Чем покрыть состаренную древесину. Как состарить дерево: основные моменты. Неординарные способы старения древесины

Старинные деревянные изделия с выцветшей поверхностью, фактурными зазубринами и ажурными бороздками, оставленными жучками-древоточцами, отличаются особой роскошью и очарованием. Понятное дело, естественный процесс старения древесины занимает долгие годы. Впрочем, при желании состарить дерево можно и искусственно. Существует несколько техник, благодаря которым вы сможете самостоятельно придать новым деревянным вещам эффектный антикварный вид.

Химическая обработка идеально подходит для искусственного состаривания древесины лиственных пород:
  1. Для начала деревянные заготовки тщательно очищают от пятен и загрязнений.
  2. Чтобы сделать естественный рисунок древесины более фактурным и объемным, доски поочередно обрабатывают крупно- и мелкозернистой наждачной бумагой.
  3. Далее отшлифованное дерево протирают ветошью или губкой, пропитанной в нашатырном спирте или другом щелочном растворе. В результате такой несложной обработки заготовки приобретают благородное потемнение.
  4. Финишная лакировка прозрачной глазурью придаст подготовленным деревянным изделиям богатый переливающийся глянец.
Чтобы эффектно и быстро «состарить» хвойную древесину, потребуется термическая обработка открытым огнем:
  1. Очищенные от пятен и пыли деревянные детали обжигают при помощи паяльной лампы либо газовой горелки до появления легкого нагара.
  2. Далее обугленную древесину вручную обрабатывают металлической/проволочной щеткой, после этого зачищают мелкой наждачной шкуркой.
  3. Чтобы подчеркнуть красоту и фактуру древесины, изделия покрывают морилкой нейтрального оттенка. Для нанесения раствора используют мягкую чистую губку, впадины и прочие труднодоступные участки прокрашивают кистью.
  4. Заключительный этап обработки заготовок – нанесение декоративного античного воска. Пасту втирают в дерево круговыми движениями при помощи шерстяного сукна.

Механическая обработка (браширование) представляет собой процесс удаления мягких слоев древесины при помощи различных щеток, установленных на дрель либо углошлифовальную машину. Процедура браширования состоит из трех этапов:
  • подготовка древесины и черновая выборка мягких волокон;
  • шлифование и полировка заготовок;
  • тонирование и лакировка подготовленных деталей.

Важный нюанс! Для механической обработки рекомендуется использовать древесину мягких пород с ярко выраженной узорчатой текстурой – сосну, ель, пихту, лиственницу, липу, ясень или орех.

На первом этапе браширования деревянные детали обрабатывают вручную: широкой стамеской или острым углом топора осторожно обтесывают кромки досок и наносят хаотичные зарубки и выбоины различной глубины (до 1,5 см). Далее пускают в ход электрический инструмент и щеточные насадки – именно они позволяют удалить мягкое древесное волокно без повреждения годичных колец. Полимерная щетка, насаженная на дрель либо болгарку, поможет добиться деликатного состаривания, металлическую щетку-крацовку выбирают для более «брутального» эффекта. При использовании щеточных насадок важно придерживаться определенных правил:
  • Перед началом работы обязательно облачитесь в защитную экипировку: качественный респиратор, пластиковые очки и плотные перчатки защитят вас от древесной пыли и отлетающих частиц металлической щетины.
  • Желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы лучи света были направлены перпендикулярно древесным волокнам.
  • В процессе работы избегайте сильного давления на обрабатываемую поверхность, нажим на инструмент должен быть умеренным.
  • Перед непосредственным брашированием новые щеточные насадки необходимо «обкатать», иначе деревянные заготовки покроются мелкой ворсистой «махрой».
  • Движения щетки должны быть направлены вдоль жестких древесных волокон, при поперечной обработке можно испортить естественную красоту годичных колец.
На втором этапе браширования ребристые деревянные заготовки обрабатывают при помощи абразивной щетки и мелкозернистой наждачки. В процессе шлифовки важно удалить все торчащие волокна и заусенцы. Для полировки офактуренных досок используют сизалевую щетку, металлическую вату либо абразивную губку. Пыль с обрабатываемых деталей аккуратно счищают плоской кистью и пылесосом.

На заметку! Для большей натуральности изделия можно украсить «червоточинами». Для этого при помощи тупого керна или шила в древесине вразброс пробивают неглубокие отверстия.

На третьем этапе браширования выполняют тонировку древесины. Чтобы придать заготовкам естественный состарившийся вид, их окрашивают морилкой либо акриловой краской темных оттенков. Сначала на деревянную поверхность обильно наносят выбранное лакокрасочное средство, затем сразу же убирают его излишки ветошью или резиновым шпателем. Благодаря такой технике тонировки выбоины и углубления приобретают насыщенный темный оттенок, а выступы, так называемые «гребни», остаются более светлыми. После полноценной просушки изделия покрывают прозрачной защитной пропиткой либо акриловым лаком.

Чтобы сымитировать старение древесины, придется запастись недюжинным терпением. Такая работа не терпит суеты и спешки. Впрочем, результат стоит того – искусственно состаренное дерево смотрится бесподобно красиво, эффектно и добротно.

В последнее время вошло в моду использование состаренного дерева в отделке мебели и интерьеров. Даже самая простая дешевая мебель из дерева будет выглядеть стильно и дорого после ее искусственного состаривания. Эта статья откроет несколько простых и не очень затратных способов того, как состарить дерево своими руками для мебели и других деревянных изделий.

В природных условиях дерево старится под воздействием солнца, ветра, дождя и других явлений. И этот процесс происходит на протяжении длительного времени. Мы же с вами сделаем процесс состаривания дерева искусственным, что значительно сократит время и улучшит конечный результат. Если всю работу описать вкратце, то она будет состоять из двух этапов: механическая обработка дерева (легкое повреждение, удаление мягких волокон) и покраска лаками и краской.

Чтобы состарить дерево, вам понадобится:

  • жесткая металлическая щетка;
  • циркулярная щетка;
  • крупная и мелкая шкурка;
  • сметка;
  • несколько кистей;
  • антисептик для дерева;
  • уайт-спирит;
  • темный Пинотекс или темная лазурь Белинка;
  • белая лазурь Белинка;
  • большая губка.

С помощью набора этих инструментов и материалов мы сможем состарить дерево пятьми различными способами. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Первый способ состарить дерево — удаление мягких волокон и покраска

Искусственно состарить деревянную поверхность можно с помощью жесткой щетки, которой удаляются мягкие волокна древесины и, таким образом, создается рельеф, линии которого будут подчеркиваться окраской дерева.

Деревянная поверхность предварительно ошкуривается, затем она обрабатывается вдоль волокон циркулярной (с помощью специальной насадки для болгарки) или металлической ручной щеткой в результате чего с поверхности удаляются мягкие волокна древесины.

Опилки удаляются специальной щеткой с мягким ворсом, но ни в коем случае не рукой, чтобы избежать заноз.

Дерево мгновенно меняет облик, обретает красивый рельеф и контрастную окраску, которую специально подчеркивают окрашиванием в два слоя.

Для окрашивания используют полупрозрачную лазурь Белинка, которую наносят на очищенную поверхность с помощью кисти или валика.

Дерево будет иметь уже довольно привлекательный вид.

Через несколько минут берется губка и с ее помощью аккуратно снимается слой глазури, в результате чего деревянная поверхность приобретает рельеф. Можно оставить поверхность в таком виде и покрыть ее прозрачным лаком, если такой цвет состаренного дерева вам по вкусу.

Но если вы хотите добавить окраске стиля а-ля Прованс, тогда поверх первого слоя наносится еще один осень тонкий слой белой лазури Белинка.

Через несколько минут аккуратно губкой убираем свежую лазурь, в результате чего у нас получается беленое состаренное дерево, с помощью которого создается стильный интерьер а-ля Прованс. Когда глазурь полностью высохнет, поверхность можно покрыть лаком имеющим ту же основу, что и лазурь, или наложить еще один слой бесцветной лазури.

Такой способ состаривания дерева идеально подходит для балок и других элементов деревянных конструкций, при создании стиля старины.

Второй способ — рельеф старины и многослойная окраска дерева

С помощью этого способа дереву специально придается вид старинной, антикварной вещи, потертой временем. Для этого используется многослойная окраска дерева.

Предварительно поверхность дерева должна специально подвергнуться всевозможным мелким повреждениям: ее бьют молотком, прокалывают шилом, дерут пилой, пропечатывают шурупами или стальными прутами, делают все возможное, чтобы придать ему рельеф старины.

Затем поверхность грунтуется слоем Пинотекса. После его высыхания она покрывается сплошным толстым слоем тонированной краски (антисептика).

Так как Пинотекс имеет густую консистенцию, он может быть положен неравномерно, так как намного гуще от лазури Белинка. Его используют в тех случаях, если нужно создать густой нижний слой на состаренном дереве.

Лазурь Белинка более жидкая, она легко и равномерно распределяется по всей поверхности дерева, создавая ровную окраску поверхности.

Когда первый слой высохнет его можно намеренно подвергнуть мелким повреждениям: потереть мелкой или крупной шкуркой, пройтись металлической щеткой. Главное – не переусердствовать. Налет времени здесь должен быть минимальным. По утверждению специалистов наиболее достоверный эффект старины дает покраска Пинотексом неравномерным слоем.

После процедуры намеренного состаривания методом нанесения царапин шкуркой или металлической щеткой, на поверхность наносится полупрозрачный слой белой лазури, чтобы сквозь нее просвечивался темный нижний слой. Совсем не обязательно краску наносить равномерным слоем.

После высыхания верхнего слоя, с помощью металлической щетки продольными движениями соскребается верхний слой белой глазури, в результате чего создается рельефный рисунок состаренного дерева. Такой рисунок имеет очень контрастную окраску, что очень далеко от натурального цвета состаренного дерева. Чтобы привести цвет к более совершенному тону, его нужно сделать немного приглушенным. Для этого белую глазурь разбавляют наполовину уайт-спиритом и покрывают деревянную поверхность этой смесью.

Состаренное дерево, созданное на основе лазури Белинка, имеет спокойный теплый тон после окончательной обработки. Пинотекс дает более интересный декоративный эффект, с глубоким темным цветом основы. Его используют в создании состаренной мебели, а также в элементах отделки.

Третий способ — обработка щеткой и белой глазурью

Этот способ состарить дерево является самым простым и быстрым. Деревянная поверхность обрабатывается металлической щеткой, затем покрывается слоем белой глазури.

После высыхания глазури поверхность опять обрабатывается металлической щеткой. В результате мы имеем беленую деревянную поверхность, немного состаренную рельефным рисунком от металлической щетки.

Мастер-класс: «Как состарить дерево?»

Давайте разберем еще один способ, как состарить дерево своими руками. На фото выше показаны этапы выполнения работ, а ниже я подробно опишу их.

1. Нужно правильно выбрать дерево для состаривания. Не стоит выбирать молодую древесину, из-за мелких волокон она не имеет никакой декоративной ценности. Трудно и долго будет обрабатываться смолистая древесина. Дерево должно иметь ярко выраженную структуру и здоровые сучки.

3. Стамеской нужно сделать бесформенные засечки на гранях доски, как будто топором.

4. Для снятия мягких волокон древесины можно использовать насадку для дрели с жесткими нейлоновыми ворсинками. При этом не стоит слишком усердствовать и давить на инструмент, нажатия должны быть легкими чтобы не снизился КПД работы. Для обработки можно использовать и металлическую щетку — в этом случаи будет более грубый результат.

5. Можно добавить эффект червоточин, но это на любителя. С помощью керна или тупого гвоздя делаем отверстия глубиной 1-2 мм.

6. Теперь нужно очистить поверхность и вскрыть ее краска-лаком Pinotex Uitra. Данное покрытие будет устойчиво даже к атмосферным условиям. Можно также использовать Сенеж аквадекор.

7. После того, как краска высохнет поверхность нужно зашкурить мелкой наждачной бумагой № 80. В результате будет очень красивый эффект, когда впадины на древесине останутся темными, а выступы светлыми, то есть мы выделим объемность и структурность древесины.

8. Заключающий этап — повторное вскрытие дерева красной.

Состаривание дерево с помощью огня

Состарить дерево можно газовой горелкой.

И здесь можно выделить три основных способа:

1. Состаривание без предварительной механической обработки дерева. То есть мы просто подчеркиваем текстуру древесины обжигая ее. После чего проходим мелкой наждачкой и вскрываем лаком.

2. Сначала проводится механическая обработка древесины — удаляем мягкие волокна, а затем проводим обжиг. Такой способ придаст дереву рельефный и объемный вид, что безусловно будет смотреться шикарно.

3. Интенсивный обжиг древесины, который позволит выжечь мягкие волокна дерева и последующая механическая обработка жесткой щеткой.

Напоследок хочу дать несколько советов:

  • Более красиво и эффектней будет смотреться состаренные изделия из старых досок. Если у Вас нет такого материала, поспрашивайте у соседей или знакомых, зачастую такой материал можно получить совершенно бесплатно, а работать с ним будет намного легче.
  • Разные породы древесины будут состариваться и красится по разному при использовании одних и тех же материалов. Это нужно учитывать при сборе деревянных конструкций.
  • Сейчас в магазинах можно купить уже готовую состаренную доску, не выполняя выше описанные операции.

Это калька уже с итальянского – patina. В широком смысле патина – благородные следы старения. Суть метода: подбираем краску в тон мебели, покрываем в один слой и даем высохнуть (поверхность перед покраской ошкурите). Затем делаем оттенок посветлее – повторяем процедуру. Теперь берем мелкую шкурку или жесткую губку и ваяем потертости. Важно, чтобы сквозь верхний слой проглядывала основа. Должно быть видно, что мебель красили не раз. Степень обшарпанности регулируйте на свой вкус. В конце покройте изделие прозрачным лаком или воском.

Патинирование подходит не только для деревянных поверхностей, но и для металла и гипса, например. Помните об этом при выборе краски. Они различаются как раз по типу материала, на котором вы будете их использовать. Самые популярные – акриловые.

Увлеклись процессом? Кроме мебели, патинировать можно все что угодно – от розеток и плинтусов до фоторамок. И кстати, попрактиковаться для начала лучше все же на последних, а не на шкафу.

Совет InMyRoom: первый слой слегка затрите шкуркой, чтобы улучшить его сцепление с новой краской.

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Как подготовиться к работе?

Существует 3 метода старения древесины: химический, термический, механический.

Существует 3 широко применяемых :

  • химический, который подходит только для изделий из лиственных пород деревьев;
  • термический (обжиг) – применим для древесины любой породы;
  • механический (браширование) – подходит для хвойных пород и дуба.

Для работы с древесиной требуются такие инструменты и материалы:

  • топор;
  • дрель или болгарка с насадками;
  • щетка с металлической щетиной;
  • волосяная щетка;
  • кисти малярные;
  • морилка, краска акриловая, бесцветный лак, воск;
  • наждачная бумага.

Приобретая доски или брус, из которых планируется создать искусственно состаренную вещь, можно выбирать экземпляры, которые уже повреждены жучком, имеют на поверхности сколы и выбоины, небольшие трещины и сучки. После обработки они придадут особенно очарование «старинному» предмету.

Готовая мебель для состаривания подбирается массивная, немного грубоватая или в деревенском стиле, похожая на сделанную вручную штучную мебель прошлого века. Перед декорированием любым способом лучше всего разобрать предмет мебели на составные части. Это позволит обработать все поверхности, не оставляя в труднодоступных местах необработанных участков, которые будут бросаться в глаза.

Перед тем как начинать декорировать предмет в первый раз, стоит потренироваться и набить руку на различных бросовых кусках досок и любой древесины. Мастер будет действовать увереннее, со знанием многих нюансов, которые могут возникать при работе. На этих же учебных пособиях удобно подбирать тон красок или морилок, заранее оценить то, что получится в результате.

Многие операции (браширование, окраску и просушку после нее, обжиг) следует производить на открытом воздухе.

Наиболее доступны для покупки материалы из дерева хвойных пород: сосны, ели, лиственницы. Они обладают выраженной структурой и рисунком, образованном волокнами разной твердости. Это делает их пригодными для механического декорирования.

При помощи инструментов, разрушающих верхние слои дерева, можно добиться эффекта старения гораздо быстрее, чем если бы это происходило естественным путем. Все потертости, выбоины и трещины можно имитировать 2-мя методами:

  1. На поверхность доски, бруса или бревна острым уголком топора нанести выбоины разной глубины и обширности в хаотичном порядке. Углы бруска немного стесать топором, не заботясь об аккуратности или ровной поверхности. После этого все обработанные таким способом поверхности требуется тщательно отшлифовать жесткой щеткой со стальной щетиной. При шлифовке большого изделия лучше использовать дрель или болгарку со специальной насадкой. Шлифовать надо до тех пор, пока все острые грани, возникшие при рубке топором, не приобретут очертания выглаженных временем естественных повреждений. Важно помнить, что движения щетки всегда должны быть направлены вдоль волокон. Следующим этапом будет шлифовка шкуркой для снятия торчащих волокон и обработка стальной щеткой с более мягкой щетиной, чем в 1-ый раз. При этом часть мягких волокон удаляется, образуя неглубокие впадины между гребнями из более жестких зимних волокон древесины. Этой же щеткой можно дополнительно выделить сучки и трещины.
  2. После шлифовки светлой поверхности нового изделия требуется придать сходство с потемневшей от времени старой древесиной: окрасить его морилкой или темной акриловой краской. После высыхания шкуркой со средним зерном без сильного нажима немного протереть дерево, снимая краску с выступающих гребней и возвышенностей. При этом темная окраска сохраняется в выбоинах и между волокон. Для окончательной отделки изделие покрывают акриловым прозрачным или светло-желтым лаком, просушивают до полного высыхания.

Более «гуманный» способ. Подойдет для некрупных изделий и мебели, деревянной посуды и других небольших поверхностей. Браширование производится вручную, щеткой с металлической щетиной. При этом, как и в предыдущем случае, мягкие волокна удаляются, оставляя гребни из твердой древесины. Волосяной щеткой сметают древесную пыль, контролируя процесс на глаз и добиваясь нужной степени потертости поверхностей. После этого окрашивают и декорируют изделие, как указано выше.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком – проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь. Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним.

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

При использовании уксуса особое внимание обратите на то, что это должен быть столовый 9%-ный уксус, а не кислота.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.

В данной статье узнаете способы старение древесины. Для ремонтных работ в квартире годится далеко не всякая древесина — бруски и доски требуются ровные, прямые, без сучков и сухие. Последнее требование может быть даже главным — сырая древесина, использованная для работы, после высыхания даст усадку и даже может привести к изменению формы — брусок может скрутить винтом, а из доски сделать корыто.

Поэтому для всех ремонтных работ используем только сухое дерево. Последнее время кроме цельнодеревянных реек и балок все шире используются заготовки клееные в виде столярных щитов и досок, склеенных под давлением из отдельных реек — ламелей. Такие заготовки значительно удобнее (и дороже), так как менее подвержены различным изменениям формы и размеров.

Деревянные балки и другие деревянные изделия и заготовки могут использоваться в первозданном неотделанном виде, но чаще все же древесина подвергается обработке.

Морение древесины

Кроме простой окраски и лакирования крупные деревянные детали чаще всего подвергаются
специальным видам декоративной обработки — обработке морилками и искусственному старению поверхности.
Оба эти приема позволяют изменить внешний вид деталей, придавая им вид более темной и более дорогой древесины или создать иллюзию изделия, изготовленного много лет назад.
Эти приемы получили такое распространение при ремонтных работах в помещениях, что нередко эти приемы даже путают — обработку морилкой считают старением древесины, а старение принимают за составную часть процесса морения. Для этого, правда, есть некоторые основания — старение древесины почти всегда сопровождается морением для придания «более старого» вида.

Как проморить древесину

Следует заметить, что морение древесины — очень старый прием изменения внешнего вида деревянных изделий, и поэтому для проведения этого процесса существует множество приемов и
материалов. Но это не меняет существа процесса и мало сказывается на его технологии.
Изменение цвета древесины в процессе морения происходит за счет химических реакций клетчатки и вводимых реагентов, а отсюда великое множество рецептур и режимов. Поэтому дать готовый рецепт довольно трудно, хотя в продаже вы встретите готовые растворы
«под орех», «под дуб», «под черное дерево» и даже «под карельскую березу». Но каждый химический состав действует по-своему на различную древесину. Поэтому перед тем, как отделывать изделие, опробуйте процесс на невидимой стороне изделия и подождите результата.

В большинстве случаев процесс изменения цвета древесины происходит не сразу, поэтому при использовании морилок запаситесь терпением.
Кроме того, на практике применяются другие материалы для изменения цвета поверхности древесины в виде разного рода пропиток, создающих окрашивание поверхностного слоя без химического взаимодействия с клетчаткой. Пропитки даже удобнее морилок, так как дают более быстрый и предсказуемый результат.

Для химического изменения цвета поверхностных слоев древесины можно использовать даже всем знакомые подручные средства: йод, зеленку, марганцовку. Все эти средства есть в домашней аптечке, и каждый может попробовать себя в качестве отделочника — на досуге и на ненужном куске доски.

Получаемый результат сильно зависит от сорта древесины, концентрации реагента и времени выдержки, поэтому пробы неизбежны.
Все составы используют в виде разбавленных водных растворов, поэтому, разводя для пробы йод или марганцовку, постарайтесь запомнить (записать) концентрацию раствора. Сильно разбавленные растворы дают (как правило) слабое окрашивание, а более концентрированные — более интенсивное.

На поверхность древесины раствор наносят кисточками. В зависимости от степени разведения при нанесении на поверхности образуется окрашенный слой различной интенсивности — это сильно зависит от химической активности реагента. Наиболее мягко работает зеленка (бриллиантовая зелень), наиболее агрессивно — марганцовка (марганцовокислый калий). Йод на различных породах дерева ведет себя по-разному, но тоже достаточно агрессивно, создавая темную окраску. Для сравнения можно на одном куске древесины попробовать не только различные концентрации реагентов, но и сравнить действие различных веществ.
Очень большое влияние на получаемый результат оказывает состояние обрабатываемой поверхности. Чем ровнее эта поверхность, тем предсказуемое результат обработки. Если поверхность детали гладкая, шлифованная, то можно получить равномерное окрашивание всей поверхности.

Но эти особенности — неравномерность цвета при обработке грубой поверхности — используют для создания дополнительных декоративных эффектов, например имитации старого дерева.

Примеры из практики

Отделаем морилкой деревянный брус.
Готовим поверхность.
Пример 1.

Перед использованием морилки поверхность древесины обрабатываем — строгаем и шлифуем. Строгание выполняем электрическим рубанком — это позволяет получить достаточно чистую и ровную поверхность.
Иногда этого бывает достаточно для использования морилок.
Но более надежные результаты можно получить после шлифовки поверхности — убирая все микронеровности, мы получаем более равномерное окрашивание волокон. Для шлифования применяется наждачная бумага мелкой зернистости, причем зернистость бумаги очень сильно зависит от твердости (от породы) древесины. Как и строгание, шлифование производят только вдоль волокон, так как только при этом получается максимально гладкая поверхность с минимумом ворсинок. Для выполнения процесса шлифовки можно использовать брусок, обернутый наждачной бумагой, и работать вручную (рис. 2) .
Но лучше использовать электрическую шлифовальную машину позволяющие получать наиболее гладкую поверхность.

Очень важно после строгания и шлифовки тщательно удалить древесную пыль с поверхности, подготавливаемой под морилку, — частицы пыли могут дать неустранимые пятна. Поэтому не случайно рядом со шлифовальным бруском с наждачной бумагой соседствует мягкая кисть, удаляющая пыль.

И только после этого на поверхность мягкой кистью наносят морилку. Мягкий тампон из хлопчатобумажной безворсовой ткани дает даже лучшие результаты по сравнению с кистями.
Результат процесса сильно зависит от концентрации морилки, наличия неравномерностей и натеков состава, поэтому вслед за кистью с морящим составом используется чистый тампон или тряпка, которыми снимают излишки.
Последнее время в продаже появились морилки, обладающие тиксотропными свойствами — желеобразный состав прекрасно растекается по поверхности и не образует натеков (и капель). Использование тиксотропных морилок упрощает работу — после нанесения состава использовать тряпку или тампон не требуется.

Пример 2.

Для повышения выразительности деревянных деталей, в особенности при использовании светлой морилки, применяют прием прорисовки кисточкой рисунка древесины обычной гуашевой краской.
На поверхность бруса с прорисованным рисунком наносят морилку и сразу снимают излишки состава тампоном или тряпкой.
Морилкой обрабатывают многие детали интерьера помещения и различные детали оформления: рамки 5 картин, молдинги, карнизы и проч.

Способы старение древесины

Морилка дает возможность придать обычной сосновой доске видимость «породистого» дерева, притемнить его и даже в некоторой степени имитировать старое дерево, но для более ощутимого результата поверхностный слой древесины подвергается специальной обработке.

Как правило, используется обработка поверхности круглой металлической щеткой (шарошкой). Такая щетка используется в слесарном деле для зачистки поверхности металла от ржавчины перед окраской.
Шарошку закрепляют в патроне электродрели и, двигая вращающуюся шарошку вдоль волокна древесины, удаляют из поверхностного слоя древесины наименее прочные, мягкие волокна, а более твердые волокна остаются.
Таким образом получается имитация старение древесины.
Структура древесины выявляется за счет более твердых оставшихся волокон), но эти волокна не образуют ровной поверхности, и для ее выравнивания поверхность пр ошлифовывают наждачной бумагой.
Шлифование можно производить вручную, держать наждачную бумагу пальцами не рекомендуется — и пальцы обжечь можно, и ровную поверхность получить трудно.
Удалив пыль с поверхности древесины, можно приступать к морению древесины- кисточкой наносят тиксотропную морилку, не требующую последующего снятия излишков.

Морилка притемняет цвет древесины и способствует дополнительному выявлению рисунка. Сочетание искусственного состаривания поверхности дерева шарошкой и использования морилки дает более ощутимый результат по сравнению с использованием морилки без состаривания.
Обработанные морилкой и морилкой в сочетании с механическим состариванием деревянные заготовки широко используют при создании в помещении «сельских» мотивов.

Деревянные балки, обработанные морилкой или состаренные и проморенные, часто применяют для отделки потолков. Но древесину с удаленными мягкими волокнами после шарошки нередко используют без выравнивания выступающих прожилок — считается, что такая грубая поверхность еще лучше имитирует старую древесину.