Правописание глаголов на тся. Правописание тся и ться в глаголах

Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.

  • Образовательная: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся;
  • Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;
  • Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.

– Что такое глагол?
– Какая форма является для глагола начальной?
– На какие вопросы отвечает инфинитив?
– Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина и переведите ее на научный язык. О чем здесь идет речь?

Сказка об инфинитиве.
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы, – ты покажи!
– Я б показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, да не забудьте про Вспомогательный Глагол. \
Спрягается вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачес ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

3. Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:

1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
– Выпишите из текста все глаголы в нФ (запись на доске):

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

2) Задание для 2 (средней) группы:

– Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске).

3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно):

– Чем различаются глаголы говорить и сказать (видом – совершенным и несовершенным).
– Но если употребить их во 2-ом лице с отрицанием: (и) не говори; не скажи, то между ними обнаруживается совсем другое смысловое различие. Какое?
– Как можно изменить глагол, чтобы найти проверочное слово для написания безударной гласной в корне слова? (По лицам, временам, в прошедшем времени – по родам.) Докажите ответ с помощью примеров.

4. Новый материал. Правописание -тся, -ться.

1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу.

Учиться учится.

– Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться.
– А почему мы пишем один глагол с ь , а другой – без ь ? как определить, где нужно ставить ь , а где не надо? (Задать вопрос.)
– Давайте сравним еще 3 слова, запишите их в тетрадях, пропустив 3 строчки.

Водица водиться водится.

– чем различаются эти слова? Делается следующая запись:

– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся.

– Чтение правила в учебнике.

4. Закрепление:

1. Продолжение записи в тетрадях и на доске:

Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться).

Получается следующая запись:

2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы, которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь.

3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23):

– 1-я группа – по карточкам.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос.

1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду.
2. Если в корзине одна рыба испортилвсь, испортит…ся (…………………)вся.
3. Друг в беде узнает…ся (……………………).
4. Кто смерти не боит…ся (…………………), того и пуля сторонит…ся(…………………).
5. Как русский за штык берет..ся (……………………), так враг трясет…ся(………………).
6. Не потрудит…ся(…………………), так и хлеб не родит…ся(………………).
7. Если не совесть работаешь, стыдит…ся (………………) не придет…ся(………………).
8. Кто учит…ся(…………………)без книги, тот все равно что черпает воду решетом.

– 2-я группа – упр. 638.
– 3-я группа – упр. 640.

5. Итог урока. Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):

1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя.

Образец записи:

1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -.

6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам).

Правописание глаголов на ТЬСЯ и ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся с порядком действия при выборе правильного написания –тся и -ться в глаголах;

Задачи: 1) отрабатывать способ действия при выборе написания –ться и –тся, провести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: карточки, учебник, алгоритм;

Тип урока: урок умений и навыков.

Ход урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи. Эту работу вы выполните в парах.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Индивидуальная работа (1 ученик с каждого ряда).

Карточка№1

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Решаешь, думаешь, кричит, моем, мчатся, опаздываем, возят, поливает, смеётся.

Карточка №2.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Запряч…, сила…, печ…, привле…, скрипа…, дач…, спряч…, кала…, стере…, гра…, запря…, зада…

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

«Правописание –ться и –тся в глаголах» .

Цель нашего урока- научиться правильно писать данные слова

А для этого нам нужно:

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

От чего зависит написание -тся, -ться? (От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Запомните правило-помощник:

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!
А теперь давайте закрепим данное правило

Друзья (что делают?) познают(...)ся (3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боит(...)ся (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаёт(...)ся (3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валит(...)ся (3-е л.)

Несчастья (что делать?) боят(...)ся (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видат(...) (неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит(...)ся (неопр. ф.)

За всё (что делать?) брат(...)ся (неопр. ф.) – ничего не сделать.

Вопрос:

Запишите пословицы, раскрывая скобки и обозначая изученную орфограмму.

Инструктаж:

1. Внимательно прочитайте пословицы.

2. Спишите пословицы, используя различные способы выбора орфограммы, раскройте скобки.

3. Устно сформулируйте значение поговорок.




Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться .

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Учиться Учится

Трудиться Трудится

Работа с учебником.

Групповая работа .

Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.

    Проявлять стремление

    Испытывать волнение

    Допускать ошибки

    Принять решение

    Чувствовать радость

    Выражать удивление

    Приветствовать друга

1 группа- упр. 464; 2 группа- упр. 466.

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягкий знак (где нужно, 2 группа).

Проверим ваши знания. Вам нужно исправить ошибки в тексте.(с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя. А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Самопроверка.

Подведение итогов урока.

Рефлексия урока

Рефлексия по вопросам:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Оценить то, как вы усвоили материал

Я не допустил ни одной ошибки.

Я ошибался 1-3 раза.

Я ошибался более 3 раз.

Я не понял материал.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Домашнее задание.

Составь текст о весне, используя глаголы с -тся. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся

Урок русского языка 3 класс УМК «Гармония»

Тема урока: Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах.

Цели:

Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца , или -тся , или -ться ). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.

Закреплять изученный материал по теме «Глагол».

Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.

Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Посмотрели на гостей

И за знаниями скорей!

Пальчиковая гимнастика «Дом»:

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.

II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прочитайте запись на доске

Грамоте учи [ца] - всегда пригоди [ца] .

Что это? (Пословица.)

Как вы понимаете эту пословицу?

(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)

А чему мы учимся на уроках русского языка?

(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).

Эта пословица будет девизом нашего урока.

К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку:

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ...(Глагол .)

Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?

III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране.

Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …

Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …

Инфинитив- это…

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…

2.Работа с копилкой глаголов

На доске:

(стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).

А сейчас поиграем в игру «Мои друзья» .Вы будете работать в паре.

Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети записывают глаголы)

2 уч-ся за доской Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)

Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично )

Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично ).

Какие слова не попали ко мне в друзья?

(Дети перечисляют оставшиеся объекты .)

Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?

(Это глаголы неопределённой формы.)

Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)

Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.

IV.Выявление места и причины затруднения.

А сейчас вернёмся к пословице.

Грамоте учи [ца] - всегда пригоди [ца] .

- Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)

Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).

Давайте произнесём их.

Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])

А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие - -тся, а третьи - -ться.)

На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться.

С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)

Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться.

Грамоте учи т.ся – всегда пригоди т.ся .

Каллиграфическая минутка.

Пропишите сочетания - тся и - ться в тетради по образцу, записанному на доске.

Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)

V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.

Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)

Какую цель поставим?

Узнать, когда в глаголах пишется –тся , а когда –ться .

VI.Построение проекта выхода из затруднения.

Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)

Правило будем открывать сами.

- Давайте дадим характеристику глаголам.

Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)

учит.ся

- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)

Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)

Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь ?(Нет)

Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)

Сделаем вывод . (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся.)

Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.)

Запомнить это правило вам поможет стишок. Прочитайте его.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То его в глагол мы вносим.

Вы можете пользоваться любым способом.

Составление алгоритма . Работа в группах

А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу».

- Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.

1.Определяем, к какой части речи относится слово.

2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.

4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.

Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)

А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.

Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)

Какой частью речи является это слово? (Существительным.)

Какие звуки произносим на конце? ([ца])

А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)

Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)

Запишите в тетрадь.

Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)

Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.

Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)

Физминутка

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умы
ться ,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи ться , покача ться ,
Поклони ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться

По рисунку вспомнить пословицу:
Любишь ката [ца] , люби и саночки возить.
Друзья познаю
[ца] в беде.

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385. Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.

2. У доски

Записать предложения

Ученик готови[ца] к уроку.

Ребята любят готови[ца] к празднику.

Маша старае[ца] чисто писать.

Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

У меня на носу переноси[ца].

Уборка класса переноси[ца] на среду.

В нашей школе есть тепли[ца].

В печке тепли[ца] слабый огонёк.

Проверка коллективно.

IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания .

Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?
– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?
– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 386 на с. 18.

X. Рефлексия.

1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.

2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний

Тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.

3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.

4. Моё настроение.

Оценивание учителем. Дом. зад. с.19 упр. 387

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».

В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».

И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

На сегодня урок закончен, до свидания!