Самосовершенствование. Путь к обретению свободы. Самосовершенствование личности

Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Это неотъемлемый атрибут каждого прожитого дня в стремлении стать лучше.

Способы развития личности

ПОД ТЕРМИНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНИМАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.

Данный процесс включает в себя познание мира, улучшение приобретенных качеств и навыков, которые соответствуют жизненным целям. Психологи утверждают, что базой для саморазвития выступает функция адаптивности нервной деятельности человека под условия, в которых развивается каждый конкретный индивидуум. Поскольку мотивы и способности к самооценке у всех из нас разнятся, то и цели саморазвития также могут быть разными: духовные интересы и убеждения, материальные блага, профессиональное совершенствование и пр.

Практически все книги саморазвития и самосовершенствования систематизируют такие условия для начала работы над собой:

  • проведение самоанализа и самонаблюдения, чтобы сравнить себя с окружающими и выявить «слабые» места;
  • постановка цели саморазвития;
  • выработка программы для совершенствования своей личности;
  • проявление воли и силы характера.

Пути самосовершенствования

Рассматривая конкретные направления саморазвития личности, можно определить несколько основных путей данного процесса:

1. Совершенствование нравственности

Данный процесс несколько схож с теми методиками, которые преподают педагоги – закладывание норм такта, вежливости, понятий хорошего и плохого. Несомненно, все эти знания остаются актуальными в течение жизни. Однако чем старше становится человек, тем в более серьезные ситуации ему приходится попадать. Моральные ценности и ориентиры перестают делиться на «черное» и «белое», поэтому нередко приходится заниматься психоанализом и быть максимально объективным, находить верное решение.

2. Развитие ума – еще одно направление самосовершенствования индивидуума

Изучение новых навыков и знаний не просто делают из нас эрудированных специалистов, но и весьма интересных собеседников в любом месте, в любое время. К тому же это прекрасное подспорье в пожилом возрасте, ведь тренированный ум не утрачивает свою остроту и концентрацию.

3. Эстетическое самосовершенствование

Данный процесс предполагает изучение высших ценностей общества и искусства. Походы в арт-галереи, музеи, выставки, театры формируют личное мнение и вкус. Не стоит думать, что если вы не родились в семье пейзажистов и не являетесь знатоком искусства, то вы никогда не сможете оценить музыкальные шедевры или художественные полотна.

4. Развитие физической формы

Этот способ саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает поддержания тела в тонусе и гармонии с эмоциями. Помимо медицинской пользы для организма, физические тренировки позволяют ощущать себя более уверенно и любить себя.

5. Профессиональное саморазвитие

В условиях стремительного роста технических возможностей, адаптации общества под новые идеи и ценности, необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Грамотный, креативный и уверенный в себе специалист – на вес золота. Поэтому целью такого самосовершенствования является развитие качеств и навыков, полезных для профессиональной деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы саморазвития личности, которые помогут вам обрести свою цель в жизни и становиться лучше с каждым прожитым днем.

Вы еще не задумались о поиске пути саморазвития? Тогда задайте себе следующие вопросы:

  • Как часто у вас возникали мысли о том, что мир несправедлив к вам?
  • Как часто вам казалось, что всё идёт не так, как должно идти?
  • Как часто вы оказывались в тупике из-за невозможности что-то предпринять или исправить?
  • Как часто вы были недовольны собой?
  • Как часто вы задумывались о том, что можете гораздо больше?
  • Как часто вы мечтали о том, чтобы быть кем-то гораздо большим?
  • Как часто вы обрывали эту мысль, не дав ей до конца сформироваться?

Слабыми людьми движут страхи и рождающиеся из них пороки, именно поэтому человек чаще всего следует стадному чувству, а не противостоит ему. Но ведь «против системы» - не значит «плохо». Это значит индивидуальность, личность, становление которых происходит через саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.

Суть саморазвития заключается в постоянной работе над собой с целью совершенствования и выработки определённых человека. Саморазвитие - трудный процесс, именно поэтому многие психологи считают этот этап завершающим в становлении личности.

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

  • Корректно организованный семьёй воспитательный процесс ребёнка и подростка.
  • Примеры окружающих людей.
  • Оценка общества.
  • Желание человека признать себя в качестве личности.

С чего начать

Саморазвитие - это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью - заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это - лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью . О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем

Технология саморазвития:

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир - не враг, а союзник.

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное - начать, и верный способ - это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек - достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Особый вид саморазвития

В условиях современного процесса гуманизации общественной жизни и самого общества одна из главных ролей отводится творчеству. Несмотря на общую картину образовательной системы, в которой творческим дисциплинам практически не осталось места, само творчество продолжает развиваться на уровне индустрии и сферы обслуживания, и человеку не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к творческому саморазвитию.

Под термином «творческое саморазвитие» скрывается несколько понятий:

  1. Процесс познания, творческого преобразования, развития и совершенствования самого себя.
  2. Особый вид деятельности, конечным итогом которого является некий творческий объект.
  3. Развитие личности как целостности во всей совокупности присущих ей качеств и потребностей.

В большинстве случаев употребления термина подразумевается второе понятие, поэтому стоит чуть подробнее рассмотреть именно его. Чтобы развиваться творчески, необходимо:

  • Настроиться на творческое мышление, то есть достижения совершенно нового результата.
  • Создавать что-нибудь, привносить в деятельность что-то новое.
  • Посещать курсы для развития собственных навыков.
  • Наблюдать за творческим процессом детей, поскольку детское творчество свободно от излишних условностей и восприятия взрослого человека.
  • Активизировать мышление путём полного использования всех органов чувств.
  • Придумывать новое применение и предназначение для вещей.

Но самое главное, что необходимо сделать на пути творческого саморазвития, - разрушить стандарты и границы в собственной модели поведения.

Коротко о главном

Саморазвитие - это отличная возможность для человека реализовать себя в том направлении, которое он видит для себя преимущественным. Здесь нет никаких ограничений и условностей, каждому человеку под силу создать новое «Я», каким он хочет себя видеть. Главное - решиться, поставить цель и

Ю. М. Орлов выделяет две полярные парадигмы управления своим поведением: парадигма насильственного и парадигма ненасильственного управления.

Насильственная парадигма строится на сравнении "Я идеального" и "Я реального" на основе какой-либо оценочной ситуации. Предполагаемым результатом является работа личности над собой по исправлению недостатка. На самом деле осознание собственного несовершенства может иметь неоднозначные последствия. В основе парадигмы насильственного управления лежит возмездие за нежелательное поведение. Такая парадигма неэффективна. Приобретенное поведение неустойчиво. Сдерживание или подавление нежелательного поведения продолжается лишь до тех пор, пока существует практически достоверная возможность наказания за невыполненное действие.

Ненасильственная парадигма устранения нежелательного поведения состоит не в наказании, а в угашении, т.е. в неподкреплении, нежелательного поведения. Под угашением понимается повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Смыл ненасильственной парадигмы заключается в том, чтобы человек перестал получать удовольствие от нежелательного поведения.

Самосовершенствование, считает Ю. М. Орлов, должно проходить на грани приятного, тогда самосовершенствование пойдет свободно, из глубокого, истинного человеческого желания стать лучше, совершеннее. В основе этого стремления лежит потребность в самореализации, т.е. в пробе и развертывании в жизни заключенных в человеке возможностей.

Можно выделить несколько этапов самосовершенствования.

  • 1. Самонаблюдение. На данном этапе человек фиксирует факты своей жизни:
    • – всегда, когда мне нужно выразить свою мысль, я не могу подобрать слова;
    • – всегда, когда учитель вызывает меня к доске, я теряюсь;
    • – всегда, когда мне хочется расслабиться, я тянусь за сигаретой.
  • 2. Самоанализ. Соотнесение фактов с определенными ценностями. Сравнение образа "Я идеального" и "Я реального". В результате устанавливается разрыв между идеальным образом и "Я реальным". Например, человек говорит себе: я ленив, у меня слабая воля, я не умею управлять своими чувствами и др.
  • 3. Самооценка. В самооценке выражается отношение человека к установленному разрыву. Человек сам для себя должен определить путь. Он может включить механизм психологической защиты типа: я не хуже других, я жертва обстоятельств, мне этого и не нужно и т.д. Он может встать на путь целенаправленной работы над самим собой. Может найти способ компенсации своих недостатков.
  • 4. Постановка цели и разработка программы. Самовоспитание направлено на формирование определенных качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности. Проблема заключается в том, что человек не всегда может соотнести цели и реальные возможности. Он ставит цели абстрактные (стать похожим на...) и даже бессмысленные (научиться спать на гвоздях), часто нарушая соотношение ближних и дальних целей, не выстраивая иерархии целей. Мешает правильной постановке цели безмерная широта, одновременное множество целей.
  • 5. Осуществление программы самовоспитания. Первым и основным условием осуществления программы является способность человека к самоограничению. Полезно на данном этапе вести дневник, где будут фиксироваться успехи и неудачи. Можно составить график. Человек должен овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и др.

Общий план разработки программы личностного самосовершенствования:

  • 1-й шаг. Постановка дальней цели. Необходимо насколько возможно четко определить для себя общую жизненную перспективу: определить конкретные достижения и сроки. При этом в основе должно быть не изменение какого-либо качества, а дело.
  • 2-й шаг. Постановка ближней цели. Ближняя цель должна согласовываться с дальней целью, должна приближать к дальней цели.
  • 3-й шаг. Определение личностных ресурсов. Ресурсы свои необходимо рассматривать с точки зрения конкретного дела, к осуществлению которого человек стремится.
  • 4-й шаг. Определение недостающих ресурсов. Чем более определенно мы сами для себя определим, что нам необходимо для достижения цели, тем яснее будет для нас, как работать на приближение цели.
  • 5-й шаг. Разработка алгоритма достижения цели. Составление алгоритма – это творческий процесс. Поэтому нет универсальных алгоритмов, они составляются с опорой на имеющиеся и недостающие ресурсы.
  • 6-й шаг. Определение возможных потерь. Никогда не получается все запланировать и запрограммировать. Кроме этого, следует помнить, что самовоспитание требует самоограничения. Для того чтобы достичь цели, часто приходится от чего-то отказваться. Человек должен быть к этому готов.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если Вас интересует стоимость оформления генеральной доверенности , то на сайте notbe.ru Вы сможете найти всю необходимую Вам информацию.

Я часто задаюсь вопросом, почему одни люди не останавливаются на достигнутом и постоянно находятся процессе самосовершенствования, а другие плывут по течению и надеются на волю случая?

Самосовершенствование и профессиональное развитие

Саморазвитие человека — это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:

  • Личностное развитие;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Профессиональное развитие;
  • Физическое развитие.

Если вспоминают о профессиональном развитии, то только в том случае, когда уровень мастерства человека не чуток изменился, а повысился на порядок.

Профессиональное саморазвитие не является массовым явлением, потому что не у каждого есть необходимые качества, которые нужны для постоянной и упорной работы надо собой. Саморазвитием могут похвастаться только те личности, которые обладают рядом качеств:

  • Понимание основ саморазвития;
  • Мотивация на решение профессиональных задач и на достижение высоких результатов;
  • Способность к саморазвитию.

На эффективность саморазвития влияют и внешние факторы:

  • Создание социально-психологических условий в рамках корпоративной культуры компании;
  • Наличия условий для развития;
  • Доступ к информации и степени подготовленности для работы с ней.

Как видим, необходимым условием для саморазвития является наличие:

  1. Внутренней мотивации;
  2. Способности к саморазвитию.

Хочется отметить, что не существует саморазвития без желания выполнять свои задачи более результативно и качественно. Поэтому лакмусовой бумажкой человека желающего заняться саморазвитием будет его отношение к своей работе.

Определить уровень на профессиональное саморазвитие можно следующим образом. Если доминирующими факторами на саморазвитие являются внутренние мотивы, то этот человек будет нацелен на саморазвитие, если же внутренние мотивы отсутствуют, то можно смело утверждать, что мотивация на саморазвитие у человека отсутствует.

Нельзя мотивы и внутреннюю мотивацию высосать из пальца — это процесс продолжительный и довольно сложный. Наличие у человека данного вида мотивации позволит ему самостоятельно добиться успеха в процессе преобразований.

Развитие человека происходит благодаря различным видам его деятельности и общению с другими людьми. Но более быстро это происходит тогда, когда профессиональная деятельность дополняется планомерным саморазвитием. Конечно, точно так же, как обстоит дело и с мотивацией саморазвитие присутствует не у всех, однако способность к саморазвитию можно создать и развить довольно быстро.

Умения необходимые для саморазвития:
  • Замечать недостатки и удерживающие самоограничения;
  • Анализ собственной работы;
  • Конструктивная критика своей деятельности.

Если игнорировать саморазвитие, то придется пройти путь естественного созревания, что не может служить гарантией эффективного результата. Если у человека присутствует мотивация и способности к саморазвитию, то это говорит о том, что человек уже созрел и не нуждается во внешнем присмотре за своим профессиональным ростом. Он самостоятельно способен прикладывать усилия с целью реализации внутреннего потенциала и достигать соответствующих результатов.

Грамотный человек, исходя из поставленных задач, умеет правильно расставлять приоритеты и выбирать правильный путь развития. Задачи могут быть как реальными, так и нереальными. Представим, что человек находится на пятой ступени карьерной лестницы. Логичным для него будет планирования перейти на шестую или при сверхусилиях сразу на седьмую. Если же человек, находящийся на пятой ступени планирует сразу перейти на десятую, то это говорит о неправильных действиях. Такой человек не понимает своих возможностей. Неправильная оценка имеющихся качеств приведет к стрессу, а не к успеху и профессионализму.

Существует три вида профессионально развития:

    Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.

  1. Развивать и совершенствовать имеющиеся в наличии положительные умения и качества. Эту задачу можно решить самостоятельными усилиями.
  2. Устранение самоограничений и недостатков, которые негативно сказываются на производительности и эффективности. Тут также понадобится помощь сторонних специалистов.

Надо отметить, что работать сразу по трем направлениям не получится, так как это трудоемкий и психически сложный процесс.

Необходимые условия для самосовершенствования:

Большинство людей думают, что для самосовершенствования не нужны специальные условия. Это ошибка! Нужны специальные условия и некоторые ресурсы. К наиболее важным условиям можно отнести культурные и личностные группы условий.

  1. Организационная культура может стимулировать и помогать человеку в самосовершенствовании, а может и быть препоной. К первому можно отнести культуру, ориентированную на созидание и творчество, а ко второму — бюрократический аппарат.
  2. Руководство может быть примером новатора, а может быть и острожного консерватора. От этого будет зависеть, какая будет атмосфера в коллективе. Если руководитель заинтересован в привлечении персонала к обсуждению производственных проблем, поддерживает инициативных и всем своим видом показывает, что хочет привлечь персонал к решению поставленных задач, не против конструктивной критики и не боится рисковать, то тогда создается хорошая возможность для саморазвития.
Для саморазвития каждый человек должен обладать такими ресурсами:
  1. Свободное время для саморазвития;
  2. Доступ к информации;
  3. Наличие производственных условий. К таким условиям можно отнести обучающие программы, тренинги, семинары и различные обучающие мероприятия.

Создание необходимых условий и ресурсов, которые нужны для саморазвития, по определению требуют финансовых вложений. Если не стараться сэкономить каждую копейку, а вкладывать в саморазвитие, то это будет наиболее эффективная инвестиция.

Человек может оставаться собой лишь в том случае,
если он неустанно стремится над собой возвысится.

Жюль Лашелье

По дороге к успеху , в процессе достижения поставленных целей каждому из нас приходится в том или ином виде проводить работу над собой. Работа как над отрицательными, так и положительными качествами своего характера, борьба с вредными привычками, повышение своей квалификации это сложный процесс самосовершенствования длящийся всю жизнь.

Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд , ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда и жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этом пути. Да и бывает такое, что работа над собой пугает нас своей сложностью. Однако, стоит только сильно этого захотеть и сделать первый шаг, как все станет таким легким и понятным.

Процесс самосовершенствования и работа над собой

Как только вы решили, что хотите стать на путь самосовершенствования , стоит помнить одно правило - постоянство. Если вы сможете первую неделю следовать первоначальному плану, то вас обязательно ожидает успех. Как часто мы после прочтения воодушевляющей статьи или книги или просмотра телевизионной программы решаем, что пришло время. Но проходит время, настрой пропадает, а мы забываем о своих грандиозных планах. Работа над собой требует постоянства.

Почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал:

«…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза–не видеть, имея уши – не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, – разве же это житье? »

В начале двадцатого века он работал с читателями библиотек, получил и ответил на более чем 1200 писем, помогая каждому построить его собственную программу самообразования. Он описал образ настоящего образования, который и через сто лет актуален для тех, кто использует Интернет:

«Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития ».

Зачем жить с постоянными размышлениями: «каким я мог бы стать». Вы даже не представляете себе, сколько вы можете сделать для собственного развития. Сегодня даже возможность развить память, внимание, скорочтение становяится абсолютно доступной, следует лишь регулярно выполнять упражнения для развития памяти следуя определенным правилам и способам. Посетив на этом сайте рубрику «Саморазвитие «, вы найдете там массу полезной информации, например узнаете - как избавится от застенчивости , как развить силу взгляда , как стать пунктуальным , как развить интуицию и многое многое другое.

Желание стать лучше и стать на путь совершенствования, должно преодолеть все низменные желания и привести человека к успеху, сделать его самостоятельной личностью, достойной восхищения и подражания. Таким образом, человек может признаться себе и другим, что достиг совершенства, лишь, когда на самом деле научился преодолевать свои слабости, перестал слепо следовать своим желаниям, стал умнее, добрее и лучше во всех отношениях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .