Коммунальные услуги гвс. Жкх в квитанции берут не только за отопление, но и за подогрев воды на хозяйственные нужд. Как сделать самостоятельный расчет

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

Москвичам начали приходить новые квитанции за услуги ЖКХ. После повышения тарифов и появления взносов на капремонтплатежи выросли минимум на 1 тыс. руб. «Газета.Ru» рассказывает, что нужно знать, чтобы попытаться сэкономить.


«Нередко активным гражданам, которые проверяют счета, удается сократить суммы, выставленные к оплате даже вдвое. Завышение счетов происходит за счет того, что туда включены услуги, которые не оказываются, и превышается объем оказанных услуг», - рассказывает председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

Как обнаружить обман

«Чем подробнее составлен счет, тем проще понять, насколько обоснованно начислены платежи.

Если строк немного, назначение платежей подробно не раскрывается - это уже первый повод для подозрений. Обычно управляющая компания намеренно не раскрывает назначение платежей.

Например, если одной строкой написано «на общедомовые нужды» без пояснения, что конкретно сюда входит, сумма может быть завышенной, включать в себя неоказанные услуги», - предупреждает Валерий Новиков, начальник отдела юридического сопровождения НП «ЖКХ контроль».

Стоит обратить внимание на итоговую сумму: если она отличается от той, что была месяцем ранее, лучше тщательно проверить весь счет.

«Существуют плановые повышения, за ними надо следить. Если же таких повышений нет, а платежка стала дороже, следует ее внимательно пересчитать», - говорит эксперт.

При этом после повышения тарифов (напомним, их подняли с 1 июля) счет стоит проверять особенно тщательно. УК и поставщики коммунальных ресурсов могут завысить счет, прикрываясь плановым повышением.

«Бывает, например, что завышают нормативы, два раза прописывают одну и ту же сумму - в итоге платеж удваивается», - говорит председатель движения «Москонтроль» Сергей Васильев.

За что мы платим

Платежка обычно состоит из ряда загадочных аббревиатур, причем в каждом районе могут вводить свои сокращения. Есть несколько общепринятых:

ХВС ДПУ - холодное водоснабжение (холодная вода) по домовым приборам учета. Если указано КПУ, значит, за воду вы платите по квартирному прибору учета.

ГВС ДПУ - горячее водоснабжение (горячая вода) по домовым приборам учета.

ХВС для ГВС - холодное водоснабжение для горячего водоснабжения. То есть холодная вода, которая идет на подогрев, в другой строке дают цену за сам подогрев. Сложив их, получают итоговую цену горячей воды.

Водоотв. - водоотведение (канализация), использованная холодная и горячая вода.

Отоп. осн. пл. - отопление основной площади.

Сод. и рем. жп (или сод. и рем. жил.) - содержание и ремонт жилой площади. Это услуги управляющей многоквартирным домом компании по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. То есть, если у вас есть эта строчка, предполагается, что у вас в подъезде поддерживается порядок и все работает. В эту строчку могут входить разные услуги (обслуживание внутридомового инженерного оборудования, уборка, текущий ремонт, вывоз мусора, услуги консьержа и т.п.), если они не расписаны в платежке, можно обратиться к УК за разъяснениями.

При этом сумма и услуги, которые входят в квитанцию, должны утверждаться решением самих жильцов на собрании.

Есть и услуги, которыми в реальности граждане не пользуются: например, оплата антенны и радиоточки. От них можно отказаться в индивидуальном порядке, обратившись в УК с требованием исключить эти пункты из общего счета.

Счетчик или норматив

Суммы за индивидуальное потребление (коммунальные услуги, которыми пользуются в квартире) и за общедомовые нужды(ОДН; например, расходы на отопление и освещение подъезда) в платежке должны быть разнесены по разным графам.

Известны случаи, когда размер оплаты за использование коммунальных услуг на ОДН с человека, превышал размеры индивидуального потребления в квартирах.

Это может происходить, когда платежи на ОДН начисляются не по счетчикам, а по нормативам (с повышающим коэффициентом из-за отсутствия счетчика). Чтобы сократить расходы, собственники должны на собрании проголосовать за установку счетчиков. Устанавливают их ресурсоснабжающие организации.

Ранее «Газета.Ru» писала, что ресурсоснабжающие организации зачастую саботируют установку счетчиков, поскольку нормативы приносят им гораздо больший доход.

Если такая проблема обнаружена, нужно обратиться в Жилинспекцию.

Обратите внимание на квадратные метры и количество жильцов

Следует проверить, правильно ли указана в платежке площадь квартиры. Из расчета на квадратный метр начисляется отопление и платежи за капремонт. Региональные власти выделяют дотации, которые компенсируют часть платежей, однако они действуют только в пределах социальной нормы (в Москве это 33 кв. м - на одного человека, 42 кв. м - на двух), поясняет Валерий Новиков. За жилищные излишки придется заплатить.

Также не стоит торопиться прописывать новых жильцов. Чем больше людей, тем дороже будет обходиться, например, вода (если не установлены счетчики). Если кто-то из прописанных в квартире долгое время в ней не живет, то можно добиться перерасчета. Надо только доказать отсутствие - например, принести справку от управляющей компании с реального места проживания. То же самое касается летнего проживания на даче и длительных командировок: при наличии соответствующих документов УК обязана сделать перерасчет.

Новая строчка - капитальный ремонт

Рассчитать, сколько вы должны платить за новую услугу, просто. В Москве ежемесячный взнос составляет 15 руб. за кв. м. Новая строка появилась в столице в июле и уже вызвалаволну недовольства.

Ранее «Газета.Ru» писала, что москвичи хотят заключить договор с Фондом капремонта на своих условиях и требуют учесть в договоре ряд существенных моментов. Однако пока практика складывается не в пользу жильцов.

Также надо помнить, что, если на оплату услуг ЖКХ в Москве уходит более 10% дохода семьи, можно получить поддержку государства в виде субсидий.

В таком случае необходимо обратиться в районный отдел жилищных субсидий, представив справку о доходах и свидетельство о собственности. При этом не должно быть излишков жилплощади: установленные нормы - 33 кв. м на одного человека, 42 кв. м - на двоих.

Что делать, если счет завышен

Если выяснится, что счет завышен, надо обратиться с жалобой в управляющую компанию. Если же она не ответит, можно подать жалобу в Жилинспекцию (туда также можно написать сразу, не дожидаясь ответа от УК). Также можно обратиться в региональную комиссию по тарифам.

«Жилинспекцию можно попросить провести проверку, на основании которой будет сделан перерасчет. Если окажется, что платежи были завышены, то граждане получат разницу, которая будет начисляться в счет оплаты будущих платежей», - пояснил Новиков.

В целом пока практика разбора таких споров складывается в пользу потребителей, отмечают эксперты.

Главное - добиваться своего, большинству проще махнуть рукой, если оказывается, что надо платить на сто рублей больше, а такая безнаказанность только поощряет злоупотребления», - предостерегает Аншаков.

Мало кто из жильцов домов №1,2,3 микрорайона 4А вникает в суммы, которые начисляет управляющая компания. Суммы за горячую воду с индивидуальной котельной - это вообще "темный лес".

Давайте посчитаем затраты по горячему водоснабжению (ГВС) за октябрь 2015 года дома №1 . В платежках по горячей воде много непонятных определений (ГВС ИПУ, ГВС ХВС ИПУ, инд. потребление и ОДН, а также загадочная "Циркуляция ГВС"), в которых будет весьма интересно разобраться.

Итак, дом №1 имеет индивидуальную котельную, значит стоимость горячей воды будет равняться стоимости холодной воды + стоимости на её подогрев до 60-75 град .:

ООО "Управляющая компания "Комфорт", которая обслуживает дом №1, выставляет следующие строки к оплате за горячую воду :

"ХВС ГВС ИПУ" - это стоимость холодной воды, которая поступила на котельную. Умножаем объем холодной воды в системе горячего водоснабжения на тариф 19,66 руб.

"Подогрев ИПУ" - это теоретическая стоимость подогрева холодной воды. Это именно теоретические затраты на подогрев воды с ~8 градусов до ~65 градусов. Этот параметр будет всегда меньше "практического" подогрева, так как вода подогревается один раз, проходит по системе трубопроводов в доме и снова "доподогревается" и эти циклы повторяются. Вот этот "доподогрев" воды распределяется в платежке отдельно по пункту "Циркуляция ГВС".

"Циркуляция ГВС" - это дополнительный параметр, характеризующий стоимость потерь тепла в трубах, полотенцесушителях и т.д. Чтобы лучше понять этот параметр, представьте, что в доме заселился только один человек, и на него работает вся котельная дома, греет и гоняет по трубам воду, подогревает и снова пускает по контуру. Счет единственному жителю на подогрев 1 кубометра воды будут огромным, по сравнению с теоретическим подогревом. Поэтому эта "циркуляция" распределяется равномерно по всем собственникам и в этом есть здравый смысл: платить за то, что котельная подогревает и доставляет к счетчику воду постоянно горячей даже тем собственникам, кто не живет или не пользуется свои помещением.

Как распределяется оплата за потребленную горячую воду между жителями? Вот формула:

ГВС = Объем * ("ХВС ГВС ИПУ" + "Подогрев ИПУ") + "Циркуляция ГВС" (1)

За октябрь 2015 г. дом №1 потребил 762 куб.м горячей воды , которая пошла в котельную. Из них 688,15 куб.м - это сумма показаний счетчиков горячей воды жильцов, переданных в УК. Оставшиеся 73,85 куб.м - это объем, который остальные жильцы по разным причинам не сообщили в УК. Поэтому расходы этих кубометров распределяются равномерно всем потребителям горячей воды в доме.

Распишем формулу (1) более подробно, учитывая индивидуальное и "общедомовое" потребление и потери на циркуляцию:

1. Суммарная стоимость затрат за период составила - 172 751,08 руб.
2. Расход теплоносителя в системе отопления по прибору учета составила - 391,168 Гкал.
3. Расход теплоносителя на горячее водоснабжение по прибору учета тепла - 167,886 Гкал.
4. Суммарный объем теплоносителя за период - 559,054 Гкал.
5. Тариф на отопление и горячее водоснабжение - 309,01 руб. за 1 Гкал

Выделим из общих расходов долю затрат на подогрев холодной воды: ">

Стоимость холодной воды (умножим потребленные домом 762 куб. м. на тариф 19,66 руб. за 1 куб.м.): ">

Теперь посмотрим, правильно ли распределила оплату за горячую воду управляющая компания по квитанции. В наличии вот такая квитанция за октябрь 2015 г. (дом №1) . Жилая площадь квартиры 33,7 кв.м, Жилая площадь квартир и коммерческих помещений в доме 13 552,40 кв.м.

Просто следите за формулой:

Получилась сумма, примерно сопоставимая с общими затратами в 66 858,71 руб., т.е. управляющая компания посчитала за октябрь 2015 г. за горячую воду с погрешностью менее 2%, будем считать, что верно.

В квитанциях несколько лет назад появилась новая строка – подогрев воды. Многие люди не знают, что эта за услуга, и почему они должны за это платить. Ведь раньше оплата производилась только за теплую воду. Поэтому многие не хотят вносить двойную плату. Однако невнесение денег, указанных в данной графе, приводит к появлению задолженности. Так как сумма за подогрев воды в квитанциях начисляется за отдельную услугу.

Что такое обогрев – один из часто встречающихся вопросов. В документе есть 2 графы тепловое водоснабжение (ГВС) и разогрев.
Что такое ГВС – это горячее водоснабжение. Но люди не понимают, почему они должны вносить деньги дважды. Но на самом деле все по-другому. ГВС – это не теплая вода, а теплоэнергия, которая затрачивает ЖКХ на доведение жидкости до нужной температуры. Поэтому был введен двойной тариф за горячее водоснабжение и на затраченную энергию.

Данный тариф был установлен из-за того, что на достижение нормальной температуры, затрачивается дополнительная энергия. Раньше расход топлива не учитывался при подсчете коммунальных платежей, и деньги за это взималась только в отопительный период.
Из-за чего в этот период расходы людей на разогрев и отопление сильно увеличивался. Чтобы у людей резко не увеличивались затраты, Правительство разделило расходы, потраченные на достижение нормальной температуры, на весь год.

Законно ли взимание платы за это

Увидев дополнительную графу в чеке, люди думают, а законно ли это. Некоторые сразу обращаются к сотрудникам компании и уточняют, что означает новая графа и почему нужно платить. А некоторые просто не вносят деньги за это.

Однако такие действия потребителей будут считаться незаконными, так как обязанность оплачивать разогрев воды указана в статьях Жилищного кодекса. Так же правомерность требования оплаты за это, указана еще и в

Что если оборудование сломается

Если нагреватель поломается, то за прогрев не увеличится и не уменьшаться. Поэтому важно быстро вернуть его в строй. В этой ситуации плательщикам необходимо сразу же сообщить сотрудникам управляющей компании о поломке. После поступления заявки юридическое лицо должно сразу же направить специалистов для восстановления работы водонагревателя.

Обязанностью жильцов является еще и приобретение оборудования.

Как самостоятельно определить стоимость

Стоимость подогрева холодной воды указывается в квитанции. За холодную и горячую жидкость рассчитать размер общей суммы довольно просто, но как рассчитать объём платы за дополнительный сервис знают немногие.

Как рассчитывается водонагрев в счете летом и зимой, и какие данные надо будет знать:

  1. Обязательно нужно знать, какой тариф установлен в регионе.
  2. Какие убытки понесла УК для транспортировки ресурса.
  3. Сколько фактически энергии было использовано на достижение необходимой температуры.
  4. Сколько каждый месяц расходуется ресурса.

Не все управляющие организации предоставляют такие данные жильцам многоквартирных домов. Однако любой человек может запросить эти сведения в ТСЖ или УК, и сотрудники юридического лица обязаны дать достоверную информацию по оплате услуг по снабжению квартиры.

При отказе дать ответ на запрос, заявитель может подать на работников управляющей компании жалобу в Роспотребнадзор . Получив все нужные данные, можно самостоятельно произвести подсчет и сравнить счет за обогрев указанный в счете.

Расчет общей суммы в 2018 году

Нагревание является самой дорогой коммунальной услугой. Это связано с тем, что для нагрева используются специальные нагревающие приборы, которые затрачивают много энергии.

Чтобы подсчитать размер оплаты за разогрев для ГВС необходимо определить, сколько ресурса было затрачено, для этого надо снять показания со счетчика или произвести расчет за горячую влагу, если его нет. Расчет размера вознаграждения за обогрев ГВС производится по следующей формуле:

P гв = Vгв × Tхв + (V v кр × Vi гв / ∑ Vi гв × Tv кр)

V гв – объем горячей воды, потребленной за расчетный период (месяц) в квартире или нежилом помещении

T хв – тариф на холодную воду

V v кр – объем тепловой энергии, использованной за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве горячей воды управляющей компанией

∑ Vi гв – суммарный объем горячей воды, потребленной за расчетный период во всех

T v кр – тариф на тепловую энергию в помещениях дома.

Ставка, установленная в регионе, умножается на норматив тепла, необходимые для нагрева кубометра жидкости. Получившаяся цифра, умножается на количество израсходованного ресурса.

Жильцам, у которых нет счетчика, расчет нужно произвести так: норматив делится на количество жильцов в доме (квартире).
Получившийся результат будет не точным, так как управляющей компанией добавляются еще и расходы, затраченные на ремонт, содержание и обеспечение работоспособности специальных приборов.

Коммунальные платежи за нагревание сильно ударяет по бюджету собственников жилья. В связи, с чем людям не хочется вносить деньги непонятно за что. И появление в бумаге новой графы за нагрев, всегда вызывает появление вопросов, особенно если за нововведение нужно платить немаленькую сумму. Подогрев не так давно появился в квитанции, из-за чего многие люди до сих пор не разобрались, почему за него надо платить отдельно, ведь они уже оплачивают водоснабжение.