Как построить гараж из осб своими руками. Самостоятельное строительство каркасного гаража. Стены гаража – как их собрать

Любой мужчина вполне может возвести каркасный гараж своим руками, чтобы обеспечить свой автомобиль недорогим и надежным в эксплуатации «домом». Строительство такого сооружения требует минимум времени и финансовых средств.

Любой «автодомик» в наши дни должен отвечать ряду требований. Современные автомобилисты хотят, чтобы место для хранения их транспортного средства:

  • строилось максимально быстро и с наименьшими затратами денег;
  • качественно защищало машину от внешних воздействий;
  • отличалось несложной конструкцией и простотой регулярного обслуживания;
  • обеспечивало требуемый тепловой режим и при этом бы не требовало чрезмерных затрат на обогрев.

Место для хранения транспортного средства

Всем этим запросам отвечают каркасные гаражи, ставшие в последние годы очень популярными среди владельцев транспортных средств. Такие строения могут сооружаться по каркасно-щитовой технологии, из металлопрофиля и из деревянного бруса. Чаще всего отечественные автолюбители останавливают свой выбор на конструкциях из натуральной древесины и металлического профиля. Гаражи из бруса характеризуются оптимальной паропроницаемостью, отличным теплосбережением, уникальной экологичностью и замечательным внешним видом. Такие объекты великолепно вписываются в любые ландшафты в городской застройке либо на загородном участке.

Постройки для машины из металлопрофиля также востребованы владельцами авто. Они имеют высокую прочность, быстро монтируются, могут эксплуатироваться без дополнительного обслуживания много лет. А вот строительство каркасно-щитовых конструкций обычно выполняется тогда, когда человеку нужен дешевый «автодомик», который будет эксплуатироваться не очень долго. Впоследствии на месте такого дешевого гаража можно возвести более качественную и прочную каркасную постройку.

Перво-наперво вам требуется разработать проект «автодомика». В нем будут определены геометрические размеры постройки, выполнен расчет требуемых материалов, а также указана очередность осуществления строительных мероприятий. По сути, проект – это пошаговая инструкция для возведения постройки. Вам будет легко сделать каркасный гараж своими руками, если вы будете придерживаться запланированных пунктов.

После составления проекта можно приступать к очистке и подготовке участка для установки каркасного «автодома». Здесь нет ничего сложного. Вам потребуется убрать всю растительность с площадки, выровнять землю и качественно ее утрамбовать, а затем сделать на участке подушку из гравия и . Она необходима для того, чтобы фундамент гаража надежно «держал» строение в течение длительного времени.

Подушка из гравия строительного песка

Обратите внимание! Подушку также необходимо тщательно разравнивать, стремясь получить максимально гладкую и ровную поверхность для монтажа каркасного строения. Добиться этого легко, если использовать виброплиту.

Стандартные размеры площадки под гараж – 10 на 10 метров. «Автодомик» с такими габаритами будет идеальным для «отдыха» вашей машины и ее обслуживания. Если вы планируете строительство гаража на два транспортных средства, нужно составлять проект с большими размерами постройки. Особых проблем в этом нет. В интернете вы всегда подыщете проекты на любой вкус, на одну либо на несколько машин. Расчистив участок под строительство, можете приступать к заливке основания под гараж. Фундамент для каркасного «автодома» рекомендуется сделать из бетонной монолитной плиты. Как выполнить эту работу, смотрите ниже.

Бетонная плита считается отличным основанием для строения. Она предотвращает риск деформации гаража в процессе эксплуатации за счет того, что такой фундамент воспринимает равномерно все нагрузки. Его строительство производится следующим образом:

  1. Копаете по периметру будущего гаража ров (около 50 см глубиной).
  2. Монтируете с трех сторон траншеи опалубку из древесины.
  3. Заливаете бетоном ров.
  4. Ждете около 20 дней, пока фундамент не застынет.

На этом этапе работ важно применять хороший бетон. Не пытайтесь сэкономить на данном материале, приобретая его у сомнительных продавцов. Всегда нужно использовать сертифицированный бетон. В противном случае есть вероятность, что ваш каркасный гараж своими руками получится совсем не таким надежным и прочным, как вы его себе представляли.

Фундаментная плита из сертифицированого бетона

Важный нюанс. Если фундамент возводится на нестабильной почве, рекомендуется дополнительно: укреплять бетонную плиту арматурными сетками (желательно в два слоя); устанавливать ребра (монолитные) жесткости. Такой фундамент будет стоять вечно. На первый взгляд он выглядит не очень надежно из-за малой глубины траншеи. Но это впечатление обманчиво. Каркасные гаражи характеризуются малой массой. Поэтому полуметровый фундамент без проблем выдерживает их вес.

Стоит отметить еще один важный момент. Сделанный вами фундамент будет выполнять функцию пола в гараже. Бетонное основание вы сможете оставить таким, как оно есть после заливки, либо сделать его декоративную отделку любыми подходящими материалами. Самая популярная схема обустройства пола в каркасном гараже такова:

  • засыпаете гранитной крошкой либо обычным гравием бетонный фундамент;
  • монтируете поверх слоя материала арматурную сетку;
  • фиксируете получившуюся конструкцию цементным раствором и укладываете на нее железобетонные плиты небольшой толщины;
  • настилаете рубероид.

Такое напольное покрытие является очень крепким и теплым. При этом затраты средств на него минимальны.

Мы подробно поговорим о том, как возводить каркас гаража из дерева, так как именно древесина наиболее часто применяется для строительства боксов для авто. Сооружение щитовой постройки либо гаража из металлических профилей будет по своей сути аналогичным. Возведение нижней части ангара для машины выполняется досками, которые обязательно пропитываются антисептическим составом. Геометрические размеры досок – 10х4 или 10х5 см.

Угловые стойки и стойки для въезда в гараж делают из брусьев 10х10 см. Все прочие элементы конструкции – стропила, дополнительные стойки, балки, можно делать из досок 10х5 см. Оптимальная длина древесного материала – 3 м. Возможно, для гаража такая высота и чрезмерна, но зато вам будет очень удобно разрезать шестиметровые стандартные брусья на две трехметровые заготовки. Впрочем, можно строить гараж и более низким, просто отходов древесины будет больше.

Угловые стойки каркасного гаража из брусьев 10х10 см

К нижнему венцу после его монтажа прикрепляются угловые стойки. После этого на них можно ставить верхний венец. Дистанция между стойками принимается за 1,1–1,2 м. Большее расстояние не рекомендовано, так как устойчивость конструкции снизится. Специальные пазы под стойки разрешается не делать. Последние можно без проблем зафиксировать уголками на гвоздях либо на . Рекомендуется, кроме того, устанавливать временные откосы для надежной фиксации деревянных стоек. Смонтированные опоры к венцам крепят по схеме «шип-паз». А затем фиксируют их гвоздями, которые вбиваются под небольшим углом в паз.

Если пол гаража вы планируете укладывать на лаги, их следует размещать между досками нижней обвязки, а затем прибивать гвоздями под углом с каждой стороны бревна. Рекомендованная длина метизов – 12 см. Не забудьте уложить деревянную балку на опоры, расположенные по бокам проема ворот, после чего врезать ее – надежно и прочно, в угловые стойки.

Крышу «автодома» выполняют из досок 10х2,5 (10х4) см. Их затем можно обшить битумными листами, которые допускается укладывать непосредственно на обрешетку постройки. Еще проще отделать крышу металлочерепицей либо профнастилом. Но в этом случае придется потратиться на приобретение этих достаточно дорогостоящих материалов. Крепление профлистов или иных кровельных изделий осуществляется по подходящей технологии, предполагающей применение соответствующих метизов и электрического инструмента.

Обшивание крыши гаража битумными листами

Обязательным элементом крыши гаража является водосливная конструкция. Простейший водослив вы можете изготовить из канализационной трубы (пластиковой), разрезав ее напополам. Желательно дополнительно обработать сделанную конструкцию каким-либо полимерным составом для ее стопроцентной защиты от коррозии. Стены каркасного гаража обшивают строительной специальной бумагой. На нее затем укладывают и прикрепляют оргалит. Последний можно заменить на плиты ОСБ (используйте те их виды, которые обладают высокой влагостойкостью) или на листы фанеры.

Снаружи стенки обшивают профилированными листами (их соединяют со стойками конструкции). Оптимально, когда между стойками предварительно монтируется обрешетка. Для ее монтажа обычно применяют бруски дерева 4х4 либо 3х3 см. Обрешетка обеспечивает наличие воздушного зазора между обшивочным материалом и стойками конструкции.

Не забудьте о въезде в гараж …

Ворота для бюджетного «автодомика» можно устанавливать любые. Проще всего сделать обычные распашные. Они легки и просты в изготовлении. Схема сбора ворот такова:

  • делаете наружную и внутреннюю рамы конструкции (используйте уголок 6,5 см);
  • соединяете при помощи небольших металлических полосок сделанные рамы;
  • из профиля 4х2,5 см изготавливаете каркас створок, который затем нужно обшить двухмиллиметровой листовой сталью.

А функцию надежных засовов в воротах будут выполнять штыри из металла, которые требуется вставить в подходящие по диаметру трубки. Сделать их вам будет несложно. Обязательно обработайте все элементы металлических ворот напильником и наждачной бумагой, после чего покройте их олифой для повышения защиты конструкции от ржавления и краской.

Теперь вы знаете, как построить каркасный гараж. Вам нужно только обустроить его изнутри. Рекомендуем обшить вагонкой потолок «автодома», потом уложить на нее слой бумаги и добавить утеплитель. В зимнее время отапливать гараж можно 500-ваттным прожектором либо небольшим по мощности тепловентилятором (около 2 кВт). Использование спиральных и других электрических обогревателей в каркасных постройках запрещается.

На некоторых участках гараж появляется раньше дома. Самим можно и в палатке переночевать, а машину — поставить под крышу. Потому вопрос о том, как построить гараж своими руками не праздный. Начинаем с выбора места.

Выбор места

Выбор места для гаража — непростая задача. Очень хочется, чтобы было удобно им пользоваться, но при этом чтобы постройка не портила внешний вид участка. Сразу надо определиться будет он отдельно стоящим или пристроенным к дому или другому зданию на участке.

  • Отдельно стоящий. Этот вариант выбирают в том случае, если дом уже построен и/или форма участка такова, что подъездные пути занимают слишком много места. В этом случае имеет смысл вынести постройку ближе к въездным воротам, или сделать так, чтобы ворота гаража открывались прямо на улицу.
  • Являющиеся частью постройки. Это может быть дом или хозблок, а сам гараж может строится вместе с зданием, или пристраиваться позже. Хорош в том случае если дом построен близко к границе участка. Привлекателен тем, что нет необходимости думать о том, как его отапливать и тянуть дополнительные коммуникации.

При самостоятельном строительстве гараж чаще всего ставят отдельно, так как пристройка к уже существующему дому требует серьезных мер по усилению фундамента, а это точно недешево. Дешевле будет построить отдельно. Только при выборе места надо иметь в виду, что расстояние до соседского участка должно быть не менее 1 м, а вход на расстоянии не менее 10 метров от окон соседа. Также нормируется расстояние до ближайшего жилого дома. Оно должно быть более 9 метров, если дом из негорючего материала и 15 метров, если дом пожароопасен.

Ворота открываются прямо на улицу — один из неплохих вариантов

Размеры и конструкции

Сначала надо определиться для каких целей будет использоваться гараж. Если это только место стоянки, размеры можно делать впритык — к габаритам машины добавить по метру в длину и ширину. Этого для места стоянки хватит. Если в гараже будут проводиться еще и ремонтные работы, понадобится подъемник или смотровая яма, куча оборудования и запчастей, то размеры должны быть больше. Желательно оставить хотя-бы по метру по бокам и столько же впереди. Сзади по-прежнему достаточно полуметра. Если же гараж использоваться как мастерская или как клуб, размеры могут быть еще больше. Ограничения только в имеющихся площадях и бюджете на стройку.

С ямой или без

Самое важное — определиться будете делать яму или нет. От этого зависит как и какой будете делать фундамент. Можно сделать под гаражом подвал, а яма будет «входом» или только частью занятого пространства. Вариант привлекательный, но дорогостоящий и требующий больших объемов земляных работ.

Второй вариант более экономичный: только яма глубиной 1,8-2 метра и шириной около 1 метра. Ширина такая оптимальна, а вот высота зависит от роста и лучше этот параметр выбрать индивидуально: глубина должна быть на 15-20 см больше вашего роста. Длинна ямы — порядка 2 м. Этого достаточно для осмотра любого легкового авто.

Еще проще реализуется пол в гараже без ямы. Тогда просто заливается без всяких сложностей.

Фундамент для гаража

Фундамент под гараж без ямы может быть любым, хоть ленточным, хоть свайно-ростверковым. Другой вопрос в том, что все равно придется заливать пол. А раз так, то проще уже сделать сразу монолитную армированную плиту и не делать сначала фундамент, а потом пол.

Ленточный — монолитный и сборный

Свайный или свайно-ростверковый

Экономичный фундамент, который почему-то редко используется под гаражи. Свайный в чистом виде под гараж не очень подходит — пол получается приподнятым над землей, но если сделать заезд, о можно и его использовать. Он и свайно-ростверкостверковый низким ростверком — отличный вариант для пучинистых грунтов (глина, Суглинки с высоким уровнем грунтовых вод).

Свая связывается с ростверком — это свайно-ростверковый фундамент

При изготовлении ссвайно-ростверкового по периметру копают неглубокий котлован в виде ленты (около 40-50 см глубиной). В ней с шагом в 1,5-2 метра бурят скважины ниже глубины промерзания грунта, в них вставляют опалубку (пластиковую трубу или свернутый в рулон рубероид). Внутрь опалубки ставят три-четыре прутка арматуры с выпуском на 70 см и заливают бетоном. После ставят опалубку на ленту и вяжут арматурный каркас для ленты, связывая ее с выпусками арматуры свай. И ее тоже заливают бетоном.

Монолитная плита

Для любого типа грунта подходит . По периметру она делается больше чем размеры гаража минимум на 30 см. Снимают грунт, копая котлован глубиной в 40-45 см. Выравнивают дно, насыпают слой гравия. Толщина его порядка 20-25 см. Гравий хорошо трамбуют, используя по возможности виброплиту.

По периметру ставят опалубку, на утрамбованную подсыпку кладут арматуру с шагом в 15-20 см (вдоль и поперек, получая клетку). Используют обычно 10-14 мм в диаметре, два яруса армирования, расстояние между которыми порядка 20 см. Все это заливается бетоном марки М 250 — М 300.

Из чего делать стены

Чаше всего стены в гараже делают из строительных блоков. Это может быть (пеноблок и газоблок), а может с заполнителем из шлака или керамзита. Хороши они тем, что сами по себе теплые и с последующим отоплением гаража проблем не возникает: достаточно небольшой печки для того чтобы нагреть воздух до нормальных температур. Правда, при таком выборе необходима наружная отделка. Ее, как правило, делают такой же, как на доме или максимально похожей.

Вторая популярная технология строительства стен гаража — каркасная. Каркас делают из металлической профильной трубы или пропитанного антипиренами (снижающими горючесть добавками) деревянного бруса. Обшивка может быть любой — от листового металла до сайдинга (на металле), вагонки, имитации бруса, фанеры (влагостойкой) или ОСБ. Да, некоторые материалы горючи и их не назовешь надежными, но если нужен дешевый гараж, например для дачи, и только в качестве временной стоянки, то почему бы и нет.

Ворота

Ворота для гаража могут быть распашными, откатными, подъемными. Распашные — самые простые и всем хорошо знакомые. При желании их можно автоматизировать (как читайте ).

Отопление и утепление гаража

Если планируется использовать гараж круглый год, надо или стены сразу делать теплыми (из блоков с низкой теплопроводностью) или утеплять построенные по каркасной технологии. Материалы для утепления стандартны: минеральная вата, полистирол (экструдированный или обычный пенопласт). Есть еще вариант негорючего утеплителя, который в случае с гаражом просто отличный вариант — пенобетон малой плотности. Его можно заложить между стойками каркаса. Негорюч, недорог, хорошо держит тепло. Плохо только, что на него ничего не повесишь, но есть же стойки каркаса, вот на них и можно крепить.

Есть два типа организации отопления в гараже: постоянное и периодическое. Постоянное может быть отдельным или частью отопления дома. Если делать отдельно — это та же домовая система, только в меньшем объеме. Получается дорого и сложно: отдельный котел, который тоже надо обслуживать и контролировать.

Один из вариантов организовать отопление в гараже — дотянуть ветку из дома. Но тут тоже непросто: трубопровод, требующий хорошего утепления, большой объем земельных работ для его прокладки, причем, желательно не просто в землю, а в канализацию.

Периодическое отопление — печки типа буржуек и их модификации. Их топить можно дровами, всяким горючим хламом, которого обычно имеется достаточно. Но наиболее привлекательной выглядит мысль сделать печку на отработке — топлива вокруг полно, и задаром (или почти). Конструкции есть разные, описаны они с статье « «.

Этот тип отопления организовать проще всего: поставил печку и топи, но и комфорта меньше. Во-первых, тепло в основном возле печки, а во-вторых, приходите-то вы в холодный гараж и пока растопите, пока начнет он прогреваться…

Чертежи и схемы

Фотоотчеты со строительства

Часто суть технологических процессов по словесному описанию понять сложно, а вот рисунки или фото помогают уложить все по местам. Больше вопросов возникает о каркасных гаражах. Они получаются самыми дешевыми и строятся быстро. Несколько примеров приведем ниже.

Каркасный гараж из дерева

Гараж строился 4*6,5 м, с беседкой 4*2 м. Пиломатериалы завезены загодя, пропитаны антисептиком и сложены в проветриваемые штабеля — сушиться.

Фундамент сделан столбчатый. Ручным буром сделаны скважины глубиной 150 см, диаметр 35 см. В них выставлены гильзы из рубероида, вставлены три прутка пластиковой арматуры, залиты бетоном.

Через две недели, когда бетон почти готов, начали ставить стены. Первой собрали нижнюю обвязку. Использован брус 150*100 мм. Обвязку установили с трех сторон, четвертая осталась открытой — тут будет въезд.

Проблемной оказалась связка с пластиковой арматурой. Не особо удачная идея: просверлить под нее дырки просверлили, а как дальше крепить — непонятно. Закрепили анкеры в бетон (по два на столб), а дырки с арматурой залили эпоксидкой. Помогут они или нет непонятно, но надеемся хоть как-то держать будет.

Далее над каждым столбиком (шаг 1,5 метра) ставили стойки. Их надо ставить строго вверх, без отклонений, иначе конструкция будет неустойчивой — появятся распирающие нагрузки. Начали с углов. Одну выставили, зафиксировали временными укосинами, потом прибили, перешли к следующей. По выставленным угловым ровняли остальные, не забывая проверять вертикальность (отвесом, так как уровень дает погрешность). Крепили на гвозди, усиливали металлическими монтажными пластинами.

Чтобы свободные концы нижней обвязки не разъезжались, их скрепили временно, доской.

После установки всех стоек внизу прикрепили лаги. Они придали жесткость, а она нужна, так как будем лезть вверх и крепить верхнюю обвязку.

Продолжаем собирать каркас гаража

Когда все балки установлены и собраны, начинаем собирать стропильную систему. Крышу решено делать скошенную, причем она временная. Впоследствии гараж будет примыкать к дому (это первая постройка на участке).

Собрав нужное количество ферм установили на верхнюю обвязку. Фиксировали кусками досок к стойкам с двух сторон, потом забивали гвоздями, усиливали уголками на саморезах.

Стропила тоже надо ставить точно вверх, иначе крышу зимой уведет. Потому насколько правильно стоит проверяли часто: перед тем как забить, и после….

После того как все установлены и закреплены, настелили обрешетку. На нее пошла доска 40*150 мм, укладывали с зазором 40 см.

На обрешетку набили профнастил.

Начали делать зону крепления ворот. Установили балку вверху и по бокам.

Ворота будут подъемно-поворотными. Под них внутри варится каркас, по которому они будут отъезжать. Из профильной трубы 25*50 мм варится рама ворот по размерам проема (с небольшим зазором).

Крепить листы надо с зазором около 10 мм. Для влажностно-температурного расширения.

Работы еще много, но в основном все готово. Внутри насыпали щебень, пока пол не заливали, но машину уже можно ставить, как и пить чай в беседке))

Гараж своими руками на ленточном фундаменте

Гараж на две машины (отдельные боксы) неотапливаемый. Строили на песчаной почве с низким расположением подземных вод. Потому фундамент мелкозаглубленный. Выкопали по периметру траншею, выставили опалубку, связали арматурный каркас. Все как обычно. Залили бетоном.

Внутри ленты вынули лишний грунт, выровняли котлован. Дно застелили и засыпали песком. Его пролили и утрамбовали (виброплитой).

Утрамбованный песок

Сверху уложили полиэтиленовую пленку (для гидроизоляции), уложили металлическую сетку и залили бетоном М300.

Высота стяжки — 10 см. Оставили на 2 недели схватываться. Затем начали ставить каркас. На сам каркас и стропильную систему пошли доски 50*150 мм, распорки и укосины сделаны из 100*25 мм.

В углах, поставлены дополнительные доски — для усиления. Также усилены стойки в местах крепления дверей и окон. Шаг установки!гуляет» — размеры небольшие, а надо то дверной блок, то оконный поставить. Остальные делил как получится, но больше 60 см не делал.

Сразу собиралась и стропильная система. Так как посередине проходили несущие балки, на них и опирали стропильные ноги. Их ставили а расстоянии около 50 см. Для усиления в местах крепления использованы монтажные металлически пластины и уголки. Их садили на саморезы, соединяли элементы каркаса длинным гвоздем.

Сверху на каркас набита ветрозащитная мембрана. На нее — обрешетка из дюймовой доски, шаг обрешетки около 50 см.

После набивки мембраны и обрешетки начался монтаж наружной обшивки гаража. Это металлопрофиль на стены и ондулин на крышу. Сложностей никаких. Вырезаете по размеру, на саморезы крепите.

Расстелив мембрану на крышу (начинать снизу, проклеивать стыки) и прибив обрешетку, монтируем ондулин. Его класть надо снизу, продвигаясь вверх.

Дольше приходится возиться с подшивкой свесов. Они зашивались перфорированным сайдингом (остатки от строительства дома). Установлена ветровая доска из сухого дерева 145*20 мм, окрашена в белый цвет.

Установлены деревянные окна, покрашенные в белый цвет и дешевая китайская дверь, которая после будет заменена и поставлена в сарай. Углы обшиты деревянной доской 145*20 мм, окрашенной в тон кровельному материалу.

Почти итог: еще ворота и утепление

Был подготовлен въезд: с одной стороны при заливке фундамента была залита продленная лента (перепад высоты больше). С другой стороны подперли доской. Засыпали отсевом, утрамбовали. Въезд готов.

Последними установили роллеты. Сначала планировались подъемно-поворотные двери, но цена на них стала немилосердной, потому установлен более дешевый вариант.

Гараж – строение, необходимое каждому автомобилисту, которое обеспечивает сохранность транспортного средства и уберегает машину от негативных воздействий окружающей среды. Многие собственники откладывают возведение такого объекта, предполагая, что его строительство является слишком сложной и дорогостоящей процедурой. Однако сегодня можно построить гараж с минимальными временными и финансовыми затратами, если возвести каркасную конструкцию. В статье узнаем об основных нюансах и особенностях каркасного строительства.

Почему каркасные конструкции так популярны?

В последние годы каркасных объектов стала очень востребованной. При использовании качественных строительных материалов и при правильной организации работ, такой гараж ничем не будет уступать объекту, выстроенному из кирпича, дерева или любых других традиционных материалов.

Широкую популярность технология каркасного строительства приобрела, в первую очередь, благодаря простоте монтажа. Каркасное здание можно возвести самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессиональным монтажникам, благодаря чему можно существенно сократить бюджет на сооружение объекта. Кроме того, такое строительство занимает сравнительно немного времени – опытные в этом деле люди могут построить объект всего за несколько дней.

Сокращение расходов на возведение здания обусловлено еще и доступностью современных строительных материалов. А благодаря их малому весу, доставку на место стройки можно выполнить без привлечения специализированной техники.

Каркас для гаража может быть сооружен из разных материалов, но чаще всего используют деревянный брус и металлический профиль.

Сама процедура строительства включает в себя несколько простых этапов:

  1. 1. Подготовка стройплощадки.
  2. 2. Рытье котлована и создание фундамента.
  3. 3. Разметка и сборка каркаса стен.
  4. 4. Устройство кровли.
  5. 5. Утепление и обшивка стен.
  6. 6. Монтаж гаражных ворот.

Чтобы научиться строить каркасные объекты своими руками, необходимо разобраться в каждом из описанных этапов в отдельности.

Начало монтажных работ – подготовка строительной площадки и устройство фундамента

Подготовительные работы считаются наиболее важными при любом строительстве. От качества подготовки места для возведения объекта будет зависеть ровность фундамента и надежность всего нового здания. После выбора подходящего места на участке, необходимо расчистить периметр и тщательно выровнять местность.

Площадка под застройку должна быть больше периметра возводимого объекта на 50–60 см с каждой стороны. После разметки с земли необходимо удалить плодородный слой почвы глубиной от 15 до 20 см. Проще всего вырыть такую яму с помощью специальной техники, хотя при некоторой сноровке и наличии свободного времени можно обойтись лопатой и сделать все самому. Дно выкапанной ямы обязательно нужно утрамбовать вручную или с помощью катка.

Для строительства каркасного гаража подойдет любой тип фундамента, так как постройка не будет отличаться большим весом, а значит, не создаст серьезной нагрузки на подготовленное основание. Однако помимо самого строительного объекта при выборе фундамента нужно учитывать и вес автомобиля, который будет стоять в гараже. Специалисты рекомендуют для каркасных объектов создавать плитный или ленточный фундамент.

После определения типа фундамента необходимо наметить угловые точки периметра под стены. Для начала нужно отметить одну угловую точку, в которой устанавливается разметочная обноска. К обноске привязывают шнуры – по два на каждую сторону при устройстве ленточного фундамента, в этом случае расстояние между шнурами будет задавать ширину планируемой ленты. Шнуры растягивают по сторонам будущего фундамента на всю длину, после чего фиксируют на противоположных обносках.

Крайне важно сделать все углы будущего здания прямыми. С помощью перекладины установленной обноски можно в определенных пределах перемещать точку фиксации на ней шнура. Чтобы убедиться в прямоугольности углов, можно измерить диагонали прямоугольника, они должны быть одинаковыми по длине.

Каркасный гараж можно построить на бюджетном столбчатом основании. Фундамент из опор отличается простотой монтажа, его можно сделать самостоятельно и он прекрасно подходит для последующего настила дощатого пола, который должен быть достаточно прочным и надежным, чтобы выдерживать вес автомобиля. Столбчатый фундамент можно сделать из разных материалов. Обычно для устройства такого основания используют железобетонные конструкции, бетонные блоки, кирпич или комбинируют сразу несколько материалов.

Ленточный фундамент отличается большей сложностью в обустройстве и требует намного больше времени, так как в строительстве придется использовать бетонный раствор, который достаточно долго набирает прочность и застывает. Главным преимуществом ленточного основания под каркасное строение является то, что он дает широкие возможности по созданию смотровой ямы. Пол гаража на ленточном фундаменте можно делать как деревянным, так и бетонным.

Третьим по популярности типом фундамента для строительства каркасных сооружений является плитное основание. Оно считается наиболее сложным и затратным при строительстве, так как требует создания целой системы утрамбованных слоев из разных материалов, поверх которых уже заливается бетон. Достоинством плитного основания является его высокая прочность, надежность и долговечность.

Проектирование и возведение каркаса постройки

После создания фундамента можно переходить к возведению каркаса будущего сооружения. Каркас гаража может быть изготовлен из металлического профиля, деревянного бруса или из обоих этих материалов одновременно. Определившись с используемыми материалами, обязательно нужно подготовить проект. Этот документ позволит правильно выполнить все этапы строительства и возвести действительно качественное, хорошо продуманное здание.

Сами монтажные работы принято разделять на несколько этапов:

  1. 1. Установка нижней обвязки.
  2. 2. Сборка вертикальных конструкций – стен.
  3. 3. Установка верхней обвязки.
  4. 4. Обшивка каркаса.
  5. 5. Монтаж каркаса крыши.

Первым делом на готовое основание настилают гидроизоляционный материал (обычно рубероид). Гидроизоляция необходима для защиты деревянных и металлических элементов будущего здания от негативного воздействия влаги. Рубероид выступает вполне приличной отсечкой, благодаря которой влага не будет распространяться от стенок фундамента и из грунта при обильных осадках.

На следующем этапе на фундамент укладывается деревянный брус выбранного размера, это может быть брус 120×120 мм, 150×150 мм или 120×150 мм. Брус при желании можно заменить доской 50×120 мм или стальной профильной трубой с квадратным сечением 10×10 см. Для закрепления брусовой обвязки в углах используют шпонки или врубку. Металлические элементы обвязки закрепляются на углах сваркой, а деревянные – анкерными винтами или шпильками, вмурованными в основание. При монтаже обвязки на столбчатый фундамент внутри ее рамы на ребро укладываются лаги, которые будут необходимы для закрепления дощатого пола.

После этого можно переходить к сборке каркаса стен. Существует два варианта сборки:

  1. 1. На месте установки. То есть каркасные стены собираются и фиксируются вертикально на месте их постоянного расположения. Метод используется при монтаже деревянных конструкций.
  2. 2. На земле. Металлический каркас стен обычно собирают в горизонтальном положении на земле, после чего его поднимают и прикрепляют к обвязке в вертикальном положении.

В качестве элементов деревянного каркаса используют брус 60×60 мм, доску 30×150 или 30×120 мм. Металлический каркас принято собирать из профильной трубы 60×60 мм. После соединения отдельных элементов между собой и установки подготовленной конструкции вертикально, выполняется верхняя обвязка, необходимая для придания каркасу максимальной прочности. Для обвязки используют брус или трубу, которые по размеру должны соответствовать размеру отдельных элементов каркаса. К примеру, если вертикальные стойки изготовлены из досок шириной в 120 мм, то верхнюю обвязку можно сделать из такой же доски, укладывая ее в два слоя, или из бруса 60×120 мм.

Возведенный каркас необходимо сразу обшить внутри или снаружи облицовочными материалами. В качестве такой обшивки используют листы из ОСБ или фанеры, а также профнастил. Обшивка внутренней или внешней стороны объекта сделает его более прочным и позволит перейти к монтажу кровли.

Крышу гаража можно делать одно- или двухскатной. Двускатные крыши строить дороже и труднее, зато они позволяют обустроить полезное чердачное помещение или подготовить подкрышное пространство для хранения материалов и инструментов, используемых в хозяйстве. выполняется в несколько этапов. Сначала делается стропильная система, после чего скаты обшиваются фанерными листами, поверх которых укладывается кровля.

Устройство пола гаража и монтаж утеплительных материалов

После устройства крыши и обшивки стен с одной стороны можно приступать к монтажу пола в гараже. Если застелить пол до установки крыши, деревянная облицовка может сильно пострадать из-за внезапных осадков. Лучше всего для облицовки использовать не шпунтованную доску, чтобы отделка могла расширяться и сужаться из-за изменения температуры и влажности окружающей среды.

Настил делают с небольшим зазором между отдельными элементами облицовки. Между досками нужно оставлять свободное пространство не менее 3–4 мм, чтобы при температурном расширении отделка не деформировалась. Облицовку обычно укладывают на лаги из деревянных брусков и закрепляют на основании саморезами или гвоздями.

На плитный фундамент дополнительную облицовку можно и не укладывать. Достаточно будет только обработать поверхность специальной укрепляющей грунтовкой глубокого проникновения, которая сможет упрочнить, скрепить верхние слои бетона и обеспечить основанию лучшие гидрофобные характеристики. Бетонный пол сверху можно окрасить или укрыть керамической плиткой, а можно оставить и без отделки вовсе.

Следующим шагом строительства каркасного объекта является его утепление. Теплоизоляцию установить в каркас сооружения очень просто. Выбранный материал просто помещается в пустоты в каркасе с внутренней или внешней стороны (в зависимости от того, с какой стороны первоначально были обшиты стены).

Для утепления можно использовать минвату, пенополистирол, напыляемый пенополиуретан и любые другие теплоизоляционные материалы. Напыляемый пенополиуретан считается предпочтительным для утепления каркасного строения. Он дороже большинства других типов теплоизоляции, требует применения специального оборудования, зато им можно полностью заполнить все пустое пространство в каркасе, в том числе любые полости и щели, благодаря чему постройка будет качественно защищена от мостиков холода.

После монтажа утеплителя можно приступать к обшивке стен со стороны, где еще не установлены облицовочные материалы. Для обшивки можно использовать любые легкие отделки, рекомендуется с обеих сторон здание облицовывать с использованием одного материала. То есть, если изнутри стены уже обиты ОСБ-плитами, то и снаружи лучше обивать каркас этими же плитами.

Финишная облицовка и установка гаражных ворот

Чтобы гараж стал по-настоящему комфортным, привлекательным внутри и снаружи, все поверхности в нем дополнительно облицовываются. Внутри для отделки помещения лучше всего использовать надежные, долговечные и устойчивые к внешним негативным воздействиям материалы. Рекомендуется отказаться от облицовки, которая легко горит и способствует быстрому распространению пламени. В гаражах, где могут храниться пожароопасные вещества, таким отделкам места нет.

Одновременно с финишной облицовкой в гараже устанавливают ворота, которые могут быть распашными, секционными, роллетными или подъемно-поворотными. Для самостоятельной установки лучше всего подходят простые распашные двустворчатые ворота, остальные конструкции требуют при монтаже определенных профессиональных знаний и умений, которых у обычного собственника, скорее всего, нет.

Постройка каркасного здания, хоть и занимает достаточно много времени, но может быть выполнена полностью самостоятельно. Конечно, если вы найдете себе помощников, работы пойдут быстрее и отнимут меньше сил, но при определенной сноровке можно обойтись и без них. Соблюдайте описанную в нашей пошаговой инструкции очередность действий, и вы сможете сделать гараж своей мечты с минимальными вложениями.

Строительство гаража можно заказать сторонним специалистам. Также можно изучить доступные инструкции и построить отличный гараж своими руками. В этом случае вам не придется тратить деньги ни на что, кроме строительных и отделочных материалов. Вы будете лично контролировать каждый этап работы и сможете быть уверены в качестве и надежности готовой конструкции.

Выберите подходящий материал для строительства гаража. Конструкцию можно делать из «каменных» стройматериалов и металла. В качестве каменных материалов обычно используются кирпич, пеноблоки, шлакоблоки и пр.

Каменное строение характеризуется более высокой надежностью, если сравнивать с металлическими конструкциями. Металлический же гараж выигрывает в плане сложности и скорости возведения. В остальном же решение о подходящем строительном материале вам придется принять самостоятельно.

Сначала будет рассмотрен порядок возведения гаража из каменных материалов, а в конце вы получите рекомендации по строительству металлического гаража.

Подготовка проекта

Грамотный проект – залог успешной работы. Проектная документация может быть самой скромной. Главное, чтобы в проекте была отражена следующая информация:

  • задачи, возлагаемые на будущее строение. Гараж, предназначенный исключительно для хранения машины, будет отличаться от строения, в котором планируется проводить еще и какие-либо ремонтные работы. Обязательно учтите этот момент и отразите свои пожелания в проекте;
  • габариты конструкции. Зависят от требований к будущему гаражу и площади доступной строительной площадки. Для хранения легковой машины вполне достаточно помещения размером 3х6 м. В остальном же ориентируйтесь на свои потребности и возможности.

Учтите вышеописанные моменты и нарисуйте эскиз будущего гаража на бумаге или в компьютерной программе.

Разметка и земляные работы

Перенесите готовый эскиз на реальную местность. В этом вам поможет некоторое количество арматурных колышков. Обычно используются прутки диаметром 12 мм. Вы наметите углы и стороны гаража при помощи вбитых в землю колышков и натянутой между ними веревки.

После завершения разметки приступайте к основным земляным работам. Землю можно рыть при помощи спецтехники или вручную. Если вы планируете обустроить в гараже смотровую яму или даже полноценный погреб, рекомендуется воспользоваться помощью компаний, специализирующих ся на выполнении земляных работ. Вырыть такую большую яму вручную очень сложно.

В процессе рытья учитывайте особенности будущего фундамента. Для ленточного основания достаточно траншеи глубиной в 60-100 см. Конкретная глубина зависит от климатических условий и типа грунта в месте строительства. Метровой глубины в большинстве случаев достаточно.

Выровняйте дно и стенки ямы. В этом вам поможет обыкновенная лопата.

Устройство фундамента

На сегодняшний день существует очень много разновидностей фундаментов. Частные гаражи, как правило, строят на бутобетонных основаниях. Это сравнительно бюджетная и предельно простая в обустройстве система, которую можно сделать своими руками.

Первый шаг. Уложите в траншею бутовый камень. Размещать этот камень нужно слоями, проливая каждый слой бетонным раствором. Раствор готовьте на основе цемента М400 и выше. Укладывайте камень до верхней границы ямы.

Второй шаг. Установите по всему периметру котлована деревянную опалубку для цоколя. Опалубочную конструкцию соберите из досок. Подойдут доски шириной порядка 10 см. В целом конструкция выставляется строго по уровню.

Третий шаг. Уложите влагоизоляционны й материал по цоколю. Двух слоев рубероида будет более чем достаточно. Материал укладывается насухо.

Четвертый шаг. Залейте цоколь будущего гаража бетонным раствором до уровня, установленного опалубкой.

Установка ворот, устройство стен и возведение крыши

Первый шаг. Установите ворота. Этот элемент устанавливается строго до начала возведения стен. Приварите к воротной раме прутки арматуры диаметром порядка 12 мм. Благодаря пруткам будет обеспечиваться более прочное соединение ворот гаража с его стенами. В процессе возведения стен арматура будет заделана в швы. Ворота устанавливайте строго вертикально. После выравнивания ворот зафиксируйте их с помощью деревянных раскосов.

Второй шаг. Начинайте выкладывать стены из выбранного материала. Следующий ряд кладки, вне зависимости от используемого материала, должен перекрывать швы уложенного ряда. Непосредственно кладку следует начинать с углов. Обязательно контролируйте вертикальность стен, правильность углов и горизонтальность рядов кладки на каждом этапе.

Третий шаг. Крышу гаража монтируйте под уклоном, необходимым для отведения атмосферных вод. Для получения уклона сделайте торцевые стены разной высоты. Традиционно выполняется уклон, составляющий 5 см на 1 м2. К примеру, если гараж имеет длину порядка 6 м, суммарный перепад высот будет составлять около 30 см.

Перекрытие частного гаража будет иметь вид металлических балок с дополнительной подшивкой из деревянных досок. Подготовьте двутавровые стальные балки. Их высота должна составлять порядка 12 см. Балки используйте такие, чтобы их длина приблизительно на 250 мм превышала ширину будущего гаража. В конструкцию эти балки заводите не менее чем на 100 мм. В точках опирания балок шлакоблок, кирпич либо другой используемый стройматериал следует заменить монолитными бетонными блоками.

Уложите балки поперек строения на расстоянии порядка 800 мм друг от друга. Балки укладываются с заделкой в длинную стену строения и таким же уклоном, как у данной стены.

Шаг четвертый. Закрепите по низу балок деревянные доски толщиной 4-5 см. Укладывайте доски как можно плотнее друг к другу. Укройте доски рубероидом. Края этого гидроизоляционно го материала должны примерно на 100 мм заходить на стену.

Засыпьте рубероид шлаком или же покройте гидроизоляцию другим утеплителем, к примеру, плитами минераловатного утеплителя. По заднему и переднему краям крыши нужно установить козырьки, выступающие примерно на 40 мм. Для изготовления козырьков используйте доски. Поверх утеплителя залейте цементную стяжку толщиной около 3-3,5 см. Постарайтесь максимально тщательно выровнять стяжку. Застывшую стяжку обязательно обработайте битумной грунтовкой.

Шаг пятый. В завершении кровлю нужно гидроизолировать. Для защиты от влаги можете использовать уже знакомый вам рубероид. Данный гидроизоляционны й материал укладывается по методу наплавления. Также рубероид можно крепить с использованием битумной мастики. Листы рубероида укладывайте с нахлестом порядка 100-150 мм. По краям крыши делайте нахлест на козырек.

Руководство по устройству полов и отмостки

Пол делайте на уровне верхней границы цоколя либо чуть выше. Конструкция пола должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать вес автомобиля и прочие нагрузки. Для заливки используйте бетон, приготовленный на основе цемента марки 500. Либо же купите готовый бетон марки М200. Толщина слоя заливки должна составлять порядка 10 см.

Первый шаг. Тщательно выровняйте основание для заливки пола.

Второй шаг. Выставьте по необходимому уровню маяки и натяните между ними шнурок. Маяки можно сделать, к примеру, из профильной трубы либо другого подходящего материала.

Третий шаг. Уложите на основание подушку из щебня толщиной порядка 5 см.

Четвертый шаг. Залейте бетон полосами между маяками. После укладки всего бетона поверхность следует тщательно выровнять.

Пятый шаг. Пока пол будет набирать прочность, займитесь выполнением наружных работ, в частности – устройством отмостки. В случае с гаражом достаточно отмостки шириной 50-60 см.

Отмостка создается в том же порядке, что и пол, т.е. сначала вы устанавливаете маяки, затем подготавливаете основание из щебенки и заливаете бетонный раствор. Только предварительно нужно установить доски, которые будут обозначать границы отмостки, т.е. сделать опалубку. Саму же отмостку рекомендуется делать с некоторым уклоном от стен гаража. Рекомендуемая толщина конструкции – 40-60 мм.

Особого внимания отделке гаража, как правило, не уделяют. В большинстве случаев владельцы попросту затирают стены раствором цемента и покрывают их слоем штукатурки.

Более значимым моментом является теплоизоляция конструкции. Для утепления подойдут плиты минеральной ваты и пенопласта.

Потолок, стены и ворота гаража утепляются в аналогичном порядке. К отделываемой поверхности крепится обрешетка с шагом равным ширине плиты утеплителя, далее на обрешетку настилается полиэтиленовая пленка, поверх гидроизоляции укладывается утеплитель, уложенные плиты покрываются влагоизоляцией и в завершении выполняется финишная обшивка, к примеру, вагонкой, сайдингом либо другим материалом на выбор.

Порядок возведения металлического гаража

На обустройство металлического гаража требуется меньше денег и времени.

Первый шаг. Сделайте фундамент. Предварительно подготовьте траншею глубиной порядка 400 мм по периметру будущей металлической конструкции. По внешним границам ямы зафиксируйте доски опалубки. Сделайте опалубку такой высоты, чтобы после заливки слой раствора выступал над землей хотя бы на 10 см. Раствор заливайте сразу на всю площадь.

Второй шаг. Сделайте каркас из профильной трубы. Вам понадобится сварочный аппарат. Прикрепите элементы каркаса к высохшему бетонному основанию. Для фиксации используйте анкера длиной порядка 20 см и диаметром около 14 мм. Анкера можно сделать из арматуры. Для большего удобства предварительно подготовьте в бетоне отверстия диаметром равным диаметру анкеров.

Третий шаг. Приварите к забитым стержням нижний пояс каркаса гаража. Для надежной фиксации конструкции размером 4х6 м будет достаточно 15 анкеров. Продолжайте приваривать поперечные пояса конструкции, пока не получите каркас требуемой высоты.

Четвертый шаг. Обшейте каркас листовым металлом. Будет достаточно листов толщиной 3-4 мм.

Пятый шаг. Утеплите стены гаража изнутри. Для этого предварительно прикрепите к стенам каркас из деревянных брусков. Брусья размещайте с шагом, равным ширине плиты утеплителя. Для теплоизоляции удобнее всего использовать минеральную вату или пенопласт. Предварительно деревянный каркас следует укрыть полиэтиленовой пленкой, а уже на нее укладывать утеплитель. Поверх теплоизоляции уложите пароизоляционную пленку. В завершении обшейте стены вагонкой, ОСП, сайдингом, ДСП или каким-либо другим материалом на выбор.

Таким образом, если вам нужен простой и недорогой гараж, отдайте свой выбор в пользу металлической конструкции.При условии правильного возведения и аккуратного обращения металлический гараж прослужит очень долго.

Если же вам хочется иметь капитальное и максимально долговечное строение, делайте гараж из бетонных блоков, кирпича и прочих подобных материалов. Обе задачи безо всяких проблем решаются своими силами, достаточно лишь внимательно следовать инструкции и безоговорочно выполнять основные рекомендации.

Удачной работы!

Видео – Постройка гаража своими руками

Способов построить гараж своими руками достаточно много: от простой железной коробки с минимальными удобствами, до полноценного кирпичного здания с несколькими комнатами и возможностью жить в летнее время года. Большинство мужчин воспринимают гараж личной территорией, где можно заняться любимым делом - ухаживать за машиной, мастерить, отдыхать с друзьями и прочее.

Для начала вам стоит ответить на главный вопрос: зачем вам нужен гараж? Подумайте, как вы собираетесь его использовать, для чего он вам необходим в первую очередь. От этого будет зависеть бюджет, сложность постройки, материал и набор дополнительных удобств.
Немногочисленные автомобилисты, которым просто необходимо место для хранения машины, часто выбирают частные стоянки с навесом или покупают специальные боксы из металла.

Небольшие домики перевозят на тягаче, их установка занимает несколько часов. Те, кто желает использовать гараж как склад, мастерскую или место отдыха, должны подойти к вопросу о постройке серьезней. Для большинства целей необходимо прочное и долговечное здание с проведением дополнительных удобств: электричества и воды. Также учитывайте особенности климата своего региона: постройка в северных широтах обойдется дороже, а технология - сложнее. Возведение гаража своими руками в теплых широтах с небольшим количеством осадков проще и дешевле, однако вопросом может стать выбор хорошего места.

Как выбрать место

Многие автомобилисты предпочитают строить на территориях гаражных кооперативов. В таком случае вы избегаете серьезных проблем с удобствами и размещением. Аренда участка земли и возведение гаража обойдется недорого. Зачастую владельцы кооператива предлагают на выбор один из нескольких планов с учетом габаритов машины, высоты здания, подведения коммуникаций, обслуживания здания. Кроме того, ваш гараж будет круглосуточно защищен охраной - вы можете не беспокоиться о том, что ваше имущество будет испорчено или украдено.

Если вы строите гараж на своем участке, главными проблемами окажутся выбор места и оформление дороги. Сразу обозначим, что возведение дома с гаражом не рекомендуется - большое помещение с железными воротами будет забирать тепло зимой, неприятный запах бензина и масла может стать помехой для ваших родных. Лучше выбрать участок в 5-10 метрах от дома, так, чтобы ворота гаража и ворота из двора были на одной линии. Расстояние от гаража до них лучше сделать около десяти метров - так будет возможность выгнать машину из гаража на время ремонта или других работ, но она останется на вашем дворе.

Выбор земли

Наилучший вариант - постройка на ровном участке земли. Перед началом работы прокопайте вниз лопатой около метра - убедитесь в том, что внизу нет песка или полостей (особенно актуально для местности с резкими перепадами высот или вблизи рек). Хороший участок развяжет вам руки и позволит построить большое и тяжелое здание.

Постройка гаража в городской черте, вблизи многоэтажных зданий, обязательно должно быть согласовано с управлением архитектуры или аналогичным органом. Незаконное возведение гаража, даже металлического бокса, чревато серьезными неприятностями с законом. В таком случает участок под застройку лучше взять в долгосрочную аренду или приобрести.

Размер и конструкция

Как мы уже сказали, все зависит от целей. Стандартный металлический бокс имеет размеры примерно 4×4х2,3 метра - достаточно для того, чтобы поставить автомобиль, произвести простенький ремонт.

Хороший кирпичный гараж будет иметь размеры около 5×8х3 метров с пологой шиферной крышей или простым бетонным перекрытием. Такие размеры предполагают не только место для автомобиля. Рабочие верстаки и станки, шкафы и полки для хранения деталей, горючего, химии для ухода за салоном, инструментов и другое. В особых случаях гараж строится с большей глубиной (до 12 метров), для места под мотоцикл или прицеп (актуально для сельской местности).

При выборе строительного материала, стоит ориентироваться на местный рынок. Если недалеко от места жительства расположен кирпичный завод, цех проката металла или песчаные или каменные карьеры - стоимость постройки можно снизить за счет оптовой закупки материалов.

  • Некоторые умельцы воздвигают гараж из дерева. Дешевизна подобной конструкции и простота постройки - главные преимущества, однако при несоблюдении технологии этот гараж может стать могилой для авто. Дерево очень боится сырости и огня, его использование в качестве мастерской также вызывает вопросы.
  • Другое дело - газобетонные блоки. Их просто класть даже новичку, они относительно дешевы и доступны для покупки практически на всей территории СНГ. Однако их стоимость достаточно велика на данный момент.
  • Кирпичный гараж с грамотной кладкой в 1,5-2 кирпича является предпочтительней. Это дорогая конструкция, но она простоит более 100 лет при соблюдении технологии. Его можно продать, отбив цену строительства (особенно при наличии коммуникаций).

Фундамент для гаража своими руками

Для стен из кирпича или газобетона фундамент необходим. Он станет прочной опорой для тяжелой конструкции, позволит гаражу прослужить не один десяток лет без серьезного ремонта.


Стандартная яма для фундамента имеет глубину до 1-1,5 метров, ширину минимум полметра. Выкопать ее можно вручную или при помощи спецтехники (при наличии). Выбор фундамента обусловлен несколькими параметрами:

  • Наличие материалов.
  • Наличие времени для установки или заливки.
  • Типы фундаментов под гараж

    Традиционным считается монолитный фундамент из камня и бетонного раствора (пропорция: 1 часть портландцемента на 3 части отсева). Камень укладывается в яму ровным слоем по 30-40 см, сначала крупные фрагменты, затем средние, в конце щебень. Заливать стоит за один-два захода жидким раствором. После того, как раствор просочится между камней, залить повторно на 5-10 см ниже их уровня. Затем укладывать новый стой по той же схеме, заливать раствором с большей густотой.

    Установка такого фундамента займет несколько дней, а иногда - неделю, но он станет прочной основой для постройки.

    Фундамент должен быть выше уровня земли на 20-30 см. На заключительной стадии стоит класть большие фрагменты так, чтобы они создавали ровную плоскость по всему периметру (пользуйтесь длинным водным уровнем или маятником). Окончательно выровнять уровень фундамента вам поможет густой бетон и листы рубероида. После этого можно приступать к возведению стен из кирпича или газобетона.

    Для деревянного гаража или железного бокса фундамент может представлять собой просто бетонную подушку с залитыми по периметру гаража металлическими трубами среднего диаметра. К ним можно приварить профили для каркаса деревянной постройки или сам металлический бокс.

    В последнее время распространенные методы установки фундамента - ленточный, монолитный и свайный (столбчатый, сборный).

      • Ленточный - конструкция из железобетона с ленточной заливкой бетона в яму. Металлическая арматура дает устойчивость будущей конструкции, бетон создает подушку для будущего здания. Перед укладкой стоит засыпать на дно ямы сухой песок и гидроизолировать будущий фундамент.

      • Столбчатый или свайный представляет собой фундамент из бетонных свай (2-3 метра расстояния между ними) и бетонную заливку полостей. Главное преимущество такого фундамента - простота установки, однако и она требует наличия спецтехники.

    • Монолитная плита - еще одна разновидность ленточного фундамента, которая подразумевает заливку огромной бетонной подушки, армированной бетоном. На дне котлована, глубиной в 0,5-1,5 метра (зависимо от типа почвы - чем устойчивей, тем тоньше может быть подушка) засыпается ровным слоем песок. Затем необходимо защитить от воды будущую подушку и заливать каркас из арматуры (иногда используют крупный камень) бетоном. Минусы такого фундамента - дороговизна и потребность в спецтехнике (в идеале - бетоновоз). Если закладывать фундамент из камня, бетон можно перемешивать при помощи небольшой бетономешалки или даже небольшой емкости (ванны, балии) вручную.

    Целесообразность ямы в гараже

    Если вы заядлый автолюбитель или занимаетесь частной починкой транспортных средств - яма вам необходима. Вы сможете самостоятельно производить ремонт ходовой, без риска быть раздавленным собственным авто, если подведет домкрат. Кроме того, гаражная яма часто используется в качестве импровизированного подвала для овощей - и это не шутка. Все полезное пространство гаража может быть использовано в хозяйстве.

    При расчете параметров ямы, стоит учитывать расстояние между колесами автомобиля, его вес и общие габариты. Для тяжелых авто (свыше 1,5 тонн), стоит позаботиться о фундаменте для ямы - это станет дополнительным усилением конструкции. Стандартная яма имеет размеры 5х,05×1 метра и выкапывается ровно посередине гаража. Если пространство позволяет - сделайте ступеньки со стороны ворот для удобного спуска в яму (например, вылейте из бетона). Ступеньки также могут играть роль полочек для инструментов во время ремонта. Деревянная или железная лестница для спуска в яму не рекомендуется - неудобно и травмоопасно в холодное время года.

    Возведение стен

    Деревянные стены - возведение балок по периметру (примерно метр расстояния между ними), скрепление их между собой в верхней плоскости с помощью поперечных балок. Используйте железные скобы для усиления конструкции. Стены стоит сделать из длинных досок, предварительно покрыв их грунтовкой. Для дополнительного утепления положите листы пенопласта или минеральной ваты между внешними досками и внутренними. Постройка гаража из цельных бревен (по типу сруба) также возможна, однако обойдется вам в круглую сумму.


    Кирпичные стены - популярный вариант возведения гаража из красного или белого кирпича. Толщина стен варьируется от 20 до 50 см, зависимо от типа крыши. Кладка стен начинается всегда с угла. Для выравнивания уровня используйте простой водный или более дорогой лазерный инструмент. Класть кирпич нужно на густой цементный раствор (соотношение цемента и песка: 1 к 3). Перевязку кирпича стоит делать внахлест. Красивая кладка, например «липецкая» или облицовочный кирпич ложится в последнюю очередь и только на мощный фундамент. Если гараж предусматривает окна, то стоит позаботиться о бетонных перекрытиях, которые можно приобрести или отлить самостоятельно.

    Не рекомендуется делать большие окна для гаража, как в доме. Хорошим вариантом станут небольшие, но широкие окна в верхней трети стены. Они будут давать достаточно света, но сохранят большое количество рабочего пространства.

    Газобетон, как и кирпич или шлакоблоки, ложится от угла внахлест. Возведение стен из этого материала происходит проще и быстрее, однако цена за м3 будет стоить дороже. Если про постройке гаража из кирпича можно использовать б\у материалы (например, для дополнительной комнаты или внутренней отделки), то в случае с газобетоном стоит выбрать один определенный тип блоков и закупить его достаточное количество. На складах или специализированных сайтах воспользуйтесь калькулятором для подсчета необходимого количества газоблоков.

    Крыша как наиболее проблемная часть стройки

    Возвести стены гаража своими руками просто - с этим справятся двое крепких мужчин не более, чем за месяц. Однако установка крыши часто доставляет массу трудностей. Для бюджетного варианта используют простые бетонные перекрытия, которые устанавливают под углом, вниз к задней части гаража. 2-3 стандартных перекрытия достаточно для сооружения простой и надежной крыши. Для защиты от дождя такое перекрытие покройте рубероидом и просмолите.

    Если нет возможности положить бетонные перекрытия, хорошим выходом станет шифер или профнастил. Каркас из древесины с небольшим наклоном к задней стенке гаража станет хорошей основой для шифера. Щели между ровным потолком и шифером можно заложить кирпичом.

    Более сложный вариант - треугольная крыша с небольшим чердаком между плоскостями. В таком случае придется заказывать деревянные балки и устанавливать их на уже готовую плоскость потолка. Балки из дерева станут катетами равнобедренного треугольника, скрепляются скобами между собой в вершине треугольника. Более легкие доски при помощи длинных саморезов скрепляют треугольники между собой.

    Листы шифера кладутся снизу вверх, так, чтобы вода не подтекала под листы. Шиферные гвозди забиваются в балки напрямую, потому расстояние между ними должно быть небольшим (оптимальное - ширина листа шифера минус ширина двух волн).

    Ворота для гаража своими руками

    Для начала рассчитаем ширину ворот. Формула проста: ширина вашего автомобиля + 0,5-1 метр для свободного заезда и выезда из гаража. Способов сделать удобные ворота несколько:

    • Поднимающиеся вверх. Реечные ворота, которые уезжают вверх и внутрь, под потолок, сейчас набирают популярности, но для их работы необходимо электричество для питания подъемников. Их установкой занимаются небольшие частные компании.
    • Более простой вариант - сварить ворота из металла. Каркас двустворчатых ворот варится из металлических профилей. Плоскостью может служить как цельный металлический лист, так и деревянный щит, сбитый из досок. Заблаговременно позаботьтесь о месте под замок.
    • Завесы для ворот необходимо брать самые крупные. Они привариваются к металлической раме, которая собирается отдельно и устанавливается во время строительства стен.
    • Ворота должны открываться наружу. Для большого полотна стоит сделать два ручных замка-щеколды, которые будут держать полотно за нижнюю и верхнюю часть рамы. Это сдержит ворота от изгибания во время порывов ветра и перекосов, которые могут прийти со временем.

    Внутренняя отделка гаража

    Если вы просто храните автомобиль в гараже и больше там ничего не делаете, будет достаточным затереть щели между кирпичом или блоками раствором. В случае использования гаража в качестве мастерской, вам стоит позаботиться о функционале пространства - сделать вытяжку, прошпаклевать стены, пробить места под коробки розеток, залить металлические каркасы под верстаки. Покраска стен для такого сооружения не нужна. Также обратите внимание на простоту уборки - не должно быть закрытых углов, периметр должен вентилироваться.
    Освещение лучше ставить по всему периметру - 4 неоновые лампы над рабочей поверхностью с независимыми переключателями для экономии электроэнергии.

    Отопление и утепление гаража

    Об этом стоит заботится, если вы работаете в гараже или живете в северных широтах с холодной и морозной зимой. Утепление гаража пенопластом - возможный вариант. Листы 5см пенопласта защитят строение от потери тепла.

    Отопление гаража лучше устроить при помощи переносных нагнетателей тепла. Небольшие электробатареи и вентиляторы, расставленные по периметру, станут неплохим способом обогреть помещение.


    Установка автономного отопления, батарей водного типа (в случае пристройки гаража к дому) в теории возможны, но на практике практически не применяются.

    Чертежи и схемы для постройки гаража своими руками

    Такая информация есть в интернете в огромном количестве. Однако для планировки гаража для конкретной земли, автомобиля и целей, лучше обратиться к опытному архитектору. Потратьте несколько тысяч рублей на консультацию с экспертом, который поможет составить грамотный чертеж будущего строения. От этого напрямую зависит не только живучесть конструкции, но и ваша безопасность.





    В общественных библиотеках еще можно найти старые советские книги на тему «как построить гараж своими руками». Несмотря на то, что новые материалы и техники строительства появляются на рынке каждый день, классические схемы постройки гаража могут быть вам полезны. По крайней мере, для расчета общих размеров их можно использовать.

    Ориентировочная смета для строительства

    • Цена земли (или аренды)
    • Работа архитектора
    • Цена стройматериалов
    • Аренда спецтехники
    • Прокладывание коммуникаций.

    Постройка гаража в сельской местности обойдется вам примерно в 100,000 р.
    Для города эта цена может быть дороже втрое (ввиду дорогой доставки материалов и особенностей законодательства).

    Популярные вопросы и ответы

    • Как провести электроэнергию в гараж?

    Если он построен на территории гаражного кооператива - это не проблема. Обратитесь к администрации, и вам выделят кабель. Вам придется только купить счетчик и заключить контракт. Для гаража возле частного дома кабель можно провести под землей от дома или над землей (высота не менее 3х метров). В городской черте провести свет сложнее. Для этого обратитесь в управление архитектуры и в компанию электроснабжения.

    • Как лучше разместить верстаки и станки для гаража-мастерской?

    Лучше размещать их на задней стенке гаража. Там же лучше разместить несколько розеток, место для компрессора, поставить шкафы для расходных материалов.

    • Как подобрать замок для гаража?

    Если гараж находится возле дома - достаточно большого замка под длинный ключ. Если же гараж находится далеко от дома - устанавливайте 2-3 замка отличных типов (Навесной, внутренний под разные ключи).
    Иногда владельцы устанавливают сигнализацию от грабителей. Решетки на окна - также не редкость.

    • Как обезопасить гараж от огня?

    Облицовка огнеупорным кирпичом, строительство из газобетонных блоков или другого огнеупорного материала станет неплохой защитой. Также стоит позаботиться о заземлении электросети.
    Утепление пенопластом снижает защиту от огня - для некоторых типов пенопласта температуры горящей сигареты хватит для того, чтобы загореться. Если утепление установлено по всему периметру гаража, то оно легко вспыхнет даже от небольшого огня. Учтите это.

    • Стоит ли делать несколько комнат в гараже?

    Если вы собираетесь заниматься ремонтом и производством - да. Небольшой перестенок можно сделать для того, чтобы обезопасить машину от пыли и грязи. Кроме того, иногда гараж пристраивают к летней кухне, сараю и другим хозяйственным зданиям. Это неплохой вариант экономии территории при сохранении рабочего пространства.