Как обрабатывают янтарь. Знакомство с янтарем. Мастер-класс украшений из янтаря Поделки из мелкого янтаря своими руками

Посмотрите на фотографию ниже - не правда ли прекрасные украшения? А ведь это поделки сделанные своими руками из эпоксидной смолы!

Если у вас есть час другой времени, то вы легко можете сделать , это может быть янтарная брошь, кулон или браслет из самодельного янтаря, при этом, самодельный янтарь по внешнему виду совершенно не отличается от природного.

Для изготовления самодельного янтаря понадобятся следующие материалы: эпоксидная смола с отвердитем (ее можно купить в хозяйственных магазинах или стройрынках, лучше брать импортную, отечественная бывает препоганого качества и полностью не затвердевает), так же понадобиться органическое стекло для изготовления формы (толщина 1,5-2 мм), глицерина, мелкая наждачная бумага и паста ГОИ для шлифовки изделия.

Для начала необходимо сделать форму. Для этого нагреваем металлический предмет подходящей формы и выдавливаем в оргстекле форму. Для кулонов прекрасно подходит металлическая ложка в качестве исходного предмета.

Когда наша форма из оргстекла и затвердеет, тосмазываем форму изнутри глицерином. Это нужно для того, что бы эпоксидка не приклеелась к самой форме.

Теперь готовим наш искуственный янтарь, для этого смолу тщательно перемешиваем с отвердителем (9:1 по объему, на емкостях есть уже метки, на смоле большие, на отвердителе мелкие - наливаем в ненужную емкость по одной метке, это как раз и будет нужная пропорция) и заливаем готовую эпоксидку в нашу форму.

Затем капаем в нее пару или тройку капель капли воды и тонкой папочкой круговыми движениями слегка размешиваем, это дает тот самый визуальный эффект янтаря, этот рисунок неповторим для каждого камня, так что не стараемся повторять движения а экспериментируем!

Можно сделать более редкий вид янтаря - "янтарь с насекомым", для этого заливаем немного смолы на дно формы и даем ей слегка затвердеть, затем укладываем насекомое, травинку или любой другой декорирующий элемент. И заполняем остатками эпоскисдки до краев.
Воду в этом случае в наш самодельный янтарь не добавляем.

Можно поиграться с коллерами - добавлять по 1-2 капли красок, что бы получать различные оттенки.

Теперь остается дать эпоксидной смоле затвердеть, это происходит в течении 24 часов.

Меры предосторожности: пары эпоскидной смолы вредны для здоровья, поэтому работать с ней необходимо в проветриваемом помещении, например на балконе. Что бы смола не прилипала к рукам - используйте тонкие резиновые перчатки.

После того, как смола окончательно затвердеет, вынимаем наше самодельное янтарное украшение из формы, зачищаем его мелкой наждачной бумагой и полируем с помощью пасты ГОИ.

Для полировки можно использовать суконную тряпочку на которую наносим слой пасты или небольшой, но мощный (160 ватт) китайский дремель за 450 рублей - купить его можно через paypal

Идея изготовления картин из кусочков янтаря методом высыпки возникла в Ровенской области (Украина). Ранее подобная технология производства высокохудожественных полотен из натурального янтаря не использовалась, поэтому методику высыпки можно назвать уникальной.


Производство картин из янтаря — это кропотливый творческий процесс, который требует от мастера большого труда, опыта и внимания. Выбор материала подходящего качества, обработка янтаря, а также технология крепления постоянно совершенствуется.


Янтарь — сырец — материал для создания картин

Янтарь для картин

Для создания картин используется все многообразие оттенков натурального янтаря — сырца различных размеров и фракций. При этом мастера подбирают сырье различного калибра — мелкого, среднего или крупного.

Для получение нужного оттенка янтарь нагревают до определенной температуры. Именно поэтому художники используют исключительно камни чистых цветов, лишенные примесей и инклюзов, приобретенных минералом в процессе .


В своей работе мастера применяют до 12 оттенков накаленной крупицы, что позволяет создавать плавные переходы цвета от одного к другому. Подобная технология позволяет создавать высококачественные объемные изображения.

Среди наиболее востребованных оттеночных вариантов янтаря можно назвать следующие:

  • Молочный
  • Желтый
  • Лимонный
  • Оранжевый
  • Охристые тона
  • Коричневый
  • Шоколадный
  • Вишневый

Эскиз картины из янтаря

В процессе изготовления картины из янтаря важнейшей составляющей является подготовленный эскиз, на основе которого создается полотно. Эскиз представляет собой не просто окрашенный фон, а полноценный рисунок, на который в дальнейшем методом высыпки и будет нанесено изображение из янтарной крошки.


При этом очень важным является то, чтобы вся поверхность полотна была целиком покрыта янтарем . Если сквозь янтарную крошку просвечиваются участки фона, не заполненные камнем, то изображение считается некачественным.

Кроме того, мастера аккуратно и очень внимательно подбирают оттеночные варианты природного янтаря под цвет исходного изображения.

Следует отметить, что при изготовлении картин из янтаря художники не используют слишком темные и землисто — серые оттенки камня, чтобы полученное изображение не было слишком тусклым и мрачным. Напротив, картины из всегда получаются светлыми, яркими и искрящимися, под стать исходному материалу — солнечному камню.

Основанием полотна является лист обыкновенного ДВП, который по своим характеристикам вполне соответствует требованиям технологии. ДВП — это достаточно прочный, недорогой и легкий материал, который имеет идеально гладкую лицевую поверхность для наклеивания эскиза.

Кстати, небольшой вес листов ДВП является дополнительным преимуществом, потому что после нанесения янтарной крошки и камней различного размера картина становится значительно тяжелее. Поэтому использование ДВП в качестве основы является вполне оправданным.


Этапы создания картины из янтаря

На первый взгляд технология изготовления живописных полотен из натурального янтаря может показаться простой и доступной, но это весьма обманчивое впечатление. Для создания по — настоящему красивых и качественных картин мастер должен обладать развитыми художественными способностями и иметь опыт работы с янтарем.

Процесс изготовления картины из янтаря проходит в несколько этапов, среди которых можно назвать следующие:

  • Изготовление основы — происходит подготовка листа ДВП нужного размера, на который наклеивается заранее выбранный эскиз будущей картины. Следует отметить, что эскиз должен быть зафиксирован на основе очень ровно и аккуратно, чтобы в результате получилось идеально гладкое покрытие.

Эскиз будущей картины наклеивается на основу — лист ДВП.
  • Нанесение рисунка — мастер наносит на эскиз изображение методом высыпки янтарной крошкой. При этом выбираются оттенки природного янтаря, которые максимально соответствуют цветовой гамме эскиза. Это достаточно сложная и кропотливая работа, которую опытные мастера выполняют особенно тщательно и аккуратно.

Главная часть процесса создания картины — высыпка янтарной крошкой.
  • Сушка картины — после нанесения янтарного рисунка методом высыпки изделие проходит процедуру высушивания в специальной печи при строго определенной температуре, которая позволяет несколько размягчить мельчайшие крупинки янтарной крошки и прочно прикрепить их к основе картины.

  • Выкладывание рисунка — на данном этапе мастер наносит на подсохший фон кусочки янтаря различных размеров и фиксирует их с помощью . Это очень тонкая, практически ювелирная работа. Художник берет камешки пинцетом, а для нанесения клея пользуется кисточкой. При этом также важно соблюдать плавность переходов цветовой гаммы янтаря, поэтому мастер должен уметь внимательно подбирать нужные оттеночные варианты камня.

  • Покрытие лаком — на заключительном этапе изготовления картины из янтаря полотно покрывается двумя слоями лака с промежуточной сушкой. Лаковое покрытие помогает защитить янтарь от механических повреждений и действия кислорода, а также значительно продлевает срок службы изделия. К тому же, после нанесения лака натуральный янтарь приобретает более насыщенный и яркий оттенок, благодаря чему картина смотрится эффектнее.


  • Рама для картины — на последнем этапе работы картину из янтаря вкладывают в подходящую рамку из или пластиковый декоративных багет. Вариантов обрамления может быть множество. Это зависит как от вкусовых предпочтений самого мастера, так и от пожеланий заказчика, а также от общепринятых правил.

Например, янтарные картины с изображением человека, картин живой природы, животных, птиц и цветов традиционно вкладывают в деревянные рамы. А вот обрамляют роскошным багетом с позолотой.


  • Оформление тыльной стороны обратную сторону картины зашивают натуральной мешковиной. Она помогает предохранить ДВП от проникновения лишней влаги и таким образом способствует продлению срока службы изделия.

Как отличить подделку

Для создания высококачественной картины из янтаря всегда используются крупицы разных размеров, а также отдельные камни, как бы утопающие в янтарных крошках подходящего размера.

При этом в продаже зачастую можно встретить абсолютно гладкие картины из янтаря. Это говорит о том. что для их изготовления применяется однородная янтарная пыль.

Подобные изделия изготовлены по другой, более простой технологии, поэтому их стоимость всегда несколько ниже. Однако они имеют ограниченный срок службы, и специалисты не рекомендуют приобретать такие картины.

Чтобы отличить подделку от качественной янтарной картины, необходимо просто прикоснуться к изображению или провести по нему ладонью. На сделанных по всем правилам картинах янтарная крошка никогда не осыпается даже при значительном механическом воздействии и крупинки янтаря не остаются на руках. Этому способствует защитный слой лака, который наносится на изделие на заключительном этапе.


Обработка янтаря обычно включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку . Прежде чем браться за обработку камня, внимательно изучите его. В первую очередь следует выбрать прозрачные камни. Чтобы посмотреть, как материал будет смотреться в готовой работе, спилите с двух сторон камня тонкие ломтики. Отшлифовав их шкуркой, внимательно посмотрите на просвет. Прозрачные камни более гладкие, а мутные - с более волнистой фактурой. Определившись с тем, на что пойдёт янтарь, можно приступать к обработке.


Необработанный янтарь

Янтарь - материал не капризный, его легко можно обработать в домашних условиях без применения профессиональных инструментов. Плотность янтаря настолько мала, что он не тонет в морской воде. Благодаря низкой плотности, янтарь очень прост в обработке.
Первичная обработка

Первый этап обработки - обдирка.


Этот процесс производится посредством крупной шкурки, электроточила или обычного напильника. В результате выветривания на поверхности янтаря образуется корка-патина, её-то и требуется снять перед тем, как продолжить работать с камнем в домашних условиях. Начинайте этот процесс с прозрачной стороны. Янтарную пыль, образующуюся в процессе, не стоит бездумно выбрасывать, когда её наберётся достаточное количество, можно изготовить лак.


Цвет янтаря бывает от зеленого до чёрного

Заготовке необходимо придать форму, которую вы задумали. Этот этап называется формовкой янтаря. С помощью всё тех же инструментов придайте камню необходимую форму или силуэт, если это будущая фигурка.

Мастер-класс создания картины из янтарной крошки. Изложенный материал требует минимального живописного мастерства, предельной аккуратности. Материалы: темперные краски, натуральный янтарь, клей ПВА.

Подготовка.

Основа будущей картины необычная - ровный полуторасантиметровый срез ствола березы. Изобразим на нем пейзаж, и, конечно, березу. Чтобы картинка получилась "в гамме", создадим атмосферу заката.

Основу шлифуем наждачкой, намечаем контурный рисунок композиции. Рисунок возможно сделать как до проклейки, так и после. Это не принципиально. Поскольку не преследуется цели сотворения произведения высокого искусства, сюжет возьмем с фотографий и "синтезируем" его на доске.

Проклейка простейшая: слабый раствор клея ПВА с водой.

Иллюстрация показывает срез с нанесенным на него карандашным контурным рисунком без "крутых" геометрических построений. Нам важны две вещи: выдержать определенный ритм и передать характерные особенности березы. Обратите внимание, что нарисовав "какое-то" мифическое растение и раскрасив его белой краской, вы не передаете характер березы. Как нарисовать ствол березы? Выйдите на улицу и рассмотрите живое дерево, дабы выявить визуально его характерные черты: ствол обычно прямой и имеет форму сильно вытянутого конуса; ветви сначала идут вверх, а потом плавно изгибаются вниз, как натянутый лук.

Живопись

Делая подмалевок, старайтесь придать ему живописность. Постарайтесь вложить в миниатюру максимум цвета.

Краски используем темперные клеевые или масляные. Акварель и гуашь не подойдут, потому что золотой янтарь будем клеить на ПВА. Водные краски могут потечь, кроме того случайные брызги клея оставляют на них пятна.

Первый подмалевок делаем жидко и быстро. Нет смысла замазывать участки густой краской. Первый слой дерево "втянет" и цвет поблекнет. Лучше подождать, пока подмалевок просохнет и образует клеевую пленку. По ней, пройдя краской еще раз, можно усилить цвет там, где требуется.

Первоначально нас интересуют небо и вода. Остальным деталям уделять внимание будем меньше. Их покроет янтарь, потому просто закрасим их живописно.

Вплотную работаем с небом и речкой. Намечаем облака, отражения в зеркале воды, ствол березы, все более углубляясь в детали. Лиственную крону обозначим "пятнами". Это придаст естественному цвету янтаря дополнительные переливы оттенков.

Живопись продолжаем вплоть до готовности, не трогая дерева и земли. Лишь в самом конце детально пропишем ствол березы, ветви, наметим траву на земле и пока на деталях остановимся. Вернемся к ним в самый последний момент, когда янтарная крошка окажется на своем месте.

Картина довольно маленькая, следовательно, янтарная крошка нужна как можно меньшего размера. В крайнем случае кусочки допустимо наколоть кусачками.

Клеится янтарь локально. Клеем не нужно перемазывать всю работу и посыпать ее крошкой сверху. Пользуйтесь клеем только там, где в данный момент собираетесь укладывать камешки. Естественно, старайтесь соблюдать композицию.

Не экономьте. Кладите крошки столько, сколько потребуется, но не переборщите. Крупные кусочки укладывайте сразу там, где намечаются большие участки лиственной массы. По краям получится рваный контур, а между крупными янтаринами пробелы. Эти "недостатки" заполните крошкой меньшего размера. Хорошо также "мелочью" пройтись по контуру лиственных масс. В нескольких местах обозначьте отдельно висящие листочки.

Не бойтесь заляпать янтарь клеем и не пугайтесь угловатых неопрятных очертаний. Заключительным этапом вы покроете работу лаком. Лак нивелирует все недостатки, придаст драгоценный блеск.

Пытаться клеить камни за один раз не стоит. Лучше, набросав основные композиционные участки, оставить картину до завтра, чтобы оценить "свежим" взглядом.

Когда заметите, что янтаря достаточно, остановитесь и оцените картину в целом. Возможно некоторые детали необходимо доработать, дополнительно подкрасить, малость прописать облака, добавить объема дереву, несколько тончайших веточек.

Выше фотография готовой картины из янтаря после лакировки. Дополнительная отделка не требуется, рамка тоже. Их функцию будет выполнять живописная кора.

В данном мастер-классе мы будем имитировать настоящий янтарь с насекомыми внутри. Вариантов использования готового изделия – множество. В данном случае он был декором ручки трости. С таким же успехом из заготовки можно сделать другие поделки и сувениры.

Материалы

Чтобы своими руками имитировать янтарь подготовьте:

  • куски фанеры;
  • состав для полиэфирной смолы;
  • краситель для придания янтарного оттенка;
  • блок МДФ;
  • состав для приготовления силикона;
  • скотч;
  • засушенное насекомое;
  • пищевую пленку;
  • наждачную бумагу;
  • токарный станок;
  • пилу;
  • острые инструменты для придания формы изделию;
  • защитные перчатки.

Шаг 1 . Вначале вам нужно будет сделать форму для отливки заготовок. Для этого возьмите блок МДФ подходящего вам по задумке размера.

Шаг 2 . Из остатков пиломатериалов или фанеры сделайте короб. Стенки его крепите между собой скотчем и следите, чтобы между ними не было просветов.

Шаг 3 . Внутрь полученного короба оправьте кусок МДФ. Приклейте его для надежной фиксации. Если вы хотите, чтобы форма получилась идеально гладкой, оберните МДФ пищевой пленкой. Так силикон точно не пристанет к дереву.

Шаг 4 . Разведите силикон в соответствии с инструкцией производителя. Залейте его в короб. Оставьте все до полного высыхания силикона. Времени на это понадобится порядка 24 часов.

Шаг 5 . С помощью воды и мерного стакана измеряйте объем вашей формы, чтобы понимать, сколько полиэфирной смолы для изготовления одного изделия вам понадобится.

Шаг 6 . Разведите полиэфирную смолу в соответствии с инструкцией производителя. Не забудьте добавить краситель для получения янтарного оттенка.

Шаг 7 . Полученный объем смолы разделите на две части. Первую залейте в форму. Заливайте аккуратно, не взбалтывая, чтобы не образовывались пузырьки. При работе с эпоксидной смолой от них можно избавиться с помощью горелки, но полиэфирная при этой же попытке просто загорится.

Шаг 8 . Дав смоле в форме постоять в течение 30 – 60 минут, чтобы она загустела, отправьте к ней выбранное высушенное насекомое. В данном случае это был большого размера комар. Чтобы он остался целым, его словили живым, поместили в банку с ваткой, смоченной в растворителе, и подождали, пока он замрет окончательно.

Шаг 9 . Залейте второй слой смолы. Оставьте все до полного высыхания заготовки.

Шаг 10 . Теперь заготовке нужно придать форму. Вы можете сделать это вручную. В данном случае использовался токарный станок. В любом варианте работ инструменты для обрезки и подгонки заготовки по форме должны быть очень острыми. Полиэфирная смола в этом плане материал капризный и хрупкий.