Великая отечественная война глазами военных корреспондентов. Литераторы и поэты в годы великой отечественной войны

Тема урока:

Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ

Тип урока:

Интегрированный(исследовательский -творческий)

Форма работы: групповая

Цели:

  • Образовательные- Познакомить учащихся с трагическими событиями ВОВ.
  • Развивающие- Формировать умение работать с историческими документом, способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные- Охарактеризовать героизм советских людей разных профессии.

Проблемный вопрос:

В виде выводов назовите все функции, которые выполняли военные корреспонденты?

Ход урока

I. Организационный момент

II.Учитель: Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали, время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества, тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы.ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители одевали военную форму и брали в руки оружие. Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром красноречия.

«Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, этот урок мы посветим всем фронтовым и тыловым журналистам- корреспондентам ВОВ. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Задача вашей исследовательской работы показать и рассказать о подвигах этих людей.

III.Первая группа учеников – Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события, а авторы печатались под псевдонимом, потому что власть не хотела огласки. По этому поводу в «Русском слове» Немирович Данченко писал: «многие журналисты просили указаний, о чём писать».Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско- японской войне.

Грозный вихрь событий, натиск брони и стали,несущий смерть и разрушения, явился испытанием на крепость не только для советского оборонного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, стали ратниками. На горькую и кровавую дорогу войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно, чем свинцовый град, но и штык. Советская печать, радио, литература и искусство были направлены на обеспечение разгрома врага.

Слайд№1

Особенно важно отметить роль периодической печати в годы ВОВ. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавши советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения.

Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза.

Слайд 2:

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские корреспонденты. Всех имён назвать, конечно же невозможно. Это Александр Анохин-корреспондент газеты «Красная звезда», погиб под Великими Луками в феврале 1943 года, Павел Апрышков - сотрудник краснодарской краевой газеты «Комсомолец», по совместительству гвардий сержант, разведчик, Аман Бердыев- писатель, журналист туркменской газеты «Яш Коммунист»,погиб на фронте при выполнении профессиональных обязанностей. Григор Зограбян- журналист, на фронте был заместителем командира роты, затем сотрудником многотиражки 89-ой Таманской стрелковой дивизии. Абдулла Шарафутдинов- журналист фронтовой газеты «Красноармейская правда», выпускавший специальные номера для воинов-узбеков, погиб в январе 1945г.

IV (вторая группа)

Слайд 3

Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Творческая группа- Опять война, опять Блокада…(Ю. Воронов)

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В газете «Большевик», редактором которого был Иван Юдин, вышел его очерк « По следам фашистского зверя». Во время оккупации, кубанские журналисты в тылу врага издавали « газеты- мстители».Партийное руководство очень большую роль уделяло региональным газетам. На Кубани, в начале ВОВ издавались 154 газет. Самыми известными считались «Советское казачество», «Сталинец». Поручив журналистам вести патриотическое воспитание, советскому руководству пришлось даже вспомнить о казачестве и его военно- патриотических традициях. Прежде всего, было объявлено, что всё казачество стало советским. Даже одну из районных газет переименовали в «Советское казачество».Самая востребованная населением тема была военная хроника «от советского информбюро».

Слайд 5

Подвиги известных советских писателей – Ангелина

Невозможно не восхищаться подвигами советских писателей. Без преувеличения и излишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые люди, выразители дум и чаяний народа сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их песни, поэмы, стихи читались в траншеях и землянках, в тылу врага, от Балтики до Чёрного моря. В музеях хранятся не мало книг, обагрённых кровью и пробитых пулями. К некоторым из них приложены письма солдат и офицеров, говорящие об их любви к литературе. В одном из таких писем говориться: «Вашу книгу (речь шла о книге М.А.Шолохова «Они сражались за Родину») я нашу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Ваша книга нам нужна». Во время ВОВ М.Шолохов был военным журналистом «Правды» и «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерк «На Смоленском направлении» публиковалась в разных изданиях, и вдохновлял солдат на ратные подвиги. Строки из поэмы « Книга про бойца» А. Твардовского опубликованы в «Красноармейской правде», стали молитвой для многих солдат:

«Буду пикать, выть от боли

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда».

Слайд 6 (вторая творческая группа)- Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали, слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется, что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов.

V(Поёт вся группа)

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли.


Одним из «одержимых жаждой боя» был и Яков Потехин. Сейчас его грудь украшают ордера Ленина, три Красного Знамени, Кутузова II степени, два Отечественной Войны и один Красной Звезды, У него двенадцать наград за доблесть и командирское мастерство. Он командовал стрелковой дивизией. Советская печать может гордится им.
В начале войны Потехин заведовал отделом о фронтовой газете боевой позицией. Из-под его пера в те дни вышли брошюры «Стрелковое отделение в бою», «Разведчики», «Пулеметчики» и другие, изданные в Москве. Но Потехин не удовлетворялся работой в газете. Его тянуло в строй.
- Там мое место, - говорил он товарищам. - В полку...
- Фронт кругом вас. Вы делаете полезное дело, - отвечало ему начальство.
Однажды редактор вызвал к себе и сказал:
- Пока я здесь, вы никуда не уйдете...
Потехин не сдался. Как-то он зашел к начальнику политуправления фронта и высказал свою мечту. Но на это получил ответ:
- Могу назначить комиссаром Мгинского укрепрайона...
- Но я не был на политработе...
- Тогда оставайтесь в газете.
Во время одной командировки в Волхове Потехин встретился с командующим фронтом и попросился в полк. Ему тогда повезло. Журналиста зачислили заместителем командира по строевой части. Друзья-газетчики приветствовали и поздравляли его. Но редактор позвонил члену Военного Совета и уговорил его не подписывать приказа о назначении. Однако со временем и редактор сдался. В апреле 1942 года Потехина тепло проводили.
Влечение в строй у Потехина не исходило из какого-либо честолюбия. Еще до прихода в редакцию он командовал стрелковым батальоном, имел военное образование. Душа коммуниста, ненавидевшего фашизм, кадрового офицера - вот что звало его в бой. Весну и лето 1942 года Потехин был в полку, в обороне на Карельском перешейке, делая все, чтобы враг не переступил удерживаемые рубежи.
Осенью его вызвали в штаб и сказали:
- Вам поручается командование только что сформированной отдельной лыжной бригадой.
Для журналиста это было серьезным испытанием, проверкой. Бригада состояла из молодых ленинградских парней. Потехин много сил приложил, чтобы обучить их боевому делу. И ребята не подвели. Бригада отважно действовала при прорыве блокады Ленинграда. Ее бойцы, скользя на лыжах, отрезали пути отхода гитлеровцам из Шлиссельбурга, оказав огромную помощь командованию в выполнении задачи. Сам Потехин шел в рядах бойцов, умело ими управлял. За подвиги в этой операции Я. Потехин награжден орденом Красного Знамени.
Наступила весна, и бригаду расформировали. Потехина назначили заместителем командира стрелковой дивизии. В этой должности он участвовал в боях за снятие блокады города, наступал на Карельском перешейке, а потом воевал а Восточной Пруссии. И здесь его видели не в тылу, а там, где кипел бой. То он находился на наблюдательном пункте, то шел с головным полком, то появлялся в роте или батальоне, которым «туго приходилось» в наступлении.
Однажды ходил со взводом в разведку и получил нагоняй от командарма.
В феврале 1945 года Я. Потехину доверили дивизию. Свои полки он водил на штурм Кенигсберга. На одном из ответственных участков наступления его дивизия отбила двадцать одну яростную атаку противника, продвинулась вперед и блестяще выполнила поставленную перед ней задачу. В те дни наш герой был отмечен таким орденом, какой редко может иметь журналист. 24 апреля Потехин получил радиограмму, в которой говорилось, что он награжден орденом Кутузова II степени. В наградном листе было написано, что он «умело руководил своими частями при разгроме гитлеровцев под Кенигсбергом, проявил при этом личную храбрость и мужество».
Потехину пришлось повоевать и на Дальнем Востоке с империалистической Японией. В августе он вел передовой отряд стрелкового корпуса через Большой Хинган. Под его командованием бойцы брали Халун-аршанский укрепрайон, вместе с другими частями освобождали города Ванемяо и Кайтун. И здесь грудь командира из журналистов украсил новый орден.
А как же с печатью? Порывал ли он с ней? Нет! И в войну он не оставлял пера: писал в «Красную звезду» и в армейскую - «Знамя Победы». После войны работал в «Военном вестнике». Демобилизовавшись и вернувшись в Ленинград, сотрудничал в той же газете «На страже Родины», уже несколько лет внештатный корреспондент «Вечернего Ленинграда». Он член Союза советских журналистов.

В начале войны на фоне успеха германской армии немецким корреспондентам удавалось публиковать довольно достоверные сведения о происходящем на фронте. Ситуация начала меняться под Москвой, когда Вермахт потерпел первое серьезное поражение. Об изменении положения на фронте зимой 1941-1942 годов можно понять из общего лейтмотива сообщений корреспондентов: от «непобедимая немецкая армия скоро будет в столице СССР» до «доблестные войска успешно отбивают бесполезные атаки большевиков».
Настоящим испытанием для военных корреспондентов стала Сталинградская битва. В расположение 6-й армии Фридриха Паулюса крупный журналистский десант прибыл в июле-августе 1942 года – к моменту начала боев непосредственно на подступах к городу и его окраинах.
В условиях городских сражений журналистам, помимо исполнения своих прямых обязанностей, часто приходилось воевать наравне с другими. Чтобы собрать интересный материал или сделать хороший кадр им приходилось лезть в самую гущу сражения, автоматом многие из них пользовались чаще, чем фото или кинокамерой. Порой журналист, как старший по званию, брал на себя командование подразделением в случае гибели кадрового армейского офицера.
Корреспонденты должны были также освещать прибытие новой техники в войска. Так, во время подготовки к битве на Курской дуге механизированные части Вермахта пополнились новой самоходной установкой «Фердинанд». Журналисты не жалели для нее лестных эпитетов: «чудо германской техники доказывает свое превосходство», «Фердинанд» наводит ужас на неприятеля» и прочее.
После Курской битвы и потерей Вермахтом стратегической инициативы непосредственно в пылу боев немецкие военные корреспонденты появлялись все реже. Освещать сокрушительные поражения Вермахта в Берлине не хотели, поэтому корреспондентов предпочитали отправлять на относительно спокойные участки фронта
За всю войну потери среди журналистов были довольно высокими. Как писал все тот же Гельмут Эке уже после войны, погибал почти каждый третий журналист – 28 из 100. В плен почти никто из них не попадал: корреспондентов в случае окружения эвакуировали одними из первых.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза — Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие…

Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.


Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры — это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу.


Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г

Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов - на Южный фронт, А. Твардовский - на Юго-Западный, Е. Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя».

В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них - 225 погибли на фронте, 300 - награждены орденами и медалями Союза ССР.

Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова. В ГлавПУРККА от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова». Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.

Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.

Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, - с признательностью пишет С. Михалков, - в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им»

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Публицистика периода ВОВ. Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия в войне 1941-1945» А. Верт, «читал буквально каждый. Особенно большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Он проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей прозы, интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди»22. ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата»23. За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя.

Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями. Правдивой летописью войны стала фотопублицистика.

Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам - статье, корреспонденции, очерку - перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома.

Одна из основных тем военной публицистики - освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном - бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки. Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма.

В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них - это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.

В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия.

В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал» «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др