Круглый стол как форма работы. Методика организации и проведения «круглого стола. Кому нужен круглый стол

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

    относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

    отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; . существенные ограничения в плане количества посетителей;

    камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

    участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

    не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

    Этапы подготовки круглых столов:

    1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

    2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

    3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

    5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола - цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

    6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

    Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

    Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

    Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

    краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

    общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

    полное изложение всех выступлений участников.

Разделы: Общепедагогические технологии

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность педагога, а его умение видеть суть проблемы и находить пути её решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога, круглый стол имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придаёт круглому столу динамичность и эксцентричность.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

Круглый стол предполагает:

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

Сценарий предполагает:

  • определение понятийного аппарата (тезауруса);
  • краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;
  • перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);
  • разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;
  • заключительную речь модератора.
  • оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;
  • консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);
  • подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.

  • проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
  • выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;
  • ответов на дискуссионные вопросы;
  • подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

I. Подготовительный этап

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

Предлагаемый нами круглый стол по теме «Сквернословие – культурная катастрофа» проходит 5 «тактов»:

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть »

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

Далее участникам предлагаются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие тематику круглого стола. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить совё отношение вышеуказанным способом. Модератор может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности участников круглого стола может быть предложено от 3 до 6 утверждений, например:

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1 ).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

Позиционное работа с текстом начинается с чтения текста Виноградов С. «Сквернословие» (Приложение 2 ). Участники круглого стола делятся на группы (от 2 до 5 человек), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных модератором: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ». Для творческой интерпретации обсуждаемого текста возможно добавить позиции «поэзия», «театр».
Задачи групп следующие:

  • «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» - определить основные понятия данного текста;
  • «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» - высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» - показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» - ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» - предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» - донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут - достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

Участникам круглого стола – уже сработавшимся группам предлагается:

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап

  • Модератор подводит заключительные итоги круглого стола.
  • Модератор произносит заключительные рекомендаций или решения.
  • Модератор устанавливает общие результаты проводимого круглого стола.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает,. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

  • относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
  • отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей;
  • камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии.
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.
Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
  • общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
  • полное изложение всех выступлений участников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

О рганизация и проведение круглых столов

Ч то такое дискуссия ?

Дискуссия - это метод, позволяющий исследовать определенные темы путем обсуждения в группе. Дискуссия является эффективным методом для организации обмена мнениями и идеями. Дискуссия позволяет: представить и исследовать личный опыт участников; выяснить отношение каждого к обсуждаемой теме; обсудить, как результаты обсуждения могут быть применены в работе; всесторонне исследовать реальные проблемы и их возможные решения; обсудить возможные последствия определенных действий; извлечь полезное из опыта других людей; рассмотреть проблему с различных углов зрения; найти путь для достижения консенсуса в будущем.

К ак готовить и проводить дискуссию ?

Процесс организации и проведения дискуссии требует знаний и навыков в следующих областях: в планировании и подготовке, в инструктировании, в управлении и контроле, в обобщении и, при необходимости, получении обратной связи.

При планировании и подготовке дискуссии необходимо:

· определить тему дискуссии и ее участников;

· точно определить границы и параметры обсуждения (основные блоки обсуждения, правила для участников, регламент дискуссии);

· выстроить главную линию обсуждения по определенным вопросам, имеющим отношение к теме дискуссии, в определенном порядке;

· решить, как начать процесс обсуждения (провокационным выступлением или вопросом; коротким упражнением; ссылкой на предыдущее упражнение или уже поднятые темы);

· определить несколько дополнительных вопросов или выступлений, необходимых в случае, если обсуждение начнет терять импульс или уходить в нежелательную сторону, и с помощью которых можно сфокусировать группу на обсуждении следующего аспекта темы дискуссии;

· определить время, необходимое для каждого блока дискуссии;

· определить, какое помещение необходимо, и продумать, как разместить в нем участников;

· решить, какова будет Ваша роль в процессе дискуссии, и будете ли Вы участвовать в обсуждении темы (как правило, ведущий является нейтральным по отношению ко всем высказываниям участников дискуссии и только следит за процессом ее проведения);

· определить возможные столкновения мнений и взглядов участников (противоположные точки зрения, практика обсуждения на "повышенных тонах"), и продумать свои действия в этой ситуации (у кого из участников наиболее резкие и крайние взгляды; что они могут сказать; какими словами и действиями они могут выражать свои взгляды; как Вы можете им противостоять; как можно использовать группу, чтобы предупредить и не дать развиться "скандалу"; что Вы будете говорить в этом случае).

Инструктирование участников

Для проведения инструктирования необходимо, чтобы все участники дискуссии были готовы Вас слушать и уже заняли свои места.

· Представьте тему дискуссии, объявите ее программу и регламент.

· Объясните вашу роль и то, насколько активно Вы будете участвовать в дискуссии и следить за ее ходом.

· Если Вы намерены обобщать выступления участников и записывать основные выводы на бумаге, предупредите участников об этом.

· Начните обсуждение.

Ведение и контроль

1. После того, как Вы начали, позвольте участникам собраться с мыслями. Не поддавайтесь искушению сразу сломать тишину в группе, если вначале таковая наступила. Резким вмешательством Вы рискуете перевести обсуждение в режим "ваши вопросы - их ответы" и тем самым убить дискуссию (обмен мнениями).

2. Во время обсуждения в группе следите за тем, чтобы желающие выступить могли по очереди получить слово. Следите за регламентом. Внимательно слушайте выступающих, обобщайте, подводите итоги и записывайте (если об этом договорились в начале).

3. Следите за процессом обсуждения в группе. Существуют ситуации, когда необходимо Ваше вмешательство.

Резюмирование (обобщение)

Резюмирование является целенаправленным действием, которое используется ведущим с целью сведения воедино основных мыслей, высказанных одним или несколькими лицами в ходе обсуждения. Цель резюмирования сказанного заключается в том, чтобы:

· объединить в одном высказывании важные данные, мысли, идеи;

· выработать основание для дальнейшей дискуссии или перейти к другой теме;

· оценить успешность;

· проверить, согласны ли друг с другом собеседники, все ли понимают сказанное.

Резюмированная, суммированная информация позволяет всем участникам дискуссии понять, что произошло на данном этапе обсуждения. Когда Вам нужно подвести итог или обобщить сказанное, можно начать со следующих фраз: "Мне кажется, здесь было выражено несколько важных мыслей…", "Если я правильно понял(а), Вы имеете в виду…", "Мне кажется, мы достигли договоренности. Мы договорились о том, что мы…" и т.д.

Подготовка и проведение круглого стола

Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы:

· нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса.

· все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других.

· цель "круглого стола" - выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.

Основываясь на соглашениях, "круглый стол" приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями.

Общие правила обсуждения:

1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса.

2. Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня.

3. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.

4. Характер обсуждения "круглого стола" - выступление есть выражение собственного мнения;

5. Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности.

Круглый стол - озвучивание проблем и выяснение мнений различных сторон, вовлеченных в их решение. При непрофессиональном ведении это мероприятие часто приводит к "базару" и обострению существовавших противоречий. Поэтому для проведения круглого стола нужны навыки, приемы по организации процесса обсуждения.

Подбор участников Размещено на Allbest.ru

Имеет очень большое значение. Многое зависит от цели круглого стола и остроты проблемы, которая выносится на осуждение. Безусловно, участниками обсуждения должны быть, в первую очередь, представители "вовлеченных" сторон. Это люди и организации, которые занимаются (или должны, но не занимаются) решением обсуждаемых проблем. Чтобы обсуждение было эффективным, необходимо собрать максимально возможное количество носителей разных точек зрения, объединить все вовлеченные стороны, представителей общественности, администрации, бизнеса, и т.д. Для работы с каждой группой существуют свои правила:

· Если на круглый стол приглашается представитель власти , то не следует обещать остальным участникам, что он придет. Во-первых, он может не прийти. Во-вторых, придут те, кто заинтересован именно в этом человеке, а не в обсуждении. Фокус круглого стола может быть смещен.

· Если приглашается представитель бизнеса , то нужно предусмотреть ситуацию с возможной назойливостью участников с просьбами финансирования тех или иных видов деятельности. В другой раз представители фирм могут из-за этого отказаться принимать участие в обсуждении.

· Что касается СМИ , прежде всего, нужно решить вопрос, приглашать их или нет. Если обсуждение проводится для того, чтобы бы озвучить все проблемы, попытаться понять друг друга и обсудить варианты решения, то, возможно, лучше не приглашать СМИ. Для такого рода круглого стола нужна атмосфера свободы и открытости, а пресса всегда "сковывает" людей, не все можно сказать в присутствии СМИ, зная, что это может быть озвучено на телевидении или в печати. Как правило, СМИ приглашают для того, чтобы сам факт обсуждения или его результаты донести до определенных организаций и / или населения. Еще один момент, который имеет значение - Вы приглашаете СМИ, чтобы осветить мероприятие, или участвовать в обсуждении? Это нужно обозначить в приглашении, иначе журналист придет на полчаса, соберет нужную информацию для сюжета или статьи и уйдет.

На круглом столе не должно быть случайных людей. Приглашая участников, нужно исходить из определенных критериев: участник имеет отношение к данной проблеме; ему есть что сказать (владение информацией, цифрами, фактами и.д); он готов решать проблему конструктивно. Поскольку круглый стол это мероприятие, всегда ограниченное по времени, то лишние люди, неконструктивные, "пустые" разговоры "съедят" время.

Подготовительный этап:

· Определение темы и цели круглого стола

· Подбор участников

· Планирование содержательной части мероприятия

· Планирование организационных вопросов и технической стороны мероприятия

Разработка содержательной части круглого стола включает в себя определение названия

(которое будет фигурировать во всех документах, пресс-релизах и т.д.), цели (тоже будет везде декларироваться), списка участников, необходимость приглашения СМИ и экспертов. Содержательная часть определяет параметры дискуссии: по каким аспектам будет идти обсуждение (логика развития темы), далее на этом строятся основные информационные блоки. Следующим шагом является определение правил организации процесса обсуждения: кому и в какой последовательности будет предоставляться слово, регламент выступлений, как будут задаваться вопросы - блок вопросов-ответов можно ставить после каждого информационного блока, или после каждого выступления, кому будут задаваться вопросы - выступающему или друг другу/ всем участникам обсуждения. На этапе подготовки круглого стола нужно уделить внимание началу каждого информационного блока - с чего начинается каждый новый блок - с выступления, небольшого сообщения на данную тему, примера, или провокационного вопроса (затравка).

Роль ведущего Размещено на Allbest.ru

Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения.

В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть "как можно меньше". Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло разгорающееся эмоциональное обсуждение.

Основной этап - ведение круглого стола

С чего начинается круглый стол?

1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения, регламент выступлений. Можно оговорить вопросы, которые не будут обсуждаться в рамках данного мероприятия.

2. Затем ведущий представляет участников или предлагает им представиться самим (это выгодно в том случае, если ведущий - сторонний человек и не знает людей, которые принимают участие в мероприятии, а также, если у участников сложные имена, фамилии или названия организаций).

3. Далее ведущий называет первый блок обсуждения. Как правило, после этого наступает тишина, необходимо дать людям немного времени. Если обсуждения все-таки не наступает, то можно задать несколько дополнительных (заранее подготовленных вопроса).

Когда и как стоит вмешиваться в обсуждение

Ведущему стоит вмешиваться в обсуждение для того, чтобы:

· стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, "И все с этим согласны?");

· "защитить" часть группы, на которую агрессивно "нападает" другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал "за" или "против" одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их "к одному знаменателю";

· включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;

· чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах ("Вы можете это подтвердить фактами?") В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);

· узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу ("Все разделяют эту точку зрения?");

· выразить собственное мнение (но не злоупотреблять своим положением); Размещено на Allbest.ru

· "спровоцировать" обсуждение с другой точки зрения ("А если посмотреть на проблему…");

· задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;

· стимулировать обсуждение ("Что Вы чувствуете по этому поводу?". "Вы все с этим согласны?")

· напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.

Если один из обсуждаемых вопросов является принципиально важным для участников и на него требуется больше времени, чем планировалось первоначально, то можно изменить программу круглого стола, но при условии согласия всех участников.

Методы " вмешательства " в обсуждение

Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.

1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, " А теперь, продолжим обсуждение…". "На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…".

2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.

3. Конфронтационный. Ведущий "разбивает" стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.

Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов "А почему бы…?". Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

4. Подавляющий. Если в процессе обсуждения накопились эмоции, то нужно их снять. Чем глубже эмоции, тем сложнее с ними справиться. Если у ведущего нет опыта регулирования подобного рода ситуаций, лучше ничего не делать.

5. Каталитический . Применяется для того, чтобы обобщить сказанное, проанализировать мнения, подвести промежуточный итог и т.д.

6. Поддерживающий . Ведущий всячески дает понять участникам обсуждения, что их мнение интересно, имеет ценность для присутствующих, заслуживает внимания. Опасность в применении этого метода заключается в том, что ведущий может оказаться либо показаться участникам неискренним, либо оказывается в положении человека, знающего "правильный ответ".

Обобщение/ промежуточное подведение итогов

Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии.

Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении / подведении итогов лучше обозначить / констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении круглого стола, и варианты их решения

1. Во время обсуждения высказывается слишком много негативных мнений.

Это часто случается при обсуждении проблемы, которая серьезно затрагивает интересы участников обсуждения. При возникновении такой ситуации ведущий должен себе отдавать себе отчет в том, что его / ее полномочия ограничены и в них не входит изменение точки зрения или убеждения людей, которые участвуют в обсуждении. Ведущий должен только констатировать факты, мнения, оставаясь при этом максимально объективным. Он/она может тоже принять участие в обсуждении и высказать свое мнение или предложить вариант решения проблемы, но ни при каких обстоятельствах не должен спорить с участниками или пытаться их переубедить. Лучше всего позволить всем участниками высказать свои мнения. Даже если дискуссия грозит перерасти в бурную. Это поможет "выпустить пар".

2. Очевидное отсутствие у большинства участников круглого стола знаний/опыта в обсуждаемой области.

Если возникает такая проблема, то обсуждение не может быть конструктивным, участники легко согласятся с первой предложенной точкой зрения, поскольку других нет и, чтобы спорить, нужно знать предмет. В этой ситуации можно прервать дискуссию и провести небольшую сессию (представить информацию по данной теме, опыт или факты), а затем продолжить дискуссию.

3. Слишком эмоциональное обсуждение проблемы.

Самое главное - не допустить подобной ситуации. А для этого нужно соблюдать регламент.

Затягивание блоков, выступлений приводит к усталости, раздражению. Оптимальное время для выступлений - 3-5 минут. Ведущему на комментарии, ремарки - максимум 2 минуты. Строгое соблюдение регламенты "держит" участников в рамках, а смена информационных блоков и, соответственно, аспектов и необходимость их придерживаться, также не дает накапливаться эмоциям. Во время круглого стола ведущий должен следить за тем, чтобы дискуссия не монополизировалась, и каждый участник имел право высказаться.

4. Не все присутствующие принимают участие в обсуждении.

Ведущий должен внимательно следить за поведением и реакцией участников, не позволять отдельным присутствующим монополизировать дискуссию ("Спасибо, нам понятна Ваша позиция, а теперь давайте послушаем других…"), давать возможность остальным высказываться (это можно спланировать заранее, зная состав участников и обращаться к людям в процессе обсуждения (Среди нас присутствует представитель …, я думаю, ему есть что сказать по данному вопросу" или: "Мы знаем, что решение этой проблемы зависит и от … хотелось бы выслушать мнение …).

Советы ведущему:

· На протяжении всего процесса обсуждения ведущий должен постоянно держать под контролем содержание, процесс обсуждения и свое поведение.

· Основная работа ведущего круглого стола - следить за тем, чтобы участники не ушли от темы обсуждения, прояснять непонятные вопросы и высказывания и следить за тем, чтобы все участники получили возможность высказаться.

· Важно, чтобы все участники обсуждения понимали, о чем идет речь. Как правило, в обсуждении принимают участие люди из разных областей жизни, с разным профессиональным и жизненным опытом. Задача ведущего - следить за тем, чтобы высказывания и примеры были понятны, если используется терминология, то она знакома всем и т.д.

· Немаловажно поведение самого ведущего. Чаще всего именно оно "задает тон" обсуждению.

· Помимо собственно процесса обсуждения, ведущий должен контролировать поведение и настроение аудитории.

o Если участники начинают "ерзать", шептаться, листать бумаги и т.д. - это признаки того, что им не интересно.

o Если наступает тишина, то нужно понять, что она означает - размышление, недоумение, или людям просто надоело, и они не хотят высказываться.

o Когда участники смотрят на ведущего - это означает, что им интересно и установлен хороший контакт. Если нет - нужно срочно что-то делать.

o Как участники смотрят друг на друга, когда ведут диалог? Если не отводят взгляд, это показатель хорошего контакта и нормальной обстановки.

o Позы заинтересованных людей - немного наклонившись вперед, по направлению к собеседнику или ведущему. Всем известны позы и мимика раздраженных или незаинтересованных людей.

Техническая сторона проведения круглого стола

Помещение должно быть светлым и просторным (в душном помещении люди быстрее устают, а это одна из причин отрицательных эмоций). Есть два варианта размещения людей: по кругу (менее формальный), в форме замкнутого или открытого квадрата. На столах должна быть вода. Перед каждым участником - таблички с указанием фамилий, имен, должностей и организаций, которые они представляют. Каждому участнику должна быть роздана программа круглого стола и материалы, которые будут использоваться при обсуждении. СМИ должны получить пресс-пакеты. По возможности участникам обсуждения предоставляются ручки, блокноты. Иногда результаты обсуждения организаторами фиксируются при помощи диктофона. Это позволяет включить в пресс-релиз или итоговый документ по результатам круглого стола цитаты.

Завершение круглого стола

После подведения итогов, часто участники круглого стола составляют и принимают коллективный документ - резолюцию, решение или обращение. Организаторы могут заранее подготовить документ, в котором будет изложена проблема, описано мероприятие, его участники и

т.д. Во время работы круглого стола все результаты промежуточного обсуждения фиксируются и вносятся в этот документ и, по завершении мероприятия, он коллективно принимается. После завершения круглого стола организаторы должны лично поблагодарить всех участников обсуждения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Групповая дискуссия как метод психологической работы, ее преимущества и задачи, которые помогает она решать. Стратегии и правила ведения дискуссии. Проведение групповой дискуссии в психологическом тренинге. Формы социально-психологического тренинга.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2009

    Процесс общения как обмен мнениями, переживаниями и настроениями. Подготовка плана переговоров и тактика его проведения. Виды дискуссии: групповая, аподиктическая, диалектическая, эристическая, софистическая. Аргументированные рассуждения спорщиков.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2009

    Специфика техники проведения психологического консультирования детей и подростков с расстройствами поведения. Конфиденциальность - важное условие установления и поддержки контакта с детьми. Сбор необходимой информации. Подведение итогов консультирования.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сервировка обеденного стола для проведения банкетов или семейных торжеств. Деловое совещание, психологические принципы его подготовки и проведения. Приемы для достижения эффективности совещаний. Типы, классификация и свойства темперамента по В. Вундту.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2011

    Виды и формы организации работы специалиста-дефектолога с семьей: консультативно-рекомендательная и лекционно-просветительская. Организация "круглых столов" и родительских конференций. Индивидуальные, погрупповые занятия с родителями и их ребенком.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Теория и понятие стресса. Изменение общения при стрессе и его воздействие на организм. Особенности мужского, женского, детского стресса. Групповая дискуссия как метод групповой работы. Благотворное влияние стресса для повышения работоспособности человека.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2015

    Требования к методам исследования в социальной психологии. Характеристика метода опроса и его применения в социально-психологическом исследовании. Основные этапы исследования: подготовка, сбор информации, ее подготовка и анализ, подведение итогов.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Общение, отношения и взаимоотношения детей в группе сверстников. Место социально-психологических методов в изучении взаимоотношений. Суть социометрической методики. Процедура проведения исследования, обработка и представление экспериментальных данных.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    Роль и значение общества сверстников, влияние самооценки на статус личности в группе. Анализ проблем юношеского возраста, формы организации общения в подростковой среде. Влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.

Избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой про­блемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

См. также

  • Круглый стол короля Артура - неолитический объект.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Круглый стол" в других словарях:

    Стол - получить на Академике активный купон Столплит или выгодно стол купить по низкой цене на распродаже в Столплит

    - «Изобретатель» круглого стола волшебник Мерлин из английских.легенд времен раннего Средневековья о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола (точнее, анонимные авторы этого эпоса). Однажды волшебник Мерлин подсказал вождю бриттов Утеру (отцу Артура) … Словарь крылатых слов и выражений

    - «КРУГЛЫЙ СТОЛ» см. Роман рыцарский. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    - «КРУГЛЫЙ СТОЛ», форма публичного обсуждения или освещения каких либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами… … Энциклопедический словарь

    Форма публичного обсуждения или освещения какого либо вопроса, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами участников. Представлени … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Форма публичного обсуждения или освещения каких либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами участников. Представление … Политология. Словарь.

    Круглый стол - обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатами в депутаты и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных… … Официальная терминология

    круглый стол - — Тематики электросвязь, основные понятия EN round table … Справочник технического переводчика

    “Круглый стол” - КРУГЛЫЙ СТОЛ, форма публичного обсуждения или освещения какого либо вопроса, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами участников … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Грааль в середине круглого стола иллюстрация из французской рукописи XIV века Круглый стол общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах как свободная… … Википедия

    КРУГЛЫЙ СТОЛ - Официальная встреча, совещание, конференция с равными правами и возможностями для всех участников. Имеется в виду, что обсуждение каких л. вопросов, проблем, задач (Р) проводится на одинаковых условиях для всех без исключения заинтересованных… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Круглый стол графа Ланского , Борис Носик. В книге рассказывается о жизни и творчестве художника, изгнанника, женолюба, "виртуоза точного тона", "глубоко русского гения" графа Ланского…
  • Круглый стол «Формирование системы подготовки кадров для управления государственными закупками» , Коллектив авторов. Система государственных закупок – это ёмкий рынок, который имеет очень много специфических, только ему присущих особенностей и характеристик. Учитывая те изменения, которые произошли в…