Политическая карта америки. Формирование политической карты латинской америки

Что такое Латинская Америка – особенности эконом-географического положения. Политико-географические «членения» макрорегиона. Открытие, исследование и захват территорий и государств Латинской Америки. Загадочные цивилизации: майя и ацтеки – “греки” и “римляне” Нового Света. Христофор Колумб. Испано-португальская колонизация и деколонизация. Состав населения. География обретения независимости. Типология стран Латинской Америки. Роль США в Центральной Америке

Основные черты хозяйства латиноамериканских государств. Особенности политических режимов и политической культуры. Федерализм в государствах Латинской Америки.

Латинская Америка как «особый путь»?

Литература основная:

Литература дополнительная:

    Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М:Наука, 1974

    Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М:Просвещение, 1992

    Magstadt Thomas. Nations and Governments. Comparative Politics in Regional Perspective. Boston: Bedford/St.Martin’s, pp.369-478

Тема 10. Субрегионы Латинской Америки.

Латиноамериканские субрегионы. Мексика. Центральная Америка и Вест-Индия. Андские страны (Перу, Боливия, Чили, Эквадор, Венесуэла, Колумбия). Ла-Платская группа (Аргентина, Уругвай, Парагвай), «Гвианский треугольник» (Суринам, Гайана, Французская Гвиана). Бразилия.

Литература основная:

    Родионова И.А. Политическая карта мира. М., 2001, сс.51-58

    Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского. М:Крон-Пресс, 1998, сс.342-390

    Голубчик М.М. Политическая карта мира. Смоленск, 1998, сс.263-275

    Киссинджер Генри. Нужна ли Америка внешняя политика. М: «Ладомир», 2002, сс.79-110

Литература дополнительная:

    Малая энциклопедия стран. Под ред. Н.Г.Сиротенко, В.А.Менделева, М., 2001

    Comparative Politics Today. Gabriel Almond et al. New York: Pearson, Longman. 2004 (Politics in Mexico, pp.466-519; Politics in Brazil, pp.520-579)

Семинар 5. Формирование политической карты и субрегионы Латинской Америки.

Вопросы к семинару:

    Перечислите основные вехи становления системы национальных государств в Латинской Америке?

    Перечислите и дайте краткую характеристику основных субрегионов Латинской Америки (по карте).

    Какие типы стран формируют Латинскую Америку?

    Почему федерализм «прижился» в Латинской Америке и «не прижился» на Африканском континенте?

Тема 11. Формирование политической карты и территориальные структуры Северной Америки.

Колонизация Северной Америки. Тринадцать колоний: генезис и внутренние различия. «Англо-саксонская Америка». Заселение Новой Англии – «Мэйфлауэр». Война за невависимость. 1776 г. – образование США. Принятие Конституции. «Федералист» Гамильтона, Мэдисона и Джея. Война между Севером и Югом. Управление Югом.

Этапы заселения североамериканской территории. Ордонанс 1787 г. Акт о гомстедах. Проблема фронтира. «Иди на Запад, юноша, и расти вместе с этой страной…»

«Новая Франция». Онтарио и Квебек. Канада: формирование современной федеративной структуры государства. Проблема Квебека. Колониальная политика Великобритании и Франции на Североамериканском континенте: сравнительный аспект.

США: внутренние территориальные политико-культурные различия. Северо-Восток (Новая Англия, Мегалополис, Верхний Нью-Йорк, Питтбургская Пенсильвания). Средний Запад (Приозерье, Огайские равнины, Сент-Луис, кукурузный и пшеничный пояса). Американский Юг (Стары и Глубокий Юг, Флорида, Каджунский Галф, Озарки, Пограничный и Новый Юг). Запад (Горный Запад, Северо-Запад, Калифорния). Аляска и Гавайи.

Литература основная:

    Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского. М:Крон-Пресс, 1998, сс.297-341

    Смирнягин Л.В. Районы США. М:Мысль, 1989

    Голубчик М.М. Политическая карта мира. Смоленск, 1998, сс.258-262

    American Space / American Place. Geographies of the Contemporary United States. Ed. by J.Agnew and J.Smith, Edinburgh University Press, 2002

    Gilbert Martin. Atlas of American History. London and New York: Routledge, 2006

Литература дополнительная:

    Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М:Прогресс, 1993

    Агеев А.Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров. М: «Аспект Пресс», 2005

    Zagarri Rosemarie. The Politics of Size. Ithaca and London: Cornwell University Press, 1987

    All Over the Map. Rethinking American regions. The John Hopkins University Press, 1996

    Zelinsky W. The Cultural Geography of the United States. Prentice-Hall, 1973

Семинар 6. Формирование политической карты Северной Америки.

Вопросы к семинару:

    Как «начинались» США? Перечислите и покажите по карте первые колонии.

    Каковы этапы заселения североамериканского континента?

    В чем отличие колониальной политики Великобритании и Франции на североамериканском континенте?

    Расскажите о территориальной структуре США и Канады.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-воспитательные задачи:

– Сформировать понятие и представление о Латинской Америке, как историко-культурном и историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.

Развивающие:

– Развивать умение оформлять ответ в виде схемы.
– Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.
– Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать.

Оборудование:

  • Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
  • Раздаточный материал для учащихся: ТПО(примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
  • Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.
  1. Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.
  2. План изучения территории.
  3. Сам. работа с ТПО (тетрадь с печатной основой).
  4. Изученик нового материала Состав региона.
  5. Работа по карте у доски “Особенности географического положения материка Южная Америка”.
  6. История открытия региона. Формирование политической карты.
  7. Разнообразие стран Латинской Америки (с.р., схема).
  8. Задания-загадки.
  9. Тест.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?

2. Показ Презентации. (1-14 слайд )

3.

После просмотра детям задаётся вопрос.

– Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? (Латинская Америка)-(слайд 15).

– Покажите его на карте. (слайд 16)

– Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.

учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.

– Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)

– Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.

Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.

Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).

4.

Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.). Приложение 1

5. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

– Что входит в состав Латинской Америки?

Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки. Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран. Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).

Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.

В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? (два материка).

– В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).

– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?(Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир. С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.

– Как вы понимаете слово колонизация? (захват, освоение новых земель).

6. История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её.

До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18 )со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.

Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.

Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.

Найдите тому подтверждение в атласе с….(правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).

Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).

Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.

6.

Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.

– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)

– Особенности проведения границ между странами.

– Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.

(Слайд 23 )

7

. Работа по карте: Задания-загадки.

А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С

севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.

Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).

Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32 ).

В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).

Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.

(Венесуэла слайд 34).

Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).

Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40 ).

8.

Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 3

9.

Подведение итога урока.

Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? (На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.

Д/З

.

– Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.

Видеоурок посвящен теме «Состав Латинской Америки. Политическая карта». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады».

Тема: Латинская Америка

Урок: Состав Латинской Америки. Политическая карта

Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.

Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.

Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки ()

Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона - Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.

Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.

Экономико-географическое положение Латинской Америки:

1. Близость к США.

2. Удаленность от других регионов мира.

3. Наличие Панамского канала.

4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По форме правления все страны региона - республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса ()

Этапы формирования политической карты Латинской Америки:

1. Этап доевропейской колонизации.

2. Колониальный этап.

3. Послеколониальный этап.

4. Этап после Второй мировой войны.

На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.

Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.

Куба. Официальное название - Республика Куба, неофициальное с 1959 года - Остров Свободы - островное государство в северной части Карибского моря. Столица - Гавана. Куба - самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ - символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.

Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?

2. Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

Видеоурок посвящен теме «Состав Латинской Америки. Политическая карта». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады».

Тема: Латинская Америка

Урок: Состав Латинской Америки. Политическая карта

1. Общая характеристика Латинской Америки. Состав

Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.

Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.

Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки

2. Разнообразие стран Латинской Америки по площади

Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона - Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.

3. Границы, ЭГП, форма правления и устройства стран

Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.

Экономико-географическое положение Латинской Америки:

1. Близость к США.

2. Удаленность от других регионов мира.

3. Наличие Панамского канала.

4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По форме правления все страны региона - республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса

4. Этапы формирования политической карты

Этапы формирования политической карты Латинской Америки:

1. Этап доевропейской колонизации.

2. Колониальный этап.

3. Послеколониальный этап.

4. Этап после Второй мировой войны.

На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.

Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

Рис. 3. Пуэрто-Рико на карте

В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.

5. Остров Свободы

Куба. Официальное название - Республика Куба, неофициальное с 1959 года - Остров Свободы - островное государство в северной части Карибского моря. Столица - Гавана. Куба - самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ - символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.

Рис. 4. Герб Кубы

6. Хунта, захват Гренады

Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?

2. Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е. В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О. В. Чичерина, Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений .

2. Федеральный портал Российское Образование.

3. School. xvatit. com .

4. Википедия.

5. Википедия.

Нужно скачать поурочный план по теме » Состав Латинской Америки. Политическая карта (география 10 класс) ?

Латинская Америка на карте мира представляет собой совокупность стран, расположенных на территориях, которые ранее находились в зависимости от европейских метрополий. Эти страны занимают часть Южной и Северной Америк, а также перешейка между ними. Латинская Америка – это удивительный край загадочных цивилизаций, таких как ацтеки и майя, а также храбрых кабальеро, знойных красавиц, уникальных традиций и культур. В качестве официальных языков латиноамериканских стран используется группа романских языков (испанский, португальский и французский).

Страны и столицы Латинской Америки

Ниже представлены страны и столицы Латинской Америки, а также их краткая характеристика.

  • Антигуа и Барбуда – небольшое государство Карибского бассейна. Население страны составляет более 86,6 тыс. жителей. Официальный язык – английский. Столица – город Сент-Джонс.
  • Аргентина – второе по площади государство, входящее в состав Латинской Америки. Его население составляет более 42,6 млн. жителей. Официальный язык Аргентины – испанский. Столица – город Буэнос-Айрес.
  • Белиз – государство, расположенное в Карибском бассейне. Население страны составляет 308 тыс. жителей. Официальный язык – английский.Столица – город Бельмопан.
  • Боливия – государство, расположенное в центре Южной Америки. Его население – около 10,5 млн. жителей. Официальные языки – испанский и кечуа. Столица – город Сукре.
  • Бразилия – крупнейшее государство, входящее в состав Латинской Америки. Оно занимает территорию центральной и восточной части Южной Америки. Население – 201 млн. жителей. Официальный язык – португальский. Столица – .
  • Венесуэла – страна, расположенная на севере Южной Америки. Ее население – более 28,4 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город .
  • Гаити – одна из беднейших латиноамериканских стран, постоянно страдающая от стихийных бедствий, и государственных переворотов. Население – около 9,9 млн. жителей. Официальные языки Гаити – французский, креольский и . Столица – город Порт-о-Пренс.
  • Гватемала – государство, которое находится в центральной части континента Америка. Население – около 14,4 млн. жителей. Большую часть жителей составляют метисы и индейцы. Официальный язык – испанский. Столица – город Гватемала.
  • Гондурас – государство, которое расположено в центральной части континента Америка. Оно омывается и Карибским морем. Население – более 8,4 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город Тегусигальпа.
  • Доминиканская Республика – страна, расположенная на востоке живописного острова Гаити. Население – примерно 9,7 млн. жителей. Официальный язык Доминиканской Республики – испанский. Столица – город .
  • Колумбия – государство, расположенное в Южной Америке. Население – более 45,7 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город .
  • Коста-Рика – небольшое государство, расположено в центре континента Америка. Его население – более 4,2 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город Сан-Хосе.
  • Куба – островное государство, расположенное в Карибском бассейне. Его неофициальное название – остров Свободы. Население – чуть более 1 млн. жителей. Официальный язык Кубы – испанский. Столица – .
  • Мексика – государство, расположенное на юге Северной Америки. Его население – 116,2 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – .
  • – государство, расположенное в центральной части континента Америка. Население – более 6 млн. жителей. Официальный язык Никарагуа – испанский. Столица – Манагуа.
  • Панама – государство, расположенное на Панамском перешейке. Его население – около 3,7 млн. жителей. Официальный язык Панамы – испанский. Столица – Панама.
  • Парагвай – государство в центре Южной Америки. Его население – более 6,3 млн. жителей. Официальные языки Парагвая – испанский и гуарани. Столица – Асунсьон.
  • Перу – государство Южной Америки, расположенное в ее северно-западной части. Его население – около 30,5 млн. жителей. Официальные языки Перу – испанский, а в отдельных регионах – аймара, кечуа и др. Столица – Лима.
  • Сальвадор – государство, расположенное в центре континента Америка. Его население – 6,9 млн. жителей. Официальный язык Сальвадора – испанский. Столица – Сан-Сальвадор.
  • Уругвай – государство в юго-восточной части Южной Америки. Его население – более 3,3 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – Монтевидео.
  • Чили – государство, расположенное на юго-западе Южной Америки. Его население – более 17,2 млн. жителей. Официальный язык Чили – испанский. Столица – Сантьяго.
  • Эквадор – государство, расположенное в Южной Америке. Его население – более 15,4 млн. жителей. Официальный язык Эквадора – испанский. Столица – Кито.

Кроме того, в состав Латинской Америки входят следующие территории: Пуэрто-Рико (территория США) и территории – Французская Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Сан-Мартен и Сан-Бартельми.

Достопримечательности Латинской Америки

Латинская Америка невероятно богата на интересные места. Здесь расположены 3 из 7-ми новых чудес мира. Все достопримечательности Латинской Америки можно разделить на природные и рукотворные объекты, а также города и села древних цивилизаций.

Природные достопримечательности

  • Охос-дель-Саладо – самый высокий вулкан Земли (6887 м).
  • Пустыня Атакама – наиболее засушливое место Планеты, расположенное на западе Южной Америки.
  • Анды – самая протяженная горная система мира (9000 км).
  • Анхель – самый высокий в мире водопад (979 м).
  • Амазонка – самая длинная и живописная река Планеты (6437 км).
  • в – крупнейший южноамериканский остров, площадью 47 992 кв. км. Это девственная земля, которая знаменита своей дикой природой, красивыми пейзажами и жесткими климатическими условиями.
  • Водопады Игуасу, расположенные на границе Аргентины и . Они представляют собой одно из самых красивых природных чудес нашей Планеты.

Рукотворные достопримечательности

  • Стадион Маракана в Бразилии – один из крупнейших стадионов мира, способный вместить до 103 тыс. болельщиков.
  • Статуя Христа-Искупителя – одно из 7-ми новых чудес мира. Статуя расположена на горе Корковаду в Рио.
  • Геоглифы плато Наско – группа удивительных изображений, линий и геометрических фигур, созданных неизвестной цивилизацией.
  • Моаи – каменные истуканы острова Пасхи.

Города и села древних цивилизаций

  • Куско (Перу) – древняя столица империи инков и один из старейших южноамериканских городов. Название города с кечуа переводится как «пуп мира».
  • Мачу-Пикчу (Перу) – одно из 7-ми новых чудес мира, известное как «город в небесах» или «потерянный город инков».
  • Теотиуакан (Мексика) – знаменитый «город-призрак», который является старейшим населенным пунктом Западного полушария.
  • Умшаль (Мексика) – древний центр цивилизации майя, расположенный на полуострове Юкатан.
  • Панаме (80 см), Парагвае (86,7 см), Сальвадоре (83,5 см), Уругвае (85,9 см), Чили (83,5 см), (84 см), Кубе (84,8 см) и в Аргентине (86,7 см).
  • Легуа – единица длины, используемая в Гватемале (1 е.д. = 5,573 км), Гондурасе (4,2 км), Колумбии (5 км), Кубе (4,24 км), Эквадоре (5 км), Парагвае (4,33 км), Перу (5,6 км), Уругвае (5,154 км), Чили (4,514 км), Бразилии (6,66 км), Мексике (4,19 км) и в Аргентине (5,2 км).