Периодизация древней греции кратко. Периодизация древней греции. Эллинистическая Греция, Древняя Македония

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»

Факультет: «Природообустройство и лесное хозяйство»

Кафедра: «Социально-Гуманитарных наук»

на тему: «Основные этапы развития Древней Греции»

Выполнил:

Студент 2 курса

Группа Б-ПВ-КИВ-202

Тюгаев Леонид

Проверил:

Ткачёв Александр Максимович

Саратов 2013 г.

Первый период. Крито-микенский период (III -- II тысячелетие до н.э.)

Хронологически это длительный период, но известно о нём не так много. Во-первых, это конечно связано с тем, что он и отстоит от нас дальше, чем последующие эпохи. Но главное здесь заключается в том, что этот период был открыт историками относительно недавно (в 1876 году). А критскую часть открыли в 1900-м году. А с точки зрения исторической науки, которая развивается веками, и науки о Древней Греции, это достаточно небольшой период времени для исследования.

Критская часть цивилизации, она была открыта как раз в 1900-м году английским исследователем Артуром Эвансом, который производил раскопки на территории острова Крит и сразу же наткнулся на остатки самого огромного сооружения на этом острове. Это остатки Кносского дворца. политический рабство военный

Микенская часть, то есть часть, которая располагалась на территории, Балканской Греции, была открыта в 1876-м году Генрихом Шлиманом. Знаменитый Генрих Шлиман в 1871-ом году на территории северо-западной Малой Азии раскопал остатки Трои, а спустя несколько лет, в 1876 году, на территории Греции начал раскопки Микен, Микенского городища, Микенской крепости. С тех пор эти объекты и на территории Крита, и на других территориях тщательно изучаются.

Период XI-IX вв. называется «Гомеровским», так как главным источником информации о нем являются поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев. Пройдя Среднюю Грецию, они осели в Мегариде и в юго-восточной части Пелопоннеса - в Коринфии, Арголиде, Лаконии и Мессении. Дорийцы также овладели рядом островов в южной части Кикладского и Спорадского архипелагов (Мелос, Фера, Кос, Родос), равнинной частью Крита, вытеснив остатки минойско-ахейского населения в горные районы, и юго-западным малоазийским побережьем (Дорида Малоазийская). Родственные дорийцам северо-западные греческие племена обосновались в Эпире, Акарнании, Этолии, Локриде, Элиде и Ахайе. Ионийцы, эолийцы и ахейцы удержались в Фессалии, Беотии, Аттике и Аркадии; часть их эмигрировала на острова Эгейского моря и в Малую Азию, западное побережье которой колонизовали ионийцы, а северо-западное - эолийцы.

Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу - резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и в военном деле. Наступление железного века имело огромное значение - металл стал дешев и широкодоступен, что способствовало росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению ее экономической зависимости от родовой организации.

XI-IX вв. до н.э. - эпоха господства натурального хозяйства. Особую роль приобрело скотоводство: скот был и критерием богатства, и мерилом стоимости. Основным типом социальной организации стала сельская община (демос), жившая на небольшой территории и стремившаяся в полной изоляции; часто несколько поселков (обычно в целях обороны) объединялись вокруг наиболее укрепленного селения, становившегося центром расширившейся таким образом общины (протополис). В итоге Греция превратилась в страну мелких самоуправляющихся округов. Община и составлявшие ее роды и семьи производили все необходимое для себя сами - возделывали землю, пасли скот, создавали простейшие изделия (одежду, посуду, орудия труда); профессионализация занятий ушла вместе с микенской эпохой. Потребность в сложных ремесленных изделиях была слабой; поэтому специалисты-ремесленники (демиурги) оказались на обочине экономики: чаще всего они вели бродячую жизнь, получая средства к существованию благодаря индивидуальным и случайным заказам на оружие, доспехи или украшения. Община практически не имела контактов с окружающим миром; отношения с соседями, как правило, отличались враждебностью; пограничные конфликты и грабительские набеги были обычной практикой. Широко распространилось пиратство, почти полностью вытеснившее торговлю: при скудости ресурсов греки того времени мало что могли предложить для обмена.

Социальная и политическая структура основывалась на кровно-родственном принципе. Община состояла из родов и их объединений (фил и фратрий), которые во время войны выступали как войсковые подразделения, а в мирное время образовывали народное собрание. Отношения внутри общины (между филами и фратриями) нередко были очень напряженными; конфликты часто приводили к междоусобицам и кровной мести. Принадлежность к роду являлась единственной гарантией прав, жизни и имущества человека гомеровской эпохи; вне родовой организации он был практически беззащитен - не существовало ни законов, ни авторитетных институтов власти. В то же время земля считалась собственностью уже не рода, а всей общины, и она распределялась (и периодически перераспределялась между ее членами); постепенно надел закреплялся за индивидуальной семьей.

Рабство не играло большой экономической роли. Основную часть рабов, как и в микенскую эпоху, составляли женщины и дети, использовавшиеся на вспомогательных работах в домашнем хозяйстве. Мужчины-рабы обычно выполняли обязанности пастухов. Рабы были преимущественно военнопленными. Рабство имело патриархальный характер, и уровень жизни рабов мало отличался от уровня жизни их хозяев. Не существовало института государственного рабства; рабы находились в собственности отдельных семей и родов.

Постепенно в общине, где первоначально царило «равенство в бедности», усиливался процесс социальной дифференциации, которому способствовали постоянные внутренние и внешние военные конфликты. Победа над соседним демосом или над соперничающим родом приводила к обогащению и росту влияния отдельных родов, тех или иных их членов или военного предводителя. Военная добыча давала средства для ведения хозяйства на нескольких наделах, для приобретения более качественного вооружения (тяжеловооруженного воина или даже всадника), для систематической военной подготовки и для создания запасов продовольствия на случай недорода или стихийных бедствий. Остальные общинники не обладали такими возможностями, чтобы обеспечить нормальное функционирование своего хозяйства, защитить себя от притеснений или претендовать на значительную часть добычи, особенно в условиях дробления наделов, вызванного демографическим ростом. В результате образовалась группа людей (феты), вынужденных отказываться от своих наделов и уступать их более состоятельным соседям; они превратились в безнадельных арендаторов; с другой стороны, возникла категория «многонадельных общинников», составлявших социальную элиту.

Традиционная политическая структура общины включала народное собрание (все свободные мужчины-воины), совет старейшин (герусия, ареопаг) и выборного военного вождя (басилея). Появление элиты, однако, привело к ее трансформации, которая происходила разными путями. В общинах, в которых доминировал только один род, он постепенно узурпировал военные, религиозные и судебные функции; выборный военный вождь превращался в наследственного патриархального монарха. Однако чаще лидирующие позиции в общине занимали несколько знатных родов. Аристократы играли ведущую роль в сражениях, которые представляли собой, как правило, серию поединков всадников или тяжеловооруженных воинов. Их авторитет защитников демоса давал им право решающего голоса в народном собрании; из них избирали предводителя общинного ополчения, к ним обращались для разбора судебных тяжб. В своих филах и фратриях они являлись жрецами родовых культов. Остальные общинники (народ) вытесняются на периферию общественной и политической жизни. В то же время постоянное соперничество внутри аристократии препятствовало чрезмерному возвышению отдельных ее представителей. Рост могущества аристократии как таковой в IX в. до н.э. проявился также в ослаблении патриархальной монархии в тех протополисах, где она прежде установилась: царский род постепенно утрачивает свои привилегии, и монополизированные им должности (функции) становятся выборными, превращаясь в достояние всей элиты.

Архаический период (VIII -- VI века до н.э.), период архаики, это эпоха формирования греческого полиса.

Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис -- это есть город-государство. Это определение возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении справедливым является следующее: первое, на что указывает это определение -- то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Греческая цивилизация - это городская цивилизация (урбанистическая). Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Второе, что в этом определении важно - город-государство. Все греческие города были государствами, хоть и очень маленькими.

Классический период (V-IV в до н.э.)

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Искусство классики -- это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н. э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией -- эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии. К началу 5 в. до н. э- сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев -- спартиатов -- над массой бесправных рабов-земледельцев -- илотов. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики. В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подверглась нашествию полчищ Персидской державы. Победа народных ополчений объединившихся полисов, защищавших свою независимость от грозного завоевателя, чрезвычайно ускорила рост общественного самосознания эллинов. Это была победа свободной, сознательной демократии над восточной деспотией. Мильтиад -- предводитель афинян и их союзников в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) -- прекрасно выразил в своей речи перед боем тот моральный дух, которым был проникнут каждый афинянин, указав, что только от них самих зависит «или положить на Афины иго рабства, или укрепить свободу». Решающие победы над персами -- морская при Саламине (480) и на суше при Платеях (479) -- укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии -- так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции. Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства -- ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490--450 гг. до н. э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах Этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в. до н. э. (то есть в 475--450 гг. до н. э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон, старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы -- к зрелой, или высокой, классике. Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства -- в «эпоху Перикла» -- продолжалось примерно также четыре десятилетия -- с 450 по 410 г. до н. э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства -- скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека, воплощающее передовые общественные устремления своей эпохи и верное принципам реализма. К концу 5 в. до н. э. растущее применение рабского труда начало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431--404гг. до н. э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили экономический и политический кризис полисов. Искусство классики к концу 5 -- началу 4 в. до н. э. вступило в свой последний, третий, этап развития. В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека или бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным. Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н. э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

Эллинистический период (III-I в до н.э.)

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287--212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он -- автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365--300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.

Аристарх Самосский (ок. 320--250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190--125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины. Герофил (рубеж IV--III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных званий требовало систематизации н хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них -- в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion -- храм муз), представлявшего собой совокупность научных»учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты; коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд -- «Элементы».

Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры,

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, -- филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане -- эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра, (342/351 -- 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан -- мимы.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341--270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура --живи уединенно. Цель жизни -- отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 -- ок. 262 до н. э,), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи -- знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди-- граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени -- интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы -- в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский -- бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

    реферат , добавлен 22.02.2016

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Этапы становления и развития политической мысли в Древней Греции. Обзор политических воззрений древнегреческих мыслителей трёх основных периодов развития политической мысли: раннего периода, периода расцвета политической мысли и эллинистического периода.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, "темных веков" и античного периода.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Особенностью в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Наиболее интересным был процесс образования государства в двух греческих полисах – древних Афинах и Спарте.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2009

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

Историю античной Греции разделяют на три больших эпохи: элладская , эллинская и эллинистическая . Возникает очень много проблем с точным определением границ этих эпох. Трудно отыскать единый критерий.

ЭЛЛАДСКАЯ ЭПОХА . с 3000 г. до н. э. до приблизительно 1200–1180 г. до н. э .

Проблема первая : прилагательное «элладская» произведено, конечно, от греч. Hellas, «Эллада», а это последнее произошло от самоназвания греков – Hellenes, эллины. Но дело в том, что эллины как особая этническая общность, присутствуют на территории Греции лишь с конца III тысячелетия.

Проблема вторая : первая цивилизация с достаточно высокой политической, экономической и изобразительной культурой возникла у материковых греков под влиянием Кикладской цивилизации Минойская цивилизации. Связь между критской минойской культурой и культурой материковой Греции во II тыс. была настолько тесной, что некоторые исследователи говорят об этих двух цивилизациях как «Крито-Микенская цивилизации». В связи с этим возникает другой вопрос: оправданно ли отделять историю эллинской материковой Греции в эту эпоху от истории минойского Крита?

История Эгейских цивилизаций заканчивается в течение XII в. до н. э. Этот век в науке обычно называют периодом катастроф . В течение XII в. последовательно погибают все основные микенские дворцы. Система ахейских государств с ее своеобразной экономической и политической структурой исчезает безвозвратно.

ЭПОХА ЭЛЛИНСТВА . Период «темных веков»: XI IX вв. до н. э. темные - т.к мы не имеем письменных источников. Для изучения этого периода у нас остаются, в основном, данные археологии. Впрочем, информация, содержащаяся в поэмах Гомера также может быть полезна, но в основном для заключительного этапа темных веков. Вот почему этот этап иногда называют еще «гомеровской эпохой». Впрочем, гомеровский эпос был создан в VIII или даже VII веке.

Вазы – самый массовый археологический материал, археологи строят свою периодизацию греческой истории этого времени, привязывая ее к стилям вазовой живописи. Зарождается новый стиль вазовой живописи. В XI в. появляется т.н. протогеометрический стиль, который к IX в. трансформировался в полноценный геометрический стиль.

Архаический период: VIII VI вв до н. э. Это время становления особой формы политического и социального бытия у греков – полиса, время Великой греческой колонизации, время рождения греческого алфавита и, соответственно, греческой литературы (сначала поэтических, затем прозаических жанров).

Класический период: V в. – 323 г. до н. э. Это время наивысшего расцвета греческой культуры и греческого полиса в его двух основных вариантах – аристократическом и демократическом. Это время поисков политического объединения (Пелопоннесский и Афинский союзы). Это время грандиозных военно-политических столкновений: Грекоперсидских войн и Пелопоннесской войны. В конце этого периода наступает время кризиса полиса.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА С конца IV в. после распада грандиозной державы, созданной в одночасье Александром Македонским, возникает несколько очень крупных монархий (в Египте, в Сирии, в Малой Азии). Новые элиты этих монархий образовались в основном из греко-македонского этнического симбиоза. В полит структуре этих государств активно внедряются многие греко-македонские идеи и традиции. Греческий язык становится языком правящей элиты. Происходит, эллинизация Востока. Греция уже утрачивает свое самостоятельное значение, и прежде всего в политическом смысле. Мировая полтика вершится не в Афинах и не в Спарте, а в других городах.

Историю эллинизма иногда начинают с 336 г. до н. э. – т.е. со времени прихода к власти Александра , но все же чаще с 323 г. до н. э. – т.е. с момент а смерти Александра, поскольку именно после этого начинается процесс формирования нового геополитического пространства.

Единой окончательной даты эллинистической эпохи также не существует, но уже по другой причине: эллинистический мир в конечном итоге стал частью римской державы, а история эллинов и их подражателей стала частью римской истории. Но для разных частей эллинистическо мира произошло это в разное время.

Билет №2 ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Климат Греции – средиземноморский, субтропический. Реки маловодны, искусственное орошение не применялось в Греции. В Греции никогда не возникало необходимости в сооружении крупных оросительных систем, подобно тому как это было в Египте и Месопотамии. Животный и растительный мир разнообразен: вплоть до классической эпохи в некоторых районах Северной Греции водились даже львы. Для Греции свойственно поразительное разнообразие ландшафтов. Воздух, особенно в горах, чист и прозрачен: видимость на 40-50 км не является чем-то необычайным. Феномен древнегреческого искусства во многом объясняется восприятием окружающего мира древними греками.

НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЭТНИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Древняя Греция была населена народом, который мы называем древнегреческим, т. к. народ этот говорил на различных диалектах древнегреческого языка. Этот язык относится к числу индоевропейских языков . Однако в своем словарном запасе и в своей морфологии древнегреческий язык обнаруживает очень значительные элементы чужеродного – неиндоевропейского – происхождения. Например, к этим чуждым элементам относятся слова, образованные с помощью характерных неиндоевропейских суффиксов: -nth- (-нф-: Тиринф, гиацинт), -ss- (таласса, нарцисс) и др.

Из этих фактов можно сделать вывод о том, что в процессе формирования древнегреческого языка (а, значит, и древнегреческого этноса) приняли участие различных элемент. Среди этих составляющих ключевую роль играл индоевропейский пласт (назовем его прагреческим ), но невозможно недооценивать также и роль неиндоевропейского т.н. до-греческого субстрата.

При этом, исходя из некоторых языковых особенностей, мы можем предполагать с большой степенью вероятности, что и.-е. (прагреческий) пласт был пришлым в районе Ю. Балкан, а неиндоевропейский пласт (догреческий субстрат) являлся местным (аборигенным, туземным) слоем. Другими словами, до появления эллинов в Греции эта обширная территория была заселена племенами , говорившими на каких-то неиндоевропейских языках. При этом данные языки, скорее всего, обладали более развитой структурой и более богатым словарным запасом, чем язык прагреческий.

Возникает несколько важных проблем:

Откуда прибыли прагреки в Эгейский регион?

Когда и какими путями прагреки прибыли сюда?

Что представлял из себя догреческий субстрат?

Что представляла из себя карта диалектов древнегреческого языка в эллинский период истории и как эта карта сформировалась?

Откуда прибыли прагреки в Эгейский регион?

исходным регионом, откуда прагреки появились в бассейне Эгейского моря, был регион Придунайской низменности. Отсюда предков будущих греков двинулись вдоль западного побережья Черного моря, перешли во Фракию и Македонию и далее двинулись на юг мимо Олимпа. Этот путь на сегодняшний день кажется наиболее вероятным благодаря археологическому обследованию этих областей, но также и благодаря анализу различных мифов, сохранившихся у позднейших греков.

Когда сформировался греческий язык и греческий этнос?

…прибыла в элладский регион с севера ок. 2000 г. Главный аргумент – хорошо фиксируемый для этого времени культурный разрыв, обнаруживаемый во многих местах в континентальной Греции. К числу новых элементов культуры, не известных населению региона до 2000 г., относятся два главных факта:- во-первых, появление керамики, выполненной на гончарном круге; особенно обращает на себя внимание т.н. серая минийская керамика- во-вторых, появление одомашненной лошади

Что представлял из себя догреческий субстрат?

Так, мы знаем из высказываний античных писателей, что до эллинов на территории Греции, Киклад и на побережье М. Азии жили племена, именовавшиеся пеласгами, лелегами и карийцами.

Пеласги . Племя, которое позднейшие греки считали своими предшественниками на территории Греции.Лелеги . Упоминаются вместе с пеласгами , но отождествлять их невозможно.

Карийцы . Доиндоевропейский народ, в исторические времена занимавший Ю.З. угол М. Азии и давший имя этой стране (Кария). Очевидно, что прежде они наряду с лелегами и пеласгами обитали также на Кикладах и в некоторых районах Греции. Согласно Гомеру, карийцы во время Троянской войны были союзниками Трои. В позднейшие времена находились в тесном контакте с греками.

Билет № 3 КРИТО-МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Примерно с рубежа III и II тысячелетий до н. э. центром зарождения цивилизации в Греции стал остров Крит. Греки классического времени достаточно смутно представляли прошлое Крита. Существовала легенда о страшном человеко-быке Минотавре, Критом в те далекие времена правил царь Минос, которому первому удалось установить "талассократию" – власть над морями.

В первой половине II тысячелетия до н. э. на острове были воздвигнуты огромные сооружения – дворцы, как их стали называть.

Историю Крита III – II тысячелетий до н. э. следует рассматривать в контексте Эгейских цивилизаций. Современные исследователи выделяют следующие периоды в истории этой Критской (Минойской) цивилизации.

Ранний минойский период: 3000 – 2100 гг. до н. э. Название «Минойский» было придумано в нач. ХХ в. английским исследователем Артуром Эвансом, Эванс придумал для него имя «минойцы», произведя его от Миноса, который, согласно античным мифам, когда-то в глубокой древности был царем Крита. С технологической точки зрения это был меднокаменный век и начало бронзового века (ранний бронзовый век начинается ок. 2400 г.).

Средний минойский период: 2100 – 1580 гг. до н. э. Технология бронзы в течение этого времени достигла своего расцвета. Ок. 2000 г. на Крите впервые появляются удивительные сооружения, известные сейчас как Древние дворцы. Это было связано, вероятно, с формированием первых государственных структур. Возникает иероглифическая письменность. Ок. 1750 г. появление новой системы письма: т.н. линейное письмо(силлабарий )

Хронология минойской культуры с самого начала строилась ее исследователями на основе хронологии Египта и Месопотамии. Благодаря этой корреляции истории Крита с египетской историей ученые выбрали 1580 г. до н. э. в качестве последней даты для Среднего Минойского периодом (СМ): дело в том, что приблизительно в это время в Египте закончился период господства гиксосов, а к власти пришли фараоны знаменитой XVIII династии (основатель династии ­– Яхмес I). Критская керамика, которая относится к СМ периоду, встречается в одних слоях с предметами египетского происхождения, которые датируются временем гиксосов. Критская керамика, которая пришла на смену СМ изделиям, уже никак археологически не связана с эпохой гиксосов. Следовательно, СМ период археологи заканчивают 1580 годом до н. э.

Поздний Минойский период: 1580 – 1180 гг. до н. э . Он делится на три этапа:

* ПМ I этап: 1580 – 1450 гг. до н. э . Это, безусловно, кульминация Минойской цивилизации, время ее наивысшего расцвета и могущества

* ПМ II этап: 1450 – 1400 гг. до н. э. Ок. 1450 В культуре Крита появляются принципиально новые элементы, из которых следует отметить два основных:

1) появляется новая система письма – т.н. линейное письмо Б (использовалось для записей на греческом языке);

2) в изобразительном искусстве (прежде всего, в вазовой живописи) на смену критскому натурализму приходит «дворцовый стиль», который характеризуется тенденцией к схематизму, к формализации рисунка, к симметрии.

* ПМ III этап: 1400 – 1180 гг. до н. э. Ок. 1400 Крит совершенно утрачивает свое былое величие и значение , дворцы более не восстанавливаются, а весь остров превращается в захудалую провинцию материковой греческой цивилизации, расцвет которой приходится как раз на этот период.

Действительной причиной запустения критских дворцов было нашествие греков-ахейцев, вторгавшихся на Крит с середины XV в. Кносский дворец был разрушен, и никогда больше не восстанавливался. Крит превратился в окраину греческого мира. Однако значение критской ("минойской" – так ее назвали по имени легендарного царя Миноса) цивилизации для Греции было велико. Критяне установили торговые связи с Египтом, с Восточным Средиземноморьем, впервые в Эгейском бассейне создали крупный морской флот. Даже в Египте "страна Кефтиу" (т. е. Критское царство) считалось могущественной державой. Но с середины II тысячелетия до н. э. политическим и экономическим лидером Эгейского бассейна становится Балканская Греция.

Крупнейшим центром становятся Микены – город в Арголиде, на севере Пелопоннеса, и поэтому созданную ахейцами цивилизацию называют микенской. Менее значительные центры микенской цивилизации существовали в XV – XII вв. до н. э. в Тиринфе и Пилосе (Пелопоннес), Афинах, Фивах и Орхомене (Средняя Греция) и в некоторых других местах.

Микенская цивилизация просуществовала до XII в. Ко времени около 1220 г. до н. э. относится поход на Трою, предпринятый ахейцами во главе с микенским царем Агамемноном. Этот поход частично был описан много веков спустя в поэме "Илиада", которая приписывалась слепому аэду («певцу») Гомеру. В Европе долгое время не верили в реальность Троянской войны, и только археологические раскопки, Генрихом Шлимана в XIX в., подтвердили существование Трои,.

История Микенской цивилизации хронологически представляет собой один из поздних периодов Элладской эпохи. Элладская эпоха обычно делится на следующие периоды:

Ранний элладский период: 3000 – 2000 гг. до н. э.

Средний элладский период: 2000 – 1580 гг. до н. э

Поздний элладский период: 1580 – 1180 гг. до н. э.

4.1. ГИБЕЛЬ МИКЕНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА ДОРИЙСКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Считалось, что основными виновниками исчезновения цивилизации греков-ахейцев оказались другие греки, находившиеся до XII в. до н. э. где-то на периферии микенского мира , менее развитые в культурном плане, но более воинственные дорийцы. Появление дорийцев в Греции в мифах связывается с т.н. возвращением Гераклидов. Эврисфей после смерти Геракла преследовал сыновей героя.

XIII в. до н. э. был временем необычайно тревожным. Обитатели дворцов жили в обстановке страха. Это подтверждается следующими фактами: восстанавливаются старые укрепления; начинается строительство циклопической стены на Истме.

Пришельцы не оставили никаких явных следов своей археологической культуры. Мы не можем ничего сказать ни о маршруте движения этих завоевателей, ни о направлении, в котором они исчезли. Возникает ощущение, что пришельцы не пожелали обосноваться на Пелопоннесе, а, разрушив, что было возможно разрушить, ушли куда-то дальше.

значительное численное превосходство дорийцев над ахейцами кажется весьма сомнительным. Вряд ли именно дорийцы были виновниками серии катастроф.

Согласно Шахермайеру, во второй пол. 13 в. здесь образовался огромный клубок, большая племенная коалиция, которая, наподобие снежной лавине, вторглась первоначально на территорию Балканской Греции. Под ее ударами пали Микены, Тиринф, Пилос и другие центры ахейской цивилизации. Часть этой лавины задержалась на Пелопоннесе, образовав нечто вроде варварских королевств, остальные ушли дальше.

Главный аргумент Шахермайера: находки неизвестного ранее типа лощеной керамики, изготовленной не на гончарном круге, наконечников копий, ножей и булавок, которые имеют, судя по всему, северное происхождение. Именно эти разрозненные находки стали основой для грандиозной картины , нарисованной Шахермайером.

Альтернативные гипотезы, как правило, объясняют падение микенской цивилизации ее внутренним кризисом, пришедшимся как раз на рубеж XIII–XII вв. до н. э. Причины этого кризиса разные исследователи видят в разных явлениях и факторах:

К концу XIII в. до н. э. на Пелопоннесе был исчерпан запас невозделанных земель;

Восстания и мятежи зависимого населения;

Междуусобные войны;

Климатическая концепция американского исследователя Карпентера..

Проблема до настоящего времени остается дискуссионной.

Последние следы микенской культуры и цивилизации исчезают с Балканской Греции и с островов в т. н. субмикенский период, который приходится на кон. XII – первую пол. XI в. до н. э. Это время страшного упадка и запустения всей страны. Резко падает жизненный и культурный уровень. Количество населенных пунктов, известных археологам, в которых в этот период еще хоть как-то теплится жизнь, сокращается еще более.

В это время в Грецию с севера понемногу начинают проникать дорийские племена. Трудно сказать, когда точно это проникновение начинается и по какому маршруту они двигались. Скорее всего данное движение падает на вторую пол. XI и весь Х век

Пришельцы просто заняли пустующие территории. Конечно, дорийское продвижение по Греции носило характер постепенного проникновения во все новые и новые области. Конечно, такое «просачивание» ни в коем случае не может быть названо организованным завоеванием.

4.2. «ТЕМНЫЕ ВЕКА»

В результате вторжений дорийцев в конце XII – начале XI вв. до н. э. греческое общество было отброшено в социальном смысле назад, к первобытности. Микенская цивилизация исчезла, исчезла письменность, наступили так называемые "темные века" (XI–IX вв. до н. э., некоторые исследователи продлевают их до середины VIII в.). Реконструировать происходившие тогда в греческом обществе процессы можно по данным археологии, привлекая также сведения из поэм Гомера.

Дорийское вторжение было только частью перемещений племен в этот период. Дорийцы прошли через всю Грецию и осели на большей части Пелопоннеса. Автохтонное (местное) население осталось в горных областях Пелопоннеса – Аркадии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея. Параллельно шло заселение греками островов Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии. Дорийцы поселились на островах Крит и Родос и в южной части Малой Азии, ионийцы (потомки ахейцев) заселили острова Хиос, Самос и центральную часть западного побережья Малой Азии, а эолийцы, еще одно греческое племя, поселились на острове Лесбосе и в северной части малоазиатского побережья Эгейского моря. Ионийцы, дорийцы и эолийцы говорили на разных диалектах греческого языка.

Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III - II тысячелетий до н. э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность как проследить общие закономерности ее развития, так и выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию от других.

Историю можно разделить на три больших этапа:

I. Крито(минойско)-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.)
В этот период существует две цивилизации: Минойская цивилизация на Крите и Микенская на материковой части Балкан. Минойская цивилизация, созданная догреческим населением, появилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Поэтому для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития.

a) Минойская цивилизация (Крит):

  1. Раннеминойский (XXX-XXIII вв. до н. э.) - господство доклассовых родовых отношений.
  2. Среднеминойский период , или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н. э.), -образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.
  3. Позднеминойский период , или период новых дворцов (XVII-XII вв. до н. э.), -объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

b) Элладская цивилизация (Балканская Греция) :

  1. Раннеэлладский период (XXX- XXI вв. до н. э.) - господство первобытных отношений, догреческое население.
  2. Среднеэлладский период (XX- XVII вв. до н. э.) -расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений.
  3. Позднеэлладский , или микенский (XVI-XII вв. до н. э.), — возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II Полисный период (XI-IV вв. до н. э.)

  1. Гомеровский период , или Темные века , или Предполисный период (XI- IX вв. до н. э.), -родоплеменные отношения в Греции.
  2. Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
  3. Классический период (V-IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

III Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.).

  1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). — Восточные походы Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
  2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.) — Функционирование эллинистических обществ и государств, расцвет экономики и культуры.
  3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). — Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации, которое составляет содержание курса “История Древней Греции”.

Заключение :

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины.

Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне. В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка - греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э. но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации - эллинистическом - он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

На разных этапах исторического развития во II-I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII-VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) -наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.

Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.

Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра. Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения.

Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение - афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения.

Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума).

Однако не стоит забывать, что эта демократия существовала только для граждан и зижделась на жесточайшей эксплуатации рабов. Помимо этого существовала еще большая прослойка неграждан, также стоявших вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении.

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI - VIII вв.) Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по поэмам - "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны - ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII -XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII -VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них - Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов.

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Первый трагик мировой литературы Эсхил воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл создал 120 трагедий. Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид. Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души - очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. формируется комедия, которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени дошли только комедии Аристофана: "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками. Особое внимание уделялось пластике тела. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый".

Идеал человека был воплощен великим Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон, передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до н.э. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя, его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Скульптор Лисипп после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до н.э. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит ввел в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи.

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения - риторика. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий, речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ.В 391 г. до н.э.. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением.

На протяжении V в. до н.э. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" - искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

5) Эллинистический период (III -I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э.. - год военной победы Македонии энад Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до н.э., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура - это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социально-культурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Изображение борьбы богов и титанов - гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до н.э. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним - заупокойный храм.

Введение

полис афинский античность эллинизм

Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III-II тысячелетий до н.э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность проследить общие закономерности ее развития как органической масти истории древнего мира. Вместе с тем оно позволяет выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию как неповторимую историческую реальность, отличающуюся рядом существенных признаков от стран Древнего Востока, с одной стороны, и от Древнего Рима - с другой. Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Характерные черты античности. Периодизация истории древней Греции

Античность - это понятие, объединяющее совершенно различные эпохи, нации и страны (1500 до н.э. - 4 в.н.э.), некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить человека этими свойствами космоса. Развитие античного мира - последовательная смена трех периодов. Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.). Второй период связан с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.). Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Античность воспринимается как идеал и золотая пора человечества, т.к. в искусстве и культуре создано множество шедевров, а взгляд человека на мир, моральные и нравственные нормы обрели свое начало именно в это время. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Художникам предписывалось подражать природе. Утверждались такие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера - исходный принцип существования. Она - характеристика совершенства.

Гармония является образцом для произведений искусства. Рациональность - все просчитывалось и вычислялось, выделялись математические нормы связей (идеальные пропорции человеческой фигуры). Античная культура - это тип европейской рациональной культуры.

Антропоцентризм: человек в центре космоса. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты - с человеческим телом. Любовь к повседневным радостям утверждается в качестве идеала.

Культ тела. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом. Нагота не вызывала чувства стыдливости. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры (философия, архитектура, скульптура, поэзия, драма. Принцип патриотизма.

Состязательность во всех сферах жизни. Главную роль играли состязания художественные - поэтические и музыкальные, спортивные, конные.

Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов - покровителей полиса. Широкую известность получают Дионисии - аттический праздник в честь бога Диониса.

В истории Древней Греции можно выделить несколько периодов:

  • 1) Крито-микенский период (3-2 тыс. до н.э.).В это время на острове Крит, который находится в Эгейском море, происходит образование первых государств, возникают первые образцы подлинного искусства, появляются первые памятники письменности в Европе, происходит Троянская война, появление первых государств на острове Крит, впоследствии происходит переселение ахейских (микенских) племен на материковую часть Греции, затем на Балканском полуострове образуются государства. Данный период заканчивается тем, что дарийские племена вторгаются на материковую Грецию, в результате чего происходит гибель крито-микенской цивилизации.
  • 2) Гомеровский период (11-9 века до н.э.) Его еще иногда называют «Темные века» в истории Греции. Это связано с тем, что о нем до нас дошло мало информации, но всё же есть основания предполагать, что именно на этом этапе греческое общество погружается в полосу упадка (это связано, прежде всего, с крахом крито-микенской цивилизации), в результате чего на смену развитой экономике приходит сельская община. Тем не менее, начинают появляться орудия труда из железа, греки начинают использовать алфавит. В конце этого периода появляются две Великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
  • 3) Архаичный период (8-6 века до н.э.) Эта эпоха занимает особое место в истории Греции. Это связано, прежде всего, с разложением родового строя, становлением государственности, возникновением городских центров и товарно-денежной экономики, небывалым подъёмом культуры, зарождение науки и литературы. Важнейшими явлениями эпохи была великая греческая колонизация и борьба демоса с аристократией, в ходе которой произошло формирование полисного строя и его постепенная демократизация.
  • 4) Классический период (5-4 века до н.э.). Данная эпоха характеризуется войнами. Война греков с персами (500-449 гг. до н.э.). Победа греков, объединившихся перед лицом общей опасности, привела не только к усилению внешнеполитического значения Греции, но и к существенным социально-политическим и экономическим переменам внутри самого эллинского мира: демократизации полисного строя, развитию экономики и рабовладения. Внутриполитическая борьба, развернувшаяся в Афинах в период греко-персидских войн, закончилась победой демократических группировок. В результате в Афинах утвердился демократический строй в его классической античной форме. Еще одно важное событие - Пелопоннесская война.
  • 5) Период Эллинизма (4-1 века до н.э.). В середине 4в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. Македонский царь Филлит 2 потребовал, чтобы греки признали его власть и под его руководством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться ливанцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. Позднее стремившиеся увеличить свою территорию римляне сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем после трёх войн с Македонией и восстания в Македонии превратили её и Грецию в провинции своей державы.