Бубен своими руками из подручных материалов. Как самому сделать настоящий шаманский бубен своими руками в домашних условиях. Магические методики и технологии самостоятельного изготовления бубна шамана с подробным описанием и наглядными фото. Как впадать в

Оксана Захурдаева

«Веселые бубны »

Педагог, как человек творческий, ставит перед собой множество серьезных задач. И я решила не отставать.

В совершенствовании своего творческого процесса, в повышении качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды мне помогает муж.

Собрав картонную основу от скотча, мы решили обтятуть ее цветными нитками. Муж просверлил в них отверстия в которые продели нить с пластинами от старого бубна . Получился новый бубен. Бубны способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха .




Затем в другую основу мы прикрепили киндеры, которые заполнили разной крупой (гречка, пшёнка и рис) . Получились очень интересные шумовые музыкальные инструменты . Детям очень интересно и познавательно.




И наконец, подобным образом мы решили прикрепить на основу колокольчики. Получились веселые инструменты .

Музыкальные инструменты можно украшать разными способами, и позволить это сделать детям. Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию. В процессе украшения музыкальных инструментов у детей развиваются коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление.

Эти музыкальные инструменты можно использовать для ритмического сопровождения танцев, плясок, песен, игр и инсценировок музыкальных сказок и пьес .

Данные инструменты являются украшением музыкального уголка , используются детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях.

Мы нашли практическое применение нашим самодельным музыкальным инструментам , выступая в оркестре на праздниках и развлечениях детского сада.

Творите на здоровье!

Публикации по теме:

В нашем детском саду состоялся конкурс «Музыкальные инструменты своими руками». Конкурс проходил среди родителей и педагогов. Инструменты.

"Детский сад" - ИГРА большая! Лет 35 в неё ИГРАЮ. Уйти на пенсию пора. Но продолжается ИГРА! Чтоб детям было интересно Плясать,.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место.

Скоро в нашем садике будет конкурс музыкальных уголков. Мы на родительском собрании решили изготовить музыкальные инструменты своими руками. По.

Для гармоничного развития детей в возрасте от полутора до двух с половиной лет важно слуховое восприятие и чувство ритма. Разработать и.

Доступными, а потому любимыми детьми, являются шумовые музыкальные инструменты. Дети по-новому слышат мир звуков,а их вокруг нас много.

Конспект НОД «Музыкальные инструменты» Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. На земле у каждого Есть родимый дом. Хорошо.

Как сделать музыкальные инструменты своими руками для того, чтобы отвлечь ребенка от планшета, мультиков да и просто повеселиться вместе.

Самодельные детские музыкальные инструменты — отличный способ увлечь ребенку в игру, которая не имеет конца и края. Неважно, конструирует ли он музыкальный инструмент своими руками вместе с вами или нет. Фантазия, которая включается в тот момент, когда начинаешь делать музыкальные инструменты из того, что есть под рукой помогает по-другому видеть мир.

Что говорить, если когда-то и миска была барабаном. Изучение музыки имеет очень важное значение для интеллектуального развития ребенка, поэтому ниже приведен список 10 способов создания самодельных детских музыкальных инструментов.

Часто дети бывают влюблены в музыку и звуки еще до рождения. Они всегда реагируют на нее и подпрыгивают от звука папиных поцелуев, будучи в животике.

Родители, в свою очередь, часто пытаются подкрепить любовь ко всему музыкальному, включая танцы, песни и звуки. Одним из лучших способов для достижения цели могут стать самодельные музыкальные инструменты своими руками, так что если и вы ищете пути привить ребенку музыкальность, вам сюда.

Музыкальный инструмент не обязательно должен быть крутым и дорогим, почему мы все можем по достоинству оценить самодельные варианты. Тысяча способов переработать то, что не нужно и воспользоваться подручными средствами для поделок музыкальных инструментов своими руками для детей делают вас на шаг ближе к инструментальной семейной вечеринке!

Венчик — маракас


Если у вас завалялось пара лишних венчиков, их можно быстро трансформировать в маракасы. Вам просто нужно найти парочку колокольчиков и, нанизав их на проволоку, прикрепить внутри венчика. Вы даже можете делать маракасы разного звучания, подобрав разные по размеру венчики или колокольчики.

Резиновая веревка — гитара


Поделка проще простого: старая пустая коробка и резинки. Чем цветнее резинки, тем веселее. Толщина резинки меняет ее звучание — так что пробуйте и определяйтесь со своей собственной балладой.

Цимбалы

Какой ребенок не любит постучать по чему-то?! Мы, конечно же, не хотим побитых стеклянных крышек или сломанной техники. Таким образом, идеальное решение — металлические баночки для специй. Если бить по всем крышкам сразу, то звук получается «шикарный», но, к счастью, не сильно оглушающий.

Гремелки и шумелки


Снова о металлических баночках. Наполняем одну сторону орехами и / или бобами, закрываем второй баночкой, обвязываем резинкой. Можно также использовать пластиковые пасхальные яйца.

Еще можно сделать детский музыкальный инструмент гремелку при помощи большого контейнера из-под овсянки. Просто закрепите крышку резинками так, чтобы не портился звук, и содержимое не выпадало. Если красиво украсить коробку, ее можно использовать даже на каком-то школьном параде.

Барабанная установка

Если нужно просто погреметь, берем старую жестянку и какой-то кухонный прибор, которым можно скользить по ребрам банки. Если же глаз пал на более сложное музыкальное устройство, с помощью палок, банок и креплений сделайте целую барабанную установку (главное, убедитесь, что все острые края зашлифованы или заглушены).

Ксилофон


Деревянный, металлический или вода в стаканах — ксилофоны бывают разные, а их звучание — тем более.

Самой простой вид ксилофона — наполненные водой стаканы и техника скольжения пальцем по ободку. Более сложные включают варианты изготовление деревянного ксилофона, но у интернета на то миллион советов для любого уровня сложности.

Домашние открытые игровые площадки

Некоторые люди тратят целое состояние на создание мини оркестра на дому, но не обязательно, чтобы все было таким масштабным и дорогостоящим. Растяните во дворе несколько веревок, навесьте на них гремелки, шумелки, маракасы, а рядом расставьте большие «барабаны». Соседям рок-концерт обеспечен.

Погремушка-барабан

Этот домашний музыкальный инструмент из розовых полосатых носков — совершенство. Это погремушка-барабан. Для малышей — отличное введение в мир музыки, и даже забавная игрушка для детей старшего возраста. Вам просто нужно поискать в доме несколько вещей: кусок твердого картона и бечевку, и вы можете весело и легко сделать свой инструмент.

Палочки-хлопалки

Простые хлопалки из палочек для размешивания краски. Это не только инструмент, но и художественный проект для ваших малышей. Плюс ко всему, забавный и легкий способ повторно использовать палочки для размешивания краски.

Кастаньеты


Кастаньеты — шумовой музыкальный инструмент Кармен, который создает щелкающий звук. Такой звук чем-то напоминает цоканье наездника, когда он подгоняет лошадь вперед.

Кастаньеты из половинок кокоса ничем не хуже оригинальных. Кроме того, они очень милые и простые в использовании для самых маленьких. Отличный способ познакомиться с новыми звуками и на минутку почувствовать себя испанцем..

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звучания.

Ваш ребенок легко сделает такую поделку в виде радуги из: бумажной тарелки, красок, хлопковых шариков, клея и прищепок.

Оригинальное знакомство с музыкальными инструментами для малышей.

Свирель из трубочек


Свирель — народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева или тростника. С помощью трубочек ваш ребенок может соорудить такой музыкальный инструмент.

Для этого понадобится: трубочки разной длины, ножницы, скотч и плотная лента, чтобы обмотать трубочки. Немного стараний и инструмент готов.

Надеемся, статья была вам полезна и теперь вы знаете как можно придать старым вещам вторую жизнь.

Ваш ребенок сделав самостоятельно музыкальный инструмент будет проявлять сильные стороны творческого и интелектуального мышления.

Диагностика

05.07.2019

Тому, кто собирается практиковать шаманские обряды, стоит помнить, что шаманский бубен – это не просто обычный музыкальный инструмент, а средство для вызывания духов и путешествия в параллельные миры. По древним верованиям, на бубне, как на коне, шаман может попасть в верхний мир, где живут добрые духи, или же посетить нижний мир – обиталище злых духов – используя этот инструмент, как лодку для того, чтобы переплыть через подземную реку. Поэтому очень важно узнать, как сделать бубен своими руками.

Как сделать шаманский бубен

Для того чтобы сделать бубен в домашних условиях, вам надо запастись следующими материалами: шпоном, шкурой (кожей) животного, эпоксидной смолой, полиэтиленовым пакетом, бочонком или фанерой, клеем и досками. Даже если вы раньше не имели понятия, как сделать шаманский бубен, после этого просто выполняйте следующие рекомендации:

  • Технология изготовления шаманских бубнов не сложная. Вам следует правильно выбрать дерево для изготовления обода для вашего бубна. В первобытных племенах для этого шаман с завязанными глазами отправлялся в лес. Духи направляли его к определенному дереву, из древесины которого он и изготавливал бубен. Сейчас такие ритуалы вряд ли кто-то будет выполнять, поэтому просто обдумайте, какое дерево вам больше нравится и является для вас носителем положительной энергетики. После этого приобретите шпон соответствующей породы;
  • Необходимо взять бочонок или цилиндр, сделанный из фанеры. Это послужит основой, на которую нужно приклеить ваш обод. Шпон нужно обматывать вокруг основы в несколько рядов, пока он не станет очень прочным. В качестве клея используйте эпоксидную смолу;
  • Шкуру животного нужно также тщательно выбирать, ведь именно в этого зверя вы будете превращаться во время путешествий по иным мирам. Сделав выбор, приобретите шкуру в отделе тканей, магазине кожаных изделий или ателье;
  • Шкуру нужно намочить так, чтобы лишняя влага не попала на обод бубна. Для этого участки, соприкасающиеся с кожей, лучше закрыть полиэтиленовым пакетом. Шкуру можно прикреплять как с помощью клея, так и гвоздей;
  • Прикрепите к ободу с изнанки деревянную крестовину с помощью клея или же привяжите посредством натянутых ремней. За нее будет очень удобно держаться во время шаманских ритуалов.

Казалось бы, что может быть проще, чем бубен шамана! Но дело в том, что это не просто деревяшка обтянутая кожей, а это - живое существо, признаем мы или нет, а иначе сказать не получится!

Бубен гораздо более сложен, чем многим кажется. Он символизирует небосвод. Активизируя определенные части бубна, ты активизируешь солнце, луну или звезды над собой. А они активизируют бубен определенным образом. Нужно жить со своим бубном, чтобы чувствовать это.

Бубен, который держит в руках шаман, сам по себе представляет конструкцию простую. Деревянный каркас, на который натянута кожаная мембрана. На саму мембрану часто нанесены различные изображения.

И поскольку шаманская культура сейчас во всем мире вызывает большой интерес, то многие хотят иметь свой собственный шаманский бубен. Многие пытаются изготовить бубен самостоятельно, благо в интернете есть инструкции. Но будет ли такой бубен настоящим шаманским бубном? Оказывается – нет.

Настоящий шаманский бубен, это не просто музыкальный инструмент.

Шаманский бубен это ритуальный предмет. И это живое существо. Настоящий «конь» для него, на котором шаман путешествует в мире духов.

Шаманский бубен может изготовить только шаман, человек который видит и чувствует духов. Рождение ритуального бубна - процесс, который полностью контролируется духами тонкого мира. Ведь с помощью этого инструмента он будет помогать людям, передавать их волю.

Начинается все с того, что животное, из кожи которого будет изготовлен бубен, само приходит отдавать свою жизнь. Пока мастер изготавливает бубен, дух этого животного находится рядом. И когда бубен готов, шаман совершает обряд, в котором дух этого животного поселяет внутрь своего бубна. И бубен оживает.

Получается что такое бубен шамана?

Это круглое изделие, в котором живет дух животного, из которого этот бубен изготовлен. И дух этот приручен шаманом.

Когда шаман начинает свое камлание, начинает разговаривать с бубном, начинает бить комлей по мембране, он будет ото сна дух этого животного внутри бубна. Дух просыпается, шаман садиться верхом на дух животного и он везет шамана в любой из миров, туда, куда нужно. И шаман видит, куда он его везет, то есть общается с ним.

Мы писали ранее о том, которые призваны с помощью бубна.

Когда обычный человек, который обучается шаманизму, покупает себе обычный бубен в магазине или у частного умельца, и начинает с этим инструментом проводить шаманские обряды, то он сам того не понимая может навредить и людям и себе. Ведь, например, если он будет лечить болезни, без верного «коня», который знает дорогу в тонком плане, то может в буквальном смысле «заблудиться» в тонких мирах, и его самого могут «сожрать» духи болезней. И он не только не поможет человеку, но и сам заболеет или сойдет с ума. Подобное может происходить, когда люди входят в транс, например, через наркотики. Когда человек не выбирает и не контролирует свой «маршрут» в путешествии по тонким мирам.

Так что настоящий живой шаманский бубен своими руками может изготовить только настоящий шаман, который общается с духами.

Бубен же приобретенный в магазине, или тот который вы смастерили сами по эскизу из интернета, будет всего лишь музыкальный инструментом.

Алла Громова ученица Кудай Кама, потомственная сибирская шаманка, она не только создает защиту для человека, но и обучает шаманизму большое количество людей. Только на шаманском семинаре можно получить настоящий бубен шамана, в котором живет дух. И этого духа Алла Громова обучает слушаться своего нового владельца. Уже многие ученики Аллы Громовой по всему миру стали обладателями такого сильного помощника как живой шаманский бубен, очень сильный предмет силы. И научились с ним взаимодействовать. Если вы хотите стать обладателем настоящего шаманского бубна, и научиться с ним работать, приезжайте на ближайший шаманский семинар. .

Помогайте людям и будьте счастливы!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все бубны, которые мы предлагаем, изготовлены из натуральных материалов.
Изготовление бубна – сложный многостадийный процесс преимущественно ручного производства. Который называется ремеслом, народным промыслом. Мастерством.

Из чего складывается цена на бубен и качества бубна.
1. Заготовка свежей шкуры и приготовление её.
на этой стадии важно, чтобы кожа была снята без порезов и царапин, правильно засолена или высушена без контакта с железом.
2. Обработка и выделка шкуры.
Важно хорошо отмыть кожу от грязи, соли, мяса и сала.
3. Натяжка и выделка шкуры. Сушка.
От качественной натяжки во многом зависит качество звука. Процесс сушки занимает от недели до двух. Вычищать мех, если это нужно, лучше всего вручную, скребком, как делали это наши предки - это самый качественный способ.
4. Изготовление обода. Выравнивание, шлифование и полирование обода.
Обод гнётся из твёрдого массива дерева, распаривается и крепится, после сшивается и полируется. От степени полировки и лакировки зависит долговечность бубна. От твёрдости древесины обода - его ровность. Фанера, даже многослойная со временем обязательно свернётся в "восьмёрку" либо кожа сломает обод.
5. Раскройка и подготовка шкуры к натяжению.
Шкура кроится с учётом анатомии животного, с учётом геометрии бубна и допусков на крепление. .
6. Подготовка крепёжного материала: шнурков, ниток (если используются), гвоздиков (если используются).
В зависимости от способа крепления кожи подбираются вспомогательные материалы.
7. Сборка основной части бубна: стягивание кожи на ободе.
Натяжение всегда тяжёлый физический процесс. От способа крепления кожи зависит долговечность бубна, устойчивость, реакция на погоду. Кожа размачивается.
8. Создание ручки. Плетение крестовины (если ручка мягкая), вырезание и укрепление деревянной крестовины (если крестовина деревянная).
Крестовина, если она есть у бубна, влияет на звук, на высокие и низкие обертона, на степень натяжения кожи, удобство держания в руке.
9. Конечная доводка бубна.
Только после полной сборки и сушки бубна становятся видны детали, проявляется звук и внешний вид.
10. Изготовление колотушки. Обработка деревянной (или костяной) палочки, защита рабочей поверхности мягким материалом.
В зависимости от вида бубна и его предназначения выбирается и делается колотушка, с мягким концом, резная или простая.


Сегодня интересная статья о том как сделать бубен и оживить его.

Как известно у разных народов Сибири процесс становления шамана проходит по-своему.

Как правило, после того, как человек избран духами на должность шамана, ему предстоит переболеть так называемой «шаманской болезнью», которая внешне выглядит как психическое расстройство.

В это же время, душа будущего шамана проходит необходимые испытания и обряды, которые инициируют и проводят избравшие его духи.

Переболев таким образом, будущий шаман может приступать к изготовлению бубна.

Как правило, первое время своей практики, шаман обходится одной колотушкой, совершая несложные и малозначительные камлания. Деревянная основа колотушки обвязывается тканью, или куделью, так, что приобретает вид длинной плети, размахивая которой, шаман проводит обряды.

После того, как духи определяют зрелость шамана, он получает от них указание сделать свой собственный бубен. Духи указывают, где растет дерево, из которого должна быть сделана обечайка будущего бубна, а также животное, шкурой которого должен быть обтянут инструмент.

Рубка и обработка дерева, а также умерщвление животного сопровождаются специальными обрядами, которые как правило, происходят в течение двух дней.

На третий день шаман собственноручно обтягивает бубен кожей, и совершает моление духу-хозяину бубна. Этого духа шаман часто получает по наследству от предка, шамана, умершего до того, как изготовитель бубна получил свой шаманский дар.

После того, как изготовление бубна завершено, наступает центральный момент церемонии - оживление бубна .

Для этого на обод бубна брызгают водкой, после чего он «оживает» и устами шамана рассказывает о своей предыдущей жизни, когда он еще был деревом, рос в лесу, гнулся от ветра и страдал от мороза. Заканчивается это повествование обещанием хорошо служить новому хозяину. Обряд этот длится иногда целую ночь.

На рассвете, на кожаную поверхность бубна наносятся рисунки. Какие именно изображения следует нанести, шаману рассказывает сам хозяин бубна, вместилищем которого является рукоятка бубна. Она обычно изготавливается из священного дерева - березы. Рукоятка имеет форму антропоморфной фигуры, как бы изображающей самого духа-хозяина.

К ободу бубна подвешиваются многочисленные металлические подвески. Это вместилища для «служебных духов» шамана. Чем больше таких служебных духов имеет шаман - тем больше его сила.

Во время обряда новый бубен обильно окропляют водкой или брагой, после чего высушивают на огне.

На следующий день шаман осуществляет свое первое камлание с новым бубном. Он поднимается в верхний мир и демонстрирует свой инструмент духам-создателям.

Затем спускается в нижний мир к Эрлик-хану. От духов шаман получает важные сведения - срок служения нового бубна, а также количество последующих бубнов, которые предстоит сделать шаману за весь его жизненный цикл. От этой информации зависит срок жизни шамана.

Таким образом, во время первого камлания с первым бубном, он получает точную информацию о дате своей смерти, поскольку известно, что после окончания срока службы последнего бубна, умрет и сам шаман.

При смене старого бубна на новый, шаман уносит отслуживший инструмент в лес, там снимает с него металлические подвески (вместилища служебных духов), которые переходят к следующему сделанному бубну этого шамана.

Момент отказа от старого бубна происходит только в тот момент, когда новый уже готов, но еще не оживлен. Таким образом, на протяжении всей своей жизни, шаман не остается без действующего бубна. После того, как отслуживший бубен покидает своего хозяина, немедленно начинается обряд оживления следующего бубна.

Музыкант, играя на бубне или барабане, становится центром мира и ядром новой жизни, какой бы она ни была. (К. П. Эстес)

Разновидности

В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:

    Народный или этнический , деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

    Оркестровый бубен , самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином . Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Бубен один из древнейших инструментов. А потому конструкция его проста - во всяком случае, если сравнивать с роялем Тем не менее, бубен обладает как глубокой музыкальной выразительностью, так и магическими свойствами.

Изготовление бубна.

Итак, сегодня мы будем изготавливать бубен. Для этого нам понадобятся: кожа, обод и ~2 метра веревки. Кожа. Для изготовления бубна нам понадобятся две невыделанных козьих шкуры. Это будет лучшим материалом. Если вы не нашли козьих шкур, то возьмите любую имеющуюся шкуру убитого животного.

Обработка кожи.

Первым делом надо отмочить кожу. Кожа помещается в ведро или чашку с водой при температуре 18-22 ° С и жидкостном коэффициенте 1:10. Вес шкуры следует перевести в килограммы и умножить на 10 - это и будет требуемое количество воды в литрах. Длительность процесса 20-24 часа. Воду надо будет несколько раз поменять, а кожу каждые 4 часа мять.

Мездрение.

Следующий этап обработки заключается в том, чтобы счистить с кожи остатки жира и мышц. Это достаточно трудоемкий процесс. Вам потребуется деревянный щит, на котором надо мелкими гвоздями прибить кожу по периметру. Далее вы берете в руки нечто вроде стамески или ножа-косяка с широким острым лезвием и начинаете счищать с кожи жир. Обратите внимание! Мездрение проводится с «внутренней» стороны кожи, то есть там, где нет волос. Надо быть осторожным, чтобы не повредить кожу.

Обезволашивание.

Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. Для этого понадобятся химические реактивы (Са(ОН)2 и Na2S. Первый из них представляет собой гашенную известь, которая используется для побелки. Ее легко можно найти в хозяйственном магазине. Сульфид натрия лично мне найти не удалось, поэтому мой бубен остался слегка «волосатым».
Но предположим, что вы нашли и то и другое. Операции с химикатами следует проводить на открытом воздухе и в резиновых перчатках. Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, надо развести 75 г. сернистого натрия в 1 литре воды. В эту массу надо добавлять известь до тех пор, пока раствор не достигнет консистенции сметаны. После этого раствор надо нанести на мездру(ту часть, с которой вы соскребали жир) и оставить на 8 часов. Во время реакции будет выделяться неприятный запах сероводорода. После окончания этого процесса надо проверить прочность волосяного покрова. Если он отделяется легко, то его необходимо весь удалить, после чего тщательно промыть шкуру в воде.

Золение.

Надо взвесить шкуру полученную перевести в килограммы и умножить на 5. Полученное число показывает, сколько литров воды вам потребуется. На каждый литр требуется добавить по 15 г. сульфида натрия. Температура раствора должна быть 18-22 ° С. Золение продолжается 30-35 часов. Через каждые 5 часов раствор необходимо помешивать по 3 минуты. Окончив золение, шкуру следуеть промыть в проточной воде в течение 1,5-2 часа. Обеззоливание. Для этого процесса нам понадобится еще один реактив - сернокислый аммоний ((NH4)2SO4).
Надо взять сульфата аммония в количестве 1,5% от массы шкуры и развести в воде при 30-32 °С. Кол-во воды в литрах равняется массе шкуры в кг, умноженной на 3,5. Обеззоливание длится 1-1,5 часа при помешивании каждые 15 минут по одной минуте. После всего этого надо промыть шкуру в проточной воде в течение 30-40 минут. Сушка. Если вы заготавливаете шкуру для изготовления бубнов или чего-либо еще, то вам надо высушить ее. Если вы собираетесь делать бубен сразу, то этот процесс можно пропустить. Итак, сушка. Растяните шкуру на деревянном щите и прибейте мелкими гвоздями.Когда она высохнет храните еще в таком положении не сворачивая и не сгибая.

Изготовление обруча.

Заготовки для обода определяем по формуле длины окружности: X=2R, где: L - длина окружности, (число пи) равно 3,14, а R – радиус малой окружности. В упрощенно» варианте можно воспользоваться тонкой веревочкой или ниткой, аккуратно разложив по всей малой окружности, а потом сделать замеры линейкой или рулеткой.
Получив размер будущего обода (в каждом случае индивидуальный) можно приступать к поиску нужной древесины. Пригодными считаются лиственные породы деревьев. В нашем случае будет использоваться береза. Это дерево растет практически повсеместно и легко поддается обработке. Для изготовления обода потребуется ствол молодого дерева, диаметром 10-15 см и длиной, равной длине будущего обруча (но лучше всего, чтобы заготовка была на 5-10 см больше).
Бревно нужно распилить на доски толщиной 1,5 сантиметра, и затем выстрогать из подходящей доски заготовку для обода со следующими размерами: длина равна длине обруча, ширина - 7-8 см, толщина - 0,8-1 см. После этого планку следует поместить в воду (для этих целей подойдет ручей или водоем) и вымачивать ее 6-7 дней перед тем как делать обод. Традиционно доска вываривается в кипятке, но это требует специфических приспособлений и не всякому под силу, а потому мы отступим от классической технологии.
Для того чтобы сделать из получившейся планки обод, потребуется матрица (шаблон). Изготовить ее можно двумя способами: 1. следует взять с комля большого дерева поперечный спил высотой 17-20 см и, нарисовав на нем окружность будущего обода, срубить выступающие края топором Точно такую же матрицу, можно сделать из досок толщиной’5-6см. Помимо этого потребуется металлический лист длиной равной длине обруча, шириной - 13-15 см и толщиной - 3 мм.
По всей длине этого листа, отступив.от краев по 2 см, нужно просверлить отверстия диаметром 5 мм с шагом 3 см. Когда все будет готово, следует взять матрицу, хорошо вымоченную планку, металлический лист и гвозди длиной 100-120 мм. Совместив торцы листа и план ки, накладываем их на матрицу и забиваем гвозди в первую пару отверстий. Всю конструкцию следует сориентировать так, чтобы металлический лист ровно обогнул матрицу, а планка располагалась внутри.
Гвозди нужно забивать в матрицу строго попарно, не пропуская отверстий. Планка при этом должна медленно сгибаться. Необходимо следить за тем, чтобы процесс проходил равномерно, а планка плотно прижималась к матрице. После того как все гвозди будут забиты, получившуюся конструкцию следует хорошо просушить. Время сушки определяется индивидуально в каждом случае, но лучше пересушить, чем не досушить, так как сырая планка может распрямиться.
Разбирать матрицу можно только после того как она высохнет. Концы получившегося обруча соединяют с помощью наложения. Для этого с обоих его концов нужно вырезать пазы. Места стыка следует хорошо подогнать друг к другу и скрепить маленькими гвоздиками, дополнительно промазав соединение клеем. Вместо гвоздиков можно также использовать заклепки. Теперь осталось выровнять края обода и отшлифовать его внутреннюю и внешнюю стороны наждачной бумагой
Для защиты от атмосферных воздействий обод обычно покрывают олифой, морилкой или водостойким лаком. 4. Сборка Последний этап изготовления бубна проводится следующим образом. Нужно взять обе выделанных шкуры (они должны храниться сухими и в растянутом состоянии), выбрать из них ту, которая будет мембраной бубна, и замочить в воде при комнатной температуре на 10-12 часов.
Вторую шкуру следует разрезать вдоль хребта на полосы шириной примерно 0,5 см (лучше это делать ножницами) и также замочить в воде. Получившимися ремешками будет стягиваться мембрана, и из них же будет изготовлена ручка бубна. Важно чтобы волокна кожи хорошо пропитались водой (увлажнились). Когда кожа будет готова, ее нужно слегка отжать и расстелить на столе или подходящей ровной поверхности мездрой вверх. Затем взять готовый обруч, положить его сверху и выровнять относительно центра шкуры. На расстоянии 0,5 мм от краев шкуры и 4-5 см друг от друга острым ножом или шилом по всему периметру сделать отверстия диаметром 0,3 см.
Кроме того нам потребуется достаточно прочное металлическое или пластмассовое кольцо диаметром 5-7 см и несколько метров упаковочного шпагата или бечевки. Шпагат необходимо нарезать на куски такого размера, чтобы можно было привязать один его конец к краю кожи, а второй укрепить на кольце (см. рис. 117). Проделав это с первой парой противоположных отверстий, хорошо натягиваем шпагат и переходим к следующей противоположной паре.
Таким образом, нужно соединить все парные отверстия. Во время работы следует периодически смачивать кожу водой, так как при высыхании она уменьшается в размерах. Теперь, отступив от края обода 2-4 см, нужно нарисовать два круговых ряда точек (будущих отверстий) так, чтобы они находились друг над другом. Расстояние между рядами и между отверстиями равняется 2 см. После этого снимаем кожу с обода и делаем отверстия диаметром 0,3 см в отмеченных точками местах. Неровные края с местами крепления шпагата срезать, отступив 1 см от малого концентрического ряда отверстий. Теперь край кожи нужно подогнуть внутрь, так чтобы отверстия совпали, и прошить их ремешком, при этом еще один ремешок нужно заложить в образовавшуюся складку. Концы обоих ремешков выпустить так, чтобы потом их можно было стянуть и крепко связать.

Осталось вставить в получившуюся конструкцию обод, и попеременно стягивая концы ремешков, добиться максимального натяжения мембраны. Для того чтобы сделать ручку бубна, нужно разделить внутреннюю сторону бубна на 8 равных секторов и проделать 8 отверстий диаметром 0,3 см в местах, где проходит внутренний стягивающий ремень, так чтобы не повредить его. После того как это будет сделано, получившийся бубен можно высушить при комнатной температуре.

Теперь нужно попарно соединить ремешками все 8 противоположных отверстий, а концы такой растяжки связать так, чтобы узелки находились точно в центре бубна. Затем, начиная от центра, плотно, виток к витку, обматываем ремешком две находящиеся рядом растяжки. При этом растяжки сходятся, а будущая ручка начинает натягиваться. Подобным образом нужно связать крест-накрест все 4 пары растяжек и, меняя количество витков на них, отрегулировать степень натяжения и симметричность ручки. Чтобы бубен было удобно держать, делаем подушечку для руки. Для этого обмотаем крестовину полоской замши шириной 1,5 см. Длинна такой ленты в каждом случае будет индивидуальна. Размер подушечки должен быть таким, чтобы она удобно лежала в руке. Наматывать же ее следует так, чтобы первые витки образовали правильный квадрат размером с будущую подушечку, а последующие постепенно уменьшались, перекрывая предыдущие витки примерно наполовину.
Сходясь к центру, они должны образовать подобие слоев. Когда витки ленты сойдутся в центре, образуется крестообразный рисунок. Для того чтобы закончить его, лишний конец кожаной полоски нужно обрезать, а оставшийся пришить к предыдущему витку ниткой. Соблюдая симметрию и однотипность стежков, следует то же самое еще с тремя парами витков, образующими плетенку в центре.

материал взят из книги «Шаманское целительство» Олард Диксон

Бубен естественным образом реагирует на влажность окружающей среды. Если звук бубна изменился, стал выше или ниже, т.е. кожа перетянута или обвисла, Вы можете его увлажнить или подсушить соответственно. Для увлажнения лучше всего внести в помещение с высокой влажностью либо недолго подержать над паром или протереть влажной тряпкой. Для просушки следует осторожно прогреть бубен по всей поверхности, например, подержав над с обогревателем или свечей, или даже электрической лампочкой, костром. В процессе настройки следует поглаживать кожу и проверять высоту звучания, добиваясь нужного тона. Кожа не требует особо ухода, но для большей эластичности можно смазывать её с обеих сторон репейным маслом (продаётся в аптеках). То же - для бубнов с мехом. Их советуем так же обрабатывать любым средством от моли, особенно если бубен долго не используется и не проветривается.

Пропитка против отсыревания для бубна:

Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20.
Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.

Сегодня мы поговорим о том, как самому сделать настоящий шаманский бубен своими руками в домашних условиях. Также рассмотрим магические методики и технологии самостоятельного изготовления бубна шамана с подробным описанием и наглядными фото. Узнаем, как впадать в транс и совершать путешествие в Мир Духов с помощью шаманского бубна

Чтобы в Ваших руках родился бубен, настоящий бубен, нужно стать чутким - как лесная лань, терпеливым - как смиренный монах, стойким в своем намерении - как непреступная скала, спокойным - как гладь высокогорного озера, страстно ждущим – как влюбленный юноша, и конечно, охраняющим и любящим – как мать-волчица. И тогда, конечно, случится чудо – рождение нового звонкого бубна!

Невозможно передать ощущение когда впервые натянута мокрая кожа на обод, как проходят часы и у тебя на глазах кожа темнеет, и, высыхая, превращается в мембрану, когда бойко прикасаясь пальцами к поверхности, ты начинаешь слышать первые звуки своего бубна, еще только отдаленно напоминающие гулкие ритмы. Это истинная мистерия рождения Предмета Силы!

Шаманский бубен необходим для осуществления сеанса потому, что он уносит своего хозяина в "Середину Мира", позволяет ему летать в пространстве, призывает и "пленяет" духов, и, наконец, потому, что гудение бубна позволяет шаману сосредоточиться и снова завязать контакт с духовным миром, к путешествию по которому он готовится.

Как мы помним, некоторые инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в "Середину Мира", к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна. Значение этой символики, по нашему мнению, явно исходит из комплекса, в который она (символика) включена: связь между Небом и Землей при посредничестве Древа Мира, то есть через Ось, которая находится в "Центре Мира". Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу; он переносится к "Середине Мира" и, одновременно, может вознестись на Небо.

Рассматриваемый с этой точки зрения, бубен может отождествляться с шаманским деревом, по ступеням которого шаман символически восходит на Небо. Влезая на березу или ударяя в бубен, шаман приближается к Древу Мира и затем успешно на него взбирается. У сибирских шаманов есть также свои личные деревья, которые являются не чем иным, как прототипом Космического Древа; некоторые используют также "перевернутые деревья", то есть установленные корнями вверх, которые, как известно, относятся к наиболее архаическим символам Древа Мира. Все это, вместе с уже описанными связями между шаманом и церемониальными березами, указывает на взаимозависимость между Мировым Древом, шаманским бубном и вознесением на Небо.

Сам выбор древесины, из которой делается обод бубна, зависит исключительно от "духов" или внечеловеческой воли. Остяко-самоедский шаман берет топор, закрыв глаза, входит в лес и наугад назначает дерево; утром именно из этого дерева его товарищи возьмут древесину на обруч. На другом конце Сибири, у алтайцев, шаман непосредственно от духов получает указания относительно леса и места, где растет то дерево, и посылает своих помощников, чтобы они его нашли и добыли из него древесину на бубен. В других регионах шаман сам собирает все щепки дерева. В некоторых местах дереву приносятся жертвы - его смазывают кровью и водкой. Практикуют также "оживление бубна, окропляя обруч спиртным. У якутов рекомендуется выбирать дерево, в которое ударила молния. Все эти обычаи и ритуальное уважение ясно показывают, что конкретное дерево преображено сверхчеловеческим откровением и по существу перестало быть обыкновенным деревом и представляет само Древо Мира.


Церемония "оживления бубна" чрезвычайно интересна. Когда алтайский шаман окропляет его пивом, обруч "оживает" и через посредничество шамана рассказывает о том, как дерево, из которого он происходит, росло в лесу, как его срубили, принесли в деревню и т. д. Затем шаман окропляет кожу бубна, которая также, "оживая", рассказывает о своем прошлом. Голосом шамана животное повествует о своем рождении, своих родителях, детстве и всей своей жизни вплоть до момента, когда оно было убито охотником. Заканчивает оно заверением в том, что окажет шаману многочисленные услуги. В другом алтайском племени, у тубаларов (черных татар), шаман наследует голос и походку животного, таким образом оживленного.

Как показали Л. Потапов и Г. Будрусс, животное, которое шаман "реанимирует", является его alter ego, самым могущественным духом-помощником; когда оно входит в шамана, он превращается в териоморфного мифического предка. Таким образом становится понятным, почему во время обряда "оживления" шаман должен рассказать о жизни животного-бубна: он поет о своей модели, образце, первичном животном, являющемся началом его племени. В мифические времена каждый человек племени мог превращаться в животное, то есть каждый мог принять состояние своего предка. Сегодня такие интимные связи с мифическими предками доступны исключительно шаманам.

Запомним следующий факт: во время сеанса шаман сам для себя возвращает ситуацию, которая вначале была ситуацией всех. Глубокое значение этого возвращения первичного человеческого состояния станет для нас более понятным, когда мы будем исследовать другие подобные примеры. А пока что нам достаточно показать, что как обод, так и кожа бубна представляют собой магико-религиозные инструменты, благодаря которым шаман может предпринимать экстатическое путешествие к "Центру Мира". Во многих традициях мифический териоморфический предок живет в подземном мире, вблизи от корня Космического Древа, верхушка которого касается Неба. Мы здесь имеем дело с отдельными, но взаимозависимыми идеями.

С одной стороны, шаман, ударяя в бубен, взлетает к Космическому Древу; вскоре мы увидим (см. ниже), что к бубну имеют отношение многие символы вознесения на Небо. С другой стороны, благодаря своим мифическим связям с "оживленной" кожей бубна, шаман может разделить природу териоморфического предка; другими словами, он может преодолеть время и вновь войти в первичное состояние, о котором говорят мифы. Как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с мистическим переживанием, открывающим шаману возможность трансценденции времени и пространства. Превращение в животного-предка, как и экстаз во время вознесения на Небо являются различными, но поддающимися сравнению выражениями одного и того же опыта - трансценденции обычного, профанного состояния и обретения вновь "райского" существования, утраченного в конце мифических времен.


Бубен обычно имеет овальную форму; кожа у него оленья, лосиная или лошадиная. У остяков и самоедов Западной Сибири на внешней поверхности бубна нет ни одного рисунка. Согласно Георги, на коже тунгусских бубнов изображаются птицы, змеи и другие животные. Широкогоров следующим образом описывает рисунки, которые он видел на бубнах забайкальских тунгусов: символ твердой земли (поскольку шаман использует свой бубен как челн, чтобы переплыть море, он обозначает его континентальные части - берега); несколько антропоморфических групп с правой и с левой стороны; и много животных. В центре бубна нет никакого изображения; нарисованные там восемь двойных линий символизируют восемь опор, поддерживающих Землю над Морем. У якутов отмечаются таинственные знаки, нарисованные красной и черной красками, - изображения людей и животных. Различные изображения нарисованы также на бубнах енисейских остяков.

.

"С задней стороны бубна находится вертикальная ручка, деревянная или железная, за которую шаман держит бубен левой рукой. Горизонтальные пруты или деревянные поперечины поддерживают неисчислимое количество звенящего металла, погремушки, колокольчики, железные изображения духов, различных животных и т. п., а часто и оружие, как, например, стрелы, лук или нож". Каждый из этих магических предметов несет особую символику и выполняет свою роль в подготовке или осуществлении экстатического путешествия или других мистических переживаний шамана.

Рисунки, украшающие кожу бубна, являются характерной чертой всех татарских племен и лапландцев. Они характеризуются огромным разнообразием, хотя всегда можно отличить среди них наиболее существенные символы - например, Древо Мира, Солнце и Луну, Радугу и т. п. Бубны действительно представляют микрокосм: пограничная линия отделяет Небо от Земли, а в некоторых местах - Землю от Преисподней. Древо Мира (то есть жертвенная береза, на которую взбирается шаман), конь, жертвенное животное, духи-помощники шамана, Солнце и Луна, которых он достигает во время своего небесного путешествия, Преисподняя Эрлик-хана (с семью сыновьями и семью дочерьми Господа Умерших и т.д.), в которую он попадает во время своего нисхождения в царство умерших, - все эти элементы, некоторым образом подытоживающие путь и приключения шамана, изображены на его бубне.

У нас здесь нет места для конкретизации всех знаков и представлений, как и на обсуждение их символизма. Мы просто запомним, что бубен изображает микрокосм с его тремя сферами - Небом, Землей и Преисподней - и одновременно показывает средства, с помощью которых шаман прорывает уровни и устанавливает связь с верхним и нижним мирами. Действительно, как мы уже видели, изображение жертвенной березы (= Древа Мира) не является единственным; мы встречаем также Радугу: шаман возносится в высшие сферы, взбираясь по Радуге. Распространено и изображение Моста, по которому шаман переходит из одной космической страны в другую.


В иконографии бубнов господствует символика экстатического путешествия, то есть путешествия, подразумевающего прорыв уровней, а значит, и прорыв к "Центру Мира". Удары в бубен в начале сеанса, преследующие цель созыва духов и "заточение" их в бубне, представляют увертюру к экстатическому путешествию. Именно поэтому бубен называют "шаманским конем" (якуты, буряты). Конь изображен на алтайском бубне; считается, что, когда шаман ударяет в бубен, он едет на Небо на своем коне. Подобное явление мы встречаем и у бурятов: бубен сделан из лошадиной кожи и представляет это животное. Согласно Менхен-Хельфену, бубен сойотского шамана считается конем и называется хамын ат, дословно "конь шамана", а если шкура одрана с козла - "козлом шамана" (карагасы, сойоты).

Якутские легенды подробно рассказывают о том, как шаман с помощью своего бубна пролетает через семь небес. "Я путешествую на диком козле!" - поют шаманы карагасов (тофаларов) и сойотов. В некоторых монгольских племенах шаманский бубен называется "черный олень". Палка, которой бьют в бубен, у алтайцев получила название "кнута". Чудесная скорость является одним из признаков тальтоса, венгерского шамана. Однажды тальтос "сел на камышину и поехал галопом и прибыл к цели раньше, чем всадник". Все эти верования, представления и символы, связанные с "полетом", "конной ездой" или "быстротой" шаманов, являются образными выражениями экстаза - мистических путешествий, предпринятых с помощью сверхчеловеческих средств, в места, недоступные простым смертным.


Идею экстатического путешествия мы встречаем и в названии, которое шаманы юраков из тундры дают своему бубну: лук, или поющий лук. Согласно Летисало и Харве, изначально бубен использовался для изгнания злых духов, но для этого мог служить также и лук. Безусловно, бубен иногда используется для изгнания злых духов, но в таких случаях его специальное применение забыто и мы имеем дело с "магией шума", посредством которой изгоняют демонов. Такие примеры модификации функции довольно часты в истории религий. Мы, однако, не считаем, что первичной функцией бубна было изгнание духов.

Шаманский бубен отличается от всех других инструментов "магии шума" именно тем, что он делает возможным экстатическое переживание. Бывает ли экстатическое переживание с самого начала подготовлено магией звуков бубна, которые считаются "голосом духов", или же это состояние возникает как результат чрезвычайной концентрации, вызванной долгим звоном, - это проблема, которую мы в данный момент не рассматриваем. Одно, однако, ясно: именно музыкальная магия предопределила шаманскую функцию бубна - а не противодемоническая магия шума.

Доказательством тому служит тот факт, что даже там, где вместо бубна используется лук - как у лебединских татар и некоторых алтайцев, - мы всегда имеем дело с инструментом магической музыки, а не с защитой от демонов: мы не находим стрел, а лук считается однострунным инструментом. Также и киргизские баксы используют для вхождения в транс не бубен, а кобуз - струнный инструмент. Транс, как и у сибирских шаманов, достигается через танец, под магическую мелодию, играемую на кобузе. Танец, как мы увидим далее, воспроизводит экстатическое путешествие шамана на Небо. Это значит, что магическая музыка, символика шаманского наряда и бубна, сам танец шамана являются средствами осуществления и обеспечения магического путешествия. Палки с лошадиными головами, которые буряты называют "лошадьми", подтверждают тот же символизм.

Угорским народам неизвестны рисунки на шаманских бубнах. Зато лапландские шаманы украшают свои бубны еще богаче, чем татары. В большом труде Манкера о лапландском магическом бубне мы находим репродукции и исчерпывающий анализ очень многих рисунков. Не всегда легко идентифицировать мифические персонажи и значения всех изображений, иногда весьма таинственных. Обычно лапландские бубны изображают три космические сферы, отделенные друг от друга пограничными линиями. В Небе мы различаем Луну и Солнце, богов и богинь (формировавшихся, вероятно, под влиянием скандинавских мифологий), птиц (лебедь, кукушка и т. д.), бубен, жертвенных животных и т. п.; Мировое Древо, много мифических персонажей, шаманы, челны, бог охоты, всадники и т. п. населяют промежуточное пространство (Землю); богов Преисподней, шаманов с умершими, змей и птиц мы встречаем в низшей сфере.

Лапландские шаманы используют свой бубен также и для гадания. Этот обычай неизвестен тюркам. Тунгусы практикуют своего рода упрощенное гадание, состоящее в бросании в воздух палочки: положение палочки после падения дает ответ на поставленный вопрос.

Проблема происхождения и распространения шаманского бубна в Северной Азии чрезвычайно сложна и еще далека от разрешения. Есть некоторые указания на вероятный очаг его распространения в Южной Азии. Не подлежит сомнению, что ламаистский бубен оказал влияние на форму не только сибирского, но также и чукотского и эскимосского бубнов. Эти факты не лишены значения для истории формирования современного шаманизма в Средней Азии и в Сибири, и нам еще предстоит к этому вернуться, когда мы попытаемся начертить главные линии эволюции азиатского шаманизма.

Стадии изготовления бубна:

1. Заготовка свежей шкуры и приготовление её.
на этой стадии важно, чтобы кожа была снята без порезов и царапин, правильно засолена или высушена без контакта с железом.
2. Обработка и выделка шкуры.
Важно хорошо отмыть кожу от грязи, соли, мяса и сала.
3. Натяжка и выделка шкуры. Сушка.


От качественной натяжки во многом зависит качество звука. Процесс сушки занимает от недели до двух. Вычищать мех, если это нужно, лучше всего вручную, скребком, как делали это наши предки - это самый качественный способ.
4. Изготовление обода. Выравнивание, шлифование и полирование обода.
Обод гнётся из твёрдого массива дерева, распаривается и крепится, после сшивается и полируется. От степени полировки и лакировки зависит долговечность бубна. От твёрдости древесины обода - его ровность. Фанера, даже многослойная со временем обязательно свернётся в "восьмёрку" либо кожа сломает обод.
5. Раскройка и подготовка шкуры к натяжению.
Шкура кроится с учётом анатомии животного, с учётом геометрии бубна и допусков на крепление. .
6. Подготовка крепёжного материала: шнурков, ниток (если используются), гвоздиков (если используются).
В зависимости от способа крепления кожи подбираются вспомогательные материалы.


7. Сборка основной части бубна: стягивание кожи на ободе.
Натяжение всегда тяжёлый физический процесс. От способа крепления кожи зависит долговечность бубна, устойчивость, реакция на погоду. Кожа размачивается.
8. Создание ручки. Плетение крестовины (если ручка мягкая), вырезание и укрепление деревянной крестовины (если крестовина деревянная).
Крестовина, если она есть у бубна, влияет на звук, на высокие и низкие обертона, на степень натяжения кожи, удобство держания в руке.
9. Конечная доводка бубна.
Только после полной сборки и сушки бубна становятся видны детали, проявляется звук и внешний вид.
10. Изготовление колотушки. Обработка деревянной (или костяной) палочки, защита рабочей поверхности мягким материалом.
В зависимости от вида бубна и его предназначения выбирается и делается колотушка, с мягким концом, резная или простая.


Куд(бубен),камлат – это не просто инструмент, это средство в вхождения в изменённое состояние сознания - дивление, мост путешествия в другие миры.
В славянском шаманизме(кудесничестве) - это ключевой предмет в магической атрибутике. Даже сам термин кудесник - происходит от этого слова «куд». бубен это и модель вселенной (на него часто наносят рисунки-схемы строения мира, с Мировым Древом, верхним и нижним миром), и лодка, конь шамана в его путешествиях, дом для его духов-помошников (ударами в бубен кудесник зовет их и общается с ними). Во многих традициях бубен оружие в борьбе со злыми духами (на бубен часто вешают небольшие изображения стрел и лука, сам бубен может символизировать лук).

Кудесник в своей практике целительства, явления (материлизации нужного), путешествий в Иномирье использует множество различных помощников предметов которые его вдохновляют и помогают своими свойствами как телесными(электромагнитные, световые) и более тонкими свойствами(излучение особой живы-энергии). Например обереги сделанные из дерева в которое ударила молния обладает особой силой. Заговорённый ручей даёт особую воду, обладающую особыми качествами.


Но прежде всего бубен - это средство достижения транса. без бубна шаман не может работать в принципе. Его звук, соразмеренный с ритмом дыхания, сердца кудесника в начале, становящийся хаотичным и резким в конце, уносит сознание в другие сферы реальности. Если говорить научным языком, звук бубна совершенно определенно настраивает мозг на тета- волны (измененные состояния сознания) или даже дельта в крайних случаях (практически кататоническая шизофрения).
за не имением бубна (или в его дополнение) используются другие музыкальные инструменты.



Сегодня интересная статья о том как сделать бубен и оживить его.

Как известно у разных народов Сибири процесс становления шамана проходит по-своему.

Как правило, после того, как человек избран духами на должность шамана, ему предстоит переболеть так называемой «шаманской болезнью», которая внешне выглядит как психическое расстройство.

В это же время, душа будущего шамана проходит необходимые испытания и обряды, которые инициируют и проводят избравшие его духи.

Переболев таким образом, будущий шаман может приступать к изготовлению бубна.

Как правило, первое время своей практики, шаман обходится одной колотушкой, совершая несложные и малозначительные камлания. Деревянная основа колотушки обвязывается тканью, или куделью, так, что приобретает вид длинной плети, размахивая которой, шаман проводит обряды.

После того, как духи определяют зрелость шамана, он получает от них указание сделать свой собственный бубен. Духи указывают, где растет дерево, из которого должна быть сделана обечайка будущего бубна, а также животное, шкурой которого должен быть обтянут инструмент.

Рубка и обработка дерева, а также умерщвление животного сопровождаются специальными обрядами, которые как правило, происходят в течение двух дней.

На третий день шаман собственноручно обтягивает бубен кожей, и совершает моление духу-хозяину бубна. Этого духа шаман часто получает по наследству от предка, шамана, умершего до того, как изготовитель бубна получил свой шаманский дар.

После того, как изготовление бубна завершено, наступает центральный момент церемонии - оживление бубна .

Для этого на обод бубна брызгают водкой, после чего он «оживает» и устами шамана рассказывает о своей предыдущей жизни, когда он еще был деревом, рос в лесу, гнулся от ветра и страдал от мороза. Заканчивается это повествование обещанием хорошо служить новому хозяину. Обряд этот длится иногда целую ночь.

На рассвете, на кожаную поверхность бубна наносятся рисунки. Какие именно изображения следует нанести, шаману рассказывает сам хозяин бубна, вместилищем которого является рукоятка бубна. Она обычно изготавливается из священного дерева - березы. Рукоятка имеет форму антропоморфной фигуры, как бы изображающей самого духа-хозяина.

К ободу бубна подвешиваются многочисленные металлические подвески. Это вместилища для «служебных духов» шамана. Чем больше таких служебных духов имеет шаман - тем больше его сила.

Во время обряда новый бубен обильно окропляют водкой или брагой, после чего высушивают на огне.

На следующий день шаман осуществляет свое первое камлание с новым бубном. Он поднимается в верхний мир и демонстрирует свой инструмент духам-создателям.

Затем спускается в нижний мир к Эрлик-хану. От духов шаман получает важные сведения - срок служения нового бубна, а также количество последующих бубнов, которые предстоит сделать шаману за весь его жизненный цикл. От этой информации зависит срок жизни шамана.

Таким образом, во время первого камлания с первым бубном, он получает точную информацию о дате своей смерти, поскольку известно, что после окончания срока службы последнего бубна, умрет и сам шаман.

При смене старого бубна на новый, шаман уносит отслуживший инструмент в лес, там снимает с него металлические подвески (вместилища служебных духов), которые переходят к следующему сделанному бубну этого шамана.

Момент отказа от старого бубна происходит только в тот момент, когда новый уже готов, но еще не оживлен. Таким образом, на протяжении всей своей жизни, шаман не остается без действующего бубна. После того, как отслуживший бубен покидает своего хозяина, немедленно начинается обряд оживления следующего бубна.