Рекомендации по ремонту дорожных покрытий щебнем с обратной пропиткой битумом. Зачем нужна заливка щебня битумом? Щебень пропитанный битумом

Для проведения изоляционных работ, рекомендуем использовать данный метод для "подстраховки" подвальных илицокольных этажей, а также дорожных покрытий. Для этого потребуется приобрести битум и щебень. Далее в статье мы расскажем подробнее о данной методике и ее нюансах.

Описание технологии

Данная работа производится на самом первом этапе возведения здания. Рассмотрим подробнее все операции:

Условия проведения операции

В соответствии со СНиП 3.04.01-87 — "Отделочные и изоляционые работы":

  • Температуре в воздухе от 5°С и выше на уровне пола и исключительно после выкладки щебня;
  • Пропитка горячим битумом должна проводиться разливом по всей площади равномерно тремя слоями;
  • Расход должен составлять от 6 до 8 литров на квадратный метр на первый слой, на второй и третий слои — от 2,5 до 3-х литров на квадратный метр. Количество градусов горячей горной смолы варьируется от 150 до 170 градусов.

Два данных материала, скрепленных вместе, выполняют отличную гидроизоляцию. Далее производится заливка бетонной смеси — формуется основание помещения. Важно четко расчитать расход за 1м2 щебня и проводить процесс в точном соответствии с ГОСТ.

Расход битума на проливку щебня

В соответствии со СНиП 3.06.03-85 — "Автомобильные дороги" п.10.17 розлив осуществляется в следующем соотношении:

  • на щебеночную основу — 0,8 л/м2;
  • на фрезерованную поверхность — 0,5 л/м2;
  • между слоями асфальтобетонного покрытия — 0,3 л/м2.

Черная щебенка относится к смесям продуктов дробления и отсева горных пород и минеральных и органических вяжущих материалов. Они имеют широкую сферу применения, наиболее востребованной областью является дорожное строительство. При небольшом росте цены в сравнении с обычными марками эта разновидность отличается повышенной долговечностью, влаго- и износостойкостью. Процесс изготовления считается несложным, при наличии специального оборудования их можно получить в домашних условиях, но при высоких требования к рабочим характеристикам предпочтение отдается продукции с заводским качеством.

Материал получают путем обработки вяжущими составами изверженных, осадочных и метаморфических пород, продуктов переработки отходов металлургии и речного гравия со стандартным размером. Доля пропитывающих веществ варьируется в пределах 1,5-4,5 % (чем меньше зерна, тем выше расход) и с пенетрацией от 60 до 250, чаще всего они имеют органическую основу. Для улучшения их подвижности также вводят ПАД и минеральные присадки (от 1 до 3 %). Изготавливают в смесителях барабанного типа, оснащенных нагревателями и системами опрокидывания, время приготовления зависит от рецепта и фракций.

В зависимости от способа производства и методов укладки различают следующие виды черного щебня:

  • Горячий – получаемый при температуре вяжущего в районе 120-160 °C и укладываемый около 100-120 (материал должен слегка остыть). Для пропитки в данном случае используются среднегустеющие битумы СГ, БНД, БН или деготь Д-6. Из всех разновидностей эта является самой дорогостоящей, 1 м 3 обходится не менее 2500 рублей.
  • Теплый – на основе дорожных нефтяных битумов или дегтя Д-5, подогретых до 80-120 °C и образующих покрытие при 60-100. По аналогии с предыдущим укладывается незамедлительно, для исключения прилипания к кузову при транспортировке стенки обрабатывают смазочными составами.
  • Холодные – не подогреваемые в процессе изготовления щебень или гравий, пропитываемые медленно и среднераспадающимися эмульсиями, жидкими битумами и дегтем Д-3. Эти марки характеризуются минимальной адгезией, при организации правильных условий хранения они лежат без слипания до 4-6 месяцев, при необходимости их можно купить заранее.

Отдельную группу представляет темный щебень природного происхождения – дробленный мрамор, долерит (куски горных пород насыщенного серого и черно-зеленого цвета) и аналогичные разновидности, используемые преимущественно в декоративных целях. Их цена варьируется от 2500 до 4500 рублей за 1 м 3 , применение этих марок в общестроительных работах экономически нецелесообразно.

Требования к наполнителю регламентированы ГОСТ 8267 и 3344, минимально допустимая марка морозостойкости составляет F15, доля зерен с неправильной формой не должна превышать 35%. Прочность зависит от целевого назначения и основы и варьируется от М300 до М1200. Объемный вес такого щебня определяется этими же факторами и достигает 2,6 т/м 3 .

Величина адгезии напрямую связана со способом изготовления: черные горячие и теплые смеси в этом плане выигрывают у холодных. Данный материал обладает хорошей водостойкостью, износостойкостью, битумное покрытие держится не менее 4-6 лет.

Сфера и нюансы применения

Основной областью использования является дорожное строительство. Хорошие результаты при этом достигаются при укладке разных фракций: крупных – первым слоем, более мелких, расклинивающих – верхним. Пропитанные битумами или дегтем смеси обладают хорошими гидроизоляционными свойствами, что объясняет их востребованность при обустройстве фундаментов зданий на участках с рисками подтапливания. К важным условиям технологии относят укладку в сухую и теплую погоду, идеальными сезонами считаются весна и ранняя осень.

Черный декоративный щебень и блестящий гравий (природного происхождения или окрашенные разновидности) применяются в ландшафтных проектах. Пропитанные битумами марки подходят для обустройства дорожек, на участках с большой проходимостью укладываются горячие и теплые смеси, с малой достаточно холодных. Темный цвет редко используют в качестве основного, максимальный декоративный эффект достигается при комбинировании оттенков.

Стоимость материала

Минимальная стоимость м 3 при условии самовывоза – 2000 рублей. Ориентировочные расценки с учетом доставки в пределах 30-40 км приведены в таблице.

Требует надежной гидроизоляции . Особенно тщательно нужно производить гидроизоляцию строений с подвалом и цокольным этажом. Ведь грунтовые воды, которые находятся под поверхностью земли, могут проникнуть в цокольное помещение. Постоянно воздействуя на незащищенный фундамент строения, они постепенно будут разрушать его.

Чтобы избежать подобного явления и защитить подвал и цоколь от воздействия влаги, применяется метод гидроизоляции с помощью битума. И совершенно неважно, на какой глубине залегают грунтовые воды. В любом случае нужно защитить цокольное помещение от воды. Для горизонтальной гидроизоляции помещений выполняется гидроизоляция с помощью политого битумом щебня, .

Битум представляет собой углеводородное соединение, получаемое в процессе перегонки нефти. По сути – это отход нефтяного производства. Битум может быть жидким или твердым. Твердый битум перед выполнением гидроизоляции необходимо разогреть в специальном котле.

Технология выполнения гидроизоляции

В котлован, который подготовлен для будущего подвала, засыпается не очень крупный щебень 20 40 мм. можно дополнить мелким щебнем, чтобы максимально заполнить пустоты между отдельными камнями. Слой щебня тщательно утрамбовывают, чтобы достичь одинаковой толщины и равномерной плотности. Толщина слоя должна быть около 40 мм.

После этого проливают слой битумом, который заполняет все пустоты в слое щебня. Битум укрепляет щебень и защищает его от проникновения воды. Затем поверх слоя щебня с битумом выполняется цементная стяжка. Такая технология проведения гидроизоляции существует уже давно. Как показывает многолетний опыт, данный метод гидроизоляции является очень надежным и эффективным.

РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)

Технологическая карта N 13

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНОГО ПОКРЫТИЯ (ОСНОВАНИЯ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПО СПОСОБУ ПРОПИТКИ БИТУМОМ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на устройство щебеночного покрытия (основания) толщиной 20 см и шириной 9 м по способу пропитки вязким битумом на глубину 10 см с применением распределителя дорожно-строительных материалов ДС-54 (для основной фракции щебня) и ДС-49 (для последующих фракций щебня).

Для устройства покрытия (основания) толщиной 20 см применяют щебень фракции: 40-70 мм (основная), 20-40 мм, 10-20 мм и 5-10 мм.

Щебень должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8267-93.

Битум должен удовлетворять требованиям ГОСТ и ГОСТ.

1.2. Конструкция покрытия (основания) принята в соответствии с альбомом "Типовые строительные конструкции, изделия и узлы" серии 3.503-71/88 "Дорожные одежды для автомобильных дорог общего пользования". Выпуск 0. Материалы для проектирования".

1.3. При устройстве щебеночного покрытия по способу пропитки выполняют следующие работы: подвозку и распределение слоя щебня; уплотнение слоя щебня; розлив битума по поверхности слоя; распределение расклинивающей фракции щебня; уплотнение расклинивающей фракции щебня.

1.4. Работы по устройству щебеночного покрытия (основания) способом пропитки выполняют в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С.


1.5. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы с учетом наличия дорожно-строительных машин и механизмов, уточнения объемов работ и калькуляции затрат труда.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. Перед устройством щебеночного покрытия (основания) по способу пропитки необходимо:

Обеспечить готовность земляного полотна (или нижележащего слоя дорожной одежды) в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил;

Подготовить временные подъездные пути для доставки материалов к месту производства работ;

Выполнить разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания (покрытия) и поперечных уклонов;

Обеспечить водоотвод.

2.2. Щебень доставляют на участок автосамосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение 1,25.

Битум подвозят к месту розлива автогудронатором, и к моменту распределения его доводят до требуемой температуры.

2.3. Работы по устройству щебеночного покрытия по способу пропитки (рис.1) ведутся поточным методом на двух захватках длиной 200 м каждая (рис.2).

Рис.1. Конструкция дорожной одежды

Рис.2. Технологический план потока по устройству щебеночного

слоя покрытия (толщиной 10 см) по способу пропитки вязким битумом

2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

Доставка основной фракции щебня (40-70 мм) для устройства основания (покрытия) автомобилями-самосвалами КамАЗ 55118;

Распределение щебня основной фракции универсальным распределителем ДС-54;

Уплотнение слоя щебня фракции 40-70 мм.

При общей толщине щебеночного основания (покрытия) по способу пропитки 20 см слой из основной фракции щебня следует принимать с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине основания (покрытия) и увеличение объема щебеночной фракции в 1,25 раза на его уплотнение.

Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалом КамАЗ-55118 и распределяют универсальным распределителем ДС-54.

Для обеспечения ровности кромок и заданной ширины покрытия (основания) устанавливают временные упоры в виде бордюров, брусьев и т. п. Высота упоров должна соответствовать толщине слоя.

Распределитель, оборудованный навесным рабочим органом щебнеукладчика, обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя и предварительное уплотнение щебня виброплитой. Перед началом работ заслонки бункера распределителя должны находиться над местом начала укладки щебня. Отвал распределителя устанавливают в рабочее положение с учетом толщины укладываемого слоя и коэффициента запаса на уплотнение (1,25).

При неподвижном положении распределителя автомобиль-самосвал заезжает на специальные трапы и выгружает щебень в приемный бункер. После разгрузки и съезда с трапов автосамосвала начинают распределение материала полосами шириной 3 м.


По мере движения распределителя щебень поступает к отвалу плужного типа, который распределяет его равномерно по всей ширине укладываемой полосы с обеспечением заданной толщины слоя. При выходе за пределы отвала щебень уплотняется виброплитами.

После распределения щебня по всей ширине основания его подготавливают к укатке. Исправляют, при необходимости, края уложенного слоя, тщательно выравнивают сопряжение полос покрытия (основания).

Ввиду того, что щебень предварительно уплотняется виброплитами щебнеукладчика, исключают подкатку легкими катками, а уплотнение щебня осуществляют тяжелыми катками с гладкими вальцами ДУ-98 массой 10,5 т.

Укатку щебня начинают от обочины к оси дороги с перекрытием предыдущего следа от катка на 1/3 его ширины за 5 проходов по одному следу. После двух-трех проходов катка устраняют места просадок, подсыпают щебень, разравнивают и оставляют под дальнейшее уплотнение.

В начале уплотнения, при создании необходимой жесткости щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка должна быть 1,5-2 км/ч, в конце уплотнения она может быть повышена до максимальной скорости (6,5 км/ч), при которой повышается производительность и не происходит перегрузка мотора.

Для обеспечения лучшей уплотняемости, щебень следует поливать при температуре воздуха выше 20 °С. Количество воды должно составлять 8-10 л/м. В этом случае разливать битум следует только после просыхания щебня.

Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, прекращение образования волны перед катком и отсутствие следа от катка. При этом должно происходить раздавливание щебенки, положенной на поверхность слоя (при недостаточном уплотнении она вдавливается в слой).

2.5. На второй захватке выполняются следующие технологические операции (табл.1):

Доставка щебня расклинивающих фракций автомобилем-самосвалом ЗИЛ-ММЗ;

Доставка и розлив вязкого битума автогудронатором СД-203;

Распределение щебня расклинивающих фракций распределителем каменной мелочи;

Уплотнение распределяемого слоя щебня тяжелыми катками.

Таблица 1

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

Источник обоснова-

ния норм выработки (ЕНиРы и расчеты)

Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ

ница изме-

чество работ

ность в смену

Потребность в машино-

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3., СНиП, СНиП. - Примечание изготовителя базы данных .

2. СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

3. ТОИ Р. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.

4. ТОИ Р. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.

5. Спельман безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 19с.: ил.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание

Технологические карты на устройство

земельного полотна и дорожной одежды

/ Росавтодор. - М., 2004