользу­ются ими при разметке как шаблонами. Вы­пилив из камня детали, в углубление нано­сят шпаклевку или клей (желательно, чтобы по цвету состав не отличался от основы) и вдавливают пластинки, стараясь, чтобы клей появился снаружи. После затвердевания связки всю поверхность мозаики тщательно шлифуют, а затем полируют. Описанный прием мозаичной техники широко исполь­зуется при отделке всевозможных изделий, носящих декоративно-прикладной характер.

Аппликация из янтаря в домашних условиях

Такие работы являются наи­более простым и доступным примером мо­заичной техники. Основой чаще всего слу­жит дерево, тщательно обработанное, тони­рованное в густые темные тона. Можно ис­пользовать также натянутую на подрамник ткань, оргалит, фанеру, стекло, керамичес­кую плитку и другие плоскостные материа­лы. Схематический рисунок, набросанный в свободной манере, заполняют отдельными тонкими, разноцветными, отшлифованны­ми деталями. Порой на значительном рас­стоянии друг от друга, а иногда почти ка­саясь кромками. Нередко детали представ­ляют собой просто отшлифованные «лом­тики» распиленного камня, с плавно очер­ченной корочкой, контуром. После сухого набора рисунка, добившись его выразитель­ности, цветовой насыщенности, компонов­ки, детали закрепляют на основе, стараясь, чтобы клей не выступал наружу. Изделие накрывают чистым листом бумаги, сверху накладывают груз и высушивают.

Вышивка. Среди почитателей янтаря есть и такие, которые предлагают использовать застывшие слезинки в качестве материала д ля вышивки, переняв технику бисера. Каждая бусинка представляет собой мелкую, «при­плюснутую», чуть подшлифованную, почти полностью сохраняющую естественную непра­вильную форму, с просверленным отверстием, детальку. На подрамник с натянутой тканью или иной материал с выразительным перепле­тением, фактурой, с помощью тонкой лески или нитки нашивается незатейливый узор. В лучах света каждый камешек начинает играть свою цветовую мелодию, сливаясь в единую композицию, согревающую душу.

Гравирование из янтаря в домашних условиях

Этот прием нечасто встре­чается в практике художественных работ по камню. В свое время (30-е годы) были модны украшения из пластинок прозрачного янтаря овальной или круглой формы. На изнаночной стороне вьправировывался рисунок, который хорошо просматривался сквозь отполирован­ную поверхность. В основном это были изо­бражения цветов, пейзажи. Техника гравиро­вания, заимствованная как один из способов художественной обработки стекла, хрусталя, не нашла широкого применения. В настоящее время отдельные умельцы вновь прибегают к этому нехарактерному для янтаря приему, ис­пользуя его для усиления восприятия естест­венного рисунка камня. Снятая с лицевой стороны прозрачного камня корочка позво­ляет заглянуть внутрь янтаря, увидеть непо­вторимый мир сказочных образов. Остается лишь «прочесть» открывшийся рисунок, сде­лать мотив более явственным, слегка допол­нив его гравированным рисунком, отдельны­ми штрихами различной глубины и направ­лений, сохраняя при этом натуральный облик самоцвета.

Инструменты — от обычных стальных ппихелей для резьбы по дереву до борма­шины с гибким валом и насадками. Пос­леднее более удобно, поскольку за счет сменных головок есть возможность получать штрихи любых очертаний. При выполнении «негативной» гравировки на янтарной плас­тинке карандашом помечают контур рисун­ка (в зеркальном изображении), после чего осторожно обводят его режущим инстру­ментом, стараясь снимать стружку сразу на заданную глубину, не «зарываясь» внутрь материала и не выходя на поверхность.

Резьба из янтаря в домашних условиях

Низкая твердость камня, слабо вы­раженная хрупкость (прозрачные разновид­ности более хрупкие, чем замутненные) дают возможность вырезать из целого куска янтаря различные миниатюры, плоские и объемные композиции, фигурки. Мелкая резная плас­тика из янтаря нашла свое отражение в япон­ских стилизованных резных изображениях людей и животных (искусство НЭЦКЕ — изящные, прочные, гладкие украшения ве­личиной со сливу с отверстием дня шнурка, используемые как противовес — брелок для удержания на поясе кисета с табаком или кошелька). Особенно широко резные изде­лия были распространены в XVII—XVIII вв.

Традиционно резьба по янтарю осущест­вляется с помощью разнообразного сталь­ного инструмента: пилками с мелкими зу­бьями, напильниками, надфилями, штихе­лями. Работа идет намного быстрее, если использовать вращающиеся твердосплав­ные, металлические насадки бормашины. Чтобы уменьшить вероятность растрескива­ния камня, в процессе работы его следует держать в слегка подогретом состоянии.

Выбранному камню (без заметных изъ­янов) вчерне, с помощью напильника, электроточила, придается задуманная форма. Затем она постепенно, надфилями, штихелями, доводится до необходимой чис­тоты. При выбирании крупных полостей пользуются пилкой. Шлифовку всей поверх­ности осуществляют тонким порошком пемзы или карбида кремния, используя при необходимости липовую палочку с обрезан­ным под углом 45° кончиком. Имеющиеся углубления вышлифовываются также липо­вой палочкой, кончик которой повторяет его очертания. Полировку резной поверх­ности удобнее вести специальными волося­ными щетками, применяемыми в стомато­логии (закрепляются на вращающихся валах бормашины, электродрели, точила), или мягкими тканевыми кругами с нанесенной меловой суспензией или пеплом.

Изредка встречаются работы, вырезанные не из единого куска янтаря, а из нескольких горизонтально склеенных, красиво подобран­ных по цвету, фактуре пластин. Склеенный янтарный блок обрабатывают как цельный ка­мень, соблюдая осторожность.

Точение. Из отдельных высококачествен­ных кусков янтаря можно вытачивать шары, бусины, имеющие круглую или овальную форму, а также статуэтки (шахматы) или из­делия цилиндрической формы. На произ­водстве такие работы выполняют из прес­сованного в круглые стержни янтаря. В лю­бительских условиях камню придается стержнеобразная форма. Затем его как «южно глубже вставляют (обернув в про­кладку) в патрон и обрабатывают на малых оборотах с помощью резцов, надфилей, на­пильников, шкурки, мягкой тканью с нане­сенным полировочным составом. В некото­рых случаях камень пришлифованной пло­щадкой наклеивают на торец деревянного стержня и, зажав последний в станке, ведут обработку. Чаще всего работы из точеных деталей делают наборными (подсвечники, мундштуки, ручки...), соединяя выточен­ные, иногда добавляя резные части, друг с другом с помощью клея.

Скульптура из янтаря в домашних условиях

Имея под руками интересные по форме камешки янтаря, не представляю­щие ювелирной ценности, можно попытаться вдохнуть в них вторую жизнь. Стоит только повнимательней взглянул» на теплый камень, повернуть той или иной стороной, как перед глазами возникнет оживший зверек, томик, чудище... Достаточно иногда двух-трех дви­жений резца, напильника, и образ становится куда более явственным.

Если одного камешка недостаточно, по­пробуйте составить композицию из не­скольких, скрепив их капельками клея, на­низав (предварительно просверлив) на нитку, проволочку, металлический стер­жень. Особое внимание следует уделить форме отдельных деталей, соотносительнос­ти их, цветовому решению, способности камня создавать иллюзию тепла, света.

Как еще распознать натуральный янтарь в домашних условиях

Янтарь — один из тех минералов, поделки из которого легко спутать с пластмассой, син­тетической смолой, стеклом, костью. Помимо сугубо научных диагностических способов, позволяющих отличить натуральный камень от имитации, есть вполне доступные каждому.

кусочек янтаря легко загорается от пламени спички, давая характерный «смо­листый» запах;

если с некоторым усилием потереть сухим пальцем обработанную поверхность камня, он дает приятный, чуть уловимый «смолистый» аромат;

при трении о шерстяной платок ян­тарь электризуется и начинает с особой силой притягивать мелкие кусочки бумаги, соломинки, волосы;

— янтарь тонет в воде, но остается на плаву в солевом растворе (плотность мине­рала 1.05—1.30).

Как отличать натуральный янтарь от прессованного?

Изделия из прессованного янтаря отли­чаются по внешнему виду от натурального прежде всего мутноватым оттенком (хотя встречаются и прозрачные разновидности) и измененной формой включенных газовых пузырьков. Последние, в отличие от при­родного (всегда сферические), имеют вытя­нутый удлиненный вид. Наблюдать их лучше всего в бинокулярную лупу или мик­роскоп. Кроме пузырьков характерной формы, у прессованного янтаря в глаза бро­саются: струйчатосгь течения, наличие пря­молинейных, кривых, спиралевидных обра­зований; шарики плотной основной массы; сгустки красителя.

Как отреставрировать янтарное изде­лие в домашних условиях

Расколотый кулон, брошь, миниатюра склеивается одним из клеевых составов (см. выше). После высыхания шов аккуратно за­чищают мелкой шкуркой и заполировываюг.

Поверхностные сколы, образовавшиеся при неосторожном обращении с изделием, выравнивают напильником и шкуркой со средним зерном. Затем переходят на мелкое зерно, после чего изделие полируют заново.

Выемки, раковины, изломы шпаклюют янтарной мастикой, приготовленной из ян­тарных опилок с добавлением клея ПВА. Если при высыхании мастика дает усадку, состав наносится вторично, добиваясь тем самым ровной поверхности. После полного высыхания «заплатки» ее шлифуют мелкой шкуркой и отполировывают заподлицо.

Образовавшаяся при длительном ноше­нии паутинка царапин, микротрещин уда­ляется перешлифовкой всего изделия мел­козернистой шкуркой с последующей поли­ровкой. Аналогично обрабатываются по­тускневшие, изменившие цвет украшения.

Как можно использовать отходы янтаря в домашних условиях

В процессе обработки янтаря в обилии образуются опилки, стружки, мелкие крошки. Все это с успехом можно использовать для из­готовления высококачественного лака, идущего на покрытие мелких изделий из древесины.

Янтарные опилки (1 в.ч.) заливаются этиловым спиртом (1.5 в.ч.) и прогреваются в течение нескольких часов на водяной бане. Полученный раствор помещают в теплое место и выдерживают 3—4 суток. Образо­вавшуюся жидкость (лак) осторожно слива­ют в емкость и тщательно закупоривают.

Вместо спирта можно взять равное по объему количество дихлорэтана или АКР- 1S. Раствор выдерживается в теплом месте 8—10 дней, после чего полученный лак сли­вается в отдельную стеклянную посуду и притирается крышкой.

На производстве значительная часть отхо­дов перерабатывается на технические продук­ты, где, помимо лака, получают янтарную кислоту, масло, канифоль.

Картина своими руками из янтаря — это действительно реально сделать самому и отвлечься от повседневных проблем. Творческое занятие всегда успокаивает и настраивает только на позитив. Однако, чтобы сделать качественное полотно, нужно хорошо разбираться в материалах, которые вам будут нужны. Итак, какие материалы Вам будут нужны, чтобы создать объемные картины из янтаря своими руками?

  1. холст в подрамнике, от 60 грн за полотно размером — 30х40
  2. альтернатива — ДВП (дешёвый вариант) от 15 грн за полотно 20х30
  3. ещё один вариант — полотно на картоне, от 25 грн за 20х30
  4. быстросохнущий клей или клей-гель (удобно использовать для новичков, такой клей позволяет легко исправить ошибки при неудачном укладании янтаря)
  5. карандаш (твёрдый)
  6. янтарь (желательно калининградский, он очень эластичный)
  7. акриловые краски (очень быстро сохнут, практичны) около 65 грн за тюбик (60мл)
  8. кисточка

Конечно же янтарь является главным материалом для картины своими руками, ведь он придает главный тон сюжету, так и делает картину объемной, словно 3D.

Картина из янтаря ручной работы — Осенний закат

Янтарь, что это?

Чтобы картина своими руками из янтаря получилась удачной, Вам следует изучить немножко свойств главного материала картины — янтарь. Итак, янтарь — это многовековая смола хвойных деревьев, которая превратилась в камень. Это довольно мягкий камень, его можно легко разрезать, отшлифовать. Сегодня его используют для ювелирных изделий, а также для создания картин из янтаря. Отметим, что это долговечный и невероятно красивый материал для создания картин.

Янтарь — солнечный камень с насекомым внутри

Как сделать картину из янтаря своими руками, краткое руководство

Сюжет картины может быть очень разным, ведь янтарный камень очень легко поддается обработке. Чаще всего делают пейзажи, ведь это идеальное сочетание — сюжет живой природы и янтарь. Особенно часто мы видим на янтарных полотнах — осень. Итак, начнем. Чтобы сделать картину своими руками, Вам нужно сделать всего несколько шагов:


  1. Наносим клей на участок где буде янтарь. Совет — не спешите, всё должно быть плавно и аккуратно.

Картина ручной работы — Осенний парк из янтаря

Вот Вы и убедились, что это реально — картины для интерьера своими руками из янтаря. Однако напоследок ещё один совет от нашего интернет-магазина — вскройте свою готовую картину лаком, она вовсе не потеряет свою красоту в будующем. У нас есть также YOUTUBE канал Amber Stone , где вы сможете увидеть самые яркие картины наших мастеров. Просмотрев наши видеоролики, Вы поймёте, что картина своими руками из янтаря — это легко, главное, поверить в себя.

Янтарь - один из самых необычных природных камней, обладающий интересной историей происхождения и лечебными свойствами. Несмотря на красоту и теплый окрас янтарных камней, ювелирная работа с ними считается сложной, так как из-за хрупкости сырье можно легко раскрошить или испортить. Учитывая все эти нюансы, готовые украшения и изделия стоят дорого, поэтому многие поклонники минерала создают поделки из янтаря самостоятельно, прибегая к нехитрым способам и подручным материалам. В домашних условиях можно создать красивый кулон, ожерелье или даже целую картину из янтарной крошки, если запастись терпением и натуральным сырьем.

Изысканные подвески, солнечные ожерелья и прекрасные элементы декора - это лишь малый список того, что можно изготовить из янтаря в домашних условиях. Единственное, что для этого потребуется - кусочки натурального камня. Однако поиск природного качественного сырья чаще всего вызывает трудности у людей, стремящихся создать какую-нибудь необычную вещицу.

Если запастись настоящим камнем нет возможности, не стоит расстраиваться. Можно сделать имитацию янтаря самостоятельно, приобретя для этого следующие материалы:

  • полиэфирная смола;
  • отвердитель;
  • мягкие формочки;
  • чистая вода комнатной температуры.

Способ изготовления:

  1. В емкости соединяют 90% смолы и 10% отвердителя , тщательно перемешивают деревянной палочкой.
  2. В полученную смесь при желании можно добавить несколько капелек воды для формирования рисунка и пузырьков внутри камня, краситель или щепки для большей красоты. Это придаст готовой имитации реалистичность.
  3. Густую смолянистую массу разливают по формочкам, предварительно смазанным растительным маслом. Оставляют ровно на 24 часа для затвердевания.
  4. Спустя сутки получившиеся «янтарные камни» аккуратно извлекают из форм, протирают от остатков масла и полируют наждачной бумагой.

Этот способ хорош для приготовления материала, используемого для небольших украшений и картин из янтарной крошки.

Если же планируется применять крупный кусок янтаря как предмет декора или в качестве большого камня для кулона, можно соорудить имитацию с застывшим насекомым внутри. Этот способ более трудоемкий и требует приобретения следующих материалов:

  • куски фанеры;
  • состав для приготовления полиэфирной смолы;
  • краситель нужного оттенка;
  • блок МДФ;
  • защитные перчатки;
  • состав для приготовления силикона;
  • скотч;
  • засушенное насекомое, например, бабочка или комар;
  • пищевая пленка;
  • наждачная бумага;
  • остро заточенные инструменты для придания формы камню.

Последовательность действий:

  1. Сначала готовится форма для будущего камня. Берут блок МДФ нужного размера. Из кусочков фанеры сооружают короб, стенки которого прочно фиксируют скотчем. Внутрь коробочки укладывают МДФ, приклеивая для надежности. Чтобы силикон не пристал к дереву, блок оборачивают пищевой пленкой.
  2. После этого готовят силикон в соответствии с инструкцией и заливают полученную смесь в короб. Изделие оставляют на 24 часа до полного высыхания.
  3. С помощью мерного стаканчика измеряют объем формы, чтобы вычислить нужное количество полиэфирной смолы. Смолу готовят согласно инструкции производителя, добавляют краситель.
  4. Полученную смоляную массу делят на две равные части. Первую часть аккуратно заливают в форму, чтобы не допустить образования пузырей внутри камня.
  5. Смолу оставляют в покое на час для загущения, затем отправляют в нее предварительно засушенное насекомое. Вторую часть смоляной массы заливают в форму сверху и оставляют заготовку до полного высыхания.
  6. Твердую и высохшую заготовку вынимают из короба и придают форму при помощи острых инструментов, затем шлифуют наждачной бумагой. Закончив со шлифовкой, готовый камень полируют.

При использовании самодельных янтарных камней следует помнить, что они не обладают лечебными и магическими свойствами, а также могут вызвать аллергическую реакцию при длительном контакте с чувствительной кожей.

Уроки творчества для начинающих

Любуясь прекрасными изделиями и украшениями из янтаря, выставленными на витринах ювелирных магазинов, многие люди даже не подозревают о том, что подобную красоту можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Для создания восхитительных брошей, бус и даже роз понадобится искусственный или настоящий янтарь, немного подручных материалов и, конечно же, желание творить.

Счастливое ожерелье

Ожерелье - стильное украшение в виде обруча или цепочки, которое подчеркивает длину шеи и акцентирует внимание на груди. Самодельный аксессуар из настоящего или из искусственного янтаря придаст уверенности любой девушки, станет отличным подарком для близкого человека. Для изготовления янтарного украшения понадобятся такие материалы:

  • кусочки необработанного янтаря разной формы с отверстиями внутри;
  • пины;
  • проволока с памятью;
  • гибкий силиконовый трос, полый внутри;
  • цепочка-удлинитель;
  • застежка;
  • декоративные металлические бусины;
  • колечки.

Процесс изготовления:

  1. Каждый кусочек янтаря нанизывают на пин, зажимают свободный край пина инструментом и делают небольшую петельку. Откусывают свободный край пина кусачками так, чтобы в итоге остался камешек с петелькой наверху. Подобным образом поступают с каждым кусочком.
  2. На проволоку нанизывают все подготовленные янтарные бусинки, продевая проволоку через петельки. В итоге должен получиться плотный жгут из янтаря.
  3. Концы янтарного жгута фиксируют, нанизывая на каждый край по большой металлической бусине.
  4. Гибкий трос разрезают на две части, каждая из которых равна длине свободного края проволоки. Трубочки надевают на концы проволоки.
  5. По краям ожерелья нанизывают по одной маленькой бусинке, откусывают лишний край проволоки и заворачивают его, образуя кружочек. К первому краю крепят замочек, ко второму - цепочку. Колье из янтаря готово.

Бусы из камня

Бусы из янтаря по красоте ничуть не уступают другим украшениям, однако их изготовление занимает меньше времени и сил. Для создания янтарных бус потребуется:

  • кусочки настоящего или искусственного янтаря;
  • прочная нить;
  • карабин;
  • двойное колечко.

Процесс изготовления:

  1. На двойную нить следует нанизать бусины, плотно подгоняя их друг к другу.
  2. К одному концу нити крепят колечко при помощи узелка, ко второму - замочек.
  3. Самодельные янтарные бусы готовы.

Можно разнообразить однотонные бусы, добавив крупный бисер разных оттенков или декоративные бусины, чередуя их с янтарными. Кроме того, можно взять необработанный янтарь - камень смотрится оригинально и обладает лечебными свойствами.

Плетение украшений из камней

Существует множество способов изготовить янтарные украшения в домашних условиях, но самым простым и доступным считается плетение на нити. Для работы потребуется только прочная конопляная веревка и янтарные камешки с отверстиями внутри. Как сплести оригинальное изделие из янтаря своими руками:

  • На веревку нанизывают одну бусину и завязывают узелок «галстук». На один из концов надевают бусинку поменьше и затягивают под ней два узелка. Важно, чтобы узелки плотно прилегали к бусинам, как бы фиксируя их на одном месте.
  • Следующий камешек нанизывают на оба конца веревки и опять затягивают узелком. Подобным образом поступают со всеми янтарными бусинами, чередуя их по размеру и цвету. В конце на краях нити крепят застежку.

Сплести оригинальное украшение в домашних условиях можно не только из янтаря, но и из любых других натуральных камней, сочетая их с разными материалами, например, с кожаными бусинками, бисером или миниатюрными подвесками.

Как сделать картину из янтаря своими руками

Янтарь - удивительный камень, из которого создают не только украшения, но и очаровательные предметы интерьера: шкатулки, фигурки и картины. Если в процессе изготовления украшений несколько янтарных кусочков остались невостребованными, не стоит их выбрасывать. Можно соорудить замечательную картину с использованием янтарной крошки. Для этого потребуется терпение, аккуратность и следующие материалы:

  • клей ПВА;
  • темперные краски;
  • крошка янтаря;
  • основа - полотно, ДВП или срез ствола дерева.

Как создать картину из янтаря своими руками:

  1. На основе при помощи тонкого карандаша следует сделать примерный набросок картины, прорисовав мелкие детали. Желательно выбирать тот пейзаж, где теплые оттенки янтаря будут уместны: осенний лес, закат, изображение оленя. При отсутствии уверенности в своих силах можно купить уже готовую картину и дополнить ее янтарем.
  2. Затем приступают к рисованию самой картины, нанося краски на поверхность. Закончив, следует дать работе просохнуть.
  3. После того как краски высохнут, приступают к выкладке янтаря. Наметив отдельные участки, на них наносят клей, а после - янтарную крошку. Нельзя мазать всю картину клеем и сыпать сверху камни - работа получится неаккуратной. Сначала выкладывают крупные кусочки, а затем мелкие.
  4. Закончив с выкладкой, следует внимательно оглядеть картину на наличие пробелов и дефектов и подправить их. Если работа выполняется на срезе дерева, потребуется дополнительная лакировка в конце и шлифовка перед рисованием картины.

Как вырезать розу

Янтарь - загадочный и удивительный минерал, который обладает особенным теплом и чарующей магией. Потрогав однажды этот камень, хочется прикасаться к нему вновь и вновь, поэтому поделки из янтаря пользуются особой популярностью. Умельцы и мастера вырезают из солнечного минерала настоящие произведения искусства, среди которых выделяются янтарные розы.

Янтарь хрупок, поэтому создание янтарного фигурного изделия - сложная и кропотливая работа.

Однако вырезать аккуратный и красивый бутон розы под силу даже начинающим мастерам. Чтобы создать каменный цветок, потребуются следующие материалы:

  • крупный кусок янтаря;
  • абразивный круг;
  • войлочный круг-линза;
  • различные насадки для гравера;
  • ручной гравер;
  • наждачная бумага;
  • полировальная паста.

Резьба по янтарю

Чтобы вырезать из обычного куска янтаря каменную розу, необходима аккуратность, усидчивость и немножечко вдохновения. Вооружившись инструментами и мысленно нарисовав в мозгу прекрасный резной цветок, следует приступить к действиям:

  1. Для изготовления потребуется крупный необработанный янтарный камень. Он может быть любой формы, так как в дальнейшем его следует раскроить.
  2. На янтарном камне очерчивают ровный круг, чтобы можно было выпилить из него округлый кусочек.
  3. При помощи инструментов удаляют лишние части и отрезным диском придают камню округлость.
  4. Если после работы остались небольшие янтарные кусочки, не следует их выбрасывать - они пригодятся для создания бусинок или картин с янтарной крошкой.
  5. На округлой форме рисуют ровный круг, который делят на 4 одинаковые части.
  6. Затем дорисовывают снаружи круга 4 отрезка, проводя изогнутую линию от центра до кончика линий, образующих крест.
  7. При помощи инструмента в янтарном камне проделывают четыре глубоких выреза - будущие края лепестков.
  8. Используя инструмент, продолжают работу над лепестками - прорезают одну бороздку над лепестком и две снизу. После этого на поверхности янтарного камня рисуют кружочек и четыре линии, расположенные веером.
  9. Согласно границам, вырезают оставшиеся четыре лепестка сверху. Каждый из них должен начинаться с небольшого углубления, постепенно усиливаясь к центру.
  10. Закончив со вторым рядом лепестков, следует приступить к третьему, действуя аналогично.
  11. Готовую янтарную розу шлифуют и полируют при помощи ручного гравера.

Дешевая реплика или янтарь: как определить

Настоящий янтарь не только безумно красив, но и обладает лечебными свойствами, что влияет на его стоимость. Украшения и поделки из натурального минерала стоят дорого, что стало поводом для изготовления имитаций камня. Иногда этим беззастенчиво пользуются недобросовестные продавцы, стремясь продать покупателю дешевую подделку по высокой цене.

Чтобы не стать обладателем искусственного янтаря, следует знать характеристики и основные свойства настоящего камня, по которым его можно отличить от поддельного:

  • Твердость. Если поцарапать янтарь ногтем, то от него отделятся мелкие частички. Имитации подобное действие не причинит вреда.
  • Электростатический заряд. Если энергично потереть настоящий минерал об шерсть или шелк, то мелкие кусочки бумаги будут притягиваться к камню.
  • Под воздействием ультрафиолетовых лучей янтарь проявляет свойства люминесценции. Поддельный камень такой особенностью не обладает.
  • Запах. Если нагреть натуральный янтарь, то от него будет исходить приятный хвойный аромат. Имитация же никакого запаха не имеет.
  • Реакция на спирт. Поверхность янтаря, смоченная спиртом, становится липкой и шероховатой. Поддельный камень обладает устойчивостью к медицинским спиртам.

Украшения и изделия из янтаря имеют много поклонников благодаря теплу, которое излучает камень, а также внешней красоте и лечебным способностям. Учитывая высокую стоимость ювелирных изделий, некоторые люди предпочитают самостоятельно изготавливать украшения с солнечным минералом, создавая оригинальные творения. При работе с камнем необходимо помнить о том, что янтарь хрупок и требует бережного обращения и аккуратности.

Идея изготовления картин из кусочков янтаря методом высыпки возникла в Ровенской области (Украина). Ранее подобная технология производства высокохудожественных полотен из натурального янтаря не использовалась, поэтому методику высыпки можно назвать уникальной.


Производство картин из янтаря — это кропотливый творческий процесс, который требует от мастера большого труда, опыта и внимания. Выбор материала подходящего качества, обработка янтаря, а также технология крепления постоянно совершенствуется.


Янтарь — сырец — материал для создания картин

Янтарь для картин

Для создания картин используется все многообразие оттенков натурального янтаря — сырца различных размеров и фракций. При этом мастера подбирают сырье различного калибра — мелкого, среднего или крупного.

Для получение нужного оттенка янтарь нагревают до определенной температуры. Именно поэтому художники используют исключительно камни чистых цветов, лишенные примесей и инклюзов, приобретенных минералом в процессе .


В своей работе мастера применяют до 12 оттенков накаленной крупицы, что позволяет создавать плавные переходы цвета от одного к другому. Подобная технология позволяет создавать высококачественные объемные изображения.

Среди наиболее востребованных оттеночных вариантов янтаря можно назвать следующие:

  • Молочный
  • Желтый
  • Лимонный
  • Оранжевый
  • Охристые тона
  • Коричневый
  • Шоколадный
  • Вишневый

Эскиз картины из янтаря

В процессе изготовления картины из янтаря важнейшей составляющей является подготовленный эскиз, на основе которого создается полотно. Эскиз представляет собой не просто окрашенный фон, а полноценный рисунок, на который в дальнейшем методом высыпки и будет нанесено изображение из янтарной крошки.


При этом очень важным является то, чтобы вся поверхность полотна была целиком покрыта янтарем . Если сквозь янтарную крошку просвечиваются участки фона, не заполненные камнем, то изображение считается некачественным.

Кроме того, мастера аккуратно и очень внимательно подбирают оттеночные варианты природного янтаря под цвет исходного изображения.

Следует отметить, что при изготовлении картин из янтаря художники не используют слишком темные и землисто — серые оттенки камня, чтобы полученное изображение не было слишком тусклым и мрачным. Напротив, картины из всегда получаются светлыми, яркими и искрящимися, под стать исходному материалу — солнечному камню.

Основанием полотна является лист обыкновенного ДВП, который по своим характеристикам вполне соответствует требованиям технологии. ДВП — это достаточно прочный, недорогой и легкий материал, который имеет идеально гладкую лицевую поверхность для наклеивания эскиза.

Кстати, небольшой вес листов ДВП является дополнительным преимуществом, потому что после нанесения янтарной крошки и камней различного размера картина становится значительно тяжелее. Поэтому использование ДВП в качестве основы является вполне оправданным.


Этапы создания картины из янтаря

На первый взгляд технология изготовления живописных полотен из натурального янтаря может показаться простой и доступной, но это весьма обманчивое впечатление. Для создания по — настоящему красивых и качественных картин мастер должен обладать развитыми художественными способностями и иметь опыт работы с янтарем.

Процесс изготовления картины из янтаря проходит в несколько этапов, среди которых можно назвать следующие:

  • Изготовление основы — происходит подготовка листа ДВП нужного размера, на который наклеивается заранее выбранный эскиз будущей картины. Следует отметить, что эскиз должен быть зафиксирован на основе очень ровно и аккуратно, чтобы в результате получилось идеально гладкое покрытие.

Эскиз будущей картины наклеивается на основу — лист ДВП.
  • Нанесение рисунка — мастер наносит на эскиз изображение методом высыпки янтарной крошкой. При этом выбираются оттенки природного янтаря, которые максимально соответствуют цветовой гамме эскиза. Это достаточно сложная и кропотливая работа, которую опытные мастера выполняют особенно тщательно и аккуратно.

Главная часть процесса создания картины — высыпка янтарной крошкой.
  • Сушка картины — после нанесения янтарного рисунка методом высыпки изделие проходит процедуру высушивания в специальной печи при строго определенной температуре, которая позволяет несколько размягчить мельчайшие крупинки янтарной крошки и прочно прикрепить их к основе картины.

  • Выкладывание рисунка — на данном этапе мастер наносит на подсохший фон кусочки янтаря различных размеров и фиксирует их с помощью . Это очень тонкая, практически ювелирная работа. Художник берет камешки пинцетом, а для нанесения клея пользуется кисточкой. При этом также важно соблюдать плавность переходов цветовой гаммы янтаря, поэтому мастер должен уметь внимательно подбирать нужные оттеночные варианты камня.

  • Покрытие лаком — на заключительном этапе изготовления картины из янтаря полотно покрывается двумя слоями лака с промежуточной сушкой. Лаковое покрытие помогает защитить янтарь от механических повреждений и действия кислорода, а также значительно продлевает срок службы изделия. К тому же, после нанесения лака натуральный янтарь приобретает более насыщенный и яркий оттенок, благодаря чему картина смотрится эффектнее.


  • Рама для картины — на последнем этапе работы картину из янтаря вкладывают в подходящую рамку из или пластиковый декоративных багет. Вариантов обрамления может быть множество. Это зависит как от вкусовых предпочтений самого мастера, так и от пожеланий заказчика, а также от общепринятых правил.

Например, янтарные картины с изображением человека, картин живой природы, животных, птиц и цветов традиционно вкладывают в деревянные рамы. А вот обрамляют роскошным багетом с позолотой.


  • Оформление тыльной стороны — обратную сторону картины зашивают натуральной мешковиной. Она помогает предохранить ДВП от проникновения лишней влаги и таким образом способствует продлению срока службы изделия.

Как отличить подделку

Для создания высококачественной картины из янтаря всегда используются крупицы разных размеров, а также отдельные камни, как бы утопающие в янтарных крошках подходящего размера.

При этом в продаже зачастую можно встретить абсолютно гладкие картины из янтаря. Это говорит о том. что для их изготовления применяется однородная янтарная пыль.

Подобные изделия изготовлены по другой, более простой технологии, поэтому их стоимость всегда несколько ниже. Однако они имеют ограниченный срок службы, и специалисты не рекомендуют приобретать такие картины.

Чтобы отличить подделку от качественной янтарной картины, необходимо просто прикоснуться к изображению или провести по нему ладонью. На сделанных по всем правилам картинах янтарная крошка никогда не осыпается даже при значительном механическом воздействии и крупинки янтаря не остаются на руках. Этому способствует защитный слой лака, который наносится на изделие на заключительном этапе.


В данном мастер-классе мы будем имитировать настоящий янтарь с насекомыми внутри. Вариантов использования готового изделия – множество. В данном случае он был декором ручки трости. С таким же успехом из заготовки можно сделать другие поделки и сувениры.

Материалы

Чтобы своими руками имитировать янтарь подготовьте:

  • куски фанеры;
  • состав для полиэфирной смолы;
  • краситель для придания янтарного оттенка;
  • блок МДФ;
  • состав для приготовления силикона;
  • скотч;
  • засушенное насекомое;
  • пищевую пленку;
  • наждачную бумагу;
  • токарный станок;
  • пилу;
  • острые инструменты для придания формы изделию;
  • защитные перчатки.

Шаг 1 . Вначале вам нужно будет сделать форму для отливки заготовок. Для этого возьмите блок МДФ подходящего вам по задумке размера.

Шаг 2 . Из остатков пиломатериалов или фанеры сделайте короб. Стенки его крепите между собой скотчем и следите, чтобы между ними не было просветов.

Шаг 3 . Внутрь полученного короба оправьте кусок МДФ. Приклейте его для надежной фиксации. Если вы хотите, чтобы форма получилась идеально гладкой, оберните МДФ пищевой пленкой. Так силикон точно не пристанет к дереву.

Шаг 4 . Разведите силикон в соответствии с инструкцией производителя. Залейте его в короб. Оставьте все до полного высыхания силикона. Времени на это понадобится порядка 24 часов.

Шаг 5 . С помощью воды и мерного стакана измеряйте объем вашей формы, чтобы понимать, сколько полиэфирной смолы для изготовления одного изделия вам понадобится.

Шаг 6 . Разведите полиэфирную смолу в соответствии с инструкцией производителя. Не забудьте добавить краситель для получения янтарного оттенка.

Шаг 7 . Полученный объем смолы разделите на две части. Первую залейте в форму. Заливайте аккуратно, не взбалтывая, чтобы не образовывались пузырьки. При работе с эпоксидной смолой от них можно избавиться с помощью горелки, но полиэфирная при этой же попытке просто загорится.

Шаг 8 . Дав смоле в форме постоять в течение 30 – 60 минут, чтобы она загустела, отправьте к ней выбранное высушенное насекомое. В данном случае это был большого размера комар. Чтобы он остался целым, его словили живым, поместили в банку с ваткой, смоченной в растворителе, и подождали, пока он замрет окончательно.

Шаг 9 . Залейте второй слой смолы. Оставьте все до полного высыхания заготовки.

Шаг 10 . Теперь заготовке нужно придать форму. Вы можете сделать это вручную. В данном случае использовался токарный станок. В любом варианте работ инструменты для обрезки и подгонки заготовки по форме должны быть очень острыми. Полиэфирная смола в этом плане материал капризный и хрупкий.