Сергей калякин садовник. Немецкие частные сады. Три направления развития немецких частных садов

Исторически сложилось так, что стиль садового искусства Германии XX-го века отождествляется с натургартеном. Основанный на подборе аутентичных растений для экологических условий каждого конкретного местоположения, и, как следствие, лёгкий и малозатратный в уходе, природный сад пользовался популярностью во всей Северной Европе, но именно в Германии достиг своего апогея. Проехавшись по немецким садам с юга на север и с запада на восток, я пришёл к выводу, что натургартен больше не является господствующим садовым стилем. Какой же он, современный частный немецкий сад? Что стало с садом природным? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Внешний вид каждого сада складывается не только под влиянием желаний и трудолюбия его хозяев. Существуют объективные и субъективные факторы, накладывающие отпечаток на любой частный сад среднего гражданина каждой конкретной страны. Ряд этих факторов достаточно широк: от географических характеристик местности до национального менталитета, однако в пределах одной страны, думается, этот ряд уникален.

Для немецкого сада объективными внешними факторами влияния стали:

1. Легендарная немецкая бюрократия с жёстким законодательным регулированием мельчайших вопросов строительства частного дома: от того, каким должен быть цвет крыши до минимального количества парковок на участке. Строго соблюдаются нормы расстояний от сооружений и посадок до границ территори и. Даже видовой состав живой изгороди по периметру земельного надела зачастую регулируется местными муниципалитетами посредством составления списка допустимых к использованию растений. С одной стороны, в этом есть свой плюс, потому что немецкие посёлки, в отличие от русских, выглядят с архитектурной точки зрения единым целым, а не «кто в лес, кто по дрова». С другой же – весь этот перечень требований и согласований создает серьёзные ограничения в дизайне дома и сада.

2. Последние события новейшей истории – объединение Германии, расширение Европейского Союза и введение евро – сильно ослабили экономический рост страны: цены стремительно росли, а зарплаты топтались на месте. В результате самыми раскупаемыми стали весьма маленькие, по нашим меркам, участки от 2,5 до 4 соток, а приобрести аж 6 соток земли и сейчас могут себе позволить только весьма зажиточные немцы. Понятно, что дом на таком участке всегда будет доминантой, с какой стороны не смотри, всегда недалеко от дороги, а из оставшейся площади нужно вычесть ещё и место под гараж-парковку. В итоге мы получаем малый сад в его классическом варианте.

3. Страна отличается весьма неровным рельефом, особенно в самых густонаселённых её землях. Поэтому терассирование участка и использование подпорных стен здесь является традиционным ландшафтным приёмом. Обилие разнообразного местного камня позволяет проявить максимум фантазии не только в выборе материалов и узоров мощения, но и в других каменистых затеях – будь то рокарии, сухие и мокрые ручьи или малые архитектурные формы. Камень в немецком саду выступает во всех амплуа – образно сравнивая с садом русским, от сетки-рабицы до декоративной коры.

4. Климат в Германии весьма и весьма мягкий: Гольфстрим обеспечивает северной части страны дополнительную порцию тепла, а на юге и так круглый год светит солнце. Это позволяет немцам, во-первых, выращивать в своих садах более капризные теплолюбивые растения (вспоминаются огромные куртины кортадерии на севере страны, и пальмы в Баварии), и, во-вторых, делать акцент в дизайне сада на лиственные вечнозелёные растения. Однако различия в садах в зависимости от географического положения всё же есть: на севере чувствуется близость Англии. Например, Maxwaldpark– один из больших ландшафтных парков – выполнен в стиле Гертруды Джекилл. Северные немцы испытывают тягу к холодным тонам, основные цвета здесь – белый и синий. Южные земли – гораздо более яркие: типичные здесь ландхаусы с балконами по периметру увешаны кашпо с петуниями и пеларгониями, использование теплолюбивых растений и суккулентов иногда заставляет подумать, что это скорее средиземноморский сад, чем немецкий. Гуляя по огромному частному саду – острову Майнау на Боденском озере – вы не раз почувствуете себя в Италии.

5. История Германии, несомненно, наложила свой причудливый отпечаток на немецкий садовый стиль: неспокойный двадцатый век стал для этой страны веком и раздела, и воссоединения. Последствия этих трагичных событий до сих пор заметны. Восточные земли (бывшая ГДР) хранят традиции Карла Форстера. Именно здесь в частных владениях живёт натургартен , а сами сады выглядят очень естественно, хотя, не исключаю, что только для русского глаза. Потрескавшаяся от времени краска на деревянной перголе, увитой настурцией, злаки среди простых цветов, уютная запущенность, но не сделанная напоказ, как в глянцевых журналах, когда хотят показать «естественный» стиль, а природная, необходимая восточным немцам для душевного равновесия. Всего этого нет на американизированном западе Германии с его описанным ниже типичным немецким садом – в большинстве своём самодовольным, стерильным, «картинно-постановочным». Обусловлено это не только многолетним заатлантическим влиянием, но и субъективными характерными особенностями немецкого национального менталитета.

6. Ordnung muss sein. «Порядок – прежде всего » – любимая немецкая поговорка. Произнося эту фразу, типичный немец имеет очень одухотворенное выражение лица. Врождённая любовь к чистоте, на взгляд русского обывателя, иногда принимает формы тихого помешательства. Субботне-воскресные утренние стрижки газонов, когда все нормальные люди должны ещё нежиться в постели, периодическое выщипывание семенных головок у анютиных глазок и полное отсутствие сорняков в цветниках и щелях мощения – самые маленькие жертвы, на которые могут пойти немцы ради поддержания порядка. Доходит до того, что большие расстояния между посадками многолетников специально оставляют для того, чтобы можно было свободно пройти и прополоть. А потом вымыть до блеска инструмент (а то и продезинфицировать) и поставить его на специально отведённую полку в садовый сарайчик с крахмально-белыми занавесками на окнах.

7. Немцы обладают удивительным свойством сочетать несочетаемое . Даже в самые практичные решения (а немцы известные прагматики!) они всегда добавят каплю романтики. Например, выбирая садовые светильники, типичный немец всегда задастся вопросом: зачем тратиться на стационарное освещение, если существует Луна, а из менее глобальных светил – факелы, фонари на солнечных батарейках и свечи, которые к тому же создадут более интимное настроение в вечернем саду? Стационарный свет, ну что ж, на входе в дом он необходим, но – только с датчиками движения. Такая экономия оправдает затраты.

8. Любовь к комфорту и отдыху подталкивает немцев не только к соседству с русскими на курортах Турции, но и к тщательному планированию своего участка под девизом «Минимум забот – максимум удовольствия ». Такой подход диктует определённую структуру сада: обычно это большой газон или площади мощения, по размерам превосходящие площади посадок, иногда с солитером, иногда без. Действительно, меньше растений – меньше работы. Желанием иметь, как можно больше свободного времени объясняется и привязанность к хвойным и вечнозелёным лиственным деревьям и кустарникам, декоративным круглогодично и не требующим особого ухода – один раз посадил и можно смело отдыхать все четыре сезона. Редко кто занимается выращиванием летников из семян – рассада стоит копейки, закупается по необходимости, а растения выбрасываются сразу после потери декоративности. Одним из главных элементов сада является зона отдыха с обязательным барбекю (мясо во всех его проявлениях – традиционная немецкая еда) – американский вариант нашего шашлыка, вокруг которого каждые выходные собирается вся семья. Вы спросите, а как же это стыкуется со стрижкой газона и выщипыванием анютиных глазок? Да порядок – прежде всего, а потом уже барбекю. К тому же немного поработать в саду – это тоже удовольствие.

9. Необходимость показать определённый уровень достатка и быть, как минимум, не хуже, чем соседи – ещё одна характерная немецкая черта. Она обычно находит своё отражение в оформлении входной зоны – нарочито напоказ, для случайного наблюдателя с дороги. Эта псевдооткрытость, красивоцветущие растения, обычно гортензии, розы, клематисы, архитектурные злаки, юкки призваны создать впечатление стабильности и процветания, и выполняют ту же роль, что и фотография с белоснежной улыбкой в тридцать два зуба на резюме обычного немца. Сезонная смена контейнерных посадок и декоративных украшений у входа и на балконе часто превращается в соревнование между соседями – у кого ярче, интереснее, красивее. Поводом для смены декораций служат не только праздники (Рождество, Пасха), но и просто, например, начало осени.

10. При всей дружелюбности и кажущейся открытости немцев, в городских садах (или при плотной застройке) очень чётко обозначены границы общественного и личного. Это проявляется не только в опущенных жалюзи на вечерних окнах, но и в наличии строго определённой личной зоны в саду, в которую разрешён доступ только близким людям. Если есть участок за домом, он обычно скрыт от соседей высокими плотными изгородями. В деревнях, где дома стоят более разреженно, и имеется много красивых пейзажей, владельцы могут себе позволить использование красивых ландшафтных видов в структуре сада без боязни «попасть под наблюдение».

11. Немцы – скорее прирождённые инженеры и архитекторы, чем садовники. Германия славится прекрасными ландшафтными парками, потрясающим городским озеленением и креативными водными сооружениями. В частных садах и общественных парках можно увидеть множество удачных с архитектурной и колористической точек зрения композиций. Но при этом у немцев, в отличие от англичан и русских, полностью отсутствует ботанический интерес – какая разница, как называется этот сорт, главное, что он выглядит так, как надо. Поэтому очень часто в садовых магазинах можно увидеть, например, розы с этикеткой «Роза чайно-гибридная» и фотографией цветка, без указания сорта. Здесь каждый сам себе дизайнер, поэтому профессионально выполненные малые сады в Германии – большая редкость.

12. Любовь к малой родине и её истории находит отражение в частных садах. В бывших угледобывающих регионах Северного Рейна-Вестфалии, например, часто можно встретить отслужившую свой век шахтную вагонетку, приспособленную под цветник. Выглядит трогательно, если не сказать, сказочно. Кстати о сказках – именно в Германии изобрели садовых гномиков и щедро расставили их фигурки в своих садах. Иногда они смотрятся к месту, иногда это явный китч, но точно ясно – это типично немецкий путь украшения сада. Гномиками немцы обычно не ограничиваются, и садовые центры продают десятки вариантов пластиковых уток для пруда, кошек и собак для сада и садовых скульптур из различных материалов. Не берусь осуждать немцев за подобную любовь к декорациям, но, на мой взгляд, в их садах существует явный переизбыток малых архитектурных форм.

13. Жители Германии – люди трудолюбивые, и, как и русских, их тянет к земле, потому что такое времяпровождение помогает расслабиться и отдохнуть на природе от дома и офиса, исключительно в своё удовольствие. Многие городские жители, имеющие зелёные насаждения только на балконе, арендуют «дачи» – участки земли в одну–две сотки, непригодные для строительства, обычно вдоль железных дорог, только для того, чтобы вдоволь поогородничать в выходные. Удивительно, насколько эти немецкие дачи похожи на наши, только чуть миниатюрнее и ухоженнее. Огород, сарайчик, солнце, воздух и хорошее пиво – один из немецких рецептов счастья, и это подтверждается статистикой. Общества дачников растут год от года, а средний возраст их участников с середины девяностых «помолодел» на десять лет.

Три направления развития немецких частных садов

Объездив Германию вдоль и поперёк, я пришёл к выводу, что сейчас частный немецкий сад развивается в трёх основных направлениях.

Первое, и самое многочисленное – это типичный американизированный коттеджный сад , в котором газону и барбекю отводится главенствующая роль – сейчас он наиболее популярен среди среднего класса.

Второй путь – эксклюзивные тематические сады , которые отражают увлечения хозяев, например, восточный (японский, китайский или гремучая смесь из обоих), антикварный (когда в саду делается акцент на малые архитектурные формы в виде старых вещей и симпатичных ржавых железок), сад бонсай или средиземноморский. Этот путь всегда будет существовать, но никогда не займёт лидирующих позиций и не станет национальной садовой идеей.

Рискну предположить, что вероятнее всего немецкий сад потопчется на распутье и выберет своим новым стилем третий вариант – экологический сад . В последнее время немцы всё больше и больше внимания уделяют экологии, начиная от сортировки отходов, использования энергии солнца и ветра, предельно жёстких нормативов по выхлопным газам и заканчивая поддержкой на правительственном уровне Национальной садовой выставки, основная идея которой – санирование и рекультивация земель, подвергшихся экологической катастрофе. Так в 2007 году бывший урановый рудник в Роннебурге возродился из пепла цветущей долиной.

Уже сейчас в частных немецких садах медленно, но верно происходят качественные изменения на базе экологического подхода: начиная от конструкции дома, использования энергии солнечных батарей и вертикального озеленения, повсеместного распространения компостирования и мульчирования и сбережения дождевой воды, и заканчивая озеленением крыш, планированием специальных посадок и кормушек с поилками для привлечения птиц и насекомых. Натургартен как стиль, созданный на основе планирования цветников с учётом экологических требований растений, сейчас редок. Он остался в исторических садах и парках, в немногочисленных садах энтузиастов, но новый виток его уже просматривается в экологических садах. Появляется всё больше зелёных крыш, растений-медоносов и живности в саду, всё больше злаков, всё больше экологичных решений в дизайне. Думается, это хороший ориентир для нашего, как мне кажется, пока еще не определившегося русского сада.

И сразу вопрос. galenven дала мне в прошлом году растение, которое у нее не цвело. У меня оно тоже цвести не хочет. Что бы это могло быть? какой-то из зопников?

Амсония, овсяница Мэра, щучка.

Агастахе Alabaster и пион Sarah Bernhardt. Осенняя картинка.

Вероникаструм виргинский Roseum пожелтел. Красавец!

Споробол раскидистый после дождя. Весь в каплях, и семена, как капли.

А это его осенняя окраска. Компанию спороболу составляют эхинацея и гаура.

Сподиопогон сибирский всё же пытается окраситься прежде, чем пожухнуть. Но у него это редко получается)))

Спирея японская ф. крупнолистная - огонь да и только!

Очень мне нравится, как выглядит и после отцветания кровохлебка Pink Brushes. Тут ей компанию составляют эхинацея, молиния Kalr Foerster, а дерен белый Sibirica выступает фоном.

Бузина черная Black Lace (Eva), которую я ежегодно сажаю на пень, в этом году выдала побеги рекордной длины. Рядом с ней сидит дерен белый Elegantissima, а за ней - живая изгородь из дерена белого Sibirica.

Желто-терракотово-коричневый ширококолокольчик крупноцветковый. Понасеялся в 2016-м году, я всё оставил. Посмотрим, на какой год зацветут сеянцы.

Зеленый флокс метельчатый Pleasant Feelings.

Перистощетинник Viridescens

Он же и амсония.

Обнаружил у себя не цветущий перистощетинник. Странно! Над ним склонилась молиния Transparent.

Пожелтевшая уже молиния Windspiel, декоративная яблоня Gorgeous и гортензия метельчатая Limelight.

Молиния Karl Foerster, перистощетинник Viridescens, рудбекия блестящая Goldsturm.

Живая изгородь из молинии Karl Foerster вдоль живой изгороди из дерена белого Sibirica (слева), молиния Windspiel (справа) и яблоня Gorgeous.

Мискантус китайский Kaskade.

Декоративная яблоня Gorgeous.

Киренгешома дланевидная, вейник коротковолоситстый Mona и анемона осенняя.

Гортензия метельчатая Limelight и яблоня Gorgeous.

Подсолнечник иволистный в цвету.

Гилления трехлистная сейчас совсем рыжая.

И ее розовоцветковый сорт Pink Profusion тоже.

Горечавка китайская украшенная. Мне подсказали, что вероятно, это горечавка шероховатая.

Гаура Линдгеймера после дождя лежит. Кстати, недавно узнал из немецкой ботанической прессы, что род Гаура включили в род Энотера, так что правильно теперь будет Энотера Линдгеймера. Как-то уж совсем необычно, правда?

Синеголовинк юкколистный, эхинацея пурпурная Alba, молиния Transparent и стахис Hummelo.

Дендрантема Dernier Soleil, астра сердцелистная Little Carlow и амсония.

Они же и молиния Windspiel.

Скумпия кожевенная Green Fountain.

Интервью

«Теперь это больше не сад Вашего отца - он Ваш. И Вы несете ответственность за все: и за красоту, что так полюбилась людям, и за ошибки», — написал один из посетителей в гостевой книге Марианны Форстер.

Знаменитый немецкий селекционер Карл Форстер заложил свой сад на окраине Потсдама в 1912 году. За почти вековую историю этот живописный уголок пережил и расцвет, и почти полное запустение. Но благодаря усилиям городского совета в 1981 году он был реконструирован и снова открыл свои двери. Позднее дочь великого садовника, работавшая в Бельгии и создавшая там за 30 лет в около девятисот «зеленых проектов», вернулась домой. Мы встретились с ней в уютном «утопленным » садике перед домом.

— Госпожа Форстер, ваш отец вошел в историю садоводства как один из основоположников природного сада. В последнее время много спорят о том, что же такое «настоящий » натургартен…

— Много ли изменилось в Вашем саду с тех пор, как вы вернулись из Бельгии?

— Вы много путешествовали. Можно ли сказать, что садам присущ национальный колорит?

— Случалось ли вам спорить с отцом? Был ли у него трудный характер?

— Карл Форстер был выдающимся селекционером. Сколько сортов на его счету?

Сейчас уже трудно сказать, считается, что от 300 до 600. Отец высевал семена, отбирал лучшие сеянцы, а остальные шли в компост. Отобранные экземпляры он наблюдал, наблюдал и еще раз наблюдал. Если они оставались так же хороши и через 5 лет, их размножали и пускали в продажу. Карл Форстер никогда не патентовал новые культивары, он хотел, чтобы они были доступны. Если сорт расходится по всему миру, значит он действительно популярен. Однако в наше время даже перевод названия зачастую становится проблемой. Хотя как можно перевести ‘Eva Foerster’ на английский? Но бывает и хуже. Если вы внимательно посмотрите некоторые каталоги, то найдете сорта Карла Форстера под совсем другими именами. Будьте осторожны: старые известные культивары продают как новинки.

— Вы упомянули сорт, названный в честь вашей мамы. Существуют ли растения с именем Марианны Форстер?

— А в переводе на русский «Разтакзначиттак ». Кстати, растут ли у вас в саду русские сорта?

— У нас рос гагановский флокс ‘Успех’. Утром и вечером синий, а днем фиолетовый. И ничего с этим не поделаешь.

— Со времен моего отца здесь остались только деревья и кустарники. Я сажаю много летников. В рабатке с многолетними растениями время от времени могут быть пробелы в цветении, здесь на помощь приходят однолетники. К тому же весь сезон хочется иметь цветы для домашних букетов.

— Какие цветовые комбинации вы находите самыми красивыми?

— Мне нравится все, но есть одно но: в этом саду вы не найдете оранжевых растений. У меня остался один мак, от которого я пыталась избавиться даже с помощью раундапа, но он все равно вырастает каждый год. Оранжевый просто не подходит моему саду, не сочетается ни с чем.

— Ваш сад прекрасен в любое время. Какой сезон кажется вам самым декоративным?

— Отец считал, что в саду семь времен года: зима, предвесеннее время и весна, раннее и высокое лето, осень и поздняя осень. Семь совсем разных природных пейзажей. Я люблю осень — это самое красивое время. Начало года очень уныло: засохшие злаки уже срезаны, голая земля …

— Точно не в рокарии, я не увлекаюсь растениями для каменистого сада. Скорее в «утопленном » саду перед домом. Мне нравится сидеть на скамейке между березами и прудом. Или любоваться красивым видом с террасы: сад и дом должны быть единым целым. Кстати говоря, искусственный островок в пруду на пластинах из стиропора - весьма практичная находка. Таким образом вода практически не замерзает. Летом на этом маленьком клочке земли расцветают самосевные рудбекии.

— Сверху легкий песок, немного улучшенный компостом, под ним глина. Ни о каком плодородии речи не идет, поэтому у нас два золотых правила. Первое: при любых пересадках мои садовницы всегда выбрасывают старую землю. Она может быть заражена болезнями и вредителями и истощена. Второе: мы стараемся использовать только органические удобрения.

— При этом вы добились такой потрясающей декоративности и такого разнообразия растений… А что бы вы никогда не посадили бы в саду?

— Я не хочу больше иметь в своем саду бамбук. Если только с семи миллиметровым каучуковым ограничителем - его не пробьет ни один корень. Кроме того, ничего высокого: у меня уже достаточно тени. Проблемными могут стать и колючие растения, о них можно серьезно пораниться. Несмотря на это, мои барбарисы юлиана на весенней дорожке - самые красивые в мире. Вечнозеленые, цветут желтым, с синими ягодами и чарующей осенней окраской.

— Самая интересная история приключилась в начале 90-х с виноградной улиткой. Моя мама лежала на террасе, ей было скучно и мне хотелось ее развеселить. Я нашла в саду улитку, посадила ее на поднос и подложила цветы хост. Она их очень быстро слопала. Мама настолько к ней привязалась, что решила назвать ее Карлом. Мы написали имя на домике, чтобы отличать эту улитку от других. Иногда посетители встречали Карла в саду, он был очень забавный. И птиц здесь действительно много. Я подкармливаю их шариками из овсяных хлопьев и жира. Однажды подруга подарила мне пучок собачьей шерсти. Я засунула его в птичий домик. И сейчас синички постоянно залетают в него за шерстью для гнезд. Вы когда-нибудь видели синицу с усами? Я постоянно пытаюсь их сфотографировать, но, к сожалению, ни разу не захватила этот момент.

— У вас так много цветочных ваз

— Это наша общая с отцом страсть. Все заставлено вазами. Раньше их было триста, теперь осталось только 250. Но все еще нет подходящей вазы для букетов.

— Карл Форстер однажды сказал: «Если я еще раз приду в этот мир, я снова стану садовником…“

— “.. потому что для одной жизни эта профессия слишком велика», это нельзя забывать!

— Вы бы стали снова ландшафтным архитектором?

— Я бы стала архитектором, мне нравятся хорошие дома. И я могу ужасно разозлиться, когда вижу плохие.

— И напоследок, пожелание нашим читателям…

— Отец говорил: «Тот , кто доволен своим садом, не заслуживает его». Не бойтесь быть недовольными!

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ МАРИАННЫ ФОРСТЕР

— Если прищипнуть перед цветением треть бутонов флоксов, то куст будет цвести дольше. Белые и розовые флоксы хорошо реагируют на эту процедуру, красные — хуже всего.

— У всех слишком высоких травянистых растений (гелениум , рослые рудбекии) можно удалить точку роста. Куст приобретет более пышный вид, а цветки лучше распределятся по высоте.

— Своевременно обрывайте отцветшие цветки, это стимулирует зацветание соседних. Ножницами можно продлить цветение каждого растения.

Адрес сада: Potsdam-Bornim, Am Raubfang 7. Открыт для посещения ежедневно с 9-00.

Госпожа Форстер, ваш отец вошел в историю садоводства как один изосновоположников природного сада. В последнее время много спорят о том, что же такое «настоящий » натургартен.. .

— В таком саду посадки выглядят естественно, цветовые сочетания не режут глаз, а камень не доминирует. Даже классическую симметричную основу можно наполнить посадками в природном стиле, как здесь. Однажды турист из Англии сказал мне: «Ваш сад выглядит так, будто каждое растение само выбрало место, где оно хотело бы расти». Это большой комплимент. Нужно не бояться экспериментировать. Отец всегда шутил, что в нашем саду играют арфы и литавры. Арфы - это солнцелюбивые воздушные злаки, а литавры - это хосты, предпочитающие полутень. Однако у меня они прекрасно растут вместе. Карл Форстер работал больше на глаз.

— Много ли изменилось в Вашем саду с тех пор, как вы вернулись из Бельгии?

— Восемнадцать лет назад я не нашла здесь ни одного злака. Было так грустно видеть реставрационные посадки, когда сад стал памятником истории. Тот план предлагал легкие в уходе, но безумно скучные бордюры в духе озеленения автобанов. Я решила все изменить. Люди должны удивляться, встречая каждые пару метров новое растение. Сейчас у меня двадцать семь различных злаков. Это действительно успешный результат. Больше всего я люблю мискантусы. Грациозные летом, яркие поздней осенью, они выносят любые условия. Мискантус - растение для всех ситуаций, выносит любые условия.

— Вы много путешествовали. Можно ли сказать, что садам присущ национальный колорит?

— Как сказать… Во Франции, например, регулярных садов гораздо больше, чем в Германии. И даже в частных есть различия. Во Франции не сажают ничего особенного у входа, для прохожих. Только войдя на территорию, получаешь приглашение осмотреть сад. В Германии все по-другому: мы показываем все в палисаднике, начинаем уже с улицы. А сад позади дома скучен. Газон обычно занимает львиную долю пространства и времени.

— Случалось ли вам спорить с отцом? Был ли у него трудный характер?

— Да. Он в основном занимался высокими растениями, потому что сам был два метра ростом. Я ему говорила: «Мы , маленькие люди, должны всегда задирать голову наверх. Посади, пожалуйста, что-нибудь пониже». Он отвечал: «Но ведь красиво же, когда фон создают рослые посадки». Я упиралась: «Жалко , что нельзя рассмотреть цветы». Но в вопросах колористики мы всегда совпадали: синий - наш любимый цвет. Отец был очень доверчивым и дружелюбным человеком. Он всегда ждал от людей лучшего и верил только в хорошее. «Человек вообще не может быть плохим, такого не бывает» — говорил он всегда. Только один раз я видела, что он сильно разозлился, когда садовник разбросал свежий свиной навоз прямо на грядки. От небрежного отношения к работе он мог взорваться.

— Карл Форстер был выдающимся селекционером. Сколько сортов на его счету?

— Сейчас уже трудно сказать, считается, что от 300 до 600. Отец высевал семена, отбирал лучшие сеянцы, а остальные шли в компост. Отобранные экземпляры он наблюдал, наблюдал и еще раз наблюдал. Если они оставались так же хороши и через 5 лет, их размножали и пускали в продажу. Карл Форстер никогда не патентовал новые культивары, он хотел, чтобы они были доступны. Если сорт расходится по всему миру, значит он действительно популярен. Однако в наше время даже перевод названия зачастую становится проблемой. Хотя как можно перевести ‘Eva Foerster’ на английский? Но бывает и хуже. Если вы внимательно посмотрите некоторые каталоги, то найдете сорта Карла Форстера под совсем другими именами. Будьте осторожны: старые известные культивары продают как новинки.

— Вы упомянули сорт, названный в честь вашей мамы. Существуют ли растения с именем Марианны Форстер?

— Однажды я сказала отцу, что у мамы есть «ее » флокс, а у меня ничего нет. Тогда он показал мне желтую хризантему: «Мы назовем его ‘Gold Marianne’», сказал он и я согласилась. Вообще с названиями было много курьезов. Знаете, как появился сорт «Wennschondennschon »? Когда мои родители стояли около грядки с флоксами, один сказал «Wenn schon», второй «Denn schon». Так и родилось это название. Не знаю почему, но пишется непременно в одно слово.

Октябрь 2008 № 11 (46)

УЧАСТОК

В гостях

«Happy birthday, Мистер Брукс!» В сентябре самому знаменитому ландшафтному дизайнеру Англии исполнилось 75 лет. Сергей Калякин поздравил Джона Брукса с юбилеем в его собственном саду.

Спецпроект

« Семья и школа: веселые каникулы » Как красиво оформить водоем? Может ли игровая площадка быть одновременно интересной, уютной и безопасной? Где можно пожарить шашлык без ущерба для сада? Ландшафтный архитектор и дендролог Александр Сапелин вместе с семьей Тюльпановых ищет и находит ответы на эти вопросы.

Мой сад

Школа дизайна

«На должной высоте» Сцена, подиум, трибуна - мы приподнимаем над ровной поверхностью обычно то, что заслуживает нашего пристального внимания. Цветы этого тоже достойны, считает кандидат биологических наук Андрей Лысиков и предлагает вашему вниманию несколько вариантов приподнятых грядок.

Простое решение

«Про калитку» Калитка - портрет владельца сада, считает Ольга Иванова . И представляет вам произведение садового искусства, создатель которого наделен чувством юмора, художественным чутьем и нестандартным взглядом на жизнь.

Садовая культура

«Крепкий орешек-5» Про грецкий орех написано много, и знают его абсолютно все. О других представителях рода орех речь заходит гораздо реже - а ведь их около двадцати! Кандидат сельскохозяйственных наук Алексей Анциферов рекомендует пять из них для выращивания в наших садах.

Все живое

« Песня про зайцев » В детстве нам казалось, что все они - милые и добрые, как Степашка. И лишь столкнувшись с ними на даче, мы засомневались: такие уж зайцы белые и пушистые? Песню о зайцах исполняет биолог из Санкт-Петербурга Андрей Ганов.

Будни садовника

«Всем спать» Непредсказуемые зимы в наших широтах - серьезное испытание. И для теплолюбивых растений, и для неопытных садоводов. Особенно после такого мокрого лета, как прошедшее. Как помочь растениям приготовится к зиме, рассказывает Ирина Бочкова.

Делаем вместе

«Роза в рогозе» Чтобы плетистые розы без потерь пережили зимние холода, нужно позаботиться об укрытии. Соорудим его вместе с дизайнером Еленой Буевич из всем известного рогоза, заросли которого встречаются на болотах, по берегам озер и рек.

Розарий

«Штрихи к портрету» Полоска - самый простой и одновременно сложный узор и для кутюрье, и для дизайнера интерьеров, и для садовника. О лучших «пестрых» розах пишет коллекционер Татьяна Жиркова.

ЦВЕТНИК

Цветок месяца

«Октябринки» Все мы мечтаем о цветах, которые не требуют нашего постоянного внимания. О цветах, которые после посадки можно смело предоставить судьбе, совершенно за эту самую судьбу не опасаясь. И такие растения существуют. Марина Васильева из Санкт-Петербурга профессионально занимается многолетними астрами и делится с нами своим опытом.

Новинки

«Самое уникальное» Где можно увидеть самые «горячие» садовые новинки? Конечно, в Голландии, на международной выставке Plantarium, которая прошла недавно в городе Боскопе.

Соло

«Ни от дождя, ни от солнца» Вкусные и ядовитые, редкие и растущие повсюду, эти растения привлекают внимание своим необычным видом и приятным ароматом. Леля Голованова рассказывает о самых декоративных зонтичных для вашего сада.

Композиция

«Нет хандре!» Что делать, если осенние садовые пейзажи вызывают у вас уныние? Англичанин Джон Кок, владелец известного английского сада Bury Court в графстве Суррей советует: сыграйте на контрасте.

«Злачный» алфавит

Трипсакум двудомный, тростник южный, трясунку среднюю, хаконехлою большую, чий вейниковый и шероховатку раскидистую описывает коллекционер декоративных трав Татьяна Желтовская.

ОГОРОД

Овощная грядка

«Такая вот петрушка» Вы можете не выращивать огурцы и помидоры, забыть про картошку и полностью пренебречь морковкой. Но петрушка... Для этого овоща всегда найдется место в саду, считает Татьяна Казакова . Если не на грядке, то, может быть, на клумбе. В крайнем случае, в горшке на подоконнике.

Травник

«Горький дух полыни» Вермут, абсент... Не думайте, что Ольга Иванова решила написать о спиртных напитках. Речь пойдет о полыни, которая носит эти названия соответственно на немецком и французском языках.

Зеленая коллекция

«Толстые и красивые» Многие мечтают о таком комнатном растении, которое красиво цветет, не требует особого ухода, может смириться и с недостатком света, и с сухим воздухом городской квартиры. Доктор биологических наук Алексей Бобров подтверждает: выбор не столь уж велик. Но, несомненно, одним из первых в этом списке будет каланхоэ.

Зимний сад

«Законы домашних джунглей» Возможно, именно из-за долгой унылой осени и серо-белой зимы самым популярным типом зимних садов у нас стал тропический. Но есть и другие причины, утверждает Сергей Исаев и рассказывает, как устроить «джунгли» дома.

Домашний доктор

«Простуда: мифы и факты» Сезон простуд, открытый в октябре, к ноябрю достигает своего пика. Редкий садовод избежит остро-респираторной напасти, после того, как под ледяным дождем будет сажать луковицы или укрывать розы на стылой земле. Екатерина Савостьянова советует: профилактика - лучший способ избежать неприятностей.

Кухня садовника

«Сядь на пенек, съешь пирожок» Если вы не знаете, что делать с тыквами, выращенными на собственном огороде, попробуйте приготовить плэчинтэ по рецепту из новой книги «Про пироги» - молдавские нежнейшие лепешки с сочным фаршем.

АРСЕНАЛ

Конструкции

«Третий глаз» Чтобы защитить свой дом от злоумышленников, люди придумали замки, разнообразные датчики, подающие сигналы о происходящих нарушениях, и камеры, позволяющие эти самые нарушения наблюдать и фиксировать. Геннадий Сытник и Татьяна Еременко оценили рынок камер видеонаблюдения с точки зрения потребителя.

Техника

«А снег идет» Всего несколько лет назад уборка снега на загородном участке воспринималась как неизбежная трудовая повинность, выполняемая вручную. Теперь лопата больше не нужна. Снегоуборщики стали доступны практически всем. Экскурс по современной снегоуборочной технике проводит Андрей Кротков.