Части суток закрепление средняя группа. Интегрированное занятия в средней группе. Части суток. Игра « Когда это бывает?»
Скрипкина Галина Михайловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Д/сад № 21"
Населённый пункт:
г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Конспект ФЭМП Части суток
Дата публикации:
14.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
«Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».
Программное содержание:
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают
дети утром, днем, вечером, ночью;
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;
Учить имитировать действия;
Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
Продолжать учить различать цвета;
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве,
различать лево, право, низ, верх;
Продолжать учить отгадывать загадки;
Закреплять умение наклеивать;
Воспитывать аккуратность;
Продолжать следить за осанкой детей.
Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание
загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части
суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С
добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит
Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что
Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи,
загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги
для детей, подбор музыки.
Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка –
петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного,
серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки
меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные,
кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульях полукругом.
Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг
другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?
(Ответы детей)
Почему вам здесь нравится?
(Ответы детей)
А кто вас будит по утрам?
(Ответы детей)
А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
Как вы думаете, почему часам дали такое название?
(Ответы детей)
Кто еще будит людей по утрам?
(Ответы детей)
Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Деткам спать не даешь?
А есть ли у кого дома петушок? (нет!)
Где живут петухи? (В деревне)
Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить,
как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.
Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.
Дети читают загадки:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром.
Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.
Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а
воспитатель угадывает.
После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
Какое время года сейчас? (Весна)
Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
Как называется еда по утрам? (Завтрак)
ак называется еда по утрам? (Завтрак)
Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло.
Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с
прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за
А как называется еда днем? (Обед)
После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись,
пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за
дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей
садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна.
День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого
ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого
размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.
Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)
Раннее утро? (Серым)
Середину дня? (Синим)
Вечер? (Фиолетовым)
Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.
Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет
отмечать части суток.
Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.
Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.
Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.
Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.
Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время
наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с
клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.
Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал,
давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток –
утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали
потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их
разными цветами, сделали волшебный будильник.
Конспект НОД «Части суток»
Подготовил воспитатель
Д/с «Светлячок
Тупицына Е.В.
Задачи : расширять знания детей о частях суток, об их характерных особенностях.
Сформировать представление о последовательности частей суток, называть и определять части суток.
Пополнять и активизировать словный запас детей.
Развивающая среда:
глобус, фонарик, картина с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь;), раскраски,.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы будет с вами учеными по времени. Одеваем специальную форму (ребята самостоятельно из уголка «Театр» выбирают себе рабочую форму)
А кто знает, что это? (показывает глобус). Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее.
Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем).
Кто знает, почему ее увидели? Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки.
А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону). Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
А еще лучше запомнить части суток, нам поможет вот это стихотворение:
Сутки .
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Нам пословица гласит:
Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
(Н. Григорьева)
Игра «В какое время суток это может происходить?»
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик,
Все вокруг уснуть должны,
Наши дети тоже.
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе ярко светит
На прогулку вышли дети
Я вам буду показывать картинки, а вы расскажете, что можно делать в то или иное время суток.
Игра «Соседи». Вы называете соседей той части суток, которую я вам покажу.
У нас на борту неприятности - вышла из строя связь с Землей, а ведь нам надо передать сообщение о том, что мы узнали о частях суток на Землю. Как нам быть?(варианты передачи информации детей – творческая работа детей)
игра «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» (дети при помощи мимики и жестов показывают ответ на вопрос)
В: Ура, нас Земляне услышали и увидели все наши старания. Вы молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие?
Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».
Программное содержание:
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;
Учить имитировать действия;
Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
Продолжать учить различать цвета;
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;
Продолжать учить отгадывать загадки;
Закреплять умение наклеивать;
Воспитывать аккуратность;
Продолжать следить за осанкой детей.
Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».
Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».
Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.
Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульях полукругом.
Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?
(Ответы детей)
Почему вам здесь нравится?
(Ответы детей)
А кто вас будит по утрам?
(Ответы детей)
А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
Как вы думаете, почему часам дали такое название?
(Ответы детей)
Кто еще будит людей по утрам?
(Ответы детей)
Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Деткам спать не даешь?
А есть ли у кого дома петушок? (нет!)
Где живут петухи? (В деревне)
Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.
Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.
Дети читают загадки:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.
Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.
После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
Какое время года сейчас? (Весна)
Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
Как называется еда по утрам? (Завтрак)
Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.
А как называется еда днем? (Обед)
После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.
Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)
Раннее утро? (Серым)
Середину дня? (Синим)
Вечер? (Фиолетовым)
Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.
Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.
Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.
Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.
Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.
Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.
Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.
Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.
А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.
Выходите на ковер, становитесь в круг.
(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).
Конспект занятия для средней группы «Время, части суток»
Ход занятия
Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..
Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.
Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: А сколько их всего?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.
Дети: - Утро, потому что Солнышко встает.
- День, так как Солнце высоко в небе.
- Вечер, Солнце садиться.
- Ночь, на небе появляются звезды и Луна.
Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»
Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!
Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»
(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.
Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:
- Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).
- Ночью спим, а утром …(просыпаемся).
- Играем днем, а ночью …(спим).
- Солнце светит днем, а Луна …(ночью).
Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.
Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.
Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.
Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать:
Утро, день, вечер, ночь
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь!
Берегите время и знания! До свидания!
Приложение: