История Древнего Рима (кратко). Краткая история древнего рима

Рим - древний город, с которого началось формирование великого государства. Столица будущей могущественной страны выросла на территории Апеннинского полуострова в нижнем течении реки Тибр. Основание Древнего Рима теряется в истории, оно растянуто во времени.

Истоки римской цивилизации

Римские холмы - Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий, Авентин и Палатин были заселены различными племенами еще с незапамятных времен.
В период раннего железного века здесь существовали отдельные поселения, постепенно они объединялись между собой, в результате чего образовался крупный город-государство с центром в низине между холмами. имеют очень удобное выгодное расположение. Большая река, в устье которой добывали соль; плодородные почвы; на холмах располагались дубовые и лавровые рощи. Эти природные ресурсы благоприятно влияли на развитие земледелия и скотоводства.

Миф о возникновении Рима

Об основании Древнего Рима сложилось немало легенд. Самая известная из них - о братьях-близнецах Ромуле и Реме. Эту версию у римлян принято считать основной, о ней напоминает статуя волчицы - символ Вечного города.
По преданию от весталки и бога войны Марса родились мальчики-близнецы Ромул и Рем. Они были брошены в волны реки Тибр претендентом на трон Амулием по одной версии, по другой же - собственной матерью. Дети выжили, их вскормила своим молоком волчица. Это необычное событие увидел пастух Фаустул и взял младенцев к себе на воспитание. Когда Ромул и Рем выросли, они узнали тайну своего происхождения и решили построить новый город. Между ними разразилась ссора по поводу места основания. В драке Ромул убивает Рема, и возводит город, названный Римом (от итальянского «Рома» — Рим). Дата

История Древнего Рима начинает отсчет с момента возникновения города и традиционно датируется 753 годом до нашей эры.

Место основания поселения отличалось благоприятным ландшафтом. Находящийся рядом брод, позволял без труда пересекать протекающий неподалеку Тибр. Палатин и соседние холмы представляли собой естественные оборонительные укрепления для окружающей широкой плодородной равнины.

Со временем, благодаря торговле, Рим начал разрастаться и усиливаться. Удобный судоходный маршрут рядом с городом обеспечивал постоянный ток товаров в обоих направлениях.

Взаимодействие Рима с греческими колониями предоставило древним римлянам возможность взять эллинскую культуру за образец для построения своей собственной. От греков они переняли грамоту, архитектуру и религию – римский божественный пантеон практически идентичен греческому. Многое взяли римляне и от этрусков. Расположенная севернее Рима Этрурия также имела выгодную позицию для торговли, и древние римляне учились навыкам торговли непосредственно на этрусском примере.

Царский период (середина VIII века-510г. до н.э.)

Царский период характеризовался монархической формой управления. Поскольку письменных свидетельств той эпохи практически не сохранилось, известно о данном периоде довольно немного. Древние историки основывали свои труды на устных рассказах и легендах, так как многие документы были уничтожены галлами во время грабежа Рима (после битвы при Аллии в IV веке до нашей эры). Поэтому вполне вероятно серьезное искажение событий, происходивших на самом деле.

Традиционная версия римской истории, изложенная Ливием, Плутархом и Дионисием Галикарнасским рассказывает о семи царях, правивших Римом в первые века после его основания. Общая хронология их царствования составляет 243 года, то есть в среднем почти по 35 лет каждый. Цари, за исключением Ромула, основавшего город, избирались народом Рима на пожизненный срок, при этом ни один из них не применил военную силу, чтобы завоевать или удержать трон. Главным отличительным знаком царя была фиолетовая тога.

Царь был наделен высшими военными, исполнительными и судебными полномочиями, официально предоставленными ему куриатной комицией (собранием патрициев 30 курий) после вынесения Lex curiata de imperio (специального закона) в начале каждого царствования.

Ранняя республика (509-287г. до н.э.)

Между VIII и VI веком до н.э. Рим стремительно вырос из обыкновенного торгового города в процветающий мегаполис. В 509 году до н.э. седьмой царь Рима Тарквин Гордый был свергнут своим соперником за власть Люциусом Юнием Брутом, который реформировал систему правления и стал основателем Римской республики.

Первоначально Рим был обязан своим процветанием торговле, однако могущественной силой в древнем мире его сделала война. Соперничество с североафриканским Карфагеном объединило власти Рима и помогло увеличить богатство и престиж последнего. Города были постоянными торговыми конкурентами в Западном Средиземноморье, и после того как Карфаген потерпел поражение в Третьей Пунической войне, Рим получил почти абсолютное господство в регионе.

Плебес был возмущен правлением патрициев: последние благодаря своему господству над судами интерпретировали обычаи в своих интересах, позволяя богатым и знатным жесткий произвол по отношению к своим зависимым должникам. Однако, в отличие от некоторых греческих городов-государств, плебеи Рима не призывали к перераспределению земли, не нападали на патрициев и не пытались захватить власть. Вместо этого была объявлена своего рода «забастовка» — secessio plebis. Фактически плебеи временно «отделились» от государства под руководством своих избранных лидеров (трибунов) и отказались платить налоги или сражаться в армии.

Двенадцать таблиц

В таком состоянии дела оставались несколько лет, прежде чем патриции решились на некоторые уступки, согласившись изложить законы в письменном виде. Комиссия, состоящая из плебеев и патрициев, должным образом подготовила Двенадцать таблиц законов, которые были выставлены на городском форуме (около 450 г. до н.э.). Эти Двенадцать таблиц сформулировали довольно суровый свод законов, но римляне всех сословий осознавали их справедливость, благодаря чему удалось разрядить социальную напряженность в обществе. Законы Двенадцати таблиц легли в основу всего последующего римского права, возможно, величайшего вклада в историю, сделанного римлянами.

Средняя республика (287-133г. до н.э.)

Приток добычи и дани от завоеваний привели к возникновению класса чрезвычайно богатых римлян — сенаторов, воевавших в качестве полководцев и губернаторов, а также деловых людей — эквитов (или всадников), которые взимали налоги в новых провинциях и снабжали армию. Каждая новая победа приводила к притоку все новых рабов: в течение последних двух веков до н.э. работорговля Средиземноморья стала огромным бизнесом, причем Рим и Италия были основными рынками назначения.

Большинство рабов должны были работать на земле сенаторов и других богачей, которые начали развивать и улучшать свои имения с помощью новых методик. Обычные фермеры не могли конкурировать с этими современными по тем временам владениями. Все больше мелких фермеров теряли свои земли, разоренные богатыми соседями. Пропасть между сословиями увеличивалась, все больше фермеров покидали свою землю и направлялись в Рим, где пополняли ряды растущего класса безземельных и безродных людей.

Соседство большого богатства и массовой бедности в самом Риме отравило политический климат — в римской политике доминировали враждующие фракции. Это были не современные политические партии, представляющие совершенно разные идеологии, а скорее идеи, вокруг которых группировались разные фракции. Сторонники идеи перераспределения земли, имевшие меньшинство в Сенате, ратовали за раздел и распределение земельных ресурсов среди безземельной бедноты. Сторонники противоположной идеи, представлявшие большинство, хотели сохранить нетронутыми интересы «лучших людей», то есть самих себя.

Поздняя республика (133-27г. до н.э.)

Во II веке до н.э. два римских трибуна братья Гракхи пытались провести земельную и ряд политических реформ. Несмотря на то, что братья были убиты, отстаивая свою позицию, благодаря их усилиям была проведена реформа законодательства, а безудержная коррупция в Сенате стала не такой явной.

Реформа армии

Снижение количества мелких собственников в итальянской деревне оказало глубокие последствия на римскую политику. Именно фермеры был традиционной основой римской армии, покупая собственное оружие и снаряжение. Такая система набора рекрутов уже давно стала проблематичной, поскольку армии Рима проводили долгие годы за рубежом в военных кампаниях. Отсутствие мужчин в доме подрывало способность маленькой семьи содержать свою ферму. Благодаря расширению заграничной военной экспансии Рима и уменьшению количества мелких землевладельцев, набор в армию из этого класса становился все труднее и труднее.

В 112 до н.э. году римляне столкнулись с новым врагом – племенами кимвров и тевтонов, решившими переселиться в другую местность. Племена вторглись на территории, которые римляне оккупировали парой десятилетий ранее. Римские армии, направленные против варваров были уничтожены, а кульминацией стала величайшее поражение в битве при Араузио (105 год до н.э.) в котором, по некоторым источникам, было уничтожено около 80 тыс. римских солдат. К счастью для римлян, варвары тогда не вторглись в Италию, а продолжали свой путь через современную Францию и Испанию.

Поражение при Араузио повергло в шок и вызвало панику в Риме. Полководец Гай Марий проводит военную реформу, предписывающую безземельным гражданам обязательную воинскую повинность. Также была реформирована и сама структура армии.

Вербовка безземельных римлян, а также улучшение условий службы в римских легионах имели чрезвычайно важный результат. Это тесно связывало интересы солдат и их генералов, что объяснялось гарантией командирами получения земельного надела каждым легионером по окончании службы. Земля была единственным товаром в доиндустриальном мире, дающим семье экономическую безопасность.

Командиры в свою очередь могли рассчитывать на личную преданность своих легионеров. Римские легионы того времени все больше становились похожими на частные армии. Учитывая что полководцы были также и ведущими политиками в Сенате, ситуация осложнялась еще больше. Противники полководцев пытались заблокировать усилия последних в распределении земли в пользу своих людей, что привело к вполне предсказуемым результатам — командиры и солдаты сближались еще больше. Неудивительно, что в некоторых случаях полководцы во главе своих армий пытались добиться своих целей неконституционными средствами.

Первый триумвират

Ко времени создания первого триумвирата Римская республика достигла своего расцвета. Соперничающие в Сенате политики Марк Лициний Красс и Гней Помпей Магн вместе с молодым полководцем Гаем Юлием Цезарем создали тройственный союз для достижения собственных целей. Соперничество за власть и амбициозность всех троих помогали держать друг друга под контролем, обеспечивая Риму процветание.

Богатейший гражданин Рима, Красс был коррумпирован до такой степени, что заставлял богатых сограждан платить ему за безопасность. Если гражданин платил, все было в порядке, если же денег не поступало, имущество строптивца поджигалось и Красс взимал плату за то, чтобы его люди потушили пожар. И хотя мотивы возникновения этих огнеборческих бригад сложно назвать благородными, Красс по факту создал первую пожарную команду, которая в будущем не раз сослужила городу хорошую службу.

Помпей и Цезарь — знаменитые полководцы, благодаря завоеваниям которых Рим значительно увеличил свои богатства и расширил сферу влияния. Завидуя полководческим талантам сотоварищей, Красс организовал военный поход в Парфию.

В сентябре 54г. до н.э. дочь Цезаря Юлия, которая была женой Помпея, умерла при родах девочки, тоже умершей несколькими днями позже. Эта новость создала фракционные разногласия и беспорядки в Риме, поскольку многие сочли, что смерть Юлии и ребенка положила конец родственным связям Цезаря и Помпея.

Кампания Красса против Парфии была катастрофической. Вскоре после смерти Юлии, Красс погиб в сражении при Каррах (в мае 53 года до н.э.). Пока Красс был жив, в отношениях Помпея и Цезаря наблюдался некий паритет, однако после его смерти трения между двумя полководцами в результате привели к гражданской войне. Помпей попытался избавиться от соперника законными средствами и приказал тому явиться в Рим на суд Сената, который лишил Цезаря всех полномочий. Вместо того чтобы прибыть в город и смиренно предстать перед Сенатом, в январе 49 г. до н. э. возвратившийся из Галлии Цезарь вместе со своей армией пересек Рубикон и вошел в Рим.

Он не принял никаких обвинений, а все усилия сосредоточил на устранении Помпея. Противники встретились в Греции в 48 г. до н.э., где численно меньшая армия Цезаря в битве при Фарсале победила превосходящие силы Помпея. Сам Помпей бежал в Египет, надеясь получить там убежище, но был завлечен обманом и убит. Известие о победе Цезаря быстро распространилось — многие бывшие друзья и союзники Помпея быстро переметнулись на сторону победителя, полагая, что его поддерживают боги.

Возникновение Римской империи (27г. до н.э.)

После победы над Помпеем Юлий Цезарь стал самым могущественным человеком в Риме. Сенат объявил его диктатором, и это фактически стало началом заката Республики. Цезарь был чрезвычайно популярен в народе, и недаром: его усилия по созданию сильного и стабильного правительства увеличивали благосостояние города Рима.

Было проведено множество преобразований, самым значительным из которых стала реформа календаря. Была создана полиция и назначены должностные лица для проведения земельных реформ, произведены изменения в налоговом законодательстве.

В планах у Цезаря было строительство беспрецедентного храма, посвященного богу Марсу, огромного театра и библиотеки по прототипу Александрийской. Он приказал восстановить Коринф и Карфаген, хотел превратить Остию в большой порт и прорыть канал через Коринфский перешеек. Цезарь собирался завоевать дакийцев и парфян, а так же отомстить за разгром при Каррах.

Однако достижения Цезаря стали причиной его гибели в результате заговора в 44 г. до н.э. Группа сенаторов во главе с Брутом и Кассием опасалась, что Цезарь становится слишком могущественным и может по итогу попросту отменить Сенат.

После смерти диктатора, его родственник и соратник Марк Антоний объединил свои силы с племянником и наследником Цезаря Гаем Октавием Фурином и его другом Марком Эмилием Лепидом. Их совместная армия разгромила войска Брута и Кассия в двух битвах при Филиппах в 42 г. до н.э. Оба убийцы диктатора покончили с собой; солдаты и офицеры, кроме принимавших непосредственное участие в заговоре против Цезаря, получили прощение и предложение вступить в армию победителей.

Октавий, Антоний и Лепид образовали второй триумвират Рима. Однако члены и этого триумвирата оказались слишком амбициозны. Лепиду отдали в управление Испанию и Африку, что фактически нейтрализовало его от политических притязаний в Риме. Было решено, что Октавий будет править римскими владениями на западе, а Антоний на востоке.

Однако любовная связь Антония с царицей Египта Клеопатрой VII, разрушила хрупкое равновесие, которое Октавий стремился сохранить, и привела к войне. Войска Антония и Клеопатры были побеждены в битве у мыса Акциум в 31 г. до н. э., после которого любовники позже покончили с собой.

Октавий остался единственным правителем Рима. В 27 г. до н. э. он получает от Сената чрезвычайные полномочия, имя Октавиана Августа и становится первым императором Рима. Именно на этом моменте заканчивается история древнего Рима и начинается история Римской империи.

Правление Августа (31г. до н.э.-14г. н.э.)

Теперь уже император Октавиан Август провел военную реформу, сохранив 28 легионов из 60-ти, благодаря которым он пришел к власти. Остальные были демобилизованы и поселились в колониях.Таким образом, была создана 150-тыс. регулярная армия. Продолжительность службы установлена ​​в шестнадцать лет, а затем увеличена до двадцати.

Действующие легионы были размещены вдали от Рима и друг от друга – близость границы направляла энергию военных вовне, на внешних врагов. В то же время, находясь вдали друг от друга, амбициозные командиры не имели возможности сплотится в силу, способную угрожать престолу. Такая осторожность Августа сразу после гражданской войны была вполне понятна и характеризовала его как дальновидного политика.

Все провинции были поделены на сенаторские и императорские. В своих владениях сенаторы обладали гражданской властью, но не имели военных полномочий – войска находились только под управлением императора и размещались в подвластных ему регионах.

Республиканское устройство Рима с каждым годом все больше превращалось в формальность. Сенат, комиции и некоторые другие государственные институты постепенно утрачивали политическое значение, оставляя реальную власть в руках императора. Однако формально тот продолжал советоваться с Сенатом, который зачастую озвучивал решения императора как результат своих прений. Такая форма монархии с республиканскими чертами получила условное название «принципат».

Август был одним из самых талантливых, энергичных и искусных администраторов, которых когда-либо знал мир. Огромная работа по реорганизации каждой ветви его обширной империи, создала новый процветающий римский мир.

Следуя по стопам Цезаря, он заслужил подлинную популярность организацией игр и зрелищ для народа, строительством новых зданий, дорог и других мер для общего блага. Сам император утверждал, что восстановил 82 храма за один год.

Август не был талантливым полководцем, однако у него хватало здравого смысла это признать. И поэтому в ратных делах он опирался на своего верного друга Агриппу, имевшего военное призвание. Наиболее важным достижением было завоевание Египта в 30 году до н. э. Затем в 20 г. до н.э. удалось возвратить знамена и пленных, захваченные парфянами в битве при Каррхе в 53 г. до н.э. Также в правление Августа Дунай стал границей империи на востоке Европы, после завоевания альпийских племен и оккупации Балкан.

Династия Юлиев-Клавдиев (14г.-69г. н.э.)

Поскольку у Августа и его супруги Ливии не было общих сыновей, наследником императора стал его пасынок от первого брака Тиберий. В завещании Августа он был единственным наследником, и после смерти императора в 14 г. н.э. преемственность власти прошла мирно.

Тиберий

Как и при Августе, в целом в империи царили мир и процветание. Тиберий не стремился к завоеванию новых территорий, а продолжал упрочивать власть Рима над всей огромной империей.

Отличаясь скупостью, новый император практически прекратил финансирование строительства храмов, дорог и прочих сооружений. Тем не менее последствия стихийных бедствий или пожаров устранялись средствами государственной казны, и в таких ситуациях Тиберий не жадничал. Главным же результатом правления Тиберия было упрочнение императорской власти, поскольку принципат времен правления Августа все еще существовал в империи Тиберия.

Калигула

После смерти Тиберия в 37г. власть перешла к Калигуле, который был сыном племянника скончавшегося императора. Начало его правления было весьма многообещающим, поскольку молодой наследник был популярен в народе и щедр. Свой приход к власти Калигула отметил масштабной амнистией. Однако непонятная болезнь, случившаяся с императором спустя несколько месяцев, превратила человека, на которого Рим возлагал свои светлые надежды в сумасшедшего монстра, сделав его имя нарицательным. На пятый год своего безумного правления, в 41 г. н.э., Калигула был убит одним из офицеров-преторианцев.

Клавдий

Преемником Калигулы стал его дядя Клавдий, которому на момент прихода к власти было пятьдесят лет. На протяжении всего периода его правления империя процветала, а из провинций практически не было жалоб. Но главным достижением царствования Клавдия было организованное завоевание юга Англии.

Нерон

Наследовал Клавдию в 54г. н.э. его пасынок Нерон, отличавшийся выдающейся жестокостью, деспотичностью и порочностью. Ради прихоти император сжег половину города в 64 году, а затем попытался восстановить популярность среди народа, освещая его сады публичным показом горящих христиан. В результате восстания преторианцев в 68 г. Нерон покончил жизнь самоубийством, и с его смертью закончилась династия Юлиев-Клавдиев.

Династия Флавиев (69г.-96г.)

В течение года после смерти Нерона продолжалась борьба за престол, результатом которой стала гражданская война. И только приход к власти новой династии Флавиев в лице императора Веспасиана положил конец межусобицам.

В течение 9 лет его правления были подавлены восстания, вспыхнувшие было в провинциях, и восстановлено государственное хозяйство.

После смерти Веспасиана наследником стал его родной сын – это был первый случай перехода власти в Риме от отца к сыну. Правление было кратким, а сменивший его после смерти младший брат Домициан не отличался особыми добродетелями и погиб в результате заговора.

Антонины (90г.-180г.)

После его смерти сенат провозгласил императором Нерву, правившего всего два года, но зато давшего Риму одного из лучших правителей – выдающегося полководца Ульпия Траяна. При нем Римская империя достигла максимальных размеров. Расширяя границы империи, Траян хотел как можно дальше отодвинуть от Рима кочующие племена варваров. Три последующих императора – Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий — действовали на благо Рима и сделали II век н.э. лучшей эпохой империи.

Династия Северов (193г.-235г.)

Сын Марка Аврелия Коммод не обладал достоинствами своего отца и его предшественников, зато обладал многими пороками. В результате заговора он был задушен в 192 году, и империя опять вступила в период междуцарствия.

В 193 году к власти приходит новая династия Северов. Во времена правления Каркаллы, второго императора этой династии, жители всех провинций получили право на римское гражданство. Все императоры династии (кроме основателя Септимия Севера) погибли насильственной смертью.

Кризис III века

С 235г. по 284 годы империя переживает кризис государственной власти, следствием которого стал период нестабильности, упадок экономики и временная потеря некоторых территорий. С 235г. по 268г. на престол претендовали 29 императоров, из которых только один умер своей смертью. Только с провозглашением императора Диоклетиана в 284 году закончился период потрясений.

Диоклетиан и тетрархия

Именно при Диоклетиане принципат окончательно прекращает свое существование, уступая место доминату – неограниченной власти императора. Во время его правления был проведен ряд реформ, в частности формальное разделение империи сначала на две, а затем на четыре области, каждой из которых правил свой «тетрарх». Хотя просуществовала тетрархия лишь до 313 года, именно первоначальная идея деления на запад и восток привела в будущем к делению на две независимых империи.

Константин I и закат империи

К 324 году единственным правителем империи становится Константин, при котором христианство обретает статус государственной религии. Столица переносится из Рима в Константинополь, выстроенный на месте древнегреческого города Византий. После его смерти процесс упадка империи становится необратимым – межусобицы и нашествие варваров постепенно привели к закату некогда могущественнейшую империю мира. Последним единовластным правителем римского мира можно считать Феодосия I, однако пробыл он им всего лишь около года. В 395г. власть переходит к его сыновьям. Разделение на Западную и Восточную империи становится окончательным.

1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

По одной из версий истории основания Рима произошло следующее. После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их тот самый Эней – «парубок моторный». Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путешествия, наконец-то, смогли пристать к берегу. На берегу они увидели устье широкой реки, впадавшей в море. По берегам реки раскинулся лес и густой кустарник. Чуть дальше под голубым небом раскинулась плодородная равнина, освещенная ласковым солнцем.

Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга

Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в . Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.

Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в . Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.

Он оставил корзину с детьми на берегу в надежде, что вода сама подхватит корзину, и близнецы утонут. Но река лишь отнесла корзину ниже к Палатинскому холму, а вскоре и половодье закончилось.

Волчица

Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время установлен в музее , он является символом Рима.

Кто воспитал Ромула и Рема

Позже мальчиков заметил царский пастух. Он подобрал детей и воспитал их. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.

Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».

Основание Рима

Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.

Похищение сабинянок

Предания гласят, что однажды в Риме были организованы военные игры на которые были приглашены соседи с семьями. В разгар игр взрослые мужчины бросились к гостям и, схватив девушку, убегали.

Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.

Развитие древнего Рима

Шли годы, десятилетия и века. Рим развивался и дал основу для самой могущественной из древних цивилизаций – Древнему Риму. Когда Древний Рим находился на пике своего могущества, его власть, культура и традиции распространились на большую часть Европы, северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. И сердцем этой государства была Италия.

Древний Рим создал основу для развития европейской цивилизации.

Благодаря нему появились некоторые уникальные архитектурные формы, римское право и многое другое. Также именно на территории Римской империи зародилось новое вероучение – христианство.

Столица Италии не один раз пережила периоды как упадка, так и возрождения. В этом Вечном городе, стоящем на семи холмах, гармонично соединились различные эпохи с их разнообразием стилей. Древность и современность, определенная свобода и религия создали многоликий образ великого города. В современном Риме руины старинных храмов, величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламой популярных фирм на бигбордах и фасадах домов, многочисленными торговыми точками с их крикливыми торговцами.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ


В основании города Рима лежит убийство. В 753 г. до н. э. Ромул и Рем, стоявшие во главе небольшой группы беглецов и отщепенцев, возвели оборонительные укрепления вокруг деревушки, которой суждено было стать столицей империи, простиравшейся от Шотландии до Сахары и даже далее. Но радость первопоселенцев вскоре была омрачена трагедией. Близнецы повздорили, и Ромул убил своего брата.

Вскоре ему пришлось решать и другие вопросы. У Ромула была лишь горстка преданных людей. Кто же составит население задуманного им города? Ответ оказался прост: все желающие. Ромул провозгласил свой город «убежищем», готовым приютить любых изгнанников и скитальцев, беглых рабов и преступников, готовых поселитьсй в нем. Рим возник как город, населенный исключительно нуждавшимися в убежище - в древнем понимании этого термина (который, впрочем, не сильно отличается от современного). Итак, с мужчинами выход был найден. Но откуда взялись женщины, без которых в новообразованном государстве не было бы ни жен, ни матерей? Здесь Ромул прибег к хитрости. Он пригласил некоторые соседние племена на языческий праздник и во время него дал сигнал своим людям схватить и увести женщин, находившихся среди гостей. Это событие, получившее название «похищение сабинянок», для многих писателей и художников последующих эпох стало образом, в котором соединились насилие, похоть и циничный политический прагматизм.

Сабиняне пошли войной на новый город. Во время битвы новые жены римлян выбежали в середину битвы, чтобы примирить враждующих и показать, что они готовы остаться у римлян. Некоторые сабиняне после этого присоединились к Риму.

Неизвестно, насколько правдивы все эти истории. Первый раз подсчитать дату основания Рима пытались древнеримские историки примерно через 500 лет спустя. Их подсчеты почти не отличаются от современных.

Архаический период в истории древнего Рима

Истории Рима во многом определили его древнейшие традиции. Считается, что Ромул создал Сенат, избрав себе в советники 100 городских старейшин, или патрициев. Затем Сенат захватил остальные шесть холмов: Капитолий, Целий, Авентин, Эсквилин, Виминал, Квиринал и жителей, живущих там, сделав их плебеями. Вот почему Рим называют "Город на семи холмах". Тогда же он представлял лишь поселение, с оградой из частоколов.

Первые цари Рима

  1. Ромул. Основатель Рима, создал Сенат
  2. Нума Помпий. Учредил ряд религиозных культов, приставил к ним жрецов, а также дал римлянам календарь.
  3. Тулл Гостилий. Создал курию – зал для заседаний Сената. Обладал воинственным характером. Уничтожил город Альба–Лонгу. Увеличил население Рима в два раза.
  4. Анк Марций. Перебросил через Тибр первый деревянный мост.
  5. Тарквиний I Древний. Первый из трех этруских царей Рима, при котором город начал процветать. Были построены храмы Юпитера, Юноны и Минервы(Зевса, Геры и Афины соответственно) – трех божественных покровителей города. Правил Тарквиний I в течении 35 лет.
  6. Сервий Туллий. Организовал большое войско. Возвел Сервиеву стену.
  7. Тарквиний Второй Гордый. Последний из Римских царей. Был свергнут в 509 г. из-за непочитания Сената. После него в Риме воцарилась республика

Реформа Сервия Туллия

Провел первую военную реформу, разрешив участвовать в битвах не только тем, кто мог купить лучшие доспехи, но и тем кто мог купить легкое воорушение. В результате произошло не только численное пополнение армии, но и расширился ассортимент войска римлян, что позволило им создать новый военный строй.

Перед войнами мужчины города собирались на Капитолийском холме (позднее – Марсово поле) для разбора в свою манипулу. Старые и опытные воины, как правило мужчины 47–60 лет становились триариями. Жители победней становились принципиями, воинами со средней броней и хорошим вооружением. Воины с худшей броней и средним вооружением назывались гастаты, и как правило, служили для изматывания противника. Воины без брони и с самым плохим вооружением назывались велиты, они сражались как правило отдельно от шахматного порядка. Так сформировался военный строй, служивший до 100 г. до н.э., когда полководец Марий провел реорганизацию армии.

Влияние этрусков

Долгое время Римом правили этруски, достигшие более высокого развития, чем латины. Под их влиянием Рим стал крупным городом, занимающем господствующее положение в долине Тибра. Но постепенно этруски перестали влиять на латинов. Наконец последний этруский царь был изгнан из Рима сенаторами. По традиции считается, что это случилось в 510 – 509 г. до н.э. и Рим стал независимой республикой, но римляне многое унаследовали от своих прежних этруских правителей.

О происхождении этрусков нам известно немногое. Возможно они пришли в Италию из Малой Азии, а затем обосновались в той области Италии, которая называется Этрутией. Их цивилизация, основанная на создании хорошо спланированных и укрепленных городов, в которых правили цари, достигла своего расцвета в период между 800 и 400 гг. до н.э. Этруски пользовались греческим алфавитом; они были умелыми ремесленниками и владели искусством обработки бронзы, железа и драгоценных металлов. Они торговали с Грецией и Ближним Востоком и обладали огромным могуществом и влиянием. В период расцвета своей цивилизации этруски контролировали земли от реки По до Неаполя.

Республика

Республика (лат. respublica, букв. – общественное дело), форма правления, при которой глава государства (консул, диктатор) избирается населением или специальной избирательной коллегией (сенатом). Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (сенату).

Куда исчезли этруски?

Кто из нас не слышал об этрусках? Таинственный народ, уже без малого три тысячелетия приковывающий пристальное внимание как исследователей, так и просто любопытных… Этруски, туски или тиррены, как называли их греки… Минули уже две тысячи лет с момента их исчезновения с исторической арены, но эта загадочная цивилизация продолжает будоражить умы людей. К сожалению, античная письменная традиция сохранила крайне мало сведений об этрусках, и даже то, что осталось, было старательно обработано в римское время официальными писателями и историками. Никаких фрагментов этрусской литературы не осталось, что даёт основание некоторым исследователям вообще сомневаться в её наличии. Специальные сочинения об этрусках, написанные в античное время, например, Веррием Флакком или императором Клавдием, были утрачены после падения Римской империи. И только археологические раскопки в XIX-XX веках позволили заглянуть в историю этого народа. Несмотря на то что об этрусках теперь изданы сотни книг и о них известно несравненно больше, чем о любом другом италийском народе дорийского времени, тайн и загадок остаётся предостаточно. Собственно территория этрусского государства, точнее, объединения государств, – это Центральная Италия: Тоскана, Умбрия, Лаций, а в период наибольшего этрусского могущества их влияние распространялось вплоть до Кампании на юге и Паданы на севере.

Предшественники римлян

Всплеск интереса к культуре и искусству загадочного народа пришёлся на XVIII–XIX века. В это время появились – пусть и несколько наивные по современным меркам – научные работы об этрусках. Начали создаваться коллекции этрусских древностей, которые впоследствии, после смерти их владельцев, разошлись по музеям всего мира, включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей. В Италии открылись первые специализированные музеи (вилла Джулия в Риме), археологические музеи в Болонье и Флоренции. В 1853 году граф Гоццадини провёл раскопки в районе Вилланова, неподалёку от Болоньи, и обнаружил гробницы с разнообразной погребальной утварью. То, что сегодня называют “культурой этрусков”, – это результат слияния раннеита–лийской культуры Вилланова, восточной (финикийской) и греческой культур.

До сих пор точно никому не известно, откуда взялись этруски в Северной Италии. И в древности между современниками этрусков об этом не существовало единого мнения. Так Геродот писал: «При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба). Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал всё более и более усиливаться, oни стали искать избавления, придумывая разные средства… Царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться, а кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и новой родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там города, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя Тирсена, который вывел их за море, тирсенами. Лидийцы же на родине были порабощены персами. Если большинство древних авторов безоговорочно приняли и даже развивали эту версию, то Дионисий Галикарнасский настаивал на местном происхождении этрусков. Он писал: Я не думаю, чтобы тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный: Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы… Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из(за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие народы. До сих пор учёные не могут прийти к единому мнению о восточном или коренном происхождении этрусков: каждая из гипотез основывается на значительном материале и имеет немало авторитетных сторонников. В ход идут не только привычные археологические методы, но и данные молекулярной биологии. Не вызывает сомнений только одно – многообразие исторических корней этрусков как народа, возможно сложившегося в результате взаимовлияния нескольких этнических групп. Где была их историческая прародина, какими путями проходили они на Апеннинский полуостров, как складывался этот загадочный, ни на кого не похожий народ? Были ли они осколком средиземноморских племён, уцелевших в битвах и пожарах индоевропейского нашествия II тысячелетия до н. э.? На эту тему было и ещё будет написано множество книг, но вряд ли кто–нибудь даст однозначный ответ. У древнейших этрусков жизнь протекала в небольших поселениях, где они занимались кузнечным делом и землепашеством. На плодородной почве всходили богатые хлеба. Постепенно выделились городские центры, вокруг которых возникали земледельческие поселения. В IX веке до н. э. быстро складывалась система политически автономных административных единиц, приблизительно соответствовавших греческому полису. Подобные города сохранились по всей Этрурии и в дальнейшем. На рубеже IX-VIII веков до н. э. греческий мир пришёл в движение. Острая нехватка земли и освоение новых торговых путей вынудили греков вверить свою судьбу кораблям и отправиться за море в поисках счастья. Одним из направлений Великой греческой колонизации стала территория Италии, или Великой Греции, как её тогда называли. В первой половине VIII века до н. э. выходцами из Эвбеи была основана колония Питекусы, а халкидцами – Кумы. В то же время возникли финикийские поселения на Сардинии и на западе Сицилии. К VI веку до н. э. территория Италии была покрыта сетью греческих торговых факторий и городов. Греки и финикийцы стремились получить доступ в первую очередь к металлам Этрурии. Туда хлынул не только поток товаров из наиболее высокоразвитых районов тогдашнего мира, но и ремесленников и торговцев, привлечённых возможностью быстрого обогащения. Всё это, несомненно, развивало экономику этрусских земель. Этруски овладели новыми техническими приёмами (например, изготовление предметов роскоши из золота и слоновой кости), узнали новые культурные растения, научились выращивать виноград и оливы. Греки принесли на территорию Италии передовую культуру, а также алфавит, который с добавлением отдельных финикийских знаков был положен в основу этрусского. Письменность этрусков к настоящему времени дешифрована, но, кроме пышных титулатур и имён правителей, пока не удалось извлечь практически никакой другой информации. По образному выражению датского археолога Аннет Ратье, этрусские надписи напоминают телефонный справочник, скучный и малоинформативный в своей монотонности. Этрусский язык не принадлежал к индоевропейской группе, более того, ему до сих пор не найдено соответствия ни в одном из известных в настоящее время древних языков. Тысячи надписей этрусков можно прочитать и произнести, но невозможно понять, о чём они… Крупнейшие города Этрурии – Тарквинии, Вульчи, Цере – располагались в морской части и имели мощные порты. На побережье, неподалёку от богатого металлами острова Эльба, были основаны города Популония и Ветулония. Во внутренней Этрурии крупнейшими центрами стали Вольсиния, Перузия и Арретий. Города окружались мощными крепостными стенами с воротами и башнями. Их соединяли дороги, позднее расширенные римлянами. Дома в основном были небольшими, выстроенными на фундаменте из вулканического туфа, с сырцовыми или тростниковыми стенами. Первоначально в большинстве городов застройка кварталов велась хаотически, без строгого плана. Впоследствии в них появилась регулярность, в центре возводились общественные здания и храмы. Этруски внесли свой вклад в общемировую архитектуру, в частности придумали атриум - внутренний открытый дворик в центре дома, который потом станет важнейшим элементом греко-римского домостроительства, прообразом испанского и латиноамериканского патио. Римляне ссылались на своих предшественников и в деле создания канализации, а также регулярной планировки городов. По-прежнему основой хозяйства оставалось земледелие. Грек Посидоний свидетельствовал, что этруски “старательно обрабатывают её (землю) и собирают богатый урожай сельскохозяйственной продукции, не только обеспечивающей их существование, но и выступающей источником чрезмерного богатства и роскоши”. Помимо зерновых культур Этрурия славилась винами, садами и огородами. Ведь этруски сооружали грандиозные водоотводные каналы и другие подземные дренажные конструкции. Земля, прежде бывшая страной болот и рассадником малярии, благодаря их трудолюбию превратилась в цветущий сад. Уже при римлянах вся система мелиорации была заброшена, а земли Тосканы вновь стали заболоченной пустыней… Римский историк Тит Ливии оставил сведения о специализации городов Этрурии. Собираясь в поход на Карфаген, Сципион Африканский Младший обратился за помощью к союзникам. “Первыми пообещали по своим возможностям помочь консулу города Этрурии: Цере – дать хлеб и всякое продовольствие для моряков: Популония – железо: Тарквинии – холст на паруса: Волатерры – корабельный лес и хлеб: Арретий – три тысячи щитов и столько же шлемов, копий, галльских дротиков, длинных копий (:всего пятьдесят тысяч предметов, каждого вида оружия поровну), а также поставить топоры, заступы, косы, корзины, ручные мельницы, сколько этого нужно для сорока военных судов; сто двадцать тысяч модиев пшеницы и дорожных денег десятникам и гребцам. Перузия, Клузий и Рузеллы пообещали корабельный сосновый лес и много хлеба. Сосны брали из общественных лесов”. Список указывает, какие области Этрурии занимались земледелием, какие славились своей металлургией или ремесленными изделиями. В Тоскане до сих пор в некоторых местах сохранились огромные терриконы шлаков из этрусских горнов. В 20–х годах XX века их использовали вторично для добычи оставшегося там металла, что, с одной стороны, говорит о гигантских масштабах этрусского производства, а с другой – о низком уровне технологии извлечения металла из руды. Стремительное развитие этрусской экономики во многом объясняется наличием колоссальных запасов металлов и искусством тех, кто его добывал и старательно обрабатывал. Среди этрусских ремесленников больших высот достигли и гончары. Они не создали шедевров, подобных древнегреческой чёрнофигурной керамики, но изготовленные ими вазы буккеро, имитирующие металлическую посуду, до сих пор удивляют чёткостью линий и изощрённостью гравировки. Их производство началось в Цере на рубеже первой-второй четверти VII века до н. э. Спрос на греческую керамику среди этрусского населения был столь велик, что археологами в гробницах Этрурии аттических расписных ваз найдено едва ли не больше, чем в самой Греции. В XVIII веке это даже ввело в заблуждение первых антикваров–этрускологов, решивших, что расписные чёрнофигурные и краснофигурные вазы – изделия местных ремесленников. Под греческим влиянием наладилось производство керамики. Так, Вульчи стал центром производства этрусско–коринфских ваз, очень популярных далеко за пределами Этрурии. Грозной силой служил флот этрусков, охранявший морские рубежи и торговые караваны, со всего Средиземноморья стекавшиеся в этрусские порты. Этот флот наряду с карфагенским хозяйничал в Западном Средиземноморье и наносил ощутимые удары грекам. Так, в 535 году до н. э. греки были изгнаны с Корсики после поражения в морской битве при Алалии с объединёнными силами этрусско-карфагенского флота. Знамениты были и тирренские пираты. В одном из гомеровских гимнов сохранилась легенда о том, как пираты, “мужи тирренские”, некогда захватили в плен самого бога Диониса, разумеется не подозревая о том, какой грозный пленник им достался и на что обрекает их собственная жестокость и жадность:

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели. Вмиг протянулись, за самый высокий цеплялся парус, Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли… Внезапно во льва превратился их пленник…

Лев–Дионис растерзал капитана судна, а всех пиратов превратил в дельфинов. Впрочем, для той эпохи пиратство было обычным явлением, и границы между ним и торговлей весьма условны. Подобное же греческое негативное восприятие этрусского флота может выглядеть как попытка очернить одного из основных соперников на морских просторах. Морское могущество этрусков окончилось в 474 году до н. э. после проигранного сражения под Кумами. Победитель битвы – сиракузский тиран Гиерон перекрыл морские пути в этрусские города Кампании, обрекая последние на поражение в борьбе с местными племенами самнитов. Этрурия никогда не была единым государством. Существовала федерация двенадцати городов, каждый из которых проводил свою собственную политику. Объединяло этрусков только религиозное учение. Раз в год в Вольсинии в святилище Вольтумны сходилось народное собрание федерации, на котором решались основные вопросы межгосударственных отношений и выбирался глава всего этрусского союза. Впрочем, должность эта была скорее номинальной и сводилась лишь к определённому набору культовых действий и церемоний. Каждый город в период восточных влияний управлялся царём (пожизненным, но не наследственным владыкой), позднее – правителем наподобие греческих тиранов. В последние годы Этрурии власть принадлежала магистратам, избираемым из представителей наиболее знатных родов. В этрусских надписях сохранилось множество упоминаний различных должностей, роль которых в государственной иерархии пока не установлена. Федеративные связи между городами были слабыми, интересы отдельного города всегда превалировали над общими, что в конечном счёте и погубило страну. Из записок Тита Ливия известно, что первые три царя, правившие Римом, принадлежали к этрусской династии. Это было знаковым событием, на многие века определившим отношения между Этрурией и Римом, тогда ещё маленьким городком, не мечтавшим о мировом господстве и славе. Согласно этрусским преданиям, вступлению на престол основателя династии Тарквиния предшествовало знамение. «Доезжают они волею случая до Яникула, а там орёл плавно, на распростёртых крыльях спускается к Лукумону [на самом деле это не имя собственное, а по-этрусски - „правитель", „господин"], восседающему с женою на колеснице, и уносит его шапку, чтобы, покружив с громким клёкотом, вновь возложить её на голову, будто исполняя поручение божества... Въехали они в город и, обзаведясь там домом, назвались именем Луция Тарквиния Древнего». Позднее народ «с великим единодушием избрал его на царство». Поразительно, но шестьсот лет спустя орёл также возвестил о воцарении в Риме Октавиана Августа. Согласно сообщению Светония, “…когда он (Октавиан) завтракал в роще на четвёртой миле по кампанской дороге, орёл неожиданно выхватил у него из рук хлеб, взлетел в вышину и вдруг, плавно снизившись, снова отдал ему хлеб”. Не вызывает сомнений, что подобное совпадение знамений было не случайным и обеспечивало легитимность власти Октавиана.

Представители этрусской династии: Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, правившие, согласно Титу Ливию, сорок четыре года, превратили Рим, до того напоминавший скорее группу деревень, в настоящий город, обнесённый мощной оборонительной стеной. При них началось покорение этрусками земель в Лации и Кампании. Именно к этому времени восходит появление символов царской власти, которые будут впоследствии увековечены римлянами, в частности: ликторы, сопровождающие царя–полководца и несущие на плечах фасции (розги и топорик) или трон (курульное кресло). Свержение этрусской династии в Риме, описанное Титом Ливией как месть за поруганную честь римской матроны Лукреции, было, по всей видимости, результатом победы над этрусками объединения городов Лация. Тем не менее имена первых римских консулов свидетельствуют о сохранявшемся влиянии этрусков на политику молодой Римской республики. Начиная с середины VIII века до н. э. в Этрурии наряду с рядовыми погребениями появились роскошные гробницы, заполненные драгоценными приношениями, среди которых преобладали дорогие заморские предметы. Аристократия того времени богатела не только за счёт землевладений, но и благодаря контролю над торговыми путями, а также разработке рудников и развитию металлургии. Всё этрусское общество разделилось надвое: с одной стороны имущественной пропасти были властители городов с многочисленной челядью, а с другой – всё остальное население, своим трудом содержавшее первых. Этрусская культура, какой она видится сейчас, – это культура именно элиты, аристократии, а отнюдь не простых земледельцев. Поэтому Этрурия часто кажется своеобразным элитарным жреческо–аристократическим обществом. Сама картина божественного устройства мира и правила поведения людей были доведены богами до этрусков устами демона Тагеса, который появился из земли во время пахоты неподалёку от Тарквинии. Пропев лукумонам волю богов, Тагес исчез. Интересно, что пахарь Тархон провёл своим плугом борозду несколько глубже положенного, а в словах Тагеса было очень много сказано о природных богатствах и бережном их использовании. Большинство этрусских богов отождествляются с греческими, а позднее – с римскими божествами. Так, во главе пантеона стояли Тиния (Зевс, Юпитер), его жена – Уни (Гера, Юнона), дочь Менрва (Афина, Минерва). Прочие божества тоже были заимствованы у греков. Широкой популярностью под именем Херкле пользовался герой Геракл, который, по некоторым поверьям, был сыном Уни (на медных зеркалах есть изображения, как она кормит его грудью). Подвиги Херкле – распространённый сюжет памятников искусства Этрурии. Привычен был и образ Медузы в виде женской головы с извивающимися вокруг змеями. Римский философ Сенека писал: “В отличие от этрусков… мы думаем, что молния образуется в результате столкновения туч, в то время как они утверждают, что тучи сталкиваются для того, чтобы из них появилась молния. Таким образом, приписывая всему божественное начало, они уверены, что явления имеют смысл не потому, что они случаются, а случаются они потому, что являются носителями смысла”. Этруски верили в существование у человека души, местом нахождения которой служила… печень. О судьбе души человека после завершения земной жизни рассказывается в росписях на стенах погребальных сооружений. Культы отправлялись в храмах, которые почти не сохранились. Тем не менее благодаря описаниям римского архитектора Витрувия известно, что они имели почти квадратную форму, ориентировались по сторонам света и состояли из нескольких помещений (целл), где располагались статуи богов. Храм был окружён портиком с двумя или тремя рядами колонн. При раскопках многих святилищ этрусков были обнаружены различные вотивные приношения, посредством которых люди стремились задобрить богов. Это миниатюрные изображения различных частей человеческого тела, модели построек и многое другое, что чаще всего вылепляли из глины. Бронзовые зеркала служили этрускам не только в качестве бытовой вещи, но и как инструмент для связи с потусторонним миром, поэтому данному на первый взгляд заурядному предмету туалета этрусками придавалось столь большое значение. Не случайно оборотная сторона этрусских зеркал покрыта гравировками с различными изображениями. Этрурия периода расцвета предстаёт страной пиров, удовольствий и развлечений. Разумеется, подобный образ жизни был доступен лишь представителям аристократических родов. На фресках из Тарквиний изображены пирующие мужчины и женщины, которым прислуживают многочисленные слуги, их развлекают флейтисты и танцовщицы. Возмущённые греки устами Посидония осуждали “жирных тирренов”: “Два раза в день этруски садились за богато накрытый стол, уставленный всем, что связано с роскошным образом жизни: они накрывали свои ложа вышитыми покрывалами, выставляли много серебряной посуды, а прислуживало им значительное количество слуг”. Представляется, что греки и римляне не всегда обоснованно упрекали этрусков в разврате, изнеженности и роскоши. Это была своего рода характерная черта эпохи, равно распространённая повсюду: греческие симпосии, в которых участвовало множество греков–мужчин, окружённых музыкантами и гетерами, где вино лилось рекой; гастрономические излишества римлян за столом, ставшие нарицательными благодаря описанию Петрония Статора пира у Тримальхиона; императорские застолья, о которых поведал Светоний… Положение женщины в этрусском обществе было необычайно высоким. В Древней Греции (за исключением острова Крит), а потом до определённого времени и в Риме запертая на своей половине дома – гинекее – женщина была обречена лишь на домашнюю работу и уход за детьми. Ни о каких развлечениях, а уж тем более о встречах с посторонними мужчинами и речи быть не могло. У этрусков всё было совсем наоборот. Росписи гробниц Тарквиний и фигурки на крышках погребальных урн свидетельствуют, что во время пира женщина возлежала на ложе рядом с мужем. Женские погребения были не беднее мужских и хранили множество драгоценностей. Наследование в родах осуществлялось по материнской линии, а все этрусские женщины носили и имя, и фамилию. Роль женщины в сакральной сфере также была значительной. Даже Тарквиний Древний никогда не получил бы власть над Римом, если бы не его умная и связанная с богами жена. А последний царь из этрусской династии из-за женщины потерял трон... Свободное положение “слабого пола” у этрусков вызывало неудовольствие и постоянные нападки греков и римлян. Феопомп ещё в IV веке до н. э. писал: “Говорят, что женщин этруски содержат вместе; что они чрезмерно заботятся о своём теле; что они часто появляются перед мужчинами обнажёнными… Этруски воспитывают всех своих детей, даже не зная, кто их настоящий отец”. Традиционно отрицательное отношение греков к этрускам было перенято и римлянами, чей гнев, впрочем, мог быть обусловлен желанием подобной пропагандой максимально унизить своего некогда грозного противника. Так, Плавт в одной из своих комедий утверждал, что этрусские девушки зарабатывали своё приданое проституцией. Иные римские авторы, например Тит Ливии, напротив, сохранили упоминания о высокой нравственности этрусских женщин и об их общественном авторитете. Среди учёных до сих пор нет единства и по поводу этрусского искусства. Часть специалистов начисто отказывают последнему в оригинальности, называя его лишь жалким подобием греческого. Другие же, напротив, говорят о самобытности этрусского искусства и даже обычно ставят его в один ряд с великим прототипом. Истина лежит между этими двумя крайними точками зрения.

После потери былого могущества к концу V века до н. э. в этрусском обществе произошли необратимые изменения, что нашло отражение в сюжетах росписи в гробницах. Вместо картин прежних беззаботных пиров и развлечений их стены украшали изображениями страшных чудовищ из загробного мира, которые всем своим обликом напоминали о бренности бытия и неизбежности смерти. Перевозчик душ через подземную реку Стикс Харон из греческой мифологии превратился в Этрурии в страшного демона смерти Харуна, прерывавшего жизненную нить людей и увлекавшего с собой души умерших. Наступил общий экономический и политический упадок, идея о неизбежном конце Этрурии буквально витала в воздухе. После изгнания династии Тарквиниев из Рима этот город стал оплотом врагов дряхлеющей Этрурии. Галлы прошли огнём и мечом по всей Северной Италии, а около 387 года до н. э. заняли и Рим. Многие этрусские города Паданы были захвачены кельтами. Преследовавшие этрусков военные неудачи на юге Италии привели к потере богатых городов Кампании. Постоянные усобицы не позволили городам выступить единым фронтом против врагов, что в конечном итоге и привело Этрурию к гибели и полному поглощению Римом. Первый этрусский город Вейи был захвачен римлянами в 396 году до н. э., последний – Пере – в 273 году до н. э. Борьба с Римом не прекращалась ещё без малого триста лет, но силы противников были не равны. На месте этрусских городов основывались римские колонии, а сами этруски вместе со всем населением Италии к 88 году до н. э. добились права римского гражданства и были поглощены многочисленным населением Апеннинского полуострова.

Словно по мановению волшебной палочки на рубеже новой эры этруски не просто сошли с исторической арены, но буквально растворились среди населения Италии; этрусский язык забыт, письменность утрачена. Невольно на ум приходит учение этрусков о Вселенной и, в частности, о судьбе своего народа. Согласно этому учению, их народу предстояло исчезнуть через девять веков, под которыми подразумевались временные отрезки различной продолжительности. В мифологическом представлении этрусков девять веков – это путь от рождения цивилизации до её гибели. Самое поразительное в том, что данное учение довольно точно накладывается на реальную хронологию. Так, первые четыре века – время расцвета этрусской цивилизации длятся с 968 по 568 год до н. э., по сто лет каждый. Следующий же век уже протянулся 123 года и характеризуется потерей влияния Этрурии. Шестой (445-326 гг. до н. э.) и седьмой (326-207 гг. до н. э.) века сопровождались политическими и природными катастрофами. До времени окончательной гибели Этрурии остаётся немногим более двухсот лет, то есть как раз два века… Вот что пишет известный российский специалист Евгений Васильевич Мавлеев о гибели этрусской цивилизации… “скорее всего, это явление культурного, идеологического порядка. По своей структуре этрусская культура была элитарной, она охватывала самый верхний стой общества; с его исчезновением прекращалось действие и воспроизводство культуры, но жизнь не замирала. Так что люди могли лечь спать в одной нсторической эпохе, а проснуться в другой и не удивиться этому, потому что накануне их предупредили. Несмотря на экстравагантность нарисованной картины, тепер мы хорошо понимаем, что именно так могло быть в случае с этрусками. Иная говоря, они ушли в никуда, а жизнь пошла дальше, но уже без них. потому что правила игры изменились, и им в ней не было места. Миром уже правил Рим.” Римский поэт Проперций в конце I века до н. э. выразился короче;

Древние Вейи, в те дни и вы называлися царством. Гордо на форуме там трон золочёный стоял. Ныне поёт среди стен лишь унылая дудка пастушья. Зреют на ваших костях в поле широком хлеба.

Гладиаторы этрусков

Именно этрускам обязаны римляне появлению гладиаторских игр, превратившихся у них со времён империи в любимое зрелище. Кровавые представления возникли из погребальных игр и были особой формой человеческих жертвоприношений, когда у погребального костра в честь воина пленные противники должны были насмерть биться друг с другом. Традиция подобного кровопролития восходит к древним временам. Если на Троянской войне, на похоронах Патрокла Ахилл убивает двенадцать троянских юношей в память о погибшем, то теперь побеждённые должны сами искать свою смерть в поединках друг с другом. На этрусских погребальных урнах изображены сражающиеся галлы и фракийцы, впоследствии не раз вступавшие в последний бой на аренах римских амфитеатров. Настенные росписи VI века до н. э. из Тарквиний запечатлели картину травли дикими животными людей, которые потом точно также будут умирать на потеху римской публике. На стене усыпальницы Авгуров в Тарквиниях сохранилась фреска с драматической сценой: человек по имени Ферсу (вероятно, от его имени произошло слово “персона”, означающее в этрусском и латинском языках “персонаж в маске”) науськивает свою собаку на вооружённого палицей противника, на голову которого наброшен мешок, а рука и ноги опутаны верёвкой. Ужасные традиции сохранялись на протяжении веков: у римлян убитых гладиаторов убирал с арены специально переодетый раб в одежде этрусского бога мёртвых Харуна, а римский термин “ланиста” (то есть “организатор игр”), по мнению ряда исследователей, заимствован из этрусского языка, где он имел второе значение – “палач”.



В центральной части Апеннинского полуострова на живописных берегах реки Тибр расположился один из красивейших городов мира, знаменитый «Вечный город» и жемчужина некогда легендарной Римской империи – Рим. Сегодня этот прекрасный город с богатейшей историей и обилием исторических памятников различных эпох является столицей Италии, а также крупный культурный, экономический и политический центр Европы. В самом сердце Рима на Ватиканском холме находится и крошечный католический город-государство Ватикан - резиденция высшего духовного руководства Римско-Католической Церкви и одно из самых влиятельных государств мира.

История этого древнего города насчитывает более 2700 тыс. лет и это один из старейших непрерывно населенных городов Европы. И хотя историки по сей день спорят о точной дате основания Рима, официальная версия гласит, что город был основан 21 апреля 753 года до н.э., а история его основания тесно переплетается с давней легендой о двух братьях – Ромуле и Реме. Считается, что именно Ромул, убив своего брата, заложил на холме Палантин древний город, дав тому свое имя. Ромул же и стал первым правителем так называемого Римского царства. Именно здесь еще в 8-м веке до н.э. и зародилось знаменитое Римское право, просуществовавшее около 1500 лет и ставшее прообразом правовых систем многих современных государств.

В последующие века неоднократно менялись и совершенствовались формы правления, отражая социальные и политические аспекты древнеримского общества, а в результате многочисленных военных действий существенно расширялись границы… На смену Римскому царству уже в 509 году до н.э. пришла Римская республика (509-27 гг. до н.э.), а затем и могущественная Римская империя, ставшая одним из самых влиятельных государств своего времени, пик расцвета которого пришелся на 2-й век н.э.

Дальнейшая история Римской империи не оригинальна. Из-за нестабильности и постоянных внутренних раздоров когда-то единая и сильная держава долгое время фактически находилась на грани распада. Постепенно терял свое влияние на политическом и экономическом олимпе и Рим. В 330 году столица империи и вовсе была перенесена императором Константином I в Византий, более известный как Константинополь (современный Стамбул), Рим же впоследствии неоднократно подвергался нападениям и грабежам.

Во второй половине 8-го века Рим стал центром Папской области (теократическое Папское государство). Так в истории древнего города начинается новая и не менее захватывающая эпоха. К концу же 15-го – началу 16-го века Рим становится одним из главных центров Итальянского возрождения, ярчайшие представители которого (Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли и т.д.) оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие европейской культуры и искусства. В статусе столицы Папской области Рим просуществовал вплоть до 1870 года (за исключением нескольких коротких периодов), после чего вошел в состав Королевства Италия, а после 1946 года стал столицей современной Итальянской республики.

Сегодня Рим – одно из самых популярных туристических направлений в Европе. Его исторический центр, сохранивший до наших дней невероятное количество исторических и архитектурных памятников, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно сотни тысяч туристов со всех уголков мира приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть знаменитые Римский форум и Колизей, Пантеон и Форум Траяна, потрясающей красоты римские фонтаны, святыни Ватикана (Собор Святого Петра, Сикстинскую капеллу, фантастические музеи, дворцы и папские сады), а также многое другое.