Задание огэ история. Гиа по истории

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по истории. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года.
Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Издание содержит задания разных типов по всем темам, проверяемым ОГЭ по истории, перечень ключевых вопросов, понятий. В конце пособия приведены ответы и критерии оценивания.
Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ОГЭ по истории, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, Задания, ответы, комментарии, Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В., 2018









Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ.
Пособие содержит 14 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена 2019 года, ответы ко всем заданиям и подробные критерии проверки и оценивания заданий с развернутым ответом.
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к ОГЭ по истории.
Пособие предназначено для учителей и методистов, использующих тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, а также для самоподготовки и самоконтроля учащихся 9 классов основной школы.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 9 класс, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г.

Вниманию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ), которое содержит 10 вариантов экзаменационных работ.
Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности по всем разделам курса истории России: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ОГЭ.
Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (300 заданий части 1, 50 - части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ОГЭ знаниями, умениями и навыками.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и основное содержание ответов на задания части 2.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 10 тренировочных вариантов, Артасов И.А., 2018

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ.
Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 9 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект

Демонстрационный вариант №1 контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ, изучающих предмет на основе концентрической системы преподавания.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по истории.

Не так много времени осталось у школьников в девятом классе, прежде чем им нужно будет сдавать ОГЭ. Среди многих предметов, представленных на выбор, можно также пройти тестирование по истории. Данный предмет не обязателен, но оценка по нему будет существенно влиять на аттестат.

Этот экзамен охватывает все события от Древнего Мира до нынешнего времени. Именно поэтому он крайне сложен, ведь практически невозможно запомнить даты всех событий.

Какая особенность экзамена по истории?

ОГЭ по истории включает тридцать пять заданий. Первые три десятка являются несложными задачи. Необходимо будет указать одну цифру, которое соответствует определенному номеру. Последние пять заданий требуют от школьника развернутого ответа. Оценка по ним будет выставляться экспертами на основании разработанных критериев.

План экзаменационной работы ОГЭ

Система оценивания отдельных заданий

Для начала нужно разобраться, каким именно образом количество набранных баллов с ОГЭ по истории переходит в пятибалльную систему. Для этой ситуации существует следующая таблица:

  • от 0 до 12 набранных баллов – «2»;
  • 13-23 переводится в «3»;
  • с 24 по 34 – это «4»;
  • 35-44 оцениваются как «5».

Шкала оценивания

При оценивании вопросов с краткими ответами важно, чтобы была правильно написана цифра, их последовательность и определенное слово. За задания до номера «30», кроме 24 и 26, будет выставлен один балл.

Если полностью правильно ответить в ОГЭ тестировании по истории на задания с номерами «24» и «26», тогда школьник получит за каждое из них два балла. В случае не полного ответа, оценка будет выставлена в два раза меньше.

Все остальные задания будут оценены в зависимости от того, насколько полный дан ответ. Количество возможных набранных баллов варьируется: от 0 до 3. В итоге получается, что максимальная оценка достигает показателя в «44».

Где можно подготовиться?

Вариант теста по истории по ОГЭ

На данный момент существует множество популярных порталов, которые помогают быстро и эффективно подготовиться к экзамену по истории. Стоит помнить, что хорошая подготовка к ОГЭ позволит поступить на бюджетное место в любой колледж или техникум.

Сайты с ответами на тесты

Популярный портал «Незнайка» позволяет не только решать варианты и задания в режиме онлайн, но и при возможности распечатать их и попробовать выполнить в письменном виде.

Сайт Незнайка

Для повышения уровня подготовки можно еще посетить сайт «Решу ОГЭ».

Сайт Решу ОГЭ

Здесь всегда удобные задания, а также можно передавать статистику по выполненным тестам своему преподавателю, чтобы тот видел слабые места ученика и помог дополнительно его подготовить.

В нынешнем году, после прохождения госаттестации после 9 класса, Министерство образования обратило внимание на то, что уровень знаний у школьников достаточно низкий. В связи с этим были предложены и некоторые еще обсуждаются, поправки относительно ряда дисциплин. В будущем году планируется усложнить экзаменацию по некоторым предметам, а также увеличить само количество экзаменов.

Для подготовки вопросов к экзаменации будут также использоваться кодификаторы, которые применялись в прошлые годы, изменения не коснутся формы вопросов.

Помимо структурных поправок, Министерством образования было предложено и даже уже в некоторой части регламентировано в приказном порядке, частично . Это относится и к количеству обязательных экзаменов, которое увеличено до четырех предметов , и общего числа попыток – три пересдачи.

Также в 2018 году администрация школы получит право оставлять учащихся на повторный год обучения, в том случае, если школьник отказался или не прошел госаттестацию. Как и в предыдущие годы, итоги экзаменации не будут вноситься в аттестат.

ГИА по истории 2018 года пользуется не слишком большой популярностью у школьников. Как правило, историческую дисциплину выбирают те учащиеся, которые обучаются на гуманитарном направлении или в дальнейшем, планируют поступать в образовательное учреждение подобной направленности. Историю в качестве экзамена можно выбрать как дополнительный предмет.

В том случае, если учащийся стал победителем или призером исторической олимпиады, экзаменация засчитывается ему автоматически.

Некоторые поправки коснутся и оценивания работ ГИА. Проверка результатов и подсчет баллов станет намного прозрачнее и шкала оценок больше не будет привязана к региональному компоненту.

Некоторые изменения коснуться и структуры заданий по исторической дисциплине, а именно изменится форма ответов на вопросы в первой части , а также некоторые задания будут поменяны местами, чтобы оптимизировать структуру всего КИМа.

Структура заданий ГИА 2018 года по истории

Задания, предлагаемые для прохождения экзаменации по истории, состоят из двух частей . Первая категория состоит из вопросов, на которые требуется дать лаконичный ответ в виде слова, цифры или даты. Вторая категория включает в себя 5 заданий повышенной сложности, которые требуют развернутого ответа в виде нескольких предложений.

Всего в тесте 35 заданий .

В целом, задания остались без особых изменений, за исключением поправок в оформлении вопросов и содержания некоторых заданий.

Категории сдающих ГИА по истории

До экзаменации допускаются только те школьники, которые имеют хорошую успеваемость, обязательное требование к допуску до ГИА , заключается в том, что школьник должен иметь по всем дисциплинам отметки не ниже «удовлетворительно». Допускается наличие отметки «неудовлетворительно» только по тому предмету, который будет сдаваться на итоговой госаттестации.

Повторно пройти испытание вправе те учащиеся, которые не набрали необходимого количества баллов в прошлые периоды.

Министерством образования РФ утверждены конкретные даты сдачи экзаменов. Существует три периода – досрочный, основной и резервный. В досрочном периоде сдать историю можно будет 23 апреля , в основном периоде экзаменация будет проходить 7 июня , а в резервном периоде госэкзамен назначен на 10 сентября .

Как стать участником ГИА 2018 года

Чтобы попасть в список участников ГИА по истории, необходимо пройти процедуру регистрации. Учащийся должен лично подать заявление в приемную комиссию по месту своей регистрации и прохождения основного курса обучения.

Бланк заявления предоставляется подростку на месте, а сам школьник должен предъявить паспорт или иной документ удостоверяющий личность учащегося.

Заявка на участие в ГИА регистрируется до 1 февраля , а не менее чем за месяц до госаттестации ученик может внести изменения в список предметов для сдачи, которые требуется указать в заявке.

Чтобы внести подобные поправки, подросток должен предоставить убедительную аргументацию своего поступка. В качестве аргументов можно использовать медицинские справки, различные акты и иную официальную документацию.

Досрочная сдача ГИА по истории в 2018 году

Досрочная сдача экзаменов будет доступна всем желающим. Раньше, до госаттестации в этот период допускались только те школьники, которые имели на это уважительные причины, а именно принимали участие в федеральных спортивных состязаниях или были участниками олимпиад. Кроме этого, перенести срок экзаменации было возможно в том случае, когда ребенок находился на профилактическом лечении или отправлялся на обучение за рубеж.

Все эти вопросы решались в письменном порядке и позволяли школьникам избежать пропуска экзаменации. Также подобное решение позволяло разбить общую массу школьников на группы. То есть, одна группа сдавала экзамены в досрочный период, а вторая – в основной.

Впрочем, у подобного варианта существуют и значительные минусы. На учащегося возлагается дополнительная психологическая и физиологическая нагрузка, с которой не все подростки в силах справиться, отсюда появляются и неудовлетворительные результаты ГИА.

Демоверсия ГИА по истории 2018 года

Очень эффективным способом подготовки к экзаменации является использование такого пособия, как демоверсия ГИА по истории 2018 года ФИПИ . Это такие демонстрационные варианты, которые разработаны на базе КИМов прошлых периодов и текущего года. Подобные материалы можно скачать как на нашем сайте, так и в Открытом банке заданий ФИПИ .

Отличием материалов от экзаменационных заключается в том, что хоть и соблюдена структурная составляющая работ, однако данные в заданиях использованы иные, чем будут предложены на экзаменации.

Удобны такие приложения тем, что позволяют учащемуся ознакомиться со структурой экзаменационных заданий и в то же время обозначить темы, которые нуждаются в дополнительном повторении.

Дополнительная информация о ГИА 2018 года

Список разрешенных на экзаменации предметов ежегодно утверждается Рособрнадзором. На экзаменацию разрешено принести с собой ручку, регистрационный бланк, документ, удостоверяющий личность, бланк ответов. В случае необходимости, школьник вправе взять с собой на экзаменацию питание или медикаменты.

Нельзя на экзамене использовать различные электронно-вычислительные приборы и иные гаджеты. Перед госаттестацией школьники обязаны оставить сотовые телефоны и другие посторонние предметы в специально отведенном месте.

Помимо этих предметов на испытание запрещается приносить различную справочную литературу, не разрешенную организаторами ГИА .

На экзаменации по исторической дисциплине школьник может пользоваться только основными разрешенными предметами. В качестве дополнительных пособий и справочников – никаких изданий не предусмотрено.

Для того чтобы экзамен был засчитан, от школьника требуется набрать не менее 13 баллов – что соответствует отметке «удовлетворительно». Максимальный балл по дисциплине составляет 44 .

Если учащийся не согласен с итогами экзаменации, то он вправе опротестовать решение организаторов. Это делается в апелляционной инстанции путем подачи жалобы в конфликтную комиссию. В том случае, если несогласие учащегося касается итогов, то на опротестование подростку дается четыре рабочих дня. Если учащийся выражает протест относительно процедуры экзаменации, то жалоба должна быть подана не выходя из аудитории в день экзаменации.

Конфликтная комиссия имеет право отказать в по нескольким причинам. Прежде всего это возможно в том случае, если жалоба касается содержания и формы вопросов. Также отказ может быть и тогда, когда сам учащийся являлся нарушителем процедуры экзаменации.

Как подготовиться к ГИА 2018 года по истории

Подготовка к ГИА по истории 2018 года является важным этапом во всем экзаменационном процессе. Как правило, этот период позволяет школьнику максимально систематизировать полученные ранее знания и потренироваться на выполнении экзаменационных заданий на время. Также использование при подготовке типовых тестовых заданий по дисциплине способствует знакомству с конструкцией самих вопросов.

Прекрасно подходят для тренинга в режиме реального времени и онлайн тесты ГИА по истории . В подобные тесты включены вопросы прошлых периодов.

Организаторы ГИА также предлагают использовать информацию, которая храниться в Открытом банке заданий на официальном сайте ФИПИ. Там находятся все задания, которые были представлены школьникам на экзаменации прошлых периодов.

Впрочем, можно готовиться и старым надежным методом – используя печатные пособия и различные сборники заданий:

Все эти материалы можно использовать для подготовки к экзаменации, однако наиболее оптимальным вариантов будет готовиться в комплексе, поскольку в экзаменационные КИМы включены задания различных уровней сложности и разных форм.

Крайне важно учащемуся уделить внимание своему психологическому состоянию. Для того, чтобы не растеряться на экзамене и не получить плохую отметку по этой причине следует с самого начала настроиться на позитив, а именно, быть уверенным, что экзаменация пройдет самым лучшим образом.

Не последнюю роль играют и родители ребенка. Именно от них зависит, насколько учащийся будет настроен на успех. Именно родители должны оказать максимум поддержки подростку в этот сложный для него период.

Статистика сдачи ГИА по истории за прошлые годы

В предыдущие годы по исторической дисциплине неудовлетворительную отметку получили порядка 10% школьников, тройка стала оценкой 32% учащихся, на оценку «четыре» смогли написать работы около 44% учеников и оценку «пять» заработали около 15% всех экзаменующихся.

Расписание экзаменов

ОГЭ по истории России не является обязательным экзаменом для сдачи в 9-м классе. Сдается выпускниками по собственному выбору или если такой выбор устанавливается на региональном уровне - в этом случае экзамен сдают все выпускники 9-х классов области или района.

Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2018 года не отличается от варианта 2017 года.

Структура теста ОГЭ

Структура теста не изменилась: в 2018 году школьники будут сдавать такой же экзамен, что и годом ранее. Экзамен раздлен на две части:

  • часть 1 – 30 заданий (№ 1-30) с выбором правильного варианта ответа или написанием краткого ответа: последовательности цифр, слова, словосочетания;
  • часть 2 – 5 заданий (№ 31-35) с развернутым ответом.

Оценивание ОГЭ

Минимальный порог по ОГЭ определяют местные региональные власти после проведения досрочного этапа проведения экзаменов. Поэтому самую точную информацию по этому вопросу нужно искать на сайте исполнительного органа в сфере образования вашего субъекта Федерации. В Москве, например, это Департамент образования.

Однако у регионов есть эталон, с которым они сверяются и как правило не отходят от него – это ежегодные рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Согласно этим рекомендациям, чтобы сдать ОГЭ по истории хотя бы на тройку, необходимо набрать не менее 13 первичных баллов. Это равносильно правильному выполнению первых 13 заданий. Не все задания оцениваются одним баллом, поэтому для получения манимального балла можно избрать и другую тактику: задания 24,26,31,32,34 оцениваются в 2 балла, а задания 33, 35 – в 3 балла.

Для пятерки необходимо набрать 35-44 первичных баллов, что равносильно правильному выполнению первых 30 заданий. С таблицей перевода первичных баллов в оценки по пятибальной системе можно ознакомиться здесь.

Подготовка к ОГЭ

Пробный ОГЭ по истории России онлайн

На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.

Демонстрационные варианты ОГЭ

В 2018 году никаких нововведений, изменений в структуре теста не будет по сравнению с предыдущими годами, поэтому подготовку можно проводить по любым тестам ОГЭ по истории. Качественная проверка знаний в процессе подготовки - это ключ к успеху на экзамене.

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в :
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

А2. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале правления которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович

4) Николай Павлович

А3 . Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.

А4. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.

А5. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.

А6 . Кому принадлежат слова: «Придите ко мне, брате, в Москов»?

    Владимиру Мономаху 2. Юрию Долгорукому

3. Андрею Боголюбскому

А7. Отходниками в XVIII в. в России называли:

1) крестьян, уходивших из родных сел на заработки 3) переселенцев в Сибирь

2) беглых крестьян 4) крестьян, взятых в рекруты

А8. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий, в XVIII в. назывался:

1) подворным 2) подушным 3) посадским

4) прямым

А9. Причиной Северной войны явилось стремление России:

1) присоединить Финляндию

3) получить выход в Балтийское море

2) получить выход в Северное море

4) восстановить торговый путь «из варяг в греки»

А10. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A . M . Опекушин

В)А.К. Саврасов,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД 2) БГЕ 3) АБГ 4) ГДЕ

А11. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А12. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III

А13. Кого в Средневековой России называли «гостями»?

    Иностранцев, находившихся на государственной службе

    Купцов, ведущих зарубежную торговлю

    Пленных

А14. Кто из деятелей XVIII в. Петра I прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) Б.П. Шереметев 2) Г.А. Потемкин 3) А.Д. Меншиков

4) П.А. Румянцев

А15. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

    Вотчина

    Десятина

    Поместье

    Кормление

    Надел

А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.

А17. Какое из названных событий произошло позже всех остальных:

А) битва на Калке

Б) Стояние на Угре

В) Куликовская битва

Г) разорение Москвы Тохтамышем

А18. Как называлась первая русская летопись? 1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати

А19. Русь приняла христианство:

А) из Рима

Б) из Литвы

В) из Византии

Г) из Польши

А20. Укажите хронологические рамки Северной войны:

А. 1707-1708 Б. 1700-1721 В. 1718-1720

Часть В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества.

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв, через запятую.

В2. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

      1. усиление роли гвардии

        династические кризисы

        усиление крепостного права

        борьба за усиление России в Европе

        расширение прав посадского населения

        разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В3 Расположите в хронологической последовательности события

А. Подписание Ништадтского договора

Б. Поражение русских войск под Нарвой

В. Морская победа российского флота у острова Гренгам

Г. Сражение у деревни Лесной

В4. Работа с историческим источником.

Прочитайте предание Повести временных лет, о первой религиозной реформе князя Владимира Святославовича:

«В лето 6488 (980 г) … И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. «…»

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу…»

    Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

    Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

В5. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».

В6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив.

Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных».

Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости.

Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

В8 . Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается и год, когда это событие произошло.
«Воскресенье, 1 марта мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате…

Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.

В10 . Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь в приведенном документе и год, когда она произошла .
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Часть С

Ответьте на вопросы кратко или вставьте пропущенные слова.

Запишите только ответы.

С1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и изо владычних (высших иерархов церкви), и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и и митрополичьим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати некрепко всякими сыски.

А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

1. Как называется документ, из которого взят отрывок?

2. В годы правления какого царя он был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

С2. Подпишите название памятников, изображенных на иллюстрациях, и укажите города, где они находятся.


1) 2)

3) 4)

С3 . Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова :

В ____________ (название месяца) французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под ___________________________ и ________________________вынудили императора _______________ повернуть войска на _________________________ дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовала русская армия и_______________________отряды. При переправе через реку ______________-- французы потеряли 30 тыс. воинов. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. На вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить «_______________________________________».

С4. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже.

Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД.

Учтите, что одно из понятий лишнее.

А). Вече Д). Российское единое государство

Б). Русь Е). Феодальная раздробленность

В). Князь Ж). Феодальная республика

Г). Первобытно-общинный З). Феодальный

В IX на Руси начал формироваться (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) _______. Верховная власть в нем принадлежала (3) _______.

В конце XI в. прозвучал, а в XII в. восторжествовал лозунг: «Каждый держит отчину свою». Это знаменовало начало (4) _____. Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5) ______. Верховная власть в этих двух городах принадлежала (6) _______.

Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей к XVI в. завершился процесс образования (7) ______.

С5. Прочтите текст, ответьте на вопросы к нему.

«Первыми жертвами новой политики стали печать и школа. Новый цензурный устав преследовал цель удушения оппозиционной печати... прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания: «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело» Н.В. Щелгунова, «Голос», «Земство»... ликвидирована университетская автономия, для студентов вновь вводилась форменная одежда как «средство надзора» за ними, при поступлении в университет необходимо было представить характеристику «о благонадежности», плата за обучение в университетах повышалась в пять раз... был издан циркуляр, известный под названием «о кухаркиных детях», по которому запрещалось принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников.

Все начальные школы были переданы церковному ведомству - Синоду...

Толстой затеял преобразование земских учреждений. Социально-экономическое развитие России закономерно вело к ослаблению позиций дворянства в земствах и усилению роли торгово-промышленной буржуазии, новых землевладельцев из купцов, богатых крестьян. Более же всего правительство беспокоил рост оппозиционных настроений и конституционных притязаний земцев.

Поэтому целью задуманных реформ было усиление дворянского представительства, т.е. «одворянствование» земских учреждений, по точному замечанию Витте. С этой Целью уменьшался ценз для дворянства и увеличивалось количество дворянских гласных. Крестьянство лишалось выборного представительства. Гласных из крестьян назначал сам губернатор. Ни одно решение земства не принималось без утверждения губернатора или министра внутренних дел.

Одной из наиболее реакционных реформ стало введение института земских начальников... Земские начальники назначались министром внутренних дел из местных потомственных дворян по представлении губернаторов.

Соединив в своих руках функции администратора и судьи, они получили по сути неограниченную власть. Мировой суд в деревне был уничтожен. Вся деятельность крестьянского самоуправления находилась под их контролем... Этим актом самодержавие по существу восстанавливало власть помещиков над крестьянами, утраченную по реформе 1861 г.».

1. Напишите имя императора, в правление которого были осуществлены описанные в тексте реформы. Укажите год издания указа «о кухаркиных детях» и о земских начальниках.

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин ужесточения внутренней политики.

З. Укажите не менее трех последствий реформы на селе.