Ярополец история двух усадеб. Ярополец. Другие усадьбы и парки

В XVII в. принадлежало сосланному сюда гетману Правобережной Украины в 1665-1676 годах . Петру Дорофеевичу Дорошенко (1627 - 1698). В свою бытность гетманом он,при поддержке Турции и Крымского ханства, пытался овладеть Левобережной Украиной.Казачество его не поддержало, и гетман капитулировал в том же году перед войсками под командованием Ромодановского. Сдался и принёс присягу.

В 1677 году он был отправлен в Москву и более уже не вернулся на родину. В 1679 году он был назначен московским правительством воеводой в Вятку (1679-1682). Три года спустя получил село Ярополец под

Москвой (Волоколамского уезда Московской губернии), где и умер в 1698 году.

В 1717 году Г. П. Чернышев (1672 - 1745) покупает у П. П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости.Так рядом с усадьбой Дорошенко-Загряжских -Гончаровых появилась усадьба Чернышёвых.

Дорошенко был трижды женат. Агафья Еропкина - брак в 1684 году . В этой ветке одна из дочерей стала Загряжской . Иван Александрович Загряжский (1749-1807) , от которого родилась Наталья Ивановна Загряжская (по мужу - Гончарова) - мать Натальи Пушкиной. О её происхождении существует целая легенда - по семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. О на была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским.
Но в России у Ивана Александровича была своя семья . И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет «обманутую жену законной супруге». П осле сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться».
А прекрасную Ульрику законная супруга(добрая душа - zlv14 ) в конце концов оставила в своем доме, обогрела ее, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем чахла в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет , оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права». Кстати, Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская всегда помнила о своих зарубежных родственниках, что явствует из её перепи cки.

Наталью Ивановну в 1807 г. выдали замуж за Николая Афанасьевича Гончарова , сына владельца Полотняных заводов, прекрасно образованного и красавца собою. На венчании присутствовала вся императорская фамилия: император Александр I, императрица, вдовствующая императрица-мать, великие князья и княжны. П осаженными родителями были высочайшие вельможи. Вскоре после замужества родила сына Дмитрия, затем Екатерину, Ивана, Александра. В 1812 году родила дочь Наташу , которая впоследствии стала женой Александра Сергеевича Пушкина.

Красота не спасла ни её мать, ни её саму, ни, впоследствии, её дочь. Наталья Ивановна была властной женщиной с тяжёлым характером, на которую наложила отпечаток неудачная семейная жизнь. Её муж, о бразованный и талантливый человек, Николай Афанасьевич с конца 1814 года страдал психическим заболеванием . Болезнь, по словам родственников, была вызвана травмой головы, полученной при падении с лошади. Однако другой причиной, судя по письмам его жены, Николай Афанасьевич много пил. На Наталью Ивановну, помимо воспитания детей и присмотра за мужем, легло управление двумя имениями. Всё это требовало огромных физических и нервных усилий.

Наталья Ивановна строго воспитывала детей, требуя беспрекословного подчинения. Могла за незначительную провинность отхлестать детей по щекам. А вот, образование дети получили отменное - им преподавались русская и мировая история, география, русский язык и литература. Помимо французского, который все младшие Гончаровы знали очень хорошо (позже Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски), изучались немецкий и английский языки. Старший брат Дмитрий «с очень хорошими успехами» окончил Московский университет, Иван - частный пансион, а Сергей получил домашнее образование. Пушкинист Лариса Черкашина предполагает, что Наталья училась по той же программе, что и её младший брат Сергей.

Пушкин А.С. приезжал сюда в 1833г. и 1834гг., о чем свидетельствует табличка на основном здании усадьбы.

С возрастом ухудшался и без того тяжелый характер Натальи Ивановны. Она становилась религиозной фанатичкой и деспотом. В доме, помимо гувернеров и гувернанток, жили странницы, монахини, набожные приживалки.1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в на богомолье, там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре по христианскому православному чинопочитанию.

30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение. Помня о своём происхождении, Иван Николаевич Гончаров поставил мавзолей-часовню над могилой Петра Дорофеевича Дорошенко в 1838 г.Его разобрали в 1953 году и восстановили в 1999.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 17.09.2011

Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 г. На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь.
Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
В 1684 г. село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману П.Д.Дорошенко. Дорошенко прожил в Яропольце последние 14 лет, здесь же и похоронен.
В 1717 г. часть села была продана графу Г.П.Чернышеву.
В Яропольце в 1919 г. была построена своя гидроэлектростанция.

Усадьба Гончаровых

Вторая часть Яропольца, оставшаяся после продажи северной его части Чернышевым, находилась во владении А.П.Дорошенко до 30-40-х годов XVIII столетия. От него по родственной преемственности усадьба перешла к дочери - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за А.А.Загряжского. Загряжские относились к древнему дворянскому роду.
Третий из сыновей А.А.Загряжского, И.А.Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 г., родилась дочь Наталия - будущая теща А.С.Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красавица Наталия.
В 1807 г. Н.И.Загряжская вышла замуж за Н.А.Гончарова.
В 1812 г. у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 г. Н.А.Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 г. его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н.И.Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия.
С 80-х г.г. имением владел сын И.Н.Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Е.Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 г. усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 г. в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа.
В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С.Пушкина.
Сейчас в усадьбе расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, на средства которого ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории. Тем не менее территория открыта и свободна для посещений.
Церковь Иоанна Предтече
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объектом усадьбы Гончаровых, хотя современный облик ее относится к самому началу XIX в. Построенная А.А.Загряжским в 1755 г. кирпичная церковь по типичной схеме восьмерик на четверике была в 1808 г. расширена его сыном Б.А.Загряжским пристройкой к прежнему четверику церкви Иоанна Предтечи двух приделов (во имя Екатерины и Бориса). Пристройки выполнены в строгих классических формах с массивными портиками, несколько облегченным взлетом арки центрального пролета. Рельефная обработка алтарной апсиды, колокольни и вообще архитектурное оформление здания в одном стиле выполнены накладкой на прежние части кирпичных.
Интерьеры церкви до нас не дошли.

Усадьба Чернышевых

В 1717 г. Г.П.Чернышев покупает у П.П.Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1752 г. Ярополецкое владение переходит к одному из его сыновей З.Г.Чернышеву - елизаветинскому генералу, участвовавшему в победоносном сражении русских войск с Фридрихом II в 1760 г. Один из приближенных Екатерины II, деятельный президент военной коллегии в чине генерал-фельдмаршала, бывший наместник Белоруссии, а затем московский генерал-губернатор - З.Г.Чернышев создал в своей части Яропольца родовое майоратное имение. Ему приписывают основание дворцово-паркового ансамбля.
Начало деятельности З.Г.Чернышева по благоустройству и отстройки усадьбы относится к 1760 - 1770-м г.г. Великолепная загородная резиденция "Русский Версаль" уже к 70-м г.г. XVIII в. сложилась в архитектурный ансамбль.
В 1775 г. в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией (1768 - 1774), завершившейся заключением Кучук-Кайнарджийского мира, подмосковную резиденцию З.Г.Чернышева посетила Екатерина II.
До 1917 г. усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.
В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы, а затем санатория им.Павлика Морозова. Этому очень благоприятствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.
Практическое использовании усадьбы стало невозможным после огромного ущерба, нанесенного усадьбе оккупацией Яропольца немецко-фашистскими войсками в 1941 г.
В 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".
Церковь Казанской Божией Матери
Церковь Казанской Божией Матери имеет своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом, служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 г.
Церковь была перестроена по заказу вдовы фельдмаршала А.Р.Чернышевой в 1798 г. Этим объясняется более поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры.
В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Проект перестройки церкви мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова.
Иконостас церкви в восточной части здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. В полу юго-западной части церкви имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда был помещен гроб с прахом фельдмаршала З.Г.Чернышева. В апсиде, служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального каменного надгробия.
Позади церкви можно увидеть остатки колокольни, которая была сооружена на новом месте, против прежнего, уже в 1871 г. Она имела подобное же луковичное завершение, разобранное во время устройства над колокольней водонапорного бака.
Сейчас церковь находится в полуразрушенном состоянии, постоянно происходит обрушение конструкций. Благодаря периодической замене несущих колонн до сих пор не обрушился западный объем - усыпальница графа Чернышева.

ГЭС на Ламе
В 1818 г. молодежь Яропольца подготовили пьесу Островского "Лес". Пьесу должны были показать в Народном доме. Встал вопрос - как осветить помещение. Ведь тогда крестьянские дома освещались или лучиной, или в лучшем случае коптилкой.
На репетицию зашел как-то агроном В.М.Андреев. Андреев предложил провести в Народный дом электричество, использовав для его выработки движок в пять лошадиных сил с льнообрабатывающего пункта. В то время это была очень смелая идея. Так в Народном доме засветились первые четыре электролампочки.
Надо ли говорить, с каким успехом прошла пьеса при электрическом освещении, учитывая, что крестьяне до этого никогда не видели этакого чуда. После пьесы пожилые крестьяне обсуждали серьезный вопрос - как осветить электричеством все село. П.Н.Кириллин, технический руководитель первого этапа электрификации села, остановился на варианте использования водяной мельницы. С помощью ременной передачи к мельничному наливному колесу подключили генератор мощностью уже 13 киловатт. В 1919 г. в домах жителей Яропольца были включены первые лампочки.
Чтобы решать все вопросы с финансированием было создано кооперативное техническое общество. Из соседних деревень в Ярополец приходили крестьяне, любовались электричеством и просили их принять в кооператив, провести свет и в их деревни. В кооператив вступило сразу 14 деревень, относящихся к Ярополецкой волости. В качестве вступительных взносов сдавали картофель, зерно. Члены кооператива обратились к В.И.Ленину с просьбой помочь им с оборудованием. В Ярополец был приглашен инженер Попов С.П., который помог составить документацию на строящуюся ГЭС.
Таким образом за два года было электрифицировано 22 деревни.
В 1939 г. Ярополецкая ГЭС была названа им.В.И.Ленина. Проработала она до 30 октября 1941 года - в этот день ГЭС была взорвана фашистами.

Усадьба Гончаровых. Главные ворота.

Церковь Иоанна Предтече в усадьбе Гончаровых

Церковь Иоанна Предтече

Могила управляющего имением Гончаровых и памятник колоколу.

Два флигеля усадьбы Гончаровых

Флигель усадьбы

Главное здание усадьбы Гончаровых

Памятник А.С.Пушкину в усадьбе Гончаровых

Усадьба Чернышевых

Усадьба Чернышевых

Большое (около 1300 жителей в настоящее время) старинное село Ярополец , расположенное в 13 км от Волоколамска, насчитывает, согласно археологическим данным, около тысячи лет истории, хотя впервые упомянуто в письменных источниках под 1551 годом.
Более всего это село известно тем, что на его территории находятся сразу две дворянские усадьбы - графов Чернышевых и Загряжских - Гончаровых, ну и, разумеется, тем, что здесь дважды побывало «солнце русской поэзии» - Александр Сергеевич Пушкин.

Об усадьбе Чернышевых и расположенной рядом интереснейшей Казанской церкви я расскажу в следующий раз (так что, кому эта тема интересна, следите за новыми публикациями в моём блоге).
А сейчас речь пойдет об имении, связанном с именем А. С. Пушкина.


Поскольку нас интересует прежде всего история архитектурного ансамбля усадьбы, который, хоть и со значительными переделками, но все же дошел до нашего времени, опустим XVI и большую часть XVII веков, и начнем краткое рассмотрение истории имения с того момента, когда в 1684 году по указу полновластной правительницы Российского царства Софьи Алексеевны Ярополец за "заслуги" перед Россией был пожалован отставному малороссийскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко .

На покое гетман прожил в Яропольце 14 лет, здесь же в 1698 году умер и был похоронен. Вот часовня над могилой Дорошенко (построена в ампирном стиле в 1844 году, разрушена в 1953 г., воссоздана в 1999 г.):


При Дорошенко весь Ярополец был деревянным, каменное строительство началось позже, когда внучка гетмана Екатерина Александровна вышла замуж за екатерининского генерал-поручика Александра Артемьевича Загряжского (1715 - 1786 гг.), приходившегося родственником могущественному фавориту Екатерины II светлейшему князю Г. А. Потемкину-Таврическому.

Генералу Загряжскому Ярополец достался к качестве приданого, и он задумал (возможно, после визита самой императрицы) превратить его в современный дворцово-парковый ансамбль, перестроив в камне в соответствии с архитектурной модой конца XVIII века.


Строительство господского дома было начато еще при жизни А. А. Загряжского, в первой половине 1780-х годов, а продолжено уже его наследниками в 1790-е годы.



Так до сих пор точно и неизвестно, кто был автором проекта господского дома усадьбы. Исследователями называются имена Е. Назарова, А. Бакарева, И. Еготова. Есть даже маловероятное предположение, что руку к нему приложил сам Растрелли.
Но, тем не менее, нужно отметить, что и сам господский дом и прилегающие к нему постройки усадьбы очень удачно сложились в единый архитектурный ансамбль.

К этому ансамблю принадлежит и церковь Иоанна Предтечи , построенная в барочном стиле на месте прежнего деревянного храма в 1771 - 1775 годах, но перестроенная в 1808 году уже в стиле классицизма.








В 1807 году внучка А. А. Загряжского Наталья Ивановна вышла замуж за промышленника Н. А. Гончарова, а в 1821 году супруги Гончаровы стали полноправными владельцами усадьбы в Яропольце. Одна из их дочерей - Наталья Николаевна (Натали) стала женой А. С. Пушкина , поэтому неудивительно, что наш главный национальный поэт посещал эту усадьбу, но, правда, всего лишь дважды, в 1833 и 1834 годах, даже оставшись здесь переночевать.

Натали провела в Яропольце все свое детство.
Вот её детский портрет, принадлежащий кисти неизвестного художника (1820-е гг.):

А это, наверное, самый известный портрет Натали работы А. П. Брюллова:


На доме, в котором ночевал Пушкин, укреплена соответствующая мемориальная доска:



А перед парадным входом установлен бюст поэта (как мне показалось, не слишком удачный):


Наверное, было бы правильным здесь как-нибудь отметить и жену Пушкина, хотя к Натали у меня, как и многих поклонников гения русской поэзии, отношение, мягко говоря, не самое благоприятное.
При посещении усадьбы Гончаровых мне впомнилось одно из моих любимых стихотворений Андрея Дементьева "А мне приснился сон, что Пушкин был спасен...", а именно такие строки:

Впрочем, посетив Ярополецкую усадьбу своей тёщи (тесть к этому времени уже почил в бозе), Пушкин оставил о ней не самые благоприятные воспоминания.
Он написал, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце» . И что, главным его приобретением стали книги, обнаруженные им в заброшенной библиотеке имения: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».

И все же, именно тот факт, что эта усадьба была связана с именем Пушкина, во многом уберегло её от полного разорения после революции 1917 года.
Гончаровы владели имением вплоть до революции, ну а после прихода к власти большевиков, усадьба была, разумеется, национализирована. Однако, несмотря на все более громко звучавшие среди представителей новой власти призывы «отречься от старого мира» и «скинуть Пушкина с корабля современности», нашлись и такие большевики, которые понимали, что без наследия прошлого никакого будущего построить не получится. И усадьба была объявлена «памятником культуры», и даже, несмотря на то, что в ее постройках расположились школа и правление колхоза, комнату, в которой однажды переночевал Пушкин, не тронули. Может быть, определенную роль сыграло и то, что последняя владелица усадьбы Елена Борисовна Гончарова (урожденная княжна Мещерская) еще до революции, в 1915 году, организовала в ней четырехклассную земскую школу, а после 1917 года даже работала в Наркомпросе (хотя позже все же, не вынеся тяготы быта первых лет Советской власти, эмигрировала и умерла в Париже в 1928 г.).

Конечно же, от интерьеров почти ничего не осталось, мебель, картины и прочие предметы обстановки были переданы краеведческим музеям (в основном, Волоколамскому), но хорошо уже хотя бы то, что усадьбу не постигла судьба многих других архитектурных памятников дореволюционной России, её не сравняли с землей как пережиток прошлого, и она в своем внешнем виде дошла до нас, каковой была в начале XIX века.





Значительный ущерб имению Гончаровых был причинен поздней осенью - зимой 1941 года во время немецкой оккупации Волоколамской земли и ожесточенных боев как во время немецкого наступления, так и контрнаступления Красной армии в декабре 1941 - феврале 1942 г., в результате которого Ярополец был освобожден (кстати, это село имеет почетный статус "населенный пункт воинской доблести" ).

В течение 15 лет после Победы имение находилось практически в руинированном состоянии.
Реставрационные работы здесь начались в 1960 году. И к настоящему времени усадьба Гончаровых, по крайней мере, внешне находится в более-менее приличном состоянии, хотя явно нуждается в обновлении.

Подмосковье богато сохранившимися до наших дней старинными дворянскими усадьбами, представляющими интерес для людей, которые увлекаются отечественной историей. Посетив и осмотрев замечательные архитектурные ансамбли, туристы проникнутся духом старины и получат от созерцания живописнейших мест.

Одной из достопримечательностей Московской области является усадьба Гончаровых (Ярополец), расположенная в Волоколамском районе на реке Ламе в селе Ярополье. Каждый, кто хоть раз посетил эти места, говорит о ее уникальности, атмосферности и красоте. Отзывы туристов, побывавших в усадьбе, свидетельствуют о том, что история этого места все еще жива.

Историческая справка

Что необычного скрывает в себе усадьба Гончаровых? Ярополец - необычное село. Это подтверждается многочисленными отзывами тех, кому довелось там побывать. Усадьба основана украинским гетманом Дорошенко на земле, полученной в 1684 году от русского царя Алексея Михайловича за службу. Название усадьбы происходит от сочетания слов «ярое поле» и связано с тем, что на этом месте разводились охотничьи собаки. Имение представляет собой целый комплекс старинных построек различного назначения, составляющих целостный

Хозяева имения

На протяжении нескольких столетий неоднократно менялись хозяева усадьбы. Она передавалась в качестве приданого и принадлежала роду Загряжских и Гончаровых. Именно здесь родилась теща поэта А. С. Пушкина Наталия Ивановна Гончарова. Сюда каждое лето приезжала будущая жена и муза великого поэта - Наталья Сергеевич Пушкин, женившись на Наталье Николаевне Гончаровой, также неоднократно посещал имение.

До революции 1917 года усадьба находилась в собственности рода Гончаровых. Благодаря стараниям последней владелицы имения Елены Борисовны Гончаровой в селе Ярополье была открыта четырехклассная земская школа. Уже в советское время Елена Борисовна добилась постановки усадьбы на государственный учет в качестве памятника культуры. В 1918 году отделом по делам музеев и охране памятников Народного комиссариата просвещения была выдана «охранная грамота», согласно которой имение не подлежало реквизиции.

Усадьба во время войны

В годы Великой Отечественной войны село Ярополье было оккупировано немецкими войсками. За время оккупации усадьба существенно пострадала. Были разрушены кровля, перекрытия. Также была утрачена часть декора фасада. Наиболее крупные повреждения были причинены усадьбе после взрыва немецкого склада боеприпасов, расположенного в непосредственной близости от зданий. После войны усадьба родителей Натальи Гончаровой в Яропольце находилась на протяжении пятнадцати лет в полуразрушенном состоянии. Свою лепту в ее разрушение внесли местные жители, разбиравшие строительные материалы, пригодные для использования. Состояние усадьбы в конце сороковых годов XX века зафиксировано в кинофильме «На графских развалинах». В 1953 году был разобран мавзолей основателя усадьбы гетмана Дорошенко. В целом состояние усадьбы после окончания войны оставалось весьма плачевным.

Новая жизнь

Новая жизнь для усадьбы началась в 1960 году после ее передачи для организации дома отдыха Московского авиационного института. В это время она была реставрирована по проекту, созданному трестом «Мособлреставрация». Восстановление проводилось с учетом дальнейшего использования в качестве дома отдыха. При этом парк и прилегающие сооружения не реставрировали. В 1970 г. усадьба Гончаровых (Ярополец) была полностью восстановлена и приобрела довоенный облик. При этом из интерьера исчезли многие элементы декора, помещения приобрели иную внутреннюю планировку. В ходе реставрации были применены современные материалы, отчего интерьер стал безликим. Внутренние помещения приобрели типовой характер, был не соблюден исторический облик. Несмотря на то, что реставрация не была направлена на восстановление исторического облика усадьбы, она в целом сыграла положительную роль, и благодаря проведенным работам, было сохранено поместье в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - дом отдыха. Теперь здесь не только можно прикоснуться к истории, но и хорошо отдохнуть.

В ходе реставрации была приведена в порядок «Пушкинская комната». Помещение является на сегодняшний день единственным, в котором сохранен исторический интерьер XIX века. проводились по снимкам 1937 года. Колонны были восстановлены благодаря случайно найденному на чердаке образцу.

В отзывах туристов часто упоминаются отдельные постройки на территории поместья. Очень привлекательно выглядит усадьба Гончаровых (Яропольце). Фото не отобразит в полной мере все величие сооружения.

Церковь Иоанна Предтечи

Что сейчас в усадьбе Гончаровых в Яропольце? Наиболее ранней из усадебных построек является церковь из кирпича, построенная в 1755 г. по заказу тогдашнего владельца имения А. А. Загряжского. Внутренний интерьер церкви имеет боковые входы со ступенчатыми арками. Стены покрыты фресками, описывающими библейские сюжеты. Сегодня в храме проводятся богослужения.

Одна из главных причин, чтобы отправиться в село Ярополец - усадьба Гончаровых. Какие же еще сооружения находятся при имении?

Господский дом

В ходе проведенной после войны реставрации максимально достоверно был передан интерьер господского дома. Благодаря связи с биографией великого поэта имение Гончаровых в советский период было сохранено. Господский дом и комната, в которой проживал поэт в ходе посещения имения, был отреставрирован в соответствии с исторической эпохой. Дом соединен с двумя флигелями галереями. Главным украшением господского дома является портик из шести колонн. За ним находится полукруглая лоджия. На входе в парк также находится портик. Белый декор удачно контрастировал со стенами, выложенными из красного кирпича. Стены внутри помещений господского домика изначально были украшены росписями, изображавшими парковые виды в обрамлении бордюров. Элементы внутреннего оформления были заимствованы из интерьеров усадьбы Архангельское. Во второй половине 18 века напротив храма был построен флигель, состоявший из двух этажей. При его строительстве особое внимание было обращено на соблюдение стилистического единства с церковью. Два крыла дома соединены полуротондой и сходятся под углом. Полуротонды и входы оформлены парными пилястрами. На втором этаже флигеля проживал управляющий. Сегодня все это можно посмотреть в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, село Ярополец, ул. Пушкинская, 19.

Корпус конюшни

Двор по периметру окружен металлической оградой со столбами из белого камня. Вариант оформления усадебного комплекса дугообразными корпусами типичен для архитектуры XVIII века. Во дворе усадьбы расположены каретник и конюшня. В центре курдонера стоит бюст А. С. Пушкина. Таким образом, усадьба Гончаровых (Ярополец) представляет собой прекрасный образец усадебной архитектуры эпохи классицизма. Здания и сооружения составляют гармоничный, целостный архитектурный ансамбль. Наиболее целесообразным вариантом дальнейшего использования данного уникального памятника отечественной архитектуры было бы продолжение реставрационных работ и превращение усадьбы в музей помещичьего быта конца XVIII - начала XIX века. Реставрационные работы, проведенные на современном уровне, помогли бы вернуть зданиям их исторический облик и максимально воссоздать атмосферу быта ушедших эпох.

Ткацкие мастерские

На территории усадьбы находились здания производственного назначения. К настоящему времени сохранились возведенные в конце XVIII века ткацкие мастерские, представляющие одноэтажные корпуса, торцами выходящие на курдонер. Мастерские были декорированы лишь с торцов. Наличие на территории усадьбы различных построек производственно-хозяйственного назначения является типичным для помещичьего имения. Производство было направлено на удовлетворение потребностей владельцев поместья, а также часть продукции направлялась на продажу и становилась источником дохода. За исключением ткацких мастерских, производственные постройки не сохранились. В те времена процветало село Ярополец. Усадьба Гончаровых также вложила в это свою лепту.

Парк

Первоначально, судя по сохранившемуся плану, парк был небольшим и располагался напротив дома. От центра парка веером расходились аллеи. В парке находилась оранжерея, в которой выращивались многочисленные сорта экзотических для Подмосковья фруктовых деревьев. Лучшую часть парка составляла гора над На ней находились различные фигуры, и вся она была покрыта дерном. В конце XVIII века украшавшие парк фигуры были убраны. По периметру была установлена ограда, представлявшая собой крепостную стену, выполненную в готическом стиле. Ограду украшали построенные из красного кирпича и декорированные белыми деталями порталы и башни.

Необычные постройки

К настоящему времени сохранилась часть стены, которая отделяет имение от села Ярополец. Усадьба Гончаровых находится недалеко от реки, вблизи которой сохранились руины двухэтажного здания, ошибочно называемые охотничьим домиком. Существует предположение, что на самом деле это здание представляет собой масонский храм. Данное утверждение основано на том, что один из владельцев имения - Б. А. Загряжский - был масоном. Однако отсутствие масонской символики на здании говорит об обратном. Таким образом, назначение этого здания достоверно не установлено. Проектируя парковый ансамбль усадьбы, архитектору удалось гармонично совместить два стиля. Постройки, созданные в стиле классицизма, органично дополняются готическими сооружениями.

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной скульптуры, служившей украшением паркового ансамбля. Также не сохранился двухэтажный театр, расположенный неподалеку от усадьбы.

Как добраться до усадьбы?

Судя по отзывам, особо привлекает туристов живописная местность, в окружении которой расположена усадьба. В настоящее время на территории бывшего парка растут многочисленные деревья (тополя, березы, липы и лиственницы), посаженные, видимо, при строительстве усадьбы. Единственная сохранившаяся аллея из лип, названная Пушкинской, ведет к круглому острову, окруженному каналом, соединенным с рекой Ламой. Таким замечательным местом является в селе Ярополец усадьба Гончаровых. Как добраться до столь удивительных мест? На автомобиле следует двигаться по Новорижскому шоссе. Через 100 км будет город Волоколамск. Проехав его, следует двигаться в село Ярополец, которое удалено от города на 10 км.

Таким образом, усадьба Гончаровых, являясь одной из ярких достопримечательностей Московской области, может быть рекомендована для посещения туристами, желающими прикоснуться к частичке исторического прошлого нашей страны.


Всего 76 фото

Это вторая часть моего материала об Усадьбе Гончаровых в Яропольце! В усадьбе Александр Сергеевич Пушкин побывал 23-24 августа 1833 г. по пути в Поволжье и Оренбург и во второй раз в начале октября 1834 г. - заехал на один день по пути из Болдино в Петербург. Он приезжал в гости к хоязяйке усадьбы Наталье Ивановне Гончаровой - матери Натальи Гончаровой (Пушкиной). Мы уже осмотрели в первой части усадебную церковь Иоанна Предтечи. Во второй будет подробный рассказ об усадьбе, ее истории и немного о Пушкине, конечно...


Мы уже начали осматривать архитектурный ансамбль усадьбы Гончаровых с церкви Иоанна Предтечи.
Сейчас же мы вступаем в усадебный Парадный двор...

До 1712 года Яропольцом управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Пётр, продал свою часть земель Г.П. Чернышёву, родоначальнику графов Чернышевых. Об этом имении уже есть готовый материал - Усадьба Чернышевых.
02.

Загряжские

Создателем дворцово-паркового ансамбля является А.А. Загряжский. Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому (1715-1786), который по матери был родственником князю Потёмкину.
03.

Портрет приписывается Ф. Рокотову. Середина 1770-х годов.

Александр Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нём сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вёл перестройку усадебного комплекса в 1780-х годах, не известен. По сообщения мемуаристов А. Арапова и М. Карцова о том, что строил Ярополец Растрелли, относятся к разряду семейных легенд.

04.

Как отмечает А. Чекмарёв: «Происхождение проекта ансамбля усадьбы, сам дух его архитектуры связаны с московской архитектурной школой второй половины XVIII века». По мнению С. Торопова, строителем Яропольца мог быть кто-то из архитекторов «второго ряда»: И.В. Еготов, А. Бакарев, Е. Назаров. А. Седов, на основании стилистического анализа и сравнения с известными сооружениями и проектами, приписывал авторство Еготову.
05.

В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель - великий князь Павел и его первая жена.
06.


Каретник
07.

Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика».
08.

Гончаровы

В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Александра Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А. Гончарова.
09.


"О происхождении матери Натальи Николаевны (Пушкиной) существует легенда. По семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, - баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. Она была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским (сбежав от своего собственного мужа и оставив сына). Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет ее «обманутой жене». После сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться»...


А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем страдала в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права»…
10.

После брака с Натальей Гончаровой, дочерью владелицы усадьбы, которая провела здесь свои детские годы, Ярополец дважды посетил А.С. Пушкин. Он писал о том, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце».
11.

12.

Капители очень красивые.
13.


14.

15.


16.

«…Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен…».

17.


18.

Среди ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И.Н. Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко. Это сообщение со слов старожила Яропольца Смолина записал В. Гиляровский, побывавший в усадьбе в 1903 году.
19.


Второй раз в Яропольце Пушкин был 9-10 октября 1834 года. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название «Пушкинская комната», по преданию, он жил именно в ней.
20.

21.

22.


23.


24.

Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861-1902), Елена Борисовна Гончарова (1864-1928), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы.
25.


26.

Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учёт как памятник культуры. Гончарова добилась выдачи ей «охранной грамоты» от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. В бумаге, в частности, указывалось, что «без разрешения означенного отдела вышеозначенное имущество вывозу и реквизиции не подлежит». На то, чтобы Елена Борисовна стала хранительницей усадьбы, дали своё согласие и местные жители. Однако на должность хранителя был назначен художник из Сергиева Посада Н.П. Яныченко.
27.


Интерьеры дома были украшены настенными росписями с изображением романтизированных парковых видов в орнаментальных бордюрах, выполненными ещё при Загряжских. Подобные пейзажи получили широкое распространение благодаря Юберу Роберу, пейзажные панно которого украшали два зала в Архангельском.
28.


29.


30.


31.

Поздней осенью 1918 года Гончарова уехала из Яропольца. Известно, что Елена Борисовна в 1919-1920 годах работала в Наркомпросе. Умерла она в эмиграции 27 июля 1928 года во Франции.
32.


33.


34.

После Октябрьской революции

На втором этаже усадебного дома разместилась школа II ступени с интернатом. На первом этаже в четырёх комнатах был организован музей. Некоторые ценные вещи из Яропольца были вывезены в январе 1919 года. Они попали в Национальный музейный фонд, отдел рукописей Румянцевского музея и другие организации. В усадьбе располагалось правление первого детского колхоза «Гигант».
35.

В 1920 году крестьяне Яропольца попросили у В.И. Ленина, приехавшего на открытие сельской электростанции, передать под школу всю усадьбу. В конце 1922 года музей под предлогом нехватки помещений для ночлега учеников был закрыт. «Пушкинскую комнату», благодаря настойчивости заведующего Ново-Иерусалимского художественно-исторического музея Н. Шнеерсона, удалось сохранить.
36.

Там, за оградой был когда-то большой регулярный парк...
37.


38.


39.

К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя «фабриками» (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей. В 1920-е годы оба Яропольца (Загряжских и Чернышёвых) были обследованы С.А. Тороповым и А. Н. Гречем. Благодаря их стараниям сохранились сведения о довоенном облике усадьбы.
40.

С конца 1941 и до февраля 1942 года село Ярополец находилось в оккупации. В ходе военных действий обе дворянские усадьбы Чернышевых и Гончаровых (Загряжских) Яропольца серьёзно пострадали. Постройки Яропольца Загряжских утратили кровли, перекрытия, заполнения оконных и дверных проёмов, часть декора фасадов. Северо-западная часть господского дома была разрушена взрывом немецкого склада боеприпасов.
41.


42.

Около пятнадцати лет Ярополец находился в руинированном состоянии. За этот период местные жители разобрали всё, что могло пригодиться в качестве строительного материала. Пропали сохранившаяся часть оформления фасадов и интерьеры. В каком состоянии находилась усадьба в 1957 году, зафиксировано в художественном фильме «На графских развалинах», снимавшемся в Яропольце. Мавзолей Дорошенко, повреждённый во время войны, был разобран в 1953 году.
43.

До 1960 года в усадьбе действовала общеобразовательная школа. С 1959 года усадьбы Загряжских и Чернышевых были переданы МАИ для организации дома отдыха. Проект реставрации усадьбы Загряжских разрабатывался трестом «Мособлреставрация». Целью её было восстановление комплекса построек с учётом того, что впоследствии он будет использоваться в качестве дома отдыха.
44.

Восстановительные работы завершились к 1970 году, и усадебные постройки обрели довоенный вид. Но, как отмечает А. Чекмарёв: «…нельзя не отметить и отрицательные стороны этой реставрации - ряд архитектурных деталей возобновляли в других строительных материалах, что вело к их упрощению и огрублению, во всех зданиях, включая церковь, была кардинально изменена внутренняя планировка и созданы унылые безликие интерьеры».
45.

В господском доме был восстановлен интерьер «Пушкинской комнаты», в настоящий момент единственного помещения, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых. Деревянную колонну из «Пушкинской комнаты» обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, она стала образцом для шести новых колонн, ограничивающих альков. Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. При восстановлении были использованы результаты обследования подлинной расколеровки стен и остатков орнаментальной росписи. В комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жен.

Схема строений усадьбы Гончаровых в Яропольце
46.

1. Главный дом с флигелями

2. Дом управляющего

3. Ограда с башнями

4. Церковь

5. Каретник

6. Парковый павильон

7. Ткацкие мастерские

8. Ограда двора

9. Конюшня

Господский дом

Удачей послевоенной реставрации можно считать восстановление внешнего облика господского дома. При перестройке в 1780-1790-х годах его соединили с двумя существующими флигелями прямыми одноэтажными галереями. Наиболее выигрышно все три объёма смотрятся со стороны двора. Шестиколонный коринфский портик дома с расположенной за ним полукруглой лоджией - главное украшение усадебного комплекса.
47.

48.

Выход в парк также оформлен портиком. Неоштукатуренные стены из красного кирпича (ныне покрашены) эффектно контрастировали с белым декором.

50.

Циркумференции

Парадный двор (курдонёр) обрамлён металлической оградой с белокаменными столбами и замыкается циркумференциями (корпусами, дугообразными в плане). По торцам циркумференций, смотрящих на дом, поставлены двухэтажные корпуса, их архитектура повторяет архитектуру господского дома.
52.



Конюшня
53.


Конюшня
54.


Конюшня со стороны парка. Очевидно именно в этом здании находится котельная усадебного комплекса.

У двух других торцов поставлены башенки со шпилями. Их основания, в плане квадратные, выдержаны в классическом духе, круглые верхние ярусы оформлены в ложноготическом стиле.
55.

56.

Дугообразные корпуса - очень популярный мотив усадебных комплексов конца XVIII века. В циркумференциях располагались каретник и конный двор, их дуги с внешней стороны были оформлены открытыми аркадами.
57.


Полуциркулярный корпус с башней. Каретник.