Рекомендации по ремонту дорожных покрытий щебнем с обратной пропиткой битумом. Устройство щебеночного покрытия (основания) автомобильных дорог по способу пропитки битумом Пропитка битумом щебеночного основания расценка

Для проведения изоляционных работ, рекомендуем использовать данный метод для "подстраховки" подвальных илицокольных этажей, а также дорожных покрытий. Для этого потребуется приобрести битум и щебень. Далее в статье мы расскажем подробнее о данной методике и ее нюансах.

Описание технологии

Данная работа производится на самом первом этапе возведения здания. Рассмотрим подробнее все операции:

Условия проведения операции

В соответствии со СНиП 3.04.01-87 — "Отделочные и изоляционые работы":

  • Температуре в воздухе от 5°С и выше на уровне пола и исключительно после выкладки щебня;
  • Пропитка горячим битумом должна проводиться разливом по всей площади равномерно тремя слоями;
  • Расход должен составлять от 6 до 8 литров на квадратный метр на первый слой, на второй и третий слои — от 2,5 до 3-х литров на квадратный метр. Количество градусов горячей горной смолы варьируется от 150 до 170 градусов.

Два данных материала, скрепленных вместе, выполняют отличную гидроизоляцию. Далее производится заливка бетонной смеси — формуется основание помещения. Важно четко расчитать расход за 1м2 щебня и проводить процесс в точном соответствии с ГОСТ.

Расход битума на проливку щебня

В соответствии со СНиП 3.06.03-85 — "Автомобильные дороги" п.10.17 розлив осуществляется в следующем соотношении:

  • на щебеночную основу — 0,8 л/м2;
  • на фрезерованную поверхность — 0,5 л/м2;
  • между слоями асфальтобетонного покрытия — 0,3 л/м2.

Технологическая карта № 2

Ориентировочно потребность щебня на 200 м основания определяют по формуле

Q щ = b·h·K у ·K п ·200,

где Q щ - объем щебня, м 3 ;

b - ширина основания, м;

h - условная толщина основания в плотном теле принята на 2 см меньше проектной, м;

K у - коэффициент запаса на уплотнение щебня (1,25 - 1,30);

K п - коэффициент потерь щебня при транспортировке и укладке (1,03).

Q щ = 9,77*0,16*1,3*1,03*200 = 418,6м 3

Таблица 9

№ процесса № захватки Источники норм выработки Единица измерения Сменный объем Производительность в смену Требуется машин на захватку Коэф. использования машин Звено рабочих
По расчету Принято
Расчет Разбивочные работы Транспортировка щебня фр. 40 - 70мм самосвалом КамАЗ-5320 на расстояние 6,31 км Укладка щебня самоходным распределителем ДС-54 Уплотнение щебеночного основания вибрационным катком ДУ-98 за 5 проходов по 1 следу Первый розлив битума в кол-ве 5.75л/м автогудронатором СД-203 Транспортировка расклинивающего материала фр. 20-40 а/с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Распределение расклинивающего материала распределителем каменной мелочи ДС-49 Уплотнение самоходным вибрационным катком ДУ-98 за 4 прохода по 1 следу Второй розлив битума в кол-ве 3,45л/м автогудронатором СД-203 Транспортировка расклинивающего материала фр. 10-20 а/с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Распределение расклинивающего материала распределителем каменной мелочи ДС-49 Уплотнение самоходным вибрационным катком ДУ-98 за 4 прохода по 1 следу Третий розлив битума в кол-ве 2,3 л/м автогудронатором СД-203 Транспортировка клинца фр. 5-10 а/с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Распределение расклинивающего материала распределителем каменной мелочи ДС-49 Уплотнение самоходным вибрационным катком ДУ-98 за 3 прохода по 1 следу м м 3 м 2 м 2 Т м 3 м 3 м 2 т м 3 м 3 м 2 т м 3 м 3 м 2 418,6 10,7 20,4 20,4 6,4 20,4 20,4 4,3 18,5 18,5 34,7 40,6 40,6 40,6 12,05 6,9 0,41 0,31 0,5 0,23 0,34 0,18 0,5 0,23 0,34 0,12 0,46 0,21 0,25 1,01 0,99 0,41 0,31 0,5 0,23 0,34 0,18 0,5 0,23 0,34 0,12 0,46 0,21 0,25 2раб. Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. – 1 Машинист 4 разр. - 1

Состав отряда

Таблица 10

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
на захватку
Самосвал КамАЗ-5320 Машинист IV разряда 12.05 1.01
Распределитель ДС-54 Машинист IV разряда 6,9 0,99
Каток ДУ-98 Машинист IV разряда 1,34 0,34
Автогудронатор СД-203 Машинист IV разряда 0,61 0,20
а\с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Машинист IV разряда 1,46 0,49
Распределитель ДС-49 Машинист IV разряда 0,67 0,22
Рабочий-дорожник IIразряда
ИТОГО: 23,03

Технологическая карта № 3 Устройство слоя покрытия из пористой горячей к/з асфальтобетонной смеси

Таблица 11

расч. Очистка поверхности основания покрытия от пыли и грязи полимомоечной машиной КО-304 (ЗИЛ). м² 6872,73 0,25 0,25 Вод-ль кат. С
расч. Подвозка и розлив битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б (КамАЗ) с нормой розлива материала равной 0,0008 м 3 /м 2 м² 24391,6 0,07 0,07 Вод-ль кат. С
Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
расч. Транспортировка к/з а/б смеси для нижнего слоя покрытия автомобилями-самосвалами КамАЗ 55111 на расстояние 2,49 км. м³ 472,73 43,09 10,97 1,0 Вод-ль кат. С
расч. Укладка смеси толщиной 7 см асфальтоукладчиком ДС-126А. м³ 132,664 472,73 0,28 0,28 машинист 6 раз.и 7 раб-х
расч. Подкадка нижнего слоя покрытия лёгкими гладковальцовыми катками ДУ-73 за 4 прохода по 1-му следу. м³ 132,664 0,21 0,21 машинист 5 раз.
расч. Уплотнение нижнего слоя покрытия тяжёлыми катками BOMAG BW 184 AD-2 за 18 проходов по 1-му следу. м³ 132,664 196,27 0,68 0,68 машинист 6 раз.

1 - Очистка поверхности основания покрытия от пыли и грязи полимомоечной машиной КО-304 (ЗИЛ):

Ширина подметания – 2,0 м;

Рабочая скорость – V=20 км/ч.

Производительность данной машины вычисляем по формуле:

К в =0,75; К t =0,7;

n – количество проходов по одному следу (2);

t П – затраты времени на переход к соседнему следу (0,10 часа);

l ПР – длина прохода (200 м);

а – ширина перекрытия следа (0,20 м).

Определяем площадь очистки:

В i – ширина щебёночного слоя, м;

L – скорость потока, м/смену.

где

т ф

т пр

2 – Подвозка и розлив битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б (КамАЗ) с нормой розлива материала равной 0,0008 м 3 /м 2:

Определяем производительность автогудронатора ДС-142Б (КамАЗ):

q a – грузоподъёмность, м 3 ;

L

t n

t p

V – норма розлива, м 3 /м 2 ;

К В

К Т

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

3

4 – Транспортировка к/з а/б смеси для нижнего слоя покрытия автомобилями-самосвалами КамАЗ 55111 на расстояние 2,49 км:

Определяем производительность КамАЗ 55111:

q a

L – дальность транспортировки грунта, км;

ρ – плотность а/б, т/м 3 ;

υ – скорость движения автомобиля по грунтовой дороге, км/ч;

t n – время погрузки автомобиля, ч;

t p – время разгрузки автомобиля, ч;

К В – коэффициент использования внутреннего времени (0,75);

К Т – коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (0,7).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

5 – Укладка смеси толщиной 7 см асфальтоукладчиком ДС-126А:

Производительность асфальтокладчика: 130т/ч = 130 · 8 / 2,2 = 472,73 м 3 /смену.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

6 – Подкадка нижнего слоя покрытия лёгкими гладковальцовыми катками ДУ-73 за 4 прохода по одному следу:

Производительность:

К в =0,75; К t =0,75;

n – количество проходов по одному следу (4);

t П

l ПР – длина прохода (200 м);

а

b

h СЛ

V р - рабочая скорость, (8 км/ч).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

7 – Уплотнение нижнего слоя покрытия тяжёлыми катками BOMAGBW 184 AD-2 за 18 проходов по одному следу:

Производительность:

К в =0,75; К t =0,75;

n – количество проходов по одному следу (18);

t П – затраты времени на переход к соседнему следу (0,005 часа);

l ПР – длина прохода (200 м);

а – ширина перекрытия следа (0,20 м);

b – ширина уплотнения за один проход, м;

h СЛ – толщина укладываемого слоя;

V р - рабочая скорость, (11 км/ч).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

Состав отряда

Таблица 12

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
на захватку
Поливомоечная машина КО-304 Машинист IV разряда 0,25 0,25
Автогудронатор ДС-142Б Машинист IV разряда 0,07 0,07
а\с КамАЗ 55111 Машинист IV разряда 10,97 0,99
Асфальтоукладчик ДС-126А 0,28 0,28
Каток ДУ-73 Машинист IV разряда 0,21 0,21
Каток тяж. BOMAG bw 184 Машинист V разряда 0,68 0,68
ИТОГО 12,46

Технологическая карта № 4

Устройство слоя покрытия из плотной горячей м/з асфальтобетонной смеси

Транспортирование асфальтобетонной смеси предусматривается автомобилем-самосвалом МАЗ-510, производительность которого определяется по формуле:

где T - продолжительность рабочей смены, час; Т =8 час

k - коэффициент внутрисменного использования времени; k =0,85

g - грузоподъемность машины, т; g =7 т

L - дальность транспортирования, км; L =4,6 км

V - средняя скорость движения, км/час; V =20 км/час

t - время простоя под погрузкой, t =0,2 час

П=72,1 т/смену

Таблица 13

№ процесса № захватки Источники норм выработки Описание и технологическая последовательность процессов. Применяемые машины. Единица измерения Сменный объем Производительность в смену Требуется машин на захватку Коэф. использования машин Звено рабочих
По расчету Принято
Е-17-5 табл. 2 п. 3 расчет § Е17-6 Е17-7 п. 26 Е17-7 п. 29 Розлив битумной эмульсии с расходом 0,5 л на 1м 2 автогудронатором ДС-82-1 Транспортирование мелкозернистой смеси а/сМАЗ-510 при средней дальности 4,6 км с выгрузкой в бункер асфальтоукладчика. Распределение мелкозернистой смеси слоем 10 смасфальтоукладчиком ДС-1 Подкатка при работе укладчика-5 проходов по 1 следу катком ДУ-50 (6т) Укатка катком ДУ-42А весом свыше 10 т при 20 проходах, по 1 следу Контроль качества работ т т м 2 м 2 м 2 0,7 17,3 72,1 0,04 5,96 3,5 0,54 1,2 0,04 0.99 0,88 0,54 1,2 Машинист V p.-1 Пом. маш. IV p.-1 маш.IV p.-1 МашVI p.-1 А/бетонщики V p.-1 IV р.-1 III р.-2 Маш V p.-1 МашVI p.-1 2раб

Расчеты к технологической карте

1. Розлив битумной эмульсии с расходом 0,5 л на 1м 2 Автогудронатором ДС-82-1:

При норме розлива 0,5л/м 2 объем материала 700 л = 0,7 т

П=8*1/0,46=17,3т/смену

m = 0,7/17,3= 0,04 машин

2. П=72,1 т/смену

m = 430 /72,1= 5,96 машин

3. Распределение мелкозернистой смеси слоем 10 смасфальтоукладчиком

П = 8*100/2=400 м 2 /смену

m = 1400/400= 3,5 машин

4. Подкатка при работе укладчика-5 проходов по 1 следу катком

П = 8*100/0,31=2580 м 2 /смену

m = 1400/2580= 0,54 машин

5.Укатка катком ДУ-42А весом свыше 10 т при 20 проходах по 1 следу:

П = 8*100/0,72=1111 м 2 /смену

m = 1400/1111= 1,2 машин

6.Контроль качества работ

Состав отряда

Таблица 14

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
на захватку
Автогудронатор ДС-82-1 Машинист V разряда 0,04 0,04
Пом.Машиниста IV разряда
Автосамосвал МАЗ-510 Машинист IV разряда 5,96 0,99
Асфальтоукладчик ДС-1 Машинист VI p.-1 3,5 0,88
Каток ДУ-50 (6т) Машинист V разряда 0,54 0,54
Каток ДУ-42А (6т) Машинист VI разряда 1,2 1,2
ИТОГО 11,24

Технологическая карта № 5на укрепление обочин и планировочные работы

Таблица 15

Досыпка обочин привозным грунтом. h = 7 см.
I Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
I расч. Транспортировка грунта автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км. м³ 66,78 51,81 1,29 0,65 Вод-ль кат. С
I Е17-1 Разравнивание и профилирование грунта автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине. м² 5333,33 0,16 0,16 машинист 6 раз.
I Е17-11 Уплотнение грунта самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу. м² 6153,85 0,14 0,14 машинист 6 раз.
Досыпка обочин грунтощебнем. h = 5 см.
I Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
I расч. Транспортировка грунтощебня автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км. м³ 44,1 52,62 0,84 0,84 Вод-ль кат. С
I Е17-1 Разравнивание и профилирование грунтощебня автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине. м² 5333,33 0,11 0,11 машинист 6 раз.
I Е17-11 Уплотнение грунтощебня самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу. м² 6153,85 0,1 0,1 машинист 6 раз.
Планировочные работы.
II Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
II Е2-1-39 Планировка откосов насыпи автогрейдером ДЗ-99 за 2 круговых прохода по 1-му следу. м² 33333,3 0,14 0,14 машинист 6 раз.
II Е2-1-5 Покрытие откосов насыпи растительным слоем толщиной 0,4 м с помощью бульдозера ДЗ-9 на расстояние до 20 м. м² 6153,85 0,78 0,78 машинист 6 раз.

1 – Разбивочные работы: захватка длиной 200 м разбивается 2 рабочими 2-го разряда.

2 – Транспортировка грунта автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км (карьер находится на ПК 15+00 на расстоянии до дороги 1,5 км):

q a – грузоподъёмность автомобиля-самосвала, т;

L – дальность транспортировки грунта, км;

ρ – плотность грунта, т/м 3 ;

υ – скорость движения автомобиля по грунтовой дороге, км/ч;

t n – время погрузки автомобиля, ч;

t p – время разгрузки автомобиля, ч;

К В – коэффициент использования внутреннего времени (0,75);

К Т – коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (0,7).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

3 – Разравнивание и профилирование грунта автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине:

P i – ширина поверхности, м;

L – скорость потока, м/смену.

где

Т

N

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

4 – Уплотнение грунта самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу:

В i – ширина песчаного слоя, м;

L – скорость потока, м/смену.

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

5 – Разбивочные работы: захватка длиной 200 м разбивается 2 рабочими 2-го разряда.

6 – Транспортировка грунтощебня автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км (карьер находится на ПК 15+00 на расстоянии до дороги 1,5 км):

Определяем производительность МАЗ 5516:

q a – грузоподъёмность автомобиля-самосвала, т;

L – дальность транспортировки грунта, км;

ρ – плотность грунтощебня, т/м 3 ;

υ – скорость движения автомобиля по грунтовой дороге, км/ч;

t n – время погрузки автомобиля, ч;

t p – время разгрузки автомобиля, ч;

К В – коэффициент использования внутреннего времени (0,75);

К Т – коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (0,7).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

7 – Разравнивание и профилирование грунтощебня автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине:

Площадь поверхности определяем по формуле:

P i – ширина поверхности, м;

L – скорость потока, м/смену.

Определяем производительность автогрейдера ДЗ-99:

где

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

8 – Уплотнение грунтощебня самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу:

Определяем площадь уплотнения:

В i – ширина песчаного слоя, м;

L – скорость потока, м/смену.

Определяем производительность катка марки ДУ-31А:

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

9 – Разбивочные работы: захватка длиной 200 м разбивается 2 рабочими 2-го разряда.

10 - Планировка откосов насыпи автогрейдером ДЗ-99 за 2 круговых прохода по одному следу:

Определяем производительностьавтогрейдера марки ДЗ-99:

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

l откоса = 6 м (условно принимаем).

Определяем количество машин/смен по формуле:

.

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

11 - Покрытие откосов насыпи растительным слоем толщиной 0,4 м с помощью бульдозера ДЗ-9 на расстояние до 20 м:

Определяем производительностьбульдозера марки ДЗ-9:

где

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Площадь поверхности откосов насыпи определяем по формуле:

l откоса = 6 м (условно принимаем).

Определяем количество машин/смен по формуле:

.

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

Состав отряда

Таблица 16

Итоговый состав отряда

Таблица 17

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
Самосвал КамАЗ-5320 Машинист IV разряда 25,6 0,98
А/грейдер ДЗ-99 Машинист VIpазряда 0,53 0,53
Поливомоечная машина МД 433-03 Машинист IV разряда 0,6 0,6
Гладковальцовый каток ДУ-96 Машинист V разряда 1,2 1,2
Самосвал КамАЗ-5320 Машинист IV разряда 12.05 1.01
Распределитель ДС-54 Машинист IV разряда 6,9 0,99
Каток ДУ-98 Машинист IV разряда 1,34 0,34
Автогудронатор СД-203 Машинист IV разряда 0,61 0,20
а\с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Машинист IV разряда 1,46 0,49
Распределитель ДС-49 Машинист IV разряда 0,67 0,22
Рабочий-дорожник IIразряда
Поливомоечная машина КО-304 Машинист IV разряда 0,25 0,25
Автогудронатор ДС-142Б Машинист IV разряда 0,07 0,07
а\с КамАЗ 55111 Машинист IV разряда 10,97 0,99
Асфальтоукладчик ДС-126А Машинист VI p.-1 И 7 рабочих 0,28 0,28
Каток ДУ-73 Машинист IV разряда 0,21 0,21
Каток тяж. BOMAG bw 184 Машинист V разряда 0,68 0,68
Поливомоечная машина КО-304 Машинист IV разряда 0,25 0,25
Автогудронатор ДС-142Б Машинист IV разряда 0,07 0,07
а\с КамАЗ 55111 Машинист IV разряда 10,97 0,99
Асфальтоукладчик ДС-126А Машинист VI p.-1 И 7 рабочих 0,28 0,28
Каток ДУ-73 Машинист IV разряда 0,21 0,21
Каток тяж. BOMAG bw 184 Машинист V разряда 0,68 0,68
Автогудронатор ДС-82-1 Машинист V разряда 0,04 0,04
Пом.Машиниста IV разряда
Автосамосвал МАЗ-510 Машинист IV разряда 5,96 0,99
Асфальтоукладчик ДС-1 Машинист VI p.-1 3,5 0,88
Асфальтобетонщики V p.-1 IV р.-1 III р.-2
Каток ДУ-50 (6т) Машинист V разряда 0,54 0,54
Каток ДУ-42А (6т) Машинист VI разряда 1,2 1,2
МАЗ 5516 Вод-ль кат. С 2,13 0,71
Автогрейдер ДЗ-99 Машинист 6раз 0,41 0,14
Каток ДУ-31А Машинист 6раз 0,24 0,12
Бульдозер ДЗ-9 Машинист 6раз 0,78 0,78
ИТОГО 62,75

Определение количества автомобилей-самосвалов для перевозки ДСМ на трассу

Таблица 18

км Дальность возки Производительность Расчет Кол-во а\м
Песок средний (1490 )
9,5 40,32 1490/40,32
8,5 43,90 1490/43,90
7,5 48,50 1490/48,50
6,5 49,20 1490/49,20
5,5 50,13 1490/50,13
4,5 51,20 1490/51,20
4,5 51,20 1490/51,20
5,5 50,13 1490/50,13
6,5 49,20 1490/49,20
7,5 48,50 1490/48,50
Щебень (488 )
8,5 35,65 488/35,65
7,5 37,12 488/37,12
6,5 39,51 488/39,51
5,5 43,91 488/43,91
4,5 52,16 488/52,16
4,5 52,16 488/52,16
5,5 43,91 488/43,91
6,5 39,51 488/39,51
7,5 37,12 488/37,12
8,5 35,65 488/35,65
К\З асфальтобетон (170,6 )
7,5 28,72 170,6/28,72
6,5 31,06 170,6/31,06
5,5 33,54 170,6/33,54
4,5 36,56 170,6/36,56
4,5 36,56 170,6/36,56
5,5 33,54 170,6/33,54
6,5 31,06 170,6/31,06
7,5 28,72 170,6/28,72
8,5 26.46 170,6/26,46
9,5 24.15 170,6/24,15
М\З асфальтобетон (128 )
7,5 24,01 128/24,01
6,5 26,23 128/26,23
5,5 29,02 128/29,02
4,5 35,03 128/35,03
4,5 35,03 128/35,03
5,5 29,02 128/29,02
6,5 26,23 128/26,23
7,5 24,01 128/24,01
8,5 23,81 128/23,81
9,5 22,64 128/22,64

Раздел 6. Планировочные, отделочные и укрепительные работы.

Планировку и укрепление обочин необходимо выполнять вслед за устройством дорожной одежды. При этом следует ликвидировать все временные въезды и съезды.

Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройства.

Планировку и укрепление откосов высоких насыпей и глубоких выемок (включая устройство дренажей) следует производить сразу же после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

При укреплении откосов путем посева трап по слою растительного грунта необходимо откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять перед укладкой растительного грунта на глубину 10-15 см.

Гидропосев многолетних трав следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов или обочин.

При укреплении откосов сборными решетчатыми конструкциями их монтаж необходимо выполнить снизу вверх после устройства упорной бетонной бермы. По окончании монтажа необходимо заполнить ячейки растительным грунтом (с последующим посевом трав), каменными материалами или грунтом, обработанным вяжущим.

Укрепление откосов с использованием геотекстиля следует выполнять в последовательности: укладка полотен геотекстиля раскаткой рулонов сверху вниз по откосу с перекрытием полотен на 10-20 см и закреплением в пределах обочин; отсыпка растительного грунта с посевом трав; устройство дренирующего слоя и монтаж сборного крепления на подтопляемых участках откосов.

При применении геотекстиля с обработкой его вяжущим работы следует выполнять в таком порядке: планировка поверхности укрепляемого откоса; укладка полотна геотекстиля с закреплением его кромок штырями или присыпкой валиком из песка; поливка полотна вяжущим, например, битумной эмульсией; посыпка песком.

Стык геотекстиля с прилегающими сборными или монолитными бетонными элементами крепления необходимо осуществлять путем заведения полотна под элемент или приклеивания геотекстиля горячим битумом к поверхности элемента.

При укреплении подтопляемых откосов, конусов, дамб сборными плитами предварительно должен быть уложен материал обратного фильтра или выравнивающего слоя. Плиты необходимо укладывать снизу вверх. В зимний период подготовленная поверхность откоса должна быть очищена от снега и льда.

При укреплении откосов гибкими бесфильтровыми железобетонными покрытиями из блоков их следует укладывать на откосе снизу вверх впритык друг к другу. В случае, когда проектом предусмотрено закрепление блоков с помощью анкерных свай, укладывать блоки следует сверху вниз. Просвет между соседними блоками не должен превышать 15 мм.

При укреплении откосов цементобетоном методом пневмонабрызга предварительно необходимо уложить металлическую сетку и закрепить ее анкерами. Набрызг следует выполнять снизу вверх с последующим уходом за цементобетоном.

При устройстве обочин необходимо устранить деформации земляного полотна по всей площади обочин, досыпать грунт до установленного проектом уровня, спланировать и уплотнить.

Технология устройства на обочинах покрытий из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, битумоминеральной смеси, черного щебня, щебеночных (гравийных), грунтощебеночных (грунтогравийных) материалов аналогична технологии устройства из этих материалов оснований и покрытий дорожных одежд, приведенной в соответствующих разделах настоящих правил.

Монолитные бетонные водоотводные лотки следует устраивать механизированным способом с использованием навесного оборудования к машине для укладки укрепительных полос. Кромка лотка не должна превышать кромку покрытия в месте продольного стыка.

Деформационные швы при устройстве лотков следует нарезать в свежеуложенном бетоне с помощью металлической рейки, разрешается устраивать швы в затвердевшем бетоне однодисковым нарезчиком.

Раздел 7. Обустройство дороги

Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями; необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб и т.п.

При проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей дорог по нормам, следует проводить оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности, в том числе в неблагоприятные периоды года.

При проектировании дорог необходимо разрабатывать схемы расстановки дорожных знаков с обозначением мест и способов их установки и схемы дорожной разметки, в том числе горизонтальной - для дорог с капитальными и облегченными дорожными одеждами. Разметку следует сочетать с установкой дорожных знаков (особенно в районах с длительным снеговым покровом). При разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения следует пользоваться ГОСТ 23457-86.

Для обеспечения безопасности движения установка рекламы на автомобильных дорогах не допускается.

Осветленные покрытия рекомендуется применять для выделения пешеходных переходов (типа «зебра»), остановок автобусов, переходно-скоростных полос, дополнительных полос на подъемах, полос для остановок автомобилей, проезжей части в тоннелях и под путепроводами, на железнодорожных переездах, малых мостах и других участках, где препятствия плохо видны на фоне дорожного покрытия.

Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевыхпересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

Вне населенных пунктов средняя яркость покрытия участков автомобильных дорог, в том числе больших и средних мостов, должна быть 0,8 кд/м 2 на дорогах I категории, 0,6 кд/м 2 на дорогах II категории, а на соединительных ответвлениях в пределах транспортных развязок - 0,4 кд/м 2 .

Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части к минимальной не должно превышать 3:1 на участках дорог I категории, 5:1 на дорогах остальных категорий.

Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

Средняя горизонтальная освещенность проездов длиной до 60 м под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней - не более 3:1.

Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-4-79, а освещение автодорожных тоннелей - в соответствии с требованиями СНиП II-44-78.

Осветительные установки пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне должны соответствовать нормам искусственного освещения, регламентируемым системой стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.

Опоры светильников на дорогах следует, как правило, располагать за бровкой земляного полотна.

Допускается располагать опоры на разделительной полосе шириной не менее 5 м с установкой ограждений.

Световые и светосигнальные приборы, располагаемые на мостах через судоходные водные пути, не должны создавать помех судоводителям в ориентировании и ухудшать видимость судоходных сигнальных огней.

Включение освещения участков автомобильных дорог следует производить при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк, а отключение - при его повышении до 10 лк.

В ночное время следует предусматривать снижение уровня наружного освещения протяженных участков автомобильных дорог (длиной свыше 300 м) и подъездов к мостам, тоннелям и пересечениям автомобильных дорог с автомобильными и железнодорожными дорогами путем выключения не более половины светильников. При этом допускается отключение подряд двух светильников, а также расположенных вблизи ответвления, примыкания, вершины кривой в продольном профиле радиусом менее 300 м, пешеходного перехода, остановки общественного транспорта, на кривой в плане радиусом менее 100 м.

Электроснабжение осветительных установок автомобильных дорог надлежит осуществлять от электрических распределительных сетей ближайших населенных пунктов или сетей ближайших производственных предприятий.

Электроснабжение осветительных установок железнодорожных переездов следует, как правило, осуществлять от электрических сетей железных дорог, если эти участки железнодорожного пути оборудованы продольными линиями электроснабжения или линиями электроблокировки.

Управление сетями наружного освещения следует предусматривать централизованным дистанционным или использовать возможности установок управления наружным освещением ближайших населенных пунктов или производственных предприятий.

Раздел 8. Комплекс мероприятий операционного контроля качества ДО

ПРИЕМ И УКЛАДКА СМЕСИ


Похожая информация.


Черная щебенка относится к смесям продуктов дробления и отсева горных пород и минеральных и органических вяжущих материалов. Они имеют широкую сферу применения, наиболее востребованной областью является дорожное строительство. При небольшом росте цены в сравнении с обычными марками эта разновидность отличается повышенной долговечностью, влаго- и износостойкостью. Процесс изготовления считается несложным, при наличии специального оборудования их можно получить в домашних условиях, но при высоких требования к рабочим характеристикам предпочтение отдается продукции с заводским качеством.

Материал получают путем обработки вяжущими составами изверженных, осадочных и метаморфических пород, продуктов переработки отходов металлургии и речного гравия со стандартным размером. Доля пропитывающих веществ варьируется в пределах 1,5-4,5 % (чем меньше зерна, тем выше расход) и с пенетрацией от 60 до 250, чаще всего они имеют органическую основу. Для улучшения их подвижности также вводят ПАД и минеральные присадки (от 1 до 3 %). Изготавливают в смесителях барабанного типа, оснащенных нагревателями и системами опрокидывания, время приготовления зависит от рецепта и фракций.

В зависимости от способа производства и методов укладки различают следующие виды черного щебня:

  • Горячий – получаемый при температуре вяжущего в районе 120-160 °C и укладываемый около 100-120 (материал должен слегка остыть). Для пропитки в данном случае используются среднегустеющие битумы СГ, БНД, БН или деготь Д-6. Из всех разновидностей эта является самой дорогостоящей, 1 м 3 обходится не менее 2500 рублей.
  • Теплый – на основе дорожных нефтяных битумов или дегтя Д-5, подогретых до 80-120 °C и образующих покрытие при 60-100. По аналогии с предыдущим укладывается незамедлительно, для исключения прилипания к кузову при транспортировке стенки обрабатывают смазочными составами.
  • Холодные – не подогреваемые в процессе изготовления щебень или гравий, пропитываемые медленно и среднераспадающимися эмульсиями, жидкими битумами и дегтем Д-3. Эти марки характеризуются минимальной адгезией, при организации правильных условий хранения они лежат без слипания до 4-6 месяцев, при необходимости их можно купить заранее.

Отдельную группу представляет темный щебень природного происхождения – дробленный мрамор, долерит (куски горных пород насыщенного серого и черно-зеленого цвета) и аналогичные разновидности, используемые преимущественно в декоративных целях. Их цена варьируется от 2500 до 4500 рублей за 1 м 3 , применение этих марок в общестроительных работах экономически нецелесообразно.

Требования к наполнителю регламентированы ГОСТ 8267 и 3344, минимально допустимая марка морозостойкости составляет F15, доля зерен с неправильной формой не должна превышать 35%. Прочность зависит от целевого назначения и основы и варьируется от М300 до М1200. Объемный вес такого щебня определяется этими же факторами и достигает 2,6 т/м 3 .

Величина адгезии напрямую связана со способом изготовления: черные горячие и теплые смеси в этом плане выигрывают у холодных. Данный материал обладает хорошей водостойкостью, износостойкостью, битумное покрытие держится не менее 4-6 лет.

Сфера и нюансы применения

Основной областью использования является дорожное строительство. Хорошие результаты при этом достигаются при укладке разных фракций: крупных – первым слоем, более мелких, расклинивающих – верхним. Пропитанные битумами или дегтем смеси обладают хорошими гидроизоляционными свойствами, что объясняет их востребованность при обустройстве фундаментов зданий на участках с рисками подтапливания. К важным условиям технологии относят укладку в сухую и теплую погоду, идеальными сезонами считаются весна и ранняя осень.

Черный декоративный щебень и блестящий гравий (природного происхождения или окрашенные разновидности) применяются в ландшафтных проектах. Пропитанные битумами марки подходят для обустройства дорожек, на участках с большой проходимостью укладываются горячие и теплые смеси, с малой достаточно холодных. Темный цвет редко используют в качестве основного, максимальный декоративный эффект достигается при комбинировании оттенков.

Стоимость материала

Минимальная стоимость м 3 при условии самовывоза – 2000 рублей. Ориентировочные расценки с учетом доставки в пределах 30-40 км приведены в таблице.


ОДОБРЕНЫ Главдортехом (письмо от 26.05.87 N ГПТУ-1-2/332)


Начальной стадией нарушения ровности проезжей части дорог являются одиночные выбоины. Для предотвращения их развития необходим своевременный текущий (ямочный) ремонт дорожных покрытий. Выполнение ремонтных работ затруднено в условиях холодного влажного периода года, когда разрушения покрытий возникают и прогрессируют наиболее интенсивно. Предложен способ ямочного ремонта покрытий простейшими средствами при неблагоприятных погодных условиях.

Рекомендации по ремонту разработаны с учетом авторского свидетельства N 834303 на основе исследований, проведенных в Ростовском инженерно-строительном институте. Рекомендации подтверждены при выполнении опытно-производственных работ и внедрены в практику ремонта дорог в ДРСУ производственного управления Ростовавтодор, Северо-Кавказской автомобильной дороги и других организаций страны.

Рекомендации разработаны в соответствии с планом НИР Минавтодора РСФСР по теме СД-02-76 "Совершенствование технологии и организации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог" в развитие и дополнение "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24-75*) / Минавтодор РСФСР - М.: "Транспорт", 1976 в части организации и выполнения текущего ремонта дорожных покрытий.

________________

* Здесь и далее. Действуют "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" . - Примечание "КОДЕКС".

Рекомендации разработаны доцентом, кандидатом технических наук Матросовым А.П. при участии инженеров Шостенко Н.Г. и Золотарева К.В.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Текущему (ямочному) ремонту дорожных покрытий подлежат участки одиночных разрушений и деформаций проезжей части дорог: выбоины, просадки, проломы, келейность, широкие трещины, обрушения кромок. В целях предотвращения интенсивного нарушения ровности покрытий текущий ремонт разрушений и деформаций следует выполнять на ранней стадии их развития. Несвоевременный (запоздалый) текущий ремонт приводит к увеличению необходимых для ремонта трудовых и материальных затрат, сокращает сроки службы покрытий, снижает скорость и повышает себестоимость автоперевозок, отрицательно влияет на обеспечение удобств и безопасности движения.

1.2. Большинство разрушений и деформаций дорожных покрытий возникает в холодный влажный осенне-весенний период года, когда текущий ремонт покрытий с разогревом или вырубкой дефектных участков и заполнением вырубок асфальтобетонными смесями затруднен из-за неблагоприятных погодных условий производства работ и подготовки ремонтных материалов.

1.3. Предложенный настоящими рекомендациями способ текущего (ямочного) ремонта покрытий щебнем с обратной пропиткой битумом применим для усовершенствованных покрытий облегченного и капитального типов и целесообразен при низких положительных температурах воздуха как при сухой, так и при влажной погоде с использованием простейших средств механизации и рабочего оборудования.

1.4. Ремонту подлежат в основном малые по размерам (до 0,5-1,5 м) разрушения и деформации преимущественно с крутыми краями при интенсивности движения менее 5-7 тысяч автомобилей в сутки. При большей интенсивности движения предложенный способ ремонта следует рассматривать как временное ремонтное мероприятие с последующим, в случае необходимости, повторным ремонтом при благоприятных погодных условиях известными способами, предусмотренными "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24-75), в том числе с использованием специальных дорожно-ремонтных машин типа ДЭ-5, ДЭ-5А, МТРДТ, МТРД, дорожный ремонтер 5320, дорожный мастер 4101 и др.

1.6.* Обратная пропитка щебня битумом (снизу вверх, в отличие от пропитки сверху вниз) основана на эффекте пенообразования, возникающего при взаимодействии горячего битума с холодной влажной (естественная влажность) поверхностью ремонтного щебня и ремонтируемого покрытия. Вспенивание битума сопровождается частичным вытеснением влаги с поверхности покрытия и минерального материала, что способствует обеспечению прилипаемости к ним вяжущего материала.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

1.7. Обратная пропитка позволяет применять рядовой каменный материал, непригодный для пропитки сверху вниз, где необходим чистый одномерный щебень.

1.8. Продолжительность службы участков, отремонтированных обратной пропиткой, зависит от примененных материалов, интенсивности и состава движения и превышает 2-5 лет. Стоимость ремонта покрытий щебнем с обратной пропиткой битумом в среднем равна 1 руб. на 1 м (Приложение 1).

2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2.1. Для ремонта покрытий щебнем с обратной пропиткой вяжущим материалом целесообразно применение нефтяных дорожных вязких битумов: БНД 130/200; БНД 90/130. При отсутствии битумов в порядке исключения применяют каменноугольные дегти и смолу (опыт Ростовавтодора).

Температура битума при его розливе на ремонтируемое покрытие в целях повышения интенсивности пенообразования должна быть близка к верхнему пределу рабочей температуры (180-200 °С).

2.2. В качестве минерального материала следует применять щебень, получаемый дроблением массивных горных пород, валунного камня, крупного гравия и нераспадающихся металлургических шлаков. Марка щебня по дробимости должна быть не менее 600, по износу в полочном барабане не ниже И-IV, по морозостойкости не менее Мрз 50.

2.3. Щебень может быть одномерным с размером фракций 5-15; 10-15; 15-20 мм. Можно применять щебеночные смеси оптимального гранулометрического состава, предназначенные для пористого асфальтобетона с размером щебня не более 20 мм. При отсутствии указанных материалов в отдельных случаях допускается применение рядового щебня, размером не более 20 мм, с содержанием пылевидных и глинистых частиц в количестве менее 3% по массе. Применяемый щебень не требуется высушивать, однако он не должен быть мокрым, содержащим свободную воду.

2.4. При дефиците качественных минеральных материалов, как исключение, возможно применение песчано-гравийных материалов (опыт Ростовавтодора).

2.5. Для ремонта дорог с интенсивностью движения, превышающей 7 тысяч автомобилей в сутки, целесообразно применение прочного черненого щебня с размером фракций 15-20 мм (опыт Севкававтодороги).

3. СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ И ОРУДИЯ ТРУДА

3.1. Грузовую машину с трехместной кабиной или специальную автомашину-ремонтер оборудуют битумным котлом-термосом, бункером или отсеком для минерального материала, местом для инструмента. Рабочее оборудование может быть размещено на прицепе к транспортному автомобилю. Битумный котел может быть установлен на отдельном прицепе.

3.2. Котел, заполняемый горячим битумом на базе, оборудуют газовой или жидкотопливной форсункой для подогрева вяжущего. Подогрев возможен с использованием капельницы и жаровой трубы, вмонтированной в котел (рацпредложение Сальского ДРСУ Ростовавтодора). Возможно также применение автогудронатора.

3.3. Распределительный шланг с насадкой для розлива битума, а при его отсутствии распределительную лейку, размещают в горячей камере, вмонтированной в емкость котла.

3.4. Отсек или бункер для щебня устанавливают так, чтобы обеспечить хороший доступ к материалу.

3.5. В кузове машины размещают ручной инструмент: скребки, метлы, лопаты, гладилки, трамбовку, рейку, линейку-щуп, а также сигнальные ограждающие средства (два знака 1.23 "Дорожные работы", ограждающий барьер с закрепленными на нем знаками 3.24 "Ограничение максимальной скорости" и 4.22 "Объезд препятствия"). Для обеспечения пожарной безопасности машину оборудуют дополнительным огнетушителем, а в целях охраны труда - дополнительной медицинской аптечкой.

4. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

4.1. При ремонте покрытий щебнем с обратной пропиткой битумом выполняют следующие технологические операции: очистку дефектного участка от пыли, грязи и свободной воды; розлив битума, нагретого до верхнего предела рабочей температуры; распределение минерального материала; дополнительный розлив битума и россыпь щебня (при необходимости); уплотнение.

4.2. Работу выполняет звено в составе трех человек: водителя машины и двух дорожных рабочих, переезжающих в кабине автомобиля.

4.3. Технологическая схема ремонта предусматривает кратковременную остановку звена на ремонтируемом месте, указываемом водителю звеньевым рабочим с обязательной установкой сигнальных ограждающих средств.

4.4. После подготовки оборудования, материалов и инструментов дефектный участок очищают от пыли, грязи и свободной воды скребком и метлой. Посредством ручного распределителя, а при его отсутствии лейкой первый рабочий (звеньевой) производит розлив горячего битума на ремонтируемую поверхность из расчета 1-1,2 л/м на 1 см глубины неровности. Розлив производят по краю выбоины или просадки так, чтобы битум стекал в ее глубокую часть.

Второй рабочий сразу же после розлива битума лопатой засыпает неровность щебнем в количестве 0,012 м/м на 1 см глубины. Затем щебень разравнивают (при необходимости) гладилкой и уплотняют ручной трамбовкой. Если при этом битумная пена не поднялась до поверхности щебня, производят повторный розлив битума из расчета до 0,5 л/м, засыпают тонким слоем щебня и уплотняют. Уплотнение возможно также колесом автомобиля, используемого при выполнении работ.

Битумная эмульсия. Обработка, пропитка, подгрунтовка. Цена 11 руб. м2. (ЭБА-2). Укрепление слоев дорожных одежд. Современный экологичный материал для дорожных работ.

Виды работ и материал

Ед. измерения

Цена, руб.

Расход эмульсии гр. на м 2

Обработка поверхности эмульсией (ЭБА-2)

Обработка поверхности из асфальтовых оснований эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

Обработка бетонных и щебеночных оснований эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

Обработка (укрепление) слоев дорожных одежд способом пропитки эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

1200

ЭБА-2 является незаменимым, современным и экологичным материалом для строительства дорог и ямочного ремонта. Самое распространенное применение битумной эмульсии — это гидроизоляция фундамента, обработки асфальта, обработка . Битумная дорожная эмульсия представляет собой маловязкую жидкость коричневого цвета. Все знают, что дорожное покрытие набирает окончательную прочность по мере охлаждения смеси. В качестве альтернативного решения битум разбавляют нефтяными растворителями (керосином), пока он не станет жидким, и конечная прочность материала достигается только при испарении растворителя. В данном случае, битумная эмульсия обеспечивает альтернативный подход, при котором битум разжижается путем диспергирования в воде.
Битумные эмульсии могут использоваться с мокрыми и холодными каменными материалами, и за счет этого происходит окончательный процесс «упрочнения» дорожного материала, когда эмульсия распадается – возвращается в непрерывную битумную фазу – вода исчезает. Другими словами, битумную эмульсию используют, как вяжущий материал, который обеспечивает комфортные условия для обработки дорожных покрытий. Ее используют для разных видов покрытий: асфальтовых, щебеночных и бетонных. Битумная эмульсия разделяется на два типа: анионная (ЭБА) и катионная (ЭБК). Основное различие между вышеуказанными видами эмульсий заключается во взаимодействии с обрабатываемыми материалами.