Елена Камаровская - Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание. Чем помочь школьнику? Советы психолога

Чем мы, родители, можем помочь школьникам сегодня, когда школьная программа все сложнее и требования к детям все выше? Около 40% детей имеют трудности с концентрацией внимания, они легко отвлекаются от своих заданий и витают в облаках. Многие дети также сталкиваются в школе с проблемой запоминания большого количества информации: правила, формулы, даты, стихи и тому подобное приходится учить наизусть, и не у каждого ребенка это выходит легко. К счастью, усидчивость и хорошая память – это не обязательно таланты, данные человеку от рождения, их можно развить с помощью тренировки. В этой книге вы найдете объяснение тому, почему детям так трудно сосредоточиться, и узнаете, как им можно помочь. Небольшие тесты помогут вам определить, что мешает вашему ребенку эффективно концентрироваться во время обучения, какие способности развиты у него лучше всего, с какими трудностями он сталкивается в процессе обучения, а также в какой именно тренировке нуждается его память. Вы получите конкретный план действий для исправления ситуации. Мозг ребенка прекрасно приспособлен для обучения – ему нужен лишь небольшой толчок, чтобы научиться использовать свои возможности.

Е. В. Камаровская
Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание

Введение

Ключ к повышению успеваемости школьника – в понимании, каким образом происходит процесс обучения, какие факторы способствуют усвоению новой информации и творческому мышлению, а какие мешают ребенку сконцентрироваться на учебе. В этой книге мы постараемся подробно объяснить, каким образом ребенок воспринимает учебный материал, как работает его память и какую роль в обучении играют мотивация и концентрация внимания.

Мы хотим помочь родителям понять, что даже если ребенок не справляется с достаточно высокими требованиями, предъявляемыми современной школой, это не значит, что он обречен на "тройки" и "двойки" и в будущем не сможет получить достойное высшее образование и овладеть интересной профессией. Вы в силах изменить ситуацию и помочь своему ребенку! Очень часто успеваемость страдает у умных и талантливых детей, потому что они не могут раскрыть свои способности или же просто не умеют учиться. К счастью, это не врожденный дар, эффективным стратегиям обучения можно и нужно учиться, и вы, родители, играете в этом деле главную роль.

Многие родители полагают, что дисциплину и стремление к учебе ребенку должны прививать учителя в школе. Конечно, от таланта и опыта преподавателя зависит многое, однако основные навыки, необходимые детям для успешного обучения в школе, закладываются в семье, начиная с самого раннего возраста. Своим примером, правильно выбранными стратегиями воспитания, любовью и заботой родители закладывают фундамент для будущего интеллектуального и психического развития ребенка. И в школьные годы дети по-прежнему нуждаются в вашей поддержке, понимании и руководстве.

Зачастую из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, за которые их детям приходится расплачиваться в дальнейшем. Хорошая новость в том, что их не поздно исправить, пока ребенок еще поддается вашему влиянию, прислушивается к советам старших и хочет добиться в жизни успеха. Вам нужно лишь слегка подтолкнуть его в нужном направлении, поддержать его веру в собственные силы и подсказать верное решение в сложной ситуации.

В первой части книги мы расскажем вам о значении мотивации для успешного обучения. Вы узнаете, как заинтересовать ребенка учебой, повысить его стремление к знаниям по различным предметам, вы научитесь определять его сильные и слабые стороны и помогать, когда это необходимо.

Вторая часть книги посвящена такому очевидно полезному и важному фактору обучения, как хорошая память и способность к концентрации внимания. И то и другое играет решающую роль в школьной успеваемости ребенка, и часто недостаток этих качеств становится препятствием на пути к успешной учебе. Мы рассматриваем эти явления в комплексе, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Тренировка памяти невозможна без концентрации внимания, и как ее добиться, мы вам подробно расскажем.

В конце книги вы найдете удобные и информативные тесты на память, мотивацию и концентрацию внимания. Они помогут вам лучше понять, в каких сферах у ребенка есть проблемы и что именно мешает ему успешно учиться.

В части "Чем школьнику могут помочь родители?" даны конкретные рекомендации для родителей на краткосрочный период времени (на неделю), на среднесрочный период (на месяц) и долгосрочный период (на полгода). Какие-то из этих простых и легко выполнимых советов могут показаться вам очевидными и само собой разумеющимися, а другие, возможно, укажут вам путь к решению проблем, которые прежде казались непреодолимыми.

Эта программа не потребует от вас больших усилий, а пользы принесет очень много. Научите своего ребенка учиться!

Часть 1
Мотивация

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: "Школа – это каторга!", и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего "двигателя". А его родители, к сожалению, не могут "запустить" усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы "заинтересовать" школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции "внешнего стимулятора". Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Многие родители считают, что хорошо учиться ребенку мешает плохая память. Действительно возможно, что вследствие воздействия травм, различных заболеваний память может значительно ухудшиться, но все же для большинства учащихся ссылки на плохую память несерьезны. Исследования показывают, что уровень механического запоминания среди школьников одного возраста колеблется незначительно. А вот различия в произвольном запоминании могут быть очень существенными. Дело в мотивации ребенка и в умении использовать специальные приемы запоминания.

Так как же помочь развить у ребенка хорошую память?

1. Убедить свое дитя, что память у него хорошая, и он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника верить в себя в свой успех. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: «Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память! »

2. Необходимо определить какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научить его использовать и опираться на данный тип. Имеются в виду зрительная, слуховая и двигательная память. То есть один человек запоминает лучше то, что увидел, другой - то, что услышал, а некоторые запоминают, когда предмет побывал у ник в руках.

3. Не пытайтесь повысить эффективность запоминания многократным повторением. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Что такое активная умственная обработка? Например, при работе с текстом разбить его на смысловые части, выделить в каждой главную мысль, передать содержание всего текста с помощью нескольких предложений...

А есть ли какие-нибудь приемы, позволяющие облегчить запоминание?

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.
Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
С помощью пиктограмм можно отразить и содержание учебного текста. Возьмем параграф «Свойства воздуха » ​ из учебника естествознания для пятого класса. Каждое из перечисленных в нем свойств можно изобразить простым, но емким символом. Например, то, что воздух обладает упругостью, - с помощью резинового мяча, прозрачность - с помощью куска стекла и т.д. В итоге получается опорная схема учебного материала, основа которой не ключевые слова, а пиктограммы.

Первокласснику запомнить состав числа поможет такой прием: изображение комбинаций чисел с помощью забавных рисунков. Например, состав числа 8: треугольник и пятиконечная звездочка, держащие друг друга за руки (3+5); дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2 (6+2) и т. п.
Разумеется, все перечисленные приемы могут использовать и ребята постарше, а не только малыши. Но к переходу в среднюю школу и уж тем более к старшим классам ваш школьник должен овладеть умением составлять планы и схемы учебных текстов.

Условно можно разделить схемы, составляемые при активном чтении учебного текста, на логические и образные. Логические - это традиционные планы текста, более или менее развернутые, основанные на смысловой группировке. Звучит сухо, но можно эту работу разнообразить и сделать увлекательной. Помогут образные схемы - такие, которые помогают воссоздать последовательность действий с помощью наглядных образов-схем.
Схема №1 подойдет, если в учебном тексте много описаний происходящих событий, которые к тому же необходимо самостоятельно осмыслить, сделать по ним выводы. Попробуем вместе с пятиклассником осмыслить содержание параграфа из учебника истории.
Берем лист бумаги, в середине обозначаем кратко тему («Куликовская битва » ), заключаем тему в овал - это тело паучка. По ходу чтения паучок обрастает ножками, на ножках появляются башмачки. Например, мы прочитали о главном действующем лице Куликовской битвы - князе Дмитрии. От нашего овала ведем в сторону ножку-стрелку (можно ее назвать «кто? » ​ ), которую заканчиваем меньшим овалом-башмачком, в нем пишем: «Дмитрий Донской » ​ . Читаем о том, что войска Донского выступили в поход из московского кремля. На схеме появляется другая стрелка («откуда? » ), заканчивается овалом, в котором пишем: « Из Москвы » . Постепенно появляются стрелки « куда?, зачем? » (цели похода, «где? » (обозначается место битвы), «как? » (ход боя между нашими и вражескими войска ми), «чем закончилось? » ​ (итог и значение события) и т. п. В овалах стараемся писать кратко, только самое главное. Прочитав параграф, рассматриваем нашу схему, стараемся понять, все ли важное мы отметили. Закрываем схему и пробуем восстановить ее по памяти.

Схема №2 будет полезна, если в учебном тексте речь идет о классификации каких-то явлений. Материал уже систематизирован, и задача в том, чтобы запомнить его как можно лучше.
Например, «Типы соцветий » из учебника биологии или «Природные комплексы Земли » из учебника географии для седьмого класса. Наше «дерево » будет расти наоборот, кроной вниз. Вверху страницы пишем название основного понятия - природные комплексы (ПК), от него отходят два ствола: природные комплексы суши и природные комплексы океана. Каждый ствол ветвится дальше - на характеристики того и другого комплекса (компоненты, виды, природные зоны).

Предлагая школьнику разные приемы запоминания, вы увидите, насколько каждый из них соответствует особенностям его умственной работы. Одному подойдут строгие логические схемы, словесные планы текстов. Другому - образные схемы, запоминание с помощью ассоциаций. Не жалейте времени на совместное освоение этих приемов, побуждайте ребенка искать свои способы. Постепенно он будет все меньше времени тратить на обработку учебных текстов, при этом усваивать материал полностью и прочно.
Существуют и другие приемы запоминания, их огромное количество. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев и позанимавшись с ребенком, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания. Желаем вам в этом удачи!

Все люди, и школьники тоже не исключение, отличаются по типу «ведущей системы восприятия информации». Основных систем у человека 3:

  1. кинестетическая – то есть через движение;
  2. визуальная – через зрение;
  3. аудиальная – на слух;

Какая-либо система восприятия информации может быть основной у человека, то есть через нее он воспринимает информацию лучше и легче запоминает ее. Все обучение в школе опирается в основном на аудиальный канал восприятия, и совсем чуть-чуть – на визуальный. Учитель основной материал рассказывает и объясняет устно. Конечно, с появлением в школах интерактивных досок учителя стали больше использовать схемы и рисунки. При этом большинство детей при поступлении в школу имеют ведущий визуальный канал восприятия. Это обусловлено возрастными особенностями развития психики ребенка. Поэтому важно научить ребенка воспринимать информацию из разных каналов. А при освоении очень важного и сложного материала подключать его ведущий канал восприятия.

Дети-кинестетики запоминают информацию через движение . Например, им легче запомнить слово, написав его правильно много раз, чем просто произнося в слух. Такие дети любят массаж, сами активно используют прикосновения в общении, много жестикулируют. Обычно для детей с кинестетической системой восприятия характерно раннее физическое развитие. При чтении им надо водить пальцем по тексту, не запрещайте это. Детям с кинестетической системой восприятия в школе довольно тяжело, потому что учителя к данной системе в большинстве случаев не обращаются. Но вы как родитель можете помочь своему ребенку: решайте задачи через эксперименты, игры (в том числе ролевые), используйте демонстрационную технику, с которой ребенок может активно оперировать. Такой ребенок лучше обучается, делая.

Если ваш ребенок аудиал, то ему легче воспринимать устную речь , он легко ее повторяет. Сам ребенок с аудиальной системой восприятия разговорчив, легко отвлекается на посторонние звуки. Задумавшись, он разговаривает сам с собой, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Чтобы такой ребенок лучше усвоил и запомнил какой-либо материал, попросите его рассказать этот материал устно; сами объясняйте ему сложные вещи, чтобы он их слушал, а не читал.

Если ваш ребенок визуал, то, скорее всего, он организован, наблюдателен, как правило, спокоен. Такие дети с трудом понимают словесные инструкции (переспрашивают), но при этом являются хорошими рассказчиками. Ребенок с визуальной системой восприятия хорошо помнит то, что видел; имеет живую, образную фантазию. Такому ребенку легче всего понимать схемы, рисунки, он легко усваивает материал через фильмы и чтение. Он должен видеть информацию глазами.

Бывает, что одна система явно лидирует, а бывают и смешанные типы. В любом случае старайтесь, чтобы при выполнении домашних работ ваш ребенок подключал разные системы восприятия, даже если это ему тяжело. Например, пусть сначала сам прочитает параграф, а потом сделает его конспект в виде схемы или рисунка, по которому перескажет его содержание вам. Так его психика будет развиваться. Но при задаче понять или выучить сложный материал лучше опираться на ведущую систему восприятия информации.

Если ваш ребено учится в младших классах, для определения его системы восприятиния за ним надо понаблюдать. Подростки уже сами могут проанализировать и оценить свои особенности, просто их внимание надо обратить на этот важный момент. Ведь знание своей системы восприятия информации весьма полезно в период подготовки к экзаменам.

Все семьи живут по своим правилам, которые создавались не день, не два и даже не один месяц. Ячейка общества, в которой есть дети школьного возраста, - это группа людей с устоявшимся образом жизни. К тому моменту, когда ребенок приступает к учебе, родители уже выработали свой алгоритм влияния на чадо.

Насколько их метод эффективен и действенен, покажет школа. Она станет лакмусовой бумажкой, которая продемонстрирует, все ли правильно делают родители, воспитывая своего подросшего малыша. Но если они уже задаются вопросом о том, как помочь ребенку лучше учиться, значит, они где-то что-то упустили. Причин низкой успеваемости может быть несколько, и не все из них являются результатом детских недоработок.

Правило № 1

Не знаете, как помочь ребенку лучше учиться, быть более ответственным, самостоятельным, волевым? Отпустите его, дайте ему свободу и право выбора! Да, поначалу он сделает миллион и еще одну ошибку, он получит двойку за отчетную контрольную работу, он пойдет гулять в куртке не по сезону, замерзнет и, возможно, заболеет, он когда-то останется голодным и потеряет свои карманные деньги. Все это станет причиной того, что он будет учиться самостоятельно выживать.

Если он не пройдет все эти этапы в детском возрасте, когда психика гибкая, а ребенок сумеет адекватно отреагировать на проблемы, ему придется справляться со всем этим в сложном пубертатном периоде, а то и вовсе будучи взрослым.

Чья проблема: мамы, папы или ребенка?

Прежде чем приступать к решению проблемы, важно в принципе определить ее. Поэтому не всегда нужно искать способы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, нужно понять, кому это вообще нужно. Выяснить, действительно ли ребенок не успевает с освоением учебного процесса, или так только кажется его родителям.

Нынешняя образовательная программа сильно отличается от той, по которой учились мамы и папы, а уж тем более бабушки и дедушки современных школьников. Изменились подходы к пояснению материала, способ подачи материала, а самое главное - система оценивания. Родителям важно понимать это, прежде чем требовать от чада исключительно высоких баллов по всем предметам. К тому же они просто обязаны выяснить для себя самих: кому нужны хорошие оценки - им или ребенку, для кого это станет предметом гордости, доказательством успешности, «билетом в будущее»? Возможно, их сыну или дочери комфортнее находиться на уровне твердого хорошиста, а, загоняя его (ее) в ряды отличников, родители делают собственного ребенка несчастным, изможденным и безвольным человеком?

Коротко о главном

Когда школьник действительно нуждается в помощи со стороны, важно научиться тому, как помочь ребенку лучше учиться. Советы по решению этой проблемы мы приведем в виде списка, также ниже разберем некоторые пункты более подробно:

  • совершенствование навыков самостоятельности;
  • организация правильного распорядка дня;
  • создание личного пространства;
  • полноценное питание;
  • восполнение образовательных пробелов;
  • моральная поддержка и психологическая помощь в случае необходимости.

Обеспечив ребенка этими необходимыми условиями, родители вряд ли вернутся вновь к вопросу того, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Дети, которые умеют, не прибегая к помощи взрослых, решать собственные проблемы и не остаются наедине с реальными трудностями, растут самодостаточными и целеустремленными, способными справляться с посильными нагрузками, что в принципе зависит от их родителей.

Выясняем причину неуспеваемости

Если родители не знают, как помочь ребенку учиться хорошо и легко, им нужно для начала определиться с причинами его плохих оценок. Далеко не всегда это лень или непослушание. В случае, когда мама обеспечила своего малыша всем необходимым, но его отметки в школе все равно остаются на среднем уровне, а то и вовсе уверенно стремятся к неудовлетворительным, ей нужно задуматься, почему такое происходит.

Возможно, причина кроется в проблемах с друзьями, одноклассниками, учителем. Выяснить это довольно просто: если ребенок отмалчивается и не дает исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, можно сходить к классному руководителю, пообщаться с профильными педагогами. Проблема может быть весьма будничной и незаметной близкому окружению - семейные неурядицы (развод родителей или просто напряженная обстановка между ними, другими родственниками), усталость, болезнь и даже недопонимание одного из предметов, что влечет за собой неуверенность в себе. Но как помочь ребенку хорошо учиться во всех этих случаях? Сейчас выясним.

Когда нужна реальная помощь в учебе

Неудача может выбить из колеи любого взрослого, что уж говорить о детях, с их хоть и гибкой, но довольно неокрепшей психикой. Окончив сравнительно несложные младшие классы, ребенок сталкивается со множеством новых для себя трудностей и испытаний. Меняется кабинет, в котором он учится, классный руководитель, появляются малознакомые предметы, каждый из которых ведет отдельный педагог. Как помочь ребенку лучше учиться, если для него все эти новшества стали преградой и испытанием?

Можно давать ему с собой на уроки нечто, связывающее его с более простым и благополучным временем младшей начальной школы. В этот период особенно важно следить за успеваемостью ребенка. Малейший пробел в его знаниях, возникший в результате недопонимания одной темы, повлечет за собой проблемы с изучением материала в будущем.

Вот очень хорошая рекомендация о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, - нужно «подтянуть» уровень его знаний там, где он недостаточный. Каждая мама сама решит, как это сделать - самостоятельно или с помощью репетитора.

Учимся играючи

Безотказным способом того, как помочь ребенку лучше учиться, есть превращение скучного образовательного процесса в игру хотя бы отчасти. Конечно, родителям, которые не являются по своей специальности и душевному призванию педагогами, трудно будет превратить решение каждой задачи в эффектное действо, а написание диктанта в удивительное сказочное путешествие, однако они могут в игровой форме и в привычной домашней обстановке подтянуть уровень знаний своего ребенка. Что для этого нужно сделать?

  • вспомнить знакомые с детских лет игры в слова, города, испорченный телефон - они отлично стимулируют память, логику, речь;
  • приобрести хорошие настольные игры вроде «Скраббл», «Эрудит», «Монополия», «Пойми меня»;
  • провести элементарные уроки химии, физики, биологии, а также продемонстрировать несложные, но наглядные опыты (визуализация процесса диффузии с помощью воды и марганцовки, выращивание кристаллов из обычной соли, выявление клеток на луковой чешуйке убедят любого ребенка в том, что наука может быть интересной).

Кроме того, детей лучше не задаривать однотипными игрушками вроде машинок и кукол. Головоломки, наборы для творчества и рукоделия принесут ему гораздо больше пользы.

Тайм-менеджмент - недетское понятие, полезное для ребенка

Никакие способы, как помочь ребенку лучше учиться, не будут действенны на практике, если день школьника перегружен задачами, а время его учебы, дополнительных занятий, хобби, отдыха и праздного ничегонеделанья не согласовано. В детском распорядке для всех дел нужно найти подходящее время:

  • подъем и утренний моцион;
  • учеба;
  • отдых;
  • кружки, секции, хобби;
  • домашняя работа;
  • вечерние дела, общение с родителями, игры;
  • отход ко сну.

Эти пункты могут быть скорректированы под персональный режим конкретного ребенка, но важно, чтобы этот самый режим в принципе был налажен. Отсутствие распорядка дня и хаос в жизни утомляют детей, в итоге они не могут сконцентрироваться на учебе, не выполняют домашнее задание и начинают отставать в школьной программе от более организованных сверстников.

Негативное влияние имеет не только чрезмерная занятость малыша, но и избыток свободного времени. В первом случае малышу приходится испытывать просто колоссальные нагрузки, которые его истощают морально и физически, а во втором дело приходится иметь с тем, что ребенок начинает придумывать дела самостоятельно. Безусловно, детям необходимо давать несколько часов в сутках, которые они будут проводить лишь по своему усмотрению, но когда им приходится проводить подобным образом весь день, это редко кончается чем-то хорошим.

Путь к успешной учебе через желудок

Ни для кого не станет секретом тот факт, что растущему организму необходимо питаться рационально и разнообразно. Если ребенок недополучает каких-либо микроэлементов, недоедает, он не только не набирает вес - напрямую страдает его мозг.

Поэтому, до того как помочь ребенку хорошо учиться с помощью разнообразных педагогических методик, нравоучений, наказаний или поощрений, нужно его хорошо накормить. Многие слышали о том, что быстрые углеводы способствуют улучшению работы головного мозга, но они дают кратковременный положительный результат.

Шоколадки и конфеты не придадут детям ума, но «подарят» существенные проблемы со здоровьем. В рацион нужно включать продукты, обогащенные витаминами группы В (хлеб темных сортов, зелень), также в меню обязательно должны быть каши, молоко, куриное мясо, рыба, говяжья печень, свежие овощи и фрукты, орехи.

Организация пространства - это важно

Рассматривая советы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, невозможно обойти стороной проблему нормализации детского быта. Что это значит? А то, что ему элементарно должно быть удобно учиться, отдыхать и спать. Родителям следует побеспокоиться о том, в каких условиях живет их ребенок: на какой спит кровати, насколько качественное освещение в помещении, где он читает и пишет, соответствует ли его росту рабочий стол и стул.

Здоровый сон позволяет отдохнуть детскому организму, а значит, дает возможность ребенку набраться сил для нормального усвоения новой информации, к тому же во время ночного отдыха происходит систематизация полученных в течение прошедшего дня умений и навыков. Детская спальня - не место для включенного телевизора и семейных посиделок.

Мотивация и демотивация

Нужно ли платить ребенку за хорошие оценки? Ну кто из родителей не задавал себе подобный вопрос? Проблема монетизации хороших отметок в школе стоит на данный момент очень остро во многих семьях. Одни родители считают, что это - отличный выход из ситуации, поясняя свою точку зрения тем, что ребенок, желая получить больше карманных денег, будет хорошо учиться. Другим кажется такое воздействие однобоким, мол, что взять со школьника, если он недостаточно хорошо старается? Ведь просто не давать ему денег - это не достаточно эффективная мера наказания.

Хорош ли данный мотивационный способ вообще, и что делать, если он уже не действует? Как помочь ребенку хорошо учиться? Советы психологов на этот счет вполне однозначны - покупать оценки ребенка изначально не имеет смысла. Это не воспитает в нем здорового честолюбия, напротив, посеет в его душе нездоровый интерес к деньгам, а получение нормального образования он будет воспринимать не как средство достижения будущих жизненных целей и планов, а как обязанность, за которую ему должны платить. А что будет, когда родители не смогут выделить из собственного бюджета нужную сумму на такую «зарплату»?

Роль школы в учебном процессе

Педагоги нередко жалуются на то, что дети совершенно не хотят учиться. Они неусидчивы, своевольны, часто гиперактивны, а родители не желают или не могут повлиять на своих отпрысков.

В современной системе образования учитель перестал быть воспитателем и наставником, его воспринимают лишь как человека, призванного, чтобы изложить предмет школьнику. Роль школы как инструмента педагогического влияния практически нивелировалась, в этом во многом виновны сами мамы и папы, ревностно защищающие детей от наказаний и критики со стороны преподавателей. Прояснить рамки дозволенного может только родительское собрание. Как помочь ребенку хорошо учиться, подскажет и классный руководитель, и другие педагоги, ведь они видят всех детей в действии, замечают их ошибки и недоработки.

Сколько бы ни сетовали родители на школу, но в плохих оценках их ребенка, скорее, виноват он сам. Конечно, полностью исключать несправедливое и предвзятое отношение педагога к ученику, увы, нельзя, но в преимущественном большинстве случаев учителя заинтересованы в том, чтобы их подопечный по максимуму овладел изучаемым материалом.

Не действие к руководству, но повод для размышлений

Напоследок приведем читателям мнение опытного семейного психолога, доказавшего на практике основательность и рациональность своего подхода как к детям, так и к их родителям в решении самых разных проблем, в том числе и с учебой. Его зовут Михаил Лабковский.

«Как помочь ребенку хорошо учиться?» - это вопрос, на который Михаилу приходится отвечать едва ли не ежедневно. По его мнению, ребенка нужно просто перестать контролировать и опекать, дать ему возможность самостоятельно выбрать свой путь, даже если он будет в корне неверным и пагубным (с точки зрения взрослых).

Лабковский считает, что главное - это счастье и самореализация ребенка, а не то, как он учится; что хорошие оценки - это чаще стремление родителей, но никак не самих детей; что малыши не должны быть исполнительными и послушными, ведь это свидетельствует об их подавленной психике. Лучшим наказанием, с его точки зрения, будет временное изъятие гаджетов - телефона, планшета, гейм-бокса и других игрушек, которые не несут в себе практически ничего полезного, являясь лишь способом развлечения. Также он убежден, что современные дети должны больше заниматься активными коллективными играми.

Ключ к повышению успеваемости школьника – в понимании, каким образом происходит процесс обучения, какие факторы способствуют усвоению новой информации и творческому мышлению, а какие мешают ребенку сконцентрироваться на учебе. В этой книге мы постараемся подробно объяснить, каким образом ребенок воспринимает учебный материал, как работает его память и какую роль в обучении играют мотивация и концентрация внимания.

Мы хотим помочь родителям понять, что даже если ребенок не справляется с достаточно высокими требованиями, предъявляемыми современной школой, это не значит, что он обречен на «тройки» и «двойки» и в будущем не сможет получить достойное высшее образование и овладеть интересной профессией. Вы в силах изменить ситуацию и помочь своему ребенку! Очень часто успеваемость страдает у умных и талантливых детей, потому что они не могут раскрыть свои способности или же просто не умеют учиться. К счастью, это не врожденный дар, эффективным стратегиям обучения можно и нужно учиться, и вы, родители, играете в этом деле главную роль.

Многие родители полагают, что дисциплину и стремление к учебе ребенку должны прививать учителя в школе. Конечно, от таланта и опыта преподавателя зависит многое, однако основные навыки, необходимые детям для успешного обучения в школе, закладываются в семье, начиная с самого раннего возраста. Своим примером, правильно выбранными стратегиями воспитания, любовью и заботой родители закладывают фундамент для будущего интеллектуального и психического развития ребенка. И в школьные годы дети по-прежнему нуждаются в вашей поддержке, понимании и руководстве.

Зачастую из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, за которые их детям приходится расплачиваться в дальнейшем. Хорошая новость в том, что их не поздно исправить, пока ребенок еще поддается вашему влиянию, прислушивается к советам старших и хочет добиться в жизни успеха. Вам нужно лишь слегка подтолкнуть его в нужном направлении, поддержать его веру в собственные силы и подсказать верное решение в сложной ситуации.

В первой части книги мы расскажем вам о значении мотивации для успешного обучения. Вы узнаете, как заинтересовать ребенка учебой, повысить его стремление к знаниям по различным предметам, вы научитесь определять его сильные и слабые стороны и помогать, когда это необходимо.

Вторая часть книги посвящена такому очевидно полезному и важному фактору обучения, как хорошая память и способность к концентрации внимания. И то и другое играет решающую роль в школьной успеваемости ребенка, и часто недостаток этих качеств становится препятствием на пути к успешной учебе. Мы рассматриваем эти явления в комплексе, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Тренировка памяти невозможна без концентрации внимания, и как ее добиться, мы вам подробно расскажем.

В конце книги вы найдете удобные и информативные тесты на память, мотивацию и концентрацию внимания. Они помогут вам лучше понять, в каких сферах у ребенка есть проблемы и что именно мешает ему успешно учиться.

В части «Чем школьнику могут помочь родители?» даны конкретные рекомендации для родителей на краткосрочный период времени (на неделю), на среднесрочный период (на месяц) и долгосрочный период (на полгода). Какие-то из этих простых и легко выполнимых советов могут показаться вам очевидными и само собой разумеющимися, а другие, возможно, укажут вам путь к решению проблем, которые прежде казались непреодолимыми.

Эта программа не потребует от вас больших усилий, а пользы принесет очень много. Научите своего ребенка учиться!

Мотивация

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Что такое мотивация?

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.