Гиперактивный ребенок: норма или заболевание? Гиперактивность у детей: что это такое и как ее вылечить

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

О гиперактивности детей не слышали, наверное, только люди, их не имеющие. Сегодня этот термин находится у всех на слуху. И, наверное, большинство родителей считает, что их ребенок - гиперактивный, ведь он такой непоседа, все время в движении, что называется «шило в заднице». Но активный и подвижный малыш далеко не всегда является именно гиперактивным. И злоупотреблять этим определением не стоит, потому что гиперактивность у детей является не просто их отличительной чертой, но не совсем нормальным состоянием, то есть своеобразным отклонением от нормы. Более того, такое состояние требует определенного «лечения». Вот почему родители должны знать, как можно отличить гиперактивного ребенка от обычного подвижного, и если диагноз подтвердится специалистом, то обязательно нужно изучить его как можно более подробно, потому что роль родительской тактики в воспитании таких детей очень значима.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Гиперактивностью в педиатрии считается патологическое состояние, при котором ребенок чрезмерно активен и возбудим. И если обычные дети в норме тоже могут проявлять вспышки гиперактивности (если устали, перевозбудились, расстроились или по другим причинам), то ребенок с этим диагнозом пребывает в таком состоянии постоянно, независимо ни от каких обстоятельств.

Признаки гиперактивности у детей до года выражены неярко, и диагностировать расстройство в этом возрасте практически невозможно. Но заподозрить развитие нарушения можно даже у новорожденного ребенка. Гиперактивные младенцы очень беспокойны, плохо и мало спят (в том числе и ночью), нередко у них сбиваются биоритмы - ребенок «путает» день с ночью. Многие очень рано отказываются от дневного сна, причем и вечером их невозможно уложить. Мышечный тонус такого малыша повышен, не в последнюю очередь по этой причине отмечаются частые обильные рвоты, когда, непонятно почему, ребенок рвет фонтаном вскоре после кормления.

Гиперактивные новорожденные не любят пеленания и все время пытаются избавиться от тугих пеленок. Также их раздражает стесняющая и вызывающая любой дискомфорт одежда. Они вообще очень чувствительны к малейшим раздражениям - будь то звуки, резкий перепад температур или неподходящее освещение - причем начинают сразу надрывно и требовательно кричать, когда другие детки в это время просто капризничают.

Уже с первых месяцев жизни конечности гиперактивного новорожденного ребенка все время пребывают в движении, он как будто бежит куда-то. Сидеть, ползать и ходить такие малыши начинают раньше обычно, причем нередко начинают сразу бегать и носиться безо всякой осторожности и опаски. А все потому, что им несвойственно чувство страха, что особенно выражено проявляется позже - в 3-5 лет и в более старшем возрасте.

Гиперактивный ребенок: признаки

Явные признаки гиперактивности у детей начинают проявляться с 2-3-летнего возраста и больше всего - в период, когда малыш посещает детский сад.

Все потому, что он попадает в отличительную от прежней среду, в которой действуют совершенно другие - довольно жесткие и четкие - правила и требования. Теперь ребенок должен подчиняться, слушаться, выполнять указания, анализировать свои действия, прогнозировать их последствия и жить в коллективе, что для гиперактивного малыша все в целом и каждое по отдельности - не просто тяжело, но даже вряд ли вообще возможно. И бесконечные трудности, с которыми ему приходится сталкиваться в этом новом мире, еще более усиливают проявления расстройства. Нередко, именно в этом возрасте можно заметить первые признаки гиперактивности у ребенка. Но еще более ярко они выражаются с началом посещения школы, и попытки со стороны учителей и родителей «дисциплинировать» неусидчивого и невнимательного ученика частенько приводят к серьезным последствиям в его развитии.

Итак, приблизительный портрет гиперактивного ребенка дошкольного или школьного возраста выглядит следующим образом. Такому ребенку трудно усидеть на месте. Даже за обеденным или учебным столом, делая уроки или принимая пищу, он все время ерзает и движется: стучит ступнями, машет ногами, ищет занятие для пальцев, наклоняется в разные стороны или, как минимум, вертит головой по сторонам, рассматривая неизвестно что и при этом (почти наверняка) ничего конкретного не видя. Ему вообще тяжело сконцентрироваться и удерживать свое внимание на чем-то одном. Даже если это что-то в действительности интересное для него, оно не может занять его надолго.

Вот почему гиперактивные дети не досматривают любимые мультфильмы до конца, не доигрывают в любимые игры, не доскладывают любимые конструкторы, не дочитывают любимые книги… Впрочем, читать они вовсе не любят, как и заниматься уроками или любой деятельностью, требующей умственной активности, концентрации и внимания, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта, большие способности, творческую и талантливую сущность, прекрасно развитую интуицию! При всем при этом они некрасиво пишут, плохо читают и пересказывают, не блещут в математике и других дисциплинах. Даже пазлы покупать для них нет смысла: гиперактивные дети просто не способны (не могут, не умеют априори) хоть какое-то время усидеть на месте. А еще у них очень плохо развита мелкая моторика (застежки, шнуровки, плетение и прочее - не для них).

Активность такого ребенка не имеет конкретной направленности или цели. Он постоянно пребывает в движении, дергается, мечется, бегает, скачет, крутится… Но эта энергия не направляется в какое-то одно русло, а распыляется понапрасну.

Ребенок не знает, не понимает и не осознает, почему он поступает так или иначе. Его действия бесцельны и ничем не мотивированы. Он может вставать посреди урока, бегать по классу, все время мешать учителю или другим ученикам. И вдобавок ко всему выполнять указания педагога такой малыш не способен: он их просто не слышит. Поэтому с воспитателями обычно постоянно возникают конфликты.

Не лучше складываются отношения и с детьми. Гиперактивный ребенок часто задирается, дразнится, пристает к другим и даже проявляет агрессию, и все это, напомним, происходит у него произвольно, как будто бы несознательно. Из-за своей чрезмерной импульсивности он все время кого-то задевает, хватает за руку проходящего рядом человека, ему до всего есть дело, он внезапно вклинивается в чужой разговор и также резко и нелогично из него выходит. Ребенок с гиперактивностью очень часто бывает чрезмерно болтлив, причем собеседника он не слышит: на задаваемые ему вопросы отвечает, не дослушав ответы до конца и тут же переключаясь на что-то другое; сам же может спросить, но перебить или убежать уже на втором слове ответчика.

Он часто спорит, пререкается, доказывается. Иногда случается, что гиперактивный уходит в себя, он как будто «выключается» из беседы, отправившись в другую реальность, а потом может так же внезапно «включиться». А потому друзей у такого ребенка, как правило, немного: другие дети не принимают «белую ворону» в свою компанию, высмеиваются над ним, избегают. Социальная адаптация проходит очень тяжело и болезненно. Часто ребенок начинает себя корить за неуспех среди сверстников, чувствует себя виноватым и плохим, что еще больше усиливает закомплексованность, неуверенность в себе, заниженную самооценку, вспыльчивость и неуравновешенность. По этой причине с гиперактивными детьми становится очень непросто общаться: одни постоянно чем-то раздражены, взвинчены, недовольны; другие замыкаются в себе, уходят в свой собственный, понятный и доступный только им мир.

Впрочем, иногда случается, что гиперактивные дети проявляются в роли лидера, сплачивая вокруг себя команду. Следует признать, что это довольно-таки небезопасно, ведь у них не развито чувство страха и опасности, и даже боль такие дети чувствуют притуплено.

А потому они все время затевают экстремальные игры, подвергая себя и других очень серьезной опасности: прыгают с деревьев, бегают по проезжей части и на железнодорожных путях, лезут в бурлящие реки и прочее и прочее - им все нипочем. Неудивительно, что одежда и обувь у таких детей снашиваются рекордно быстро: родителям практически постоянно приходится возобновлять детский гардероб.

Гиперактивный ребенок очень неуклюжий, неряшливый и неаккуратный. Кажется, за что бы он ни взялся - все делается не так: тарелку опрокинет, ручку сломает, бумагу порвет… Даже если стол находится от него далеко, он все равно умудряется его зацепить и что-нибудь, да перевернуть. Он не вписывается в дверной проем, не может правильно надеть куртку или штаны, может упасть, просто стоя на месте. Невнимательность достигает такой степени, что, только что держа что-нибудь в руке, ребенок уже не может этого найти. А потому он все время теряет книги, забывает где-то тетради и даже в собственном портфеле не способен найти нужные вещи. Неудивительно, что порядка у гиперактивных никогда нигде нет и быть не может. Им не свойственны ни самоконтроль, ни самодисциплина. Между прочим, очень часто у них наблюдается недержание мочи (и ночное, и дневное).

Таким детям не нужно специально что-то делать, чтобы напакостить: все происходит непроизвольно, и они никогда не виноваты! И, поверьте, это не просто оправдание - оно в действительности так и есть. Жить по-другому у гиперактивного ребенка не получается, даже если бы он и прилагал к этому усилия, хотя на такое он тоже не способен. На его поведение невозможно повлиять: ни уговоры, ни просьбы, ни наказания, ни приказы не действуют.

Примечательно, что гиперактивный ребенок не отличается ловкостью: трудоемкую и кропотливую работу он выполняет очень медленно и с трудом. Также ему, как правило, плохо удаются игры с мячом и езда на велосипеде: ни координация движений, ни контроль над мышечными сокращениями, ни равновесие у него хорошо не развиты. Но зато кривляться и гримасничать он мастак!

Причиной такого большого комплекса «неприятностей» кроется, по большому счету, в особенностях функционирования центральной нервной системы гиперактивных детей: она плохо переносит любого вида нагрузки - и физические, и психические, и эмоциональные, и умственные. Следствием таких нагрузок бывают частые головные боли, ощущение усталости и подавленности, колики, расстройства в работе органов ЖКТ, усиленное слюно- и потоотделение, склонность к аллергическим проявлениям, и даже разного рода неврозы, нарушение речи, сердечные приступы. Между прочим, гиперактивные дети не очень хорошо едят, зато очень много пьют.

Как отличить гиперактивного ребенка

Следует отметить, что пусть гиперактивность и является вполне конкретным отклонением от нормы, о патологии как таковой приходится говорить далеко не во всех случаях, и вполне может быть, что она просто является особенностью детского характера или темперамента. Но очень часто гиперактивность выступает одним из самых характерных признаков неврологическо-поведенческого расстройства, известного в медицине как синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). В таком случае она, как правило, создает определенные проблемы для окружающих.

Специалисты различают несколько форм СДВГ: с преобладанием невнимательности, с выраженной гиперактивностью, в сочетании с другими расстройствами. Поставить точный диагноз способен даже не каждый специалист: имеет значение огромное множество сопутствующих симптомов и состояний, за которыми нужно наблюдать в течение длительного периода времени. Но в большинстве случаев врачи советуют ориентироваться на следующие признаки.

О том, что ребенок гиперактивный, можно говорить, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях и в разных местах (дома, в школе, в компании близких или незнакомых ему людей) его поведение соответствует как минимум шести пунктам из следующего списка:

  • Не реагирует на замечания.

Если говорите о ребенке с синдромом дефицита внимания, то кроме гиперактивности и импульсивности, о чем свидетельствуют вышеизложенные качества, характерным признаком данного нарушения является также невнимательность. Диагностировать ее можно, подтвердив наличие, по меньшей мере, шести признаков из следующих (также сохраняющихся в течение полугода и дольше при любых обстоятельствах):

  • Ребенок не способен хоть какое-то время просто посидеть спокойно или постоять на месте. Даже сидя, он постоянно пребывает в движении, все время срывается с места и куда-то устремляется, встает - садится; стоя - переминается с ноги на ногу, закручивает их вокруг себя, топчется, пританцовывает, машет руками.
  • Он все время куда-то устремлен, куда-то направлен, движется, бежит, лезет (и, как правило, это совершенно неуместно).
  • Часто ребенок очень резко или неожиданно срывается с места и бежит или, напротив, появляется «из ниоткуда».
  • Он очень суетлив, неспокоен, неуравновешен, все время дергается и елозит. Особенно ярко выражено дерганье и ерзанье при волнении.
  • Активность ребенка бесцельна и разфокусирована, является его естественным состоянием, а не способом чего-то достичь.
  • Он не способен заниматься чем-то спокойным, требующим усидчивости, играть в спокойные игры.
  • Ребенок много болтает - хоть о чем, не договаривает фразы до конца, «глотает» слова.
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры или дела, мешает, перебивает и часто раздражает этим других.
  • Отвечает на вопрос прежде, чем ответ прозвучит док конца. Много спрашивает - и не слушает ответов. Перебивает.
  • Неспособен ждать и дожидаться, терпеть.
  • На уроках выкрикивает с места, шепчется, вертится, создает лишний шум.
  • Не реагирует на замечания.
  • Проявляет агрессию, гнев, неуравновешенность, вспыльчивость.

Если ребенок гиперактивен с синдромом дефицита внимания, то характерные для данного расстройства признаки непременно проявятся в возрасте от 2 до 7 лет, а в периоде новорожденности будут присутствовать свойственные ему проявления (плохой сон, беспокойство и так далее).

В целом же напомним еще раз, что обычные дети очень часто могут перевозбуждаться и проявлять повышенную активность, но такие случаи носят эпизодический характер и, как правило, имеют свои причины (недостаток родительского внимания, физическое истощение, переизбыток эмоций, жизненные потрясения и пр.). Более того, сегодня дети все чаще бывают очень подвижными и активными. У гиперактивных же детей подобное состояние (повышенной нервной возбудимости и двигательной активности) не просто является для них нормальным, оно еще и «бесполезно», то есть ребенок куда-то несется или лезет просто потому, что не может хоть на секунду задержаться. И это главное отличие, по которому можно заподозрить у своего чада данное расстройство. Причем мальчики бывают гиперактивными в 4-5 раз чаще, чем девочки. Также более подвержены этому синдрому светловолосые и голубоглазые дети.

Родители могут лишь подозревать гиперактивность или СДВГ у своего ребенка, но подтвердить диагноз должен специалист. Если это будет сделано, маме и папе придется пересмотреть принципы воспитания и взаимоотношений со своим дитем. Это особенные дети, на которых не действуют универсальные приемы и методы. Они нуждаются в особом подходе, в четком распорядке дня, в полноценном отдыхе и сне, в специальной диете, а больше всего - в родительской любви и поддержки. А потому каждый родитель гиперактивного ребенка обязан изучить этот вопрос и приложить максимально возможные усилия к тому, чтобы не сломать маленькую гиперактивную личность. А это так легко сделать… К слову сказать, такой ребенок часто очень близко принимает к сердцу маловажные и пустяковые вещи, и в то же время не дает себя утешить и приласкать (отталкивается, психует), хотя и очень в этом нуждается.

Учтите, что многие гиперактивные дети становятся «трудными» подростками, часто бунтуют и сходят на губительную тропу. Предотвратить это можно, заблаговременно налаживая с ребенком теплые доверительные отношения. Он должен знать: что в любой жизненной ситуации Вы будете на его стороне, сможете его понять, принять и продолжать любить, несмотря ни на что. И тогда с возникающими в его жизни проблемами он в первую очередь будет обращаться к Вам, а не искать решение на улицах.

И напоследок. Относитесь к постановке диагноза СДВГ очень осторожно. Существует в этом высокая доля субъективности, а вот каких-то специфических методов и способов, позволяющих в точности определить наличие синдрома, нет. Множество детей, не страдающих СДВГ, по самым разным причинам могут проявлять те или иные признаки, свойственные данному расстройству.

И даже если диагноз подтвердится, всегда помните о том, что многое зависит именно от Вас, от того, насколько Вы будете способны понять и принять такого ребенка, который просто устроен по-другому. Помните, мы говорили, что такие дети в большинстве очень талантливы и способны. Между прочим, ученые с большой долей вероятности предполагают, что СДВГ страдали такие мировые светила, как Моцарт, Бетховен, Пикассо, да Винчи, Эйнштейн и другие… Стоит найти в своем ребенке жилу, которую следует развивать. Как считаете?

Специально для - Лариса Незабудкина

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?


Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.


СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.


Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания

Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.


Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:



Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.


СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.


Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.


Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.


  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство - явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; - недостаток твердости и контроля в воспитании; - неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например “горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.
  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное - искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность - ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.