Монтаж и установка радиаторов отопления своими руками. Применение соединения американки Установка американки на алюминевые радиатор

Для нормального функционирования радиатора отопления необходимо установить дополнительную запорную арматуру. С помощь крана можно регулировать поступление теплоносителя в батарею, отключать ее от стояка в случае необходимости, а также стравливать воздух, чтобы радиатор нагревался равномерно. Какие запорные арматуры существуют и как поставить кран на батарею, будет рассказано в этой статье.

Какие краны бывают и для чего они используются

Если вы решили установить на своей батарее кран, то его нужно правильно подобрать. В сантехнических магазинах большой выбор различной запорной арматуры, но не каждая из них подойдет для установки на радиатор.

В системе отопления могут использоваться следующие тепы запорной арматуры:

  • фланцевые шаровые краны;
  • муфтовые шаровые краны;
  • игольчатые краны.

Каждая конструкция используется по-разному. Особенностью фланцевого шарового крана является то, что вентиль может использоваться только в одном положении. Устройство должно быть полностью открыто и пропускать весь поток, либо полностью закрыто. Из-за конструктивных особенностей установить фланцевый шаровой кран на батарею нельзя. Такие устройства используются для контроля трубопроводов.

При помощи муфтового шарового крана можно плавно регулировать движение жидкости. Именно поэтому такое устройство прекрасно подходит в качестве запорной арматуры для установки на радиатор отопления. Муфтовый шаровой кран имеет резьбу. С ее помощью устройство надежно фиксируется на нужном приборе.

Сегодня в продаже есть большой выбор муфтовых шаровых кранов. Они могут быть предназначены для пропускания через себя жидкости с разной плотностью. Эту особенность необходимо учитывать при покупке и внимательно читать технические характеристики к изделию.

Существует еще один вид запорной арматуры, который обычно устанавливают на батарею – это игольчатый кран, или кран Маевского . Центральной частью такого устройства является игольчатый клапан. При помощи ключа (а в случае его отсутствия можно воспользоваться обычной отверткой) клапан можно открыть.

Устройство Маевского предназначено для спуска воздуха из батареи . В системе центрального отопления циркуляция теплоносителя происходит неравномерно. В результате образуются многочисленные воздушные пузырьки. Попадая в радиатор, они скапливаются в верхней его части (как правило, с противоположной стороны от входного отверстия). Такая воздушная пробка в батарее не даст последней равномерно нагреться. Поэтому игольчатый кран или устройство Маевского и устанавливают с торца радиатора.

Кроме этого, существует и другая запорная арматура для радиаторов. Сегодня в продаже можно найти различные автоматические краны. Они позволяют регулировать объем поступающего в батарею теплоносителя, и тем самым управлять температурой его нагрева. Также автоматизации подвергся и кран Маевского. Можно установить устройство, которое само (без участия человека) будет спускать накопившийся воздух .

Как установить кран на батарею

Чаще всего (из-за удобства монтажа) кран на радиатор устанавливается при помощи резьбового соединения или (как его называют в народе) «американки». Такое устройство представляет собой конструкцию с одной или двумя накидными гайками. С их помощью кран прижимается к трубе.

Большая часть «американок» оснащается шестигранными гайками. Это позволяет использовать для закручивания обычный гаечный ключ. Но есть модели, оснащенные двумя прорезями по бокам гайки, в этом случае необходимо использовать специальный ключ.

Не стоит забывать, что вся запорная арматура устанавливается одновременно с монтажом радиатора. Если это делается на уже действующей батарее, то необходимо предварительно слить теплоноситель, а для этого придется перекрывать стояк отопления. Такую услугу должна предоставить управляющая компания.

Установка крана Маевского на чугунную батарею также не составит большого труда. Перед установкой убедитесь, что заглушка имеет нужное отверстие для закручивания устройства. Кран Маевского устанавливается в торцевую заглушку в верхней части радиатора и с противоположной от входного отверстия стороны. Если на заглушке нет нужного места для установки, то необходимо купить другую или просверлить имеющуюся и нарезать в ней резьбу.

Перед установкой перекройте стояк отопления (или закройте запорную арматуру на входе и выходе батареи). Затем необходимо слить воду. После этого можно заменить заглушку и вкрутить кран. При этом необходимо добиться, чтобы отверстие крана смотрело в сторону от стены и немного вниз. Так будет удобнее удалять скопившийся воздух.

При монтаже любого крана важно добиться полной герметичности. Для этого лучше использовать подмотки. При монтаже запорной арматуры с помощью «американки» можно воспользоваться ФУМ лентой, но только в том случае, если резьба не имеет острых краев. Если конструкция резьбы не подходит, то можно применить обычную сантехническую паклю.

Вопрос задал Олег:

Здравствуйте.
У меня возникла проблемка, лопнула гайка на батарее отопления.
Подскажите как её заменить? Фото прилагаю.
Спасибо.

Первое о чём стоит сказать видя этот снимок - гайка американки не уплотняется. В данном случае намотана лента фум. Гайка может лопнуть если её перетянули, а дополнительный уплотнитель тоже сложит поводом для разрыва гайки. На такие места я рекомендую устанавливать усиленные краны.
Если есть возможность отключить стояк отопления, то лучше заменить весь кран с американкой на более качественные, если этого сделать нельзя по каким-то причинам, то необходимо купить такой же краник и использовать от него американку или же купить просто подходящую американку, это будет значительно дешевле.

Как её заменить.

Для начала вам необходимо выкрутит американку из батареи. На снимке роль корпуса батареи играет - красная железка.
Чтобы выкрутить американку, вам необходимо снять батарею или отвести трубы подвода воды, если это возможно. Помимо этого вам понадобиться специальный ключ для американок или же шестигранник. Ключ для американок можно использовать например такой:

Если нет специального ключа, тогда можно воспользоваться чем-то подходящим чтобы зацепиться за зубцы американки:

Например пассатижи:

Или разводной ключ:

Выкрутите эту часть:

и с ней можно отправится в магазин на поиск подобных и в первую очередь приглядитесь именно к отдельным американкам

Теперь из неё можно выкрутить необходимую нам часть и прикрутить к тому кранику. Использовать можно либо только гайку либо гайку с конусом и резиновом уплотнителем, другими словами - основную часть американки.

Если будете использовать старую американку и замените только гайку, то замените и резиновый уплотнитель на новый. Другие уплотнители на гайку не требуются.

ВАЖНО! если вы не используете специальный ключ для американок, а используете например плоскогубцы, то будьте крайне аккуратны при затяжке. Если приложить слишком большое усилие, то можете деформировать конус американки и она станет непригодной.

Ну а в остальном всё должно получиться. Успехов!

Внедрилось в уклад сограждан как уникальная причина тепла зимой. Невозможно представить возможное проживание в особняке без отопительной системы. Тепло несет в себе разнообразные критерии. Можно описать много качеств. Кратко: автономным, газовым, инфракрасным, на твердых брикетах, геотермальным, альтернативным, экономичным и расточительным, водяным, электрическим.


Все люди предпочитают жить в комфортной обстановке со всеми удобствами. Каждому хочется, чтобы в жилище было уютно и тепло. Жителям городских квартир в этом отношении легче. А вот хозяевам частных домостроений приходится самим о себе заботиться. Чтобы в помещениях была комфортная температура и в холодное время, нужно отапливать помещение.

Для этого есть несколько вариантов зависящих от источника тепла и метода установки. Среди владельцев загородных домов наиболее популярна однотрубная система отопления, монтаж которой обходится дешевле, чем двухтрубной. Однако чтобы при минимальных энергетических затратах получить максимальную теплоотдачу нужно все правильно рассчитать.

В однотрубной системе отопления нет распределения на подающую и обратную трубу. Поэтому всю магистраль делят условно пополам и трубу, отходящую от котла, называют подачей, а вторую половину – обраткой.

Что собой представляет однотрубная система отопления или, проще говоря «ленинградка»? Для ответа на этот вопрос нужно знать из чего она состоит.

Теплоноситель, попадая в радиаторы, отдает тепло помещению, остывая при этом

Основные элементы такой системы:

  1. Котел, в котором нагревается теплоноситель. Работать он может на твердом топливе, электричестве или газе.
  2. Отопительные элементы – радиаторы. Нагретый теплоноситель, поступая в них, отдает тепло помещениям.
  3. Расширительный бак для компенсации расширения теплоносителя.
  4. Элементы разводки труб: трубы, запорная арматура и краны.

Принцип работы однотрубной системы отопления не зависит от типа нагревательного прибора и используемого топлива

Как работает однотрубная система отопления частного дома? Теплоноситель (чаще всего вода) нагревается в котле и поднимается вверх, вытесняясь холодной водой. Затем поступает в первый нагревательный элемент, после чего в каждый следующий и возвращается в котел для последующего нагрева. Так создается движение теплоносителя по системе. При этом в каждом радиаторе идет потеря тепла и последний в цепочке будет самым холодным. Эта особенность является, пожалуй, единственным недостатком системы.

Как выходят из подобной ситуации? Первый способ – увеличением размера каждого последующего радиатора или их количества в комнате. Второй – установкой регулирующих вентилей. Третий – использование циркуляционного насоса. Для более эффективной работы системы, трубы прокладывают так, чтобы первыми шли радиаторы, расположенные в комнатах с наибольшими теплопотерями. Это могут быть помещения с окнами, выходящими на северную сторону или угловые.

При помощи вентиля можно регулировать количество поступающего тепла в радиатор

Подключение циркуляционного насоса осуществляется там, где теплоноситель имеет наименьшую температуру. То есть в конце обратки.

А вот в чем преимущества однотрубной системы отопления:

    • меньшие материальные затраты по сравнению с 2-хтрубной;
    • более эстетический вид, труба проходит над или под полом и ее легче спрятать;
    • выбор направления потока теплоносителя;
    • возможность прокладывать трубы под дверными проемами;

Не желательно использовать вертикальную разводку однотрубных систем, если к стояку подключается более 10 радиаторов.

После монтажа труб в стену их можно удачно скрыть. Это придаст помещению более эстетичный вид

Чтобы знать необходимое количество тепла для обеспечения комфортных условий в помещениях нужно сделать теплотехнический расчет. Для этого существуют специальные программы. Сделав правильный расчет однотрубной системы отопления, вы будете знать, какие радиаторы выбрать и сколько, необходимую мощность отопительного котла.

Правильный расчет позволит выбрать то количество оборудования, какое нужно. И вам не придется переплачивать, беря товар про запас. Помимо расчета необходимо сделать схему разводки отопительной системы. Это очень поможет при монтаже. Наиболее правильно, когда однотрубная схема отопления частного дома вычерчивается на плане здания выполненного в удобном масштабе. Так вы сможете рассчитать необходимую длину трубопровода.

  • вертикальная;
  • горизонтальная.

Методу подключения:

  • попутные;
  • тупиковые.

Способу циркуляции:

  • самотечная;
  • принудительная.

В зданиях высотой более 30 метров не рентабельно устанавливать системы с естественной циркуляцией.

Вертикальная система разводки отопления

При вертикальной разводке вода нагреваясь, поднимается по стояку, откуда по распределительным трубам проходит к радиаторам.

Перемещение теплоносителя происходит естественным способом. Эффективность работы системы достигается использованием труб большого диаметра и расположением магистрали под уклоном. Такие трубы сложнее спрятать. Однако этот недостаток покрывается независимостью от электроснабжения.

Примеры вертикальной однотрубной системы с верхней разводкой

Горизонтальная система разводки

В отличие от вертикальной, однотрубная горизонтальная система отопления не имеет подающего стояка. Магистраль может быть вмонтирована в саму конструкцию пола или проходить над ним. В первом варианте во избежание теплопотерь необходимо провести утепление труб. Подающая магистраль также проводится под уклоном.

Источник: http://aqua-rmnt.com/otoplenie/razvodka-otopitelnoj-sistemy/odnotrubnaya-sistema-otopleniya.html

Отопление американка способ монтажа

Что же такое американка? Давайте разбираться. Американка - сравнительно новый для нас вид соединения. Придуман и впервые выпущен в США. Отсюда и название. Современные фитинги (уголок, тройник, муфта) достаточно разнообразны. Но все же быстрый и легкий монтаж трубопроводов оценит любой профессионал, и не только. Соединению с помощью фитингов поддаются любые виды труб. Такие соединители, как американки для полипропиленовых труб, стальных, чугунных, медных, металлопластиковых и так далее, - отличное решение проблемы устройства трубопроводов.

Большинство профессионалов предпочитают американку, так как она имеет ряд преимуществ.

Любой профессионал в вопросах сантехники пояснит вам, в чем состоит различие крана американки от обычного или чем отличается такая муфта от обыкновенной. Вот несколько очевидных преимуществ:

  1. Достаточно легко проводить расстыковку трубопровода (из полипропиленовых, стальных и др. труб), не прибегая к вращению труб.
  2. Соединение с помощью американки (муфта) разъемное, с использованием накидной гайки. Это выгодно тем, что при стыке двух деталей (труба и муфта) необходимо вращать гайку. Но при этом детали остаются неподвижными. Разница принципиальна.
  3. Конечно, можно использовать сгон, но его особенностями являются длина и использование уплотнителя по резьбе. Естественно, разъемным такой вид соединения назвать трудно.
  4. Герметичность при применении американки обеспечивается за счет использования специальной прокладки, что упрощает процесс соединения.

Американка - название условное, и под эту категорию попадают различные фитинги (муфта, кран, уголок), обладающие в своей конструкции накидной гайкой.

Такого рода кран - американка - используют при установке труд водо- и гзоснабжения.

Соединение, именуемое американка, - это резьбовое соединение, поддающееся разбору, с наличием в конструкции уплотнения в виде специальной прокладки. Использовать американку возможно неоднократно. Выгодной стороной такого соединения считается быстрый и не требующий больших усилий монтаж различных деталей (даже крупных) в недоступных местах. Ремонт и профилактическое обслуживание в процессе эксплуатации тоже не доставляют труда и не требуют наличия специального оборудования и смены прокладки.

Два отрезка труб легко стыкуются с помощью такого соединения, как американка (муфта), с применением накидной гайки. Как плюс такого соединения нужно отметить возможность неоднократной сборки и разборки. Такая соединительная конструкция невелика по своим габаритам. Разборка и сборка производится быстро,и отсутствует необходимость вращения отрезка трубы. Конструкция такого соединения прямолинейна, совпадает по осям отрезков труб и состоит из штуцеров (2 шт.), прокладки и накидной гайки (шестигранной).

Варианты соединения с трубой при помощи американки очень различны и могут быть следующими:

  • соединение с нанесенной внутри резьбой;
  • соединение с нанесенной снаружи резьбой;
  • соединение (сварное) с накидной гайкой;
  • сочетание вышеперечисленных способов в любой комплектации.

Расточка резьбы американки, будь то внешняя либо внутренняя резьба, носит конический или цилиндрический характер.

Еще одно различие выражается в том, как выполнена соединительная поверхность штуцера. Это может быть коническая или плоская соединительная поверхность.

Муфты-американки из-за простоты строения не требуют особых усилий при монтаже.

Уплотнение коническое выигрывает и обладает рядом преимуществ:

  • долговечность и надежность уплотнения по типу металл - металл без использования дополнительных материалов в качестве уплотнителя;
  • однородность свойств материала - считается наиболее устойчивым к перепадам температуры и химическим воздействиям;
  • не теряет герметичности даже при небольших отклонениях оси (не более 5 градусов) соединяемых отрезков трубы.

Плоское уплотнение не так требовательно по отношению к точности изготовления составных частей, как коническое. В конструкции плоского входит прокладка в виде кольца, чаще всего материалом изготовления является тефлон. Сами фитинги американки (муфта и другие) изготавливаются из нержавеющей стали различных марок.

В маркировке отражаются такие данные, как размер (указывается в дюймах), марка применяемой стали и условное давление.

Вот список некоторых популярных видов фитинга американка:

  • муфта с наружной резьбой (используется в трубопроводах холодного и горячего водоснабжения, отопления; с ее помощью соединяют полипропиленовую трубу со стальной или с сантехническим прибором);
  • муфта с внутренней резьбой (используется в трубопроводах холодного и горячего водоснабжения, отопления; служит для соединений полипропиленовой трубы со стальной или с сантехническим прибором);
  • трубная с наружной и внутренней резьбой (объект использования - трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, отопление; при помощи таких фитингов осуществляется резьбовое соединение полипропиленовых труб со стальными либо с сантехническим оборудованием).

Угловая муфта-американка зачастую используется в труднодоступных местах соединения труб.

А теперь более подробно. Муфта американка используется, если необходимо соединение двух частей труб либо переход на трубу другого диаметра. Можно считать, это та же самая обычная муфта. Муфта (одна ее часть), при использовании в соединении железных труб - прикручивается, при использовании железных и медных труб - может привариваться, при использовании в паре с трубами из полипропилена или меди - припаивается. Вторая же часть является разборным соединением американка.

Угловое соединение типа американка очень удобно при монтаже в недоступных местах.

Еще одна разновидность - кран. Использование его менее популярно, чем муфта, так как не все знают преимущества этого вида шаровых кранов. А ведь с помощью крана очень легко осуществить монтаж, который до ее появления выполнялся с помощью сгона, состоящего из длинной резьбы, специальной муфты, контргайки и резьбы (ответной). При использовании шарового крана задача упрощается в несколько раз. Несколько оборотов гаечного ключа помогут стянуть две детали (центрирующиеся самостоятельно): непосредственно крана и американки. Как обычно, все гениальное просто.

Радиаторы отопления - еще одно направление, в котором незаменимы данные изделия. Если радиатор подсоединить с двух сторон с их помощью, то он будет легко сниматься, появится возможность регулировки подачи воды и температуры отопления в процессе эксплуатации.

И еще одна новинка рынка - кран американка (угловой). Необходимость такого фитинга очевидна. Он один способен заменить несколько соединений, упрощая монтаж. Ручки крана различаются по своей конструкции. Это могут быть ручки в виде «бабочки» либо ручки-рычаги. Ручки «бабочка» подходят для кранов с малым сечением, потому что усилия для поворота минимальны. А рычаги подходят для кранов с большим сечением, чтобы облегчить выполнение поворота.

Для установки либо демонтажа соединения труб, выполненного при помощи американки, необходимо наличие специального ключа. Чаще всего в сантехнических работах используются американки размера 12 и 34, с имеющимися внутренними выступами в количестве двух, редко шестигранник.

Такой ключ возможно изготовить самому. Для этого вам понадобится обрезок профильной арматуры. Нагревая и сплющивая до формы квадрата, необходимо придать будущему ключу форму конуса, затем произвести закалку.

Какие фитинги нужны для подключения радиатора отопления, изготовленного из чугуна или алюминия? Нужно ли комплектовать отопительный прибор какой-либо запорной или регулирующей арматурой? В нашей статье мы постараемся дать читателю советы по выбору оптимального набора оборудования и по его монтажу.

Сгоны и американки

Что это такое

Начнем с небольшого экскурса в историю.

Совсем недавно по историческим меркам — какие-то двадцать-двадцать пять лет назад — в нашей стране массово продавались и использовались всего три типа отопительных приборов:

  • Конвекторы, представлявшие собой с напрессованными на нее для увеличения теплоотдачи стальными же пластинами.

Уточним: опционально в их конструкции могли присутствовать декоративный экран и жалюзи для регулировки теплоотдачи.

  • Пластинчатые радиаторы — две штампованные стальные пластины, проваренные по периметру. Теплоноситель передвигался по лабиринту пазов между ними.
  • Чугунные секционные радиаторы. Они, думается, не нуждаются в представлении, поскольку и сейчас установлены в большинстве квартир.

Способа крепления предусматривалось всего два:

  1. Сварка . Приваривались к подводкам исключительно конвектора: их механическая прочность и срок службы, как минимум не уступающий продолжительности эксплуатации стояков и подводок, не предполагали демонтажа для ремонта или замены.
  2. Сгоны . Муфта (в случае конвектора или пластинчатого прибора) или радиаторная пробка (в случае секционного радиатора) сгонялась по длинной резьбе на подводке, одновременно наворачиваясь на резьбу прибора или вкручиваясь в нее. Затем соединение герметизировалось подмотанной контргайкой.

Первые алюминиевые радиаторы монтировались по старинке — на сгонах. Однако через несколько лет массово распространились простенькие фитинги — американки, включавшие разъемные соединения с накидной гайкой и резиновым уплотнителем. Их главным достоинством стал простой и быстрый демонтаж прибора: операция, ранее занимавшая до получаса, теперь отнимала не более минуты и не требовала больших усилий.

Справка: чугунная радиаторная пробка из нового радиатора может быть выкручена газовым ключом номер 2.
Чтобы справиться со старой прикипевшей пробкой, его приходится удлинять рычагом или использовать ключ номер 4.
При этом пробка нередко не выкручивается, а в буквальном смысле слова разрывается пополам, лишаясь резьбы.

Есть ли у американки недостатки? В сущности, недостаток лишь один: прочность соединения ограничена качеством резинового уплотнителя и плотностью его прижима. При большом давлении в контуре (например, при гидроударе) именно уплотнитель и сравнительно тонкая накидная гайка американки оказываются слабым звеном.

  • В системах центрального отопления с характерной для них большой вероятностью превышения штатного давления лучше использовать привычные резьбовые сгоны.

  • Американки желательно применять в автономных системах.

Набор фитингов

Теперь давайте выясним, каким будет комплект фитингов для радиаторов в том и в другом случае.

Подключение на сгонах

Для классического в многоквартирном доме бокового подключения радиатор комплектуется следующим набором:

На верхних этажах домов с нижним розливом комплектация дополняется краном Маевского, который устанавливается в расточенную под него верхнюю глухую пробку. Размеры фитингов для радиаторов определяются диаметром подводок; как правило, он соответствует ДУ20 (3/4 дюйма). Сгоны (длинные резьбы) обычно бывают нарезаны непосредственно на подводке.

Полезно: лучшие резьбовые фитинги для чугунных радиаторов традиционно изготавливаются из того же чугуна.
Радиаторных пробок под чугунные радиаторы из стали или латуни в продаже, в общем-то, и не найти; контргайки из латуни слишком хрупки, а стальные со временем намертво прикипают к стальному сгону и не поддаются разборке.

Подключение на американках

В этом случае единственные фитинги для подключения радиаторов отопления — это сами американки в количестве двух штук. Одна из их резьб вворачивается в проходную пробку радиатора, вторая — в муфту или элемент запорно-регулирующей арматуры.

Для соединения крана в радиаторной пробкой используются американки с резьбами «папа-папа».

При монтаже отопления своими руками полезно знать несколько тонкостей.

  • При большом количестве секций радиатора предпочтительно не боковое подключение, а диагональное или снизу вниз. В этом случае для соединения с фитингом вам потребуются одна проходная пробка с правой резьбой и одна — с левой.
  • Диаметр резьб в пробках алюминиевых и биметаллических радиаторов в большинстве случае составляет 1/2 дюйма (ДУ15). Однако при количестве секций более 10 желательно использовать подводки размером ДУ20.
  • Американками нередко комплектуются уже упомянутые элементы запорно-регулирующей арматуры. Комбинированные с фитингами краны и дроссели более компактны, чем два изделия порознь, при этом их цена часто оказывается ниже суммарной стоимости фитинга и крана.

Монтаж

Сгоны

Вот инструкция по подключению чугунной батареи на сгонах.

  1. Сгоняем на длинные резьбы подводки до упора контргайки и проходную пробки.
  2. Навешиваем радиатор, заведя резьбы подводки в первую секцию на 1-3 сантиметра.

Обратите внимание: отопительный прибор вывешивается строго горизонтально, по уровню.
При уклоне в сторону подводки в нем будет собираться воздух.

  1. Подматываем пробку по резьбе пучком сантехнического льна с краской или .
  2. Заворачиваем ее в радиатор до упора с умеренным усилием.
  3. Сгоняем к пробке контргайку, оставив между ними зазор в 5 — 10 мм.
  4. Наматываем в оставшийся зазор по ходу резьбы пучок льна (опять-таки с краской или герметиком).
  5. Подтягиваем контргайку.

Американки

Здесь процедура заметно проще:

  1. Разбираем американки;
  2. Вворачиваем части фитингов с накидной гайкой в муфту, кран или дроссель, а элементы с прокладкой — в радиаторные пробки. Для подмотки используем тот же лен с краской или полимерную нить — герметик.
  3. Навешиваем радиатор на кронштейны.
  4. Наворачиваем накидные гайки американок от руки и осторожно, без лишних усилий подтягиваем их рожковым или разводным ключом.

Арматура

Какие элементы арматуры могут использоваться в обвязке радиатора?

Важный момент: перед дросселирующими и запорными устройствами в любой системе отопления должен присутствовать байпас.
Иначе вентиля и дроссели будут регулировать проходимость всего контура.

Заключение

Разумеется, этот материал не претендует на истину в последней инстанции; какой способ подключения лучше выбрать — решать читателю. Дополнительную информацию к размышлению ему предоставит видео в этой статье. Успехов!

Потребность в установке новых радиаторов может возникнуть не только во время капитального ремонта. Замена батарей и монтаж современной обвязки позволит повысить эффективность обогрева даже в условиях центральной системы отопления. А установить и подключить радиатор можно своими руками.

Разметка для крепления

Стандартным местом размещения радиатора считается простенок под оконным проёмом. Согласно СНиП 3.05.01-85 (п. 3.23) батарея со стороны стояка не должна выходить за границу оконного проёма, а совпадение их осей не обязательно. Но чтобы батарея смотрелась в интерьере гармонично, она должна располагаться симметрично относительно вертикальной оси проёма. Поэтому сначала по уровню отбивают эту ось.

Второй шаг — отбивка горизонтального уровня положения батареи и обеспечение соосности при подключении подводок к футоркам.

Но тут есть одна особенность — горизонтальные каналы радиатора должны быть сориентированы строго по уровню, а трубы прямой и обратной подачи должны иметь небольшой уклон относительно хода теплоносителя. Эти углы нужны для уменьшения силы сопротивления потоку и для снижения риска завоздушивания батареи. Значение уклона очень небольшое — 5-10 мм на длину подводки более 50 см (СНиП 3.05.01-85 п. 3.18), а стальные трубы подводки длиной менее 1,5 м к стене не крепятся. И если происходит замена батареи с привязкой к уже существующей разводке, то, например, для однотрубной системы со стояком смещение положения вверх (или вниз) может нивелировать уклон прямой (или обратной) подачи.

Само же положение радиаторов должно обеспечивать выполнение следующих условий:

  • расстояние от пола — более 6 см;
  • расстояние от подоконника — более 5 см;
  • расстояние от стены — более 2,5 см.

Особенности крепления радиаторов

Самые требовательные к прочности крепления и основания — радиаторы из чугуна. Кроме веса самого изделия, определенную роль играет и внутренний объём секции. Если у популярной серии чугунных радиаторов МС-140 объём может достигать почти 1,5 литра, то у алюминиевого радиатора он не более 0,5 литра, а у биметаллических и того меньше.

При расчёте количества кронштейнов руководствуются положениями п 3.25 СНиП 3.05.01-85 — один кронштейн на 1 кв. м площади нагрева чугунной батареи (но всего их должно быть не менее трёх). Площадь нагрева одной секции зависит от её типа. Например, у М-140 она равна 0,254 кв. м, и для батареи из 12 секций уже надо четыре кронштейна.

Если батарею крепят на три кронштейна, схема крепления выглядит так: две точки внизу, одна посередине вверху. Четыре кронштейна устанавливают попарно друг над другом. А изгиб кронштейна должен обхватывать шейку радиатора (место соединения двух смежных секций).

Крепление биметаллических и алюминиевых радиаторов происходит по той же схеме, что и чугунных. И причина уже не в весе батареи и теплоносителя, а в тонких стенках стальных вкладышей биметаллических изделий, в низкой устойчивости к механическим нагрузкам алюминия и в слабой прочности резьбовых соединений отдельных секций обоих видов радиаторов. Поэтому для них также надо не менее трёх точек опоры.

Чугунные радиаторы устанавливают на кронштейны с дюбелями, закреплёнными в бетонных и кирпичных стенах. Для биметаллических и алюминиевых радиаторов кронштейны можно крепить ещё и к деревянным стенам.

В остальных случаях для установки надо использовать две напольные подставки с фиксацией к стене верхней части радиатора. Если количество секций больше десяти, то нужны три подставки.

Обвязка радиаторов

Сам по себе секционный радиатор — это «полуфабрикат», который подключить к системе невозможно. Особенно учитывая, что с одной стороны у него правая резьба, а с другой левая. Эта особенность продиктована способом соединения отдельных секций в батарею через ниппель, у которого два участка с разнонаправленной резьбой и прокладкой между ними.

Чтобы подключить батарею к системе, нужны специальные фитинги (футорки) и заглушки.

Минимальный набор дополнительных элементов для подключения чугунной батареи включает в себя две футорки и две заглушки. В зависимости от особенностей системы отопления и стороны, с которой подходят подводки, внешняя резьба заглушек и футорок может быть левой или правой. А внутренняя резьба у футорок всегда правая.

Если чугунную батарею надо оснастить краном Маевского или автоматическим радиаторным воздухоотводчиком, то вместо верхней пробки вкручивают ещё одну футорку.

Для алюминиевых и биметаллических радиаторов продают уже готовые комплекты, которые состоят из четырёх футорок (попарно с левой и правой внешней резьбой), одной пробки под размер внутренней резьбы футорки и одного крана Маевского (плюс ключ для него).

Конечно, кран Маевского или автоматический воздухоотводчик необязательны, но они дают возможность спустить воздушную пробку, образовавшуюся в батарее.

Ещё один рекомендованный элемент обвязки для батареи центральной системы отопления — шаровые краны на подачу и обратку. Они дают возможность без остановки системы провести ремонт или замену батареи при появлении в ней течи, а также нарастить количество секций при нехватке тепловой мощности для обогрева помещения.

Для автономной системы отопления вместо шарового вентиля на подачу лучше установить ручной или автоматический терморегулятор.

Краны и терморегуляторы к батарее подсоединяют через «американку», а способ их соединения с подводкой зависит от материала труб.

Подключение к сети

Для самостоятельного подключения к пропиленовым трубам нужно иметь специальный паяльник.

Есть два варианта подключения:

1. Если радиаторный вентиль из пропилена, то его пластиковый патрубок соединяют пайкой непосредственно с подводкой. Затем с крана свинчивают металлический концевик «американки» и вкручивают его в футорку радиатора, используя для герметичности соединения подмотку из льна с пастой или ленту ФУМ. После чего «американку» опять собирают и затягивают ключом накидную гайку.

2. Если радиаторный вентиль металлический, то для подключения к пластиковой подводке используют муфту комбинированную разъёмную с внутренней резьбой. Такая муфта по принципу соединения аналогична металлической «американке», но накидная гайка находится на пластиковом концевике под пайку. Пластиковую часть муфты через соединительный фитинг припаивают к трубе подводки. Муфту разбирают, ответную металлическую часть навёртывают с подмоткой на корпус вентиля и затем собирают её опять, затягивая ключом накидную гайку.

1 — «американка»; 2 — шаровой вентиль; 3 — комбинированная разъёмная муфта; 4 — полипропиленовая соединительная муфта; 5 — полипропиленовая подводка

При подключении к металлической подводке также надо вначале шаровой кран или терморегулятор подсоединить к трубе. Владение навыками сварочных работ необязательно — подключение запорной арматуры к трубе можно сделать при помощи резьбового соединения. Для этого на обрезанной части подводки необходимо нарезать резьбу . Делают это при помощи клуппа. Комплект головок и оправки с одной или двумя рукоятками стоит довольно дорого, но можно купить только одну головку клуппа конкретного размера, а в качестве оправки с рукояткой использовать обычный газовый ключ. Последовательность работ будет выглядеть так:

  • трубы подводки обрезают болгаркой под нужный размер, стараясь добиться, чтобы плоскость среза была перпендикулярной к оси трубы;
  • зачищают конец трубы от ржавчины и с помощью напильника делают небольшую фаску;
  • на рабочий участок трубы и резцы клуппа наносят смазку;
  • насаживают головку на фаску;
  • центрируют её относительно оси трубы;
  • придерживая головку рукой, с помощью газового ключа начинают её проворачивать по часовой стрелке.

В итоге надо получить участок с резьбой размером, приблизительно равным длинной части стандартного сгона (например, для трубы 3/4 — 45 мм).

Затем на этот участок навинчивают контргайку (для Dу 3/4 её толщина равна 9 мм) и муфту (для Dу 3/4 её длина равна 36 мм). Совмещают входное отверстие шарового крана с подводкой и перегоняют муфту с подводки на резьбу корпуса крана (естественно, с использованием подмотки льна или ленты ФУМ). Затем на резьбу рядом с муфтой навёртывают подмотку и перегоняют контргайку.

1 — «американка»; 2 — вентиль; 3 — муфта; 4 — контргайка; 5 — подводка с резьбой

Важно! Рукоятка крана должна быть выставлена вверх или наружу от стены, чтобы ею было удобно пользоваться.

После того как запорный кран (или терморегулятор) жёстко и герметично соединены с подводкой, его через «американку» соединяют с футоркой радиатора.