Европейское барокко в скульптуре примеры. Презентация на тему: "Скульптура барокко – художественный стиль в сфере скульптуры. Сложился в XVII – первой половине XVIII века, как одна из составляющих эпохи барокко в культуре.". Скачать бесплатно и без регист

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2014 18:16 Просмотров: 6087

Как только не называли этот стиль! – Странный, склонный к излишествам, нелепый, вычурный, неестественный...

Поначалу эти характеристики звучали как насмешка. И всё только потому, что новый стиль не соответствовал канонам античного искусства, на основании которых должно строиться художественное произведение и которые в дальнейшем использовали классицизм и рационализм. То есть, только так и не иначе.

Но, как известно, нет ничего постоянного в мире: всё течёт, изменяется и приобретает новые качества и приоритеты. И вот новый XVII век ознаменовался новым стилем. Этот стиль подчинил себе все виды искусства: от интерьеров и одежды до музыки. Но придёт время – и его потеснит другой стиль...
В какой стране могло зародиться барокко? Конечно же, в Италии. Именно Италия была центром европейской культуры XVII-XVIII вв., и уже отсюда началось триумфальное шествие барокко по Европе. В каждой стране барокко имело свои особые национальные черты.

Особенности стиля барокко

Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии.
Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми, именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т.д. Как видим, сильное отступление от естественной жизни, которая отвергалась как дикость и бесцеремонность. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I , чтобы «облагородить» русское общество того времени. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все стороны общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

Барокко в живописи

Те же особенности барокко и в живописи: пышность форм, броские динамичность и яркость, незаурядность сюжетов. Самыми знаменитыми представителями этого стиля в живописи были Рубенс и Караваджо.

Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640)

Южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.

П.П. Рубенс «Автопортрет» (1623)
Его картины отличаются исключительным разнообразием, особенно это касается композиции: он использует диагональ, эллипс, спираль. Его палитра также разнообразна; богатство красок – отличительная особенность его картин. «Рубенсовские» женщины обычно несколько тяжеловесны, но привлекают своей грузной женской формой.

П.П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений. На картине удивительным образом передана динамика движения. Движение в понимании Рубенса несёт в себе и эмоциональный порыв, и сюжетный смысл.
Рубенса считают новатором в изображении охотничьих сцен, которые также отличаются динамикой, неожиданной композицией и сочностью красок.

П.П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)

Архитектура барокко

Архитектура барокко поражает в первую очередь сложностью и размахом. Обилием сложных, обычно криволинейных форм, масштабными колоннадами. На фасадах зданий и в интерьерах – изобилие скульптуры. Часто многоярусные купола сложных форм. Бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.

Собор св. Петра (Ватикан)
И. Грабарь так пишет о римской архитектуре эпохи барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».

Отличительные детали барокко – атланты (теламоны), кариатиды – для поддержки сводов, играющие роль колонн; маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас).

Пожалуй, именно в архитектуре барокко представлено во всей полноте и разнообразии. Всех архитекторов этого стиля сложно даже перечислить, назовём лишь несколько имён: Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Польше.
В итальянской архитектуре самым знаменитым представителем барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг.). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Санта Сусанна (Рим)
Скульптор Лоренцо Бернини был также архитектором. Ему принадлежит оформление площади собора св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.

Площадь собора св. Петра в Риме
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой (Польше). В начале XVIII в. во Франции появился свой стиль, разновидность барокко – рококо . Он преобладал не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Но о нём мы расскажем позже. Сейчас же остановимся на русском барокко.

Барокко в России

В России барокко появилось ещё в конце XVII в. (его называли «нарышкинским барокко», «голицынским барокко»). В правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), оно достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны в творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

Петровское барокко

Этим термином пользуются историки искусства для характеристики художественного стиля, одобренного Петром I и широко использованного для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Хотя сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности, т.к. здесь присутствуют черты классицизма и готики.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Голицынское барокко имело сходство с итальянскими и австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Петровские ассамблеи

Они были прообразом дворянского бала. Пётр I ввёл ассамблеи в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 г.
Идея была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, не желая одеваться по новой моде и считая подобное времяпрепровождение неприличным. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России.

Доменико Трезини (1670-1734)

Итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Петропавловский собор – одна из самых известных работ Доменико Трезини
Другие его работы:
Проект комплекса Александро-Невской лавры (1715 г.)
Аничков мост (1721 г.). Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект – деревянный 18-пролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.

Аничков мост (современный вид)
Петропавловский собор (1712-1733 гг.) Возведён на месте одноимённой деревянной церкви. Шпиль колокольни с фигурой летящего ангела водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
Дом Трезини (1721-1726 гг.). Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.)

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (1700-1771)

Л.К. Пфандцельт «Портрет Растрелли»
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Его работы:

Рундальский дворец (Латвия). Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-1740 гг.).
Митавский дворец (Латвия). Построен в XVIII в. по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве (ныне Елгава).
Большой дворец (Петергоф). Расположен на южном берегу Финского залива.

Андреевская церковь (Киев). Православный храм в честь апостола Андрея Первозванного; построен в стиле барокко по проекту Бартоломео Растрелли в 1754 г.
Смольный собор (1748-1764), Воронцовский дворец (1749-1757), Большой Екатерининский дворец (1752-1756) – все в Санкт-Петербурге; павильон «Грот» в Царском Селе (1753-1757), павильон «Эрмитаж» в Царском Селе (1744-1754), Царский дворец в Киеве (1752-1770), Строгановский дворец и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1753-1762).

Зимний дворец (Эрмитаж)
Перечислены только сохранившиеся постройки этого архитектора. К сожалению, не всё, созданное Растрелли, сохранилось до настоящего времени.

Барокко в скульптуре

Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII в. был итальянец Лоренцо Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)

Д.Л. Бернини «Автопортрет»
Самыми известными его скульптурами являются мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Эта скульптура с вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает позицию скульпторов этой эпохи.

Д.Л. Бернини «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Галерея Боргезе

Д.Л. Бернини «Экстаз святой Терезы»

Литература барокко

В литературе барокко у писателей и поэтов проявилась тенденция воспринимать реальный мир как иллюзию или сон. Часто использовались аллегорические изображения, символы, метафоры, театральные приёмы, антитезы, риторические фигуры. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали . В поэзии – вычурность, использование сложных метафор. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.

Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,1629-1680)

Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича: Алексея, Софьи и Фёдора.
Он также был одним из первых русских поэтов, автором силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко.
С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».

Музыка барокко

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма . Вычурные формы, сложность, пышность и динамика были свойственны и музыке. Но многие произведения времени барокко стали классикой и исполняются до настоящего времени: фуги Иоганна Себастьяна Баха, произведения Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

Э.Г. Осман (Хаусманн) «Портрет И. С. Баха»
Для барочной музыки характерен музыкальный орнамент, ставший в расцвете стиля весьма изощрённым, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. В эпоху барокко появилась опера . Многие музыкальные термины барокко используются до сих пор.

Ф.М. де Ла Каве «Портрет А. Вивальди»

Мода барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII в. Это было время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Именно Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду: в Европе установилась общая мода, а национальные особенности сохранились только в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы в России почти не носили.
Костюм отличался чопорностью, пышностью, изобилием украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»
Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами, а позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). В сапогах ходили даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх и распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Позже они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в XVIII в.

Барокко в одежде
Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Талия - узкая, под платьем носили корсет.
В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж. Это высокая прическа из множества локонов.

В моду вошли зонтики, у женщин – муфты, веера. Косметика использовалась без меры: лепили на лице всевозможные мушки (чёрная мушка создавала контраст с напудренными лицами и париками). Мужчины и женщины носили трости.
Популярными материалами того времени были шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

Барокко в интерьере

Здесь характерна показная роскошь. Большое распространение получила настенная роспись, хотя она была популярна и ранее.

Интерьер барокко
В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Характерны были цветовые контрасты, например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко.
Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.

Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко подходит только для больших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Кстати, уже есть тенденция к его возвращению - некоторые обустраивают свои квартиры в этом стиле.

Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гᴦ. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

Высота 2 м

В честь победы над лалубеями

Вверху – гора

2 символа – луна и солнце

Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)

Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

Царь лалубеев молит о пощаде

Юноша выразительно откинулся назад

Единство композиции

Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

Несколько трупов – условно показанное поражение

Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всœего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко - ϶ᴛᴏ театр: всœе его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме ʼʼСкульптура бароккоʼʼ, дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определœенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителœей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.

В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял всœе основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), к примеру, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. ʼʼДавидʼʼ Бернини - ϶ᴛᴏ бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. По этой причине в его алтарных образах языком барочной пластики всœегда чётко выражена определœенная религиозная идея. Такова, к примеру, одна из лучших его композиций – ʼʼЭкстаз Святой Терезыʼʼ (1645-1652 гᴦ.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: ʼʼЯ сделал мрамор гибким, как воскʼʼ. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы ʼʼПохищение Прозерпиныʼʼ (1621-1622 гᴦ.) (Рис. 1.3) и ʼʼАполлон и Дафнаʼʼ (1622-1624гᴦ.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, ʼʼБлаженная Лодовика Альбертониʼʼ (1674 ᴦ.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всœех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.


Рис. 1.3 Рис. 1.4



Бернини – создатель, барочного портрета. Это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нём реального облика модели. Таков, к примеру, портрет кардинала Шипионе Боргезе (1632 г) (Рис. 1.6).

Рис. 1.6 Рис. 1.7. Фонтан ʼʼЧетыре рекиʼʼ.

Фрагмент. 1648 - 1651 гᴦ.

Рис. 1.8. Пьяцца Навона. Фонтан ʼʼЧетыре рекиʼʼ. 1648 – 1651 гᴦ.

Бернини считается создателœем и выразителœем барокко. В его скульптуре воплотились основные черты этого стиля:

Стирание границ между задачами ваяния и живописи;

Отказ от пластического покоя; не только в позах, но

и в игре лиц проявляется стремление выразить жизнь и страсть;

Воспроизведение не состояния героев, а действия, из которого

выхвачено краткое мгновение;

Иллюзорная передача фактуры предметов;

Любовь к сочетанию разных материалов (по фактуре, по цвету);

Усложнение силуэтов и ракурсов фигур, что позволяет воспринимать

скульптуру с различных точек зрения;

Театрализация действия;

Включение зрителя в действие и создание интерактивного пространства

между ним и произведением.

Контрольные вопросы и задания по теме ʼʼСкульптура барокко Италииʼʼ

1. Назовите характерные черты скульптуры барокко.

2. Существует ли связь между архитектурой и скульптурой барокко?

Какова роль скульптуры барокко в решении общих стилистических

3. Назовите имена итальянских скульпторов, работавших в стиле барокко.

4. Определите тематические границы скульптуры барокко.

5. Какие скульптурные композиции Л. Бернини посвящены

мифологическим сюжетам? Поясните новую трактовку этих образов,

вставших на службу католицизму.

6. Дайте сравнительную характеристику ʼʼДавидаʼʼ Л. Бернини и

ренессансной трактовки образа, выделяя присущие этому произведению

черты барокко.

7. Назовите скульптурную композицию Л. Бернини, являющуюся

примером синтеза искусств барокко; дайте характеристику.

8. Назовите характерные черты скульптурного портрета барокко на

примере произведений Л. Бернини.

Антони Гауди.

Дом Мила. 1906-1910 гг.

Барселона.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО БОЛОНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО

ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI-XVII ВЕКОВ

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

ЭЛЬ ГРЕКО

ХУСЕПЕ РИБЕРА

ФРАНСИСКО СУРБАРАН

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС АНТОНИС ВАН ДЕЙК ЯКОБ ЙОРДАНС АДРИАН БРАУВЕР

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

ФРАНС ХАЛС

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

ЯН ВЕРМЕР И ДЕЛФТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА СКУЛЬПТУРА

НИКОЛА ПУССЕН И ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА

КXVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. Ве­ликие географические открытия предшествующих столетий: откры­тие Америки (1492 г.), первое кругосветное путешествие (1519- 1522 гг.); новые научно-философские представления - о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной - по­казали, как огромен и сложен мир.

В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли существенные изменения. Во Франции утвердилась абсолютная монархия, тогда как в Анг­лии в результате буржуазной революции 1640-1660 гг. была провозглаше­на парламентская республика. Феодальная Испания в это время пережива­ла экономический застой, от которого не уберегли даже доходы от огромных владений в Америке, а маленькая буржуазная Голландия выдви­нулась в число наиболее развитых стран. В Центральной Европе склады­валась обширная многонациональная держава - будущая Австрийская им­перия. Германия же и основная часть Италии оставались раздробленными на множество мелких, постоянно враждовавших государств. К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части: протестантскую и католическую. Это усложнило политические и культурные взаимоотношения между госу­дарствами.

Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпо­хи Возрождения (см. статью «Искусство Возрождения в Италии» тома «Ис­кусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима). Од­нако если мастера Возрождения ощущали себя прямыми преемниками и про­должателями античных традиций, то в XVII в. древняя культура преврати­лась в недосягаемый идеал, приобщение к которому только сильнее показывало несовершенство современной жизни. Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия созна­тельно замыкались в рамках одного жанра.



Итальянское искусство в XVII в. уже не было единственным и безого­ворочным авторитетом. В ряде европейских стран возникли самобытные национальные художественные школы, нисколько не уступавшие итальян­ской. Но всё же некоторые важные принципы были общими для всех. Один из них - синтез искусств, т. е. создание единого произведения вырази­тельными средствами разных видов искусств. В дворцовых или храмовых ансамблях гармонично сочетались архитектура, живопись и декоративное убранство.

Ещё в эпоху Возрождения начали проектировать города по регулярному (правильному) плану. В XVII в. градостроители в крупнейших европейских столицах (прежде всего в Риме и Париже) стали связывать площади и веду­щие к ним хаотично застроенные средневековые улицы в единое целое.

В XVII столетии в Европе сложилось два новых стиля - барокко и клас­сицизм, которые охватили все виды художественного творчества: литера­туру, музыку, театр, архитектуру и изобразительное искусство.

*Протестантизм - одно из главных направлений в христианстве наряду с православием и католициз­мом. Возник в XVI столетии в ходе Реформации (от лат. reformatio - «преобразова­ние») - общественного движения в Европе, боровшегося против Католической Церкви.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. ока­зывала воздействие Контрреформация - движение в католическом бого­словии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция - не подчинявшиеся свет­ским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Од­нако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католициз­ма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспи­тания человека. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно вос­принять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, кото­рое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, при­вести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом.

Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Ита­лии в 80-х гг. XVI в., и определили основные его черты. Эмоциональная вы­разительность, масштабность и насыщенность движением, сложность компо­зиционных решений - всё это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco - «странный», «при­чудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глу­бинного смысла.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО

Наиболее характерные черты италь­янской архитектуры XVII в. вопло­тились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко - стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились но­вые типы храма, городской площа­ди и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитектора­ми Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Джакомо делла Пор­та (около 1537-1602) для мона­шеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной бази­лики. Центральный неф церкви здесь

короче и шире, чем в предшеству­ющих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (ча­совни).

Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощ­ными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей при­тягивает к себе внимание вошедше­го в церковь, как бы намеренно за­трудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный про­рыв вверх. Всё это напоминает ду­ховный путь человека к общению с Богом - через преодоление стра­стей и пороков.

Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил ог­ромную плоскость стены на два го­ризонтальных яруса, оформив каж­дый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями - во­лютами (итал. voluta - «завиток») и

*Базилика (от грет. «базилике» - «царский дом») - прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колон­нами на продольные части - нефы.

**Пилястр, или пилястра (от лат. pila - «столб»), - плоский вертикальный вы­ступ стены в виде четырёх­гранного столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель).

***Ордер (от лат . ordo - «ряд», «порядок») - сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архи­тектурной конструкции, их строение и художествен­ное оформление (см. статью «Искусство Древней Эллады» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»).

словно перетекает вниз. Это прида­ёт фасаду сложный и выразитель­ный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относя­щийся к этим постройкам).

Огромный вклад в создание цер­ковной архитектуры барокко внес­ли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Главным делом жизни Карло Мадерны (1556-1629) была пе­рестройка собора Святого Петра (1607-1617 гг.). К основному зда­нию, возведённому в эпоху Возрож­дения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой при­твор, превратив весь собор из цен­трического в вытянутый базиликальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где нахо­дится могила Святого Петра.

Франческо Борромини (1599- 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Ри­ме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653-1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского универ­ситета (1642-1660 гг.) и Сан-Кар­ло алле Куатро Фонтане (1634- 1667 гг.).

Для церкви Сан-Карло был отве­дён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Оваль­ное в плане здание перекрыто купо­лом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибает­ся, то слегка выступает вперёд, и её (Движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно ме­няется прямо на глазах - это лю­бимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерь­ере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и лег­кими. Здесь всё располагает к со­кровенному общению человека с Богом.

В XVII столетии в Италии возво­дилось много дворцовых ансамб­лей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий обра­зец такого подхода - палаццо (дво­рец) Барберини (1625-1663 гг.).

Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

Высота 2 м

В честь победы над лалубеями

Вверху – гора

2 символа – луна и солнце

Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)

Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

Царь лалубеев молит о пощаде

Юноша выразительно откинулся назад

Единство композиции

Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

Несколько трупов – условно показанное поражение

Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко – это театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.


В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг.) (Рис. 1.3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.

В конце 16-го - начале 17-го века в искусстве Западной Евролпы сложился большой художественный стиль - "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный" . Зародилось барокко в Италии, в конце 16го века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу.

Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью отделки. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид . В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой . Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами . Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов.

Дворец и скульптура в стиле барокко

Неотъемлимой частью архитектуры в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы. Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны . Люди - в развевающихся одеяниях или обнаженные - представлены в вычурных, неестественных позах . Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания.

"Экстаз св. Терезы". Ск. Л.Бернини. Барокко

Живопись в эпоху барокко расширила круг предметов, изображаемых художниками. Появились новые жанры - наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали изображать и окружающий их современный мир. Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и буржуазную - в зависимости от того, кто ее заказывал. Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные переходы цвета один в другой, без резких контурных линий . Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. В них много ярких, чрезмерно преувеличенных страстей, искусственных переживаний. В изображении людей художники использовали эффектные жесты, вознесенные к небу и полные слез глаза святых, мучительно изогнутые тела мифологических героев в сценах борьбы и похищений.

"Благовещение". Эль Греко. Барокко.

В России на стиль барокко оказало влияние русское искусство, что сделало его своеобразным и очень выразительным. Более всего барокко проявило себя в архитектуре и скульптуре барокко. Появился термин "русское барокко". К известным элементам архитектуры добавляются детали исконно русские, что наполняет сооружения особой теплотой, смягчает нагроможденность украшениями.

Собор Смольного монастыря. С.-Петербург. Ск. Растрелли. Русское барокко.

"Певцом русского барокко" называют архитектора Бартоломео Растрелли, постороившего в России очень много великолепных зданий в стиле барокко.