Требования, предъявляемые к оборудованию для дезинфекции. Правила и требования к хранению топлива Расчетная температура металла

Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха - резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Некоторые виды горюче-смазочных материалов могут храниться и в обычных емкостях из низкоуглеродистой стали, при условии их модернизации. Основные требования предъявляются не столько к составу металла, из которого изготовлен корпус резервуара, сколько к конструкции дренажной системы. Емкости, не оснащенные силикагелевыми клапанами, следует регулярно проверять на наличие конденсированной влаги. Специалисты рекомендуют располагать резервуары с ГСМ под небольшим наклоном, исключения составляют емкости для хранения пластичных смазок.

Зачистка емкостей ГСМ проводится с целью соблюдения правил технической эксплуатации резервуаров, улучшения качества нефтепродуктов, подготовке к техническому диагностированию и ремонтным работам.

Резервуары зачищают перед сменой хранимого нефтепродукта, перед подготовкой резервуара к ремонту или противокоррозийной обработке, работам по градуировке резервуаров.

Необходимо соблюдать правила технической эксплуатации, регулярно проводить технический контроль резервуарного парка для своевременного выявления и устранения обнаруженных дефектов.

Зачистка резервуаров - это проведение газоопасных работ, связанных с осмотром, чисткой, ремонтом, разгерметизацией технологического оборудования, в т.ч. работы внутри емкостей. Этапы производства работ по зачистке резервуаров

Традиционная технология зачистки резервуаров представляет собой процесс обезжиривания поверхностей моющими составами, которые относятся к группе легко воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) - ацетон, уайтспирит, керосин, бензин, различные растворители и т.п. Применение ЛВЖ характеризуется высокой пожароопасностью, экологической вредностью и высокой себестоимостью, поэтому большинство предприятий перешло на использование водорастворимых технических моющих средств (ТМС), к которым относятся каустическая и кальцинированная сода, Лабомид, Форс, Темп.

Применяемые в настоящее время традиционные технологии экологически опасны, длительны по времени, неэффективны и исключительно дорогостоящи. Составляющими высокой себестоимости являются большие теплоэнергозатраты, значительное водопотребление, необходимость в стационарных очистных сооружениях и оборудовании для сепарации нефтепродуктов.

Организовать замкнутый безотходный процесс отделения углеводородных соединений позволяет новая технология зачистки резервуаров ГСМ с применением мобильного комплекса МКО-1000. Данная технология очистки (мойки) резервуаров нефтебаз, нефтехранилищ, АЗС основана на использовании по замкнутому циклу технического моющего средства, отделяющего загрязнения от внутренних поверхностей резервуара и образующего неустойчивую эмульсию с нефтепродуктом. Эмульсия в последующем разделяется на оборотный раствор и нефтепродукт, который после прохождения системы очистки возвращается заказчику, что существенно экономит средства.

Дизельное топливо (солярка) относится к легковоспламеняющимся веществам. Таким образом, правила хранения топлива жестко регламентируются с учетом требований противопожарной безопасности (ГОСТ 305-82).

Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива составляет 2-3% (по объему). Таким образом, максимально допустимая концентрация паров в воздухе составляет 300 мг/м3.

С целью предотвращения попадания паров в воздух рабочего помещения все оборудование должно быть герметизировано. В помещениях, где хранится и эксплуатируется дизельное топливо, запрещено применение открытого огня, а приборы освещения должны применяться во взрывобезопасном варианте исполнения.

Правила хранения дизельного топлива не допускают использования при работе с ним инструментов, образующих при ударе искру. Емкости, в которых хранится или транспортируется топливо, должны быть защищены от возможности образования и накопления статического электричества.

Требования к емкостям для хранения дизельного топлива

Оптимальным вариантом для хранения дизельного топлива являются . Они изготавливаются из современных материалов, не накапливающих статического электричества, соответствуют основным требованиям к подобным емкостям, таким как:

  • герметичность;
  • предотвращение испарения топлива;
  • предотвращение контакта хранимого топлива с другими веществами;
  • предотвращение попадания в топливо воды;
  • наличие дыхательных клапанов (для емкостей больших объемов).

Емкости из пластика предназначены для хранения дизельного топлива при температурах от -40°С до +50°С. Емкости выпускаются в различных вариантах исполнения (подземные и наземные), при их производстве используются добавки, обеспечивающие устойчивость материала к воздействию нефтепродуктов, влаги, солнечных лучей и других природных факторов.

Требования к установке пластиковых емкостей для ДТ

Проектные и монтажные работы регламентируются СНиП 2.11.03-93. Емкость под дизтопливо должна быть установлена на прочное основание и надежно зафиксирована, засыпку подземных резервуаров следует проводить с параллельным наполнением емкости водой для предотвращения деформации под воздействием давления грунта.

Все работы по установке следует проводить с участием представителей специализированных организаций, что обеспечит полное соблюдение всех требований и правил. К месту установки должен быть обеспечен свободный подъезд автотранспорта для заправки емкости и аварийной откачки топлива в экстренных ситуациях. Место установки должно быть оборудовано щитом с необходимыми средствами противопожарной безопасности.

Соблюдая все требования к хранению топлива, вы обеспечите надежную и безопасную работу АЗС, электростанции, котельной или иного производственного процесса, в котором используется ДТ.

Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха - резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Подобная тара рекомендуется для всех видов ГСМ, однако для таких категорий как белые и медицинские масла и смазки с пищевым допуском она выступает обязательным требованием к хранению и транспортировке.

Некоторые виды горюче-смазочных материалов могут храниться и в обычных емкостях из низкоуглеродистой стали, при условии их модернизации. Основные требования предъявляются не столько к составу металла, из которого изготовлен корпус резервуара, сколько к конструкции дренажной системы. Емкости, не оснащенные силикагелевыми клапанами, следует регулярно проверять на наличие конденсированной влаги. Специалисты рекомендуют располагать резервуары с ГСМ под небольшим наклоном, исключения составляют емкости для хранения пластичных смазок.

Тара для транспортировки нефти и нефтепродуктов и ГСМ

Способы транспортировки нефти и производных продуктов (красители, высоковязкие нефтебитумы) жестко регулируются государственными нормами и правилами. В частности, четко определяются разрешенные типы емкостей для хранения и перевозки нефтепродуктов, методы их залива, способы маркировки и правила безопасности при перевозке. Соответствие транспорта и тары установленным правилам - обязательное условие для получения разрешения на осуществление перевозок нефтепродуктов. Основными способами наземной транспортировки нефтепродуктов остаются железнодорожные и автомобильные цистерны, канистры разной емкости, железные и полимерные бочки. Для каждого вида топлива ГОСТ 1510-84 определяет свои особенности хранения и перевозки.

Основные группы нефтепродуктов

Можно выделить несколько основных групп НП, условия перевозки и хранения которых значительно различаются:

  • 1. легковоспламеняющиеся и взрывоопасные жидкие нефтепроизводные: бензины, ДТ, светлое и темное печное топливо;
  • 2. густые топлива (мазуты);
  • 3. смазочные материалы;
  • 4. битумы.

Тара для перевозки бензинов, дизельного топлива, печного топлива

Для транспортировки бензинов и светлых топлив обязательным условием является наличие в цистерне устройств нижнего слива и залива, специальных воздушных клапанов, систем контроля давления. Регулируется максимальный уровень залива - не выше 95% от общей емкости цистерны. Согласно ГОСТ 1510-84, железнодорожные и автомобильные цистерны для транспортировки нефти и легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны быть оборудованы внутренним маслобензостойким и паростойким покрытием, необходимо обеспечение электростатической безопасности. Должен проводиться регулярный осмотр цистерн, устанавливающий пригодность тары к дальнейшему использованию.

Транспортировка нефтепродуктов в малом объеме допускается в специальных металлических и полимерных бочках, канистрах малого литража, обеспечивающих безопасное хранение. Авиационные нефтеперевозки и перевозка нефтепродуктов по воде, на судах не танкерного типа, осуществляется в металлической и мягкой таре, установленной ГОСТ 1510-84.

Тара для перевозки густых топлив

Условия хранения, транспортировки, упаковывания густых топлив также определяются государственными правовыми актами. Для перевозки вязких топлив применяются железнодорожные и автомобильные цистерны, металлические и полимерные емкости, соответствующие требованиям ГОСТ 1510-84. При необходимости применяются специальные устройства подогрева, для крупнотоннажных цистерн обязательно оборудование нижнего слива и залива.

Густые топлива менее текучи, потому возможно наличие остатка топлива в емкости после слива. ГОСТ 1510-84 регулирует правила подготовки емкости к заливу топлива. Так для разных нефтепродуктов максимально допустимый остаток не должен превышать 1 см. Емкости должны герметично закрываться, обеспечивать электростатическую и пожарную безопасность, рекомендуется наличие громоотводных конструкций.

Тара для перевозки смазочных материалов

Машинные масла разной степени вязкости (жидкие, густые, мазеподобные) допускается перевозить в полимерных упаковках, специальных железнодорожных и автомобильных цистернах, канистрах, бочках. Тару для перевозки смазочных нефтепродуктов готовят согласно ГОСТ 1510-84 различно для трех групп, отличных по степени вязкости жидкостей, температуре горения и вспышки, испаряемости:

  • 1. масла турбинные, трансформаторные, для поршневых авиационных двигателей, веретенные, электроизоляционные, для вентиляционных фильтров. Масла конденсаторные, для холодильных машин, индустриальные, вазелиновые медицинские для технических целей, приборные МВП, парфюмерные;
  • 2. моторные автомобильные масла для карбюраторных двигателей, моторные для автотракторных дизелей, моторные для дизельных двигателей, компрессорные, сепараторные, для направляющих скольжения металлорежущих станков, для гидросистем высоконагруженных механизмов, для опрокидывания вагонов самосвалов, масла-смягчители (пластификаторы), масла для производства химических волокон;
  • 3. масла трансмиссионные, цилиндровые тяжелые, сланцевые для пропитки древесины, масла для прокатных станов, для механических и гидромеханических коробок передач, для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулей, для гипоидных и спирально-конических, червячных, цилиндрических передач, жидкости смазочно-охлаждающие.

При наливе смазочных материалов в тару обязательно наличие документа, указывающего на вид залитого ранее нефтепродукта, обязательна очистка цистерны перед заливом.

Тара для перевозки битумов

От технологии транспортировки нефтебитума во многом зависит качество асфальтовой смеси и, в результате, дорожного покрытия. Для перевозки всех типов битумов используются автомобильные и железнодорожные бункерные емкости, оборудованные устройствами подогрева. Допускается транспортирование битумов в специальных картонных, бумажных, деревянных упаковках и рулонах. Для транспортировки битума к месту укладки асфальта применяется специальная автотехника.

Наличие качественного теплообменника для разогрева вязких нефтепродуктов до жидкого состояния позволяет использовать обычные бочки и емкости для транспортировки и длительного хранения битума.

Условия безопасной транспортировки нефтепродуктов

На территории России основными производителями тары для нефтепродуктов выпускается широкий ассортимент железнодорожных и автомобильных цистерн, металлических и полимерных емкостей разной вместимости. Выпускаются канистры объемом от 5 до 50 литров, бочки от 48 до 250 литров. Наибольшее распространение получили металлические емкости, но в последнее время все шире применяют тару из современных полимерных материалов. Модернизация материально технической базы перевозчиков нефтепродуктов, использования современных материалов для производства тары, усовершенствование правил безопасности - обязательное условие успешного развития отрасли. Соответствие емкостей ГОСТам, соблюдение правил пожарной безопасности и технических требований при работе с нефтепродуктами значительно снижает вероятность аварий, уменьшает вред, наносимый экологии.

Особенности работы с огнеопасными и взрывоопасными материалами

Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы поставляют на производственные и строительные объекты в таре или упаковке с яркими предупреждающими подписями «Огнеопасно» и «Взрывоопасно». Разгружают такие материалы не ближе 50 м от источников огня в месте, согласованном с представителями службы техники безопасности. На территории строительной или производственной площадки воспламеняющиеся и горючие жидкости (краски, растворители) допускается хранить не свыше 500 л в отдельно стоящих несгораемых зданиях или землянках на расстоянии не менее 16 м от других зданий. Внутри и снаружи помещений, где хранят легковоспламеняющиеся материалы, делают надписи «Огнеопасно» и «Взрывоопасно».

Помещения для хранения легковоспламеняющихся материалов и прилегающую к ним территорию снабжают средствами тушения огня (песок, лопаты, огнетушители и др.). Оставлять на строительной площадке вне хранилища бачки или тару из-под легковоспламеняющихся материалов категорически запрещается. Склады для хранения горючих материалов оборудуют вентиляцией с вытяжным отверстием не выше 20 см от пола, электропроводку в них надежно изолируют.

До начала работы с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами маляры должны пройти инструктаж по безопасным методам работы и противопожарной безопасности, а также получить наряд-допуск на особо опасную работу. Лицо, ответственное за технику безопасности, должно постоянно осуществлять технический надзор при производстве работ.

В местах, где ведут работу с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами (например, эмалью КО-174, клеящими мастиками КН-2 или КН-3), а также в смежных помещениях запрещается курить и применять электронагревательные приборы. В коридорах и на участках, где производят работы, должны быть вывешены надписи: «Не курить!» «Огнеопасно!» и «Взрывоопасно!».

С огнеопасными клеями работают, как правило, в дневное время. При необходимости искусственного освещения помещений применяют переносные электролампы только во взрывобезопасном исполнении с прокладкой электропроводов в защитном резиновом шланге или же освещают помещение снаружи здания прожекторами типа «Кососвет». В эти помещения лица, непосредственно не участвующие в работах с клеями, не допускаются. Помещения должны быть оборудованы средствами пожаротушения. На каждые 100 м2 оклеиваемой площади должно быть два огнетушителя ОП-5, войлок или асбестовое полотно, ящик с песком и лопатой или две песочницы.

При вскрытии тары с огнеопасным и взрывоопасным материалом, чтобы не образовались искры, пользуются резиновыми или деревянными инструментами. На объекте должны быть созданы условия, исключающие образование статического электричества. Электросварочные работы, при выполнении которых возможно возникновение пожара, на таких объектах запрещаются.

При работе с огнеопасными и взрывоопасными материалами помещение проветривают непрерывно, а в течение часа по окончании работы с помощью естественной или искусственной вентиляции. Работать при закрытых окнах, если помещение не имеет вентиляционных устройств, запрещается.

Каждая бригада, производящая работы с использованием огнеопасных и взрывоопасных клеев, должна иметь портативный газоанализатор УГ-2 для отбора проб воздуха и определения в нем концентрации паров легких растворителей. При работе газоанализатора изменяют длину окрашиваемого столбика индикаторной трубки, когда через нее проходит воздух, содержащий пары легкого растворителя. Продолжительность одного замера 1- 8 мин. Если концентрация паров легкого растворителя в воздухе превышает допускаемые нормы, немедленно прекращают работу и проветривают помещение.

Запас огнеопасных и взрывоопасных материалов на рабочем месте не должен превышать сменной потребности для данного помещения. Клеи наносят на стены площадью не более 100 м2 только пластмассовым, резиновым или деревянным шпателем, чтобы не могла появиться искра. Если площадь помещения более 100 м2, работу выполняют по частям.

Окраску фасадов материалами, содержащими ксилол, допускается производить только в холодное время года при температуре +4°С и ниже. На участках, где производятся работы, должны быть надписи «Не курить», «Огнеопасно», «Взрывоопасно».

Каждый рабочий должен знать специальные инструкции по технике безопасности, тушению пожаров и предотвращению взрывов; правила личной гигиены; действие на организм вредных веществ, применяемых в производстве, способы оказания первой помощи пострадавшим.

К работе с материалами, содержащими ксилол, допускаются лица не моложе 18 лет, только мужского пола, прошедшие предварительный медосмотр и обученные безопасным методам производства работ.

Рабочие, применяющие материал, содержащий ксилол, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты, спецодеждой, защитной пастой «Хиот-6», фильтрующим противогазом марки «А», шланговым изолирующим противогазом ПШ-1. Руки защищают резиновыми перчатками.

При случайном попадании материала на кожу удаляют краску салфеткой и вымывают загрязненное место теплой водой с мылом.

Емкость (с пробкой), в которой хранится проба, не должна;

Являться причиной загрязнения пробы;

Абсорбировать или адсорбировать определяемые соединения (например, углеводороды могут абсорбироваться в полиэтиленовом сосуде, следы металлов могут адсорбироваться на поверхности стеклянного сосуда);

Вступать в реакцию с определенными элементами, содержащимися в пробе (например, фтористые соединения вступают в реакцию со стеклом].

Использование непрозрачных или затемненных стеклянных сосудов может значительно уменьшить влияние света на пробу.

Дня хранения проб следует применять сосуды из стекла или полиэтилена с притертыми или плотно завинчивающимися крышками. Допускается также применение корковых или резиновых пробок, если исследуемая проба не содержит ртуть, серебро, озон, органические вещества и не требует определения БПК и ХПК.

В общем случае стеклянные емкости моют водой и моющими средствами, чтобы удалить пыль и грязь, обезжиривают хромовой смесью, тщательно отмывают от кислоты н пропаривают либо ополаскивают дистиллированной водой.

При подготовке сосудов для последующего определения общего фосфора н фосфатов моющие средства не применяются.

При подготовке сосудов для последующего определения хрома и сульфатов хромовая смесь не применяется.

Полиэтиленовые сосуды споласкивают ацетоном, соляной кислотой (1:1). несколько раз промывают водопроводной, а затем дистиллированной волей.

Посуда для хранения проб пестицидов, нефтепродуктов и других компонентов, когда анализу подвергается вся проба, являющаяся одновременно контейнером пробоотборного устройства, обрабатывается моющими средствами, дистиллированной водой, высушивается, охлаждается, затем обрабатывается гексаном или эфиром и высушивается (наилучший способ - в потоке очищенного азота или воздуха). Проба отбирается в сухой сосуд.

Если перед переносом пробы в сухой сосуд для хранения она фильтруется, фильтры должны быть промыты или подготовлены в соответствии с методикой анализа. Особенно тщательной подготовке должна быть подвергнуты мембранные фильтры, т.к. на них могут сорбироваться металлы и органические вещества, а растворимые соединения - выщелачиваться из мембраны в пробу.

Точные сведения и приемы подготовки посуды и оборудования должны содержаться в методиках анализа. Пробоотборщик должен быть снабжен подготовленным комплектом оборудования и проинструктирован лицом, ответственным за выполнение анализа

Каждый сосуд сразу же после отбора пробы должен быть снабжен сопроводительным документом (см. паспорт пробы)



Правильно организованный склад дизельного топлива для котельной, влияет на работоспособность и теплоотдачу котла. К хранилищу, предъявляются требования пожарной безопасности. При монтаже, соблюдают правила, связанные с особенностями эксплуатации.

Виды топливных баков для дизельных котлов

Баки для солярки для котельной, изготавливают различной геометрической формы, из пластика и металла. Емкости отличаются по объему, вместительность составляет от 500 до 10 000 литров.

Популярностью пользуются баки узкой продолговатой формы, оптимально подходящие для установки в котельных, ограниченных свободной площадью. Большие круглые цистерны, используются для грунтовой установки. Благодаря широкому разнообразию выбора, можно подобрать емкость, подходящую по размерам, которую легко установить в любой котельной.

Основной выбор резервуара для хранения дизельного топлива, связан с подбором подходящего материала. Производители изготавливают железные и полимерные цистерны.

Пластиковые емкости

Пластиковые емкости, пользуются особым спросом, благодаря нескольким преимуществам:
  • Процесс производства – формы изготавливают методом ротоформовки. Преимущество способа производства, заключается в отсутствии технологических стыковочных швов, что увеличивает срок эксплуатации емкости в несколько раз. После литья формы, в корпус врезается сливной кран или резьбовая муфта.
  • Особенности монтажа – установить пластиковые топливные емкости для дизельных котлов, намного легче, чем в случае стальных аналогов. Пластик хорошо переносит перепады температуры, но уступает металлу по жесткости. Рабочая температура пластикового бака, от -50°С до +50°С.
  • Особенности эксплуатации – полимерные баки универсальны, с помощью специальных фикс – пакетов, допускается изменение стороны подключения и другие модификации. Максимальная вместительность емкости 10 000 литров, но, при необходимости, по индивидуальному заказу, можно изготовить топливный резервуар (танк) с объемом 20 000 л.

При установке пластикового танка, учитывают, что материал не способен выдержать большую внутреннюю нагрузку на стенки. Поэтому, емкость, при грунтовой установке, монтируют в специальный бункер или укрепляют бетонными кольцами.

Емкости из металла

Топливные баки для дизельных котлов, изготовленные из металла, имеют ограниченное, в основном промышленное применение. В качестве недостатков, выделяют высокую стоимость и вес конструкции, подверженность коррозии, сложность обслуживания.

Металлическая емкость, устанавливаемая в грунт, нуждается в качественном утеплении стенок. Обязательно применение специальной системы фильтрации, убирающей мелкие частицы металла, попадающие в топливо во время коррозии внутренних стенок танка.

Какую емкость выбрать для дизельного котла

Подбор топливного бака, основывают не только на материале, из которого сделана емкость, но и на нескольких эксплуатационных характеристиках. Принимают во внимание необходимый объем бака, производителя и стоимость изделия.

Как показывает практика, важно обратить внимание на форму емкости:


Для обеспечения работоспособности системы, требуется подобрать резервуар подходящего объема и соответствующей марки производителя.

Как рассчитать объем резервуара для хранения дизтоплива

Расчет емкости выполняют, в зависимости от предполагаемых расходов солярки. Вычисления выполняют следующим образом:
  • Для получения 10 кВт тепла в течение часа, потребуется сжечь 1 кг солярки. Полученной тепловой энергии будет достаточно для обогрева жилых помещений, общей площадью 100 м².
  • В течение суток сгорит 24 кг дизельного топлива, месяца – 720 кг, отопительного сезона – 4320 кг.
  • Литр солярки равен 0,84 кг. Соответственно, 4320 кг дизельного топлива, поместятся в емкости на 5000 л.
Топливную емкость дешевле заправлять один раз в год. Но, фактически, объемы емкостей для дизельных котлов, позволяют подобрать бак для обеспечения разной продолжительности автономной работы, от 1 месяца до сезона. Устанавливать хранилище с запасом на 1-2 недели, не практично.

Срок хранения топлива не превышает 6-12 месяцев. Максимальный объем хранилища, должен вместить солярку в объеме, достаточном для обеспечения работоспособности котла в течение одного отопительного сезона.

Производители баков для солярки

Баки для дизельного топлива универсальны, подходят к любой модели котла, работающего на жидком топливе. Качественно изготовленное хранилище, проработает в среднем не менее 30 лет. Популярностью среди покупателей, пользуется продукция корейских и отечественных производителей – Импульс-Пласт, Анион, Экопром, Kiturami.

Спрос существует и на модельный ряд украинских заводов. Продукция Aquatech, полностью соответствует европейским стандартам качества, но, сделана с учетом отечественных реалий эксплуатации.

Стоимость бака зависит от производителя и материала. Пластиковая емкость на 1000 литров, марки Aquatech, предлагается за 13-15 тыс. руб. Стальной бак, изготовленный концерном Kiturami, на 200л, обойдется в приблизительно идентичную стоимость.

Правила установки емкости для дизельного котельного оборудования

В «Котельные установки», предъявляются высокие требования к размещению дизельных емкостей для котельных. Солярка относится к классу горючих материалов, способных причинить существенный вред экологии. Требования связаны с размещением и подключением к емкости, максимально допустимому объему хранилища и другими нормами.

На этапе планирования котельной, определяют соответствие следующим техническим условиям:

  1. Размещение хранилища, в зависимости от типа котельной и способа монтажа.
  2. Требования к емкостям и системе подачи топлива.
  3. Пожарные нормы.

Где ставят емкость с дизтопливом

В СНиП подробно описываются все существующие варианты хранения жидкого топлива в котельной. Главным требованием остается обеспечение безопасности и предотвращение ситуаций, угрожающих здоровью и жизни обслуживающего персонала и людей, находящихся в отапливаемом помещении. Нормы оговаривают:
  • Использовать жидкотопливные котлы для , а также установки в подвальных помещениях, запрещается.
  • Для отдельно стоящей котельной, допускается обустройство наземного хранилища, размещенного в пристроенном помещении. Общий объем топлива не должен превышать 150 м³. При этом, допускается устанавливать баки запаса дизельного топлива, изготовленные из полипропилена, непосредственно в котельной, при условии, что объем не будет превышать 5 м³.
  • Встроенные и пристроенные котельные, подключаются к закрытым хранилищам дизельного топлива. Склад располагают в отдельном помещении, не соединенным с котельной или отапливаемым зданием, общей стеной.
    Допускается установка герметичного расходного бака с максимальным объемом до 800 л, в самой котельной. Разрыв между горелкой и топливным резервуаром, не менее 1 м.
  • Согласно СНиП, хранение запаса топлива допускается в подземных, полуподземных и наземных емкостях, изготовленных из металла и пластика.

При необходимости, с помощью специальных фикспакетов, осуществляется подключение нескольких подземных расходных баков в единое топливное хранилище, максимальная вместимость которого составляет 25 000 л.

Для подземного хранения топлива объемом свыше 1000 л, требуется использование двустенных баков. На территории ЕС, это указание является обязательным, в России, носит характер рекомендации.



Требования к емкостям

В качестве хранилищ жидкого топлива, используют прочные и герметичные емкости, подходящие к условиям эксплуатации. В качестве материала, используется эмалированная или нержавеющая сталь, алюминий или пластик.

Предъявляется несколько требований к бакам и их эксплуатации:

  • Хранилища монтируются в отапливаемом помещении. Для подземной установки, используются хорошо утепленные емкости. В некоторых случаях, требуется дополнительная теплоизоляция.
  • В процессе эксплуатации, образовывается большой объем испарений топлива. В баке, обязательно предусматривается дыхательный трубопровод.
  • Для слива топлива, устанавливается специальный вентиль.
Производители постоянно ориентируются на существующий потребительский спрос и действующие законы. В ассортимент топливных баков, были добавлены емкости с двумя стенками, для увеличения жесткости, стали использовать металлические рамки. Перед выбором подходящего резервуара, следует узнать о существующих ограничениях, действующих в данной местности.

Система топливоподачи и фильтрации

Для удобства эксплуатации, предусмотрена система топливоподачи и фильтрации. Схема продуманна с учетом особенностей и характеристик дизельного топлива. В систему входят:
  • Топливный насос – посредством его, можно прокачать солярку из емкости в котел. Современные насосы, работают в тесном сотрудничестве с модуляционной горелкой и изменяют интенсивность подачи солярки, в зависимости от загустевания. Транспортировка осуществляется через медные топливные шланги, соединенные с бункером и котлом.
  • По мере длительности хранения, солярка теряет свои свойства. Появляется тяжелый осадок. В схеме применяется поплавковый топливозаборник, соединяющий дизельный котел с топливным баком. Модуль, за счет поплавка, всегда держится на поверхности, что позволяет забирать для работы чистое топливо, без осадка.
  • На подаче трубопровода, устанавливается фильтр для дизельного топлива, очищающий солярку от примесей, попавших в нее в результате коррозии или по причине долгого хранения.
  • Возможна подача дизельного топлива в котел из нескольких емкостей. Для этого, баки соединяются между собой фиксирующими пакетами, практически, образовывая одну большую емкость.
  • Дизтопливо имеет один существенный недостаток. При замерзании, солярка загустевает, что приводит к перерасходу и ненужным затратам. Вопрос решают несколькими способами.
    В некоторых случаях, практично выполнять нагрев дизельного топлива, непосредственно в емкостях. Для большей эффективности, дополнительный подогрев осуществляется уже в камере горелочного устройства.
  • Для контроля над оставшимся объемом солярки, устанавливают индикатор уровня топлива. В хранилища промышленного типа, устанавливается электронный датчик. В устройстве топливного бака бытовых приборов, обычно вмонтирован механический поплавковый измеритель.

Пожарные нормы к резервуарам с дизтопливом

Нормативные документы, оговаривающие требования, включают в себя СП 89.13330, . Действующие нормы оговаривают соблюдение следующих мер:
  • Совмещать комнату для хранения солярки и котельную, запрещается. Допускается монтаж резервной емкости внутри помещения (аварийный запас топлива), не превышающей 5 м³ или 800 л, в зависимости от особенностей установки.
  • Расстояние от склада дизельного топлива до котельной, рассчитывается исходя из общего объема баков и способа размещения.
  • Минимальное противопожарное расстояние между котельной и резервуаром, не менее 9 м. Топливный бункер, устанавливаемый надземным способом, должен отделяться земляным валом или противопожарной перегородкой.
  • Разрывы между котельной и складом, рассчитываются в согласии с п. 6.4.48, . На допустимое расстояние от емкости, влияет тип хранилища, надземная или подземная установка, класс пожароопасности предприятия или жилого здания. В строительных порядках приводится таблица, по которой выполняются все необходимые расчеты.
  • Дыхательный клапан или трубопровод бака, должен попадать строго в зону молниезащиты.
  • Разогрев дизельного топлива в топливных резервуарах, самодельными приспособлениями, категорически запрещен. Для обогрева, можно использовать исключительно сертифицированное оборудование.
    Неотъемлемое требование к обогреву емкостей – заземление греющего устройства, работающего от электричества. Нормы относительно заземляющего контура, .
При соблюдении всех норм, обеспечивается безопасная эксплуатация и работоспособность дизельного котла. Грамотная обвязка влияет на экономичность и автономность системы отопления.