Проект планеты солнечной системы. Проект "планеты солнечной системы""


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №4 г. Чехова
Проект
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Подготовили: ученики 4-Б класса
Руководитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Натопта Елена Николаевна
2013-2014 учебный год
Содержание:
Введение………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………
Введение
Образовательный проект по планетам Солнечной системы выполнен учащимися 4-го Б класса в рамках предмета "Мир вокруг нас". Сформулированные цели и задачи определили пути обработки информации по следующим вопросам: почему планета имеет такое название; кто и когда обнаружил ее существование; где расположена планета относительно Солнца; какие существуют спутники планеты; какое строение имеет планета и каково ее население?
Название проекта: «Планеты солнечной системы»
Руководитель проекта: Натопта Е.Н., учитель начальных классов

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 4-б класс (10 лет).

Тип проекта по масштабу применения: групповой (для учащихся одного класса).

Тип проекта по продолжительности выполнения: кратковременный

Тип проекта по характеру деятельности учащихся: образовательный
Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»).

Мотивационный компонент: «Что мы знаем о звёздах и планетах?»
Цель проекта для учеников: учиться работать над групповым проектом, самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать свои собственные творческие и деловые возможности.
Цель проекта для учителя: учить работать в парах и группах, контролировать и оценивать свою работу; развивать познавательный интерес обучающихся, формировать речевую, коммуникативную и информационную компетентности.
Основная часть
Этапы работы над проектом:
1 Этап. Разработка проектного задания
Задачи этапа:
- определение темы, уточнение целей;
- выбор рабочих групп и распределение ролей;
- определение источников информации
1 группа – найти информацию об Уране, Нептуне, Плутоне, подготовить шапочки для мини-спектакля
2 группа – найти информацию о Солнце, нарисовать, сделать макет планет Солнечной системы
3 группа – найти материал о Меркурии, Венере, Земле, нарисовать планеты
4 группа – найти материал о Марсе, Юпитере, Сатурне, нарисовать планеты
2 Этап. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов, обсуждение конкретных выходов по проекту (газета, альбом, плакат, сценка).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Учащиеся вместе с родителями работают с информацией, находят материал в библиотеке, интернете. Работают индивидуально, в группах, парами, согласно распределению ролей. Учитель наблюдает, консультирует.
3.Этап. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.
4. Этап. Анализ и обобщение:
1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.
2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу).
3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.
5.Этап. Представление проекта в виде мини-спектакля: Выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями, на научно- практической конференции.
6.Этап. Оценка результата и процесса: Рефлексия деятельности, анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Мини-спектакль «Планеты Солнечной системы»
1 группа
«Солнце»: «Блуждающая звезда»... Так переводится с греческого языка слово планета. Планеты не занимают определенного места на звездном небе, а блуждают среди звезд. Это происходит оттого, что они вращаются вокруг Солнца.
Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий. За 88 земных суток он совершает оборот вокруг Солнца.
«Меркурий»: Я - Меркурий – первая планета от Солнца.
Я нахожусь ближе всех к Солнцу, и днем на мне жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью становится очень холодно, ниже нуля – у меня нет атмосферы, и тепло не сохраняется. Я – самая маленькая из «внутренних планет» и вращаюсь вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром меня назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.
«Солнце»: Даже при свете Солнца, в лучах утренней и вечерней зари, когда уже исчезли другие звезды, на небе можно разглядеть яркую звезду. Но, увы, это не звезда. Это планета отражает солнечный свет. Поэтому кажется светящимся шаром. С Земли видна лишь одна сторона этой планеты.
«Венера»: Я - Венера – вторая планета от Солнца.
По своим размерам я схожа с Землей, а мою поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера у меня почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, и потому на Венере постоянно высокая температура. Я – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращаюсь не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.
«Земля»: Земля – третья планета Солнечной системы. Это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. «Живую» оболочку планеты образуют микроорганизмы, растения, животные, люди.
«Солнце»: Если на ночном небе Вы заметите красноватую звездочку, которая Вам подмигивает, то знайте – это наш ближайший сосед – планета Марс. Когда ученые сфотографировали эту планету, то оказалось, что марсианская земля красновато-бурого цвета, а небо тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли. Пыль лежит толстым слоем на дне кратеров, на склонах гор, в долинах и глубоких оврагах. Стоит подняться ветру, как начинается пылевая буря. Она длится несколько месяцев. Потом пыль оседает, проясняется небо. Марс успокаивается.
«Марс»: Я Марс. Марс меньше Земли примерно в 2 раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Поэтому получает от Солнца меньше тепла. Днем здесь можно загорать, но с заходом Солнца резко холодает. Ночью ударяет мороз. Но ни купальник, ни шуба Вам не понадобятся для путешествия по этой планете! Ее атмосфера непригодна для дыхания.
Все: Мы- каменные планеты!
2-я группа
«Солнце»: Ярко-белой звездой сияет на небосводе Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. Его диаметр около 140 тысяч км. Год Юпитера равен почти 12 земным годам. Эта планета богата на спутники.
«Юпитер»: Я - Юпитер, самая большая планета Солнечной системы. Я так велик, что внутри меня могли бы уместиться остальные восемь планет. У меня небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Я очень быстро вращаюсь вокруг своей оси, из-за чего моя средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Я имею цветастую атмосферу и 16 спутников, а в моей атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.
«Солнце»: Он окружен великолепными плоскими кольцами, которые составляют как бы одно кольцо. Внутри него можно уложить три раза земной шар. Кольцо Сатурна не сплошное, оно состоит из мелких спутников, расположенных в одной плоскости.
«Сатурн»: Я - Сатурн.
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, меня легко узнать по окружающим меня красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Я состою из водорода и гелия и являюсь наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, я вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который меня можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.
«Солнце»: В 1781 году была открыта новая планета, которая больше Земли в 73 раза. Это Уран. Французский ученый Леверье выяснил, что за 60 лет планета отклонилась от вычисленной орбиты.
«Уран»: Я - Уран. Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца я удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому здесь очень холодно. Я в основном состою из гелия и водорода, а содержащийся в моей атмосфере газ метан придает мне зеленый цвет.
«Солнце»: При наблюдении в телескоп планета имеет вид зеленоватого диска, лишенного каких-либо деталей. Это неудивительно. Ведь планета удалена от Солнца на 4,5 миллиарда километров.
«Нептун»: Я - Нептун. Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От меня до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому здесь стоят лютые морозы. Температура на моей поверхности – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.
«Солнце»: Самой маленькой планетой считался Плутон. Возможно, из-за своей величины ей пришлось покинуть список планет. В Солнечной системе очень много малых планет диаметром от нескольких сотен метров до сотен километров. Они называются астероидами. Так что у наших ученых есть возможность для открытия новых планет.
«Плутон»: Я - Плутон. Впервые Плутон заметили в 1930 году. Я самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Мой диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. температура на моей поверхности – минус 230 градусов.
Все: Мы- газовые планеты!
(Все выходят и становятся в ряд)
«Солнце»: Ребята, выучите считалочку, которая поможет вам запомнить расположение планет в Солнечной системе!
Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон. Наше Солнце чемпион!
Заключение
Данный проект является серьёзной самостоятельной работой учащихся 4-го «Б» класса.
В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы со словарем, книгой, Интернетом. Работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.
Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной, познавательной. Позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты.
Литература
Астрономический календарь - М., «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1995г.
Большая Серия Знаний «Вселенная» - М., 2006г.
БронштейнВ.А. «Планеты и их наблюдения» - М., «Наука».
Клушанцев П. «Отзовитесь Марсиане!» - М., «Детская литература», 1995г.
«Наука» энциклопедия - М., 1995г.
«Наука», главная редакция физико-математической литературы - М., 1984г.
«На зов таинственного Марса» - М., «Детская литература», 1991г.
«Про луну и про ракету» - М.,«РОСМЕН», М., 1999г.
Энциклопедия для детей «Аванта +» - М., 1998г.

Это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от центра планетарных орбит, то за цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.

Различают две группы планет :

Планеты земной группы: и . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу.

Планеты гиганты: и . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

А вот не попадает ни в одну группу, т.к., несмотря на свое нахождение в Солнечной системе, слишком далеко расположен от Солнца и имеет совсем небольшой диаметр, всего 2320 км, что в два раза меньше диаметра Меркурия.

Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку их расположения от Солнца, а также рассмотрим их основные спутники и некоторые другие космические объекты (кометы, астероиды, метеориты) в гигантских просторах нашей планетарной системы.

Кольца и спутники Юпитера: Европа, Ио, Ганимед, Каллисто и другие...
Планету Юпитер окружает целое семейство из 16 спутников, причем каждый из них имеет свои, непохожие на другие особенности...

Кольца и спутники Сатурна: Титан, Энцелад и другие...
Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах-гигантах. Вокруг Сатурна кольца особенно четко видно, потому что состоят из миллиардов мелких частиц, которые вращаются вокруг планеты, помимо нескольких колец у Сатурна есть 18 спутников, один из которых Титан, его диаметр 5000км, что делает его самым большим спутником Солнечной системы...

Кольца и спутники Урана: Титания, Оберон и другие...
Планета Уран имеет 17 спутников и, как и другие планеты-гиганты, опоясывающие планету тонкие кольца, которые практически не имеют способности отражать свет, поэтому открыты были не так давно в 1977 году совершенно случайно...

Кольца и спутники Нептуна: Тритон, Нереида и другие...
Изначально до исследования Нептуна космическим аппаратом "Вояджер-2" было известно о двух спутников планеты - Тритон и Нерида. Интересный факт, что спутник Тритон имеет обратное направление орбитального движения, также на спутнике были обнаружены странные вулканы, которые извергали газ азот, словно гейзеры, расстилая массу темного цвета (из жидкого состояния в пар) на много километров в атмосферу. Во время своей миссии "Вояджер-2" обнаружил еще шесть спутников планеты Нептун...

ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска

Проектно-исследовательская работа

Подготовили: воспитанницы

Хлупина Елена

Куликова Алена

Руководитель: учитель географии

Боброва Алла Алексеевна

Курск - 2013

Паспорт проектной работы


  1. Название проекта : Солнечная система

  2. Руководитель проекта – Боброва Алла Алексеевна, учитель географии ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска,

  3. Состав проектной группы – Хлупина Елена, Куликова Алена.

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту : Природоведение.

  5. Тип проекта : презентация

  6. Цель проекта : узнать как можно больше о планетах Солнечной системы и освоить различные способы бисероплетения.

  7. Задачи проекта :

  • определить состав Солнечной системы;

  • научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет;

  • научиться формулировать выводы из полученной информации;

  • узнать как можно больше о космосе и планетах;

  • создать модель Солнечной системы из бисера, используя технику «сетка по кругу».

  1. Продукт проекта : презентация с фотографиями, модель «Солнечная система» (из бисера).

  2. Аннотация:
Тема представленной презентации актуальна – во все времена человек хотел узнать, как устроен окружающий его мир, и, в особенности, Космос, Вселенная. Также важно научиться искать нужную информацию в том огромном современном информационном поле – книги, журналы, интернет. И что особенно важно, делать выводы из полученной информации.

В презентации «Солнечная система» рассказывается о том, как появилась Вселенная, что такое Солнечная система, планеты и спутники.

Модель «Солнечная система» выполняется из бисера в технике «сетка по кругу». В результате изготовления модели возникает четкое представление о строении Солнечной системы.


Солнечная система – планетная система, в центре которой находится центральная звезда Солнце со всеми вращающимися вокруг нее космическими объектами (кометами, астероидами и др.).

Центром солнечной системы является Солнце – звезда , вокруг которой по орбитам обращаются планеты. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца. В солнечной системе сейчас официально признано 8 планет, а раньше к планетам относили и Плутон.

Спутники планет . В солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет, которые есть у всех них, кроме Меркурия и Венеры. Известно свыше 60 спутников. Большинство спутников внешних планет обнаружили, когда получили фотографии, сделанные автоматическими космическими аппаратами. Наименьший спутник Юпитера – Леда – в поперечнике всего 10 км.


Ученые называют звезду Солнце желтым карликом, но это не означает, что Солнце – маленькая звезда. По сравнению с большинством звезд в нашей Галактике, Солнце – довольно большая и яркая звезда, которая находится примерно в середине своего развития (эволюции). Более яркие и горячие, чем Солнце, звезды редки, а более тусклые и холодные звезды (красные карлики) встречаются чаще.

К планетам земной группы ученые относят внутренние планеты (те, что находятся ближе к Солнцу). Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют твердую поверхность. Они меньше, чем четыре планеты гиганта.


Меркурий.

Меркурий движется быстрее других планет, обжигаясь солнечными лучами днем и замерзая ночью.

Характеристика планеты Меркурий:

Период обращения вокруг Солнца: 88 суток.

Диаметр на экваторе: 4878 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 58 дней.

Температура поверхности: плюс 350 градусов Цельсия днем и минус 170 градусов ночью.

Атмосфера: очень разреженная, гелий.

Спутников нет.


Венера .

Венера больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из-за окутывающих ее облаков. Поверхность – раскаленная каменистая пустыня.

Характеристика планеты Венера:

Период обращения вокруг Солнца: 225 суток.

Диаметр на экваторе: 12104 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 243 дня.

Температура поверхности: 480 градусов (средняя).

Атмосфера: плотная, в основном углекислый газ.

Спутников нет.


Земля.

По всей видимости, Земля сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно “растили” планету. Температура на поверхности достигла 5000 градусов Цельсия. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Но температура в недрах и по сей день довольно высока – 4500 градусов. Горные породы в недрах расплавлены и при извержении вулканов выливаются на поверхность. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть.

Характеристика планеты Земля:

Период обращения вокруг Солнца: 365 суток.

Диаметр на экваторе: 12756 км.

Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 23 часа 56 мин.

Температура поверхности: 22 градуса (средняя).

Атмосфера: в основном азот и кислород.

Главные спутники планеты: Луна.


Марс.

Из-за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Это четвертая по порядку планета.

Характеристика планеты Марс:

Период обращения вокруг Солнца: 687 суток.

Диаметр планеты на экваторе: 6794 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 24 часа 37 мин.

Температура поверхности: минус 23 градуса (средняя).

Атмосфера планеты: разреженная, в основном углекислый газ.

Два спутника - Фобос, Деймос.

Четыре внешние планеты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Эти планеты также называют газовыми гигантами, потому что они намного больше планет земной группы. Внешние планеты в значительной степени состоят из газов: водорода и гелия. А в составе Урана и Нептуна много льда, поэтому некоторые астрономы называют их «ледяными гигантами». У всех четырех газовых гигантов имеются кольца, но только кольцевая система Сатурна достаточно легко наблюдается с Земли.


Юпитер.

Юпитер превосходит Землю более чем в 10 раз по диаметру, в 300 раз по массе и в 1300 раз по объему. Он более чем вдвое массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых. Сколько планете Юпитер нужно, чтобы стать звездой? Нужно его массу увеличить в 75 раз!

Характеристика планеты Юпитер :

Период обращения вокруг Солнца: 11 лет 314 суток.

Диаметр планеты на экваторе: 143884 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 9 часов 55 мин.

Температура поверхности планеты: минус 150 градусов (средняя).

Число спутников: 16 (+ кольца).

Главные спутники планет по порядку: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.


Сатурн.

Это вторая по величине планета Солнечной системы. Сатурн привлекает к себе взгляды благодаря системе колец, образованную из льда, камней и пыли, которые обращаются вокруг планеты. Существует три главных кольца с внешним диаметром 270000 км, но толщина их около 30 метров.

Характеристика планеты Сатурн:


Период обращения вокруг Солнца: 29 лет 168 суток.

Диаметр планеты на экваторе: 120 тысяч км

Период вращения (оборот вокруг оси): 10 часов 14 мин.

Температура поверхности: минус 180 градусов (средняя).

Атмосфера: в основном водород и гелий.

Число спутников: 18 (+ кольца).

Главные спутники: Титан.


Уран.

Уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. В 1986 г. “Вояжер -2″ пролетел на расстоянии 64 тысяч км, у него было шесть часов на фотосъемку, которые он с успехом реализовал.

Характеристика планеты Уран:

Период обращения: 84 года 4 суток.

Диаметр на экваторе: 51 тысяча км.

Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 17 часов 14 мин.

Температура поверхности: минус 214 градусов (средняя).

Атмосфера: в основном водород и гелий.


Нептун.

На данный момент, Нептун считается последней планетой Солнечной системы. Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп. В 1989 году, “Вояжер-2″ пролетел мимо. Он сделал поразительные фотоснимки голубой поверхности Нептуна и его самого крупного спутника Тритона.

Характеристика планеты Нептун:

Период обращения вокруг Солнца: 164 года 292 суток.

Диаметр на экваторе: 50 тысяч км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 16 часов 7 мин.

Температура поверхности: минус 220 градусов (средняя).

Атмосфера: в основном водород и гелий.

Число спутников: 8.

Главные спутники: Тритон.


Астероид.

Вокруг Солнца (в основном между орбитами Марса и Юпитера) движутся малые планеты – астероиды (в переводе с греческого «астероид» означает звёздоподобный). Ученым-астрономам известно более 10 тыс. астероидов.


Комета.

Кометы (в переводе с греческого слово «кометес» означает волосатая) состоят из сгустков твердых частиц и газа. С приближением к Солнцу комета разогревается, её вещества начинают испаряться – у кометы появляется хвост, состоящий из очень разреженного газа и мельчайших частиц. Он всегда направлен в сторону от Солнца. Чем ближе комета к Солнцу, тем больше становится её хвост. Обычно длина хвоста достигает порядка 10 млн км, а иногда 180 млн км. А у некоторых комет вообще нет хвоста.

Выполнение практической части проекта – создание модели «Солнечная система»




Модель «Солнечная система» выполнена из бисера и стекляруса воспитанницами школы-интерната Куликовой Аленой и Хлупиной Еленой. Планеты выполнены в виде объемных каркасных изделий на проволоке в технике плетения «сетка по кругу». Данная модель показывает состав Солнечной системы, расположение планет по отношению к Солнцу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта исследовательская работа помогла нам сделать следующие выводы. Известно, что в состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все планеты движутся против часовой стрелки и все кроме Венеры и Урана вращаются в том же направлении вокруг собственной оси.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси.

Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности. Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун. Она имеет диаметр в 3,82 раза больше земного, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

Возможно, что жизнь также существует и на Марсе, либо существовала там в прошлом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галилео. Наука опытным путем.

2. Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Издательство «РОСМЭН», 2010г.

3. Лындина Ю. «Фигурки из бисера». – Тверь «Культура и традиции», 2004

4. Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010

5.Интернет-источники:


  • http://ru.wikipedia.org

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23»

140250, Московская область, Воскресенский район

п. Белоозерский, ул. Молодёжная, д.39, тел. 44-55-084

E-mail: [email protected]

http://vos-licey-23.edumsko.ru/

ПРОЕКТ

на тему

«Солнечная система»

в номинации «Исследовательский проект»

ученика 4- В класса

Журавлева Данилы

Руководитель: Божко Марина Игоревна

г. Воскресенск

2016

Содержание

I . Введение 3

II . Основная часть 3

1. Солнце 3

2. Планеты Солнечной системы 4

3. Космические объекты Солнечной системы 7

4. Дальние объекты C олнечной системы 7

5. Практическая работа 8

III . Выводы 10

IV . Список литературы 11

V . Приложения 12

    Введение

На уроках «Окружающего мира» меня заинтересовал вопрос, как устроена Солнечная система. Мы выбрали небесные тела Солнечной системы как объект своего исследования.

Целью нашей работы является изучение небесных тел.

Задачи , которые мы поставили

    Изучить небесные тела Солнечной системы

    Исследовать изменения Луны

    Выяснить, каково влияние Солнца и Луны на жизнь людей

Мы выбрали тему "Солнечная система", потому что хотели больше узнать о Солнечной системе и космосе. Мне очень интересно было узнать, есть ли жизнь на Марсе? Какая планета самая холодная? Какие ещё есть космические объекты? Почему Луна меняет форму? Как происходит затмение? Как влияют небесные тела на жизнь человека?

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Планеты земной группы: Меркурий , Венера , Земля и Марс (рис.1) . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу. Планеты гиганты: Юпитер , Сатурн , Уран и Нептун (рис.2) . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

II . Основная часть

Первым небесным объектом, сведения о котором мы изучили, была звезда Солнце. Солнце (рис.3) представляет собой гигантский огненный шар очень высокой температуры. Что интересно, солнце светит почти белым светом, но у поверхности планеты Земля за счет сильного рассеивания приобретает желтый цвет, а при ясной погоде вместе с голубым цветом неба лучи Солнца вновь приобретают белое освещение. Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы.

Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь (рис 4). Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты, мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат (рис 5), а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.

    Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку составленного мною «топа», в котором я учитывал то, чем планеты отличаются от остальных.

Самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Меркурий (рис.6) Название планете дали древние римляне, которые почитали бога Меркурия как покровителя воров, путешественников и торговцев. В Древней Греции её называли сразу двумя именами - Аполлоном (бог солнечного света, покровитель искусств и науки) утром и Гермесом (шустрый посланник богов) вечером. Причем греки не знали, что видят одну и ту же планету. Меркурий так медленно вращается вокруг своей оси, что проходя полный круг вокруг солнца, совершает оборот вокруг своей оси всего 1,5 раза, из-за чего солнечные сутки на планете длятся 58 земных суток.

Самая яркая планета – Венера. Планета получила своё название в честь Венеры , богини любви из римского пантеона. Венеру (рис.7) очень часто называют «сестрой» Земли, поскольку их размеры и масса очень приближены друг к другу, но существенные отличия наблюдаются в их атмосфере и поверхности планет. Ведь если большая часть Земли покрыта океанами, то на Венере увидеть воду просто невозможно. На Венере постоянно происходят вспышки молний.

Самая пригодная для жизни – планета Земля . Третья от Солнца Земля (рис.7), ставшая нашим домом, имеет спутник – Луну , в состав атмосферы входят важные элементы водорода, углерода, которые делают возможным на Земле жизнь. Поверхность Земли состоит на 2/3 из воды, остальная часть это континенты, где и в воде и на суше развивается жизнь. Земля единственная из всех планет Солнечной системы, имеет океаны, - они покрывают более семидесяти процентов ее поверхности. Кислород на Земле, не критическая температура на поверхности планеты и другие свойства дали благоприятную возможность для существования растительного, животного мира и жизни человека на Земле. Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь Земля – единственная планета, на которой есть жизнь ! Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы. У планеты Земля есть один естественный спутник – Луна (рис. 9). Если не брать в расчет Солнце, то именно Луна является самым ярким светилом, которое можно наблюдать с Земли.

Наиболее таинственная и спорная планета - Марс (рис.10). Небольшая планета, которая представляется невооруженным глазом, известна как красная планета. Названа в честь Марса - древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Имеет два спутника – Фобос (страх) и Деймос (ужас). На важнейший из вопросов волнующий ученых – есть ли жизнь на Марсе - однозначный ответ так и не получен. Однако есть факты, свидетельствующие о том, что жизнь на планете могла быть в прошлом. Ученые постоянно получают косвенные свидетельства наличия жизни на марсе в прошлом, по крайней мере, на уровне микроорганизмов. Единственное явление, которое наблюдается на Марсе это пылевые бури, принимающие иногда глобальный марсианский размах.

Самая крупная планета в Солнечной системе , состоящая из газа, слои которого находятся в постоянных вихреобразных движениях - Юпитер (рис.11) – пятая от Солнца планета. Его масса Назван в честь верховного бога Юпитера у римлян и Зевса у греков. Размеры Юпитера превышают размеры Земли в 318 раз. Несмотря на большие размеры Юпитера, сутки на планете длятся около 10 часов. Интересной загадкой является Большое красное пятно (рис.12). Учёные считают, что это огромный ураган, который вращается со скоростью более 300 км\ч уже несколько столетий.

Наибольшее количество спутников у Сатурна. У него же самые ярко-выраженные кольца вокруг планеты , которые легко разглядеть в обычный телескоп (рис.13). Сатурн назван в честь римского бога Сатурна , аналога греческого Кроноса (Титана, отца Зевса). Эта удивительная и красивая планета имеет систему колец с миллиардами маленьких объектов: частиц льда, железных и каменных пород, а также много спутников - все они вращаются вокруг планеты.

Это самая холодная планета Солнечной системы , самая низкая зафиксированная температура равна -224°C. Планета Уран (рис.14) названа в честь греческого бога неба Урана. Это седьмая по счету планета солнечной системы, она имеет 27 спутников и 13 колец. Эта необычная планета видна наблюдателю в синих и зеленых цветах.

Самая «ветреная» планета Нептун (рис.15) - это последний из четырех газовых гигантов, принадлежащих солнечной системе. Из-за синего цвета планета получила свое название в честь древнеримского владыки океана - Нептуна. Сама атмосфера обладает повышенной активностью, где мощные ветра дуют со скоростью свыше 2000 км/ч, образуя огромные пятна размером с нашу планету.

  1. Космические объекты Солнечной системы

(рис.16) - несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Комета представляет собой небесное тело малых размеров, состоящее изо льда с вкраплениями пыли и каменных обломков. При приближении к солнцу лед начинает испаряться, потому за кометой остается хвост, растягивающийся порой на миллионы километров. Хвост кометы состоит из пыли и газа.

(рис.17) - подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют "малые планеты". Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название "пояс астероидов". Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км.

(рис.18) - падающие звезды - так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда "падающие звезды" метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они мелькают, словно искорка.

    Дальние объекты Солнечной системы

Самая далекая в Солнечной системе планета (рис. 19) Ее называют «ледяная планета». По своим характеристикам могла бы относиться к земной группе планет, но с 2006 года по решению Международного Астрономического Союза Плутон причислили к карликовым планетам наряду с Эридой и Церерой.

    Практическая работа

Более всего нас интересовал спутник Земли и его влияние на людей и их жизнь. Откуда появились такие временные измерения как «месяц» и «неделя»? Как Луна влияет на жизнь людей?

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны, был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

В течение месяца мы наблюдали за изменениями Луны и заносили результаты наблюдений в наш дневник наблюдений «Фазы Луны»:

Дата

Вид Луны

07.09.2015 г.

13.09.2015 г.

19.09.2015 г.

26.09.2015 г.

В результате наблюдения подтвердилось, что в течение месяца Луна проходит четыре фазы. Она то «смотрит» на нас полным круглым диском, то начинает уменьшаться, становясь серпом, а потом и вовсе исчезает с небосвода, а затем опять является нам в виде растущего серпа (рис.20). Смена фаз происходит потому, что между Луной и Солнцем примерно в равные временные промежутки встает Земля. Поэтому тень нашей планеты заслоняет Луну – частично или полностью.

Каждая фаза Луны продолжается 7,4 земных суток, а отсчет лунных фаз начинается с новолуния. Каждая фаза Луны соответствует одной из четырех природных стихий - огню, земле, воздуху или воде. Через каждые 7 дней наступает новая лунная фаза.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

2016 год дает возможность наблюдать сразу 6 затмений. К ним относятся 4 частичных солнечных затмения и 2 полных лунных затмения, отличающиеся необычно большой длительностью.

Как же происходит затмение Луны? В результате проведенного опыта выяснилось, как происходит лунное затмение (рис.21) и почему Луна меняет форму на небосклоне. Тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг (рис.22). Для этого опыта мне потребовался фонарик и два разных по размеру шара.

Какова же роль Луны на людей? В результате наших исследований мы узнали, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.

Интересуются ли мои одноклассники небесными объектами и их влиянием на землян? С этой целью был проведен опрос: «Что Вы знаете о Солнечной системе» в «4-В» классе (диаграмма 1). В результате выяснилось, что из 20 респондентов

    75% интересно узнавать новое о Солнечной системе

    80% опрошенных знают, как отличить фазы Луны

    90% - не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

После презентации проекта данные изменились (диаграмма 2):

    90% интересно узнавать новое о Солнечной системе

    98% опрошенных знают, что Луна меняет форму в течение месяца

    5% - не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

    Выводы

В состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси. Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности.

Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

Цель моей работы:


«Приложение 2.»

Приложение2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Меркурий.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета, которую можно увидеть у западного горизонта сразу после заката. Название «Меркурий» - по имени
бога торговли, покровителя путешественников – дали подвижной планете римляне.
Меркурий среди планет Солнечной системы превосходит размерами лишь Плутон. Он немного больше Луны и потому является очень трудным объектом для изучения с Земли. По легенде, даже великому астроному Копернику ни разу в жизни не удалось разглядеть эту планету. Меркурий трудно наблюдать с Земли. Из-за его близости к Солнцу он теряется в лучах восходящего или заходящего светила.
Поскольку Меркурий очень близок к Солнцу – среднее расстояние между ним и нашим светилом составляет 58 млн. км. Это довольно яркий объект. Угол наклона оси Меркурия 2 градуса. Меркурий вращается вокруг своей оси очень медленно, совершая один оборот почти за 59 земных суток, а вокруг Солнца – за 88 земных суток.
Почти всё, что известно о планете, передал космический зонд «Маринер-10», трижды пролетавший вблизи Меркурия в 1974- 1975 гг. 29 марта 1974 г. Космический аппарат приблизился к Меркурию на рекордно близкое расстояние – 705 км. «Маринер» подтвердил, что у Меркурия практически нет атмосферы. Имеется лишь немного гелия и водорода, а также небольшое количество натрия, кислорода, неона, аргона и калия.

После этого на 30 лет планету «оставили в покое», но совсем недавно исследования возобновились.
Из-за близости солнца на его поверхности невероятный перепад температуры: от +400 градусов днём до -170 градусов ночью. С наступлением ночи поверхность остывает очень быстро. Плотность Меркурия высока. Это говорит о том, что у него большое железное ядро, окруженное мантией из каменных пород.
Ландшафт Меркурия удивительно похож на лунный - его поверхность так же изрыта метеоритными кратерами. А вот типичных для Луны «морей»- тёмных равнин без капли воды – на исследованном полушарии Меркурия нет, кроме единственной Равнины Жары. Она образовалась около 4 млрд. лет назад при столкновении с астероидом.
Только на планете Меркурий можно наблюдать двойной восход Солнца. Из-за очень вытянутой орбиты Меркурия Солнце движется по его небосводу крайне неравномерно. Поэтому на планете есть места, где утром оно поднимается над горизонтом и снова прячется, чтобы через какое – то время появиться на небосклоне вновь.

Венера.

Венера – эта удивительная планета, ближайшая к Земле и вторая по расстоянию от Солнца. Ещё в древности люди заметили, что иногда после захода Солнца на розовом небе появляется очень яркая вечерняя звезда. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на земном небе. В Древней Греции звезду называли Фосфором - светоносной, то есть утренней звездой и Геспером – вечерней звездой. Кроме того, похожее светило появлялось периодически и перед восходом Солнца – утренняя звезда была настолько ярка, что не терялась на небе даже при дневном свете. Постепенно наши предки пришли к выводу, что обе звезды на самом деле один и тот же небесный объект – планета Венера.
Венера чуть меньше Земли и, видимо, имеет сходное с ней внутреннее строение.
Венера единственная из всех планет Солнечной системы вращается вокруг оси по часовой стрелке. Период ее осевого вращения самый продолжительный в Солнечной системе - около 243 суток, вокруг Солнца – 225 суток. Угол наклона её оси к плоскости орбиты равен 2 градуса. Из – за таких необычных сочетаний одни сутки на Венере равны 117 земным. День и ночь там длятся почти 59 земных суток.
Существование атмосферы Венеры было обнаружено в 1761г. русским учёным Михаилом Ломоносовым. В 1934 г. после проведения очень тщательных наблюдений, выяснилось, что количество углекислого газа над облачным слоем Венеры в 1500 раз превышает его количество во всей атмосфере Земли. В атмосфере Венеры имеется немного азота (около 3,5 %). Давление атмосферы здесь очень велико, примерно в 90 раз больше, чем на Земле. С поверхности этой планеты никогда не видны звезды. Когда-то облака, видимые на Венере, наводили многих ученых на мысль, что условия на поверхности планеты сходны с теми, какие были на Земле миллиарды лет назад, и венерианский климат может благоприятствовать развитию растений. Но все оказалось совсем не так.
На поверхности планеты крайне жарко – 470 градусов. Ужасающе высокая температура на Венере объясняется сильным парниковым эффектом. Атмосфера, состоящая из углекислого газа и водяного пара, интенсивно поглощая инфракрасные (тепловые) лучи, испускаемые нагретой поверхностью планеты, « окутывает» её подобно тепловому одеялу. Словом, жить на Венере невозможно даже растениям.
На поверхности Венеры с помощью радиоволн обнаружены множество гор, кратеров, разломов и два обширных плоскогорья, по размерам соответствующих материкам на Земле. Афродита и Иштар – так назвали эти плоскогорья, на 3-5 км возвышающиеся над окружающими равнинами. Плоскогорье Афродита можно сравнить с Африкой: это плато тянется почти 18000км, и по краям его высятся горы.

Земля.

Земля - особенная планета. И не только потому, что её поверхность на 2\3 покрыта водой, и не из- за того, что она имеет сильное магнитное поле, а её атмосфера - уникальные свойства. На Земле есть жизнь!
Земля – третья по удаленности от Солнца планета и самая большая из четырёх планет земной группы, её диаметр равен 12 756 км. Расстояние от нашей планеты до центрального светила составляет 150 млн. км.
Угол наклона оси равен 23,4 градусов. Оборот вокруг Солнца планета совершает за один год, двигаясь со скоростью примерно 30 км/с. Земля вращается вокруг своей оси, делая один полный оборот за 24 часа. При этом на той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, - день, а на другой половине - ночь.
Земля отличается от других планет своей атмосферой. Она окружена воздушной оболочкой, которая состоит в основном из азота – 79% и кислорода -20%. Азотно– кислородный состав атмосферы нашей планеты учёные объясняют тем, что на ней по крайне мере 3 млрд. лет назад появились живые организмы, которые начали поглощать углекислый газ и выделять кислород. А также в атмосфере Земли встречаются: водяные пары, аргон, и следы других газов.
Температура на поверхности Земли от-88градусов до +58 градусов. Всё тепло наша планета получает от Солнца. Солнечные лучи падают на Землю под разными углами. Поэтому и на экваторе, и в тропиках, где они достигают Земли самым кратчайшим путём, жарче всего. По мере продвижения к полюсам тепло убывает, поскольку лучи солнца вынуждены проделывать сквозь атмосферу больший путь. Поэтому воздух здесь получает меньше тепла.
На Земле очень много влаги: более 2\3 поверхности Земли покрыто водой - Мировым океаном. Почти все водные запасы сосредоточены в океанах, средняя глубина которых составляет 3800м. Некоторая часть земной влаги (около 24 млн. км) пребывает в виде льда и снега. Примерно 3% земной поверхности покрыто льдами.
В 1600г. английский физик Уильям Гильберт предположил, что Земля – огромный магнит. Происхождение земного магнетизма объясняется тем, что при вращении Земли в её железном ядре, особенно в жидкой части, возникают электрические токи. Вся наша планета как бы « опутана» магнитными силовыми линиями, которые сходятся в двух точках – так называемых магнитных полюсах Земли. Так что помимо атмосферы земной шар окутывает магнитосфера. Она простирается на десятки тысяч километров в космическое пространство. Существенную роль играет взаимодействие магнитосферы и солнечного ветра- потока заряженных частиц, летящих от Солнца. Магнитное поле Земли создаёт невидимую защитную оболочку – оно отклоняет большую часть солнечного ветра, обдувающего нашу планету.
На поверхности планеты происходит циркуляция воды (из атмосферы на сушу и далее в океан), воздушных масс, смена растительного покрова и миграция животных, перемещение крупных обломков и мельчайшей пыли. Всё это учёные считают процессом обмена веществом и энергией, который приводит к образованию рыхлых осадков, а вместе с тем к формированию рельефа. Это горные пояса, плоскогорья и равнины, подводные хребты и котловины, отличающиеся строением земной коры, степенью участия других факторов в их образовании.

Марс.

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Он расположен в полтора раза дальше от нашего светила, чем Земля. Марс люди наблюдали с глубокой древности: время от времени он появлялся на небе оранжево-красной звездой. Красное сияние планеты заставило греков посвятить ее богу войны Аресу. У римлян бог войны носил имя Марса, от него планета и получила свое название.
Эта небольшая планета имеет массу в девять раз меньше земной. Средний радиус Марса -3388 км, и он уступает Земле в размере почти в два раза.
Планета Марс вращается вокруг своей оси за 24 часа 37 минут, год там длится 687 суток – около двух земных лет. Угол наклона её оси к плоскости орбиты равен 24 градуса.
Сила марсианских ветров, достигающих скорости 100 м/с, удивительнее тем, что атмосфера этой планеты примерно в сто раз разреженнее земной. 95% приходится на углекислый газ, остальные составляющие марсианской атмосферы – азот и аргон. В ней также содержится кислород и есть следы водяного пара. Обычная вода здесь превратилась в лёд и повсеместно встречается в марсианском грунте, находящемся в состоянии вечной мерзлоты.
Средняя температура на поверхности Марса - 60градусов. Перепады температуры, в зависимости от времени года и суток, достигают 100- 150 градусов. Лишь в марсианское лето температура воздуха в полдень поднимается здесь до + 25 градусов. Зимой у полюсов температура достигает – 125 градусов.
В 1971 г. на орбиту вокруг Марса вышли советские аппараты « Марс-2» и «Марс -3» и американский « Маринер-9». Полученные с них данные показали, что в южном полушарии Марса сконцентрированы древние горы, покрытые кратерами. Северное же полушарие Марса изобилует молодыми равнинами и огромными вулканами. Северные области Марса свидетельствуют об активной геологической деятельности на планете - здесь найдены колоссальные вулканы, высотой до 27 км, и гигантские кратера, и сотни высохших русел древних рек.
Своим красным цветом Марс обязан бурым камням и желтоватой пыли. Анализ грунта, проведённый в 1976 г. « Викингами», показал, что он наполовину состоит из окислов железа: планета словно бы проржавела. Мелкая пыль на её поверхности – гидроксид железа, который придаёт розоватый оттенок планете.

Юпитер.

Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца планета и самая крупная из планет–гигантов. Название этой планеты дали римляне в честь верховного божества. Эта планета для них была как повелитель богов и называли её « лучезарной».

Юпитер – газовая планета, твердой поверхности у него нет. Разноцветные облака газов образуют в атмосфере причудливые узоры, вытягиваются в длинные, опоясывающие планету ленты. Поверхность Юпитера под атмосферой, скорее всего, покрыта океаном. Только его образует не вода, а сжиженный под высоким давлением бурлящий водород. Около 20 лет назад ученые сделали потрясающее открытие: на Юпитере бывают грозы. Американские «Вояджеры» зарегистрировали в атмосфере планеты многочисленные вспышки, которые оказались молниями протяженностью в тысячи километров!

У Юпитера есть кольцо, состоящее из мелкой пыли, почти как у Сатурна.
Диаметр Юпитера в 11 раз больше земного, он равен 142 700 км. Его масса в 2,5 раза превышает массу других планет, а также их спутников, астероидов, метеоритов и комет вместе взятых - т. е. на долю Юпитера приходится более 2\3 всего вещества нашей планетной системы.
Почти всё, что мы знаем о газовых гигантах, передали американские зонды « Пионер-10», «Вояджер-1» и « Галилео», выведенный на орбиту спутника Юпитера в 1995 г.
Планета – гигант неторопливо плывёт по своей орбите. Юпитер движется со скоростью 13,1 км/ с – более чем в два раза медленнее Земли. Сутки на Юпитере короче земных: самая большая планета Солнечной системы успевает обернуться вокруг своей оси всего за 9 часов 55 минут, а полный оборот вокруг Солнца совершает за 12 земных лет. Угол наклона оси Юпитера равен 3,1 градусов. Мощное магнитное поле Юпитера в 12 раз сильнее земного, но синяя стрелка компаса здесь покажет не на север, а на юг.
Юпитер окружён слоем атмосферы толщиной 1000 км. По составу она похожа на солнечную: в ней преобладают газы - водород (82%) и гелий (13%). Однако здесь присутствуют в очень небольших количествах и другие химические вещества: метан, аммиак, водяные пары и ацетилен. Солнечные лучи не проникают вглубь атмосферы – там царит вечная ночь.
Широко известен исследователям колоссальный атмосферный вихрь овальной формы - Большое Красное Пятно. По размеру оно превосходит диаметр Земли, имея ширину приблизительно 14 тыс. км., а длину -30-40 тыс. км. Период круговорота облаков в этом вихре - неделя. Первым увидел этот атмосферный вихрь итальянский астроном Джованни Кассини более 300лет назад - в 1665 г.
В марте 1979 г. американские « Вояджеры» обнаружили кольцо Юпитера, состоящее из пылинок размером от 1 до 100 мкм, самые большие были толщиной с человеческий волос. Кольцо Юпитера достаточно тонкое - 30 км толщиной и отражает только ничтожное количество падающего на него света.

Сатурн.

Сатурн – шестая планета по расстоянию от Солнца и вторая по размерам среди планет – гигантов. Название планета получила в честь римского бога Сатурна, божества плодородия.
Сатурн – газовый гигант, размером почти не уступающий Юпитеру,- его диаметр равен примерно 120 500км.
Планета Сатурн расположена в 9,5 раза дальше от нашего светила, чем Земля, и почти в два раза дальше, чем Юпитер. Вращается он очень быстро, совершая один оборот всего за 10 часов 40 минут, а вокруг Солнца почти за 30 земных лет. Угол наклона её оси равен 26,7 градусов.
Наиболее важные данные о Сатурне были получены в 20 веке с помощью космических аппаратов. Три межпланетные станции посетили систему планеты- гиганта в течение нескольких лет – « Пионер -11» в 1979 г, «Вояджер -1» в 1980 г.
Вследствие меньшей силы тяжести Сатурн имеет более протяженную атмосферу, чем Юпитер. Густой слой верхних светлых перистых аммиачных облаков делает его не таким цветным и полосатым. Вдоль экватора Сатурна движется мощное атмосферное течение, имеющее ширину в десятки тысяч километров, его скорость - 500 м/с. На Сатурне также наблюдаются пятна атмосферных вихрей и грандиозные штормы, заметные даже с Земли.
На Сатурне больше водорода - самого лёгкого химического элемента, поэтому его плотность мала - меньше плотности воды, а также встречаются следы гелия, метана и паров воды.
Солнце слабо греет эту планету, температура её облаков – 185 градусов. В холодной атмосфере дуют ураганные ветры, их скорость у экватора достигает 500 м/с – втрое больше, чем на Юпитере. Нередко в экваториальной области сверкают молнии, в сотни тысяч раз превосходящие самые сильные грозовые разряды на Земле.
По химическому составу Сатурн похож на Солнце, а также и на Юпитер, но масса его в 3,3 раза меньше, чем у последнего. Плотность Сатурна самая низкая среди всех планет Солнечной системы.
Интересный феномен, что вокруг Сатурна обращаются тысячи тонких колец. По отдельности они видны лишь с близкого расстояния, а при наблюдении с Земли сливаются в несколько широких. Ширина этих колец колоссальна – десятки тысяч километров, а толщина довольна мала – не более 50 м. Каких только объяснений происхождения колец Сатурна не предлагали ученые прошлого. Пожалуй, самое оригинальное высказал русский ученый К.Э.Циолковкий, который предполагал, что кольцами Сатурна управляют какие-то разумные силы. Природу составляющих их частиц астрономы разгадали: это куски льда размером в сантиметры, реже в метры. Ледяные глыбы сталкиваются, дробятся, между ними рассеяно множество осколков, но все они вращаются строго в плоскости экватора планеты. Каждые 14-15 лет кольца Сатурна поворачиваются к Земле ребром. Сначала они превращаются в тонкую « иглу», пронзающую планету, а затем и вовсе пропадают.

Уран.

Самая голубая планета – далёкий Уран- седьмая по расстоянию от Солнца. 13 марта 1781 г. произошло удивительное открытие: впервые за тысячи лет наблюдений Солнечная система пополнилась новой планетой. Ее назвали Уран – в честь греческого бога неба, супруга Геи-Земли.
Исследовать Уран с Земли очень сложно, почти вся информация о нём была получена 24 января 1986 г, когда вблизи него пролетел « Вояджер-2».
Уран причислен к планетам- гигантам, хотя заметно меньше Юпитера и Сатурна. Но Уран значительно крупнее Земли, и по своему строению это типичная газовая планета. Масса Урана составляет примерно 14,5 масс Земли.

Попавшим на Уран людям показалось бы, что здесь царят вечные сумерки. Хотя людям на Уран высадиться вряд ли удастся: скорее всего, его поверхность под слоем атмосферы покрывает океан сжиженных газов. Лишь глубоко внутри, в центре планеты, скрыть железно-каменное ядро.
Время обращения Урана вокруг своей оси 17 часов 14 минут, полный оборот вокруг Солнца – за 84 года. Примечательная особенность планеты состоит в том, что наклон её оси вращения составляет 98 градусов: Уран вращается как бы « лёжа на боку» и даже немного « вниз головой». Планета – лежебока получает почти в 400 раз меньше света, чем Земля.
Обширная атмосфера Урана содержит водород и гелий. Кроме того, в атмосфере Урана имеются следы метана, придающего ей зеленовато- голубой оттенок. Мощная газовая водородно-гелиевая атмосфера имеет толщину около 8 тыс. км. Давление атмосферы Урана достигает 200 тыс. земных атмосфер.
Причиной аквамаринового цвета планеты является суровый мороз в верхних слоях водородно-гелиевой атмосферы Урана. Температура облачных полос очень низкая, близка к -218 градусов. В верхней атмосфере Урана космический аппарат « Вояджер- 2» зарегистрировал различные «электросияния», вызванные потоками заряженных быстрых частиц.
Сильное магнитное поле Урана сравнимо с земным, однако его полюса отклоняются от географических почти на 60 градусов. В 1977г. астрономы открыли кольца Урана, совсем не похожи на светлые и широкие кольца Сатурна – они очень узки, это почти паутинки вокруг планеты. А частицы, их составляющие, очень темны. Кольца Урана имеют диаметр в несколько метров и отражают всего около 3 % солнечного света.
Форма Урановых колечек заметно отличается от круговой. Почти все они слегка вытянуты, имеют небольшую эллиптичность и наклонение к экваториальной плоскости.

Нептун.

Нептун – предпоследняя, восьмая по расстоянию от Солнца планета. Свое название Нептун получил в честь римского бога морей. Его невозможно увидеть с Земли невооруженным глазом. По яркости он приблизительно в 6 раз слабее Урана и расположен в 30 раз дальше от нашего светила, чем Земля, - на самом краю планетной системы.
23 сентября 1846 г астрономы обнаружили неизвестную планету – Нептун. Первым его увидел ещё Галилей, следя за спутниками Юпитера. Он подумал, что это звезда, и зарисовал положение Нептуна в своём дневнике, чем очень помог современным астрономам.
Нептун- четвёртый и последний газовый гигант в планетной системе Солнца. Он значительно меньше по размерам, чем Юпитер и Сатурн, но зато во многих отношениях очень похож на Уран. Нептун в 17 раз массивнее и в 58 раз объёмнее Земли. Его средний диаметр равен 49,5 тыс. км – в четыре раза больше земного. Плотность Нептуна немного превосходит плотность Урана, а их магнитные поля почти одинаковы и сравнимы с земными.
Двигаясь со скоростью 5,4 км/с, Нептун совершает один оборот вокруг своей оси за 16 часов 7 минут, вокруг Солнца – за 165 земных лет. Угол наклона оси к плоскости орбиты 28,8 градусов.
Атмосфера Нептуна напоминает атмосферы Юпитера и Сатурна, но содержит меньше водорода и гелия. Его облачная система крайне слаба по сравнению с системами этих гигантских планет. Но всё же, на Нептуне обнаружены пятна атмосферных вихрей, самый крупный из которых назван Большим Тёмным Пятном. Есть там также тонкие перистые облака, которые состоят из метана.
Из-за огромной удалённости от центра планетной системы, Нептун получает в сотни раз меньше количества солнечной энергии, чем то, которое приходит на Землю. Температура в его атмосфере – 220 градусов, а на поверхности – 213 градусов.
В середине 80-х гг. возле этой планеты были открыты кольца, показавшиеся учёным довольно странными: они были неполными, как бы разорванными. Этим образованиям присвоили названия « дуг», или « арок». Внутри арок учёные обнаружили отдельные сгустки частиц, отстоящие друг от друга на сотни километров и вместе образующие как бы цепочки.

Все планеты делятся на две основные группы: планеты земного типа и планеты газовые гиганты. К планетам земного типа относятся: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Остальные планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – газовые гиганты.

Отличительной чертой планет земной группы является наличие твёрдой оболочки, чётко отделяющей недра планет от их атмосфер, если они есть…

Особенность Солнечной системы – наличие стабильных планетарных орбит, которые не изменяются в течение длительных временных периодов. На одной из планет Солнечной системы благодаря этому самопроизвольно возникла жизнь, которая в процессе своей эволюции дала начало существам разумным.

Возможно, что жизнь также существует и на Марсе, либо существовала там в прошлом.

Уникальность Солнечной системы заключается в спокойствии её светила и в комфортных, с космической точки зрения, условиях для развития жизни на планете Земля. Следовательно «простое» механическое устройство нашей системы, состоящей из восьми планет и одной звезды, является важнейшим условием для возникновения жизни – наиболее сложного состояния материи, а жизнь в свою очередь создаёт предпосылки для возникновения ноосферы, сферы деятельности разумных цивилизованных существ.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3.»

Приложение 3.

Приступил к изготовлению планеты Меркурий. Шарик это каркас модели

Обклею шарик газетной бумагой и дам ему высохнуть. Применяю метод папье маше.

Ещё немного и ………

планета готова

Урок по теме «Сила тяжести на других планетах» (физика)





Просмотр содержимого документа
«Проект Путешествие по планетам Солнечной системы»

Введение………………………………………………………………………………….…..2 - 3

Основная часть. Планеты солнечной системы………………………………………….... 4

Заключение…………………………………………………………………………………. 5

Список использованной литературы, интернет – ресурсы….…………………………… 6

Приложения

Введение

Мы живём на планете Земля, которая обращается вокруг Солнца: без этого светила жизнь на Земле была бы невозможна. Вокруг Солнца движется восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. 24 августа 2006 года Международный астрономический союз (МАС) впервые дал определение термину «планета». Все планеты обращаются вокруг нашего светила почти по окружностям, двигаясь в одну сторону, совпадающую с направлением вращения самого Солнца и практически в одной плоскости.
Меркурий и Венера ближе к Солнцу, чем Земля, поэтому их называют внутренними планетами, а те, что находятся за Землёй - внешними. Меркурий, Венера, Земля и Марс относятся к планетам земной группы. Они расположены близко к Солнцу и получают много тепла. Их недра состоят из тугоплавких элементов (соединений железа, кислорода, кремния, магния), поэтому плотность этих планет довольно велика.
Четвёрку внешних планет – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – относят к газовыми гигантами. Каждая из них гораздо крупнее Земли и окружена семейством спутников. Небольшое твёрдое ядро такой планеты заключено в толстую оболочку из жидкого и газообразного водорода и гелия, поэтому её средняя плотность близка к плотности воды.
Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности может существовать жидкая вода. А, следовательно, и жизнь.

Актуальность исследования планет возросла в предыдущем столетии, когда был совершен прорыв и человек полетел в космос. Изучение планет Солнечной системы позволяет расширить знания об их строении, возможной жизни на других планетах, а модель Солнечной системы даёт возможность наглядно увидеть планеты Солнечной системы и их расположение по отношению к Солнцу.

Тема моего проекта:

Я выбрал эту тему потому что меня интересует как устроена наша Вселенная, в частности как расположены планеты Солнечной системы по отношению к Солнцу и как они выглядят.

Цель моей работы:

1. изучить планеты Солнечной системы и расширить знания о космосе;

2. создать и продемонстрировать модели планет Солнечной системы учащимся школы на уроках физики, астрономии и природоведения при изучении соответствующих тем.

Задачи проекта:

Проектным продуктом будет создание модели солнечной системы, а так же наглядный информационный материал в виде презентации с характеристиками планет.

План моей работы.

Основная часть

Я предложил своим одноклассникам совместно рассмотреть как устроена Солнечная система по отношению расположения планет к Солнцу. Ребята одобрили моё предложение и мы создали творческую группу из 8 человек по количеству планет (Приложение 1) Разработали план наших действий, а затем приступили к его реализации.

1 – ый шаг.

Составили план наших действий, установили сроки его выполнения и приступили к работе.

2 – ой шаг.

Каждый из нас выбрал себе планету, собрал по ней информацию. Эта информация обсуждалась в кругу группы ребят включённых в проект итогом которого были созданы краткие характеристики планет (Приложение 2)

3 – ий шаг. Опираясь на характеристику планеты каждый из нас приступил к созданию модели планеты, стремясь по возможности сделать её похожей на оригинал (Приложение 2)

Завершающим этапом была сборка расположения планет в солнечной системе.

Заключение.

Эта работа помогла нам сделать следующие выводы:

1. Известно, что в состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все планеты движутся против часовой стрелки и все кроме Венеры и Урана вращаются в том же направлении вокруг собственной оси. Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси.
Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности. Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун. Она имеет диаметр в 3,82 раза больше земного, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю. Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь. Возможно, что жизнь также существует и на Марсе, либо существовала там в прошлом. Предпосылки к жизни на других планетах не обнаружены, что позволяет сделать вывод о том, что жизнь на них не существует.

2. Изучая информацию и выполняя работу совместно с коллективом ребят я могу с точностью сказать, что материал полученной в ходе выполнения проекта был хорошо усвоен каждым из нас и доведён до других ребят, нам было интересно узнавать друг от друга информацию о планетах, работать вместе, так как это не только получение знаний. Работая вместе, мы поняли, что стали дружнее и готовы к дальнейшему, совместному участию в других проектах.

Практическое применение: наш проект был реализован на уроке физики в 7 классе при изучении темы «Сила тяжести на других планетах», где мы рассказали о планетах Солнечной системы, при этом постепенно создавали модель Солнечной системы. На этот урок были приглашены учащиеся 10 класса, которые изучают планеты Солнечной системы по астрономии. Информация полученная на этом уроке была интересная и поучительная, а созданная нами модель превосходная.На основании выше изложенного я считаю, что цель данного проекта выполнена полностью.

Список используемой литературы

1. «Вселенная»: Научно – популярное издание для детей/ Гальперштейн Л.Я - М: ООО

« Издательство « Росмэн- Пресс», 2002г

2. Детская энциклопедия «Астрономия и космос». Издательство «РОСМЭН» Москва 2010г.

3. Космос Полная энциклопедия Издательство «Эксмо» 2013г.

4.Новая детская энциклопедия «Росмен» 2004г.

5. Энциклопедия 500 удивительных фактов «Росмен» 2005г.

Интернет- ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org

2. http://kvant.space

3. http://spacegid.com

Приложения

Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Хоринский район

Центральный образовательный округ № 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Санномыская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая

конференция учащихся 4,5,6,7 классов

«Я ЛИЧНОСТЬ»

Номинация: естественные науки.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТАМ

СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

Выполнил:

Григорьев Сергей Станиславович 7 класса

Руководитель:

Романова Евгения Ильинична - учитель физики

с. Санномыск

Просмотр содержимого презентации



Цель моей работы:

1. изучить планеты Солнечной системы и расширить знания о космосе;

2. создать и продемонстрировать модели планет Солнечной системы учащимся школы на уроках физики, астрономии и природоведения при изучении соответствующих тем.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать литературу;

2. Смастерить модель Солнечной системы;

3. Познакомить учащихся школы с основными характеристиками планет и продемонстрировать модель.


План моей работы.

1. Выбор темы и распределение обязанностей по выполнению работы.

2 .Знакомство с информационными источниками.

3. Обсуждение полученной информации и составление характеристик планет.

4. Изготовление уменьшенных копий планет, на основании составленных характеристик.

5. Сбор модели в единое целое.

6. Презентация полученной модели, выводы.


Проектным продуктом будет создание модели солнечной системы, а так же наглядный информационный материал в виде презентации с характеристиками планет.

Этот продукт поможет мне и моим одноклассникам реализовать поставленную цель по получению видения и создания модели пространственного расположения планет Солнечной системы, а так же поможет и другим ребятам при изучении этой темы на уроках природоведения, физики и астрономии.




Практическое применение : наш проект был реализован на уроке физики в 7 классе при изучении темы «Сила тяжести на других планетах», где мы рассказали о планетах Солнечной системы, при этом постепенно создавали модель Солнечной системы. На этот урок были приглашены учащиеся 10 класса, которые изучают планеты Солнечной системы по астрономии. Информация полученная на этом уроке была интересная и поучительная, а созданная нами модель превосходная. На основании выше изложенного я считаю, что цель данного проекта выполнена полностью.














Спасибо за внимание!