Что изучает наука анатомия и физиология. Анатомия - что такое? Анатомия как наука

Анатомия и физиология человека – это две части биологии – науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознанно вмешиваться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей. Это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия человека в картинках позволяет наглядно ознакомиться с внутренним миром человека. Анатомия мышц позволяет досконально изучить все мышцы человека. По-другому ее называют морфологическая наука (от греч. morphe – форма). На современном этапе различают анатомию:Описательную – описание органов при вскрытии трупов;Систематическую – изучает строение тела человека по системам;Топографическую – изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;Пластическую – внешние формы и пропорции тела человека;Функциональную – структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией;Возрастную – строение тела человека в зависимости от возраста;Сравнительную – сравнивает строение различных животных и человека;Патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.Современная анатомия является функциональной, тат как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Физиология человека делится на: Нормальную – изучает деятельность здорового организма;Патологическую – изучает закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.Нормальная физиология человека делиться на:Общую – изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;Специальную (частную) – особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;Прикладную – изучающую закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).Основными методами физиологических исследований являются наблюдение и опыт (эксперимент). Эксперименты бывают острые (искусственная изоляция органов) и хронические (производство операций).

Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.

Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.

Биологические науки

Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.

I. Общие науки

  1. Систематика.
  2. Морфология (анатомия, гистология, цитология).
  3. Физиология.
  4. Эволюционное учение.
  5. Биогеография.
  6. Экология.
  7. Генетика.

II. Комплексные

III. Частные науки

  1. Ботаника.
  2. Зоология.
  3. Антропология.

Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных - биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.

Анатомия и смежные с ней дисциплины

Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.

Во-первых, возникает вопрос: анатомия - что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.

Анатомия - это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:

  • анатомия растений - строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
  • анатомия животных и человека - все то же самое, только для представителей фауны.

Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.

Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:

  • сравнительная;
  • систематическая;
  • возрастная;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • функциональная;
  • экспериментальная морфология.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.

Цели и задачи науки

Анатомия - что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.

Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.

В связи с поставленной целью анатомия - это наука, решающая следующие задачи:

  1. Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
  2. Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
  3. Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.

Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос "Анатомия - что такое?" и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.

История анатомии как науки

Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.

Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.

Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. - XIII век нашей эры) Средневековье и эпоха Возрождения (XIII - XVIII века) Новое и Новейшее время (XVIII - XXI века)
1. "Аюрведа" (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII - начало XVIII века - это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. Данный период характеризуется созданием которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия - это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни.
2. "Нейцзин" (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия - это наука об органах человека, их жизни. 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) - открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования и начало образования органов из них. Стал основоположником (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных.
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. 2. 1473 г - издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин - автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития.
4. Римлянин Герофил и главный его труд "Анатомика". Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. 3. Луи Пастер - гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней.
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. 4. - врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем и собирания костей на кладбищах. 4. Каспар Вольф - основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений.
6. Клавдий Гален - его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. 5. - внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. 5. Луиджи Гальвани - знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии.
7. Цельс - основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. 6. Евстахий - открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин.
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) - разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. 7. Габриэле Фаллопий - ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. 7. Пирогов Н. И. - выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода "ледяная анатомия" (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии.
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. 8. Томас Виллис - медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся.
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. 9. П. Ф. Лесгафт - родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы.
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины.
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов.
13. Гиппократ - автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. 12. И. И. Мечников - автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области.

Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.

Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.

Связь анатомии и физиологии

Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.

Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки - тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.

Анатомия для школьников

В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.

Изучение предмета в начальной школе

Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается "настоящая" анатомия. 4 класс - это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины "Окружающий мир". Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.

Анатомия для 8 класса

На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.

Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.

Учебник "8 класс. Анатомия" содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.

Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс - не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.

Изучение дисциплины в 9 классе школы

В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время - в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.

Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс "Анатомия человека" сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия - это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение "в долгий ящик" вряд ли имеет смысл.

10 класс и анатомия

Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.

Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

Что изучает анатомия и физиология? Анатомия – наука, изучающая форму, строение, топографию и развитие организма человека. Физиология – наука, изучающая процессы, протекающие в органах и системах органов человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма. Части тела человека. Голова: - лицевой отдел; - мозговой отдел. Туловище: - грудь (передняя поверхность); - живот (передняя поверхность); - спина (задняя поверхность). Конечности: - верхние (плечо, предплечье, кисть); - нижние (бедро, голень, стопа).

Оси и плоскости человека. 3 взаимно перпендикулярные плоскости: - Горизонтальная – делит тело человека на верхнюю и нижнюю половины; - Фронтальная - на переднюю и заднюю половины; - Сагиттальная – на правую и левую половины. 3 взаимно перпендикулярные оси: - Вертикальная - проходит сверху вниз, через середину тела; - Фронтальная (поперечная) - справа налево; - Сагиттальная - спереди назад. Виды движений: - Вокруг вертикальной оси - возможен любой вид вращения, в том числе пронация-супинация; - Вокруг сагиттальной – наклоны головы вправо-влево, а так же приведение-отведение конечностей; - Вокруг фронтальной (горизонтальной) - возможно сгибаниеразгибание конечностей, поднимание-опускание нижней челюсти, наклоны головы вверх-вниз, вперёд-назад.

Основные анатомические термины. - Верхний - лежащий ближе к верхнему концу тела человека; Нижний - лежащий ближе к нижнему концу тела человека; Медиальный - лежащий ближе к срединной плоскости; Латеральный - лежащий дальше от срединной плоскости; Проксимальный - лежащий ближе к месту отхождения конечности от туловища; - Дистальный - лежащий дальше от места отхождения конечности от туловища; - Вентральный - лежащий ближе к передней поверхности тела; - Дорсальный - лежащий ближе к задней поверхности тела.

Орган – совокупность тканей. Каждый орган отличается свойственной лишь ему формой, строением и местоположением в организме и приспособлен к выполнению определенной функции. Например: кость, сосуд, мышца, почка, сердце и т. д. Cистема органов – это ряд органов, которые имеют общий план строения и выполняют одну большую функцию. Например: пищеварительная система, дыхательная, мочевыделительная, половая, нервная и т. д. Аппарат органов – это совокупность органов, выполняющих единую функцию, но имеющих различное строение. Например: опорно-двигательный, мочеполовой, жевательный, эндокринный аппараты. Гомеостаз - способность организма к поддержанию постоянства внутренней среды (лимфа, кровь, межклеточная жидкость).

Основные физиологические термины. Функция – специфическое свойство клеток, тканей или органов, проявляющееся как физиологический процесс или совокупность процессов, например: функция мышцы – сокращение. Физиологический акт – сочетание нескольких физиологических функций. Физиологический процесс - сложный акт, который осуществляется при участии различных физиологических систем организма, например: процесс дыхания, пищеварения. Регуляция – взаимосвязанная согласованная работа всех органов и физиологических систем, которые обеспечиваются нервными и гуморальными механизмами, благодаря чему организм функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Раздражимость – способность изменять свою функциональную активность в ответ на внешний раздражитель, переходя при этом из состояния покоя в состояние активности. Возбудимость – способность возбудимых тканей отвечать возбуждением на раздражение. Возбудимость характеризуется порогом возбуждения, который можно охарактеризовать по пороговой силе раздражителя – минимальной силе, способной вызвать ответ возбудимой ткани.

Проводимость - способность проводить возбуждение. Адаптация – способность организма приспосабливаться к воздействиям окружающей или внутренней среды. Метаболизм - обмен веществ, совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма). Мотивация – это определенное состояние ЦНС, направленное на удовлетворение биологических и социальных потребностей. Конституция – совокупность морфологических, функциональных и психических свойств человека, обусловленных генотипом и влиянием природных и социальных факторов. Морфологические типы конституций: - гиперстенический – подгрудинный угол > 90 град. - гипостенический - подгрудинный угол

Виды тканей. Ткань - это система клеток и неклеточных структур, обладающих общностью развития, строения и функций. Учение о тканях – гистология. Различают 4 типа тканей: - Эпителиальная; - Соединительная; - Мышечная; - Нервная. I. Эпителиальная ткань (эпителий). Покрывает внешнюю поверхность тела, выстилает все полости и внутренние органы, входит в состав желёз. Состоит из эпителиальных клеток, лежащих в виде пласта на базальной мембране. Функции эпителия: барьерно-трофическая, регенерационная, защитная, секреторная, всасывательная, выделительная, дыхательная.

Классификация эпителия: Покровный Железистый 1. Однослойный: 1. Внешней секреции; - плоский; 2. Внутренней секреции; - кубический; 3. Смешанной секреции. - цилиндрический; - мерцательный. 2. Многослойный: - ороговевающий; - неороговевающий; - переходный.

Покровный эпителий. Однослойный. 1. Однослойный плоский - выстилает альвеолы легких, камеры сердца (эндокард), кровеносные сосуды (эндотелий), серозные оболочки (мезотелий). 2. Однослойный кубический - выстилает протоки слюнных желёз, поджелудочной железы, собирательные трубочки почек в несекреторных участках. 3. Однослойный цилиндрический (призматический) - может быть секреторным и всасывающим. Выстилает протоки желёз, желчный пузырь, почти весь пищеварительный тракт, где в его состав входят бокаловидные клетки, выделяющие слизь, На поверхности клеток микроворсинки, образующие щёточную кайму. 4. Однослойный мерцательный (реснитчатый) – является многорядным. На свободном конце клеток находятся волосоподобные отростки – реснички, которые находятся в постоянном движении. Выстилает бронхи, препятствуя попаданию чужеродных частиц, маточные трубы, способствуя продвижению яйцеклетки в сторону матки, желудочки головного мозга и спинномозговой канал.

Покровный эпителий. Многослойный. 1. Ороговевающий - состоит из 5 слоёв: рогового, полоски блестящего слоя, слоя зернистых клеток, шиповатых клеток, базальной мембраны. Например, эпидермис кожи. 2. Неороговевающий (плоский) - имеет 3 слоя (отсутствует роговой слой и слой зернистых клеток). Выстилает стенки полостей рта, глотки, пищевода, нижней части мочеиспускательного канала, влагалища, наружной поверхности роговицы глаза. 3. Переходный - состоит из 3 -4 слоёв грушевидных клеток, одинаковых по форме за исключением поверхностных клеток, имеющих уплощённую форму. Он выстилает органы, подверженные сильному растяжению: мочевой пузырь, почечные лоханки, мочеточники, верхнюю часть мочеиспускательного канала.

Классификация желез внешней секреции. 1. По типу экскретов: Серозные (выделяют белки); Слизистые (выделяют гликопротеиды, муцины) 2. По характеру выделения: Голокриновые (при выделении экскрета клетки полностью разрушаются); Мерокриновые (клетки не разрушаются); Апокриновые (клетки частично разрушаются). 3. По форме концевого отдела: Простые: - трубчатые (железы фундального отдела желудка); - альвеолярные (слизистые, потовые, железы кожи); Сложные - альвеолярно-трубчатые – (млечные, поднижнечелюстные слюнные железы); - трубчатые с альвеолярными и тубулярными секреторными участками (слюнные железы с множеством разветвлений и протоков).

II. Соединительная ткань широко распространена в организме, находится во внутренних органах, коже, связках, сухожилиях, оболочках мышц и нервов. Основные функции: защитная, формообразующая (опорная), трофическая, регенерационная. Классификация соединительной ткани: Собственно соединительная ткань: 1. Рыхлая волокнистая; 2. Плотная волокнистая оформленная; 3. Плотная волокнистая неоформленная; 4. Соединительная ткань, обладающая особыми свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная, слизистая). Специальная соединительная ткань: 1. Опорная (костная, хрящевая); 2. Трофическая (лимфоидная, миелоидная).

Строение соединительной ткани: 1. Клетки: фибробласты, гистиоциты, макрофаги, тканевые базофилы, липоциты, плазматические клетки (ПК), адвентициальные клетки, лимфоциты, пигментные клетки и др. 2. Межклеточное вещество: - Основное вещество – коллоид, имеющий консистенцию геля, в состав которого входят гликопротеиды и мукополисахариды, способные связывать воду. - Волокна - коллагеновые (содержат белок коллаген) и эластические (белок эластин).

Собственно соединительная ткань 1. Рыхлая волокнистая соединительная ткань Расположена под кожей, слизистыми оболочками, сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды. Волокна расположены рыхло, следуют в различных направлениях. 2. Плотная волокнистая неоформленная соединительная ткань – содержит мало клеток и межклеточного вещества, много плотно расположенных волокон, которые переплетаются и следуют в различных направлениях. Входит в состав связок, стенок артерий, лёгких. 3. Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань – плотно расположенные волокна следуют в одном направлении. Образует связки, сухожилия, фасции, фиброзные мембраны. В большом количестве содержится в склере, роговице глаза, капсуле почки, а так же в оболочках спинного и головного мозга.

4. Соединительная ткань со специальными свойствами характеризуется преобладанием тех клеток, с которыми связано название данной ткани. Например, в ретикулярной ткани преобладают ретикулярные волокна и ретикулярные клетки, которые своими отростками образуют сеть (остов костного мозга, лимфоузлов, селезёнки и др.). В жировой ткани преобладают жировые клетки (подкожная жировая клетчатка, сальник, брыжейка). Слизистая соединительная ткань встречается только у новорожденных в пупочном канатике (вартонов студень). Пигментная ткань содержит много пигментных клеток - меланоцитов (пигментные пятна кожи, родинки, радужка глаза и т. д.). Специальная соединительная ткань 1. Хрящевая ткань – содержит клетки: хондроциты (зрелые клетки), хондробласты (молодые клетки) и межклеточное вещество, которое состоит чаще из коллагеновых волокон, реже из эластических. Различают 3 вида хрящей:

Гиалиновый (стекловидный) – в основном состоит из коллагеновых волокон, голубовато-белого цвета, полупрозрачный и плотный. Покрывает эпифизы трубчатых костей, образует хрящевую часть рёбер, входит в состав наружного носа, гортани, трахеи и крупных бронхов. Волокнистый - обладает большей прочностью, чем гиалиновый, но меньшей гибкостью. Имеется в лонном сочленении и межпозвоночных дисках. Эластический – образуется из гиалинового, но содержит много эластических волокон, которые придают ему жёлтый цвет. Из него состоит ушная раковина, наружный слуховой проход, надгортанник и некоторые хрящи гортани. 2. Костная ткань - содержит клетки: остеоциты (зрелые), остеобласты (молодые), остеокласты (макрофаги) межклеточное вещество, которое представлено оссеиновыми волокнами (коллагеновые волокна, содержащие оссеин). Основное вещество пропитано солями кальция и

Различают 2 вида костной ткани: 1. Грубоволокнистая. 2. Тонковолокнистая (пластинчатая). Пластинчатая костная ткань образует компактное и губчатое вещество. Компактное входит в состав плоских костей и диафизов трубчатых костей, а губчатое - в эпифизах трубчатых костей и между двумя слоями компактного вещества плоских костей. В компактном веществе костные пластинки образуют гаверсовы системы – остеоны. Остеон состоит из центрального гаверсова канала (содержит сосуды и нервы) и концентрически расположенных пластинок. Между центральным каналом и пластинками находятся остеоциты.

III. Мышечная ткань. Различают 2 вида мышечной ткани: 1. Гладкая 2. Поперечнополосатая: скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань (неисчерченная, непроизвольная) – сокращается под контролем ВНС (автономно, независимо от сознания человека). Клетки - гладкие миоциты собраны в пучки, образуя мышцы, которые располагаются во всех внутренних органах. Сокращается медленно, потребляя мало энергии и не утомляясь. Поперечнополосатая (исчерченная, произвольная) – имеет поперечную исчерченность, многоклеточна, имеет форму длинных цилиндрических нитей. Сокращается под действием ЦНС (произвольно), быстро, потребляя большое количество энергии, однако быстро развивается утомление.

Сердечная ткань так же является поперечнополосатой, но по строению и функциям отличается от скелетной мускулатуры. Она состоит из клеток – кардиомиоцитов, которые с помощью вставочных дисков соединены между собой и обеспечивают сокращение миокарда, как единого целого. Сердечные мышцы сокращаются независимо от сознания человека. IV. Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и нейроглии. Нейроглия состоит из макроглии и микроглии. Клетки микроглии - глиальные макрофаги. Клетки макроглии (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) заполняют пространство между нейронами и выполняют опорную, секреторную, трофическую, защитную и др. функции. Нервная ткань образует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, их окончания, нервные узлы – ганглии).

Нейрон имеет тело и отростки - дендриты (короткие, их несколько), воспринимающие нервный импульс и аксон (длинный отросток, он один), проводит импульс к рабочим органам. Аксон покрыт оболочкой - неврилеммой, которая образована шванновскими клетками (леммоцитами). Границы леммоцитов (сужения) - перехваты Ранвье. Различают 2 вида оболочек нейронов: мякотные (миелиновые) и безмякотные (безмиелиновые). Миелиновая оболочка содержит миелин (липопротеид), который придает волокнам белый цвет, покрывает его в виде муфты и является изолятором, нервный импульс при этом распространяется только по перехватам Ранвье, достигая скорости - 70 -120 м/с. По безмиелиновым нервный импульс распространяется гораздо медленнее – со скоростью 3 м/с.

Нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями. Виды нервных окончаний: 1. Чувствительные (сенсорные, рецепторы) - воспринимают раздражения из внешней среды или внутренних органов. 2. Двигательные (моторные) – передают импульсы к тканям рабочих органов. 3. Межнейронные контакты (синапсы) - образуют контакты между нейронами. Виды нейронов по количеству отростков: 1. Униполярные (однополюсные) - имеют 1 отросток, аксон. 2. Биполярные (двухполюсные) – 2 отростка, аксон и дендрит. 3. Мультиполярные (многополюсные) - 3 и более отростков. 4. Псевдоуниполярные (ложные однополюсные) – когда от общего выроста клетки отходят 2 отростка: дендрит и аксон.

Виды нейронов по функции: 1. Афферентные (чувствительные, сенсорные, рецепторные) – несут импульсы от рецепторов к рефлекторному центру. 2. Эфферентные (двигательные, исполнительные) передают импульс от ЦНС к рабочим органам (эффекторам). 3. Вставочные (промежуточные, ассоциативные, контактные) - связывают чувствительные и двигательные нейроны. 4. Центральные – работают в ЦНС. 5. Периферические – работают на периферии. 6. Соматические – образуют нервы, иннервирующие органы опорно-двигательного аппарата и кожи. 7. Вегетативные - образуют нервы, иннервирующие внутренние органы. 8. Секреторные – способны выделять специфические гормоны, согласовывая работу нервной и эндокринной систем.

«Предмет и задачи анатомии»

Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.

Методы изучения анатомии:

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.

Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

    Молекулярный.

    Клеточный.

    Тканевый.

    Органный.

    Системный.

    Организменный.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек появился на земле в результате сложного и длительного историческо-эволюционного процесса. В его строении имеются черты сходства с животными формами, стоящими на разных уровнях своего развития. Но человек является высшей ступенью живых организмов, он способен производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Под влиянием социальных факторов получило развитие абстрактное мышление, что позволило соотнести его к виду - человек мыслящий.

С древнейших времен человека интересовало строение и жизнь различных животных населяющих землю. Животные обладают особыми специфическими качествами отличающие живые организмы от неживой природы. Изучением живых организмов, в том числе и человека, во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Как одна из ветвей биологии сформировалась наука, изучающая строение и форму организмов, органов, систем органов и образующих их тканей, которая получила название анатомия.

Параллельно развивалась наука физиология - о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных органов, систем, тканей во взаимодействии с окружающей средой, а также поведенческих реакциях в различных условиях и на разных стадиях развития и роста.

В тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией находиться гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Изучив строение тела, физиологию и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, разработаны и разрабатываются критерии здорового физического развития и правильной организации труда и отдыха.