Совершенный дом, выполненный по правилу золотого сечения. Золотое сечение при строительстве жилого дома. Куда можно обратиться за помощью: онлайн-ресурс и консультанты. Что влияет на высоту конька Построить дом по золотому сечению

Крыша – важная конструктивная часть дома, выполняющая ряд наиважнейших функций. Она защищает от атмосферных напастей и отводит осадки, обеспечивает изоляцию и вносит солидный вклад в формирование собственного стиля строения. Для того чтобы столь значимое сооружение на «отлично» справлялось с доверенной работой, необходимо досконально продумать проект и скрупулезно разобраться с размерами.

Тщательный разбор и расчет двухскатной крыши требуется и самостоятельным мастерам, и владельцам загородной собственности, прибегающим к услугам строительных организаций. Давайте разберемся, как это правильно сделать.

Крыша, напоминающая в разрезе перевернутую литеру V, неспроста лидирует в списке скатных конструкций. По простоте сооружения и экономичности у двухскатной крыши практически нет соперников. Столетиями проверяемые на практике заложены в основе возведения большинства кровельных сооружений.

Незатейливые скатные плоскости не требуют сложного раскроя покрытия и прочих материалов, результатом которого становится внушительное количество отходов. Не нужны специфические ухищрения для воплощения замысловатых конфигураций. Осадки не задерживаются на наклонных поверхностях, поэтому нет необходимости в усилении гидроизоляции. В итоге устройство двухскатной крыши зачастую обходится дешевле односкатной.

Крыша с двумя скатами может быть самостоятельным объектом или частью комплекса сооружений аналогичной или отличной формы. Самый простой вариант ее не имеет встроенных слуховых окон и навесов над входным крыльцом, т.е. нет дополнительных переломов, хребтов и сопутствующих им ендов.

Отсутствие выпуклых и вогнутых углов лишает мастера «наслаждения» помучиться с рядом затруднительных операций. Опять же хозяева не получат мнимого удовольствия от протечек, нередко появляющихся в стыках скатных элементов крыши.

В принципе, любителям причудливой архитектуры никто не мешает оснастить два ската многочисленными встроенными конструкциями. Правда есть ограничения по климатическим признакам: в областях с высоким объемом зимних осадков возведение крыш с многочисленными составляющими нежелательно. В сформированных излишествами разжелобках создаются благоприятные условия для накапливания снежных залежей. Счищать их придется резвее обычного, а лишнее усердие в сфере удаления снега может стать причиной повреждения покрытия со всеми вытекающими.


Однако приверженцам простых и ясных форм тоже не стоит расслабляться. Конфигурация крыши углом должна быть идеально подобрана и рассчитана, иначе не сможет безупречно выполнять доверенную работу.

Несмотря на обманчивую элементарность, в определении оптимальной формы конструкции есть подвохи. Преодолеть и обойти их невозможно без знания технологических тонкостей, ведь все параметры сооружения взаимосвязаны:

  • Ширина двухскатной крыши зависит от габаритов коробки и вида покрытия, которое в свою очередь влияет на подбор крутизны скатов.
  • Уклон крыши зависит от климатических особенностей района строительства и от типа кровельного материала.
  • Совокупность перечисленных обстоятельств, ширины и уклона, определяет высоту конструкции, которая в итоге может не соответствовать архитектурным требованиям и эстетическим соображениям.

У безукоризненно спроектированной крыши все пропорции подобраны идеально. Ширина и высота ее определяют подъем и уклон, необходимый для отвода осадков в конкретной местности. Ниже нельзя по техническим причинам, выше дорого и неразумно, если этого не требует уникальная архитектура.

Заметьте, что вкупе с увеличением крутизны растет бюджет строительства. Согласно уклону подбирают кровельный материал. Ориентируясь на его вес и специфику, проектируют и рассчитывают стропильный каркас. Расчет стропильного каркаса производят с учетом перечисленных параметров и с учетом нагрузок, действующих извне на конструкцию.

Взаимозависимость пропорций крыши, сложности устройства стропильного каркаса и нюансов подбора покрытия заставляет определять наилучшую форму путем банального подбора. Если что-то не подходит, заменяют или укрепляют несущие конструкции. Благо, и ассортимент на строительном рынке сейчас предостаточный, и для усиления сооружения разработаны всевозможные способы.

Если пугают предстоящие вычисления и перетасовка данных, лучше прибегнуть к беспроигрышному решению – типовому проекту. Не зря же за рубежом все дома одного населенного пункта оснащают крышами равной высоты и покрывают равнозначным по цвету и характеристикам материалом. Типизация позволяет выдержать ландшафтную идентичность и сократить расходы на проектировку.

Однако даже типовое проектное решение – не панацея от технических бед и эстетических недочетов. Нельзя забывать об индивидуальных габаритах коробки, над которой планируется возвести крышу. Соотечественниками отрицается уравниловка в высоте и крутизне, потому нам все же желательно разобраться с пропорциями кровельного сооружения.

Пошаговое проведение расчетов

Конфигурацию и габариты любой скатной крыши задает стропильный каркас. На ребра стропильных ног укладываются скаты, образующие двухгранный угол. Сооружают стропильные системы из металлопроката и древесины, используют в строительстве конструкции индустриального изготовления и пиломатериалы.

Давайте рассмотрим варианты, доступные для приложения усилий самостоятельного мастера, т.е. построечный метод возведения каркаса крыши из пиломатериалов.

Этап #1 – выбор вида стропильной системы

Способ сооружения двухскатной крыши связан с размерами опосредованно, но без учета разницы в устройстве конструкций трудно будет разобраться с геометрическими параметрами.

В строительстве двухскатных крыш используются две традиционные технологии:

  • Наслонная , согласно которой у верха и низа стропилин есть прочная точка опоры. Нижней опорой служат стены дома, оснащенные мауэрлатом. Верх наслонных стропильных ног опирается на прогонную балку, формирующую конек. Прогонную балку опираются на сооруженную специально для нее опорную систему, на внутреннюю стену или на каменные фронтоны коробки, возведенные до устройства крыши. Наслонный способ преимущественно используют при обустройстве крупных домов с внутренней несущей стеной или рядом колон.
  • Висячая , согласно которой стропила верхами упираются лишь друг в дружку. Опорой для низа служат стены, как и в предыдущем случае. Висячие стропильные ноги формируют равносторонний треугольник, основание которого называется затяжкой. В совокупности такая система не создает распор, т.е. не передает распирающую нагрузку на стенки коробки. Стропильные треугольники устанавливаются либо в готовом к монтажу, т.е. собранном на земле виде, либо сооружаются из отдельных стропилин на месте. Отсутствие верхней опоры вносит коррективы в сферу использования: висячий метод применяется в обустройстве только небольших строений с малыми пролетами.

Схемы стропильных систем обоих типов включают минимум конструктивных элементов при перекрытии коробок шириной до 8-10м.


При обустройстве пролетов крупнее возникает опасность деформации стропильных ног. Чтобы исключить провисание и прогиб деревянных деталей из пиломатериалов, устанавливают укрепляющие элементы: подкосы, схватки, боковые прогоны и др.

Дополнительные детали обеспечивают жесткость и устойчивость крупного сооружения, но увеличивают нагрузку. Как определяется суммарная нагрузка и производится , мы уже разбирали.

Этап #2 – расчет ширины

Оба типа деревянных стропильных систем сооружаются по балкам перекрытия или по мауэрлату. От типа основы зависит, как вычисляется ширина крыши:

  • При монтаже на балки перекрытия именно они формируют карнизный свес, т.е. определяют габариты крыши.
  • При установке на мауэрлат ширина крыши определяется путем сложения трех величин. Суммировать нужно ширину коробки и две проекции ширины карнизного свеса. Однако в расчетах используется только несущая часть ширины крыши, равная ширине коробки.

Функцию мауэрлата в каркасных постройках выполняет верхняя обвязка, заодно соединяющая разрозненные элементы в единый каркас. В деревянном строительстве мауэрлатом служит верхний венец, сложенный брусом или бревном.

В случае применения «балочной» схемы устройства используются так называемые матицы – брусья или бревна, уложенные под верхним венцом стопы в качестве перекрытия.


Карнизные свесы крыш, установленных на мауэрлат, могут быть сформированы непосредственно стропильными ногами, пришитыми к ним кобылками или кирпичным выступом. Последний вариант, естественно, применяется при возведении кирпичных стен. Выбор ширины свеса продиктован типом кровельного покрытия и материалом, из которого сложены стены.

  • Для шиферной кровли не более 10см;
  • Для битумной черепицы в интервале 30-40см;
  • Для металлочерепицы 40-50см;
  • Для профлиста 50см;
  • Для керамической черепицы 50-60см.

Стены из бревна и бруса требуют усиленной защиты от косых дождей, потому свесы над ними обычно увеличивают на 10-15см. При превышении предельного значения ширины свеса, рекомендованного производителем, необходимо предусмотреть мероприятия по его укреплению.

Возможна установка наружных подкосов на стены или опорных столбов, которые одновременно смогут играть роль конструктивных элементов террасы, крыльца, веранды.

Этап #3 – определение уклона

Углу наклона скатов дозволено варьировать в широчайших пределах, в среднем от 10º до 60º с допустимыми отклонениями в обе стороны. Традиционно обе плоскости двухскатной крыши имеют равные углы наклона.

Даже в несимметричных конструкциях для жилых домов их в основном располагают под равным углом, а эффекта асимметрии добиваются путем сооружения разно-размерных скатов. Чаще всего различия в уклоне основных частей крыши наблюдаются при строительстве дачных домиков и бытовых объектов.

На процедуру определения оптимальной крутизны двухскатной крыши существенное влияние оказывают три фактора:

  • Тип покрытия вкупе с весом предназначенной для него обрешетки. Вид кровельного материала определяет технологию монтажа и способ устройства основания для его крепления. Чем плотнее получается кровля, тем меньшее значение может быть у уклона. Чем меньше нахлестов и стыков между элементами покрытия, тем ниже разрешено быть крыше. И наоборот.
  • Вес кровли вместе с . Расположенное под углом к горизонту тяжелое покрытие давит на основание только своей проекцией. Короче, чем выше уклон, тем меньшая масса передается на перекрытие. Т.е. под тяжелую кровлю нужно строить крутую крышу.
  • Климатическая специфика региона. Высокий уклон способствует быстрому отведению снега и воды, что крайне желательно в областях со значительным уровнем выпадения осадков. Однако высокие скаты очень чувствительны к воздействию ветров, стремящихся их опрокинуть. Потому в регионах с характерными сильными ветрами принято строить пологие конструкции, а в районах с изобильными осадками – крыши с высоким уклоном.

В нормативной документации, применяемой в расчетах углов для возведения двухскатных крыш, встречаются единицы, способные сбить с толку неопытных в кровельном деле домашних строителей. Самая простая величина выражена в безразмерных единицах, самая понятная – в градусах.

Вторая версия передает соотношение высоты крыши к половине ее ширины. Для ее определения проводится линия от центральной точки перекрытия к вершине кровельного треугольника. Реальную линию проводят на схеме дома, воображаемую на объекте. Обозначается величина или в процентах, или в виде математического отношения типа 1: 2,5… 1: 5 и др. В процентах мудренее и неудобней.

Этап #4 – определение высоты конька

У крыши с двумя скатами по желанию хозяина может быть или не быть чердак. В чердачных пространствах двухскатных крыш не положено устраивать полезные помещения. Для этого существует . Однако высота чердака, применяемого для обслуживания и осмотра крыш углом, не является произвольной.

Согласно предписаниям противопожарной службы от вершины до перекрытия должно быть не меньше 1,6м. Верхний предел продиктован эстетическими убеждениями проектировщиков. Они утверждают, что если высота крыши больше высоты короба, то она словно «давит» на постройку.

Высоту расположения коньковой вершины для устроенных по балкам висячих крыш легче всего определить чертежным методом:

  • Чертим схему коробки дома в масштабе.
  • Ищем середину верхнего перекрытия.
  • От середины вверх прокладываем ось симметрии.
  • В любую из сторон от середины откладываем половину ширины крыши – получаем крайнюю точку свеса.
  • С помощью транспортира от крайней точки свеса вычерчиваем прямую под углом, рекомендованным производителем кровельного покрытия. Точка ее пересечения с осью будет вершиной крыши. Измерим расстояние от вершины до перекрытия, получим высоту.

Чтобы получить полную картину, на схеме нужно аналогичным способом вычертить второй скат. Параллельно линиям вычерченных скатов надо провести еще две линии на расстоянии, равном толщине стропильных ног в том же масштабе.

Если не устроит конфигурация крыши, можно «поиграть» с высотой на бумаге, изменяя положение точки вершины и уклон крыши в разумных пределах. Те же манипуляции можно провести в одной из чертежных программ.

При вычерчивании абриса крыши, сооружаемой по наслонной технологии, следует учитывать толщину прогонной балки. При внушительной мощности она несколько сдвинет положение скатов.

Народные умельцы считают, что расчеты элементов стропильной системы для строительства двухскатной крыши можно вообще свести к вычислению только сечения прогона. Это самый нагруженный элемент, все остальные имеют право быть тоньше. К примеру, если расчеты покажут, что для конькового прогона потребуется материал 100×150мм, то для стропилин, опор, подкосов достаточно доски 50×150мм.

Процесс поиска высоты конструкций со свесами, сформированными кобылками, немногим отличается от описанной методы. Просто угол уклона вычерчивается не от крайней точки свеса, а от нижнего узла крепления стропилины к мауэрлату. В любом случае вариации с крутизной и размерами запланированной к строительству двухскатной крыши лучше подобрать на «бумаге», чем на стройплощадке.

Этап #5 – расчет расхода материала

Нормальный хозяин загодя задумывается о бюджете строительства. Правда, в предварительной смете по определению будут неточности. Процесс возведения двухскатной крыши наложит свои коррективы на первоначальный расчет материала, но выяснить объем основных трат поможет.

Предварительная смета должна включать:

  • Брус для устройства мауэрлата. В жилищном строительстве используют пиломатериал сечением от 100×150мм до 200×200мм. Метраж рассчитывается по периметру коробки с 5% запасом на обработку и соединения. Аналогичный материал приобретается для устройства лежня, если он запроектирован.
  • Доска для изготовления стропилин. Чаще всего для изготовления стропильных ног используют материал сечением от 25×150мм до 100×150мм. Метраж определяется путем умножения длины внешнего ребра на количество. Материал приобретают с запасом 15-20%.
  • Доска или брусок для выполнения подкосов, затяжек и опор сечением 50×100, 100×100мм в зависимости от проекта. Тоже нужен запас примерно 10%.
  • Материал для устройства обрешетки. Расход его зависит от типа финишного покрытия. Обрешетку сооружают либо сплошной, если будет производиться , либо разреженной под профнастил, металлочерепицу, обычную черепицу, шифер и пр.
  • Рулонная гидроизоляция, метраж которой определяет вид кровли и крутизна. Высокие крыши покрывают водоизоляционным ковром только вдоль свесов, конька и в выпуклых или вогнутых углах. Пологие покрывают сплошным ковром.
  • Финишное покрытие. Его количество вычисляют, суммируя площади скатов. Если имеются врезанные слуховые окна, то их площади тоже подсчитывают. Только вычисляют как прямоугольник, а не по факту. Количество запаса для укладки рекомендовано производителями покрытия.
  • Материал для обшивки фронтонов и свесов.
  • Уголки, пластины, саморезы, скобы, гвозди. Нужны анкера и шпильки, их количество подскажет проект.

Еще потребуются фасонные элементы для обустройства сквозных проходов через крышу, ендов, свесов, конька. Представленный набросок сметы действителен для холодной конструкции. Для утепленной крыши надо будет приобрести утеплитель и пароизоляционную пленку, брусок для контрообрешетки и материал для обшивки крыши изнутри.

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Гилёва Анастасия

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIV муниципальный конкурс

учебно-исследовательских работ учащихся

«Золотое сечение» в архитектуре традиционного крестьянского дома

Работу выполнила:

Гилева Анастасия Васильевна,

ученица 8А класса МОУ СОШ №8

Руководитель:

Гилева Ирина Ивановна,

учитель информатик МОУ СОШ №8

Голублева Зоя Егоровна,

учитель математики МОУ СОШ №8

Красновишерск - 2010

Введение

Глава 1 «Золотая пропорция»

Глава 2 Особенности построения крестьянских домов

Бычина, Гилева, Палева, Семина

Бычина, Гилева, Палева, Семина на наличие отношений «золотой пропорции»

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».

О золотом сечении знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий — свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению». А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону. Высшую гармонию «золотого сечения» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотое сечение» — это одно и то же.

Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение», однако оно используется в архитектуре и скульптуре, в живописи и математике, в музыке и поэзии…

Египетские пирамиды, строения древних греков, божественные храмы великих зодчих удивляют свей красотой, гармонией. Ту же красоту и гармонию мы видим и в простой крестьянской избе. Как простой русский мужик, не зная основ архитектуры, мог «поднять» столь пропорциональные строения?

Глядя на брошенные избы деревень Бычина, Гилева, Палева, Семина, … мы задались вопросом: а есть ли золотое сечение в архитектуре этих старинных домов?

Цель нашей работы: исследовать архитектуру крестьянских изб деревень Бычина, Гилева, Палева, Семина на наличие золотой пропорции.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. изучить литературу по вопросу золотой пропорции и связанных с ней соотношений, используемых в архитектуре (золотое сечение отрезка, золотой прямоугольник);
  2. провести измерения крестьянских изб деревень Бычина, Гилева, Палева, Семина;
  3. обработать полученные данные с помощью вычислительных систем;
  4. проанализировать полученные результаты.

Глава 1 «Золотая пропорция»

1.1. «Золотая пропорция» и связанные с ней соотношения

Вопрос о математических предпосылках прекрасного, о роли математики в искусстве волновал ещё древних греков, причем свой интерес они унаследовали от предшествующих цивилизаций. В наше время геометрия - необходимый элемент общего образования и культуры - представляет большой исторический интерес, имеет серьезное практическое применение и обладает внутренней красотой.

Иоганну Кеплеру принадлежат слова: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - теорема Пифагора, другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем».

Существует множество соотношений «золотого сечения», однако в своей работе м ы рассмотрим только два соотношения: «золотое сечение» отрезка и «золотой прямоугольник». Это не случайно, так как исследовать мы будем линейные размеры домов (высоту, длину и ширину).

Последуем примеру Сагателовой Л.С. и определим соотношение отрезков при «золотом сечении» и соотношение сторон «золотого прямоугольника» .

Деление отрезка в среднем и крайнем отношении называют «золотым сечением». В истории утвердилось ещё одно название - «золотая пропорция».

Пусть C AB и производит, как говорят, «золотое сечение» отрезка.

(1)

СВ:АВ=АС:СВ

Золотым сечением называется такое деление отрезка, при котором большая часть относится к целому, как меньшая часть к большей.

Если длину отрезка АВ обозначить через а, а длину АС - через х, то а-х - длина отрезка СВ, и пропорция (1) примет вид:

(2)

В пропорции, как известно, произведение крайних членов равно произведению средних и пропорцию (2) перепишем в виде:

x 2 =a(a-x)

Получаем квадратное уравнение:

x 2 +ax-a 2 =0.

Длина отрезка выражается положительным числом, поэтому из двух корней

x 1,2= следует выбрать положительный или .

Число обозначается буквой в честь древнегреческого скульптора Фидия (родился в начале V века до н. э.), в творениях которого оно встречается многократно. Число - иррациональное, оно записывается так: =0,61803398…

Но в практике пользуются числом, взятым с точностью до тысячных 0,618, или до сотых 0,62, или до десятых 0,6.

Если, то, а a-x=0,38a.

Таким образом, части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка.

В эпоху Возрождения золотое сечение было очень популярно среди художников, скульпторов и архитекторов. Так, выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношения её сторон равнялось. Такой прямоугольник стали называть «золотым».

Алгоритм построения «золотого» прямоугольника дошел до нас со времен Евклида:

  1. Начертите квадрат и разделите его на два равных прямоугольника.
  2. В одном из прямоугольников проведите диагональ АВ.
  3. Циркулем проведите окружность радиуса АВ с центром в точке А.
  4. Продолжите основание квадрата до пересечения с дугой в точке Р и проведите под прямым углом вторую строну искомого прямоугольника.

Найдем точное отношение сторон построенного прямоугольника.

Обозначим сторону исходного квадрата через а ; выразим через а длину диагонали АВ - это гипотенуза прямоугольного треугольника с катетом а и; т. е. АВ=.

Найдем длины сторон построенного прямоугольника одна из них равна а , а другая - . Наконец, найдем отношение большей стороны прямоугольника к меньшей, получим.

Таким образом, в архитектуре крестьянских домов мы будем искать части «золотого сечения» отрезка - 62% и 38%, а также «золотой прямоугольник», признаком которого является число 1,62 как отношение большей стороны прямоугольника к меньшей.

1.2. «Золотая пропорция» в архитектуре

Золотая пропорция - понятие математическое. Но она является критерием гармонии и красоты, а это уже категории искусства.

В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, всё зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими «золотое» сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. «Золотое» сечение дает наиболее спокойное соотношение тех или иных длин.

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. До н. э.) - храм Афины.

Размеры Парфенона хорошо изучены. Известно, что фасад Парфенона вписан в прямоугольник со сторонами 1:2, а план образует прямоугольник со сторонами 1 и.

Известно, что диагональ прямоугольника имеет размер, следовательно, прямоугольник фасада и является исходным в построении геометрии Парфенона.

Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в соотношениях его частей «золотую» пропорцию.

Установлен закономерный ряд закономерный ряд золотых пропорций. Приняв за единицу ширину торцевого фасада храма, исследователи получили прогрессию, состоящую из 8 членов ряда:

1; где =0,618.

Тщательные измерения Парфенона показали, что в нем нет прямых линий, а поверхности не плоские, а слегка изогнутые. Зодчие Греции знали, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность наблюдателю издалека представляются прогнувшимися в середине.

Другим примером из архитектуры древности является Пантеон.

Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал “золотое сечение”. Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных осуществленных проектах жилых домов и усадеб. Например, “золотое сечение” можно обнаружить в архитектуре здания сената в Кремле. По проекту М. Казакова в Москве была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей имени Н.И. Пирогова (Ленинский проспект, д. 5). Еще один архитектурный шедевр Москвы - дом Пашкова - является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры В. Баженова (Приложение 1).

Постройкой деревенских домов занимались крестьяне, которые не обладали познаниями основ архитектуры вообще и понятием «золотого сечения» в частности. Однако в структуре традиционных сельских домов можно выделить пропорциональные отношения. Исследования показали, что пропорциональные отношения основаны на свойствах квадрата и его производных. Основным композиционным принципом формирования пропорциональной структуры крестьянского жилого дома являлся принцип подобия, нашедший свое выражение как в планировке здания, так и в структурной организации наиболее важных его элементов и деталей.

Особое место среди различных систем пропорционирования занимает «золотое сечение». Однако применение пропорций «золотого сечения» при формировании архитектурно-художественной структуры традиционного крестьянского дома основано скорее на интуиции, чем на преднамеренном и точном расчете — в пропорциональном строе народного жилища довольно редко встречаются отношения, точно соответствующие золотому сечению, и значительно чаще — весьма близкие ему.

Мы не нашли научных трудов, посвященных прямому исследованию вопроса использования соотношений «золотой пропорции» в архитектуре традиционного крестьянского дома. Тем интереснее исследуемая нами тема.

Глава 2 Особенности построения крестьянских домов.

2.1. Технология строительства крестьянского дома в деревнях Бычина, Гилева, Палева, Семина.

Со слов Гилева Марка Яковлевича, жителя д.Бычина, технология построения крестьянского дома включала несколько этапов:

Первый этап - заготовка леса. Для постройки дома выбирают ель, сосну, реже пихту. Лес заготавливают поздней осенью, на старый месяц. Всю зиму лес лежит.

Второй этап - обработка леса. Весной бревна скоблят от коры и рубят сруб. Подготавливают материал для пола и крыши, для этого «распускают» бревна на доски. В это же время идет заготовка мха. Используют как правило сфагнум.

Третий этап - высушивание. Летом приготовленный сруб, мох и доски сохнут естественным образом. Доски для сушки укладывают не плотно, для того, чтобы «воздух ходил».

Четвертый этап - поднимание сруба. В старину в основе дома клали стойки из лиственницы или кедра - наиболее устойчивых к гниению пород хвойных. В настоящее время подготовленный сруб укладывается на фундамент. Бревна перекладывают мхом.

Пятый этап - завершающий. Через год, когда сруб устоялся, проводят плотнические работы: закрывают двускатной крышей, сооружают потолок, ставят окна, двери, настилают утепленные двойные полы с земляной засыпкой и прочее.

Обычно при строительстве домов использовали бревна длиной от 5 до 10 м, диаметром от 30 до 40 см. Размеры основного сруба 6х7, 7х7 или 7х8 - ближе к квадрату. Чем больше дом, тем выше поднимают сруб (количество венцов - горизонтальных рядов бревен - увеличивается). Определенных норм нет, все строитель делает «на глаз», как ему нравится. Бревна обычно не сращивали по длине, размеры постройки увеличивали прирубкой другого сруба к существующему или установкой нового сруба вплотную к старому.

Наблюдения показывают, что деревенские дома, хотя имеют в основе близкий к квадрату сруб, по форме больше напоминают вытянутые параллелепипеды. Достигается это за счет пристроя хозяйственных построек к основному срубу. И жилое помещение и хозяйственные пристройки находятся под одной крышей.

Описанная выше технология, как мы видим, не дает механизмов расчета основных размеров дома. Более того, мы получили подтверждение того, что все строительство ведется «на глаз», без соблюдения каких-либо пропорций.

2.2. Исследование линейных размеров домов в деревнях Бычина, Гилева, Палева, Семина на наличие отношений «золотой пропорции».

Мы провели измерение нескольких домов. Измерение проводилось с помощью десятиметровой рулетки. Высота (H) дома бралась от земли до самого верхнего венца основного сруба. Ширина (C) дома - по фасадной части дома (без выступающих частей). Длина (L) дома измерялась с учетом всех пристроек, возведенных под одной крышей, то есть внутреннее деление дома на зоны не учитывалось.

Полученные данные представлены в Таблице 1.

№ п/п

Наименование дома

Линейные размеры всего дома

Высота

Ширина

Длина

Д.Семина

Гилев Аркадий Семенович

(год постройки - …)

Д.Н-Бычина

Здание начальной школы

(год постройки - 1916)

Д.Н-Бычина

Митраков Андрей Егорович

(год постройки - 1930)

Д.В-Бычина

Гилев Марк Яковлевич

(год постройки -1930)

Д.В-Бычина

Бычин Егор Васильевич

(год постройки - …)

6,8(2 эт)

Д.Н-Бычина

(год постройки - конец 19 в)

8 (2 эт)

7

Д.Палева

Гилев Николай Константинович

(год постройки - 1950)

(год постройки - 1978)

4,2

6,8

8,5

Д.Бычина

Бычин Федор Андреевич

(год постройки ~1820)

10,5

Д.Ивачина

Бычина Наталья Яковлевна

(год постройки - 1924)

11

Д.Палева

Собянина Антонина Яковлевна

(год постройки - 1931)

новый дом

2,9

4,9

8,5

Д.Палева

Митраков Александр Егорович

(год постройки - 1910)

3,45

12,4

Д.Семина

Митракова Людмила Александровна

(год постройки 1963)

10,9

Обработка полученных данных проводилась с использованием табличного процессора Ms Excel (Таблица 2). Были найдены коэффициенты корреляции для определения наличия зависимости между величинами и о характере этой зависимости. Коэффициент корреляции для высота и ширины дома 0,835904279 - близок к +1. Это означает, что между массивами значений есть сильная зависимость и она прямо пропорциональна. Коэффициент корреляции для ширины и длины дома, а также для высоты и длины дома близки к 0. Это означает, что как таковой зависимости между рассматриваемыми массивами не наблюдается.

Вычисление значений отношений ширины к высоте, длины к высоте и длины к ширине дома подтвердили вышесказанное.

Таблица 2

№ дома

Высота

Ширина (C)

Длина (L)

Отношения

1,606061

2,242424

1,396226

2,705882

1,352941

1,612903

2,580645

1,666667

3,030303

1,818182

1,942857

2,857143

1,470588

1,666667

1,875

1,125

1,619048

2,02381

1,25

1,738095

2,02381

1,164384

10,5

1,775

2,625

1,478873

1,689655

2,931034

1,734694

1,848485

2,606061

1,409836

3,45

12,4

1,768116

3,594203

2,032787

10,9

2,137931

3,758621

1,758065

0,835904279

0,203090205

0,05084057

Анализ полученных результатов показал, что для фасадной части дома отношение ширины к высоте в 9 случаях из 14 близко к пропорции «золотого прямоугольника». И это не случайно, так как фасадная часть здания обращена на улицу и её внешнему виду при строительстве уделялось большое внимание. Строитель стремился придать фасаду гармоничную форму, основываясь на своей интуиции.

Остальным размерам уделялось меньше внимания и, как показывают исследования, их величина зависела от размеров хозяйственных пристроек, то есть напрямую была связана с практическими нуждами хозяев дома.

Заключение

Во все времена человек стремился к красоте и гармонии. Математика утверждает, что основой красоты является гармоничное соотношение частей целого - «золотая пропорция». Человек замечает эту пропорцию во всем живом и стремится при создании своих произведений учесть, использовать её.

В нашей работы мы задались целью найти соотношения «золотой пропорции» в архитектуре крестьянского дома.

Изучение литературы по данной тематике не дало нам точного ответа на вопрос: есть ли «золотое сечение» в пропорциях деревенской избы?

Проведенное нами исследование доказало, что при строительстве традиционного крестьянского дома применение пропорций «золотого сечения» основано скорее на интуиции, чем на преднамеренном и точном расчете. Довольно редко встречаются отношения, точно соответствующие «золотому сечению», и значительно чаще — весьма близкие ему.

Мы рассмотрели базовые прямоугольники: фасадная часть, основание дома, торцевая часть. Полученные с помощью корреляционного анализа данные доказывают наличие «золотого сечения» в фасадной части здания и его отсутствие в остальных базовых прямоугольниках. И это не случайно, так как фасадная часть здания обращена на улицу и её внешнему виду при строительстве уделялось большое внимание. Строитель стремился придать фасаду гармоничную форму, основываясь на своей интуиции. Остальным размерам уделялось меньше внимания и, как показывают исследования, их величина зависела от размеров хозяйственных пристроек, то есть напрямую была связана с практическими нуждами хозяев дома.

Литература

  1. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая пропорция. Симметрия вокруг нас. 8-9 классы: элективные курсы / авт.-сост. Л.С.Сагателова, В.Н.Студенецкая. - Волгоград: Учитель, 2007. - 158 с.
  2. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 351с.
  3. Прохоренко А.И. Архитектура сельского дома. Прошлое и настоящее. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 67с.
  4. Стахов А.П. Гармония Мироздания и Золотое Сечение: древнейшая научная парадигма и ее роль в современной науке, математике и образовании.// http://www.trinitas.ru/rus/002/a0232001.htm

Приложение 1

Дом Пашкова в Москве

Сенат в Кремле

Голицынская больница в Москве

Любому человеку, которому хотя бы косвенно приходилось сталкиваться с геометрией пространственных объектов в интерьерном дизайне и архитектуре, наверняка хорошо известен принцип золотого сечения. Еще недавно, несколько десятков лет назад, популярность золотого сечения была настолько высокой, что многочисленные сторонники мистических теорий и устройства мира его называют универсальным гармоническим правилом.

Сущность универсальной пропорции

Удивительно другое. Причиной предвзятого, почти мистического отношения к столь простой числовой зависимости послужило несколько необычных свойств:

  • Большое количество объектов живого мира, от вируса до человека, имеют основные пропорции тела или конечностей, очень близкие к значению золотого сечения;
  • Зависимость 0,63 или 1,62 характерна только для биологических существ и некоторых разновидностей кристаллов, неживые объекты, от минералов до элементов ландшафта, обладают геометрией золотого сечения крайне редко;
  • Золотые пропорции в строении тела оказались наиболее оптимальными для выживания реальных биологических объектов.

Сегодня золотое сечение находят в строении тела животных, панцирей и раковин моллюсков, пропорций листьев, веток, стволов и корневых систем у достаточно большого числа кустарников и трав.

Многими последователями теории универсальности золотого сечения неоднократно предпринимались попытки доказать тот факт, что его пропорции являются наиболее оптимальными для биологических организмов в условиях их существования.

Обычно в качестве примера приводится устройство раковины Astreae Heliotropium, одного из морских моллюсков. Панцирь представляет собой свернутую спиралью кальцитовую оболочку с геометрией, практически совпадающей с пропорциями золотого сечения.

Более понятным и очевидным примером является обычное куриное яйцо.

Соотношение основных параметров, а именно, большого и малого фокуса, или расстояний от равноудаленных точек поверхности до центра тяжести, будет также соответствовать золотому сечению. При этом форма скорлупы птичьего яйца является наиболее оптимальной для выживания птицы, как биологического вида. При этом прочность скорлупы играет далеко не главную роль.

К сведению! Золотое сечение, называемое еще универсальной пропорцией геометрии, было получено в результате огромного количества практических измерений и сравнений размеров реальных растений, птиц, животных.

Происхождение универсальной пропорции

О золотой пропорции сечения знали древнегреческие математики Евклид и Пифагор. В одном из памятников древней архитектуры — пирамиде Хеопса соотношение сторон и основания, отдельные элементы и настенные барельефы выполнены в соответствии с универсальной пропорцией.

Методика золотого сечения широко использовалась в средние века художниками и архитекторами, при этом суть универсальной пропорции считалась одной из тайн вселенной и тщательно скрывалась от простого обывателя. Композиция многих картин, скульптур и зданий выстраивалась строго в соответствии с пропорциями золотого сечения.

Впервые суть универсальной пропорции документально была сформулирована в 1509 г монахом-францисканцем Лукой Пачоли, обладавшим блестящими математическими способностями. Но настоящее признание состоялось после проведения немецким ученым Цейзингом всестороннего изучения пропорций и геометрии человеческого тела, древних скульптур, произведений искусства, животных и растений.

У большинства живых объектов некоторые размеры тела подчиняются одним и тем же пропорциям. В 1855 г ученым был сделан вывод о том, что пропорции золотого сечения являются своеобразным стандартом гармонии тела и формы. Речь идет, прежде всего, о живых существах, для мертвой природы золотое сечение встречается значительно реже.

Как получили золотое сечение

Пропорцию золотого сечения проще всего представить, как отношение двух частей одного объекта разной длины, разделенных точкой.

Проще говоря, сколько длин маленького отрезка поместится внутри большого, или отношение самой большей из частей ко всей длине линейного объекта. В первом случае соотношение золотого сечения составляет 0,63, во втором варианте соотношение сторон равняется 1,618034.

На практике золотое сечение представляет собой всего лишь пропорцию, соотношение отрезков определенной длины, сторон прямоугольника или других геометрических форм, родственных или сопряженных размерных характеристик реальных объектов.

Первоначально золотые пропорции были выведены эмпирическим путем с помощью геометрических построений. Существует несколько способов построения или выведения гармонической пропорции:


К сведению! В отличие от классического золотого соотношения, архитектурная версия подразумевает соотношение сторон отрезка в пропорции 44:56.

Если стандартный вариант золотого сечения для живых существ, живописи, графики, скульптур и античных построек рассчитывался, как 37:63, то золотое сечение в архитектуре с конца XVII века все чаще стало использоваться 44:56. Большинство специалистов считают изменение в пользу более «квадратных» пропорций распространением высотного строительства.

Главный секрет золотого сечения

Если природные проявления универсального сечения в пропорциях тел животных и человека, стеблевой основы растений еще можно объяснить эволюцией и приспосабливаемостью к влиянию внешней среды, то открытие золотого сечения в строительстве домов XII-XIX века стало определенной неожиданностью. Мало того, знаменитый древнегреческий Парфенон был построен с соблюдением универсальной пропорции, многие дома и замки состоятельных вельмож и зажиточных людей в средние века строились сознательно с параметрами, очень близкими к золотому сечению.

Золотое сечение в архитектуре

Многие из построек, сохранившихся до сегодняшних дней, свидетельствуют, что архитекторы средневековья знали о существовании золотого сечения, и, конечно, при строительстве дома руководствовались своими примитивными расчетами и зависимостями, с помощью которых пытались добиться максимальной прочности. Особенно проявлялось желание строить максимально красивые и гармоничные дома в постройках резиденций царствующих особ, церквей, ратуш и зданий, имеющих особое социальное значение в обществе.

Например, знаменитый собор Парижской богоматери в своих пропорциях имеет немало участков и размерных цепей, соответствующих золотому сечению.

Еще до публикации своих исследований в 1855 году профессором Цейзингом, в конце XVIII века были построены знаменитые архитектурные комплексы Голицынской больницы и здания сената в Санкт-Петербурге, дома Пашкова и Петровского дворца в Москве с использованием пропорций золотого сечения.

Разумеется, дома с точным соблюдением правила золотого сечения строили и ранее. Стоит упомянуть памятник древней архитектуры церкви Покрова на Нерли, изображенный на схеме.

Всех их объединяет не только гармоничное сочетание форм и высокое качество строительства, но и, в первую очередь, наличие золотого сечения в пропорциях здания. Удивительная красота постройки становится еще более загадочной, если принять во внимание возраст, здание церкви Покрова датируется XIII веком, но современный архитектурный облик постройка получила на рубеже XVII века в результате реставрации и перестройки.

Особенность золотого сечения для человека

Старинная архитектура зданий и домов средневековья остается притягательной и интересной для современного человека по многим причинам:

  • Индивидуальный художественный стиль в оформлении фасадов позволяет избежать современного штампа и серости, каждое здание представляет собой произведение искусства;
  • Массовое использование для декорирования и украшения статуй, скульптур, лепнины, необычных сочетаний строительных решений разных эпох;
  • Пропорции и композиции здания притягивают взор к наиболее важным элементам постройки.

Важно! При проектировании дома и разработке внешнего вида средневековые архитекторы применяли правило золотого сечения, неосознанно используя особенности восприятия подсознания человека.

Современные психологи экспериментально доказали, что золотое сечение является проявлением неосознанного желания или реакции человека на гармоничное сочетание или пропорцию в размерах, формах и даже цветах. Был проведен эксперимент, в ходе которого группе людей, незнакомых между собой, не имеющих общих интересов, разных профессий и возрастных категорий, предложили ряд тестов, среди которых была задача согнуть лист бумаги в наиболее оптимальной пропорции сторон. По результатам тестирования было установлено, что в 85 случаях из 100 лист сгибался испытуемыми практически точно по золотому сечению.

Поэтому современная наука считает, что феномен универсальной пропорции является психологическим явлением, а не действием каких-либо метафизических сил.

Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре

Принципы применения золотой пропорции в последние несколько лет стали необыкновенно популярны в строительстве частных домов. На смену экологии и безопасности строительных материалов пришли гармоничность конструкции и правильное распределение энергии внутри дома.

Современная интерпретация правила всеобщей гармонии давно распространилась за пределы привычной геометрии и формы объекта. Сегодня правилу подчиняются не только размерные цепи длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площадь комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма внутреннего интерьера помещения.

Проще всего построить гармоничный дом на модульной основе. В этом случае большинство отделений и комнат изготавливаются в виде самостоятельных блоков или модулей, спроектированных с соблюдением правила золотого сечения. Построить здание в виде набора гармоничных модулей значительно проще, чем строить одну коробку, в которой большая часть фасада и внутренних помещений должна быть в жестких рамках пропорций золотого сечения.

Немало строительных фирм, выполняющих проектирование частных домовладений, используют принципы и понятия золотого сечения для увеличения сметы и создания у клиентов впечатления глубокой проработки конструкции дома. Как правило, такой дом декларируется, как очень удобный и гармоничный в пользовании. Правильно подобранное соотношение площадей комнат гарантирует душевный комфорт и отменное здоровье хозяев.

Если дом был построен без учета оптимальных соотношений золотого сечения, можно выполнить перепланировку комнат так, чтобы пропорции помещения соответствовали соотношению стен в пропорции 1:1,61. Для этого может перемещаться мебель или устанавливаться дополнительные перегородки внутри комнат. Аналогичным образом меняются размеры оконных и дверных проемов так, чтобы ширина проема была меньше высоты дверного полотна в 1,61 раза. Таким же способом выполняется планирование мебели, бытовой техники, отделки стен и пола.

Сложнее выбрать цветовое оформление. В этом случае вместо привычного соотношения 63:37 последователями золотого правила принята упрощенная трактовка - 2/3. То есть основной цветовой фон должен занимать 60% пространства помещения, оттеняющему цвету отдают не более 30%, и остальное отводится под различные родственные тона, призванные усилить восприятие цветового решения.

Внутренние стены помещения делятся горизонтальным поясом или бордюром на высоте 70 см, установленная мебель должна соизмеряться с высотой потолков по соотношению золотого сечения. То же правило касается распределения длин, например, размер дивана не должен превышать 2/3 длины простенка, а общая площадь, занимаемая мебелью, относится к площади комнаты, как 1:1,61.

Золотую пропорцию сложно в массовом порядке применять на практике из-за всего лишь одного значения сечения, поэтому при проектировании гармоничных зданий нередко прибегают к ряду чисел Фибоначчи. Это позволяет расширить количество возможных вариантов пропорций и геометрических форм основных элементов дома. В этом случае ряд чисел Фибоначчи, связанных между собой четкой математической зависимостью, называют гармоническим или золотым.

В современной методике проектирования жилья на основе принципа золотого сечения, кроме ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве отправной единицы измерения, по которой рассчитываются все параметры здания и внутреннего интерьера, выбирается рост будущего владельца или средняя высота человека. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничный, но и по-настоящему индивидуальный.

Заключение

На практике, по отзывам тех, кто решился на строительство дома по правилу золотого сечения, качественно построенное здание действительно оказывается достаточно удобным для проживания. Но стоимость строения из-за индивидуального проектирования и применения стройматериалов нестандартных размеров возрастает на 60-70%. И в этом подходе нет ничего нового, так как большинство зданий прошлого века строилось именно под индивидуальные особенности будущих хозяев.