Социология и социальная психология: сходства и различия. Реферат отличие социологии от социальной психологии

Социология и история

Если история свое основное внимание уделяет неповторимым уникальным историческим событиям, процессам и личностям, то социологию больше интересует типическое в социальных отношениях и событиях. С другой стороны, историка по определению интересуют «дела давно минувших дней», прошлое, а социолога интересует в первую очередь современное общество и его проблемы. Опыт прошлого является лишь одним из источников понимания современных явлений и процессов.

В центре внимания психологии – внутренний мир человека, индивидуальное человеческое «Я», а в центре внимания социологии – проблемы межличностного взаимодействия, т.е. «Мы».

Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией впервые нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, ибо трудно сегодня представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирических социологических исследований. В социологии широко используются достижения системной теории, теории синергетики, теории игр и многие другие теоретические и концептуальные модели.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарной основе возникли социальная психология и конфликтология, развиваются социолингвистика и соционика, проходят стадию становления некоторые другие дисциплины. Для всех этих новых направлений вклад социологии состоит, во-первых, в определении их проблематики из того проблемного поля, которое традиционно связано со структурными социально-групповыми носителями особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность существенно расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания.

Итак, смысл вычленения социологии из всей системы наук, и, конечно, прежде всего, обществознания, состоит в том, чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных и субъективных факторов. Это возможно благодаря тому, что социология обладает следующими достоинствами, признаками и свойствами.

Признаки и свойства социологии:

1. изучение общества как конкретной реальности , в реальных условиях пространства и времени, т.е. исследование конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы;

2. анализ общества в целом, как системы , в единстве всех его механизмов и структур, институтов и отношений. Это проявляется:

Ø в изучении обществ как системы связей и отношений;


Ø в анализе всех частных социальных явлений и процессов с точки зрения их включенности в общественное целое;

Ø в изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей. Социология как бы содержит в себе определенную всеобщность, что и отличает ее от других социальных наук;

3. исследование как конкретных, так и в первую очередь типических механизмов, условий и связей социальной жизни;

4. ориентация на изучение мотивов социального поведения и взаимодействия людей, особенностей их восприятия и понимания социальных явлений;

5. использование исследовательских методов не только теоретического, но и количественного, эмпирического плана .

СОЦИОЛОГИЯ это теоретико-прикладная гуманитарная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействии различных социальных общностей и систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений в определенных исторических условиях .

Вопрос 3 . Структура и функции социологии

Современная социология является сложно структурированной системой научного знания, в рамках которой существует множество теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концепций – марксистская, структурно-функциональная, полевая, этнометодологическая, феноменологическая, структурационная и т.п. – не является полностью адекватной и общепризнанной. Поэтому на рубеже ХХ – XXI веков предпринимаются попытки разработки общей социологической метатеории , т.е. теории второго порядка, обобщающей основные положения существующих социологических теорий.

При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые в своей совокупности позволяют представить данную дисциплину как определенную, логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть построена по различным основаниям.

Во-вторых, невозможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должны, с одной стороны, в обобщенной форме отражать какие-то стороны, аспекты социальной реальности, с другой стороны – быть выражением общенаучных теорий и в то же время (это с третьей стороны) характеризовать те специфические особенности познания, которые присущи именно социологии.

В-третьих, любая наука не имеет качественной определенности, если точно не вычленены и не сформулированы ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.

Существует несколько способов структурирования социологии. Первый вариант – по характеру и уровню социологического знания и исследования.

Самым распространенным и общепризнанным является деление социологии на теоретическую и эмпирическую. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление связей и отношений (причинных, функциональных и др.), закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых общественных явлений и процессов, так и самой социологической науки. Большое место в социологической теории отводится понятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленных данных, так и новых теоретических и методологических подходов.

Соответственно, социологические исследования делятся по характеру получаемого знания на две большие относительно обособленные группы:

1. методологические исследования, формирующие знания о знании, т.е. о средствах и способах исследования предмета социологии (методы, процедуры);

2. неметодологические исследования, результатом которых выступают знания о предмете социологии, т.е. об обществе и общественных отношениях.

Вследствие большой сложности и многообразия социальной действительности, ограниченных возможностей проведения социальных экспериментов и использования приборов изучение большинства социальных феноменов в социологии осуществляется преимущественно на теоретическом уровне.

Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключает существования различных концепций, взглядов, подходов и парадигм. Это, собственно говоря, и отражает современная ситуация в социологии, которая характеризуется многообразием концептуальных подходов к изучению одних и тех же проблем. Более того, существование различных теорий приводит к полемике, что, в конечном счете, обогащает социологию в целом.

В структуре социологии на ее теоретическом уровне выделяются:

ü общесоциологические теории : теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), теория социального действия (М. Вебер), структурно-функциональная теория (Т. Парсонс и Р. Мертон), теория социальной стратификации (П. Сорокин), теория социального поля (П. Бурдье и Н. Луман), теория социального действия (П. Штомпка).

ü Наряду с ними развиваются специальные социологические теории , например, теория социальных взаимодействий (Г. Зиммель и П. Сорокин), теория социальных движений (Г. Блумер, А. Турен).

ü Широкое применение находят отраслевые социологические теории , формирующиеся на стыках социологии с другими науками и изучающие особенности развертывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах – экономическая социология, политическая социология, социология культуры, социология религии и т.п.

Что касается эмпирического уровня знания, то оно представлено всеми видами и формами конкретной социальной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых социальных процессов и явлений.

В последнее время все большую популярность стали приобретатьтеории среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Р. Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знаний. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологиче­скими теориями. Это промежуточное положение позволяет теориям среднего уровня сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими (практическими) данными. Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени существует свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус теоретических, другие - прикладных, третьи - теоретико-прикладных дисциплин. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей.

Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:

1) теории социальных институтов (социология семьи, армии, политики, труда и т.д.);

2) теории социальных общностей (социологии малых групп, организаций, классов, толпы и т.д.);

3) теории специальных социальных процессов (социологии конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации и т.д.).

Второйвариант структуры социологии – по ориентации и функции исследования . Иначе говоря, данное разделение социологии отвечает на вопрос, решает ли это исследование только научные или практические задачи. Для фундаментальной социологии цель исследования – это построение научной теории, объясняющей в общих понятиях социальную действительность, например теория социальных систем, теория социального кризиса, теория общественного развития, концепция культуры. А для прикладной социологии цель исследования – это разработка конкретных рекомендаций и предложений для совершенствования и преобразования социальной действительности.

В идеале прикладная социология должна опираться на фундаментальную, а та, в свою очередь, использовать и правильно объяснять материалы конкретно социологических исследований. Но это – лишь в идеале. Так сделать удается редко (в частности, один из немногих примеров удачного соединения теории и практики – серия публикаций И.М. Клямкина в журнале «Политические исследования» за 1993 – 1996 гг.). В действительности в отдельные периоды наблюдается увлеченность то абстрактными теориями, то узкоприкладными исследованиями, например, опросами и рейтингами, как в современной России.

При этом очевидная неразработанность социологической теории переходных процессов плохо сказывается на решении разнообразных практических проблем российского общества, на становлении правового государства и действенной демократии.

Некоторые российские ученые смешивают «теоретическую» и «эмпирическую» социологию с «фундаментальной» и «прикладной» социологией. Деление на теоретическую и эмпирическую социологию обусловлено уровнем знания (теоретическое и эмпирическое), деление же на фундаментальную и прикладную - ориентацией (функцией) социологии, направленностью на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии; если же его цель - выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи - преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям.

Третий вариант структуры социологии – по масштабу исследуемого объекта . Макросоциология изучает общество как целостный социальный организм, его структуру, социальные институты, их функционирование и изменения. А микросоциология обращена к социальному поведению конкретных индивидов и групп, межличностному общению, мотивации действия и реакции, социализации и индивидуализации личности, стимулам и формам групповых поступков и группового поведения.

Четвертый вариант структуры социологии – по предмету исследования . Это т.н. функциональные социологии. Основанием для функциональной структуры социологического знания является деление жизни общества на различные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. В соответствии с этим и принято выделять экономическую социологию, политическую социологию, социологию социальной жизни, социологию духовности (культуры) и социологию управления.

Пятый вариант структуры социологии – по используемым исследовательским подходам. При изучении и объяснении разнообразных социальных явлений используют пять основных исследовательских подходов :

Ø демографический подход предполагает изучение общества и общественного развития через призму процессов рождаемости, смертности, миграции населения. Например, социально-экономическая отсталость стран III мира объясняется, в частности, тем, что им приходится тратить большую часть средств на то, чтобы прокормить быстро растущее население. Отсюда демографическая структура населения и ее динамика – ключ к объяснению социальных процессов в этих странах;

Ø коммуникативный подход предполагает изучение общественной жизни как системы человеческих взаимоотношений. Здесь анализируются формы и механизмы взаимоотношений людей друг с другом, обусловленные их статусами и социальными ролями, а также способы и трудности общения;

Ø коллективистский подход применяется при изучении особенностей и механизмов взаимодействия людей в группах и организациях. В рамках этого подхода изучается коллективное поведение (аудитории, толпы), влияние устойчивой организационной структуры на отношения людей, на их поступки и мотивации (например, анализ отношений в семье, фирме, коллективе, изучение конфликтов и т.п.);

Ø психологический подход предполагает объяснение социального поведения и отношений через призму его субъективной значимости для людей как личностей. При этом изучаются мотивы, мысли, навыки, ценностные ориентации и социальные установки, представления человека о самом себе и об окружающем обществе;

Ø культурологический подход постигает зависимость взаимодействия и общения людей от социокультурных особенностей, традиций и менталитета данного общества. В рамках этого подхода анализируется специфика правил поведения, норм и социальных ценностей как факторов, регулирующих поступки и отношения людей в группах.

Среди наук, исследующих поведение человека во всех формах проявления его психической, интеллектуальной, социальной и духовной активности, психология и социология имеют наиболее выраженную связь. Они преследуют цель выявления общих закономерностей человеческой деятельности, связанной с ее личностным аспектом. Однако в социологии и психологии используются разные методы научного анализа и специфические приемы его проведения.

Определение

Социология – наука, исследующая процессы развития общественного сознания и выявляющая роль личности в его формировании. Предметом изучения социологии является функционирование социальных систем и институтов, особенности социального поведения человека и общество как социокультурное целое.

Психология – наука, изучающая поведение человека как реализацию скрытых от внешнего наблюдения мотивов, устанавливающая закономерности развития личности и формирования межличностных отношений.

Сравнение

В центре внимания социологии находится весь механизм саморегуляции и саморазвития общества, а также социальных поведенческих стереотипов, которые складываются в локальных группах на уровне личного или делового общения.

Теоретическая социология занимается анализом и обобщением результатов глобальных исследований социальных явлений в контексте их исторического развития. Состояние современного общества и формирование тенденций его развития в будущем – предмет исследования эмпирической социологии. В ней используются методы непосредственного наблюдения за поведением участников социальных групп и экспериментального анализа ситуативных факторов, влияющих на общественное сознание. При этом характер и особенности отдельной личности рассматриваются как частное проявление общих черт социальной группы.

В психологии основным объектом исследования является именно человеческая личность и ее внутренний мир. Фундаментальная психология изучает содержание и общие закономерности психических процессов, определяющих черты и свойства личности.

В прикладной психологии выявляются механизмы психической, мыслительной и социальной деятельности человека, которые тесно связаны с типом его психической организации и мало зависят от социокультурной среды.

В конкретных жизненных условиях любая человеческая деятельность проявляется в определенной форме социального поведения, поэтому задачей психологии считается не только анализ состояний и личностных свойств индивида, но и определение специфических закономерностей их развития под влиянием социальных отношений.

Наряду с основным направлением в области исследований, касающихся психологии личности, выделяют также научные дисциплины, изучающие психологию малых и больших групп, психологию общения, прикладные психологические технологии и методы психологического анализа.

Выводы сайт

  1. Предметом изучения психологи является личность человека, его внутренний мир и мотивы поведения. Социология изучает не отдельную личность, а общество как единую социокультурную систему.
  2. Психология связывает свойства личности с индивидуальными психическими процессами. Социология рассматривает человека как участника общего процесса социального взаимодействия.
  3. В психологии отношения индивида с социумом анализируются с точки зрения психологии личности и психологии общения. В социологии – с точки зрения влияния общественного сознания на формирование типа поведения и мировоззренческих представлений личности.
  4. Психология тесно соприкасается с педагогикой и медициной, социология – с общей историей и культурологией.

Отличие социологии от социальной психологии.
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть
сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая
как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся
друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и
предмет социологии и психологии личности:
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы,
изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в
изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых
до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов,
людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него
влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на
отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские
отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков,
разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать
то, почему определенные люди привлекают друг друга.
Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти
отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся
изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних
механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например,
почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи
концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как
социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или
жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
Методология
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология - это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой - совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Под методологией понимается, с одной стороны, учение о научном методе познания и, расширенно, о методах познания вообще. С другой стороны, это совокупность методов, применяемых в какой либо из научных отраслей. Это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической исследовательской деятельности. Методология определяет то, как будут проинтерпретированы получаемые в исследованиях данные относительно предмета и объекта исследований.
В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы и т.д.
2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания
3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методикаКонкретные методики (или методы, если слово "метод" понимать в этом узком смысле), применяемые в социально- психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Общение как коммуникативная деятельность ,
По своей природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:
- коммуникативный, обеспечивающий передачу информации;
- интерактивный, способствующий регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения;
- перцептивный, отвечающий за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.
В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:
- личностно-ориентированный;
- социально-ориентированный.

А.Н. Леонтьев выделяет в коммуникативной деятельности несколько составляющих ее компонентов:
- предмет общения - это другой человек, партнер, субъект, с которым осуществляется процесс общения;
- потребность в общении - стремление, нужда в познании оценки других людей посредством общения, с конечной целью совершенствования самопознания, самосознания;
- коммуникативные мотивы - то, ради чего совершается общение;
- действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
- задачи общения - это та цель, во благо которой в коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения - совокупность операций, посредством которых осуществляются действия общения;
- продукт общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.
основные
характеристики общения
Всякое общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержание общения выражается в следующих моментах:
- передаче от человека к человеку информации;
- восприятии партнерами по общению друг друга;
- взаимооценка партнерами;
- взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга;
- взаимодействии партнеров друг с другом;
- управление групповой или массовой деятельностью.
В литературе выделяются основные функции общения.
- Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации.
- Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.
- Самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
- Трансляционная - как средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.
- Экспрессивная - способствует взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.
- Социального контроля - функция регламентации поведения и деятельности субъектов общения.
- Социализации - определяет способность формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами.
Манера общения определяется следующими факторами:
- тоном общения (спокойный, властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.);
- дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.).

Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей;
- психологическая или социальная индивидуальность человека;
- особенности партнеров по общению.
Способы общения.Потребность в общении
Обще?ние - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. (
Психический контакт между людьми может быть непосредственным (например, при встрече) и опосредованным, с использованием специальных средств и орудий (например, обмен письмами). При общении с помощью писем, телефонных переговоров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литературы: последняя дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.
В последние годы все большее распространение получает способ общения через электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физического контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изображения говорящих на электронных средствах, теряется большая часть информации, сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.
Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано общими интересами. Такое общение происходит через сетевые конференции и онлайн-чаты. Конференция – это место виртуальной встречи людей с общими интересами. На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В результате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди. Таких конференций в Интернете проводятся тысячи.
Интернет-чат – это интерактивный обмен сообщениями между двумя или более участниками. В то время как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чат-руме ответы появляются на экранах участников немедленно.
Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.
Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
и т.д.................

1.Проведите сравнительный анализ предметов социологии и психологии.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество - не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.

Социология (фр. sociologie, латин. Societas - общество и греч.- Logos - наука об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.

И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей - от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения - на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм - сводивший социальное к природному, антипозитивизм - настаивающий на специфике социального.

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения - понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным - это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология – это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить.

Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства - только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и "новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология - наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро - и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро- социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,- это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.

Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой - в его индивидуальном опыте, с третьей - в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем - это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.

Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.

Значительный импульс для выделения в самостоятельную научную дисциплину психология получила и от сложившегося понимания физического здоровья индивида и накопившихся наблюдений о влиянии состояния души на состояние тела.

Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию - обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие крайностей, и породили множество психологических теорий, не поддающихся согласованию между собой. В начале XX века философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии.

Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, - «Противоположности - не противоречия, они дополнения» - послужило новой методологией не только для естественных, но и гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос - порядок». Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность, самоопределение - свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это - процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует прежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзя рассматривать вне зависимости от окружающего мира, его структуры и наполнения.

1.Каждый из нас часть природы, ее вид, причем особенный, называемый индивидом. Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладает свойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины и мужчины (не зря мы говорим «женская логика», «мужской поступок»), отличительные черты вносит в сознание возраст (вспомните пословицу: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»), как наследственный признак проявляется темперамент и отдельные черты характера. Доказано, что взаимодействие с природой обусловливает состояние здоровья, психического (души) и физического (тела), так же, как доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.

Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.

Неодухотворенное лицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называется холодной.

2.Индивиды, вступая во взаимодействие, обретают определенную значимость для себе подобных, обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьми наполняет сознание определенным содержанием, образуя его социальную сущность. В социуме каждый предстает как личность, которая приносит другим определенную пользу, размер которой и определяется личностностью и сопровождается соразмерным уважением (обратите внимание на близость с понятием важность). Кто-то уважению уделяет больше внимания, кто-то меньше. Кто-то его добивается целенаправленно разнообразными средствами, к кому-то оно приходит само собой, но соразмерно заслугам перед социумом (личность - семья - группа - общность - общество - мировое сообщество). В этом процессе становления личности, обретения индивидом личностности немалое значение имеют особенности индивида, подбирающего для себя «социальные мундиры», которые не могут быть ни велики и ни малы, а должны быть в самый раз. Личностная позиция проявляется во множестве социальных ролей (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые либо краткосрочны, либо долгосрочны и требуют от индивида способности владеть этой ролью, научиться ее исполнять. Плохое исполнение воспринимается окружающими как плохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризует мудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь - театр, все женщины, мужчины в ней - актеры». Груз исполнения социальных ролей напрягает, влияет на состояние психического здоровья, а через него и физического. Это важно понимать и отслеживать соответствие социальной ноши собственным способностям, регулировать их, уравновешивать.

3.Особенность индивида состоит в том, что рождается он с предрасположенностью к мышлению, производству собственных мыслей, творчеству, разумности, духовности, что и составляет в сознании человеческое, духовную сущность, что придает индивиду особый статус «гомо сапиенс» - человека разумного. Это еще одна детерминация сознания - причастность к духовному пространству. Так же, как природу и социум изучает множество разных наук, духовность является объектом исследования для философии и религии, психологии и педагогики, человековедения, культурологии и других наук, каждая из которых старается объяснить свой особый аспект, соответствующий своему предмету. Ограничимся и мы в нашей учебной дисциплине рассмотрением понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние духа на все пространство сознания во внутреннем и внешнем, на его проявление в действиях, поведении, деятельности. Проявление духовной составляющей в позиции, целях, содержании, методах, результате осознания отличает деятельность одного от деятельности другого, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизации социальных отношений. А состояние духа конкретного человека определяет степень его уверенности, гуманности и других проявлений состояния сознания. Некоторые отождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным, божественным и потому не одобряют его упоминание всуе. Вероятно, они правы, как правы и те, кто не представляет нашу обыденную жизнь без духовности, понимает ее каждодневное влияние на конкретные события и ратует за то, чтобы вернуть ее в нашу жизнь, распространить и усилить. Наверное, у каждого есть свое субъективное представление о духе в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что свидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и, стало быть, к тому, что думают по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил дух как стержень сознания. Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам не хватает веры и силы - мы говорим «пал духом», «духа не хватило», и наоборот, слова «сильный духом», «воспрял духом» говорят об обретении твердости, уверенности, способности к действиям. Именно в духе существует вера, надежда, любовь, и проявляется он, по словам Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться».

Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание - пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс, связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучению процессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут быть названы образовательными процессами.

В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:

Осознание состояния своего сознания (внутреннего);

Осознание окружающего мира (внешнего);

Осознание контакта с окружающим миром (взаимодействие внутреннего и внешнего);

Осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннего).

В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.

Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. Его живое состояние предполагает постоянное изменение и, стало быть, процессы роста, в которых рождается и преобразуется некоторая информация; будучи усвоенной, она становится внутренним знанием, содержанием."

В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.

Вместе с тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие - «воспринять», произвольная память - «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых - осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».

Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.

Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» - душа, «логос» - учение).

Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого - сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).

На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.

Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность» было новым этапом, в котором немалые заслуги принадлежат советской психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его структуру и функции, но и его отношения с миром внешним, предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные на изучение мира внутреннего, стали методами психологических исследований. Накопление знаний о душе, которое происходило в процессе осознания человеком самого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как части философского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданный природой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложности разнообразное трактование: в семантическом смысле - это накопление знаний (сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание - формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом - сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный - генетическую информацию; социальный - информацию, впитанную в социальном общении; духовный - информацию, произведенную собственным разумом - понимание, озарение.

Второй этап становления психологической науки - накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым для понимания оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжала оставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление - бихевиоризм, который от безысходности попыток проникнуть в суть сознания, поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научные исследования известными методами, объявил предметом психологии - поведение как внешнее проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволял ставить эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявления особенностей сознания. Изучение поведения преодолело узость предмета психологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединения внутреннего и внешнего, изучения отношений субъективного и объективного. Однако достоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализация объяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт. Бихевиоризм подвергся критике за чрезмерный механицизм в объяснении поведения и снова встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказалась востребованной философская парадигма отношений бытия и сознания. Единство сущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального, отразилось в понимании осознанности действия.

Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).

Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннем содержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности - также предполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.

Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.

Таким образом, связь внутреннего и внешнего состоит из «прямой» и «обратной». Первичное осознание - проектирование действия, вторичное осознание - рефлексия, осознание после совершения действия. Взаимопроникновение этих процессов предполагает осознание собственного сознания, что философия называет самосознанием. Если говорить о современном состоянии предмета психологии, то вероятно - это самосознание. Самосознание предполагает осознание природной компоненты («оставаться самим собой»), осознание себя как личности («иметь свое лицо»), осознание собственного духа (уметь поддерживать «стержень сознания - дух», силу духа).

2.Раскройте содержание понятия «социальный институт». Какова связь между видами и функциями социальных институтов?

Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Понятие «институт» было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т.д. В социологии термин «институт» сохранил смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительно более широкое толкование как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального регулирования поведения субъектов.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность в коммуникации.

К числу основных институтов относятся: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные.

Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

К числу основных признаков социальных институтов относятся:

Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;

Основные роли – образы поведения;

Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);

Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального контроля.

Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо.

Всё многообразие социальных институтов можно разделить на два типа:

институты-субъекты – это организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь и др.);

институты-механизмы – это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, религия).

Элементарной единицей социального института любого типа является акт социального взаимодействия. В идеальной форме он существует как нормативное предписание закона, должностной инструкции, указа и др.

Весьма близкими являются категории социального института-субъекта и группы. Однако социальная группа – это совокупность однородных статусных позиций, объединяющихся благодаря этой однородности в социальном поле. Институт отличается от группы гораздо более высоким уровнем интеграции. Четкой границы между группой и институтом нет – любая группа имеет тенденцию к институционализации.

Намного ближе понятия института и коллектива. Однако коллектив – это совокупность индивидов, объединяющихся для совместных действий, чтобы реализовать свои осознанные интересы. Коллектив создается взаимодействием конкретных людей и может перестать существовать, если поменяется состав людей. Институт – это надындивидуальное образование, в целом мало восприимчивое к изменениям личностных характеристик.

Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное право»).

Под неформальными обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения. Это обычаи, законы, привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура.

Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально уполномоченными людьми (государственными чиновниками).

Правила поведения делятся на наследуемые, естественно данные и приобретенные, передаваемые через культуру. Последние, в свою очередь, делятся на личные и социальные, а социальные правила – на неформальные (закрепленными традициями и обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в правовых нормах). Наконец, формальные социальные правила включают частное и общественное (публичное право). Частное право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций; в рамках общественного права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства.

В социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во-вторых, - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе.

Процесс образования институтов – институционализация – подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

формирование общих идей;

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

появление процедур, связанных с нормами и правилами;

институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.

Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

Западный социолог-структуралист П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:

1) интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские (частные. - Н.С.) ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярны ценностей в обществе.

2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода возна­граждений».

3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направлен­ных на достижение социальных целей».

При этом Дж.Тернер отмечает, что П.Блау безоговорочно ставит социальные институты в зависимость от выполнения ими функций для общества в целом, интег­ративные институты должны удовлетворять потребности в «скрытости», диструбутивные - в «адаптации», а органи­зационные - в «интеграции» и «достижении цели».

В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

В «Социологическом словаре» (пер. с англ.) приведено пять основных комплексов социальных институтов: «(1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; (2) поли­тические институты, регулирующие осуществление влас­ти и доступ к ней; (3) институты стратификации, опре­деляющие размещение позиций и ресурсов; (4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; (5) институты культуры, связанные с религи­озной, научной и художественной деятельностью».

3.Социальная стратификация - это:

а) социальное неравенство

b) социальная деятельность

с) социальная мобильность

d) социальное взаимодействие

4.Почему в современном мире социология становится одной из ведущих общественных наук? Проанализируйте данную проблему.

Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы; учение о государстве – политические события и закономерности; психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.

Социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.

В чем сходство и различие социологии с другими науками?

Социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизм взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии.

Для философии исходный пункт исследования - это человек, а для социологии - общество. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология рассматривает личность как социальный тип. Философия решает общественные проблемы умозрительно, основываясь цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности.

О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О. Конт.

История. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология - in factum, т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

Политология изучает политическую действительность, политическую жизнь общества (государство, его институты и нормы, политическое поведение людей, властные отношения между ними). Социология анализирует общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п. Между социологией и политологией существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина -социология политики.

Социология тесно взаимодействует с эконом ической наукой . Ведь на эволюцию социальной деятельности оказывают влияние радикальные сдвиги в экономике. Многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология села и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях и осуществляются в рамках экономической социологии.

Социология как наука имеет много общего с психологией . Сходства этих наук возникают тогда, когда в фокусе научного анализа оказывается человеческая личность. Тем не менее, у социологии и психологии имеются и существенные методологические различия. Если главное внимание психологии сосредоточено на изучении индивидуального «Я», то социологию интересуют проблемы межличностного взаимодействия «Мы». На стыке психологии и социологии развивается новая наука социальная психология .

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии - социологии труда, социологии образования, социологии культуры, социологии спорта и ряда других. Именно на междисциплинарной основе, развивается социолингвистика и социальная педагогика.

Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.