На что обратить внимание при выборе культиватора. Какой мотоблок лучше – решать только вам. Комплектация и дополнительные функции

2 Большая мощность. Надежность 3 Популярная модель

Мотоблок принято также называть «мотокультиватором». Это многофункциональная машина для обработки земли. Модели отличаются количеством подключаемых модулей, объему и типу двигателя, способу эксплуатации. Существуют мощные мотоблоки для больших участков, также есть легкие мотокультиваторы для дачи или небольшого огорода.

По типу используемого топлива, эти машины разделяют на дизельные и бензиновые. Дизельные мотоблоки имеют больший показатель тягового усилия, они рассчитаны на эффективную работу при сверхнагрузках. Лучше всего, дизельный двигатель проявляет себя на низких оборотах и при длительной обработке большого участка.

Бензиновые двигатели дешевле, легче и маневреннее. Ими проще управлять человеку без опыта. Кроме того, бензиновые двигатели стоят меньше дизельных, они проще и дешевле в обслуживании. Мотокультиваторы на бензине рассчитываются на небольшие площади обработки, на них не ставят сложную систему охлаждения. Бензиновый двигатель, по сравнению с дизельным, сложнее справляется с работой на низких оборотах.

Следует помнить, что приобретение средств малой механизации осуществляется на многие годы вперед (при соблюдении условий правильной эксплуатации и своевременном обслуживании техники), поэтому рекомендуется приобретать мотоблоки, имеющие определённый запас мощности. Это позволит эксплуатировать технику не на пределе её возможностей, а в более спокойном и щадящем режиме. Мощность, вес и качество оборудования являются основными параметрами, которые необходимо учитывать при выборе. Ниже вашему вниманию представлен рейтинговый обзор лучших моделей бензиновых мотоблоков. Для удобства восприятия, выбранные мотоблоки разделены на три категории по мощности силовой установки и одну дополнительную, где представлены комфортные модели с автоматической коробкой передач.

Лучшие бензиновые мотоблоки легкого класса

Для небольших участков до 25 соток, бензинового мотоблока более чем хватит. Нет смысла платить большие деньги за дизельный агрегат, если с поставленными задачами справиться и легкое устройство на бензиновом двигателе. Такими мотоблоками легко управлять, можно без проблем разворачиваться и объезжать клумбы или дорожки. Они не обладают богатым функционалом, зато конструкция простая для обслуживания. Мы составили список из самых качественных мотоблоков на бензине, чтобы вы могли сделать выбор исходя из мощности двигателя, цены, и возможностей агрегата.

3 Салют 100-ХВС-01

Компактный. Практичный
Страна: Россия
Средняя цена: 33175 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Еще один мотоблок, изготовленный на российской земле, попал в наш рейтинг из-за небольшого веса и наличия у него вала отбора мощности. Эта особенность мотоблоков позволяет подключать дополнительное оборудование к двигателю, в результате чего кардинально расширяется его предназначение. Модель рассчитана для работы на средних почвах, поэтому вес мотоблока составляет всего 70 кг. Отсоединив рулевой вынос и сняв колеса, его можно поместить в багажник обычного седана, что делает эту модель идеальной для дачи.

В отзывах владельцев мотоблока отмечается не только достаточная мощность (7л.с.) двигателя. Положительно оценивается возможность использования в качестве привода для деревообрабатывающих станков или других стационарных оборудований. Для этого достаточно одеть на вал, расположенный справа от редуктора, шкив с защитным кожухом и соединить его при помощи клиновидного ремня с оборудованием.

2 Aurora GARDENER 750

Самый легкий мотоблок с мощностью двигателя 7 л.с.
Страна: Китай
Средняя цена: 28 700 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Когда важна мобильность, производитель жертвует производительностью. Но не в случае с GARDENER 750. Компании Aurora удалось сделать действительно легкий мотоблок, не потеряв при этом в скорости работы мотора. К мотоблоку можно подключать через коленчатый вал с ременной передачей снегоуборочный ковш или роторную сенокосилку.

Особенности модели:

  • Возможность подключать отечественное оборудование через универсальное соединение.
  • Двигатель AE-7 объемом 207 см3 и мощностью в 7 л.с. (Является дешевым аналогом Honda GX210).
  • Небольшой расход топлива. (360 гр/час. Объем бака рассчитан на 8 часов работы без дозаправки.
  • Недостаток - кожух из пластика. Может легко деформироваться или сломаться во время интенсивной эксплуатации.

Какой тип двигателя для мотоблока лучше: бензиновый или дизельный? Все преимущества и недостатки указаны в следующей таблице.

Тип двигателя

Преимущества

Недостатки

Бензиновый

Уровень шума двигателя ниже, чем у дизельного, на несколько десятков Дб

Заводится без электоростартера

Меньше передается вибрация на корпус и на руль

Легко достать топливо

Обслуживание и замена свечи зажигания проще, чем в случае с дизельной свечой накаливания

Невозможность работы двигателя на низких оборотах

Малоэффективная система воздушного охлаждения

Ориентация на небольшие участки (до 20-50 соток)

Малая мощность (до 9 л.с.)

Дизельный

Расход топлива двигателя можно рассчитывать, в зависимости от рабочей нагрузки. Работу на холостом ходу можно снизить практически к нулю

Высокая мощность

Нет необходимости в частой настройке карбюратора или магнето.

Большое тяговое усилие

Хорошее сцепление с землей из-за больших габаритов

Эффективный расход топлива

Большой вес

Тяжело управлять новичку

Покупка оправдана лишь для больших участков

Высокая цена, по сравнению с бензиновым двигателем

1 Нева МБ-1Б-6,0ФС

Лучшая производительность. Доступная цена
Страна: Россия
Средняя цена: 45235 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Мотоблоки под этой торговой маркой заслуженно пользуются спросом у покупателей. Сбалансированное соотношение качества сборки, технических характеристик и надежности гармонирует с установленной доступной ценой. Российские агрегаты «Нева» могут стать, для дачи или небольшого сельского участка незаменимым помощником, облегчающим выполнение тяжелых работ на земле.

Надежный двигатель производства Briggs and Stratton при своевременном обслуживании будет исправно служить не один десяток лет. Легкий мотоблок при помощи дополнительных фрез может обрабатывать за один проход полосу земли шириной 127 см. Отзывы владельцев отмечают необходимость соблюдать регламент эксплуатации – через заданный временной интервал делать технологические остановки в работе для предотвращения перегрева двигателя и редуктора.

Лучшие бензиновые мотоблоки среднего класса

Устройства полупрофессионального класса подойдут для небольших фермерских хозяйств и среднего бизнеса. В полупрофессиональных мотокультиваторах установлен более мощный двигатель, чем у устройств из предыдущего списка. Такие машины рассчитаны на длительную эксплуатацию и обработку площадей до 50 соток. При этом, они унаследовали от «дачных» аналогов малый вес, компактные габариты и бензиновый двигатель. Ниже, мы оценим лучшие модели сезона, исходя из устройства коробки передач, компактности, цены и успеха в продажах.

3 НЕВА МБ-2С-7.5 PRO

Популярная модель
Страна: Россия
Средняя цена: 49 500 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Этот мотокультиватор является одним из самых популярных устройств для механической обработки почв. Нельзя однозначно сказать, почему он так распространен. Одни оценивают его универсальность, другие делают выбор в пользу «Невы» из-за надежности, третьим нравится его мощность и способность работать даже с целиной. У него поистине фантастическая ширина обработки (до 170 см.) и хорошие показатели по тяговому усилию. «Нева» укомплектовывается разными двигателями (Honda, Subaru, Briggs&Stratton) и может отличаться по мощности в зависимости от конкретной модификации

Особенности мотокультиватора:

  • Двигатель Briggs&Stratton. Мощность – 7,5 л.с., объем – 215 см3.
  • Цепной редуктор на 4 передачи.
  • Ширина обработки указанной модификации – 127 см.
  • Довольная слабая глубина обработки. (всего 20 см.).
  • Большой вес (98 кг) обеспечивает хорошее сцепление с землей, но не позволяет маневрировать. Не подходит для малых площадей.

2 Мобил К Ghepard CH395

Большая мощность. Надежность
Страна: Россия
Средняя цена: 132790 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Силовая установка универсального и надежного мотоблока изготовлена в Италии. Двигатель Kohler Command PRO CH395 имеет большую мощность в 9,5 л.с., что позволяет через вал отбора мощности подключать такие модули, как снегоуборщик или косилка. При помощи специальной тележки-прицепа доступна функция перевозки грузов, общий вес которых может достигать 500 кг. Надежная механическая коробка передач имеет 4 скорости и реверс. Это позволяет не только маневрировать на сложных участках, но и разгонять мотоблок до 12 км/час.

Дисковое сцепление и механический редуктор преобразуют крутящий момент с минимальными потерями, что дает хорошую тяговую силу установке. В своих отзывах владельцы характеризуют этот российский мотоблок как мощный и удобный в работе, идеально подходящий для дачи и небольших земельных наделов. Из недостатков отмечается средняя ширина захвата земли – 70 см. Мощность силовой установки позволяет увеличить этот параметр до 100 – 120 см., однако работа на предельных нагрузках снизит долговечность оборудования.

Правильный запуск мотоблока после зимы

Причиной, по которой мотоблок не заводится после зимы, как правило, являются условия его хранения. Неотапливаемые помещения или большой процент влажности в них может привести даже к поломке мотоблока.

Прежде, чем первый раз после зимнего хранения запустить двигатель, необходимо провести замену масла и залить новое топливо, предварительно полностью удалив оставшееся с прошлого года. Возможно, возникнет необходимость продуть сжатым воздухом систему подачи топлива. Выполнив это, проверьте провода на целостность и работоспособность свечи. Несколько раз поработайте ручным стартером без включения зажигания. После откройте воздушную заслонку на максимум, откройте топливный кран бензобака, включите зажигание и заводите. При удачной попытке переведите положение заслонки в рабочее положение и дайте двигателю хорошо прогреться, в том числе для того, чтобы удалить остатки конденсата.

1 Daewoo Power Products DAT 80110

Лучшая цена. Многофункциональность
Страна: Ю. Корея
Средняя цена: 39650 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Качество продукции южнокорейского концерна Daewoo сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Бензиновый мотоблок Power Products имеет вал отбора мощности, благодаря чему его функции значительно расширились – при помощи дополнительного оборудования он может косить траву и убирать снег. Мощности с избытком хватает для транспортировки прицепа. Наличие реверса и две передние передачи обеспечивают мобильность и удобство в работе.

Отзывы владельцев, которые приобрели для дачи этого механического помощника, отмечают высокое качество деталей, надежность и практичность мотоблока. Универсальность модели позволяет подключать оборудование других производителей. Ременная передача снижает вибрацию двигателя и добавляет машине плавность хода. Приличный вес (86 кг.) позволяет без усилий проводить культивирование почвы на глубину в 30 см.

Лучшие мотоблоки тяжелого класса (для больших участков)

Мотокультиваторы тяжелого класса – это многофункциональный тип сельскохозяйственной техники, направленный на решение сразу ряда производственных задач. Высокая мощность двигателя позволяет крепить к таким мотоблокам дополнительные компоненты, такие как прицеп, косилка, почвенная фреза или борона, окучник, или даже снегоочиститель. А возможность обрабатывать до гектара за один раз – относят эти устройства к группе профессионального оборудования.

3 Мотор Сич МБ-8

Большой вес. Высокая проходимость
Страна: Украина
Средняя цена: 83990 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Выпускаемый запорожским заводом «Мотор Сич», этот мотоблок весит 230 кг., что является абсолютным рекордом для бензиновых моделей. Двигатель развивает мощность в 8 л.с. и позволяет установке обрабатывать поверхность земли площадью в 3 гектара. Большой дорожный просвет (240 мм.) и специальный протектор обеспечивают мотоблоку маневренность и высокую проходимость.

Машина имеет множество дополнительных функции, для реализации которых необходимо присоединение узконаправленного оборудования. Отзывы владельцев позволяют судить о большой выносливости машины. Настраиваемая рулевая колонка, на которую вынесены регуляторы режимов работы силовой установки, создает комфортные условия труда, как при обработке почвы, так и при работе с дополнительным оборудованием.

2 Aurora COUNTRY 1400

Самый мощный бензиновый мотоблок.
Страна: Россия. (Производится в Китае)
Средняя цена: 67500 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Несмотря на то, что «Аврора» уступает запорожской модели по весу (разница составляет 72 кг.), мощность двигателя стала причиной нахождения мотоблока в этом списке – 13 лошадиных сил! Именно благодаря такой тяге, бензиновый мотоблок способен вести культивацию почвы с феноменальной шириной захвата земли (170 см.) – для этого потребуется дополнительный набор фрез. Это значительно снижает время проведения работ по сравнению с другими моделями мотоблоков.

Загородная жизнь прельщает многих, кроме чистого воздуха, еще и возможностью получить в свое распоряжение земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако, качественная обработка земли – это всегда очень нелегкий труд, связанный с немалыми физическими усилиями. Орудуя только «верными помощниками»: лопатой, граблями, мотыгой, добиться серьезных результатов, особенно если участок размером все-таки не с «носовой платок» - чрезвычайно сложно. Тем более что современный человек еще и научился ценить время – отдавать весь световой день без остатка только работам на огороде нравится уже далеко не каждому.

Что делать? Загонять время от времени за отдельную плату на свой участок настоящую тяжелую сельхозтехнику бывает невыгодно экономически, а нередко – и вовсе невозможно. Но выход есть – в обработке земли поможет мотоблок.

Появление и широкое распространение подобных механизмов, без особого преувеличения, можно назвать своеобразной революцией в индивидуальной сельскохозяйственной деятельности. Но чтобы техника не подвела, полностью оправдала вложенные в нее средства, ее нужно правильно выбирать. Поэтому есть смыл осветить вопрос - какой лучше мотоблок приобрести для конкретных условий эксплуатации.

Прежде всего – что же подразумевается под понятием «мотоблок».

Это – самоходная сельскохозяйственная машина на одноосном шасси, оснащенная механическим приводом, который создаёт тягловое и рабочее усилие. На мотоблоке устанавливается оборудование пассивного (работающего только от перемещения) или активного (подразумевающего вращение рабочего механизма) типа различной функциональности. Количество возможных агротехнических функций зависит от класса мотоблока и степени его оснащённости.

Цены на популярные мотоблоки

Одним словом, его можно с некоторой долей условности считать мини-трактором, позволяющим выполнять сельскохозяйственные работы в тех условиях , когда применение крупной техники нерентабельно, непродуктивно или вовсе невозможно.

Рабочее или тягловое усилие создается на мотоблоке с помощью установленного двигателя.

  • Не имеют особо широкого распространения, но все же представлены в продаже мотоблоки с электрическим двигателем. Их точнее будет назвать культиваторами, так как функциональные возможности их невелики, ограничиваются поверхностной обработкой почвы и борьбой с сорняками. Тем не менее, для небольших участков , расположенных в непосредственной близости от дома, они вполне пригодны. Тем более без них трудно обойтись тем, кто занимается тепличным хозяйством. Использовать в закрытом помещении мотоблок с двигателем внутреннего сгорания, то есть с выхлопом продуктов сгорания топлива – все же далеко не самый разумный вариант.

Естественно, для работы с такой техникой необходимо предусматривать наличие подключения к электросети. Тянущийся вслед за агрегатом сетевой шнур преподносит массу неудобств работнику, тем более что «соседствует» с острыми вращающимися фрезами. Этот недостаток устранён в моделях электрических культиваторов, оснащенных двигателем, работающим от аккумулятора.

Нет слов - очень удобно. Однако, функциональность невысока, ограничивается лишь поверхностной обработкой почвы в совсем небольшой полосе. И длительность работы от одной зарядки весьма ограничена – обычно не превышает часа. То есть в роли серьезной агротехнической машины рассматривать такие агрегаты все же не стоит.

  • Самыми распространенными и востребованными потребителями являются мотоблоки с бензиновыми двигателями.

На легкой технике такого предназначения чаще устанавливаются двухтактные двигатели, требующие особой подготовки топлива (смешивания в определённой пропорции с моторным маслом).

Достоинствами двухтактных двигателей можно считать их компактность, простоту устройства, неприхотливость. Но на длительную серьезную нагрузку они все же не рассчитаны. Это предопределяет ограниченность функций мотоблоков с подобным приводом.

Четырехтактные находят применение в мотоблоках среднего и тяжелого класса, допускающих использование навесного оборудования, требующего отбора мощности. Более сложное устройство, отдельная система смазки, значительно более высокая цена. Но зато - и возможность развития немалых усилий, уже совсем другие показатели по допустимой длительности и разнообразию выполняемых операций.

Именно мотоблоки с бензиновым четырехтактным двигателем можно назвать наиболее популярными среди владельцев земельных участков.

К общим достоинствам всех бензиновых двигателей можно отнести неприхотливость в работе при любых погодных условиях, в том числе – и при отрицательных температурах воздуха.

  • Наиболее мощными, и в то же время – демонстрирующими наивысшие показатели экономичности в работе являются мотоблоки с установленными на них дизельными двигателями .

Такая техника отличается очень впечатляющими показателями моторесурса. Никакой другой мотоблок не сравнится с дизельным по экономичности расхода топлива, то есть по произведенной работе, пересчитанной на единицу энергоносителя.

Уникальной способностью дизельных двигателей является возможность устойчивой работы на малых оборотах с развитием большого тяглового усилия, что особо важно при обработке «тяжелых » грунтов. Как правило, такие мотоблоки являются монофункциональными машинами с системой отбора мощности и возможностью установки разнообразного оборудования самого разного назначения .

Недостатками дизельных приводов является сложность в обслуживании, которое требует исключительно квалифицированного подхода. Известная проблема дизелей – сложность запуска при отрицательных температурах. Но главное , что ограничивает их широкое распространение - это высокая стоимость. То есть приобретение такого мотоблока должно быть полностью оправдано экономически, и будет иметь смысл при постоянной обработке крупных участков земли. По сути, подобные агрегаты уже вполне можно отнести к мини-тракторам.

Условная классификация мотоблоков по предназначению

Ассортимент предлагаемых потребителям мотоблоков – очень широк. Разнообразие прослеживается во всем – габаритах, массе, мощности и типу двигателя, наличия имеющихся функций и возможностей их расширения, стоимости, и т.п . И если владельцы земельного участка пришли к мысли о необходимости приобретения подобной техники, то необходимо уже заранее довольно четко очертить планируемый круг ее «обязанностей».

Существует условное подразделение мотоблоков на несколько классов, предопределяющих сферу их применения.

  • «Нижнюю ступень» занимают сверхлёгкие мотоблоки. Хотя, конечно, по эксплуатационным возможностям их правильнее будет отнести лишь к мотокультиваторам, так как само понятие «блок» подразумевает наличие широкого функционала .

Такие машины обычно не превышают по массе 15÷20 кг, оснащаются двухтактными двигателями мощностью до 3 лошадиных сил. Обычное для них «вооружение» - это фрезы для неглубокой (не более 80÷100 мм) поверхностной обработки грунта – рыхление, прополка сорняков. Фрезы устанавливаются соосно с колесами . Впрочем, у очень многих моделей такого класса колесный ход и вовсе не предусмотрен. Переключения скоростей, как правило, нет, то есть они работают в одном режиме.

Ширина обработки такими культиваторами составляет порядка 200÷300 мм, что позволяет хорошо орудовать между грядками.

Подобные агрегаты - довольно компактны, что позволяет даже перевозить их в общественном транспорте, то есть брать с собой на загородный участок по мере необходимости. Цены - в доступном диапазоне, но и моторесурс не отличается длительностью. То есть неплохой помощник для огородника-любителя, но ждать от него каких-либо чудес или реальной помощи, например, при весенней вспашке – не следует.

  • Легкие мотокультиваторы обладают массой до 40 килограмм, а мощность их бензинового привода уже может доходить до 4 лошадиных сил.

Функциональность у таких агрегатов тоже не особо выдающаяся. Тем не менее глубина обработки грунта уже может доходить до 150 мм, а ширина за один проход – от 400 до 600 мм. На мягких почвах это позволяет даже проводить вскапывание перед весенней посадкой овощных культур, эффективно и без предложения больших усилий бороться с сорняками. То есть подобный культиватор уже становится весьма действенным помощником на ухоженном участке площадью в несколько соток.

Нередко агрегаты такого класса уже имеют колесный ход, что позволяет в ряде случаев применять и прицепное оборудование. Например, это может быть окучник или небольшой лемех для нарезки борозд.

В легких мотоблоках уже может предусматриваться наличие нескольких передач, правда, реверса (заднего хода), как правило, нет. Это компенсируется наличием передней рукоятки, позволяющей работнику переместить культиватор назад, если в этом возникла необходимость.

Моторесурс двигателей невелик – обычно в пределах 300 часов. Впрочем, двухтактные бензиновые двигатели довольно легко поддаются ремонту с заменой основных деталей. Более слабым местом можно считать редуктор. У многих моделей он имеет неразборную конструкцию с подшипниками скольжения, и большой нагрузки долго не выдерживает. В этом плане лучше себя показывают разборные редукторы, которые позволяют проводить регулярное обслуживание – смазывание подшипников качения, замену пыльников и сальников. Долговечность таких агрегатов может быть ощутимо больше – в три-четыре раза.

Но все равно такую технику сложно рассматривать в качестве серьезного подспорья тем, кто или профессионально занимается сельским хозяйством, или отдает работе на участке большую часть своего свободного времени.

  • Мотоблоки среднего класса уже можно рассматривать как вполне функциональную технику, способную к выполнению множества агротехнических операций. Масса таких машин составляет до 100 кг, а мощность привода (чаще всего – бензинового, хотя встречаются и дизельные модели) – доходит до 6÷7 лошадиных сил.

Благодаря немалой массе и солидной мощности привода, фрезы таких мотоблоков способны провести обработку грунта на глубину 250÷300 мм, за один заход захватывая полосу в 800÷900 мм. Вибрация при работе уже не столь чувствительная, как у машин лёгкого класса. Естественно, куда надежнее у них и силовая передача – редуктор.

Чаще всего такие мотоблоки имеют уже несколько скоростей для перемещения вперед и задний ход. Наличие мощной рамы и пневматических колёс с характерным тракторным протектором позволяет выполнять работы по рыхлому грунту, использовать прицепное пассивное оборудование – плуг, окучник, картофелекопалку, борону, и т.п . В большинстве моделей предусмотрен дополнительный редукторный механизм отбора мощности (чаще всего — через ременную передачу). Это дает возможность применять некоторые типы съёмного оборудования, для работы которого требуется крутящий момент – например, сеялки, косилки и т.п .

Такие мотоблоки вполне подойдут для тех хозяев, кто всерьез занимается сельскохозяйственными работами на вполне приличных участках в несколько десятков соток.

  • Тяжелые мотоблоки по своей функциональности уже можно всерьез рассматривать как профессиональную технику, своеобразные мини-трактора, способные выполнять большой объем работ в течение продолжительного времени.

Масса таких агрегатов превышает 100 кг, что имеет определяющее значение для сельскохозяйственной техники. Естественна, такие весовые характеристики требуют и соответствующего привода. Так, мощность двигателей внутреннего сгорания (дизельных или четырёхтактных бензиновых) составляет не менее 8÷10, а иногда доходить до 16 и более лошадиных сил. Полоса одного прохода при вспашке или культивации может превышать 1000 мм.

Мощная рама мотоблока всегда оснащается надёжным прицепным устройством. Это дает возможность применять тяжелые прицепные механизмы для глубокой обработки земли – лемеховые или дисковые плуги, бороны, картофелекопалки. Использование специальной тележки позволяет превращать мотоблок в транспортное средство для перевозки вполне солидных грузов.

Высокая мощность привода наряду сочетается с наличием нескольких скоростей переднего и заднего хода. Это позволяет выбрать наиболее экономичный и производительный режим работы, в зависимости о состояния грунта и от выполняемой операции. Обязательное наличие коробки отбора мощности обеспечивает универсальность мотоблока, которой может использоваться, помимо чисто сельскохозяйственных функций, в качестве подметальной машины, мотопомпы, опрыскивателя, снегоуборщика с отвальным ковшом или роторным механизмом, садового измельчителя и даже дровокола.

Единственным условным недостатком тяжелых мотоблоков является высокая стоимость. Приобретение будет оправдано в том случае, если обработка земли является основным занятием хозяев и производится на довольно большой площади – от гектара и более. Но на таких площадях достичь чего-либо серьезного вручную – просто нереально, так что без подобной техники - не обойтись. Кроме того, широко применяются такие машины и в коммунальных службах.

Критерии выбора мотоблока для индивидуального использования.

При выборе мотоблока будущий владелец должен уметь оценивать свое приобретение, руководствуясь определенными критериями.

  • Понятно, что для начала следует определиться с классом мотоблока:

Если предполагается обработка совсем небольшого участка прямо около дома или на даче, порядка нескольких соток, то нет смысла приобретать дорогостоящий мощный агрегат. Вполне будет достаточно сверхлёгкой модели с шириной обработки до 300 мм мощностью в пару «лошадей» Это позволит без труда маневрировать между грядками, проводя поверхностную культивацию грунта или прополку. А весеннее или осеннее перекапывание небольшого участка можно выполнить и вручную. Наличие нескольких скоростей – не требуется.

Для участков площадью до 20 соток уже будет целесообразнее приобрести легкий культиватор, способный за проход обработать полосу до 600 мм, мощностью до 3÷3,5 лошадиных сил.

Территория до 60 соток потребует уже мотоблока с более высокими возможностями – это порядка 4 л.с . мощности и 800 мм полосы обработки. Таким агрегатам уже свойственно наличие нескольких скоростей при перемещении в прямом направлении и заднего хода.

Для обработки земельного участка площадью до гектара бывает достаточно мотоблока среднего класса, мощностью до 6÷7 л.с ., и шириной обработки до 900 мм. Недостаточность веса при работе на рыхлом грунте или при необходимости глубокой вспашки может компенсироваться установкой металлических колес с грунтозацепами или использованием специальных утяжелителей.

Наконец, при профессиональной обработке земли на площади более гектара сложно будет обойтись без действительно тяжёлого мотоблока – мини-трактора.

  • Рабочий объем двигателя, безусловно, напрямую связан с его мощностью и с развиваемым усилием на используемые орудия обработки. В продаже встречаются модели с объемом от 50 до 450 см³. и передаваемое усилие растет с ростом объема . Так, двигатели со 130 «кубиками» могут создавать усилие крутящего момента около 6 Нм, а если двигатель имеет объем порядка 300 см³, то это усилие возрастает уже до 20 Нм, что является очень существенным значением, позволяющим проводить обработку плотных грунтов на большой площади.
  • Система пуска двигателя. в мотоблоках лёгкого класса обычно – без вариантов, то есть ручной стартер с вытяжным тросиком. У агрегатов среднего и тяжелого классов нередко устанавливается электрический стартер с пусковой клавишей на рукоятке управления. Удобно, безусловно, особенно при необходимости частых остановок в работе., и особенно необходимо для дизельных двигателей.

Но наличие электрического стартера предполагает и наличие заряженного аккумулятор, а нередко – еще и генератора для подзарядки. Все это и усложняет конструкцию, и делает ее более дорогой. Впрочем, есть модели с ручным стартером, в которых опционально предусмотрена установка и электрического, так что можно взять, как говорится, «на будущее».

  • Важным параметром выбора является тип трансмиссии, то есть механизма передачи вращательного момента от двигателя на рабочие органы мотоблока.

— На агрегатах легкого класса чаще всего применяется зубчато-червячная схема. По сути, это два объединенных редуктора, с верней передачей вращения от двигателя – зубчатой, а нижней, нафрезы или колеса – червячной. Система сцепления, как правило, выполнена по принципу центробежной муфты, срабатывающей при повышении оборотов двигателя, то есть, по сути – ничем другим не управляемая .

— Мотоблоки среднего класса обычно оснащаются ременными, зубчатыми или цепными передачами (возможны их комбинации). Схема довольно надежная и производительная, доступная для регулировки, профилактических работ и ремонта. Система сцепления может представлять собой ременную передачу с прижимным роликом.

— Наконец, для тяжелых мотоблоков применяется либо цепная, либо даже чисто шестереночная система передач, способная выдерживать максимальные усилия вращающего момента. А система сцепления часто практически полностью аналогичная автомобильной – то есть с выжимной муфтой и дисками.

При любом раскладе оптимальным будет выбор такой трансмиссии, которая поддается ремонту. Неразборные редукторы, которые ставятся на некоторые модели, надёжностью, увы, не отличаются, и могут стать немалой проблемой и лишней потерей немалых денег.

  • Если мотоблок приобретается «с прицелом» на использование навесного активного оборудования, то следует обратить особое внимание на систему отбора мощности. По сути, встречаются две основных разновидности.

— Отбор мощности осуществляется через специальный шкив, на котором имеется свободный выделенный ручеек для установки ременной передачи.

— Более совершенной и безопасной в эксплуатации считается система отбора мощности через вал редуктора.

Естественно, все наверное оборудование должного соответствовать системе передачи. То есть иметьили «ответный» шкив ременной передачи, или систему соединения с валом, напрямую или через кардан.

Кстати, диаметр вала тоже очень важен. Так, выпускаются модели как самих мотоблоков, так и навесного оборудования под диаметры 25 и 30 мм.

  • Приобретение навесного оборудования – это отдельная «песня», и производится уже в соответствии с планируемыми агротехническими или общехозяйственными операциями. Но если на этот счет уже есть определенные задумки, то при выборе мотоблока следует сразу же уточнить, есть ли возможность применения с ним соответствующих агрегатов.
  • Стоит обратить внимание на диаметр и толщину протекторов колес . Особое значение это будет иметь, если работы планируется вести по рыхлому грунту. Чем шире колеса , тем меньше будет «самозакапыватсья » в землю сам агрегат. Никогда не лишним станет наличие в запасе пары металлических колес с грунтозацепами.
  • Следует оценить удобство работы с мотоблоком - расположение органов управления (пуска, акселератора, переключения передач и т.п .), доступность к ним в ходе работы. Очень хорошо, если имеется возможность регулировок управляющих рукояток – по высоте (для точной подгонки под рост работника), и в стороны, если операции связаны с движением оператора слева или справа.
  • Следует правильно понимать, что работа с мотоблоков – это вовсе не «легкая прогулка» по полю, и она все равно требует определенной физической готовности работника. Например, иногда требуется немало усилий для поворота или разворота машины, для ее «вытягивания» если она вдруг начинает «тонуть» в грунте. А это означает, что следует по возможности выбирать модели с несколькими скоростями в прямом движении, как минимум одной – заднего хода. Очень хорошим дополнением для средних и тяжелых мотоблоков является система разблокировки дифференциала. То есть при изменении направления имеется возможность блокировать левое или правое колесо для облегчения выполнения попорота или разворота.
  • Качественные мотоблоки оснащаются системами «самозащиты», например, аварийным отключением двигателя при недостаточности уровня масла или перегреве.
  • Наверняка вдумчивого покупателя заинтересуют гарантийные обязательства на выбираемую технику, наличие или доступность запчастей, развитость системы сервисного облуживания в регионе.
  • Неоднозначный вопрос – что лучше, отечественные или импортные модели. Мотоблоки известных западных производителей славятся хорошим качеством сборки, надежной механикой. Но у них может проявиться «капризность» к качеству топлива. Кроме того, цена на них - существенно выше.

Мотоблоки отечественного производства менее прихотливы к качеству бензина или солярки, более доступны по цене. Но моторесурс уже может быть пониже, правда, это часто окупается доступностью комплектующих и невысокой сложностью проведения ремонтно-восстановительных работ. Очень широкой популярностью пользуются модели под брендами «Нева» (Санкт-Петербург) и «Салют» (Москва). Вполне заслуживает всяческого доверия техника «Белорус»

Кстати, неплохим спросом пользуются отечественные мотоблоки с установленными качественными двигателями зарубежных компаний, например «Robin SUBARU EX» , «Lifan» , «Hitachi» , «B&S».

Некоторые зарубежные партнеры организовали производство мотоблоков на территории России, максимально адаптировав модельный ряд по особенности наших условий. В частности, в Воронеже выпускаются мотоблоки известного немецкого бренда «Sun Garden» , в Дзержинске – работает завод «Hitachi» .

Краткий обзор популярных моделей культиваторов и мотоблоков различного класса.

Модели суперлегкого и легкого классов

  • «Hyundai T 1500E»

Электрический мотокультиватор, простейший в обращении, вполне подходящий для обработки небольшого придомового участка или для работы в теплице

Основные характеристики:

— Масса – 13,5 кг.

— Мощность электропривода – 1500 Вт;

— Ширина полосы обработки за один проход – 300 мм;

— Количество фрез – четыре.

— Глубина обработки почвы – 150 мм.

— Регулировка управляющей рукоятки по высоте.

— Колесный ход (без привода на колеса ).

— Количество передач – одна вперед .

— Примерная цена – 7200 руб.

Цены на мотоблок Hyundai T 1500E

Достоинства модели:

— Удобство в работе, не требующей физических усилий, доступной даже людям пенсионного возраста.

— Высокая манёвренность.

— Широкая полоса обработки для моделей такого класса.

— Отсутствие выхлопа газов, довольно тихая работа.

— Вполне доступная цена.

Отмеченные недостатки:

— Требуется удлинитель, за которым приходится постоянно следить в ходе работы.

— Отсутствие реверса.

— Чувствуется недостаток мощности.

  • «Champion GC 243 »

Модель российской разработки, китайской сборки. Вполне приемлемый и недорогой помощник для небольшого участка

— Масса в рабочем положении – 18.2 кг.

— Двухтактный бензиновый двигатель мощностью 1.7 л.с ., объемом 42.2 см³.

— Ширина полосы обработки – 235 мм.

— Глубина обработки — 200 мм.

— Сцепление – неуправляемое, центробежная муфта.

— Редуктор – червячный.

— Емкость топливного бака – 1.3 л.

— Примерная стоимость – 9500 руб.

Отмеченные достоинства:

— Невысокая цена.

— Простота эксплуатации, лёгкость в и понятность в управлении даже для неопытных пользователей.

— Легкий запуск двигателя.

Указанные недостатки:

— Довольно сильная вибрация.

— Нередко отмечается неважная регулировка центробежной муфты сцепления.

— Не берет плотную почву, то есть хорош для уже ранее обработанных грядок.

— Малый набор функций.

— Есть немало претензий к качеству сборки.

  • «Калибр МК-3,5 B&S»

Легкий мотокультиватор с высококачественным двигателем. Модель – российская, производство – Китай.

«Калибр МК-3,5 B&S» — надежный помощник на небольших ухоженных участках

Основные характеристики мотокультиватора:

— Масса в рабочем положении – 29.5 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный, компании «Briggs&Stratton», мощностью 3,5 л.с .

— Ширина обработки двумя установленными фрезами – 380 мм.

— Глубина обработки – 250 мм.

— Число передач – одна вперед .

— Редуктор – червячный.

— Емкость топливного бака – 0.8 л.

— Примерная цена – от 16500 руб.

Достоинства модели:

— Отличный двигатель, легкий в запуске и устойчивый в работе на любых оборотах.

— Наличие сошника для установки глубины обработки почвы.

— Удобная колесная тележка.

— Компактный, умещается в багажнике легковой машины – седана.

Отмеченные недостатки:

— Для плотного грунта – очень легкий , начинает вибрировать и скакать. Показывает свои качества на ранее хорошо обработанных участках. В корнях кустарника «вязнет»

— Фрезы не слишком…

— Греется редуктор даже при не особо большой нагрузке.

— Нет задней передачи.

Модели среднего класса

  • «Салют 5Л-6,5»

Хороший образец отечественного качества и отменной производительности.

Основные характеристики:

— Масса в рабочем положении – 76 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный фирмы «Lifan» , объемом 195 см³, мощностью 6,5 л.с .

— Ширина обработки за один проход – от 300 до 860 мм.

— Глубина обработки – до 250 мм.

— Сцепление – ременное ., с прижимным роликом.

— Редуктор – зубчатый.

— Тип коробки передач – механическая ступенчатая.

— Возможность отбора мощности через ременный шкив.

— Пневматические колеса .

— Емкость топливного бака – 3.6 л.

— Примерная цена – от 28000 руб.

Достоинства мотоблока:

Удобство в управлении, возможность установки рулевых рукояток в оптимальное для пользователя положение.

— Отличная проходимость штатных колёс.

— Лёгкий запуск двигателя.

— Варьирование количеством фрез.

— Безотказность в работе.

Недостатки:

Несмотря на то что модель нельзя назвать новой, и на ее уже многолетнюю эксплуатацию, особых недостатков пользователи и не указывают. Есть пару замечаний на качество приводных ремней (если они китайские) Но после замены на отечественные – претензии исчезли.

Цены на мотоблок Салют 5Л-6,5

Культиватор Салют 5Л-6,5

  • «Нева МБ- 2 Б-6.5 Pro»

Еще один образец добротной, конкурентоспособной отечественной модели.

Мотоблок «Нева МБ- 2 Б-6.5 Pro» — отличный выбор для любителей и профессионалов

— Масса в рабочем положении – 93 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный, компании «Briggs&Stratton», модель Vanguard 6.5. Мощность 6,5 л.с . при объеме 205 см³. ручной стартер, воздушное охлаждение.

— Глубина обработки почвы – 250 мм.

— Ширина полосы обработки – до 1270 мм.

— Количество передач – 4 вперед и 2 назад.

— Редуктор – цепной.

— Коробка передач – механическая ступенчатая.

— Отбор мощности – через ремённый шкив .

— Возможность разблокировки дифференциала.

— Регулировка рукояток по высоте и положению

— Объем топливного бака – 3,6 л.

— Широкие пневматические колеса .

— Примерная цена – от 40000 руб.

Достоинства модели:

— Высокое качество сборки.

— Отличный двигатель.

— Достояние показатели мощности.

— Возможность перевозки в прицепной тележке до 400 кг груза.

Отмеченные недостатки.

— Претензии к качеству ремней.

— Не вполне удобное переключение передач и управление топливной заслонкой («газом»).

— Встречаются гневные комментарии по поводу не вполне продуманной системе переключения передач.

  • «Патриот Урал»

Продукция бывшего американского бренда, ныне принадлежащего России – качественный производительный мотоблок среднего класса.

Основные характеристики мотоблока:

— Масса – 78 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный, P175 , объемом 220 см³, мощностью 7,8 л.с ., ручной стартер, воздушное охлаждение.

— Ширина обработки – до 900 мм.

— Глубина вспашки – до 300 мм.

— Количество передач – 4 вперед и 2 назад.

— Редуктор – цепного типа , в литом чугунном корпусе.

— Сцепление – ременное .

— Возможность отбора мощности через шкив.

— Диаметр колес – 480 мм.

— Брызговики для защиты работника.

— Примерная стоимость – от 34000 руб.

Отмечаемые достоинства:

— Усиленная рама, защищающая двигатель сверху и с боков.

— Удобная конструкция сцепного устройства.

— Очень удобное расположение органов управления, возможность регулировки рукояток по высоте и положению.

— Очень интересная цена для мотоблоков такого класса, на фоне высокого качества модели.

— Высокая проходимость штатного колесного хода.

Недостатки:

По самому мотоблоку претензий не высказано. А вот к качеству сборки штатных фрез имеются вопросы. Нелишним будет произвести подтяжку их всех резьбовых соединений перед первичным использованием.

Видео: Приведение мотоблока «Патриот Урал» в рабочую готовность

Мотоблоки тяжелого класса

  • «CARVER MT-900 DE»

Мощный тяжелый мотоблок российской разработки.

Основные характеристики модели:

— Масса в рабочем состоянии – 173 кг.

— Дизельный четырехтактный двигатель фирмы «Weima» , объемом 406 см³, мощностью 9 л.с .

— Глубина вспашки грунта – до 350 мм.

— Ширина полосы обработки за один проход – от 800 до 1200 мм.

— Шестерёнчатый редуктор.

— Количество передач – две вперед и одна назад.

— Подключение активного навесного оборудования через вал отбора мощности.

— Электрический стартер.

— Примерная стоимость – от 57000 руб.

— Отличные показатели мощности при вспашке даже очень тяжелых грунтов .

— Удобная система управления.

— Стабильная работа двигателя на пониженных оборотах.

— Хорошо продуманная система защиты двигателя и работника.

— Разборный редуктор.

Отмеченные недостатки.

— Довольно высокая сложность самостоятельной сборки мотоблока после его доставки из магазина.

— Нет механизма разблокировки дифференциала.

  • «Aurora SPACE-YARD 1350D»

Тяжелый дизельный мотоблок российской разработки и российского или китайского производства (встречаются оба варианта).

Основные характеристики модели:

— Масса в рабочем положении – 170 кг.

— Двигатель – дизельный четырехтактный, объемом 406 см³, мощностью 9 л.с .

— Электростартер, аккумулятор ёмкостью 36 Ач .

— Количество передач – две вперед и одна назад.

— Глубина обработки почвы – до 300 мм.

— Ширина полосы обработки – от 850 до 1350 мм.

— Количество штатных фрез – до 40 шт. собранных в блоки по 8 шт.

— Объем топливного бака – 5 л.

— Подключение навесного активного оборудования – через вал отбора мощности.

— Примерная стоимость – 65000 руб.

Отмеченные достоинства модели:

— Отличный колесный ход высокой проходимости.

Удобное расположение органов управления с возможностью настройки высоты и положения рукояток.

— Отличные показатели работы на плотных и целинных грунтах.

Недостатки:

Недостатки несущественны, но все же:

— Встречается невысокое качество внешней окраски деталей мотоблока.

— Шумность в работе, несколько более высокая, чем у других аналогичных дизельных мотоблоков.

— Отсутствие механизма разблокировки дифференциала.

— Несколько завышенный расход моторного масла.

Как, наверное, читатель заметил, в обзоре моделей основной упор делался на мотоблоки российского производства. Ничего странного – качественный агрегат профессионального класса обойдется всего в 30÷50 тысяч рублей. Тогда как, например, мотоблок французской компании Caiman (да, действительно, это очень классная техника) с примерно такими же функциональными возможностями перевалит в стоимости за 200 тысяч. Есть над чем подумать!

И в завершение публикации, наверное, читателю будет интересно посмотреть на сравнительный обзор трех популярных моделей мотоблоков.

Видео: «Соревнование» мотоблоков «Нева», «Ока» и «Целина»

Мотоблок — просто рекордсмен в работе на приусадебном участке. Ему под силу вскапывать, окучивать, разрыхлять, пропалывать, высаживать и даже собирать урожай. Если вы работаете на земле, то наверняка отлично знаете о достоинствах моторизированного блока.

Этот миниатюрный трактор с ручным управлением бьет все рекорды популярности среди фермеров. Но одно дело хотеть купить, и совсем другое — знать, как выбрать мотоблок, подходящий именно для вашей работы.

Точно так же, как или , определяться с маркой мотоблока не так уж просто. Потому что ассортимент их на сегодняшний день велик, и он продолжает расширяться. И тут важно быть в курсе новинок, чтобы сделать правильный выбор.

Нельзя ориентироваться исключительно на бренд. Некоторые владельцы техники считают, что американские мотоблоки надежнее остальных, другие предпочитают отечественную технику за сочетание цены и качества. Мы же ратуем за сочетание, прежде всего, функциональности и надежности. Именно на них нужно опираться, чтобы не ошибиться при покупке мотоблока.

С чего начать выбор мотоблока

Рациональный выбор нужно основывать на конкретных параметрах. Что касается выбора мотоблока, то таких параметров несколько:

  • мощность мотоблока;
  • масса/размер мотоблока;
  • тип двигателя (топлива);
  • функциональность мотоблока;
  • компания-производитель.

В этом списке параметры расположены в порядке убывания важности. Как видите, торговая марка оказалась на последнем месте. Именно в такой последовательности мы рассмотрим каждый критерий и проанализируем особенности выбора.

Мощность, размер и мотор мотоблока

Начнем с мощности , как параметра, определяющего остальные. Двигатели моторизованных блоков различаются по мощности от 3,5-4 л.с. до 10-12 л.с. Существуют и промежуточные варианты мощностью 5-6 л.с. Так какой же вариант подходит вам? Чтобы ответить на этот вопрос, ориентируйтесь на размеры земельного участка, который предстоит обрабатывать.

Маломощные мотоблоки
справятся с участком до 50-60 соток. Среднемощный мотор подходит для участков вплоть до 1 гектара. Если ваш земельный надел охватывает до 4 га включительно — вам нужен мощный мотоблок. Кстати, на большей площади (от 4 га и большей) применение мотоблока нежелательно.

И еще один совет . Выбирая технику, возьмите модель с небольшим дополнительным запасом мощности. Этот запас не помешает работе, зато вы точно не будете сомневаться в возможностях мотора, да и прослужит он дольше.

Мощность двигателя определяет два других параметра: ширину захвата и вес мотоблока:

  • малая мощность — захват до 60 см;
  • средняя мощность — захват до 90 см;
  • большая мощность — захват до 100 см.

Это усредненные параметры для разных моделей, но учитывать их нужно в зависимости от размеров участка, выращиваемых растений и т.д. Влияют они и на вес техники. Зависимость между ними прямая:

Облегченные мотоблоки весят не больше 70 кг и имеют мощность 3,5-5 л.с. Как правило, они работают на бензине. Преимущества: легкость в управлении, компактность (помещается в багажник), доступная цена мотоблока. Недостатки: малый вес ослабляет сцепление с почвой, так что вы не сможете глубоко вспахать, обработать целину, использовать легкий мотоблок для посадки и выкапывания картофеля. Для этих целей нужен агрегат побольше.

Средние мотоблоки достигают веса 130 кг и мощности 7-9 л.с. Двигатели в них — преимущественно бензиновые. Основное преимущество перед легкими моделями: универсальность, то есть, возможность использовать больший диапазон навесного оборудования (плуги, окучники, сеялки, культиваторы, косилки, опрыскиватели, насадки для уборки снега и высадки картошки). Глубина погружения в почву — до 30 см, охват площади — до 1 га. Можно присоединить небольшой прицеп.

Тяжелые мотоблоки находятся в весовой категории до 300 кг с мощностью 10-12 л.с. Оснащены дизельными двигателями с воздушным или водяным охлаждением. Наиболее универсальные из мотоблоков: имеют большое тяговое усилие, несколько скоростей, максимальный ассортимент пассивного и активного навесного оборудования, электростартер, почвофреза, большие колеса, однокорпусный плуг. Тяжелые мотоблоки предназначены для обработки участков до 3 га.

Если вам нужно обрабатывать большую территорию , советуем купить мототрактор весом 280 от кг и мощностью больше 14 л.с.

Ваши задачи и функциональность мотоблока

Мотоблок покупают в большинстве случаев для работы в саду или на даче. Планируя покупку, вы должны понимать:

  • какова площадь земли под обработку;
  • какой грунт предстоит обрабатывать;
  • как часто вы будете использовать мотоблок;
  • какие операции будете выполнять.

Соответственно, чем больше и сложнее задачи — тем более мощный агрегат вам нужен. И лучше немного превысить мощность, чем сэкономить на технике недостаточной мощности. В противном случае мотоблок выйдет из строя от перегрузки.

Тип почвы принципиально влияет на выбор мотоблока. Если вы — обладатель легкой черноземной земли, то вполне обойдетесь облегченным мотоблоком. А вот глинистая почва поддается только средне-тяжелым агрегатам. Не говоря уже про целинные участки, возделывать которые удается только при помощи тяжелых (от 120 кг) мотоблоков.

Что касается комплектации , то просто нет смысла тратить деньги на дорогую модель с широчайшими возможностями, если вы заранее знаете, что на практике будете применять только малую часть из них. Зато некоторые параметры действительно важны в любом случае. Вот они:

Вал отбора мощности , или сокращенно — ВОМ. Именно этот механизм позволяет использовать активное навесное оборудование и запускает его.

Возможность разблокировки дифференциала , то есть, блокировки одного колеса. Нужна для разворота мотоблока на месте и смены направления движения. Актуальна на небольших территориях, где поворачивать приходится часто.
Наличие фары, аккумулятора, стартера — это удобно, но и без них возможно обойтись, если необходимо сэкономить. А вот защитные щитки и/или кожухи пригодятся, потому что на безопасности экономить нельзя.

Выбираем мотоблок среди популярных моделей

Итак, мы подошли к ключевому моменту: как выбрать мотоблок из того ассортимента моделей, что представлены на рынке. Большинству покупателей хочется, чтобы им назвали одну модель, которая “лучше всех”. Но, к сожалению, единственной лучшей модели мотоблока не существует. Почему — мы подробно объяснили выше. Как быть? Выбирать по своим потребностям и возможностям из возможных вариантов:

  • Мотоблоки российского производства: Салют, Нева.
  • Белорусские мотоблоки: МТЗ Беларуси, Зубр.
  • Украинские мотоблоки: Кентавр, Zirka.
  • Европейские мотоблоки: Кайман (Франция).

За пределами отечественного рынка , в мире широко распространены китайские и американские мотоблоки. Кроме того, часто можно встретить “смешанное” происхождение: когда мотоблок собран в одной стране, а его двигатель изготовлен в другой. Примером может служить мотоблок Нева с американским мотором Briqqs&Stra.

Страна-производитель не так важна, как соответствие мотоблока вашим ожиданиям. И совет напоследок: выбирая мотоблок, учитывайте доступность деталей, стоимость последующего обслуживания и наличие сервисных центров. Удачи в выборе и работе!

А для самых любопытных, предлагаем ознакомиться с видео о мотоблоке

Мотоблоки повсеместно появились не так давно. Еще 30 лет тому назад их в нашей стране не выпускали. Причина тому проста - в колхозах, которые были основной формой хозяйствования в СССР, землю обрабатывали мощными тракторами.
Лишь некоторые "кулибины" создавали подобие мотоблока для обработки личного участка из подручных средств. Такие самоделки сразу же становились предметом зависти всех односельчан. Еще бы - ручной, многофункциональный инструмент для обработки земли - это просто мечта советского земледела или дачника.

Но с распадом СССР началась новая эпоха - время мотоблоков. Крупные хозяйства стали распадаться. Их место стали занимать ЛПХ и небольшие фермы. Для таких хозяйств купить полноценный трактор - очень сложно, да и часто - незачем. Мотоблок вполне справлялся со всеми работами, заменяя сразу несколько видов техники.

С ростом популярности мотоблоков, росло и количество их производителей и моделей. На данный момент разнообразие этой техники настолько велико, что очень сложно определиться с выбором.

Что же такое мотоблок?

Мотоблок - это мобильный силовой агрегат, который оснащается дополнительным навесным оборудованием для выполнения широкого круга сельскохозяйственных работ.

Следует отметить, что мотоблок - это не мотокультватор, как думают многие. Мотоблок способен выполнять гораздо больший набор работ, а не только культивацию земли.

Какие работы способен выполнять мотоблок? Навесное оборудование

Те, кто никогда не пользовался мотоблоком, предполагают, что его функции ограничиваются обработкой почвы. Но это далеко не так, и счастливые обладатели данного "мини-трактора" могут с помощью него выполнять следующие работы:

Вспашка земли

С помощью специального небольшого плуга, который является навесным оборудованием для мотоблока, действительно пашут землю. Чем больше мощность мотоблока - тем эффективнее вспашка. Так наиболее мощные модели можно смело отправлять на поднятие целины.

Мотоблок способен значительно сэкономить силы и время дачникам и владельцам небольших подсобных хозяйств. Он позволяет вспахать землю быстро и достаточно качественно. При этом можно забыть о муках с лопатой или найме трактора, который перелопатит весь участок, оставив за собой множество огромных комьев.

Кроме того, качество почвы, обработанной мотоблоком, значительно выше, чем при вспашке лопатой или даже мотокультиватором. Причина тому - вскрытие глубинных слоев почвы и тщательное перемешивание грунта. Это позволяет как следует насытить почвенный слой кислородом, и как результат - повысить урожайность земли.

Боронование

Мотоблок может оснащаться еще одним видом навесного оборудования - бороной. Борона представляет собой специальную насадку с зубьями.

При бороновании мотоблоком измельчается верхняя сухая земляная корка, образующаяся от пересыхания почвы под воздействием солнца.

Боронование - один из самых эффективных методов удаления сорняков.

Важность боронования - это создать возможность кислороду поступать к корням растений. Кроме того, без этой процедуры нарушается насыщение влагой корневой системы растений.

Окучивание

Любой огородник, выращивающий картофель или, скажем, клубнику непременно оценит и такую функцию мотоблока как окучивание. С помощью навесного окучника мотоблок способен поднимать борозды для осуществления вентиляции клубней.

Посадка и сбор урожая

Не смогут сдержать эмоций любители картофеля и от еще двух навесных агрегатов для мотоблока. Это картофелесажалка и картофелекопалка. Сажать и собирать урожай картофеля мотоблоком в разы быстрее.

Кроме того на рынке представлены и специальные сеялки для посева семян практически любых огородных растений.

Перевозка

Соединив мотоблок с прицепом, можно получить своеобразный мотороллер. Да скорость его будет не велика. Зато грузы он перевезет как заправский мини-трактор - вы поразитесь на что способен этот малыш.

Его не пугают не мешки с цементом, ни тюки с удобрениями, ни горы вашего урожая. Да и вы сами сможете передвигаться почти в с полным комфортом - восседая на "каблучке" и представляя себя то ли трактористом, то ли ямщиком.

Зимние работы мотоблока

В зимнее время мотоблок легко оборудуется в машину для уборки снега. При этом можно использовать целый набор навесного оборудования.

Например, после сильного снегопада для расчистки пешеходных дорожек подойдет снегосбрасыватель. Мотоблок, оснащенный этим инструментом легко может выгрести даже глубокий снег и выбросить его на обочину дороги.

Если снегопад был несильный, а снег еще не успел слежаться - подойдут снегоочистительные щетки, которые помогут вычистить все пешеходные дорожки.

Для уборки затвердевшего, слежавшегося снега можно использовать специальную снегоуборочную лопату. Она оснащена ножами для устранения слежавшегося снега.

Устройство мотоблока

Мотоблок - на самом деле довольно простое механическое средство. Он состоит из нескольких основных узлов: двигателя, трансмиссии, сцепления, редуктора и вала отбора мощности.

Рассмотрим их более подробно.

Двигатель мотоблока. Современные мотоблоки оснащаются тремя видами двигателей: бензиновым, дизельным или электрическим.

Электрические мотоблоки встречаются редко. Связано это с тем, что их мощность невелика, соответственно функционал их ограничен.

Дизельные мотоблоки являются самыми мощными, но и самыми дорогими. Хотя они наиболее экономичны по сравнению с бензиновыми, кроме того они более надежны. Но все определяет высокая цена - поэтому их тоже не часто встретишь в простом российском хозяйстве.

А вот мотоблоки с бензиновым двигателем - самые распространенные.

Трансмиссия мотоблока. Представляет собой систему узлов, которая предназначена для передачи крутящего момента с двигателя на колеса и рабочий орган мотоблока. Существуют несколько типов трансмиссий, которые устанавливаются на различные типы мотоблоков.

На легкие мотоблоки в основном ставится зубчато-червячная трансмиссия. Она включает в себя два редуктора: зубчатый (верхний) и червячный (нижний). Иногда такие трансмиссии оснащаются валом отбора мощности.

На мотоблоки средней мощности чаще всего устанавливается ременно-зубчато-цепная трансмиссия. В ней вращение двигателя на вал редуктора передается посредством ремня. В то же время вал редуктора через цепь подает вращающий момент на навесное оборудование или колеса.
И, наконец, зубчатая трансмиссия ставится на тяжелые мотоблоки. Ее конструкция во многом схожа с трансмиссией трактора. Благодаря зубчатой трансмиссии мотоблоки имеют несколько скоростей (как вперед, так и назад).

Редуктор. Эта деталь, на которую стоит обратить внимание при выборе и покупке мотоблока. Редуктор непосредственно влияет на надежность и срок эксплуатации "мини-трактора". Служит он для передачи мощности с вала двигателя на рабочий орган мотоблока.

Предпочтительнее модели с разборным редуктором. Такие редукторы ремонтопригодны. К тому же если из строя выйдет лишь часть агрегата, то ее легко заменить, а не покупать новый мотоблок.

Данный механизм унаследован мотоблоком от трактора. Этот агрегат необходим для работы навесного оборудования.

Какова мощность мотоблока, и как ее выбрать?

Именно по фактору мощности все мотоблоки подразделяются на три вида.

Виды мотоблоков в зависимости от мощности

Итак, как мы уже указывали раньше все мотоблоки по параметру мощности подразделяются на:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые;


Легкие Мотоблоки

Этот вид мотоблоков имеет двигатели мощностью до 5 лошадиных сил. На выполнение тяжелых работ с плугом на твердом грунте они практически не способны из-за малой мощности, так как быстро перегреваются и не могут тащить плуг.

Для легких мотоблоков подойдут и легкие работы в небольших личных подсобных хозяйствах - рыхление и культивация легкой почвы.

Средние Мотоблоки

Это уже более серьезная техника с мощностью мотора в среднем до 8 лошадиных сил. Зачастую они оснащены многоступенчатой трансмиссией и задним ходом.

Оснащение валом отбора мощности - позволяет средним мотоблокам использовать навесное оборудование. В этой линейке мотоблоков уже появляются дизельные модели.

Тяжелые Мотоблоки

Эти машины уже больше походят на мини-трактор. И не мудрено - их вес часто превышает 100 кг, а двигатель развивает мощность свыше 10 лошадиных сил.

Все тяжелые мотоблоки оснащаются валом отбора мощности и готовы к работе с любым навесным оборудованием.

Большие мотоблоки имеют расширенные характеристики, которые несомненно превосходят возможности мотоблоков легких или средних. Кроме того они более надежны из-за использования комплектующих с более высокой износостойкостью.

Работоспособность таких машин тоже впечатляет - некоторые модели способны работать сутками в прямом смысле этого слова.

Конечно, все эти преимущества существенно отражаются на цене тяжелого мотоблока. Хотя, если размеры вашего хозяйства достаточно велики, а список необходимых работ постоянно растет - то покупка тяжелого мотоблока может значительно сэкономить вам силы, время, а в последствии и деньги.

Как выбрать мотоблок?

Выбор мотоблока напрямую зависит от площади обрабатываемого участка, вида и объема работ. Если вы знаете мощность мотоблока и площадь участка легко рассчитать количество часов работы, необходимое для обработки данного участка.

По данным в таблице ниже вы можете определить требуемую мощность мотоблока.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что более мощные мотоблоки, как правило, более надежные.

Задумываясь о том, как выбрать мотоблок, обратите внимание и на отзывы пользователей. А отзывы говорят о том, что отечественные мотоблоки менее надежны и долговечны, чем импортные. Хотя это правило охватывает все машиностроение.

Поэтому при выборе отечественного мотоблока следует уточнить данные по ремонтопригодности выбираемой сельхозмашины.

Как и при покупке любой техники, цена мотоблока напрямую зависит от его оснащенности. Как выбрать мотоблок? - по своим нуждам и финансовым возможностям. Самая дешевая - базовая комплектация. Чем больше оборудования установлено на агрегат - тем соответственно выше его цена.

В связи с вышесказанным до покупки мотоблока четко выделите и запишите те задачи, которые должен выполнять этот агрегат в вашем хозяйстве. Исходя из списка задач и выбирайте модель и комплектацию.

При выборе модели мотоблока уточните, что уже входит в базовую комплектацию машины. Разные модели могут иметь разное оснащение даже в базовой комплектации.

Внимательно рассчитайте необходимую мощность мотоблока. Учитывайте, какой тип почвы на вашем участке. При легкой рыхлистой почве можно выбрать более низкую мощность двигателя мотоблока. Если почва тяжелая и плотная - придется обратить свой выбор в сторону более мощных моделей.

Выбрав определенную модель мотоблока, уточните какой срок гарантии предоставляется на технику. Важным моментом является и вопрос присутствия сервисного центра, обслуживающего данную марку, в вашем регионе.

Что касается дополнительного навесного оборудования - не стоит бросаться как кот на масло и сразу покупать все подряд. Обычно сначала покупают только оборудование для культивации почвы. Остальное - приобретается по мере необходимости. Так вы сможете сэкономить приличную сумму.

Популярные модели мотоблоков


Российские мотоблоки

В группе легких и средних мотоблоков можно выделить популярный среди потребителей агрегат Нева МБ-1Б-6,0ФС . Данная модель отличается доступной ценой - в среднем 45 000 рублей при достаточно хорошем оборудовании.

Разработанный производителем редуктор "МультиАгро" позволяет мотоблоку работать на трех передних передачах и одной задней. А с помощью откидного щитка можно осуществлять перестановку ремня, что добавляет дополнительные передачи.

Характеристики Нева МБ1-Б-6,0ФС

  • Двигатель: Briggs&Stratton RS950 производства США 4-х тактный
  • Мощность: 6 л.с.
  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Топливо: бензин

Другой моделью мотоблока Нева является МБ1-Н "МультиАгро" . Данный сельхоз-инструмент предназначен для работ на небольших и средних участках с суглинистой почвой.

Мотоблок МБ1-Н "МультиАгро" демонстрирует высокие тяговые возможности при меньших затратах мощности.

Характеристики МБ1-Н "МультиАгро"

    Двигатель: Honda производства Японии

  • Мощность: 5,8 л.с.

  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Луч МБ1 (Ока МБ1) - мотоблок был разработан еще в 80-ч годах прошлого века. Его отличает простота конструкции, прочность и износостойкость конструкции и высокая ремонтопригодность.

Несмотря на то, что мотоблок Луч МБ1 не претендует на место идеала сельхозтехники, его конструкцию успешно переняли и успешно выпускают подобную технику под другими марками ряд отечественных и китайских производителей. Причина тому - универсальность мотоблока.

Предназначен Луч МБ-1 предназначен для обработки небольших участков земли в ЛПХ и на даче. Хорошо работает на легких почвах, на глиняных - заметно "устает".

К недостаткам мотоблока Луч можно отнести высокую массу. Справиться с такой тяжелой машиной сможет только физически подготовленный человек.

Характеристики мотоблока Луч МБ-1 (Ока МБ-1)

  • Двигатель: ДМ-1 4х тактный производства России (аналоги мотоблока комплектуются зарубежными двигателями)
  • Мощность: 5 л.с.
  • Масса: 100 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 71-120 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Согласно отзывам пользователей и статистике второе место по популярности в России после "Невы" занимают мотоблоки "Салют" .

Главным преимуществом мотоблока Салют является шестеренчатый редуктор. Все дело в том, что такие редукторы обычно ставят только на тяжелые мотоблоки, а машины средней мощности оборудуются цепной передачей. Данный редуктор способен выдержать большие нагрузки, и имеет повышенную стойкость к внешним ударам камней и твердых комьев земли.

Низкий центр тяжести мотоблока защищает его от опрокидывания. Кроме того, "Салют" оборудован легкосъемными рулем и колесами, что снижает его время сборкиразборки и повышает транспортабельность.

Характеристики мотоблока Салют 5/Салют 100

  • Мощность: 6,5 л.с.
  • Масса: 78 кг
  • Ширина культивации (захват): 36-80 см
  • Глубина обработки почвы: 25 см
  • Топливо: бензин


Японские мотоблоки - лучшие мотоблоки в мире

"Kubota" - один из самых надежных производителей. Наиболее популярная модель - Kubota K1-8 позволит обрабатывать даже большие участки. Модель обладает низким уровнем шума. Но главное преимущество мотоблоков - их компактность.

Характеристики мотоблока Kubota K1-8

  • Двигатель: 4-х тактный Honda GX200 Япония / LIFAN 168F-2B / Briggs&Stratton Vanguard 6,5
  • Мощность: 8 л.с.
  • Масса: 160 кг
  • Количество передач: 4 передних, 2 задних
  • Водяное охлаждение

Если нужен более легкий мотоблок, то стоит обратить внимание на марку "Кайман" . Мотоблоки этого производителя имеют высокую надежность и ремонтопригодность.

Да и 3 года гарантии не могут не радовать.

Характеристики мотоблоков Кайман

    Двигатель: Subaru EP 17 OHC 2-х или 4-х тактный

  • Мощность: 5-7 л.с.
  • Количество передач: 2 передних, 1 задняя

Какой мотоблок купить и как его обслуживать?

Вывод

К выбору мотоблока нужно подходить ответственно, чтобы потом избежать огорчений.

Прежде чем купить мотоблок, нужно детально рассчитать все параметры техники, которые вам понадобятся исходя из следующих факторов:

  • площадь обрабатываемого участка;
  • тип почвы;
  • необходимый спектр работ;
  • какое навесное оборудование понадобится прежде всего.

На основании вышеперечисленного можно сделать выбор типа мотоблока и его мощности.