Варианты огэ по литературе. Справочные материалы для подготовки к сдачи огэ по литературе

Максимальный балл ОГЭ по литературе (ГИА 9 класс) в 2018 году - 33

Проходной балл ОГЭ 2018 по литературе в профильные классы - 22

Минимальный балл (оценка 3) - 12

Шкала перевода баллов ОГЭ 2018 по литературе в оценки

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.

Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в разном объёме.

Задания базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) проверяются по трём критериям:

Критерий 1 «Соответствие ответа заданию»,

Критерий 2 («Привлечение текста произведения для аргументации»,

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трём критериям:

Критерий 1 «Сопоставление произведений»;

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»;

Критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.3 или 1.2.3) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла, по критерию 2 – 4 балла). Если по Критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания части 2 (2.1–2.4) оценивается по пяти критериям:

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,

Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия»,

Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность»,

Критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 2 выставляется 13 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 3 балла, по критериям 3, 5 – по 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по литературе

9 класс

(Литературоведческие термины и понятия)

Литературные роды и жанры.

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование, такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становился главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы.

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней стороны происходящего

(даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор

может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия музыкального инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным

событием.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы, к таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

    Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

    Род : эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Основные литературные жанры

Лирика

Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события.

Стихотворение

Небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи.

Стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени.

Стихотворение, предназначенное для пения.

Послание

Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому- либо лицу или лицам.

Эпиграмма

Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Эпос

Небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни.

Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности.

Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.

В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни.

Отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются.

Роман-эпопея

Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху.

Драма

Трагедия

В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.

Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами.

Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера.

Мистерия

Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквях, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями.

Мелодрама

Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычную судьбу, наделены исключительными чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые заканчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу.

Веселая комедия бытового содержания.

Водевиль

Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, Одноактная веселая комедия.

Трагикомедия

Совмещает в себе черты трагедии и комедии.

Соответствие литературных жанров и муз-покровительниц искусств

Музы-покровительницы искусств

Литературные жанры

Полигамия

Торжественные песнопения - гимны.

Любовная поэзия – элегия

Лирическая поэзия – послания

Каллиопа

Лиро-эпические произведения – басня, рассказ, повесть.

Мельпомена

Трагедия.

Жанры эпических произведений

Жанры лирических произведений

(хвалебная песнь)

(прославление лица или события)

Эпитафия

(надгробная надпись, иногда шуточная)

(стихи о безмятежной пастушеской жизни)

Эпиграмма

(сатира на человека)

Дифирамб

(симпатия к одному лицу)

Послание

(обращение к лицу в форме письма )

Лирическая поэма

Мадригал

(хвалебное стихотворение, посвященное даме)

(стихотворение из 14-ти строк)

Литературные направления

Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.

Признаки литературного направления :

    объединяет писателей определенной исторической эпохи;

    общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал;

    общий тип героя;

    стиль художественной речи;

    характерные сюжеты;

    излюбленные жанры;

    выбор художественных приемов изображения жизни;

    способ мышления писателей;

    склад личности писателя;

    мироощущение и миропонимание писателей.

Классификация литературных направлений

классицизм сентиментализм романтизм реализм

Классицизм:

Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители

Западноевропейская литература

Русская литература

Корнель, Буало, Мольер, Расин

А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин

Отличительные черты

Наследует традиции искусства античности

Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума

Художественное произведение представляет собой логически построенное целое

Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются.

Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)

Повествование должно быть объективным

Значимость гражданской проблематики содержания

Деление жанров

Высокие

Низкие

Трагедия, поэма, ода

Комедия, басня, сатира

В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории

В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни

Сентиментализм: представители, отличительные черты, литературные формы.

Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Представители

Русская литература

Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов

Отличительные черты

Изображение человеческой психологии

Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев

Идеализация действительности, субъективное изображение мира

В центре изображения – чувства, природа

Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром

Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность.

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Сентиментальная повесть, послание, путевые заметки

Элегия, народные песни

Мещанская драма

Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы.

Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители

Зарубежная литература

Русская литература

Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман,

П. Шелли, Ш. Нодье

В.А. Жуковский,

К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин,

М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь

Отличительные черты

Необычность характеров, исключительность обстоятельств

Трагический поединок личности и судьбы

Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя

Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному

Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного

Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Роман, повесть, баллады и думы, поэмы

Элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика

Проблемно-историческая драма

Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы.

Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Представители

Русская литература

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,

Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

Ф.М. Достоевский и др.

Отличительные черты

Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром

Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа

Типизация персонажей

Изображение характеров и событий в развитии

Исторически конкретное общество, события, эпоха

В центре внимания конфликт: герой - общество

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Роман, повесть, поэма, рассказ

Песня, элегия, сатира

Трагедия, комедия, исторические хроники

Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

Ход событий в произведении определяют:

композиция

конфликт

сюжет

фабула

Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.

Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения.

Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении.

Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц.

Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками).

В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя.

Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним.

Основные элементы сюжета

Пролог

Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.

Экспозиция

Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.

Завязка

Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.

Развитие действий

Описание всего происходящего, ход событий.

Кульминация

Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.

Развязка

Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены.

Эпилог

Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии.

Внесюжетные элементы

Вводные эпизоды

«Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями.

Лирические отступления

Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции.

Художественное обрамление

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом.

ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)

ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.)

Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово "тема" по значению приравнено к термину "содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете.

Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:

ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.

Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.

Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ .

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.

Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный
правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех
граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.

XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:

    в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;

    важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;

    тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;

    неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

    трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.

Обратите внимание ! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.

Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.

Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:

Жизненное явление

Вопрос, позволяющий изучить жизненное явление с помощью образного языка

Тема

Проблема

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Понятие

Определение

Примеры

Троп - оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле (от греческого tropos -поворот).

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях.

Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство в виде змеи.

Гипербола

Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

…редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь, «Страшная месть»).

Ирония

Тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д.

Ты все пела? Это дело… (И.А. Крылов, «Стрекоза и Муравей»).

Литота

Это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета.

Например, в произведениях устного народного творчествамальчик с пальчик, избушка на куриных ножках.

Стальной нож - стальные нервы.

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой.

Метонимия

Перенос значения (наименования) на основе смежности явлений.

Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов, «Демьянова уха») – в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха.

Все флаги в гости будут к нам.

Олицетворение

(прозопея)

Один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость…

(А.С. Пушкин, «К портрету Жуковского»).

Сарказм

Злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры.

Помогает обнаружить неблаговидную сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.

Синекдоха

Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц.

(И.А. Бунин, «Легкое дыхание»).

Сравнение

Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т.п.

Он был похож на вечер ясный… (М.Ю. Лермонтов, «Демон»).

Перифраз

Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Унылая пора! Очей очарованье! (об осени).

(А.С. Пушкин, «Осень»).

Эпитет

Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

(М.Ю. Лермонтов, «Утес»).

Антитеза

Стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Они сошлись. Волна и камень

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Оксюморон

Стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии.

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой , еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

(А.С. Пушкин, «Полтава»).

Стилистические фигуры - это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности.

Анафора (единоначатие)

Оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий.

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!..

(М.Ю. Лермонтов, «Желание»).

Антитеза

Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Они сошлись. Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой…

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Градация

Постепенное усиление или усугубление- одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением.

Не думай бежать!

Это я

Вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!

(В.В. Маяковский, «Про это»).

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность слов в предложении.

И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой .

(А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»).

Оксюморон

Оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений.

Звонкая тишина, сладкая боль и т.п.

Риторическое обращение

(от греч. rhetor- оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы.

Иль русский от побед отвык?

Умолчание

Состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным.

Эллипсис

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого.

Фонетические средства выразительности

Благозвучие

Состоит в красоте и естественности звучания.

Аллитерация

Повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь…

(А.С. Пушкин, «Медный всадник»).

Ассонанс

Повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков.

Пора! Пора! Рога трубят…

(А.С. Пушкин, «Граф Нулин»).

Звукопись

Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи.

Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.

Изобразительные средства синтаксиса

Синтаксический параллелизм (от греч. parallelos-идущий рядом)

Один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы.

Раскудрявая березка,

Ветра нет, а ты шумишь:

Ретиво мое сердечко,

Горя нет, а ты болишь.

(1)Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2)Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3)Так Иогани Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы.

В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.

Риторический вопрос

Оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником беседы.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).

Восклицание, восклицательное предложение.

Это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию придается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т.п.

Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость нужна!

(А. Твардовский, «За далью даль»).

Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь!

(А.П. Чехов, «Попрыгунья»).

Обращение

Оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам.

Не пой красавица при мне.

(А.С. Пушкин, «Не пой…»).

А вы, Надменные потомки!

(М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»).

Бессоюзие (асиндетон)

Оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

(А.С. Пушкин, «Полтава»).

Многосоюзие (повторяющиеся союзы)

Оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

(А.С. Пушкин, «Зимнее утро»).

Основы стихосложения.

Ритм.

Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?

Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.

Рифма.

Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.

Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.

праздной - разнообразной

суровых – сосновых

Строфа.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных строк, объединенных рифмовкой. Строфа может быть из трех строк – терцет , из четырех – катрен .

Рифма

Различают следующие типы рифмы

Название

Определение

В зависимости от места ударения

Ударение падает на последний слог

Последний слог безударный

Дактилическая

Ударение падает на третий от конца строки слог

Гипердактилическая

Ударение падает на четвертый от конца строки слог

В зависимости от очередности рифмующихся строк

Смежная, парная

Рифмуются строки, стоящие друг за другом (АА)

Рифмуются три подряд идущие строки (ААА)

Перекрестная

Рифмующиеся строки идут поочередно (АБАБ)

Опоясывающая, кольцевая

Из четырех строчек рифмуются между собой 1-я и 4-я, 2-я и 3-я (АББА)

Тернарная

Сложное чередование в шестистишие (ААБААБ)

В зависимости от повторения конечных звуков рифмующихся строк

Розы-морозы

Ассонанс

Столы-метлы

Подчеркните рифмующиеся слова в стихотворении Фета «Бабочка» и соедините их. Вы видите, что первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой. Возникает перекрестная рифма.

Ты прав одним воздушным очертаньем

Я так мила

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

Если рифмуются рядом расположенные строки, рождается парная рифма, как в стихотворении Пушкина « Узник»:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Наконец, рифма может быть кольцевой , когда первая строчка катрена рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, как в стихах Бунина:

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни…

Рифмовка в строфе может быть и более сложной.

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными .

Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов.

В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей .

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (_ _́).

Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин.

Трехстопный ямб :

Подру́га дýмы пра́здной, _ _́ _ _́ _ _́ _

Черни́льница моя́… _ _́ _ _́ _ _́

Четырехстопный ямб:

У лу́комо́рья ду́б зеле́ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Злата́я це́пь на ду́бе то́м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

Пятистопный ямб:

Еще́ одно́ после́днее сказа́нье - _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

И ле́топи́сь око́нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге (_́ _).

Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит « плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод».

Трехстопный хорей :

В ды́мке-не́види́мке _́ _ _́ _ _́ _

Вы́плыл ме́сяц ве́шний… _́ _ _́ _ _́ _

Четырехстопный хорей:

Скво́зь волни́стые тума́ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Про́бира́ется луна́… _́ _ _́ _ _́ _ _́

(А.С. Пушкин)

Пятистопный хорей:

Вы́хожу́ оди́н я на́ доро́гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

(М.Ю. Лермонтов)

Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений.

Трехсложные размеры стиха

Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

Расставим ударения и построим схему стиха:

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль : _́ _ _ .

Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий : _ _́ _

Алгоритм определения стихотворного размера.

    Расставьте ударения.

    Определите безударные гласные.

    Запишите полученную схему.

    Определите размер.

Я те б е ниче г о не ска ж у .

Я те б я не встре в о жу ни ч у ть.

И о т о м, что я м о л ча тве рж у ,

Не ре ш у сь ни на чт о наме кн у ть.

А.Фет.

-трехстопный анапест

Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему стиха.

Что ты жадно глядишь в дорогу

В стороне от веселых подруг?

_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест : _ _ _́.

Итак, трехсложных размеров стиха три: дактиль (_́ _ _ ), амфибрахий

(_ _́ _ ), и анапест (_ _ _́ )

Размеры стиха

Двусложные

Буря мглою небо кроет…

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Трехсложные

Тучки небесные, вечные странники!

Амфибрахий

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Не грусти, дорогая соседка…

Подсказка: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал молодым поэтам такую подсказку:

А́нна А хма́това – дактиль; Ма ри́на Цве та́е ва – амфибрахий; Ни ко ла́й Гу ми ле́в – анапест.

Темы и мотивы в лирике

Тема

От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

Лирика дружбы

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

М.И. Цветаева «Роландов Рог».

Патриотическая и гражданская лирика

Н.А. Некрасов «Родина»

А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»

Философская лирика

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

И.А. Бунин «Вечер».

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Мотив

От франц. motif – букв. движение.

Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.

Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Лейтмотив

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.

Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».

Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.

    Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.И.Мещерякова. М.: Айрис-прес, 2005.

    Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.

Интернет-ресурсы:

    http:// russlovesnost.

    http:// shkola. lv

    http:// 4ege. ru

    http:// thff (форум Творческая свобода).

    http://www. liceum 1. net

    Варианты ОГЭ 2018. Литература. Типовые экзаменационные задания: 20 вариантов / Е.А. Зинина, Л.В. Новикова

    Учебное пособие "ОГЭ 2018. Литература. Типовые экзаменационные задания: 20 вариантов" Зининой В.А. содержит:

    • 20 вариантов заданий ОГЭ 2018 по литературе;
    • Инструкция по выполнению работы;
    • Особенности экзаменационной модели ОГЭ по литературе 2018 года;
    • Система оценивания экзаменационной работы ОГЭ по литературе.

    Для учащихся 9 классов, учителей общеобразовательных организаций всех типов, специалистов методических служб, родителей.

    Пособие позволяет учащимся 9 классов самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации по литературе.

    В пособии подробно охарактеризована модель основного государственного экзамена (ОГЭ) по литературе, приведены инструкция по выполнению экзаменационной работы, инструкции к заданиям, а также критерии оценивания ответов.

    Тренировочные варианты экзаменационных заданий составлены в соответствии с документами, определяющими структуру и содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ по литературе в 2018 году.

    Пособие получило положительную научно-методическую оценку ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕВЯТИКЛАССНИКИ!

    Совсем скоро вам предстоит сдавать первый в своей жизни государственный экзамен, который является ещё одной ступенью к дальнейшему образованию! А к любому экзамену необходимо готовиться, понимать специфику экзамена, владеть техникой выполнения заданий. Лишние волнения будут сняты, если вы знакомы с экзаменационной моделью, знаете технологию выполнения заданий, потренировались в их выполнении.

    Структура и содержание основного государственного экзамена по литературе позволяют определить уровень образовательной подготовки выпускника по предмету. При этом в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы общеобразовательного минимума, обозначенного в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования и в школьных программах.

    Для успешной сдачи ОГЭ вам не понадобятся какие-то «сверхзнания» или умения, выходящие за рамки той работы, которую вы выполняли на уроках литературы в школе. Сдающий экзамен по литературе должен знать содержание изученных литературных произведений и основные теоретико-литературные понятия. Кроме того, есть ряд умений, которые проверяются всеми заданиями ОГЭ по литературе: умения анализировать и интерпретировать литературное произведение, выявлять авторскую позицию и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному, создавать связный текст. Одно из заданий требует умения сопоставлять литературные произведения.

    Книга содержит 20 типовых экзаменационных вариантов, соответствующих демонстрационной версии ОГЭ по литературе в 2018 году. Специфика и особенности работы, инструкция по её выполнению, общая для всех вариантов, даются в начале книги. В конце пособия подробна описана модель ОГЭ по литературе, представлена система оценивания всех заданий, даны критерии их оценивания.

    Данное пособие поможет вам обобщить и систематизировать знания и качественно подготовиться к экзамену.

    Желаем успехов!

    Обращение к учащимся................................................... 3

    Инструкция по выполнению работы....................................... 4

    Тренировочный вариант 1 ................................................. 5
    Тренировочный вариант 2 ................................................ 12
    Тренировочный вариант 3 ................................................ 18
    Тренировочный вариант 4 ................................................ 24
    Тренировочный вариант 5 ................................................ 30
    Тренировочный вариант 6 ................................................ 36
    Тренировочный вариант 7 ................................................ 42
    Тренировочный вариант 8 ................................................ 47
    Тренировочный вариант 9 ................................................ 53
    Тренировочный вариант 10 .............................................. 59
    Тренировочный вариант 11 .............................................. 65
    Тренировочный вариант 12 .............................................. 72
    Тренировочный вариант 13 .............................................. 79
    Тренировочный вариант 14 .............................................. 85
    Тренировочный вариант 15 .............................................. 93
    Тренировочный вариант 16 ............................................. 101
    Тренировочный вариант 17 ............................................. 108
    Тренировочный вариант 18 ............................................. 118
    Тренировочный вариант 19 ............................................. 126
    Тренировочный вариант 20 ............................................. 133

    Приложение 1. Особенности экзаменационной модели ОГЭ
    по литературе 2018 года............................................ 140

    Приложение 2. Система оценивания экзаменационной
    работы ОГЭ по литературе.......................................... 152

    Приложение 3. Список произведений, по которым
    могут формулироваться задания КИМ по литературе
    основного государственного экзамена (ОГЭ) .......................... 157

    Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

    Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения; второй - на анализ лирического стихотворения (или басни).

    Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя два первых задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3-5 предложений с опорой на текст.

    Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений).

    Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегайте пространных вступлений и характеристик, соблюдайте нормы речи.

    Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.

    Часть 2 содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения меньше 150 слов, то за него выставляется 0 баллов).

    При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

    Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания , суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    В 2018 году Министерство образования не планирует кардинальные изменения в структуре тестирования по литературе для девятиклассников.

    Руководство школьного заведения может оставить учащегося на второй год, если он отказался пройти итоговую госаттестацию. Без сдачи тестирования аттестат за 9 класс не выдадут. Также девятиклассники получат три попытки сдачи экзаменов.

    ГИА по литературе 2018 года один из тех предметов школьной программы, который не пользуется особой популярностью среди школьников. Литература – это не обязательный предмет на экзаменации, однако учащиеся вполне могут выбрать дисциплину в качестве дополнительного экзамена.

    Результаты экзаменации не вносятся в аттестат за девятилетнее образование.

    Достаточно серьезно поменяется процедура испытания. Теперь в обязательном порядке сдавать экзамены после девяти классов должны будут все школьники. Также, будет разрешено выбрать для экзаменации, любые дисциплины из утвержденного Минобразованием списка. Примечательно, что в этот список будут включены ОБЖ и физкультура.

    В будущем году планируется оставить русский язык и математику в качестве обязательных экзаменов, а с предметами остальных испытаний должен определиться сам учащийся. Те ученики, которые стали победителями в олимпиадах или заняли призовое место, освобождаются от ГИА по этой дисциплине.

    Кроме этого, поправки будут внесены и относительно получения аттестата. Если раньше документ выдавался школьникам только при успешной сдаче всех госэкзаменов, то теперь достаточно будет сдать обязательные предметы на отметку «удовлетворительно».

    Существенно поменяется и система оценивания выполненных работ. Для этого будет разработана новая федеральная шкала баллов, которая будет унифицированной.

    Структура заданий ГИА 2018 года по литературе

    ГИА по литературе занимает особенное место среди экзаменации по остальным дисциплинам. Особенность состоит в том, что КИМы по предмету содержат всего четыре вопроса, которые поделены на две части.

    Основная группа заданий состоит из 3 вопросов, и ответы на них включает анализ стихотворного произведения или отрывка на выбор.

    Вторая группа представлена одним вопросом, в котором необходимо написать сочинение объемом не менее двухсот слов на одну из четырех предоставленных тем. Темы выбраны исходя из школьной программы.

    Сочинение ГИА 2018 года

    В последнем задании КИМов по литературе требуется написать сочинение. Крайне важно справиться с заданием, поскольку, именно за него присуждается максимальное количество баллов.

    Чтобы написать сочинение так как надо, стоит познакомиться с типичными ошибками, которые допускают учащиеся.

    Прежде всего, стоит избегать пересказа и изложения ненужной информации. Текст должен быть четко построен и доводы, представленные в качестве подтверждения точки зрения, аргументированы. Учащемуся следует придерживаться следующего плана сочинения:

    • вступление – формулировка проблемы;
    • основная часть – аргументация своей точки зрения относительно проблемы сочинения;
    • заключение – краткий вывод по тексту.

    Категории сдающих ГИА по литературе

    В будущем году сдавать госэкзамен после девятого класса обязаны будут все школьники. Что касается литературы, то эта дисциплина останется исключительно на выбор учащихся.

    В распоряжении Министерства образования РФ определены категории подростков, которые могут зарегистрироваться для сдачи госэкзамена. Это могут быть учащиеся, которые не набрали проходного балла за прошлые годы. Также вправе подать заявку те школьники, которые имеют по всем дисциплинам отметки не ниже «удовлетворительно».

    Согласно распоряжению, допускаются до экзаменации те учащиеся, у которых по одному предмету школьной программы отметка «неудовлетворительно», однако этот предмет включен в список сдаваемых госэкзаменов.

    На данный момент график проведения экзаменации еще не утвержден. Мы следим за последними новостями.

    Как стать участником ГИА 2018 года

    Для того чтобы стать участником итогового испытания школьнику необходимо пройти регистрацию. Для этого, подросток должен собственноручно заполнить и лично подать заявление унифицированной формы в комиссию по месту своего обучения.

    Заявление подается в письменной форме и в нем указываются все данные учащегося и перечень предметов, которые будут сдаваться. Документ должен быть подан и зарегистрирован до 1 февраля .

    В том случае, если появились причины, по которым школьник не имеет возможности сдавать какой-либо предмет, то он имеет право подать дополнительный документ с указанием этих причин, а также приложить к заявлению соответствующие медицинские справки или иные официальные акты, обосновывающие подачу повторного заявления.

    Подобную заявку необходимо подать не позднее, чем за месяц до госэкзаменации.

    Досрочная сдача ГИА по литературе в 2018 году

    Несколько лет назад сдавать итоговую госаттестацию в досрочном периоде разрешалось только тем учащимся, которые имели уважительные причины. К таким школьникам относились: подростки, которые участвовали в спортивных состязаниях на федеральном уровне; дети, которые имели серьезные заболевания и находились на лечении; ученики, которые отправлялись на обучение за рубеж.

    Подобный вариант прохождения испытания позволял своевременно сдать все экзамен и получить свободное время в будущем, для того, чтобы уделить больше внимания поступлению на дальнейшее обучение (если таковое входит в планы).

    Недостаток тоже достаточно значительный. Досрочная экзаменация может плохо отразиться на результатах ГИА по литературе. Это обусловлено тем, что школьники вынуждены будут совмещать обучение в школе с подготовкой к экзаменации, что станет дополнительной нагрузкой на организм ребенка.

    Демоверсия ГИА по литературе 2018 года

    Достаточно хорошим материалом для подготовки к экзаменации считается демоверсия ГИА по литературе 2018 года ФИПИ. Это пособие представляет собой задания, которые были представлены на госэкзаменации прошлых временных периодов. Стоит отметить, что задания не совпадают с экзаменационными в полной мере. Как правило, в демоверсию, включены варианты вопросов, в которых указаны данные, подобные тем, которые будут на госаттестации.

    Для того чтобы это пособие позволяло осуществить качественную подготовку, за основу демонстрационных вариантов были взяты кодификаторы КИМов официальных заданий госэкзамена.

    У нас на сайте можно скачать самые последние демоверсии для подготовки к экзаменации по литературе.

    Дополнительная информация о ГИА 2018 года

    Как и на все дисциплины, на литературу необходимо брать с собой паспорт, ручку, регистрационный бланк и бланк ответов. Если есть необходимость, то разрешается принести с собой лекарства и питание. Все остальные предметы личного пользования, к примеру, сотовые телефоны, оставляются в специально отведенном для этих целей, месте.

    Также не допускается использование различной справочной литературы, за исключением разрешенной.

    На литературе школьник вправе воспользоваться полными текстами художественных произведений и сборниками стихов. Список произведений утверждается в соответствие с курсом школьной программы.

    Для того чтобы результаты экзаменации по литературе были засчитаны, школьнику необходимо набрать не менее 7 баллов , что приравнивается к тройке. Для оценки «5» следует получить как минимум 23 балла .

    Учащийся имеет право опротестовать результаты ГИА. Это возможно в двух случаях. Прежде всего, подобное право у школьника возникает тогда, когда он не согласен с результатами экзаменации. Для этого, в четырехдневный срок , школьник должен написать апелляционную жалобу и обратиться в конфликтную комиссию с просьбой о повторной проверке своей работы.

    Во втором случае, учащийся имеет право на обжалование, если организаторами была нарушена сама процедура проведения экзаменации и школьник не получил возможность полноценно сдать экзамен. В этом случае, жалоба подается по факту, а именно, не выходя из аудитории.

    Конфликтная комиссия может отказать в апелляции по той причине, что школьник сам являлся участником нарушений на экзамене или жалоба содержит претензии относительно формы и содержания заданий.

    Как подготовиться к ГИА 2018 года по литературе

    Подготовка к ГИА по литературе 2018 года требует не только приложения определенных усилий, но и составления плана. Именно от этих факторов, зависит, насколько успешно будет сдан госэкзамен. Крайне важно, определиться с тем, какие материалы будут использованы при подготовке. Здесь вполне подойдут такие специально разработанные пособия, как демоверсия ГИА или онлайн тесты ГИА по литературе. Также, можно принять во внимание следующий список литературы:

    1. Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Литература. Диагностические работы. ФГОС, 2016 г. Новикова Л.В. – пособие составлено для того, чтобы помочь учащемуся развить практические навыки при работе с экзаменационными вопросами.
    2. ОГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания, 2016 г. Кузанова О.А. – в брошюру включены 12 заданий с ответами, необходимых для подготовки к ГИА по литературе.
    3. ОГЭ 2015. Литература, 2016 г. Ерохина Е.Л. – комплект типовых заданий по литературе.
    4. ОГЭ-2016. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, 2015 г. – Зинина Е.А., Фёдоров А.В. – пособие для подготовки к ГИА, содержит 20 заданий по литературе.

    Все указанные пособия и брошюры вполне можно приобрести в любом специализированном магазине или скачать книгу на официальном сайте.

    Также, демоверсию ГИА по литературе можно скачать на официальном сайте ФИПИ в Открытом банке заданий. В этом банке собраны все задания по ГИА за предыдущие годы, и любой школьник может скачать там все необходимые материалы.

    Крайне важно подготовиться к экзаменации психологически. Несомненно, для любого подростка сдача экзаменов является серьезнейшим стрессом. Чтобы избежать сложностей во время экзаменации, от школьника требуется настроить свой мозг на позитивный исход испытания и поверить в свои силы.

    От родителей потребуется максимальная поддержка, создание, необходимых для подготовки условий, и контроль за режимом сна и питания своего ребенка.

    Статистика сдачи ГИА по литературе за прошлые годы

    Статистические данные за прошлые годы показывают, что на максимальную отметку смогли написать работы порядка четверти учащихся, а на отметку «удовлетворительно» около 36% . Около 8% школьников не смогли набрать проходного балла.

    Расписание экзаменов

    Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

    Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

    Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

    Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

    Шкала перевода баллов в оценки:

    «2» – от 0 до 6

    «3» – от 7 до 13

    «4» – от 14 до 18

    «5» – от 19 до 23

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

    Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

    За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

    Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

    Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

    На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.