Вывод характеристики природных ресурсов русской равнины. Минеральные ресурсы русской равнины

МБОУ гимназия «Интеллект»

Конспект

открытого урока по географии на городском методическом объединении по географии

учителя высшей квалификационной категории Шониной Лилии Николаевны

2013 год

Тема: "Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования"

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

Цель:

Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.

Задачи:

Образовательные: Исследовать природные ресурсы Русской равнины.

Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.

Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК, видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии : Нам нравиться любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности, еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, что такое природные ресурсы? Какие природные ресурсы вы знаете? для того, чтобы подробно разобраться с вопросом, какие природные ресурсы есть на Русской равнине, мы отправимся в экспедицию, где вы сможете использовать свои знания.

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.

Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.

Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.

Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Вопросы

1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.

1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых.

2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.

2. Вывод:способы добычи и их ценность определить.

3. Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.

б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.

в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.

б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.

Печорский угольный бассейн.

Подмосковный угольный бассейн.

Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.

Нефть на востоке равнины.

Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы

Проблема рационального использования.

По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки и обозначить на карте

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

Вывод: На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии : Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблемы рационального использования.

1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные.

1. Какие проблемы возникают при распашке земель?

2. Каким образом используются эти почвы? Отметить на карте основные культуры сель.хоз.

2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования?

3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы?

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На карте:

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблема рационального использования

1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”.

2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины.

Проблема сохранения редких и исчезающих видов животных, растений.

Проблема сохранения ландшафтов

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В прошлом году наши гимназисты участвовали в экскурсии по «Золотому кольцу России»

А есть ли достопримечательности в Ставропольском крае. Назовите достопримечательности Ставропольского края и региона Кавказских Минеральных вод

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее задание

Параграф 34.

Составить кроссворд по теме “Русская равнина”

Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…

Написать сообщение “Острые проблемы Русской рав нины”.

  • По картам атласа и учебника найдите наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Русской равнины.
  • Подумайте, какие районы равнины наиболее благоприятны для развития сельского хозяйства.

Природные ресурсы Русской равнины . Длительная геологическая история древней платформы, лежащей в основании равнины, предопределила богатство равнины различными полезными ископаемыми.

В кристаллическом фундаменте и осадочном чехле платформы содержатся такие запасы полезных ископаемых, которые имеют не только значение для всей нашей страны, но и мировое значение. Прежде всего это богатые залежи железной руды Курской магнитной аномалии (КМА).

С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного (Воркута) и бурого угля - Подмосковный бассейн и нефти - Волго-Уральский, Тимапо-Печорский и Каспийский бассейны.

Горючие сланцы добываются в Ленинградской области и в районе г. Самары на Волге. В осадочных породах известны и рудные полезные ископаемые: бурые железняки у Липецка, алюминиевые руды (бокситы) у Тихвина.

Строительные материалы: пески, гравий, глины, известняк - распространены почти повсеместно.

С выходами кристаллических докембрийских пород Балтийского щита на Кольском полуострове и в Карелии связаны месторождения апатитово-нефелиновых руд и прекрасных строительных гранитов.

В Поволжье издавна известны месторождения поваренной соли (озера Эльтон и Баскунчак), а калийных солей - в Предуралье.

Сравнительно недавно в Архангельской области обнаружены алмазы. В Поволжье и Подмосковье добывают ценное сырье для химической промышленности - фосфориты, а на Кольском полуострове - апатиты.

Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек - это не только запасы пресной воды и гидроэнергии, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов - Волго-Бал-тийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому, а также каналу Москва-Волга - Москва, расположенная на небольшой реке и сравнительно далеко от морей Москва стала портом пяти морей.

По картам атласа и учебника найдите эти водные системы. Назовите крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. На севере лесной зоны выращивают лен-долгунец, культуру, которая требует прохладного, пасмурного и влажного лета, рожь и овес. Вся средняя полоса равнины и юг обладают плодородными почвами: дерново-подзолистыми, черноземами, серыми лесными и каштановыми. Распашка почв облегчается условиями спокойного равнинного рельефа, позволяющего нарезать поля в виде крупных массивов, легкодоступных для машинной обработки. В средней полосе возделывают в основном зерновые и кормовые культуры, к югу - зерновые и технические (сахарную свеклу, подсолнечник в том числе), развито садоводство и бахчеводство. Знаменитые астраханские арбузы знают и любят жители всей Русской равнины.

Лесные ресурсы равнины - это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты - чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в «Золотое кольцо России», - вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Проблемы рационального использования природных ресурсов . Русская равнина отличается разнообразными природными ресурсами, благоприятными условиями для жизни, поэтому здесь самая высокая в России плотность населения, наибольшее количество крупных городов с высокоразвитой промышленностью, высокоразвитое сельское хозяйство. Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Южная полоса зоны лесов сильно вырублена. Лесные ландшафты или заменены здесь сельскохозяйственными угодьями, или представлены вторичными осиново-березовыми насаждениями. В настоящее время также существенно изменены и северные районы таежной зоны. Сильно вырублены леса Карелии, Республики Коми, Архангельской области. Восстановление лесных массивов - одна из важнейших задач.

Еще больше изменены ландшафты лесостепной и степной зон. Свыше половины площади их распахано и занято посевами зерновых и технических культур.

Поэтому необходим комплекс мер - посадка полезащитных лесных полос, снегозадержание, противоэрозионные мероприятия, чтобы не истощить плодородные почвы, сохранить их потенциал.

Сильно изменены реки Русской равнины. Строительство каскада ГЭС на Волге привело к затоплению на обширных площадях плодородных земель - заливных пойменных лугов и к подтоплению лесов. Кроме того, вновь образованные искусственные озера-водохранилища не лучшим образом повлияли на микроклимат.

Активная эксплуатация месторождений полезных ископаемых, таких, как Курская магнитная аномалия (КМА), Подмосковный буроугольный бассейн, добыча различных стройматериалов, значительно ухудшает окружающую среду. Гигантские карьеры и отвалы создают весьма безрадостный промышленный ландшафт. Часто такие ландшафты называют «лунными». Использовать их практически невозможно.

В настоящее время все активнее ведутся работы по рекультивации земель, то есть по возвращению территориям их исходного облика, приведению опустошенного ландшафта в продуктивное состояние. Впадины на месте бывших разработок торфа, карьеры, оставшиеся после выемки песка, строительного камня, добычи угля и железной руды с поверхности подлежат окультуриванию. На них искусственно привносятся почвы, производится их задернение и даже облесение. Торфяные выемки превращают в пруды, в которых разводят рыбу. Положительный опыт рекультивации земель накоплен в Московской, Тульской и Курской областях. В Тульской области успешно засаживают лесом терриконы и отвалы.

Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945)

Всю свою жизнь Александр Евгеньевич Ферсман посвятил изучению богатств земных недр Родины. Детство Александра Ферсмана прошло в Крыму, где он много путешествовал и пристрастился к изучению горных пород и минералов. Это увлечение привело его в Московский университет. Учителем Александра Ферсмана был выдающийся ученый академик Владимир Иванович Вернадский. В 1919 г. Александр Евгеньевич был избран действительным членом Российской Академии наук. В 20-30-е гг. А. Е. Ферсман организовал ряд крупных экспедиций и в течение нескольких лет исследовал Хибинские горы на Кольском полуострове. Здесь были открыты большие месторождения апатитов - сырья для получения фосфорных удобрений, - имеющих огромное значение для хозяйства страны. В Мончетундре Кольского полуострова ученый открыл медные и никелевые руды, у озера Имандра - железные руды.

Его экспедиции обнаружили залежи серы в пустыне Каракум, а в Кызылкумах открыли пегматитовые жилы с разнообразными редкими металлами.

Особое значение имеет четырехтомный труд академика А. Е. Ферсмана «Геохимия». Интересна его книга «Занимательная минералогия».

Близ крупных городов Русской равнины проводится большая работа по улучшению культурного ландшафта. Создаются зеленые пояса и лесопарки, пригородные водные бассейны - живописные водохранилища, которые используются как зоны отдыха.

В крупных промышленных городах уделяется внимание мероприятиям по очистке вод и воздуха от промышленных выбросов, борьбе с пылью, шумом. Усилен и ужесточен экологический контроль за транспортными средствами, в том числе и за частными автомобилями, которых становится все болыпе и больше.

Наша страна включилась в международное сотрудничество по охране окружающей среды. Это, несомненно, поможет сохранить родную природу, разумно использовать ее богатства, направить их на благо общества.

Вопросы и задания

  1. По карте определите, какими природными ресурсами богата Русская равнина.
  2. С помощью таблиц приложения укажите, какие из природных ресурсов используются с более давних времен, какие приобретают наибольшее значение в наше время.
  3. В чем выражается большая антропогенная нагрузка на ландшафты Русской равнины?
  4. На контурной карте обозначьте основные природные ресурсы Русской равнины.
  5. Какие мероприятия следует проводить для охраны природы?

На вопрос Какими видами природных ресурсаов богата территория Русская равнины (кроме минеральных) и как их использует человек заданный автором Проследить лучший ответ это Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны.
1. Топливно-энергетические ресурсы:
а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.
2. Минеральные ресурсы:
а) металлические (железная руда) - КМА.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.
Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.
Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.
Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.
На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.
Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.
К югу – садоводство, бахчеводство.
Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.
На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какими видами природных ресурсаов богата территория Русская равнины (кроме минеральных) и как их использует человек

Ответ от Lol lol [новичек]
водные и гидро ресурсы


Ответ от Vlad Noble Wolf [гуру]
Водные и гидроресурсы.... Использование-транспорт и энергетика.


Ответ от Европеоидный [гуру]
На территории Русской равнины кроме минеральных имеются и другие виды ресурсов.
1. На Русской равнине сосредоточены основные площади самых плодородных почв нашей страны - черноземов.
2.Агроклиматические ресурсы благоприятны для сельскохозяйственного производства
3. Лесные ресурсы части Русской равнины, приходящейся на Центральный федеральный округ России, характеризуются незначительной общей площадью земельного фонда, составляющего 14 464 тыс. га (1,3% от РФ) . Лесистость здесь более чем вдвое ниже, чем в целом по стране, - 20%. Наибольшей лесистостью отличаются Костромская, Кировская и Тверская области, где лесопокрытая площадь составляет более 50% территории
4.Рекреационные ресурсы
Астраханский государственный заповедник расположен в дельте Волги. Кругом вода, острова, заросшие тростником, рогозом, ивой.
Валдайский национальный парк – российская жемчужина природного и культурного наследия. На его территории удивительным образом сочетаются уникальные ландшафтные комплексы, исторические, археологические и культурные памятники. Ландшафты Валдая имеют огромную эстетическую ценность. В настоящее время осуществляется подготовка заявки для включения национального парка “Валдайский” в список ЮНЕСКО в качестве объекта всемирного природно-культурного наследия. Парк образован с целью сохранения уникального озерно-лесного комплекса Валдайской возвышенности и создания условий для развития организованного отдыха в этой зоне.
Селигер - озеро ледникового происхождения в Тверской и Новгородской областях Российской Федерации. На озере, на острове Столбный расположен монастырь Нилова Пустынь, основанный в честь Нила Столбенского.
5. Водные ресурсы Русской равнины
Русская равнина обладает развитой озерно-речной сетью, густота и режим которой меняются вслед за климатическими условиями с севера на юг

2)Подумайте, какие районы равнины наиболее благоприятны для развития сельского хозяйства.

Наиболее благоприятна для развития сельского хозяйства средняя полоса Русской равнины.

Вопросы в параграфе

*Назовите крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

Белое море – Архангельск, Мезень, Кандалакша, Умба, Онега, Кемь, Беломорск.

Балтийское море - Санкт-Петербург, Калининград, Высоцк, Приморск, Балтийск, Усть- Луга.

Азовское море – Азов, Ейск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Темрюк.

Черное море – Анапа, Геленджик, Кавказ, Новороссийск, Сочи, Тамань, Туапсе.

Каспийское море – Астрахань, Махачкала, Оля.

Вопросы в конце параграфа

1. По карте определите, какими природными ресурсами богата Русская равнина.

В кристаллическом фундаменте и осадочном чехле платформы содержатся такие запасы полезных ископаемых, которые имеют не только значение для всей нашей страны, но и мировое значение. Прежде всего это богатые залежи железной руды Курской магнитной аномалии (КМА).

С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного (Воркута) и бурого угля - Подмосковный бассейн и нефти - Волго-Уральский, Тимапо-Печорский и Каспийский бассейны. Горючие сланцы добываются в Ленинградской области и в районе г. Самары на Волге. В осадочных породах известны и рудные полезные ископаемые: бурые железняки у Липецка, алюминиевые руды (бокситы) у Тихвина. Строительные материалы: пески, гравий, глины, известняк - распространены почти повсеместно. С выходами кристаллических докембрийских пород Балтийского щита на Кольском полуострове и в Карелии связаны месторождения апатитово-нефелиновых руд и прекрасных строительных гранитов.

В Поволжье издавна известны месторождения поваренной соли (озера Эльтон и Баскунчак), а калийных солей - в Предуралье.

Сравнительно недавно в Архангельской области обнаружены алмазы. В Поволжье и Подмосковье добывают ценное сырье для химической промышленности - фосфориты, а на Кольском полуострове - апатиты.

2. С помощью таблиц приложения укажите, какие из природных ресурсов используются с более давних времен, какие приобретают наибольшее значение в наше время.

С более давних времен используются торф, золото, драгоценные камни. Чуть позже началось использование углей и нефти. бщее количество видов полезных ископаемых, применявшихся в первобытном обществе и позднее - в древнем мире, было невелико. Из металлов использовались золото, серебро, медь, железо, свинец, олово и цинк. Шире применялись неметаллические ископаемые.

Список полезных ископаемых, используемых современной промышленностью, непрерывно расширяется. Многие минералы и горные породы, которые еще сравнительно недавно не считались «полезными ископаемыми», теперь приобрели особую ценность в связи с достижениями науки и техники. Так, например, в течение многих веков такие ценные металлы, как никель, кобальт, вольфрам, платина, уран и другие, выбрасывались. Можно сказать, что в земных недрах неполезных ископаемых нет, любая горная порода или бедная металлом руда может найти применение, если будут изобретены дешевые способы их переработки.

3. В чем выражается большая антропогенная нагрузка на ландшафты Русской равнины?

Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Южная полоса зоны лесов сильно вырублена. Лесные ландшафты или заменены здесь сельскохозяйственными угодьями, или представлены вторичными осиново-березовыми насаждениями. В настоящее время также существенно изменены и северные районы таежной зоны. Сильно вырублены леса Карелии, Республики Коми, Архангельской области. Восстановление лесных массивов - одна из важнейших задач. Еще больше изменены ландшафты лесостепной и степной зон. Свыше половины площади их распахано и занято посевами зерновых и технических культур.

5. Какие мероприятия следует проводить для охраны природы?

Посадка полезащитных лесных полос, снегозадержание, противоэрозионные мероприятия, чтобы не истощить плодородные почвы, сохранить их потенциал, рекультивация земель.

  • Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).
  • Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.
  • Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.
  • Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
  • Образовательные : Исследовать природные ресурсы Русской равнины.
  • Развивающие : Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.
  • Воспитательные : Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК с выходом в Интернет на сайт www.ruschudo.ru (http://www.ruschudo.ru/regions/1.html), видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии: Все мы с вами любим любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории. Используя раздел “Интернет” полюбуемся чудесами природы и архитектуры Русской равнины. Для этого нам нужно выбрать время года, которое вам больше всего нравится для путешествий и разделиться на группы.

Пояснение: Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, весна, осень). Урок проходит в классе, рисунки высвечиваются на экране.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете? Какие из них есть на Русской равнине?

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

  1. Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.
  2. Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.
  3. Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.
  4. Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

  1. Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.
  2. Печорский угольный бассейн.
  3. Подмосковный угольный бассейн.
  4. Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.
  5. Нефть на востоке равнины.
  6. Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Вопрос : Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Граниты (Шкурлатовское месторождение, Павловский район), песчаники (Верхнемамонское и Русановское месторождения). Общегосударственное значение имеют огнеупорные глины Латненского месторождения, в южных районах области добывается охра – сырье для изготовления минеральных красок (Бутурлиновское, Журавское месторождения).

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы Проблема рационального использования.
По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции.

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки.

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС.

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии: Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха.Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В России проходил конкурс “7 чудес России”. Мы с вами можем посмотреть на сайте “Интернет” – претендентов и победителей.

www.rushudo.ru
http://www.rushdo.ru/regions
(1.html)

Пояснение: все пересаживаются за компьютеры и исследуют сайт интернета.

А есть ли достопримечательности в нашей области. Назовите достопримечательности природы Воронежской области и Новоусманского района.

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

На территории Новоусманского района выделены особо охраняемые территории, представленные 4-мя памятниками природы:

1) степь конного завода №11 в селе Хлебное;
2) верховое болото “Клюквенное” на территории Сомовского лесничества;
3) “мачтовый бор” на территории Тресвятского лесничества;
4) Государственный охотничий заказник “Пригородный”.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее

задание
  1. Параграф 34.
  2. Составить кроссворд по теме “Русская равнина”
  3. Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…
  4. Написать реферат “Проблемы Русской равнины”.