Требования к узлам учета холодной воды. Узел учёта холодного водоснабжения Монтаж узла учета холодной горячей воды

Описание:

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Особенности монтажа узлов учета холодной и горячей воды

А. Н. Орехов , директор ООО «Строительная фирма ЗЕВС»

Во времена СССР контроль за расходованием природных ресурсов, в частности питьевой воды, практически отсутствовал – государственная политика формирования цен на воду, носящая в прошлом дотационный характер, переводила этот ресурс в категорию бросовых. Как следствие, водопроводные сети развивались не по пути оптимизации существующей схемы и бережной эксплуатации водоисточника, а методом освоения новых. В то же время недостаточное внимание, уделяемое охране водоисточников, привело к тому, что количество поверхностных водоемов, пригодных для забора воды питьевого качества, значительно сократилось на всей территории нашей страны.

В конце XX века плановая экономика нашей страны была замещена рыночной, что превратило питьевую воду в коммерческий продукт. К началу XXI века ресурс многих водозаборных сооружений, построенных еще в середине прошлого века, был исчерпан. Наиболее заметно это на примере крупных городов. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Москве и прилегающем регионе.

Самый крупный город России практически не имеет близкорасположенных источников водоснабжения, способных полностью перекрыть его потребность в питьевой воде. Для решения этой проблемы был сооружен канал имени Москвы, по которому вода из созданного Московского моря через каскад подъемных станций поступает к потребителям.

В последние годы началось массовое внедрение системы многоступенчатого коммерческого учета воды на всех этапах ее транспортировки от водозабора до потребителя. Такой подход позволяет не только стимулировать экономное расходование воды потребителями, но и создает жесткие рамки для эксплуатирующих организаций, принуждая их внимательнее следить за состоянием распределительной сети во избежание излишних убытков из-за протечек.

Учитывая, что во времена существования СССР этому вопросу не уделялось достаточно внимания, подавляющее большинство жилых зданий, являющихся основными потребителями воды в крупных городах, не оборудовано приборами учета.

В целях улучшения обстановки учета воды правительством Москвы проводится масштабная программа по реконструкции узлов учета в жилых домах.

Монтажные работы на таких объектах имеют некоторые особенности. В основном работы проводятся в подвальных помещениях домов, имеющих небольшую высоту в свету, лишенных естественного освещения, загроможденных транзитными трубопроводами. Немаловажным осложняющим фактором является весьма ограниченное время на монтаж узлов учета, который должен производиться в период с 11.00 до 17.00 (по требованию большинства ТСЖ), когда большая часть жильцов находится вне дома.

Для обеспечения успешного проведения работ необходимо уделить большое внимание подготовительным работам, как то:

– первоначальное посещение всех без исключения объектов с обязательной фотофиксацией и минимально необходимыми замерами помещений. С особым вниманием следует отнестись к привязке на обмерочном чертеже мест прохода транзитных коммуникаций и расположения электротехнического и слаботочного оборудования. Также желательно произвести замеры высоты помещения и замеры путей прохода к помещению водомерного узла. Перечисленные действия позволяют вносить необходимые изменения в конструкцию типовых водомерных вставок до начала их сборки и установки, что в конечном итоге сводит к минимуму сварочные работы непосредственно в помещении узла, что в свою очередь сокращает общее время производства работ. Этому также способствует заблаговременное изготовление типовых водомерных вставок в оборудованном цехе;

– заблаговременное решение вопроса об электроснабжении помещений с представителями ДЕЗа (ТСЖ). Мощность, выделяемая на помещение, должна обеспечивать работу всех необходимых инструментов. Как правило, это 5,5–7 кВт. Рекомендуется использовать собственный переносной распределительный щит, позволяющий подключение как однофазного, так и трехфазного оборудования, снабженный помимо автоматических выключателей еще и устройством защитного отключения. Такая комплектация щита обеспечивает высокую степень безопасности при проведении монтажных работ, а также предотвращает обесточивание подъезда или всего жилого дома при случайном коротком замыкании. Все используемое оборудование должно иметь класс защиты не ниже IP55. Электрические розетки, установленные на щите и вилки ручного электроинструмента должны иметь степень защиты IPX64;

– во избежание сильной загазованности в помещении водомерного узла при проведении электросварочных работ целесообразно установить переносной центробежный вентилятор производительностью 200–300 м 3 /ч с напором около 150 Па и нужное количество гибкого воздуховода для вывода загрязненного воздуха на улицу. Такие меры обязательны при работе в замкнутом помещении с малой кубатурой воздуха, т. к. образующиеся при сварочных работах газы могут нанести серьезный вред здоровью рабочих, особенно это касается работы с оцинкованными трубами.

Существенно осложняет проведение работ отсутствие в местах ввода водопровода в здание дренажных приямков. При сливе системы при проведении демонтажных и сварочных работ накапливается значительное количество воды, которая, разлившись по полу, делает электросварочные работы небезопасными. Для решения данной проблемы бригады снабжались шлангами диаметром ¾“ длиной не менее 25 м и дренажным насосом небольшой мощности.

Рекомендуемый состав бригады, полученный из опыта: два слесаря и один сварщик с опытом работы на трубопроводах. При соблюдении описанных выше рекомендаций сработавшаяся бригада способна в день монтировать 3–4 узла учета холодной и горячей воды с диаметром счетчиков 25–50 мм, при условии расположения домов в пределах нескольких кварталов друг от друга.

Основное внимание следует уделять качеству сварочных работ, ведь если подтекающий фланец или муфту возможно подтянуть не опорожняя системы, то свищ в сварном шве после заполнения системы устранить не удастся. Поэтому рекомендуется все полностью готовые блоки предварительно испытывать гидравлическим методом на производственной базе. Это значительно сократит время на устранение протечек в «полевых» условиях и повысит производительность труда.

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

8. Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 261-ФЗ от 23.11.2009

Статья 13.Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

3. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

5. До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

6. До 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Во времена Советского Союза водой можно было пользоваться в неограниченном количестве за очень небольшую плату. Но к сожалению, водные ресурсы не бесконечны и их становится всё меньше. На сегодняшний день вода по значимости становится всё ближе к нефти, а значит, и учёт её потребления строже. В настоящее время существует федеральный закон, согласно которому вся потреблённая вода подлежит подсчёту с помощью специальных приборов. Для обеспечения работы таких приборов или счётчиков и существует водомерный узел.

Что это такое?

Водомерным узлом принято считать участок трубы с различными составляющими элементами, идущий от входа центрального водопровода в многоквартирный или частный дом. С его помощью компания, оказывающая услуги по водоснабжению, контролирует количество использованной потребителями воды на конкретном объекте. Для потребителей установка водомерного узла позволяет не только контролировать использование воды, но и экономить средства за счёт анализа расхода за определённый промежуток времени.

Водомерный узел – это целая система, состоящая из разных элементов, имеющих свое предназначение. Основным составляющим элементом узла является счётчик. Не менее важными частями системы являются фиксирующая арматура с запорным механизмом, сетчатый фильтр, кран с фиксированным контрольно-спусковым механизмом, компенсационные отрезки труб в виде патрубков и прочие элементы, выполняющие соединительную функцию.

Счётчик показывает количество потреблённой воды в кубометрах. Предназначением крана является спуск воды и контроль давления во внутренней сети, с его помощью можно проверять точность показаний установленного счётчика и определять место утечки воды во внутренней системе.

С помощью запорной арматуры перекрывается доступ воды в дом из центральной магистрали. Она используется при демонтаже счётчика или полном сливе системы. Сетчатый фильтр необходим для доочистки поступающей во внутреннюю систему воды от примесей, возникающих в результате коррозийных изменений в трубах или аварийных ситуаций на водопроводной станции. Фланцевые патрубки используются для монтажа отдельных участков системы. А остальные соединительные элементы выполняют вспомогательную функцию.

Нормативные требования

Для обустройства водомерного узла необходимо соблюсти ряд требований, специально разработанных и принятых в Российской Федерации.

  • Для монтажа водомерного узла используют нежилое помещение с относительной влажностью воздуха 75-80% и температурой не ниже +5?С. Место расположения узловой системы должно быть доступно для осмотра, снятия показаний, замены или демонтажа прибора для поверки. В многоквартирных домах и общественных зданиях узлы чаще всего располагаются в центральных тепловых пунктах, подвалах или специально оборудованных приямках. Для частных домов возможна установка в колодце.
  • Установка узла невозможна без предварительной подготовки системы, а именно опрессовки и промывки труб. Непосредственно к монтажу приступают только после заполнения системных труб водой. Трубы и прочие составные элементы, используемые для сборки и последующего монтажа, должны быть жёстко закреплены на поверхности пола или стены. Для того чтобы напор воды не уменьшился с введением в эксплуатацию узла, рекомендуется использовать минимальное количество отводов и фасонных частей в процессе монтажа.

  • Проектирование узла и монтаж прибора учёта должны осуществляться в соответствии с нормативными документами и принятыми нормами (СНиП, технический паспорт счётчика). Измерительный прибор всегда устанавливается на прямом участке и на определённой высоте от уровня пола, как правило, она колеблется в пределах 300-1000 мм. Длина участков с каждой стороны измерительного прибора должна соответствовать государственным стандартам на измерительные приборы (СНиП).
  • Устанавливаемый прибор должен иметь паспорт завода изготовителя с датой выпуска и сертификат государственного образца. После монтажа прибор должен быть в обязательном порядке защищён от несанкционированного вмешательства путём установки пломбы. Опломбирование прибора учёта с выдачей официального разрешения на эксплуатацию производится компанией, оказывающей услуги по водоснабжению.

  • Для оценки объёма холодной воды устанавливают прибор с маркировкой ХВС, а для подсчёта горячей воды – счётчик с маркировкой ГВС. Счётчик ХВС подлежит поверке раз в 6 лет, а работу счётчика ГВС проверяют раз в 4 года.
  • Поверку измерительных приборов осуществляют либо организации с соответствующей аккредитацией, либо компания, обеспечивающая техническое обслуживание данного узла, с выдачей соответствующего заключения. Для проведения проверки измерительного прибора можно использовать специальное оборудование, исключающее возможность демонтажа. Как правило, используют ультразвуковые, электромагнитные и мобильные проверочные устройства.

Виды

Классификация водомерных узлов зависит от количества линий и конструктивных особенностей измерительного прибора, устанавливаемого на линию.

  • В зависимости от количества линий в конструкции, и водомерные узлы подразделяют на простые, состоящие из одной линии, и сложные, с обводной линией . Конструкции, имеющие обводную линию, подлежат установке на объектах с одним вводом воды. Данная система предусмотрена также, если установленный счётчик не рассчитан на пропуск воды в достаточном для систем пожаротушения количестве. Для того чтобы обеспечить водой систему пожаротушения, дополнительно на обводной линии монтируется задвижка, которая приводится в движение автоматически, за счёт электропривода.

  • В зависимости от использованных в конструкции счётчиков, узлы подразделяют на тахометрические, электромагнитные, вихревые и ультразвуковые . Тахометрический счётчик относится к самым распространённым и типовым приборам учёта, устанавливаемым непосредственно в трубах, чей диаметр не превышает 400 мм. Расход воды измеряется за счёт вращения рабочего тела, приводимого в движение потоком. Чем выше скорость вращения, тем больше объёмный расход воды. Подразделение тахометрических приборов учёта зависит от внутреннего устройства.

На сегодняшний день существуют: крыльчатые, турбинные и комбинированные счётчики.

  • Для зданий с небольшим объёмом потребляемой воды, где диаметр труб находится в пределах 15-40 мм, устанавливают крыльчатые секционные водомеры . Монтируют данные счётчики исключительно на горизонтальных участках, соединительные элементы которых связаны между собой с помощью резьбы. Такая установка связана с их внутренним строением. Для более точного измерения потреблённого объёма воды ось прибора должна находиться в перпендикулярном положении по отношению к потоку жидкости. Счётчики для горячей воды выдерживают температуру до +150 градусов, а использующиеся в узлах холодного водоснабжения выдерживают температуру не более +40 градусов.

  • Турбинные счётчики в отличие от крыльчатых могут монтироваться не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. В данном случае поток воды идёт параллельно оси вращения. Вертикальное расположение прибора возможно, если поступающая вода идёт по восходящему типу. Водомерные узлы со счётчиком турбинного типа устанавливают в зданиях с большим расходом воды, где трубы имеют диаметр 50-250 мм.
  • В комбинированных приборах учёта присутствуют элементы крыльчатого и турбинного счётчика. Такие конструкции являются незаменимыми, если в здании фиксируется неравномерный расход водного ресурса, а также есть резкие колебания в расходе.

Способ подачи воды к прибору позволяет подразделять тахометрические счётчики на одноструйные и многоструйные виды. Поток воды, проходящий через механизм одноструйного счётчика, заставляет вращаться пружину, движущуюся вокруг крыльчатки. Для приведения в движение крыльчатки поток воды в многоструйных счётчиках сначала делится на мелкие потоки и только потом попадает на лопасти. Многоструйные виды относятся к наиболее точным приборам учёта данного класса.

Для измерения больших объёмов потребляемой воды на крупных предприятиях устанавливают электромагнитные приборы учёта. Их работа основана на анализе изменений магнитного поля, создаваемого внутри счётчика потоком воды. Электромагнитные модели водомеров относятся к высокоточным измерительным приборам, способным выдерживать любое давление внутри системы, выдавая точные показатели расхода воды за определённый промежуток времени. За счёт подключения к портативному компьютеру можно составить график расхода за разные периоды в динамике.

Работа вихревых счётчиков основана на анализе скорости и интенсивности вихрей, измеряемых пьезоэлементом, расположенным внутри прибора. В ультразвуковых приборах учёт расхода воды происходит за счёт анализа смещений ультразвуковой волны, создаваемой потоком воды. Интервал прохождения волны фиксируется с помощью пьезоприёмника. Используются ультразвуковые приборы в узлах, где невозможно установить электромагнитные счётчики из-за примесей в воде, в частности, для подсчёта объёма сточных вод. Для улавливания примесей чаще всего применяют сетчатый фильтр ДУ 100, использование фильтров с меньшим сечением может привести к падению давления.

Устройство

Проект водомерного узла – это схема, на которой детально прорисовывают расположение всех составляющих элементов и соединений. Существуют разные схемы расположения водомерных узлов. Но последовательность для любой схемы должна оставаться неизменной: сначала идёт запорное устройство (задвижка, кран), затем – участок трубы с фильтром и только потом прибор учёта. При установке счётчиков должны соблюдаться определённые требования. Длина прямых соединительных элементов, исходящих от прибора в обе стороны, должна соответствовать величине, указанной в документе к конкретной модели счётчика. Аналогичные требования предъявляются и к диаметрам участков и условному проходу прибора, они должны соответствовать друг другу.

Длина прямых соединительных элементов образуется за счёт штуцеров с накидными гайками, входящими в комплект со счётчиком. Если они обеспечивают длину, указанную в паспорте прибора, а диаметр условного прохода счётчика соответствует диаметру прямолинейных участков, то в установке переходного элемента необходимости нет. Если же есть несоответствие по длине, а диаметры совпадают, то монтируется удлинённый штуцер с накидными гайками. При несовпадении по диаметру устанавливается переходный элемент.

Для увеличения длины в прямолинейных участках при несоответствии заявленной величине используют соединительные муфты и сгоны (прямые или угловые), а при несоответствии диаметров – и переходной элемент. Допускается также и комбинированная установка дополнительных элементов. Сгон может быть установлен между фильтрующим устройством и счётчиком или между запорным и фильтрующим устройством.

Схема предусматривает также присутствие баков, циркуляционных систем, а в случае затруднённого слива воды допускается и второе запорное устройство , устанавливаемое после прибора учёта. Дополнительно в схему узла включают сливной кран или пробку, в случае, если планируется сливать воду непосредственно с узла и контролировать давление воды на выходе из прибора. Для контроля давления в схему может быть включён регулятор, располагающийся между затворным устройством и счётчиком. Его включают, если шаровые краны, затворные и поворотные устройства не могут обеспечить плавное регулирование потока, для защиты счётчика от гидроударов, а также если требуется периодически снижать давление до оптимальной величины.

Абонент хочет обязать организацию ВКХ осуществить перерасчет в связи с поставкой холодной воды ненадлежащего качества

Организация ВКХ хочет взыскать оплату за холодную воду, потребленную в отсутствие договора

Организация ВКХ хочет взыскать задолженность за безучетно потребленную холодную воду

Абонент не оплатил начисленную ему плату за услуги водоотведения в отношении общедомовых нужд, за которые взимание платы не допускается, и хочет обязать организацию ВКХ произвести перерасчет

Абонент хочет обязать организацию ВКХ осуществить перерасчет платы за поставленную холодную воду, так как организация ВКХ неверно определила ее объем

1. Коммерческому учету подлежит количество:

1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения;

2) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договору по транспортировке воды;

3) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

4) сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения;

5) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

6) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

2. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".

4. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

5. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7 , части 1 статьи 11 , части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

8. Установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Абоненты, организации, эксплуатирующие водопроводные, канализационные сети, обязаны обеспечить доступ представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключены указанные в

11. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Платежи за полученную воду и отведенные сточные воды, по данным Минэнерго России, увеличиваются с каждым годом. Поэтому для множества предприятий задача организации коммерческого учета воды и сточных вод становится все более актуальной.

В 2013 году для организаций, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, правительство Российской Федерации определило порядок коммерческого учета, утвердив «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Организация коммерческого учета воды и сточных вод

Коммерческий учет воды подразумевает расчет платы за транспортируемую воду, которую получают, либо подают по договорам водоснабжения.

Коммерческий учет сточных вод - это контроль воды, которая была сброшена, либо собрана по договорам, заключенным с организациями, работающими в сфере водоснабжения или водоотведения.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод в той части, которая не урегулирована жилищным законодательством Российской Федерации, регламентируется «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно этим Правилам, абоненты или организации, эксплуатирующие водопроводные или канализационные сети и оказывающие услуги по транспортировке воды или сточных вод, обязаны вести коммерческий учет. За исключением случаев, когда условиями договоров водоснабжения или договоров по транспортировке воды предусмотрено иное.

Эти же Правила предусматривают, что организация коммерческого учета воды и сточных вод должна соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Требования к средствам и методам измерений утверждены Федеральным законом от 26.06.208 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. ст. 9. п. 1, ст.12. п.1 102-ФЗ

Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

Коммерческий учет воды и сточных вод должен вестись с использованием приборов учета, на основании которых отслеживаются:

  • сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем;
  • сведения о текущих показаниях приборов учета.

При этом коммерческий учет с помощью приборов учета предусматривает возможность применения телематических систем .

В случае если технические характеристики используемых приборов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.10

Однако использование телематических систем не исключает того, что абоненты или транзитные организации обязаны допускать представителей организаций, осуществляющих водоснабжение или водоотведение, к приборам учета для сверки показаний и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов.

В случае выявления расхождений между предоставленными данными и фактическом потреблении, составляется акт сверки показаний приборов учета. Такой акт является основанием для осуществления перерасчета.

В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета со сведениями, представленными абонентом или транзитной организацией, в установленном Правилами порядке организация, осуществляющая водоснабжение, составляет акт сверки показаний приборов учета. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.12

Согласно этих же Правил, предусмотрена возможность использования контрольных приборов учета. Установка паралельного счетчика позволяет сверять показания с прибором учета воды на стороне ресурсной организации, и в случае расхождений оперативно требовать внеочередной поверки их водосчетчика.

Коммерческий учет воды расчетным способом

«Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают, что коммерческий учет может вестись и расчетным способом. Это означает, что для расчета применяются не данные приборов учета, а специальные методики расчета, утвержденные Правилами.

Расчетный способ применим в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • при отсутствии прибора учета;
  • в случае неисправности прибора учета;
  • в случае нарушения сроков представления показаний в течение 6 месяцев, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом о временном прекращении потребления воды.

Положения «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод» содержат следующие методики расчета:

  • метод гарантированного объема подачи воды;
  • метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
  • метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
  • метод суммирования объемов воды.

Правила также определяют, когда и какой метод применять.

Метод гарантированного объема подачи воды

Расчет по методу гарантированного объема подачи воды предполагает, что поставляемый объем заранее определен договорами водоснабжения. Такой метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии прибора учета воды у абонента;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к его эксплуатации до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Метод учета пропускной способности устройств и сооружений

При использовании метода учета пропускной способности за расчет принимается, что скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду на полное сечение в круглосуточно работающих устройствах по приему воды. При этом объем сточной воды считается равным объему, который был отправлен абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения, либо договором, предусмотрен их прием.

Этот метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии допущенных в эксплуатацию приборов учета в течение 60 дней после получения от ресурсной организации уведомления о необходимости установки;
  • при непредоставлении показаний приборов учета на протяжении 6 месяцев, не считая случаев, когда абонент предварительно уведомил ресурсную организацию о временном прекращении потребления;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета.

Метод расчетного среднемесячного, среднесуточного и среднечасового количества поданной воды

Метод расчетного количества поданной воды применяется на основании показаний прибора учета за последний год. При этом, если счетчик работал менее 1 года, к расчету принимаются данные за фактический период его работы.

Такой метод используется в случаях, когда прибор учета неисправен или демонтируется для поверки, ремонта или замены, но не более чем в течение 60 дней после установления такого факта.

Метод суммирования объемов воды

Метод суммирования объемов воды состоит из определения по показаниям приборов учета или расчетным способом того объема воды, который подан абонентам или другим транзитным организациям.

Метод применяется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также если счетчик неисправен или демонтирован в целях его поверки, ремонта или замены.

Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

В случаях, если прибор учета неисправен или отсутствует, а также если в течение 6 месяцев нарушены сроки предоставления показаний по нему, коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом.

При расчетном способе объем отведенных сточных вод считается равным тому объему воды, который был подан из всех источников водоснабжения.

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.

Если схемой водоснабжения или договором водоотведения предусмотрен прием поверхностных сточных вод, то такие воды, при отсутствии приборов учета, так же учитываются расчетным способом в соответствии с методическими указаниями, изложенными в п.25 Правил.

Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.23

Расчетный способ также применим при самовольном подключении или пользовании централизованной системой водоотведения. При этом «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают расчет по такому методу только за период времени, в течение которого длилось самовольное присоединение или пользование, но не более чем за 3 года.

В случае, если прибор учета отсутствует у транзитной организации, либо в случаях его неисправности или демонтажа, объем сточных вод определяется расчетным способом путем суммирования объема, который был отведен абонентами и объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

Коммерческий учет теплоносителя ведется на основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Постановление предусматривает, что коммерческий учет теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Коммерческий учет теплоносителя ведется с помощью приборов учета. При этом Постановление «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» допускает на узле учета установку приборов для контроля подачи и потребления теплоносителя.

Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений;

В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

Организация коммерческого учета теплоносителя включает в себя также процедуру регулярного снятия показаний приборов учета.

В соответствии с Постановлением «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», если технические характеристики узлов учета позволяют использование телеметрических систем, то производится установка АСКУВ - автоматизированных систем коммерческого учета воды , передающих показаний дистанционно.

В случае, если технические характеристики узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

При этом допускается, что теплосчетчики, оснащенные стандартными промышленными протоколами, могут быть снабжены дополнительными устройствами , позволяющими осуществлять дистанционный сбор данных в автоматическом режиме.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

Поверхностные сточные воды - вид сточных вод, отводимых с территорий жилых домов, строительных площадок и промышленных зон, образующихся в результате выпадения осадков, таяния снега, полива территорий и т.п.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод определены «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Согласно этим Правилам, абонент обязан обеспечить учет поверхностных сточных вод путем установки прибора учета.

Абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, п.35

Проектирование узла учета

Узел учета проектируется на основании проектной документации. Такую документацию подготавливают специализированные организации или частные проектанты.

По итогам разработки в состав проекта входят:

  • пояснительная записка;
  • чертежная документация.

Также к проекту предусмотрены приложения:

  • техническое задание на проектирование узла учета воды, утвержденное абонентом;
  • программа и методика испытаний узла учета;
  • при наличии сужения расчет гидравлических потерь;
  • документация на средство измерений;
  • свидетельство о допуске к проектным работам.

Проектирование узла учета ведется на основании технических условий. Такие условия выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение. «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусматривают выдачу технических условий в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки на их выдачу.

Согласно Правилам, технические условия должны содержать:

  • требования к месту размещения узла учета;
  • требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
  • требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

Допуск узла учета в эксплуатацию

«Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» разрешают допуск узла учета в эксплуатацию силами самих абонентов после заключения договора с организацией, осуществляющей водоснабжение или водоотведение. Для предоставления допуска со стороны абонента формируется заявка.

Правилами предусмотрено, что допуск предоставляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки от абонента.

Заявка на допуск должна содержать:

  • реквизиты абонента или транзитной организации, а также контактные данные с номером телефона лица, от которого поступила заявка;
  • реквизиты договоров, которые заключены на водоотведение, транспортировку воды и т.п.
  • дата и время, при которых возможно допустить в эксплуатацию узел учета.

Также к заявке прилагаются, заверенные абонентом или транзитной организацией, копии:

  • проектной документации на оборудование узла учета;
  • паспортов на приборы учета, которые входят в состав узла учета;
  • документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета.

Помимо прочего, к заявке прилагаются документы, подтверждающие право лица на подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Согласно п. 39 Правил, при допуске узла учета в эксплуатацию также проверяются:

  • соответствие заводских номеров на приборах учета номерам, указанным в их паспортах;
  • соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета;
  • наличие знаков последней поверки, за исключением новых приборов учета;
  • работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета;
  • работоспособность телеметрических устройств в случае их наличия в составе узла учета.

При выявлении несоответствий указанным требованиям узел учета к эксплуатации не допускается.

Когда прибор учета устанавливает организация, осуществляющая водоснабжение, допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном п. 46 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»:

Организация, осуществляющая водоснабжение, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска, а в случае неявки представителя абонента организация, осуществляющая водоснабжение, осуществляет допуск без участия представителей абонента с последующим направлением в его адрес Акта допуска. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, п.46

Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации с даты получения Акта допуска узла учета с приложением копии паспорта на приборы учета.

Эксплуатация узла учета

Узел учета эксплуатируется в соответствии с его технической документацией. В случае выхода узла учета из строя, абоненту следует незамедлительно уведомить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение или водоотведение.

В соответствии с «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», организации предоставляется следующая информация:

  • показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя;
  • предполагаемое время демонтажа приборов учета, требующих ремонта (не менее чем за 2 рабочих дня).

Согласно Правилам, устранить существующую неисправность, необходимо в течение 60 дней с момента поломки. Демонтаж приборов учета для передачи в ремонт, а также последующий монтаж, выполняется в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение или водоотведение.

Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета обязано сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

В соответствии с Правилами, узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

  • приборы учета не отображают результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы или знаки поверки;
  • имеются механические повреждения приборов учета или других элементов узла учета;
  • превышена допустимая погрешность показаний приборов учета;
  • имеются врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренные проектной документацией на оборудование узла учета;
  • имеются признаки несанкционированного вмешательства в работу узла учета;
  • истек период поверки приборов учета.

После проведения ремонта, замены или поверки приборов учета, сотрудниками ресурсной организацией производится опломбирование приборов.

Установка пломб на приборы учета осуществляется сотрудниками ресурсной организацией на безвозмездной основе. Взимание платы с абонента возможно только в случаях, если опломбирование происходило повторно из-за нарушения пломбы или знаков поверки.

Уменьшение расходов с помощью АСКУВ

Рост тарифов на энергоресурсы приводит к необходимости повышения эффективности их использования. Достоверный учет энергоресурсов позволяет не только рационально их использовать, но и снижать платежи за их потребление.

Основным залогом достоверного учета является использование телематических систем, позволяющих дистанционно и вовремя передавать показания о потреблении, а также своевременно отслеживать неполадки в системе.

Смотрите систему автоматизированного коммерческого учета «СТРИЖ»

В продолжение статьи.