Сады при загородных дворцах фараонов. Парки и сады. Обожествление мира египтянами

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

Исходя из археологических данных, в Древнем Египте было очень широко распространено садоводство. В местах погребений историки обнаруживали фрукты, семена растений и их части. Многие из них изображались на стенах гробниц. По рисункам можно сделать вывод о том, что в Египте существовало два вида садов: светские и при храмах.

В Карнаке при храме Амона Ра существовал сад, который датируют периодом правления Тутмоса III. Этот сад расположен террасами, что говорит о проникновении метода ландшафтной планировки в Древний Египет из Месопотамии.

В Египте были священные деревья: можжевельник, сикамор античный, нильская акация и тамариск. С именем богини неба Нут связывали сикамор античный. Существуют изображения, где крестьяне складывали к подножию этого дерева жертвоприношения (овощи, фрукты, воду в кувшинах).

Египтяне представляли умершего и воскресшего Осириса как бога плодородия и загробного мира. Его деревом считалось хвойное. И даже его гроб с телом изображался внутри дерева. На многих памятниках можно увидеть шишку сосны. Ученые трактуют ее как жертвоприношение Осирису. Один из манускриптов говорит, что кедр появился по воле бога плодородия.

Также его деревьями считались сикамор и тамариск. Осирис очень почитал деревья. А одно предание говорит о том, что он запрещал повреждать фруктовые деревья, а также перекрывать потоки воды.

По некоторым данным, каждый храм имел свое священное дерево и священные. Редкие растения привозились в Египет из завоеванных стран в качестве трофеев. Их корни упаковывали в ящики с землей. Привезя в Египет, их высаживали вокруг храмов и дворцов.

Дома и дворцы знати как правило располагались посреди садов. В усыпальнице Нембамунов историки нашли изображения, которые дают хорошее представление о светском саде. Из цветов здесь растут маки, васильки, кувшинки. Зачастую здесь располагаются аллеи финиковых пальм, которые чередовались с сикаморами. Есть изображения с перголами - беседками, которые увиты виноградом. Виноград выращивался различных сортов. Во времена XVIII династии это был черный, красный, пурпурный, бледно-зеленый и белый виноград. Также египтяне культивировали гранат. Популярными являлись цикорий, лук и арбузы. Как лекарственные растения или для красоты выращивали мак, кувшинки, крокусы, шафран, белую лилию.

Рамсес III внес большой вклад в развитие садоводства. Он придумал высаживать небольшие деревья и кустарники в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее римляне заимствовали этот прием, а также садоводы Ренессанса. Во время его правления было создано 514 садов. Главным образом они служили для обеспечения храмов вином, маслом, ароматическими травами, древесиной.

Не менее важной была и другая роль садов - декоративная.

В совокупности с озелененными улицами и священными рощами сады составляли зеленое оформление городов. В плане они являлись прямоугольной сеткой. парадные процессии проходили на улицах, которые были ориентированы на дворцы и храмы. Они имели большую ширину - около 40 метров - рассчитанную на движение значительного числа людей. По обеим сторонам улицы шли ряды пальм. Уже на подходе к самому храму дороги часто украшали фигурами сфинксов.

Когда эта дорога заходила на территорию храмового комплекса, она становилась композиционной осью. Также она являлась и осью симметрии архитектурной композиции. По мере продвижения в глубь объемы и пространства, которые как бы нанизывались на нее, имели тенденцию либо уменьшаться, либо увеличиваться.

Внутри комплекса достигалась постоянная смена впечатлений. Это было сделано за счет ритмичного чередования освященных внутренних дворцов и темных пространств интерьеров храма, а также постоянного изменения размеров при движении.

Характер египетского храма определялся геометрической сеткой планов городов, принципом симметрии и осевым построением храмовых комплексов. он был сформирован как регулярный, имеющий четко выраженную главную ось.

В качестве примера можно привести план сада площадью 1 га. Он обнесен стеной и имеет квадратную форму. Вход является началом оси и отмечен пилонами. В глубине сада расположен дом, который замыкает ось. Композиционной осью является крытая аллея. Египтяне называли ее перголой. Она была увита виноградом, поэтому образовывала тенистый свод. Четыре прямоугольных бассейна и две беседки располагаются симметрично относительно осевой дороги. По всему периметру сада идут рядовые посадки. Такой вот сад является образцом регулярного стилевого направления. Однако он имеет специфическую черту. Это наличие ограждающих стен, а также внутренних, которые создают отдельные участки.

Саду в Древнем Египте было характерно органичное слияние религиозных, эстетических и утилитарных функций. А вообще, садовое искусство здесь сформировалось с четкими композиционно-планировочными канонами. Это были:

  • регулярный план, который включал в себя использование симметрии и осевое построение композиции;
  • наличие водоемов;
  • формирование замкнутых композиций;
  • применение рядовых и аллейных посадок;
  • использование экзотических растений;
  • использование ритма, как композиционного приема.

Географическое положение. Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения реки Нил, который впадает в Средиземное море.

Климат. Климат Древнего Египта труднопригодный для проживания. Жаркий и засушливый, с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков. Всё время стоял нестерпимый зной.

Растительность. Здесь не было возможности существования древесно-кустарниковой растительности на больших площадях. Естественно произрастали: тамариксы (гребенщик французский, Бо́жье де́рево, би́серник), финиковые пальмы,

А вдоль берегов Нила: тростник, папирус, лотосы.

Исторический очерк. Строительный материалы: гранит, известняк, песчаник, которые характеризовались высокой прочностью и долговечностью.

За три тысячелетия существования египетского государства, вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства, формировалось и садовое искусство.Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные или прямоугольные сады, симметрично распланированные. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Храмовые постройки, состоящие из нескольких дворов, аллей и колоннад умело соединялись в одно целое. Это говорит о том, что уже в Египте существовали архитектурно устроенные сады. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами. Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.

Типы садов: сады при храмах, сады при дворцах, сады при жилых домах состоятельных владельцев,

В качестве примера рассмотрим план строения египетского сада площадью 1 га. (относится к эпохе Среднего царства – 21-18 вв до н.э.) Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной (которая защищала сад от песчаных бурь и разлива Нила). Вход отмечен пилонами (башни в форме усеченной пирамиды перед домовым храмом) и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного (прямоугольного) пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос. Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки. Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др.

В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты (растения, выращенные в грунте за пределами ареала их природного распространения) - инжир, гранат, розы, жасмин. В больших садах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; черное (эбеновое) дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Здесь росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. Благовонное масло «сузинон» изготавливали из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни.

Функции сада. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Стилевые особенности. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;

Центром ансамбля всегда являлось главное здание;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Каждый школьник уже в V классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. Египет - древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры. Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней.

Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах донесли до нас сведения о замечательных произведениях садового искусства.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройны ми рядами по росту. Бол ее крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разво дили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными.

В египетских садах росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов.

Благовонное масло «сузинон» приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.

Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это ра сте ние. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Засушенные цветки лото са, украш авшие мумию фараона Рамзеса II (XIV век до н. э.), хранятся в гербарии Ленинградского ботанического сада. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.

В царствование Клеопатры (I век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы. Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме. Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра у стилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колони. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, за сахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.

Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры и богатые патриции. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для

своих пиров, нагружая цветами целые корабли. В больших садах и рощах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей - найи и ящериц - варанов.

Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня.

Не созерцание ли стройных пальм натолкнуло древних архитекторов на мысль о создании колонн из камня?

Многие полагают, что своеобразие пальмового леса оказало влияние и на возникновение в дальнейшем, в средние
века, готического стиля построек со стрельчатыми сводами, напоминающими кроны пальм, так же, как высокие прямые стволы вздымающихся сосен нашли отражение в постройках Эллады.

Особенной пышностью отличались при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.

После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт, относящегося к 4500 годам до наших дней. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути.

Египтяне широко использовали растения для получения лекарств, благовонных масел и смол, употреблявшихся для бальзамирования трупов (мумифицирования), для украшения жилищ и храмов.

В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень. И фараон Рамзес III, восхваляющий свои деяния в Харристском папиру се, в первых же строках отмечает:

«Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью».

Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами,
а также и удобрение плодородным илом реки Нила.

Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. С радостью встречали они появление в реке молодых крокодилов, предвестников приближения разлива. За ними появлялись вторые вестники - цветы голубых кувшинок, несомые водами, зелеными от береговых растений. Наконец воды Нила становились красными от ила и глины, захваченных течением из Эфиопии. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы - и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.

Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила.

1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки

Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

План Акрополя :

I - пропилеи римского времени; 2 - храм Ники Аптерос; 3 - постамент памятника Агриппе; 4 - Пинакотека; 5 - «Пропилеи Мнесикла»; 6 - южное крыло пропилей; 7 - остатки древнейших стен; 8 - святилище Артемиды Бравронии; 9 - место статуи Афины Промахос; 10 - место храма Гекатомпедона; 11 - Эрехтейон; 12 - Парфенон; 13 - храм Ромы и Августа; 14 - музей Акрополя; 15 - Одеон Ирода Аттика; 16 - стоя Евмена 11; 17 - святилище Асклепия; 18 - театр Диониса; 19 - Одеон Перикла.

Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение.

Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Создание: 1632–1653 гг.

Архитектор: предположительно Устад-Иса

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.

Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор:Джакомо да ВИНЬОЛА.

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.