Дизайн крыльца и долговечность конструкции. Висячее крыльцо Архитектурные особенности и варианты исполнения крыльца

Что за русская изба без крыльца - все равно, что птица без крыла! Крыльцо, «крылец», «крыльчик» - так и манит, притягивает взоры прохожих, приглашая переступить порог дома, поклониться хлебосольным хозяевам, перемолвиться словечком, другим.


«Выдь на крыльцо, покажи свое белое лицо»

Дощатая площадка перед входом в сени со ступеньками или без, со столбиками и перилами или без таковых, крытая или нет, с односкатным навесом или двускатной крышей - вот и все крыльцо. Что тут диковинного? А многое.

Диковинно крыльцо как олицетворенное гостеприимство, радушие, готовность встретить белой скатертью, хлебом-солью любого, будь то старый знакомый односельчанин, будь то никому неведомый странник.

Диковинно крыльцо свое простотой и замысловатостью одновременно - у какого мастера на что воображения хватит: каким узорочьем расписать перильца, колонки, какими окошечками осветить верхнюю площадку крыльчика. Диковинно крыльцо, связующее внешний окружающий мир и мир внутренний со всем его домашним укладом, бытовыми заботами и хлопотами. Дивно крыльцо, разграничивающее, противопоставляющее «свое», освоенное, обжитое пространство «чужому», стихийному, природному.

Простое и сложное

Расположена северно-русская изба перпендикулярно улице, значит вход в сени традиционно со стороны бокового фасада - тут и место крылечку, сбоку, будто крылышко.

А стоит изба в южных великорусских районах параллельно улице, то и крыльцо перед дверью в сени расположено со стороны переднего фасада, смотрящего на улицу.

У одной избы крыльцо простенькое с одной-двумя ступеньками, а у другой - с лестницей высокой, а то и с двумя. Одно крыльцо - открытое. Другое - наоборот, с навесом, но открытое по сторонам, лишь со столбиками-колонками, что поддерживают крышу, и перилами. Вот оно «перильчатое», «перёное» крыльцо. Куда крылу без перьев!

Третье крыльцо частично зашито тесом по сторонам, а четвертое и вовсе полностью закрыто: зашито досками или вырублено из бревен. С таким крыльцом избе и сеням никакой мороз, никакие вихри не страшны.

А на пятое крыльцо глянешь: у него не то что лестница, но и два рундука, то есть две площадки, одна сверху, другая снизу. Они всегда защищены от дождя. Такие крыльца - сложные, непростые, да еще и с проёмом, решётчатым окошечком, на верхней площадке. Любо-дорого смотреть в такое окошечко - на то оно и «смотрильное».

На Севере крыльцо всегда большое, просторное, добротное, не чета скромным южным крыльцам без перил, резьбы, навесов, колонн, декоративных арок и окошек. И не мудрено!

Ведь крыльцо на Севере в первую очередь защищало избу от непогоды. Но не только практично, но и живописно.

Необычно северное крыльцо с лестницей, примыкающей к боковой стене дома, круто поднимающейся до уровня пола на высоком подклете, подполе, а то и вовсе на второй этаж.

Но как же устроено такое крыльцо? Просто и не витиевато, как и всё в русской избе. Верхний рундук держится либо на столбах-стойках, либо на отдельном срубе, либо на выпусках бревен из стены наподобие кронштейнов - вот оно «вислое» крыльцо. На таком крыльце и старики, и молодежь, и детвора в теплое время года вечерком соберутся на посиделки: посудачить, покумекать о том, о сем. Без такого крыльца немыслима жизнь как одного дома, так и целого селения.

Галерейки-«гульбища»

На Севере в больших «домах-усадьбах», нередко состоящих из двух изб с сенями посередине, верхняя площадка крыльца превращалась в своего рода балкон, балхон, галерейку, гульбище. Наружная лестница к верхнему рундуку в таком случае исчезала и заменялась наружным входом под балконом, сочетающимся с лестницей в сенях. Такая галерея, будто кружевом, опоясывает стены жилой части дома на уровне пола второго этажа.

Выходили на гульбище, обходили избу кругом, чтобы закрыть оконные ставни на ночь, чтобы утеплить окна на зиму. Но с появлением зимних ставен, защищающих жилище от ледяных ветров, и занавесок на окнах, уберегающих домочадцев от назойливого света белых ночей, и ставни, и гульбища, некогда имевшие практическое назначение, стали декоративным украшением, особой ажурной деталью убранства избы.

Устраивали обводные галерейки, дело рук кропотливого мастера, вокруг боярских теремов. Выстраивали гульбища и на зажиточных избах донских казаков, чьи дома, расположенные на берегах среднего и нижнего Дона, нередко затопляемые весной, выстраивались на высоких подклетах.

В таких домах стипеницы, то есть лестницы, к крыльцам были высокие, а крыльца плавно переходили в галереи, охватывавшие избы с трех сторон на уровне жилого этажа.

Поддерживаемые выпускными бревнами или столбами-сваями, гульбища укрывались под свесами соломенных крыш или имели особые навесы, продолжавшие тесовую кровлю и подкрепленные при этом резными столбиками, любовно изукрашенными плотником-умельцем.

Вот так станешь наблюдать за избами, за их убранством, найдешь и крыльца, парадные, красные, нарядные, встречавшие гостей, увидишь и черные крыльца - задние, выходившие во двор. Не налюбуешься на гульбища узорчатые, да и от балконов глаз не отвесть. Расположенный перед светелкой, балкон или «выход», как его называют в Архангельской области, легко и игриво оживляет гладь бревенчатой невеселой стены, привычной к лютым холодам и непогодам, убаюканной буйными ветрами и метелями.

Светелку устраивали обычно над «передом» - избой, выходившей окнами на улицу. И выглядывала светелка балконом на улицу, да балконом не простым, а резным и расписным, красоты невиданной, неслыханной. Да и вся изба словно озарялась, окрылялась, украшенная крыльцами, гульбищами, балконами, словно забывала о суровой непокорной зиме, примирялась с нею, звала, как и любого другого погостить.

А вот как красиво сказал однажды уже о крыльце дома этнограф А.К. Чекалов: «Красота крыльца - это красота ветки, которую выбрасывает ствол...» И правда, на мощные ветви похожи и рундучное крыльцо на тереме царевича Дмитрия в Угличе, и выносное крыльцо с шатром и нижней крышей в виде бочки у приемных палат царя Алексея Михайловича на Теремном дворце в Коломенском и «теремное» каменное крыльцо на храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве…

Крыльцо россияне всегда стремились поставить с южной стороны дома. Высокое - чтобы с него были видны как на ладони приусадебный участок, соседние дома, ближние и дальние селения. Мастера учитывали все - и размеры, и формы, и украшения, чтобы крыльцо не мешало соседним постройкам, не затемняло и не утяжеляло фасад дома и вида селения не портило. Крыльцо может быть большим угловым у небольшого дома, и, наоборот, у огромного может быть поставлен скромный фигурный козырек с двумя ступенями при внутренней лестнице на второй уровень. Размер и мягкая дуга подзора такого козырька снимают тяжесть простоватой кубичности форм большого дома.

Но чаще всего, поскольку семьи были многодетными, на больших домах хозяева стремились строить и крыльцо соответствующих размеров, побольше, чтобы всем хватало места на нем в ненастные деньки. Им могло быть двувсходное крыльцо на ряже (на срубе), на которое ступени ведут с двух сторон. Но более распространенными все же являются подобные им угловые крыльца, - с одним лестничным маршем и двускатной крышей, так называемой «бочкой» . Углы ряжа рубились из брусьев в чистый угол, толстые ступени врезались в его стенки. Подобное крыльцо есть на домике Петра Великого, привезенном из Архангельска в музей Коломенское под Москвой.

Резьба на столбиках, поддерживающих крышу, причелины и охлупень крыльца обычно соответствует общему настроению и характеру украшений дома. Нижняя дощатая площадка, так же как и рундук, закрыта крышей. На угловом крыльце огромного мезенского дома на высоком подклете (из-за больших снегов), а иногда и на домах южнее мастера делали выгнутые кровли - кровли синусоидой. На такой кровле нет острых переломов и с обеих сторон установлены короткие водометы на курицах. Доски же кровельного покрытия буквально выгнуты. Само крыльцо стоит на четыре высоких столба и смотрится от этого совсем легким.

Очень красивым бывает висячее крыльцо - оно опирается не на столбы и ряж, а на «выпуски» - концы бревен, выпущенные из самого сруба. Ими бывают концы балок перекрытия. Такое изумительно легкое, можно сказать, невесомое крыльцо можно увидеть на Успенской церкви в Кондопоге, что на Онежском озере в Карелии. Хотя она создана в 1774 году, как считают знатоки - на закате истории древнерусского зодчества, это один из самых гармоничных и совершенных образцов виртуозного мастерства обыкновенных плотников.

Другое, не менее оригинальное крыльцо пристроено к дому на Подвинье (музей «Малые Корелы», Архангельск). Опирается оно на толстый столб, в котором сделан широкий паз для брусьев опорной консоли, имеющей очертания кубка. Сверху столб украшен резным жгутом, в середине вытесаны две разновеликие, приплюснутые «дыньки» .

Наждачной бумагой старые мастера не пользовались вовсе, поверхности особенно не заглаживали. Поэтому до сих пор на резных и тесаных конструкциях построек с легкостью можно разглядеть все движения рук зодчих. Следы потесов их кажутся уверенными мазками кисти на картине какого-нибудь художника-живописца.

Висячее крыльцо представляет собой крыльцо, которое опирается на консольные выпуски от бревен-кронштейнов.

Крыльцо одностолбовое

Следует заготовить четыре столба с квадратным сечением и шипами снизу и сверху. Это будут угловые стойки-колонны. Нужны еще два столба покороче, с меньшим сечением – для промежуточных опор (от верхней обвязки до перил). Лучше сделать столбы без резьбы (без рисунка), в противном случае крыльцо может получиться «пестрым». Для украшения можно сделать арочные подзоры и вырезать на горизонтальных досках ограждения «гнутые» ромбики. Подзорами называют гладкие либо резные доски, которые сверху обрамляют открытые площадки крылец, навесов и колоколен. Они также помогают защититься от дождя, снега и ветра, не мешая при этом обзору.

Крыльцо двухмаршевое

Следует выдолбить в углах рамы гнезда под стойки, а также подобрать доски ограждения (лучше, чтобы их толщина составляла 5см, а ширина – 30см). В соответствии с толщиной и выбранной высотой ограждения выбираются пазы в угловых столбах. Затем надо подобрать брусок для перил. В случае, когда брусок довольно толстый, по концам вырезаем шипы. Гнезда под перила надо выдолбить в столбах. В центре перил выдалбливаем гнезда для шипов промежуточных стоек.

Крыльцо двухстолбовое

Украшаем ограждение четырьмя ромбиками. Верхняя доска под перилами должна оставаться гладкой, на двух же нижних досках намечаем ромбики, оснащенные вогнутыми гранями – одна половина фигуры должна быть расположена на нижней доске, и вторая половина – на верхней (общая высота ромбика примерно равна ширине доски). Выполняем ножовкой пропилы, лишнее срубаем топором.

Крыльцо крытое при внутренней лестнице

Следует заготовить доски на подзоры. С верхних концов стоек для них выдалбливаем пазы. Чтобы собрать все детали, следует позаботиться о верхней обвязке. Ее размер равен размеру нижней. Бруски между собой соединяем в углах в полдерева, сшиваем коксами. Помните о том, что надо выдолбить гнезда для шипов всех стоек. Потом последовательно монтируем заготовленные конструкции. Удобнее выполнять работу втроем: один набирает ограждение, а еще двое держат стойки. Одна стойка должна быть слегка отклонена от вертикали, и в пазы вкладывают доски ограждения. После того, как поручень ложится на место, стойку ставят вертикально. Эту раму временно крепят подкосами (например, доской длиной в полтора метра), и маленькими клинышками, забиваемыми в щели между стойками и поручнем. назад в раздел "Справочник строительных материалов"